курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Оглавление
Введение
Глава I Словообразование как способ обогащения словарного состава языка
1.1 Словообразование как наука об образовании слов
1.2 Способ словообразования
1.3 Сложение как способ словообразования
Глава II Использование слов, образованных при помощи сложения в текстах рекламных объявлений на примере журнала "Цены"
2.1 Слова, образованные при помощи чистого сложения
2.2 Слова, образованные сложносоставным способом
2.3 Слова, образованные при помощи сращения
2.4 Слова, образованные с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Словарный состав современного русского языка подвижен. Он постоянно обогащается с помощью заимствования и образования новых слов. В современном русском языке существуют различные способы образования новых слов. Одним из продуктивных способов словообразования является сложение. Слова, образованные данным способом, получают новые свойства и характеристики.
Актуальность темы заключается в том, что в рекламных объявлениях всё чаще встречаются слова, образованные с помощью сложения.
Объектом исследования является словообразование русского языка, предметом же - сложение как способ образования новых слов.
Цель работы - проанализировать в текстах рекламных объявлений слова, образованные при помощи сложения.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать словообразование как науку;
- описать способы образования слов;
- дать характеристику сложению как способу словообразования;
- выявить виды сложения в текстах рекламных объявлениях;
Цель и задачи определили структуру курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I Словообразование как способ обогащения словарного состава языка
1.1 Словообразование как наука об образовании слов
Лексический состав русского языка неоднороден по своему составу. Постоянно происходит обогащение словарного состава русского языка, одним из способов обогащения лексики является словообразование.
Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования (1, с.34).
Словообразование современного русского языка сравнительно молодая отрасль языкознания. Важную роль в её становлении сыграли исследования Ф.Ф. Фортунатова, разграничившие формы словоизменения и словообразования. Словообразование изучается с точки зрения анализа и синтеза. Словообразовательный анализ играет немаловажную роль в современном русском языке. Большое значение для развития теории и практики словообразовательного анализа имели труды В.А. Богородицкого, Г.О. Винокурова, В.В.Виноградова(7, с.207). Словообразовательный анализ - это наиболее активно разрабатываемое направление изучения строения русского слова.
Словообразовательный анализ устанавливает лишь обнаруживаемые в настоящее время, в современном русском языке, отношения между родственными словами и не учитывает этимологических связей, утраченных в ходе развития языка (7, с.207). Словообразовательная система русского языка в настоящее время изучается как с позиции словообразовательного анализа, так и в плане синтеза словообразовательных отношений. В ходе синхронного словообразовательного анализа описывается структура производных слов, определяется способ их образования, устанавливаются их формально – семантические связи с родственными словами. Что касается словообразовательного синтеза, то это относительно новое, выделившиеся в 70-е годы ХХ в. направление в изучении словообразовательных отношений. Словообразовательный синтез опирается на выводы и положения словообразовательного анализа: используя такие понятия, разработанные в рамках аналитического направления, как "морфема", "производность", "производное слово" и др. (7, с.208).
Однако по своим целям словообразовательный синтез отчетливо противопоставлен анализу. Основные задачи научных исследований с позиций словообразовательного синтеза таковы:
1. Определение правил толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем, составляющих то или иное слово; в частности, толкование лексического значения глагола прибежать "достигнуть какого-либо места бегом" непосредственно вытекает из толкования значений входящих в него морфем: корня беж- (характеризующего такие, например, слова как бежать, бегать, бегун, бег, и имеющего значение "двигаться быстро, резко отталкиваться ногами от земли") и префикса при- ( имеющего значение приближения к какому – либо пространственному ориентиру: привезти, приплыть и т. п.).
2. Установление закономерностей выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определённым (заданным) словообразовательным значением (например глаголов, передающих значения начала действия: за-петь, по-бежать, воз-ненавидеть, раз-рыдаться и др.).
К настоящему времени задачи словообразовательного синтеза решены еще не в полном объёме; есть, как показывают специальные исследования, и неразрешимые для современного состояния науки проблемы словообразовательного синтеза. Поэтому в учебной литературе система русского словообразования по традиции более подробно рассматривается с точки зрения анализа, а не синтеза (7, с. 208-209).
