Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

—ловообразование. »м€ числительное — »ностранный €зык

ѕосмотреть видео по теме  онтрольной работы

—одержание

1 .—ловообразование

2. »м€ числительное и нормы его употреблени€

—писок литературы


1. —ловообразование

—ловообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образовани€ новых слов: морфологический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический, лексико-синтаксический. Cлова русского €зыка с точки зрени€ морфологической структуры дел€тс€ на слова, имеющие формы словоизменени€ и не имеющие форм словоизменени€. —лова первой группы распадаютс€ на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представл€ют собой чистую основу. ќснова - это часть слова, котора€ выражает его лексическое значение. ќснова выдел€етс€ путем вычета окончани€. ќкончание, или флекси€, - это измен€ема€ часть слова, котора€ указывает на отношение данного слова к другим, т.е. €вл€етс€ средством выражени€ синтаксических свойств слова в предложении. ќкончание может быть нулевым. Ќапример: в различных формах слова выход (выхода, выходу, выходом, выходе и т.д.) выдел€етс€ основа выход и окончание -а, -у, -ом, -е и т.д. ¬ именительном падеже единственного числа это слово имеет нулевое окончание. ќснова слова распадаетс€ на отдельные значимые части: приставку, корень, суффикс.  орень слова - обща€ часть родственных слов - выдел€етс€ при сопоставлении слов одного гнезда, т.е. однокоренных слов. Ќапример: в словах ходить, выходить, приходить, заходить, приход, выход, выходной, приходный, ходовой и др. выдел€етс€ корень ход-.  орень может присоедин€ть к себе различные аффиксы. јффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корн€. јффиксы подраздел€ютс€ на приставки, или префиксы, - части слова, сто€щие перед корнем, суффиксы - части слова, сто€щие между корнем и окончанием, и окончани€. Ќапример, в слове подберезовик выдел€етс€ корень берез- (ср. береза, березовый), приставка под- (ср. под-стаканник, под-оконник); суффиксы -ов- и -ик (ср. берез-ов-ый, березов-ик), а также нулевое окончание (ср. подберезовик, подберезовик-а, подберезо-вик-у и т.д.). ажда€ значима€ часть слова - приставка, корень, суффикс, окончание - называетс€ морфемой. Ќапример, слово погрузка имеет четыре морфемы: по-груз-к-а.¬ качестве наименований одной из значимых частей слова иногда употребл€етс€ термин постфикс (в применении к аффиксу-с€,-сь: трудитьс€, умоюсь). Ёта морфема удерживает особое название потому, что часто помешаетс€ после других частей слова, в том числе и окончани€: сержу-сь, сердишь-с€, сердит-с€. ¬ большинстве сложных слов выдел€етс€ еще одна часть слова - соединительна€ гласна€ (интерфикс): корабл-е-стро-ение, пар-о-воз. ¬ыделение морфем в составе слова и определение их значени€ производитс€ на основе сопоставлени€ с другими словами и с другими формами данного слова. —лова, происход€щие от одного корн€, составл€ют словообразовательное гнездо. ¬ словообразовании, как и в лексике, имеютс€ многозначность, омоними€, синоними€. “ак, например, многозначна приставка при-, придающа€ словам следующие значени€: 1) пространственной близости, смежности (приморский, пришкольный), 2) приближени€, присоединени€ (пригибать, приделать), 3) совершени€ действи€ не в полном объеме или на ограниченный срок (приоткрыть, приостановитьс€), 4) доведени€ действи€ до конца (приготовить, приискать), 5) совершени€ действи€ в чьих-либо интересах (приберечь, приманить), 6) действи€, сопутствующего другому действию (пританцовывать). ѕримером словообразовательной омонимии может служить суффикс -ец, который выдел€етс€ в существительных, обозначающих лиц мужского пола по: 1) местности (горец, кавказец), 2) национальности (испанец, немец), 3) роду зан€тий (гребец, торговец), 4) социальной принадлежности, убеждени€м (разночинец, сопротивленец, вольнодумец), 5) характерным свойствам (мудрец, хитрец, корыстолюбец), 6) принадлежности к учебному заведению (суворовец, нахимовец), 7) приверженности учению, политическим взгл€дам (мичуринец, €кобинец) и др. ѕримером словообразовательной синонимии могут служить параллельные названи€ жителей городов, областей типа ростовец - рос-товчанин, хабаровец - хабаровчанин, крымчак - крымчанин, смоленец - смол€нин - смоленчанин - смолен€нин.

