База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Система приемов и методов достижения эффективности взаимоотношений «адресант – адресат» в современной радиожурналистике — Издательское дело и полиграфия

Мальцева Ирина Анатольевна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Кубанский государственный технологический университет

Краснодар 2007

Общая характеристика работы

В последние годы в политике радиовещания стран постсоветского пространства произошли значительные изменения. Среди основных тенденций развития вещания – демонополизация и сокращение деятельности центральных программ.

Сегодня радиовещание поделено в соответствии с двумя видами собственности – государственной и частной. Многие годы это казалось абсолютно невозможным. Монополия государства на эфир была стопроцентной. К концу 1990-х гг. государство контролировало менее 10% общего времени вещания. Возникли четыре вида вещания (по признаку собственности):

– государственное;

– коммерческое (частное);

– муниципальное;

– общественных организаций (в том числе религиозное).

При этом анализ реальной практики вещания за последние годы дает основание к такому выводу: муниципальные станции по всей стране неизбежно поглощаются теми или иными частными коммерческими структурами, которые в сферу своих интересов включают и радиобизнес.

Есть основание предполагать, что этот процесс также неуклонно (хотя и в меньшей степени) касается общественных радиостанций. Соответственно меняются традиционная радиожурналистика, ее организационно-творческие принципы, иногда и ценностная ориентация, приемы, методы, технология радиопроизводства. Во многом они разнонаправлены. Но правомерно также сказать, что они активно влияют друг на друга, так как имеют общие профессиональные, психологические и технологические корни. В этом контексте разнообразные аспекты современного радиовещания следует рассматривать в сумме общих принципов радиопроизводства, разумеется, обращая внимание на специфику работы в тех или иных условиях.

В связи с этим актуальным становится вопрос о традициях радиовещания, накопленных в течение тех десятилетий, когда оно полностью было государственным. Профессионалов нескольких поколений глубоко волнует эта проблема, ибо выходит за рамки сугубо журналистских творческих, организационных и нравственных аспектов.

В данной диссертационной работе проанализирована и обобщена система приемов и методов достижения эффективных взаимоотношений «адресант – адресат» в современной радиожурналистике.

Актуальность темы исследования определяется следующим.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что лучшие традиции государственного радио весьма ценны, поскольку связаны с именами блестящих мастеров – репортеров и публицистов, актеров и режиссеров. Но есть и другая сторона – привычка к интеллектуальному и материальному иждивенчеству, страх перед ответственностью, творческая ограниченность. Партия и государство создавали структуру подчинения, в которой радио, будучи абсолютно отлаженным механизмом, являлось одним из главных способов формирования мировоззрения.

После 1991 г., когда вместе с общественно-политической ситуацией в России начал стремительно меняться и радиоэфир, далеко не все радиожурналисты, особенно старшего поколения, сориентировались в новых реалиях. Понадобилась серьезная ревизия: какие основы профессии остались незыблемыми, а что из опыта закономерно отправляется на «свалку» истории. «Не реформировать общество, а информировать его» – таков современный подход к журналистике. Но любая информация, любой поток истины окрашены человеческими эмоциями, что и дает широкие возможности для творчества, разумеется, в рамках профессиональных норм.

Возникновение конкуренции между радиостанциями обусловило следующие тенденции: идея персонификации (усиление роли журналиста и личностного субъективного начала в радиопублицистике), переход многих программ в режим прямого эфира, развитие жанров диалогизации.

Особенно репрезентативна персонификация. Дикторов с их стандартно-безликими голосами заменили журналисты, которые стали высказывать свои мысли, не доверяя посредникам. Это позволило радиовещанию достичь большей эмоциональности и живости. Процессы демократизации общества в России повлияли на рождение ведущего «нового типа», ведущего-личности, ведущего-индивидуальности.

С развитием конкуренции в радиовещательном пространстве появился новый подход в понимании работы радиоведущего и необходимости разработки иных творческих методов. У каждого ведущего должно быть нечто свое, что его отличало бы от других: голосовые данные, умение играть голосом и т.д. Использование тех или иных творческих методов во многом зависит и от вещательной политики станции, и от требований учредителя.