Предмет словообразование изучает образование слов от родственных, однокоренных слов и описывает установившееся формально смысловое соотношение между производящим и производным (8, с.205).
Производные слова - это слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других однокоренных с ними слов: доброта - добрый, безвольный - воля. Так, производными будут являться такие слова лесной, лесистый, лесник и др. для которых слово лес будет являться производящим (4, с.222).
Производное слово характеризуется рядом признаков:
1. Дериват (новое слово, образованное при помощи аффиксов или непосредственно дезаффиксации) обладает свободной или достаточной членимостью. Слова, характеризующиеся недостаточной членимостью, в современном русском языке являются непроизводными: буженина, смородина. (достаточная членимость – членимость, при которой корневая морфема является повторяющей в языке и легко выделяется на основе сопоставления с однокорневыми словами, а аффикс является нерегулярным, недостаточная членимость – членимость, при которой легко выделяется регулярный аффикс, повторяющийся в одноструктурных словах, а корень является унирадиксоидом (уникальным связанным корнем): буженина, малина, крушина) (7, с.223).
Ядерный тип производности в русском языке составляют именно дериваты, которые имеют свободный корень: водный, ездок, смельчак. "К ядерным образованиям примыкают слова типа агитировать, агитатор, агитация. Корни слов такого типа характеризуются связанностью, не выступают в чистом, свободном виде" (8, с.139 – 140). Дериваты с полной связанной членимостью, И.А. Ширшов относит к промежуточному типу (членимости), который "характерен для интернациональной и терминологической лексики, подвергающейся мощному воздействию со стороны производных ядерного типа".
2. Важнейший признак производного слова - словообразовательная мотивированность. Как уже отмечалось, его семантика и форма базируются на другом слове. Как отметил Г.О. Винокур, "значение слова с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы…" (8, с.421). Критерии производности слова признаётся обязательное существование в языке мотивирующей данный дериват единицы. "О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная"(8, с.421).
3. Производное слово имеет бинарную структуру. Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точки зрения морфемного состава в нем выделяются 5 морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва-ть), и средство, при помощи которого он образован (суффикс-ниj). Структура производного, таким образом, всегда бинарна (двухкомпонентна). В ней выделяются производящая база и словообразовательный формант, или дериватор.
Производящая база - это основа мотивирующего слова или все мотивирующие слово. Производящая база может быть представлена и основами нескольких слов: белоснежный, лесоруб, гололёд (8, с.490).
Важной частью словообразования является деривация. В современном русском языке принято различать дериваты системные и контекстуальные (языковые и речевые).
Системные дериваты ("реальные" слова) построены в строгом соответствии со словообразовательными законами языка и фиксируются в толковых и иных словарях (писатель, самозабвенный, прочитать). Такие дериваты не создаются говорящим в процессе коммуникации, а воспроизводятся ими в готовом виде, "извлекаются" из словарного запаса, хранящегося в памяти.
Среди контекстуальных дериватов, образуемых говорящим в речи по мере надобности, различают потенциальные слова и окказионализмы.
Потенциальные слова - это обычно не фиксируемые словарями дериваты типа самозакрепощение, возражатель, проинтегрировать, создаваемые в случае необходимости в спонтанной речи по образцам высокопродуктивных словообразовательных типов.
Окказионализмы - это авторские неологизмы, созданные в разговорной или художественной речи с нарушением словообразовательных закономерностей и поэтому четко противопоставлены как "реальным", так и потенциальным словам (что делает окказионализмы ярким стилистическим средством, широко используемым, например, в поэзии). Ср. отсутствующие в самых полных словарях русского языка окказиционализмы поэта Велимира Хлебникова, много экспериментировавшего со словом: самогнанец "тот, кто гонит сам себя" (Самогнанцы в даль, в чужбу…), всегорлый (от все и горло) и др.(8,. с.209). Таким образом мы видим, что словообразование является наукой, которая изучается с точки зрения синтеза и анализа.
1.2 Способы словообразования
В современном русском языке есть немало различных способов словообразования. Способы словообразования – это типы выражения деривационных отношения с помощью определённых дериватов, в также сами классы производных слов, устанавливаемые с учетом характера дериватов.
Первая последовательная научная классификация способов словообразования в русском языке была разработана В.В. Виноградовым в 1951, он выделил морфологический способ словообразования, противопоставленный неморфологическим способам: лексико-семантическому, лексико-синтаксическому и морфолого-синтаксическому (9, с.207).
Морфологический способ - это центральный способ русского словообразования "образование новых слов с помощью аффиксов" (префиксов, суффиксов и т.д.): лесник, пообедать, настольный. К нему в классификации В.В. Виноградов примыкает фонетико-морфологический способ - это приём создания слов при котором их образование происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождаются фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухой - глушь, тихий - тишь.
Неморфологические способы не используют аффиксальных словообразовательных средств.
Лексико-семантический неморфологический способ - это образование нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы, "формирование омонимов путем распада одного слова на два": успевать ("хорошо учиться"), кулак ("зажиточный крестьянин ").
Лексико-синтаксический неморфологический способ- это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния двух или более слов: умалишенный, сумасшедший, сегодня, семьсот.
Морфолого-синтаксический способ в классификации В.В.Виноградова включает "все факты перехода слова из одной части речи в другую, а также тесно связанные с ними случаи отрыва формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово": рабочий, провожатый, караул (междометие), караул (сущ.)
В современной же дериватологии (словообразовании) эта классификация способов словообразования может быть отнесена только к диахроническому словообразованию, выделенные В.В. Виноградовым способы (прежде всего неморфологические) позволяют дать ответ на вопрос, с помощью каких средств в истории русского языка было образованно то или иное слово. Например, появление в языке слова спасибо, созданного лексико-синтаксическим способом на базе устойчивого сочетания лексических единиц спаси Бог.
Однако в 60-70г. ХХ в. классификация способов словообразования была радикально пересмотрена такими учеными как В.В. Лопатиным, И.С. Улухановым и Е.А. Земской. Названными учеными были обоснованы принципы классификации.
В современном русском языке можно разграничить следующие способы словообразования (8,. с.502): аффиксальный, безафиксный, смешанный.
Аффиксальный способ. К чистым аффиксальным способам относятся: префиксация, суффиксация, постфиксация (7, с.212).
Префиксация, или приставочный способ словообразования, характеризуется использованием такого форманта, как префикс:
петь - запеть; писать - дописать; автор-соавтор; всегда - навсегда.
Префиксация наиболее расположена в глагольном словообразовании, реже она используется в сфере прилагательных, существительных и наречий.
Своеобразие приставки как препозитивной морфемы, занимающей позицию перед производящей основой, определяет особенности префиксации. Приставка наиболее автономна, чем суффикс. Она не оказывает заметного влияния на звуковой состав последующих морфов, поэтому для префиксального словообразования характерно отсутствие существительных морфонологических явлений на стыке форманта и производящей основы. Приставка всегда присоединена к целому производящему слову. Суффиксация, или суффиксальный способ словообразования, - наиболее распространенный способ русского словообразования. Он широко представлен в сфере разных частей речи, прежде всего существительных и прилагательных (оленёнок, переводчик, доброта, медный, ослиный и др.)
Нулевая суффиксация является разновидностью суффиксального способа словообразования. Она особенно распространена в сфере образования имён с существительных: девербативов (отглагольных отвлеченных имён), деадъективов (отвлеченных существительных, мотивированных прилагательными) и оценочных существительных со значением лица: вылет, пробег, замена.
Постфиксация или постфиксальный способ - аффиксальный способ, при котором средством выражения деривационного значения служит такой формант, как постфикс: радовать- радоваться, мыть- мыться. Постфикс, как и префикс, присоединяется к целому производящему слову, при этом дериват сохраняет его лексикограмматические свойства и относится к той же части речи: стучать-стучаться, белеть-белеться, красить-краситься.
Безафиксные способы:
- чистое сложение - это объединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полном виде, обычно сопровождаемое интерфиксацией (Волгоград, сорвиголова);
- аббревиация – это сложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание (госкомитет - государственный комитет, МГУ, ВУЗ, ООН).
- сращение - это слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В основе сращения обычно устойчивое сочетание слов. Формант тот же, что и при сложении. Для сращения характерны две основные словообразовательные модели:
1) "наречие + прилагательное или причастие": вечнозелёный, быстрорастворимый, многоуважаемый, вышеизложенный, маловысокохудожественные книги. (М.Зощенко);
2) "существительное + прилагательное или причастие": фосфорсодержащий, азотсодержащий.
Последняя модель характерна для научной и технической терминологии, первая проявляет продуктивность в разных языковых сферах(9, с.507 - 508).
- усечение – это сокращение производящей основы по типу аббревиатур: заместитель – зам; магнитофон – маг; мерседес – мерс. Смешанные способы словообразования включают в себя:
Префиксально-сложный – это смешанный способ адъективного и глагольного словообразования, когда сложение производящих основ сопровождается префиксацией (умиротворить - мир, мирить + у).
Префиксально-суффиксально-сложный способ словообразования - это сложение производящих основ, которое сопровождается одновременно префиксацией и суффиксацией (повсеместный - все места + по- + -н-).
Сращение с суффиксацией – это такой смешанный способ словообразования, при котором сращение элементов производящей базы сопровождается суффиксацией (ничегонеделание- ничего не делать + -ниj-; немогузнайка- не могу знать + -к-; потусторонний- по ту сторону).
Сокращение с суффиксацией называется смещенный способ образования существительных, при котором сокращение производящей основы сопровождается суффиксацией (разг. велик - велосипед; разг. телик- телевизор).
Сокращение с префиксацией и суффиксацией - это смешанный способ образования прилагательных типа разг. бесхозный "не имеющий хозяина", когда в сокращенной основе ( хоз-, ср. хозяин ) прибавляются одновременно префикс и суффикс. При суффиксально-сложном способе словообразования (называемой также сложением с суффиксацией) сложение производящих основ сопровождается суффиксацией. Этот способ используется при образовании существительных, прилагательных и наречий (мореплаватель - море, плавать + -тель; левобережный - левый, берег + -н-). К комбинированным аффиксальным способам относятся:
Префиксально - суффиксальный способ. Словообразовательным формантом в этом случае является комбинация двух аффиксов - приставки и суффикса. Эта комбинация возникает либо при одновременном присоединении аффиксов к производящей основе (снег - под-снеж-ник, рукав - на-рукав-ник). Префиксально - суффиксальный способ в современном русском языке – это наиболее распространенный комбинированный способ словопроизводства. Он представлен в сфере образования разных частей речи, однако особенно характерен для именного словопроизводства.
Суффикс, входящий в комбинацию аффиксов, может быть и нулевым. Префиксация и нулевая суффиксация - способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных именами существительными со значением частей тела или деталей внешности: безглазый, безногий. Эта же комбинация аффиксов выражает деривационное значение и в небольшой группе существительных типа проседь, просинь. Префиксально-постфиксальный способ ограничен только сферой глагольного словообразования. Средством выражения деривационных значений служит комбинация префикса и постфикса ся (сь): дозвониться, докричаться, зачитаться, проболтаться. Формант присоединяется к целому производящему слову, причём в качестве производящих, естественно, выступают только глаголы: голодать - изголодаться, сидеть - досидеться.
Суффиксально - постфиксальный способ также характерен только для глагольного словообразования. Словообразовательное значение в этом случае выражает комбинация суффикса и постфикса. В качестве мотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: нужда - нуждаться, суета - суетиться.
Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ. В качестве форманта выступает комбинация трех аффиксов: префикса, суффикса и постфикса ся. Способ этот соответственно представлен только в сфере глагольного словообразования. Мотивирующими словами служат существительные, прилагательные и глаголы: банкрот-обанкротиться, щедрый - расщедрица.
Сложносуффиксальный способ. В сложных словах этого способа деривационное значение выражается комбинацией сложения суффикса. Словообразовательными формантами служат порядок (последовательность) объединяемых компонентов, аффикс и единое (главное) ударение. Сложносуффиксальный способ широко распространен в сфере образования имен: плоскостопие, северокавказский, честолюбец, дальневосточный.
Суффикс, входящий в комбинацию словообразовательных средств, может быть нулевым: однолюб, лесоруб, сенокос, снегопад.
В системе комбинированных аффиксальных способов русского словообразования отмечаются также сложно - префиксальный способ: оплодотворить, умиротворить.
1.3 Сложение как способ словообразования
Среди морфемных способов словообразования, выделяют сложение. Сложение так же как и сращение, аббревиация, усечение и субстантивация относится к безаффиксным способам русского словообразования. Сложение – это соединительное значение, связанное с объединением разных по семантике мотивирующих основ в одну целостную единицу: генерал-лейтенант, юго-запад и т.д.
По мнению И.С. Улуханова соединительное значение сложных производных слов во многомт"аналогично лексическому значению соединительных союзов": русско-французский - и русский, и французский
Разновидностями сложения являются: сложносоставной способ, чистое сложение, образование новых сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера.
Сложносоставной способ – это разновидность сложения, представляющая собой образование производных слов путём объединения слов целиком, вместе с флексиями (музей-квартира, диван-кровать, выставка-продажа). Сложносоставные слова занимают промежуточное положение между целостным дериватом и сочетанием слов. Обладая цельнооформленностью, они в то же время характеризуются значительной формальной и смысловой автономностью компонентов, многие из которых сохраняют способность к склонению в рамках деривата (ср.: ракета-носитель, ракеты-носителя, ракете-носителю). Сложносоставным способом образуются составные существительные (платье-костюм, Александр Сергеевич Пушкин) и числительные (двадцать пять, сто сорок шесть).
Чистое сложение – это объединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полном виде, обычно сопровождаемое интерфиксацией (Волгоград, грязеводолечебница, сорвиголова), реже - без интерфиксов (Новгород, пятьдесят). Путём сложения образуются существительные, прилагательные, глаголы и числительные (звукорежиссёр, небесно-голубой, семьсот, самовоспламеняться). Соответствующие дериваты так же называются сложением. Образование новых сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера, развивающим высокую деривационную активность: авиа-, агро-, био-, гидро видео-, метео-, рок- и др.: авиапочта, видеомагнитофон, рок-группа, радиопередача. Развитие этого класса слов в современном русском языке свидетельствует о росте в нём элементов аналитизма. Сложение относится к безаффиксным способам русского словообразования, так же сюда относятся сращение, аббревиация, усечение и субстантивация.
Выводы по первой главе
Изучив теоретический материал о словообразовании в современном русском языке, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, словообразование изучается с точки зрения словообразовательного синтеза и анализа.
Во-вторых, в современном русском языке выделяют пять способов словообразования: морфологический, неморфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический.
В-третьих, морфологические способы словообразования по участию деривантов делятся на аффиксные, безафиксные и смешанные.
В-четвертых, среди морфологических способов словообразования, выделяют способ сложения.
В-пятых, существуют разновидности сложения: чистое сложение, сращение, сложносоставной способ и образование новых сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера.
Глава II Использование слов, образованных при помощи сложения в текстах рекламных объявлений на примере журнала "Цены"
2.1 Слова, образованные при помощи чистого сложения
В наше время появляется огромнейшее количество слов образованных при помощи сложения. Материалом для практической части курсовой стал журнал рекламных объявлений "Цены". В результате анализа текстов рекламных объявлений, нами было проанализировано 46 слов образованных способом сложения (см. Приложение 1).
В результате анализа словообразования в текстах рекламных объявлений нами были выделены слова, образованные при помощи чистого сложения:
Данная группа включает слова, образованные при помощи соединительных гласных.
Слова, образованные при помощи соединительной гласной о.
Асфальтобетон (см. Приложение 1 карточка 1).
Данное слово образовано от слов асфальт и бетон при помощи соединительной гласной о.
Металлопрокат (см. Приложение 1 карточка 2).
Данное слово образовано от слов металл и прокат при помощи соединительной гласной о.
Фольгоскотч (см. Приложение 1 карточка 3).
Данное слово образовано от слов фольга и скотч при помощи соединительной гласной о.
Фольгоизолон (см. Приложение 1 карточка 4).
Данное слово образовано от слов фольга и изолон при помощи соединительной гласной о.
Водоснабжение (см. Приложение 1 карточка 5).
Данное слово образовано от слов вода и снабжение при помощи соединительной гласной о.
Пускорегулирующее (см. Приложение 1 карточка 6).
Данное слово образовано от слов пуск и регулирующее при помощи соединительной гласной о.
Светотехника (см. Приложение 1 карточка 7).
Данное слово образовано от слов свет и техника при помощи соединительной гласной о.
Металловагонка (см. Приложение 1 карточка 8).
Данное слово образовано от слов металл и вагонка при помощи соединительной гласной о.
Керамогранит (см. Приложение 1 карточка 9).
Данное слово образовано от слов керамика и гранит при помощи соединительной гласной о.
Саморезы (см. Приложение 1 карточка 10).
Данное слово образовано от слов сам и резать при помощи соединительной гласной о.
Железнодорожные перевозки (см. Приложение 1 карточка 11).
Данное слово образовано от слов железные и дорожные при помощи соединительной гласной о.
Металлопластик (см. Приложение 1 карточка 12).
Данное слово образовано от слов металл и пластик при помощи соединительной гласной о.
Пенобетон (см. Приложение 1 карточка 13).
Данное слово образовано от слов пена и бетон при помощи соединительной гласной о.
Лакокрасочные материалы (см. Приложение 1 карточка 14).
Данное слово образовано от слов лак и красочные при помощи соединительной гласной о.
Металлочерепица (см. Приложение 1 карточка 15).
Данное слово образовано от слов металл и черепица при помощи соединительной гласной о.
Резинотехнические (см. Приложение 1 карточка 16).
Данное слово образовано от слов резина и технические при помощи соединительной гласной о.
Металлопродукция (см. Приложение 1 карточка 17).
Данное слово образовано от слов металл и продукция при помощи соединительной гласной о.
Светодиоды (см. Приложение 1 карточка 18).
Данное слово образовано от слов свет и диоды при помощи соединительной гласной о.
Водоснабжение (см. Приложение 1 карточка 19).
Данное слово образовано от слов вода и снабжение при помощи соединительной гласной о.
Светотехника (см. Приложение 1 карточка 20).
Данное слово образовано от слов свет и техника при помощи соединительной гласной о.
Трубопровод (см. Приложение 1 карточка 21).
Данное слово образовано от слов труба и провод при помощи соединительной гласной о.
Водосчетчики (см. Приложение 1 карточка 22).
Данное слово образовано от слов вода и счетчик при помощи соединительной гласной о.
Пескоструйная (см. Приложение 1 карточка 23).
Данное слово образовано от слов песок и струя при помощи соединительной гласной о.
Металлообрабатывающее (см. Приложение 1 карточка 24).
Данное слово образовано от слов металл и обрабатывающее при помощи соединительной гласной о.
Данная группа сложения представлена 24 словами, что составляет 51 %.
Слова, образованные при помощи соединительной гласной е.
Огнетушители (см. Приложение 1 карточка 25).
Данное слово образовано от слов огонь и тушители при помощи соединительной гласной е.
Огнеупоры (см. Приложение 1 карточка 26).
Данное слово образовано от слов огонь и упоры при помощи соединительной гласной е.
Дождеприёмники (см. Приложение 1 карточка 27).
Данное слово образовано от слов дождь и приёмник при помощи соединительной гласной е.
Сталепромышленная (см. Приложение 1 карточка 28).
Данное слово образовано от слов сталь и промышленная при помощи соединительной гласной е.
Данная группа представлена 4 словами, что составляет 0,08 % .
Вывод слова образованные при помощи чистого сложения представлены в количестве 28 единиц, что составляет 61,08 %, от общего количества проанализированных слов.
2.2 Слова, образованные сложносоставным способом
В результате анализа текстов рекламных объявлений нами были выделены слова, образованные сложносоставным способом:
Слова, образованные путём объединения слов целиком, вместе с флексиями.
Волга-сталь (см. Приложение 1 карточка 29).
Данное слово образовано от слов волга и сталь пишется через дефис.
Сэндвич-панели (см. Приложение 1 карточка 30).
Данное слово образовано от слов сэндвич и панели пишется через дефис.
Сумки-рюкзаки (см. Приложение 1 карточка 31).
Данное слово образовано от слов сумки и рюкзаки пишется через дефис.
Портмоне-кошельки (см. Приложение 1 карточка 32).
Данное слово образовано от слов портмоне и кошельки пишется через дефис.
Данная группа сложения представлена в количестве 4 слов.
Слова образованные путём объединения слов целиком.
Стеклообои (см. Приложение 1 карточка 33).
Данное слово образовано от слов стекло и обои.
Самараэкспертиза (см. Приложение 1 карточка 34).
Данное слово образовано от слов Самара и экспертиза.
Стеклопластиковые (см. Приложение 1 карточка 35).
Данное слово образовано от слов стекло и пластик.
Деревообрабатывающее (см. Приложение 1 карточка 36).
Данное слово образовано от слов дерево и обрабатывающее.
Данная группа сложения представлена в количестве 4слов.
Вывод слова образованные при помощи сложносоставного способа сложения представлены в количестве 8 единиц, что составляет 14 %, от общего количества проанализированных слов.
2.3 Слова, образованные с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера
Автозапчасти (см. Приложение 1 карточка 37).
Данное слово образовано от первой неизменяемой части авто и слова запчасти.
Автокосметика (см. Приложение 1 карточка 38).
Данное слово образовано от первой неизменяемой части авто и слова косметика.
Автошины (см. Приложение 1 карточка 39).
Данное слово образовано от первой неизменяемой части авто и слова шины.
Биотуалет (см. Приложение 1 карточка 40).
Данное слово образовано от первой неизменяемой части био и слова туалет.
Электрощит (см. Приложение 1 карточка 41).
Данное слово образовано от первой неизменяемой части электро и слова щит.
Электрошкафы (см. Приложение 1 карточка 42).
Данное слово образовано от первой неизменяемой части электро и слова шкафы.
Электродвигатели (см. Приложение 1 карточка 43).
Данное слово образовано от первой неизменяемой части электро и слова двигатели.
Электростанции (см. Приложение 1 карточка 44).
Данное слово образовано от первой неизменяемой части электро и слова станции.
Данная группа сложения представлена в количестве 8 слов.
Вывод слова образованные с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера представлены в количестве 8 единиц, что составляет 17 %, от общего количества проанализированных слов.
2.4 Слова, образованные при помощи сращения
В результате анализа словообразования в текстах рекламных объявлений нами были выделены слова, образованные при помощи сращения:
Быстровозводимые (см. Приложение 1 карточка 45).
Данное слово образовано от наречия быстро и причастия возводимые.
Сильнозагрязненный (см. Приложение 1 карточка 46).
Данное слово образовано от наречия сильно и причастия загрязнённый.
Вывод слова образованные при помощи сращения представлены в количестве 2 единиц, что составляет 4,2 %, от общего количества проанализированных слов.
Выводы по второй главе
Проанализировав сложения в текстах рекламных объявлений, мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, словообразование имеет три способа сложения: чистое сложение, сложносоставной способ и сращение.
Во-вторых, группа чистых сложений представлена в количестве 28 слов.
В-третьих, группа слов, образованная сложносоставным способом, представлена в количестве 8 слов
В-четвертых, группа слов, образованная при помощи сращения, представлена в количестве 2 слов.
В-пятых, группа слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера, представлена в количестве 8 слов.
В-шестых, на примере этих объявлений мы выявили, что самыми распространенными способами словообразования является чистое сложение, на втором месте стоит сложносоставной способ и словообразование с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера, на третьем сращение.
Заключение
Словарный состав современного русского языка постоянно обогащается за счёт образования или заимствования новых слов, т.е. одним из способов обогащения лексики является словообразование. Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования. В современном русском языке выделяют пять способов словообразования: морфологический, неморфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический.
Словообразование изучается с точки зрения словообразовательного синтеза и анализа. Предмет словообразование изучает образование слов от родственных, однокоренных слов.
В современном русском языке, в зависимости от участия деривантов, можно разграничить следующие способы словообразования: аффиксальный способ, в него входят префиксация, суффиксация, постфиксация. Безафиксный в него входят чистое сложение, сращение и усечение. Смешанный, в него входят префиксально-сложный способ, префиксально-суффиксально-сложный способ, сращение с суффиксацией, сокращение с суффиксацией, сокращение с префиксацией и суффиксацией, суффиксально-сложный способ и префиксально - суффиксальный способ.
Одним из главных и продуктивных способов словообразования является сложение. Сложение относится к безафиксному и морфологическому способу словообразованию. Морфологический способ - это центральный способ русского словообразования "образование новых слов с помощью аффиксов" (префиксов, суффиксов и т.д.). Чаще всего в современном русском языке новые слова образуются при помощи чистого, сложносоставного способа сложения, сращения и образование новых сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера. Сложение позволяет нам образовывать новые слова, чаще всего образуются существительные и прилагательные. Данный способ образования слов наделяет их новыми характеристиками, определениями и значениями. В результате анализа, нами были выделены 46 рекламных объявлений, образованных при помощи сложения. Чистое сложение является наиболее используемым способом словообразования, на втором месте находятся сложносоставной способ и слова с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера, на третьем сращение. Проведя исследовательскую работу, мы убедились, что в наши дни появляется большое количество новых слов и в большей степени они образованы с помощью сложения. Таким образом сложение является самым продуктивным способом словообразования.
Список литературы
1. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике или
лексикологии // Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. – М., 2001. – с.207.
2. Валгина Н.С. Современный русский язык / Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М. И.– М.: Логос, 2002. – 528 с.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. – С. 125 – 129.
4. Касаткин Л.Л. Русский язык / Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Крысин Л.П., Лекант П.А., Львов М.Р. , Ставская Г.М. , Федосюк М.Ю. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 768 с.
5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. – С. 125 – 129.
6. Козырева Т.Г. Современный русский язык: имя существительное.- 2-е изд. – М.: Высш. Шк., 2002. -104с.
7. Лекант П.А. Современный русский литературный язык / Лекант П.А., Гольцева Н.Г., Жуков В.П., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Малащенко В.П., Тузова М.Ф., Фоменко Ю.В., Холодов Н.Н. – М.: Высш. шк., 2001. – 462 с.
8. Лекант П.А. Современный русский язык / Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М.: Дрофа, 2001. – 560 с.
9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2000. – 845 с.
10. Реформаторский А.А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс,
1998. – 536 с.
11. Современный русский язык / Под общ. Ред. Новикова Л.А. – СПб.:
Издательство "Лань", 2001. – С. 115-150, 302 – 305с.
12. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.,Теленкова М.А. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. – С. 81-110, 113 – 116.
13. Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование.
– 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2001. -160 с.
14. Дорошевский А. Г. Элементы лексикологии и семиотики.- М.: Аспект
Пресс, 2001.-267с.
15. Лопатин В.В. Русская грамматика. – М.: Дрофа, 2000.-657с.
Приложение 1
Слова, образованные способом сложения, найденные из журнала "Цены"
Асфальтобетон
Металлопрокат
Фольгоскотч
Фольгоизолон
Водоснабжение
Пускорегулирующее
Светотехника
Металловагонка
Керамогранит
Саморезы
железнодорожные перевозки
Металлопластик
Пенобетон
Лакокрасочные материалы
Металлочерепица
Резинотехнические
Металлопродукция
Светодиоды
Водоснабжение
Светотехника
Трубопровод
Водосчетчики
Пескоструйная
Металлообрабатывающее
Огнетушители
Огнеупоры
Дождеприёмники
Сталепромышленная
Волга-сталь
Сэндвич-панели
Сумки-рюкзаки
Портмоне-кошельки
Стеклообои
Самараэкспертиза.
Стеклопластик
Деревообрабатывающее
Автозапчасти
Автокосметика
Автошины
Биотуалет
Электрощит
Электрошкафы
Электродвигатели
Электростанции
Быстровозводимые
Сильнозагрязненный
Оглавление Введение Глава I Словообразование как способ обогащения словарного состава языка 1.1 Словообразование как наука об образовании слов 1.2 Способ словообразования 1.3 Сложение как способ словообразования Глава II Испо
Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку
Современные русские прозвища Ленского района Архангельской области
Современный русский язык
Сопоставительный анализ речевых портретов русского и английского лицеистов
Сопоставительный анализ терминов родства в русском и немецком языках
Сопоставительный филологический анализ оригинала и русскоязычного перевода сонетов А. Мицкевича
Социодиалекты в системе русского языка
Социокультурные лакуны
Социолингвистический аспект в изучении новой лексики
Способи відтворення паремій з англійської мови на українську та порівняння лексичних одиниць при відтворенні
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.