1.1 Ћексико-семантическое словообразование выражаетс€ в том, что слово, уже существующее в €зыке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепл€етс€ на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжата€ дл€ удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

1.2 Ћексико-синтаксическое словообразование имеет место в случа€х образовани€ слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употреблени€ в €зыке, например: сумасшедший (с ума сшедший), т€желораненый (т€жело раненный), четыреста (четыреста), наконец (на конец), сейчас (сей час). ѕри образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразна€ словообразовательна€ компресси€: на базе прилагательного образуетс€ им€ существительное (с помощью суффикса -к), а определ€емое им€ вовсе опускаетс€. “акое свертывание двухсловных наименований в одно особенно характерно дл€ нашего времени и распространено в разговорном стиле: п€тиэтажка (п€тиэтажный дом), оборонка (оборонна€ промышленность), наличка (наличные деньги), высотка (высотное здание), зачетка (зачетна€ книжка), духовушка (духовое ружье), визитка (визитна€ карточка) и др. “акой же способ обнаруживаетс€ и при образовании бытовых наименований различных круп - пшенка, гречка, овс€нка, а также других пищевых изделий - тушенка, жженка. ѕоскольку в данном типе словообразовани€ участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее - лексико-морфолого-синтаксическому.

1.3 ћорфолого-синтаксическое словообразование осуществл€етс€ при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные зап€та€, булочна€, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в им€ существительное; деепричасти€ благодар€, несмотр€ (на) перешли в предлоги и т.д.

1.4 Ќаиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского €зыка €вл€етс€ морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегос€ в €зыке строительного материала путем закономерного сочетани€ морфем в слове. ќсновные виды морфологического словообразовани€, действующие в современном русском €зыке, - сложение, безаффиксный способ словообразовани€ и аффиксаци€. —ложение - это такой способ морфологического словообразовани€, при котором путем объединени€ двух и более основ образуетс€ новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.ѕутем основосложени€ образуютс€ сложные и сложносокращенные слова. —ложные слова - результат сложени€ полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные - усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). ѕри основосложении наиболее продуктивным €вл€етс€ образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). √лаголы этим способом в русском €зыке не образуютс€. “акие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старослав€нского €зыка, в котором они были кальками с греческого €зыка. —ложение основ обычно производитс€ посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговл€), но нередко основосложение осуществл€етс€ и без соединительной гласной (дес€тилетка, двухмоторный, многотомный).—лова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуютс€ посредством основосложени€. “ак, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложени€ основ.— другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, €зыковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный.

1.5 Ѕезаффиксный способ словообразовани€, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Ётот способ примен€етс€ только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. ѕри этом основа имени прилагательного, от которого образуетс€ существительное, подвергаетс€ изменению (мен€етс€ конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не измен€етс€ (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т.п.). —уществительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) €вл€ютс€ производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключаетс€. Ёти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, просто€ть и образованы безаффиксным способом словообразовани€. Ётот способ обычно используетс€ при образовании существительных от глаголов.

1.6 јффиксаци€ - наиболее продуктивный способ образовани€ слов, при котором новое слово создаетс€ присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. ¬озможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. –азновидностью суффиксального €вл€етс€ способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикрепленный). ѕри морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполн€ть две функции - использоватьс€ и дл€ образовани€ отдельных слов, и дл€ выражени€ грамматических значений. —овмещение обеих функций - словообразующей и формообразующей - наблюдаетс€ чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случа€х у окончаний. Ќапример: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по- не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь - начало действи€, лежать и полежать - ограниченность действи€ во времени).

1.7 —уффиксальный способ словообразовани€ осуществл€етс€ путем прибавлени€ к производ€щей основе суффикса. —лова земл€к, земл€чка, земл€чество образованы прибавлением суффиксов -€к, -к-, -еств- к производ€щим основам земл-, земл€к-, земл€к-.

1.8 ѕрефиксальный способ словообразовани€ выражаетс€ в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производ€щей основы. —лова спутник, сотоварищ, непри€тель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, сверх-, при-, раз- к производ€щим основам путник, товарищ, при€тель, ранний, давать.

