База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Сложное предложение — Литература, Лингвистика

1. Понятие о синтаксисе, пунктуации ( из истории ).

А) Синтаксис.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.

Предложение - это  минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов ( или слово ), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

 В науке нет единого определения предложения, наоборот, известно более двухсот различных определений. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане:

·      Логическом.

·      Психологическом.

·      Формально - грамматическом.

Представитель первого направления Ф. И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» ( «Историческая грамматика русского языка», 1858г. ).

Сторонник второго направления Д. Н. Овсянико - Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем  «предицирования» ( «сказуемости» ) » ( «Синтаксис русского языка», 1912г. ).

Представитель формально - грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» ( «О преподавании грамматики русского языка в низших и старших классах общеобразовательной школы», 1899г. ).

Б) Пунктуация.

Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания.

Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.

Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие  пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки   знаков препинания.

В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац ( написание с новой строки ).

Различаются знаки отделяющие ( точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие ) и знаки выделяющие ( две запятые, два тире, скобки, кавычки ).

           2. Сложное предложение.

Сложное предложение- это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, из двух и более простых предложений. Участвующие в создании сложного предложения простые предложения называются его частями и представляют собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: И битвы поле роковое

                   

                   Гремит, пылает здесь и там,

                  

                   Но явно счастье боевое

                 

                   Служить уж начинает нам.

                                                  

                                                       (А. Пушкин.)

 

Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.

Например:  Змея лежала под колодой

                  

                    И злилася на целый свет;

                 

                    У ней другого чувства нет,

                 

                    Как злиться: создана уж так природой.

                                              

                                                                           (И. Крылов.)

                

2)  Ещё напор - и враг бежит.

                                   

                                        (А. Пушкин.)

3. Основные виды сложных предложений в русском языке.

В зависимости от способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные.

Сложное предложение.


                            Союзное.                                                 Бессоюзные.


Сложносочинённые    Сложноподчинённые.

В сложносочинённых предложениях части соединяются при помощи союзов: и, а, но, да, или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как...так и, и др., а в сложноподчинённых - при помощи союзов  и союзных слов: что, где, кто, который, чтобы, когда и др.

Части сложносочинённого предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от другой:

Наступил октябрь, и заметно похолодало.


[ ==          ], и [ == ].

Части сложноподчинённого предложения неравноправны - одна часть       (придаточная ) зависит от другой (главной):

Заметно похолодало, так как наступил октябрь.


[ == ], так как [ ==          ].

В одном сложном предложении могут быть разные виды связи:

Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки , и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек.

                                                     Что?                  (А. Толстой.)


[       и         == ]; [ ==       ], и [ == ], (как ==       ).

3.1. Сложносочинённое предложение.

Это такие сложные предложения, части которых связаны между собой  интонацией и сочинительными союзами. По характеру союза или значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.

А) Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

В предложениях с этими союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или последовательно.

Потом все сидели в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна


читала свой роман.

                (А. П. Чехов.)

[         == ], и  [        == ].

Б) Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

В них указывается на чередовании явлений (событий ), на возможность одного явления из двух или нескольких:

Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

Иль[       == ], иль[       == ], иль[ ==         ].

В) Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

В предложениях данной группы одно явление( событие ) противопоставляется другому:

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я , облизываясь, смотрел на кипучие пенки.

                                                 ( А. Пушкин.)

[       == ], а [       == ].

Сочинительные союзы делятся на следующие разряды.

Соединительные: и, да ( = и ), да и, ни-ни, также ( = и ), то же ( = и ),

не только - но и, как - так и ;

Противительные: а, но, да ( = но ), однако, зато, же, только ( = но );

Разделительные: или ( иль ), либо, то - то, то ли - то ли, не то - не то.

3.2. Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённое предложение может быть с одной придаточной частью или с несколькими придаточными частями.

Далее будут рассмотрены только сложноподчинённые предложения с одной придаточной частью.

Сложноподчинённым называется предложение, в котором одна часть зависит от другой, т.е. от одной части ( главной ) задаётся вопрос к другой - зависимой          ( придаточной ).

Главная часть - независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном предложении часто используются указательные слова ( тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, потому, оттого, сколько и др. ), которые указывают, что при нём имеется придаточные предложение. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части и связывают её с главной:

Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

                                                                                                 

                       О чём?                                                                        ( А. Ахматова. )


[        ==  о том ], ( как         == ).

Основные группы сложноподчинённых предложений.

I С придаточным определительным.

Придаточные определительные относятся к имени существительному ( или местоимению главной части ) и отвечают на вопросы определений какой? который? чей?

В главной части  придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.

                                                                         ( А. Пушкин. )

                    какой?


[          ==  --- ], ( где ==          ).

     

Придаточные определительные стоят всегда после определяемого слова.

II С придаточным изъяснительным.

Эти придаточные предложения отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчинённого предложения:

И, конечно, брат мой ни одной минуты не думал, что он виноват в её смерти.


                  

                  О чём?  

 

[ И,        == ], ( что          == ).

Придаточная часть может стоять после поясняемого слова, реже - перед поясняемым словом:

Что волки жадны , всякий знает..

                                     

                     Что?               ( И. Крылов. )

      

( Что        == ), [        == ].

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

Печорин говорит Максим Максимычу о том, что ’’если отдадим дочь этому


дикарю, он её зарежет или продаст’’.

                                                                                                 ( М. Ю. Лермонтов.).

III С придаточными обстоятельственными.

1.   С придаточными места.

                             Где? куда? откуда?

                            

[ там, туда, оттуда ], ( союзные слова: где, куда, откуда ).

Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

                                                   

                       Откуда?                                                 ( А.Н. Толстой.)


[        ==  оттуда ], ( откуда ==         ).

2.   С придаточными времени.

               Когда? С каких пор? На сколько времени?


[ тогда, до тех пор ], ( союзы: когда, пока, лишь только,

                                         как только, едва, в то время как).

Покуда ночка длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней на нас обоих хватит.

                  ( Б. Окуджава.)

                                   Как долго?


( Покуда        == ), (покуда       == ), [ == ].

3.   С придаточными сравнительными.

Относятся ко всей главной части и поясняют то, о чём в ней говорится, при помощи сравнения.

Отвечают на вопрос: как?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем ... тем и др.

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.

         Как?        


[ == ], ( как будто          == ).

4.   С придаточными образа действия и степени.

Они раскрывают образ, способ действия, а так же степень признака, названного в главной части сложноподчинённого предложения.

В русской земле столько прелестей, что всем художникам хватит на тысячи лет.

                                                                           ( К. Паустовский. )

 Сколько? До кокой степени?


[             ], ( что == ).

Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет.


                                   В какой степени?                 


[        == настолько плохо ], ( насколько        == ).

5.   С придаточными цели.

Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: чтобы ( чтоб ), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.

Чтоб чем - нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.      

                

             Зачем?


( чтоб == ), [ ==         ].

6.   С придаточными условия.

Указывают на условия при котором протекает действие, о котором говорится в главной части. Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: если, когда ( = если ), раз, коли, ежели, как скоро, кабы и др.

Коли парень ты румяный, братец будешь нам названный..


             При каком условии?


( коли  ==        ), [ == ].

7.   С придаточными причины и следствия.

Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? по какой причине?

отчего?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Так как встала полная луна, то многие пошли  гулять.

                                                                    

                           Почему?                                     ( Л. Н. Андреев.)

  

( так как  ==       ), [ то        == ].

К придаточным следствия от главного предложения можно задать вопрос - что из этого следует?

Придаточные следствия присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: так что.

Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду жёлтые бабочки.

                                      ( Л. Н. Толстой. )

       Что из этого следует?   


[        == ], ( так что ==        и ==        ).

8.   С придаточными уступительными.

Они содержат сообщение о факте, который противоположен тому, что можно было бы ожидать.

Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: хотя, хотя... но, пускай, несмотря на то что и др. и союзные слова - как, сколько и др.

Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.           

                                                                                                       ( М. Лермонтов. )

          Несмотря на что?


( хоть ==       ), [ но ==].

3.3. Бессоюзные сложные предложения.

Это такие сложные предложения, части которых соединены только интонацией, без союзов и союзных слов.

В них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.

Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного предложения.

                     Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.

              

                Двоеточие.                                                                     Тире.



1)  Причина.           2) Пояснения.                    1) Противо-                        2) Время

                                                                      поставление.                        условия.

              3) Дополнения                                                  3) Вывод       4) Быстрая     

     смысла.                                                      следствия.       смена событий.

Запятая, точка с запятой.


        Перечисление.

а)  Перечисление.

Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал.


                                                                                         ( И. С. Тургенев. )

[         == ], [        == ].

б)  Причина.

Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит.

                                                                                                  ( А. Блок. )

[ == ]: [        == ].

в) Пояснение.

Всё это значило, друзья; с приятелем стреляюсь я.


[        == ]; [ ==       ].

г) Быстрая смена событий.

Сыр выпал - и с ним была плутовка  такова.

                                                      

                                                              ( И. А. Крылов.)

[        == ] - [ ==         == ].

д)  Противопоставление.

Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.

                                                                     

                                                                      ( Л. Н. Толстой. )

[ == ] - [ == ].

е)  Вывод ( следствия ).

Любишь кататься - люби и саночки возить.

 

                                                               ( Пословица. )

[ == ] - [ == ].

ж) Время.

Пашню пашут - руками не машут.

                                             

                                               ( Пословица. )

[ == ] - [ == ].

 

Используемая литература.

1.   Современный русский язык. «Высшая школа» Москва - 1971г. Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич.

2.   Русский язык 9класс, под ред.  «Дрофа». Москва - 1999г. М. М. Разумовской.

3.   Русский язык в школе, 1 2000г. Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях. Н. Н. Милованова.

4.   Краткий справочник по русскому языку для школьников, «Баласс». Москва - 1998г. Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева.                              

1. Понятие о синтаксисе, пунктуации ( из истории ). А) Синтаксис. Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Предложение - это  мин

 

 

 

Внимание! Представленная Работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Глагольное управление в селькупском языке
Призыв к единению в "Слово о полку Игореве"
Разнообразие метрических средств характеризации шекспировского героя (Марк Антоний в трагедии «Антоний и Клеопатра»)
Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева "Людочка"
Поиски истины по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Таблицы по латинской грамматике
Экзамен по русскому языку для поступления в Бауманскую школу
Неужели зло так привлекательно? (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")
Рецензия на прочитанную книгу стихов Нины Ягодинцевой "На высоте метели"
"Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И.Бунина и А.Куприна

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru