курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.
(Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент.
Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.
Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.
Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые.
Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева.
Функции стереотипа
1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)
Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.
2) идеологизация (сохранить ценность, интерес)
3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).
Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.
Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.
Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.
Основные свойства стереотипа
1) Не развитый когнитивный компонент
2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).
3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях
4) Интенсивность эмоционального проявления
5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).
Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.
Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.
Примеры: стереотипы американцев
1) в России все воруют
2) в России все мужчины пьют
Предрассудки рождаются только в личной форме.
Свойства предрассудка:
1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.
2) неадекватность, несоответствие действительности.
3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.
Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии
Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент.
Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях.
З.В. Стереотип жулика (предпринимателя) <-> стереотип взяточников (чиновников).
При изучении деловой активности человека стереотип богатых и бедных: стереотип в восприятии бедного человека - ленивые, низкоинтеллектуальные, и обратно, если мы изучаем стереотип бедного человека к богатым - нечестные, ворующие, начальники.
Почему это имеет место? Зачем нужен это феномен? (Все феномены имеют функцию адаптации).
Зачем человеку нужны стереотипы? Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция).
Частные функции стереотипов (2):
1) функция идеологизации - стереотип необходим, чтобы формировать и защищать идеологию группы.
2) функция идентификации - создание и сохранение положительного, эмоционального мы-образа (потребность принадлежать к определенной группе).
Если мы-образа - нет - возникает функция дискомфорта личности.
Существуют 2 принципиально отличающихся вида стереотипа:
автостереотип (аитостереотип) - представление о самом себе как представителе социальной группы и о других представителях этой группы. гетеростереотиппредставление о другой социальной группе и представителях этой социальной группы
Основные свойства стереотипа:
1) неразвитый когнитивный компонент;
2) поляризованность оценки (крайне позитивные (автостереотип); крайне негативные (гетеростереотип));
3) жесткая фиксированность стереотипа (устойчивость проявлений стереотипов в самых разных ситуациях);
4) интенсивное эмоциональное проявление (интенсивная аффектная конотация);
5) концентрированное выражение свойств социальных установок.
Предрассудок - это форма представления о социальной установке с искаженным количественным компонентом.
2) возрастает интенсивность проявления эмоциональной компоненты (крайняя форма проявления стереотипа).
3) четкая выраженность в поведении.
Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек.
Предрассудки (типичные) для иностранцев:
1) в России все воруют
2) в России все мужчины пьют
Такие предрассудки появляются за границей благодаря системе массовой информации.
Убеждение проходит через когнитивный компонент.
Предубеждение - до - убеждения.
3 основных свойства предрассудков:
1) иррациональность (недоступность для понимания и объяснения);
2) высокая степень неадекватности (несоответствие действительности);
3) ригидность (негибкость, жесткость, неподдатливость).
Изменить предрассудок чрезвычайно сложно.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением. (Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть ч
Структура социальной психологии как отрасли науки
Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Психологическая модель человека по Э. Фромму
Основные психологические направления и их представители
Характер и общение
Темперамент
Познавательные процессы, их характеристика
Личность
Методики исследования агрессивности
Интерпретация результатов исследования агрессивности
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.