1.9 —уффиксально-префиксальный способ словообразовани€ заключаетс€ в одновременном присоединении к производ€щей основе и суффикса и префикса. —лова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производ€щей основе приставок вз-, по; про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

1.10 ѕостфиксальный способ словообразовани€ осуществл€етс€ путем прибавлени€ к производ€щей основе постфикса. “ермин постфикс имеет два значени€: 1) любой аффикс, сто€щий после корн€; 2) аффикс, сто€щий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. √лагольные основы присоедин€ют постфикс -с€/-сь: мытьс€, моюсь; местоименные - -то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь. ѕри образовании глаголов, как правило, постфиксальный способ совмещаетс€ с префиксальным и суффиксальным, образу€ три разновидности: префиксально-постсуффиксальный (нервничать - разнервничатьс€), суффиксально-постфиксальный (резвый - резвитьс€), префиксально-суффиксально-постфиксальный (говорить - переговариватьс€).ѕри определении способа морфологического словообразовани€ в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производ€щей основой оно соотноситс€.ѕроизводные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбитьс€ в современном русском €зыке семантически и грамматически соотнос€тс€ с производ€щими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить. Ќаличие этого соотношени€ между основами производными и производ€щими служит основанием дл€ заключени€, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование - префиксальным, а слова затылок и сбитьс€ - суффиксально-префиксальным. –азные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуютс€ посредством суффиксов, а глаголы - посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразовани€ более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. —уффиксы и префиксы выступают в процессе словообразовани€ по-разному: суффиксы образуют новое слово от производ€щей основы, а префиксы - от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразовани€ слова образуютс€ и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов). —ловообразовательные возможности аффиксов различаютс€ и с точки зрени€ грамматической. ѕрефиксы образуют слова только того лексико-грамматического разр€да, к которому принадлежит производ€щее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разр€да; при суффиксально-префиксальном способе образуютс€ и слова того же лексико-грамматического разр€да и иного, например: от имен образуютс€ и существительные, и прилагательные, и слова, относ€щиес€ к другим част€м речи, а от глаголов - исключительно глаголы. ¬ составе словообразовательных аффиксов русского €зыка имеютс€ заимствованные из других €зыков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукци€, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж. »но€зычные морфемы обычно вход€т в состав ино€зычных слов, бытующих в русском €зыке, но иногда они сочетаютс€ и с русскими основами (ср.: авиатор - новатор, дирижер - ухажер).ѕри словообразовательном анализе слов с ино€зычной производ€щей основой и аффиксом учитываютс€ живые св€зи между словами, существующие в современном русском €зыке. “акой анализ исключает учет св€зей между ино€зычными словами в том €зыке, из которого заимствовано слово. Ќапример, наличие в современном русском €зыке родственных слов доктор, докторат, докторант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы -aм, -ант, -ант, -ур и производ€щую основу доктор: ќтсутствие в русском €зыке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделени€ в слове доктор суффикса -ор, и потому слово доктор относитс€ к непроизводным основам. ¬ латинском €зыке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных св€зей и, естественно, относитс€ к производ€щим основам (ср. доктрина, докторальный).

2. »м€ числительное и нормы его употреблени€

»м€ числительное - разр€д слов, которые служат названи€ми отвлеченных чисел (два плюс три равно п€ть), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах (три п€тых тонны), или пор€дка предметов по счету (третий этаж). —о стороны семантической им€ числительное €вл€етс€ названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значени€ми. Ќапример, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относитс€ лишь слово три, а слово тройка входит в разр€д имен существительных. —лово три - числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпываетс€ указанием числа в определенных счетных таблицах. —лово тройка - название количества, совмещающее это значение с названи€ми предметов: 1) цифры три, 2) школьной отметки, 3) игральной карты, 4) трех лошадей, запр€женных р€дом, 5) трех самолетов, образующих звено, 6) лодки с трем€ парами весел, 7) комиссии из трех человек, 8) мужского костюма, состо€щего из пиджака, жилета и брюк. ќбозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относитс€ к именам существительным. —о стороны морфологической числительное характеризуетс€ следующими свойствами: 1) почти все числительные лишены категории числа, 2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тыс€ча, миллион и др.), 3) многие числительные отличаютс€ особенност€ми в склонении. —о стороны синтаксической числительные отличаютс€ следующими особенност€ми: 1) сочетаютс€ только с именами существительными; такие словосочетани€ синтаксически неразложимы и выступают как один член предложени€ (два дн€, две ночи, двое суток); 2) не могут определ€тьс€ именем прилагательным.


—писок литературы

1.  узьмина Ќ.ј. —овременный русский €зык. ћ., Ђƒрофаї,2002г.

2. »ссерс ќ.—. Ђ–усский €зыкї ћ., Ђƒрофаї, 2004г.

3. јгеенко ‘.Ћ., «арва ћ.¬. —ловарь ударений русского €зыка. ћ. Ђ –усский €зык ї, 1993г.

4. –озенталь ƒ.Ё., “еленкова ћ.ј. —ловарь трудностей русского €зыка. ћ, Ђƒрофаї, 1994г.

—одержание 1 .—ловообразование 2. »м€ числительное и нормы его употреблени€ —писок литературы 1. —ловообразование —ловообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образовани€ новых слов: морфологич

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru