курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
1. Понятие о синтаксисе, пунктуации ( из истории ).
А) Синтаксис.
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.
Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов ( или слово ), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
В науке нет единого определения предложения, наоборот, известно более двухсот различных определений. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане:
· Логическом.
· Психологическом.
· Формально - грамматическом.
Представитель первого направления Ф. И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» ( «Историческая грамматика русского языка», 1858г. ).
Сторонник второго направления Д. Н. Овсянико - Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» ( «сказуемости» ) » ( «Синтаксис русского языка», 1912г. ).
Представитель формально - грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» ( «О преподавании грамматики русского языка в низших и старших классах общеобразовательной школы», 1899г. ).
Б) Пунктуация.
Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания.
Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.
Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.
В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац ( написание с новой строки ).
Различаются знаки отделяющие ( точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие ) и знаки выделяющие ( две запятые, два тире, скобки, кавычки ).
2. Сложное предложение.
Сложное предложение- это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, из двух и более простых предложений. Участвующие в создании сложного предложения простые предложения называются его частями и представляют собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Например: И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
(А. Пушкин.)
Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.
Например: Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана уж так природой.
(И. Крылов.)
2) Ещё напор - и враг бежит.
(А. Пушкин.)
3. Основные виды сложных предложений в русском языке.
В зависимости от способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные.
Сложное предложение.
Союзное. Бессоюзные.
Сложносочинённые Сложноподчинённые.
В сложносочинённых предложениях части соединяются при помощи союзов: и, а, но, да, или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как...так и, и др., а в сложноподчинённых - при помощи союзов и союзных слов: что, где, кто, который, чтобы, когда и др.
Части сложносочинённого предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от другой:
Наступил октябрь, и заметно похолодало.
[ == ], и [ == ].
Части сложноподчинённого предложения неравноправны - одна часть (придаточная ) зависит от другой (главной):
Заметно похолодало, так как наступил октябрь.
[ == ], так как [ == ].
В одном сложном предложении могут быть разные виды связи:
Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки , и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек.
Что? (А. Толстой.)
[ и == ]; [ == ], и [ == ], (как == ).
3.1. Сложносочинённое предложение.
Это такие сложные предложения, части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. По характеру союза или значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.
А) Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
В предложениях с этими союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или последовательно.
Потом все сидели в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна
читала свой роман.
(А. П. Чехов.)
[ == ], и [ == ].
Б) Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.
В них указывается на чередовании явлений (событий ), на возможность одного явления из двух или нескольких:
Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
Иль[ == ], иль[ == ], иль[ == ].
В) Сложносочинённые предложения с противительными союзами.
В предложениях данной группы одно явление( событие ) противопоставляется другому:
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я , облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
( А. Пушкин.)
[ == ], а [ == ].
Сочинительные союзы делятся на следующие разряды.
Соединительные: и, да ( = и ), да и, ни-ни, также ( = и ), то же ( = и ),
не только - но и, как - так и ;
Противительные: а, но, да ( = но ), однако, зато, же, только ( = но );
Разделительные: или ( иль ), либо, то - то, то ли - то ли, не то - не то.
3.2. Сложноподчинённое предложение.
Сложноподчинённое предложение может быть с одной придаточной частью или с несколькими придаточными частями.
Далее будут рассмотрены только сложноподчинённые предложения с одной придаточной частью.
Сложноподчинённым называется предложение, в котором одна часть зависит от другой, т.е. от одной части ( главной ) задаётся вопрос к другой - зависимой ( придаточной ).
Главная часть - независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном предложении часто используются указательные слова ( тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, потому, оттого, сколько и др. ), которые указывают, что при нём имеется придаточные предложение. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части и связывают её с главной:
Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
О чём? ( А. Ахматова. )
[ == о том ], ( как == ).
Основные группы сложноподчинённых предложений.
I С придаточным определительным.
Придаточные определительные относятся к имени существительному ( или местоимению главной части ) и отвечают на вопросы определений какой? который? чей?
В главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:
И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
( А. Пушкин. )
какой?
[ == --- ], ( где == ).
Придаточные определительные стоят всегда после определяемого слова.
II С придаточным изъяснительным.
Эти придаточные предложения отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчинённого предложения:
И, конечно, брат мой ни одной минуты не думал, что он виноват в её смерти.
О чём?
[ И, == ], ( что == ).
Придаточная часть может стоять после поясняемого слова, реже - перед поясняемым словом:
Что волки жадны , всякий знает..
Что? ( И. Крылов. )
( Что == ), [ == ].
Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.
Печорин говорит Максим Максимычу о том, что ’’если отдадим дочь этому
дикарю, он её зарежет или продаст’’.
( М. Ю. Лермонтов.).
III С придаточными обстоятельственными.
1. С придаточными места.
Где? куда? откуда?
[ там, туда, оттуда ], ( союзные слова: где, куда, откуда ).
Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
Откуда? ( А.Н. Толстой.)
[ == оттуда ], ( откуда == ).
2. С придаточными времени.
Когда? С каких пор? На сколько времени?
[ тогда, до тех пор ], ( союзы: когда, пока, лишь только,
как только, едва, в то время как).
Покуда ночка длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней на нас обоих хватит.
( Б. Окуджава.)
Как долго?
( Покуда == ), (покуда == ), [ == ].
3. С придаточными сравнительными.
Относятся ко всей главной части и поясняют то, о чём в ней говорится, при помощи сравнения.
Отвечают на вопрос: как?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем ... тем и др.
Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.
Как?
[ == ], ( как будто == ).
4. С придаточными образа действия и степени.
Они раскрывают образ, способ действия, а так же степень признака, названного в главной части сложноподчинённого предложения.
В русской земле столько прелестей, что всем художникам хватит на тысячи лет.
( К. Паустовский. )
Сколько? До кокой степени?
[ ], ( что == ).
Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет.
В какой степени?
[ == настолько плохо ], ( насколько == ).
5. С придаточными цели.
Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: чтобы ( чтоб ), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.
Чтоб чем - нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
Зачем?
( чтоб == ), [ == ].
6. С придаточными условия.
Указывают на условия при котором протекает действие, о котором говорится в главной части. Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: если, когда ( = если ), раз, коли, ежели, как скоро, кабы и др.
Коли парень ты румяный, братец будешь нам названный..
При каком условии?
( коли == ), [ == ].
7. С придаточными причины и следствия.
Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? по какой причине?
отчего?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что и др.
Так как встала полная луна, то многие пошли гулять.
Почему? ( Л. Н. Андреев.)
( так как == ), [ то == ].
К придаточным следствия от главного предложения можно задать вопрос - что из этого следует?
Придаточные следствия присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: так что.
Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду жёлтые бабочки.
( Л. Н. Толстой. )
Что из этого следует?
[ == ], ( так что == и == ).
8. С придаточными уступительными.
Они содержат сообщение о факте, который противоположен тому, что можно было бы ожидать.
Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: хотя, хотя... но, пускай, несмотря на то что и др. и союзные слова - как, сколько и др.
Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.
( М. Лермонтов. )
Несмотря на что?
( хоть == ), [ но ==].
3.3. Бессоюзные сложные предложения.
Это такие сложные предложения, части которых соединены только интонацией, без союзов и союзных слов.
В них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.
Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного предложения.
Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.
Двоеточие. Тире.
1) Причина. 2) Пояснения. 1) Противо- 2) Время
поставление. условия.
3) Дополнения 3) Вывод 4) Быстрая
смысла. следствия. смена событий.
Запятая, точка с запятой.
Перечисление.
а) Перечисление.
Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал.
( И. С. Тургенев. )
[ == ], [ == ].
б) Причина.
Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит.
( А. Блок. )
[ == ]: [ == ].
в) Пояснение.
Всё это значило, друзья; с приятелем стреляюсь я.
[ == ]; [ == ].
г) Быстрая смена событий.
Сыр выпал - и с ним была плутовка такова.
( И. А. Крылов.)
[ == ] - [ == == ].
д) Противопоставление.
Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.
( Л. Н. Толстой. )
[ == ] - [ == ].
е) Вывод ( следствия ).
Любишь кататься - люби и саночки возить.
( Пословица. )
[ == ] - [ == ].
ж) Время.
Пашню пашут - руками не машут.
( Пословица. )
[ == ] - [ == ].
Используемая литература.
1. Современный русский язык. «Высшая школа» Москва - 1971г. Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич.
2. Русский язык 9класс, под ред. «Дрофа». Москва - 1999г. М. М. Разумовской.
3. Русский язык в школе, 1 2000г. Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях. Н. Н. Милованова.
4. Краткий справочник по русскому языку для школьников, «Баласс». Москва - 1998г. Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева.
1. Понятие о синтаксисе, пунктуации ( из истории ). А) Синтаксис. Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Предложение - это мин
Глагольное управление в селькупском языке
Призыв к единению в "Слово о полку Игореве"
Разнообразие метрических средств характеризации шекспировского героя (Марк Антоний в трагедии «Антоний и Клеопатра»)
Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева "Людочка"
Поиски истины по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Таблицы по латинской грамматике
Экзамен по русскому языку для поступления в Бауманскую школу
Неужели зло так привлекательно? (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")
Рецензия на прочитанную книгу стихов Нины Ягодинцевой "На высоте метели"
"Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И.Бунина и А.Куприна
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.