На развитие новых принципов и подходов к работе в эфире повлияла реструктуризация российского вещания: многие программы перевели в режим живого эфира, прямой эфир составил 90% в структуре всех радиопрограмм.

Девяностые годы ХХ в. – новый исторический этап развития российских СМИ. В результате политических, экономических, социальных и иных преобразований, технологической революции произошли глубинные сдвиги в системе средств массовой информации.

Главный итог – ликвидация государственной монополии на радиовещание, возникновение сектора негосударственных, коммерческих, частных и других радиоканалов, что привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. В кратчайшие исторические сроки (6–7 лет) сформировался российский рынок электронных масс-медиа.

Сектор государственного вещания претерпел серьезную эволюцию. К 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации. На базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую наряду с РТР, каналом «Культура», «Радио России» вошли «Маяк» – «Юность», «Орфей», «Голос России» (иновещание), технические службы, региональные ГТРК и передающие радиотелецентры на местах. Таким образом воссоздается жестко централизованная структура телерадиовещания (по модели Гостелерадио СССР).

Наряду с государственным радио стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Становление развитого сектора негосударственного радиовещания – важнейший фактор, определивший эволюцию вещания в России на длительную перспективу.

Одно из важных явлений в сфере коммерческого вещания – тенденция к концентрации медиасобственности, образование мощных вещательных корпораций. Идет интенсивный процесс расширения крупных радиовещательных компаний – музыкальных и музыкально-информационных станций «Европа Плюс», «Русское радио». Вытеснение из эфира или поглощение небольших станций медиагигантами становится серьезным феноменом развития радиобизнеса. Подобные процессы характерны и для регионов страны.

Прослеживается еще одна важная тенденция. Укрепляет свои позиции государственное радиовещание, осваивая столь привлекательный в коммерческом отношении FM-диапазон. Популярнейшая радиостанция «Маяк» ведет вещание как на УКВ, так и в FM-диапазоне, причем «Маяк-FM» отличается структурой от своего старшего собрата.

С одной стороны, в новый век российское радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, использованию новейших технологий, сферам влияния. С другой стороны, радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, столкновения профессиональных, экономических, финансовых и политических интересов.

Как бы ни оценивалось творчество отдельного журналиста, редакции, органа или канала информации, без выяснения их влияния на аудиторию эта оценка не может считаться окончательной и полной. Через аудиторию раскрывается и такое кардинальное понятие, как эффективность деятельности того или иного вида СМИ, и многие другие. Сведения о реакции аудитории позволяют вносить коррективы в деятельность редакций, т.е. осуществлять обратную связь, или интерактивное общение.

Представление о своей аудитории дает возможность радиожурналисту более целенаправленно выбрать проблемы, темы, конкретные факты и тем самым угадать настроение слушателя.

Иными словами, знание аудитории позволяет прогнозировать воздействие сообщения на слушателей, помогает лучше ориентироваться в вопросах массового сознания, общественного мнения, получить представление об интересах, ценностях, установках, ожиданиях, стереотипах различных групп общества. Для журналиста это не отвлеченные понятия – он постоянно сталкивается с ними в практической деятельности, в процессе общения с аудиторией.

Методы, техника, приемы научного исследования аудитории близки к тем, которыми пользуется радиожурналист. Однако в социологии они разработаны более строго и тщательно, чем в журналистской практике.

Изучение аудитории СМИ – специализированная отрасль социологии, социальной психологии и некоторых других дисциплин. Полезность овладения арсеналом научных средств по проблеме очевидна.

Степень изученности темы. В России еще в советские времена издавались брошюры, статьи об информационных, аналитических жанрах. Продолжается это и в настоящее время. Наиболее полно основы радиожурналистики описывались в учебниках изданных МГУ (Основы радиожурналистики / Под ред. Э.Г. Багирова, В.Н. Ружникова. М., 1984; Радиожурналистика Шерель А.А. М., 2000).

Исследование истории радиожурналистики идет по двум линиям: публикация новых материалов о неизвестных страницах истории и переосмысление известного. Необходимо отметить появление «Истории советской радиожурналистики. Документы. Тексты. Воспоминания. 1917–1945»; монографии А.А. Шереля «Там на невидимых подмостках... Радиоискусство: проблемы истории и теории. 1922–1941 гг.» Весьма ценным пополнением являются книги «Радио блокадного Ленинграда: Сборник статей и воспоминаний. Вып. 2», «На Донской волне» (очерки истории ростовского радио 1925–2000) В.В. Смирнова.

Тем не менее очень мало издавалось переводной литературы, особенно по методике работы и психологии общения у микрофона. С порога отметался опыт «буржуазной журналистики», пропагандирующей западный образ жизни, в то время как в США и в странах Европы были изданы сотни крупных работ по психологии творчества, изучению аудитории, учебников и учебных пособий. И до сих пор лучшие книги по радиожурналистике, изданные за рубежом, еще не переведены на русский язык.

В настоящее время имеется ряд исследований, посвященных проблемам радиовещания и отдельным его аспектам, однако практически отсутствует проблемно-тематическая координация исследований и публикаций.

Отсюда очевидные пробелы. Прежде всего, на наш взгляд, ощутим недостаток анализа современного государственного вещания, аудиторию которого составляет большинство населения страны. Аудиторные исследования в области радиовещания недостаточны по объему, бедны по содержанию (по сути дела – это выяснение рейтинга программ).

Кроме того, отсутствуют монографические исследования творчества выдающихся радиожурналистов. Наконец, следует констатировать полное игнорирование «оппозиционного радиовещания». А оно есть и в столице («Народное радио», «Резонанс»), и в провинции, имеет свою специфику, устойчивую аудиторию.

Объектом исследования выступают взаимоотношения «адресант – адресат» в современной радиожурналистике.

Предмет исследования – приемы и методы достижения эффективных взаимоотношений «адресант – адресат» в современной радиожурналистике.

Цель данного исследования – на основании анализа системы и традиций отечественного радиовещания, а также социально-когнитивной теории подачи радиоинформации определить оптимальные приемы и методы достижения эффективных взаимоотношений «адресант – адресат» в современной радиожурналистике.

Для достижения поставленных целей потребовалось решить следующие задачи:

проанализировать историю отечественного радиовещания;

выделить положительный опыт, накопленный за время развития

радиовещания;

3) изучить основы социально-когнитивной теории применительно к

подаче радиоинформации;

4) рассмотреть существующие на сегодняшний день модели, описы-

вающие коммуникативные процессы и особенности медиавоздействия;

5) определить формообразующие и стилеобразующие особенности

радиожурналистики;

6) предложить формы и методы изучения, привлечения и достижения

эффективного взаимодействия с радиоаудиторией.

Научную базу работы составили исследования отечественных и зарубежных специалистов в области радиовещания – А.А. Шереля, Ю.М. Гальперина, Х. Кафтанджиева, В.В. Смирнова и др.

Основными методами исследования стали экспертная оценка, системный и сравнительный анализ, социально-политический и функциональный подходы, историко-сравнительный метод, контент-анализ.

Научная новизна исследования заключается в анализе и обобщении опыта работы отечественного радиовещания. В диссертации содержательно описана история начального периода краевого радиовещания, изучены особенности радиоречи на каждом этапе развития радиовещания, выделены наиболее эффективные приемы и методы взаимодействия радиожурналиста и массовой аудитории.

Положения, выносимые на защиту.

1.Изучение приемов, форм и методов достижения эффективных взаимоотношений с радиоаудиторией особенно важно для журналистов. Профессионал должен знать теорию и специфику жанров. Современным радиожурналистам необходимы также аналитические способности, умение владеть методикой журналистской работы. Таким образом, имеется необходимость обобщения и осмысления теории и практики радиовещания последних лет на базе уже существующих публикаций.

2.Проблему эффективности радиожурналистики следует рассматривать с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории.

3.Достижение контакта с аудиторией в условиях современного радиовещания требует баланса письменных и устных текстов. Следует использовать метафорические возможности радиотекста, их специфику и преимущества, определяемые функциональными потребностями и предметным своеобразием и разнообразием методов работы в эфире.

4.Диалогичность – одно из обязательных качеств радиожурналистики. Обратная связь в процессе взаимодействия радиожурналиста и аудитории дает возможность приспособить сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.

5.При выборе приемов и методов взаимодействия радиожурналиста и массовой аудитории необходимо учитывать специфику радио и психологические особенности акустического восприятия.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении опыта отечественной радиожурналистики и разработке системы приемов и методов взаимодействия радиожурналиста и массовой аудитории.

Практическая ценность диссертационного исследования. Предлагаемые приемы и методы достижения эффективных взаимоотношений «адресант – адресат» в современной радиожурналистике, целесообразно использовать как в теоретических курсах журналистских, общефилологических дисциплин («Основы журналистики», «Стилистика»), так и в деятельности журналиста-практика. Результаты исследования могут применяться при проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам эффективности СМИ, в практике преподавания журналистского мастерства.

Основные теоретические положения диссертационного исследования апробированы на научно-практических конференциях, научно-методических семинарах кафедры электронных СМИ и журналистского мастерства КубГУ, а также опубликованы в ряде научных публикаций.

Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 206 источников.

основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели, задачи и объект исследования, формулируются основные положения выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, указываются теоретическая значимость и практическая ценность диссертации.

Первая глава «Традиционная система приемов взаимодействия радиожурналиста и массовой аудитории: историко-типологический аспект» состоит из трех параграфов.

В параграфе 1.1 «Корреляционная модель «адресант – адресат» в рамках становления советского радиовещания » дается обзор первых лет деятельности отечественного радиовещания. Исследователи обычно выделяют 10 дифференцированных периодов: 1917–1924 гг., 1924–1928 гг., 1928–1932 гг., 1932–1941 гг., 1941–1945 гг., 1945–1956 гг., 1956–1970 гг., 1970–1980 гг., 1981–1990 гг., и современный период, его началом считается постановка задач перед радио на принципиально новом хронологическом витке.

Корни советского радиовещания уходят в так называемую политико-агитационную журналистику. Особенности первого периода радиовещания вытекают из специфики задач, стоящих перед принципиально новым средством массовой информации. В первую очередь эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны. Материал, составляющий содержание радиосообщений, как правило, представлял собой текст, уже опубликованный в прессе.

По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на следующие: общественно-политические, просветительские и развлекательные.

Незабываемая страница истории нашей Родины – патриотическая деятельность советского радиовещания в период войны. Огромную роль тогда сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и в прифронтовой полосе. Основу программ информационного и общественно-политического вещания в годы войны составляли материалы Совинформбюро.

С самого начала вещания советская радиожурналистика использовала в эфире жанры речевого общения с массовой аудиторией: лекции, доклады, беседы, выступления у микрофона государственных деятелей. Радиовещание родилось в лоне письменных текстов и воспринималось в качестве своеобразной газеты, трансформирующей разговорность газетных жанров в эфире. Становление вещания предопределялось общностью социальных функций печати и радио. Решающее влияние на жизнь письменных текстов оказывала цензура, которой было удобнее и эффективнее отслеживать и контролировать политическое содержание передач.

В параграфе 1.2 «Контактоустанавливающая функция радио эпохи социального застоя (1970–1980 гг.) » анализируется работа радио в период социального застоя.

Обзоры печати в радиовещании в советское время были подчинены усилению пропагандистского начала. Источниками информации служили в основном органы партийной и советской власти, поэтому тексты строились по одному шаблону, в вариантах допускались лишь незначительные колебания.

Местное радио передавало обзоры партийных, советских, молодежных изданий региона. И это тоже были своего рода установки на решение конкретных проблем всех сфер республики, края, области. Практиковались обзоры центральной прессы. Все ошибки, совершаемые радиожурналистами, беспощадно карались.

Кроме того, произошло резкое усиление цензуры, ей подвергались даже комментарии к трансляциям спектаклей и концертов. Это привело к значительным изменениям в характере программ. Из эфира пропадали дискуссионные программы на злободневные темы, практически исчезли сатирические программы, сменившись чисто развлекательными. Все программы предварительно записывались на пленку, проходили жесточайшую цензуру руководства Радиокомитета.

Радио того времени пыталось стать всеохватывающим как тематически, так и адресно. Главным было стремление закрыть все ниши и не оставить ни один возрастной и социальный пласт населения без интеллектуального и информационного общения и идеологического контроля. Весь этот механизм, направленный на укрепление государственных устоев, существовавший много лет и запрограммированный на работу без сбоев, из года в год действовал в соответствии с «многолетними традициями радиовещания», а на практике – с идеологическими и технологическими штампами. С такими результатами Всесоюзное радио подходило к очередным рубежам истории.

Параграф 1.3 «Радиовещание времен перестройки и постсоветского периода» посвящен анализу радиовещания периода перестройки и гласности. Определенным рубежом в истории средств массовой информации стал 1985 г. Информация приобрела открытость. Значительным шагом правительства на пути достижения гласности послужило принятие закона о печати и отмена цензуры. Круг запретных тем, которые и прежде вызывали несомненный интерес слушателя, а в новых условиях стали особенно актуальными, сузился.

Годы перестройки внесли много нового в развитие отечественного радиовещания. С одной стороны, радиопропаганда, оставаясь противоречивой, с трудом освобождалась от прежних стереотипов и штампов, продолжала замалчивать острые темы, вплоть до общенациональной трагедии на Чернобыльской АЭС. С другой стороны, журналисты радио начали интенсивный поиск новых тем, форм вещания, иной тональности разговора, диалога с радиослушателем. Сегодня можно сделать вывод о том, что в условиях гласности сложилось новое вещание.

Государственные радиокомпании стараются сохранить прежний опыт советского вещания, обращаются к письменным текстам, модифицируя их, приспосабливая к новым функциональным задачам. Коммерческие радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате, отдают предпочтение разговорным формам и жанрам, ориентированным на контекст общения со своей аудиторией. Однако остаются жанры, хранящие письменную основу своих текстов: языка, структуры, тональности, контактной обращенности к аудитории. Этого требует их функциональная природа и методы обработки информации. К ним относится в первую очередь информационное радиосообщение и радиокорреспонденция, а также редкие в современном эфире радиоочерки и радиокомпозиции.

Итак, радио, осваивая новые возможности в речевом проявлении и устанавливая контакты с аудиторией, ищет разумный баланс письменных и устных текстов, используя их специфику и преимущества, которые определяются функциональными потребностями и предметным своеобразием и разнообразием методов работы в эфире.

Вторая глава «Социально-когнитивная теория подачи радиоинформации на современном этапе» включает четыре параграфа.

В параграфе 2.1 «Социально-когнитивная теория подачи радиоинформации на современном этапе» рассматриваются модели, описывающие коммуникационные процессы.

История создания моделей коммуникации насчитывает более полувека. Основной и наиболее активный период развития теории коммуникации пришелся на 1950-е гг. У каждого из исследователей неизбежно складывалось представление о том, как именно протекает процесс коммуникации, с позиций которого они и разрабатывали свои направления. Практически во всех областях можно почерпнуть ценные сведения относительно процесса коммуникации в целом. Эти данные можно объединить в следующие группы: коммуникации и обмен установками (К. Ховланд и Йельская школа); эмпирическое изучение значений (Ч. Осгуд и другие исследователи из Иллинойского университета); межличностные отношения в связи с процессами массовой коммуникации (К. Лазарсфельд и его коллеги из Колумбийского университета); теории диссонанса, консистентности и прочие психологические теории, рассматривающие когнитивные процессы в их отношении к массовой коммуникации); применение математической теории информации К. Шеннона применительно к процессам массовой коммуникации (Дж. Миллер, К. Черри и др.). Опыт, накопленный в этих областях, составляет основу всех коммуникационных моделей.

В последующие годы модели коммуникации продолжали создаваться исследователями (системная, фрактальная и др.). В настоящее время вопрос моделирования процесса коммуникации остается актуальным для изучения процесса коммуникации.

В параграфе 2.2 «Модели, объясняющие феномен медиавоздействия» рассматриваются модели, описывающие воздействие, оказываемое опосредованной коммуникацией.

Акт коммуникации подразумевает поэтапное протекание определенного процесса. Даже в простейшей форме при общении между двумя людьми присутствует интерактивное или транзактное измерение. При межличностной коммуникации получатель может немедленно установить обратную связь с отправителем. Во время беседы или дискуссии в непосредственной или опосредованной форме отправители и получатели имеют возможность неоднократно меняться своими коммуникативными ролями.

Процесс массовой коммуникации обеспечивается единственным или несколькими источниками (обычно комплексными, такими, например, как продюсерский центр совместно с телевизионной сетью), которые передают одну и ту же транзитную информацию миллионам потребителей. Аудитория часто гетерогенна, т.е. характеризуется различными демографическими параметрами и, как правило, неизвестна для источника информации.

В параграфе 2.3 «Инновационность методов радиовещания на современном этапе » отличаются положительные и отрицательные стороны современных методов радиовещания.

Рассмотрение проблемы эффективности радио с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность точнее определить роль канала в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые препятствуют слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы.

Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта, как аудитория радио, раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций. К первой группе характеристик аудитории относятся качественно-количественные признаки, с их помощью описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы СМИ. Вторая группа характеризует аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях с радио и выражается рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия радиосообщений на сознание аудитории.

Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов – адресанта – адресата, в рамках которого каждый участник процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность партнера. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Адресанту для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых путем прямого участия средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, выступающая результатом коммуникативного процесса.

Параграф 2.4 «Навыки радиоречи как ключ к эффективности взаимодействия “адресант – адресат” в радиожурналистике » посвящен возможностям и ограничениям радио с точки зрения акустичности.

Основу всех жанров радиожурналистики составляют письменные тексты (в том числе предварительно написанные) и элементы импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования составляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи.

Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны. Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, его эмоционального состояния, стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состояний, в их качестве. Жанровая тональность – тема, о которой мало говорят в теории и практике радиожурналистики. А ведь это – конечная форма воплощения текста, его реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до импровизированного публицистического выступления в прямом эфире.

В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист берет интервью на самые разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов. Следовательно, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией.

Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации, поэтому радиовещание активно формирует новую аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.

Третья глава «Актуализация корреляции “адресант – адресат” в современном радиоформате» включает два параграфа. В ней обобщаются существующие приемы и методы воздействия радиожурналиста на аудиторию, предлагаются меры по повышению их эффективности.

В параграфе 3.1 «Диалогичность радиовещания как современное средство привлечения массовой аудитории » рассматривается диалогичность как атрибут и условие жизнеспособности системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе.

Диалогичность в радиотекстах – основа их смыслового развертывания, которое осуществляется от незнания через ответ на него к осведомленности, от сообщения к оценке последнего, от оценки к выработке рекомендаций и побуждению слушателей к действиям. Фактор адресата в публицистике проявляется в удовлетворении его информационных запросов и в корректировке композиционных и стилистических свойств текста в соответствии с его моделями.

Авторский замысел, лежащий в основе создания жанра, трансформируется под влиянием представлений автора об информационных запросах аудитории. В жанре выражается определенная последовательность ментальных действий, воссоздающих объективную логику способа текстовой деятельности журналиста. Структура жанра детерминируется последовательностью и характером не только авторского коммуникативного стимулирования активности адресата, но и прогнозируемой ответной активности последнего.

В параграфе 3.2 «Установление приоритетности новостей в режиме прайминга » анализируется теория прайминга и режим установления приоритетности новостей.

Эффективность подачи новостей зависит от множества факторов внутреннего и внешнего характера. Внешние факторы включают степень обработки новостей, форму их подачи аудитории, обстановку в обществе, на фоне которой воспринимаются те или иные новости. К внутренним факторам относятся подготовленность аудитории, ее знания, интересы, политические взгляды, степень вовлеченности в политические и общественные процессы. Комплекс этих и других факторов определяет степень ориентированности аудитории в потоке информации, а также степень воздействия данной информации на аудиторию. Уровень медиавоздействия также обусловлен индивидуальными целями адресата. Люди, умеренно скептически относящиеся к информации из СМИ, склонны размышлять о новостях более тщательно и усваивают больший объем информации, нежели те, кто склонен доверять СМИ.

Установление приоритетности новостей – одна из разновидностей медиавоздействия. СМИ дифференцируют новости на особенно важные или менее важные. Другая классификация включает главные, чрезвычайные и легкие новости.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.

Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, формата программ, аудитории – важные направления развития вещания.

Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность, благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.

Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность.

Прямой эфир и, как следствие, интерактивность программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, но и непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник.

Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока.

На основании данного анализа, вычленив самые важные, актуальные аспекты наработанного, мы наметили обогащенный инновационными подходами путь корреляции «журналист – аудитория» и привели авторскую формулу коммуникативного успеха. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Нет такой станции, которую слушали бы все. Каждая станция работает на свой сегмент аудитории, требованиям которой должны отвечать ее программы. Взаимодействуя с аудиторией, радиожурналисту приходится учитывать особенности канала, в котором он работает. Он должен уметь говорить на языке потребностей всей аудитории и выбирать актуальные для нее темы и содержание.

2. Поиск приемов надежного контакта радиовещания с аудиторией есть предмет постоянной работы журналистов над собственным профессионализмом. Учет специфики радио, психологических особенностей акустического восприятия – внимания, понимания, запоминания и методов структурирования программ, создания звукового лица станции, вовлечение слушателей в общение играют далеко не последнюю роль.

3. Необходимо использовать переходы и повторы в эфире. Переход от одной программы важен, поскольку вызывает у слушателей желание продолжать слушать станцию.

4. Один из способов привлечения слушателей – анонсирование предстоящих программ. Радиожурналист должен донести информацию до каждого, кто находится у радиоприемника, эффективность его работы будет измеряться суммой индивидуальных впечатлений отдельных слушателей.

5. Стабильность программной сетки позволяет адресату получать ту или иную передачу в определенное время. Но эфир не должен быть однообразным. Поиск новых форм и идей на радио необходим, главное, чтобы не ущемлялись интересы слушателей. В конкуренции радиостанций выигрывает тот, кто эти ожидания оправдывает.

6. Отсутствие или затрудненность обратной связи – естественный признак любого средства массовой коммуникации, поскольку они побеждают пространство и время. Изучение корреспонденции, привлечение к широкому участию в выступлениях самих представителей аудитории – надежный путь повышения действенности и эффективности радио.

7. Радиожурналист должен иметь представление о некоторых психофизиологических аспектах внимания, описанных в соответствующей научной литературе. Проблема внимания в радиокоммуникации имеет важное значение из-за акустической специфики канала.

8. Радиожурналист должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателя. Отношение ведущего к предмету разговора, его заинтересованность и убежденность предается слушателю, вызывая ответную реакцию. Интонация – одно из важных средств взаимодействия с аудиторией. Интонационное варьирование имеет широкий спектр и задействуется в конкретном материале для достижения определенного итога.

9. Необходимо установить личные отношения между диктором и слушателем. Диктор – это лицо станции. Он должен сочетать в себе природные качества, необходимые для работы на радио, и способность располагать к себе людей, а также уметь владеть своим голосом.

10. Существует три вида формата – чистый, полосатый и стеганый. И при работе в эфире это необходимо учитывать. Полосатый формат более предпочтителен, особенно это касается региональных радиостанций. В мегаполисах при другом ритме жизни возможен стеганый формат.

11. Главную роль в работе любой радиостанции играет информационная служба. Материал должен быть кратким, ясным и четким в изложении. Вначале идет небольшое вступление с сутью проблемы, затем сама история, в середине кульминация и финал. Обязателен принцип перевернутой пирамиды: в первую очередь ведущий излагает самое важное, затем менее значимое. При подаче новостей лучше использовать глаголы в настоящем времени, а не в прошедшем.

12. Написание в новостном тексте топ-лайна, заголовка, подводки и отводки. Текст должен быть законченным, а не оставлять у слушателя массу вопросов. Таким образом, важно не только четко отражать факты, но и соблюдать в тексте баланс логических связок.

13. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как средство для достижения других управленческих задач массового воздействия.

14. Речь радиожурналиста должна соответствовать языковым, стилистическим и коммуникативным нормам.

15. Грамотное интервью – залог коммуникативного успеха журналиста. Во всех типах интервью на первый план выходит личность человека.

16. Использование голоса диктора в рекламе снижает эффективность восприятия новостей, а также вызывает недоверие у слушателей к этому человеку.

17. Диалог – это не только вопросно-ответная форма мышления, но и способ реализации функций журналистики, способ усвоения информации. Диалогичность выступает необходимым атрибутом, условием жизнеспособности системы массово-коммуникативного обмена информацией в обществе.

18. Немаловажно в качественной работе радиожурналиста умение выслушать собеседника, более того, услышать то, о чем говорит собеседник. Задача журналиста обсудить проблему, а не разоблачать и выпячивать свое мнение.

19. Использование в эфире современных форм подачи материала не только разнообразит эфир, но и привлечет, по нашему мнению, радиослушателей. «Пакет» – наиболее сложный жанр, и называется он так потому, что представляет собой набор нескольких вещей, объединенных некой оберткой – голосом репортера. Если новость такова, что существует два или более мнений по данному поводу, то «пакет» – это как раз тот формат, который наилучшим образом подходит для освещения темы.

Итак, на основании сказанного можно сделать вывод, что спектр журналистских средств и приемов, направленных на привлечение аудитории с целью формирования общественного мнения и одновременно используемых для повышения рейтинга радиостанции, а также для достижения коммуникативного успеха, достаточно широк.

Несмотря на то что большая часть средств и приемов изучена и рассмотрена в работе, а также получила авторскую практическую апробацию во время работы на ГТРК «Кубань» и обучения в Екатеринбургской Школе журналистики британской телерадиокомпании Би-Би-Си, эти исследования находятся лишь в стадии начального этапа. А их будущие результаты, исходя из полученных данных, могут иметь не только высокую теоретическую, но и существенную практическую значимость. В частности, изученные элементы целесообразно применять каждый в отдельности, дополняя уже сложившиеся за время методы работы радиостанции со слушателями, а также при создании новых, более совершенных общих и индивидуальных коммуникативных моделей.


Мальцева Ирина Анатольевна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Кубанский государственный технологический университет Краснодар 2007 Общая характеристика работы В последние годы в политике радиовеща

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Симбирская губернская типография: по страницам истории (1798 – 1917 гг.)
Миф о "евростандарте". Есть ли в полиграфии универсальный стандарт?
Читатели российской провинции. Уфимская губерния
Лазерные граверы: от теории к практике
Роль контраста в процессе контроля качества печати
Считаем бумагу
Основные способы печати как база полиграфических технологий
Computer-to-Plate в России
Аддитивный и субтрактивный синтез цвета
Функции лингвистических стопперов в пресс-рекламном тексте (региональный аспект)

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru