База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Социальные технологии — Социология

Оглавление

Введение

1. Технология как социальный феномен

1.1 Социальные технологии: понятие и сущность

1.2 Классификации социальных технологий

2. Типы социальных технологий

2.1 Универсальные социальные технологии

2.1.1 Социальная диагностика

2.1.2 Социальная терапия

2.1.3 Социальная профилактика

2.1.4 Социальная реабилитация

2.1.5 Социальная адаптация

2.1.6 Социальное консультирование

2.2 Частные социальные технологии

2.2.1 Социальная работа с бедными и малоимущими

2.2.2 Социальная работа с мигрантами

2.2.3 Социальная работа с инвалидами

2.2.4 Социальная работа с пожилыми людьми

2.2.5 Социальная работа с детьми

3. Социальные технологии, используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГОУСОССЗН "Мурманский Центр социальной помощи семье и детям"

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности.

Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что на современном этапе развития общества для более эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения возникает необходимость активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.

Степень разработанности темы. Анализируемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Значительное количество работ посвящено теоретическим исследованиям и мало применяется на практике. Отсутствует единая типология социальных технологий.

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.

Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

1.  Раскрыть сущность понятия социальные технологии.

2.  Определить типологию социальных технологий.

3.  Проанализировать существующие технологии социальной работы с детьми и семьями, применяемые в ГОУСОССЗН "Мурманский Центр социальной помощи семье и детям".

Объектом данной курсовой работы является процесс социальной работы специалистов, применение ими различных социальных технологий.

Предметом - люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Основная гипотеза: разработка и более активное применение на практике социальных технологий повлияет на эффективность социальной защиты и поддержки различных групп населения.

При написании курсовой работы были использованы следующие основные методы: гипотетический, аналитический, статистический анализ.

Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью социальных технологий и отсутствием их единой классификации.

Курсовая работа состоит из следующих структурных компонентов: во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, основная гипотеза; в первой части рассматриваются понятие и сущность социальных технологий, их классификация; во второй части раскрыты основные типы социальных технологий; в третьей части описаны социальные технологии, используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГОУСОССЗН "Мурманский Центр социальной помощи семье и детям"; в заключении содержатся выводы по цели и задачам курсовой работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материал, изложенный в курсовой работе, даёт возможность активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.


1. Технология как социальный феномен 1.1 Социальные технологии: понятие и сущность

Понятие "социальная технология" стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин "технология", но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу.

До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, Курбатов В.И. и Курбатова О.В. [1] определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию "социальная технология".

1.  Специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.

2.  Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения.

3.  Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качество, свойство, объемы, целостности деятельности и т.п.

Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия "технология" - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели[2].

Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.

Таким образом, понятие "социальная технология" в научной литературе используется в следующих основных значениях:

1.  Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.

2.  Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:

•  цели, задачи и возможности метода;

•  планируемое итоговое состояние социального субъекта;

•  применяемые метод и приемы;

•  способы, условия и последовательность их применения;

•  необходимое время для осуществления данной технологии;

•  квалификация работников;

•  способы обучения приемам технологии.

3.  Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.

4.  Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, так как масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.

Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

 


1.2 Классификации социальных технологий

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

К числу наиболее значимых оснований относятся:

1.  По масштабам решаемых социальных проблем:

·  универсальные социальные технологии;

·  частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным - конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2.  По уровню социальной деятельности:

·  глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

·  региональные социальные технологии, дающие эффект при решении

·  проблем в условиях конкретного региона;

·  национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

·  государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах

·  конкретного государства;

·  муниципальные и пр.

3.  По характеру решаемых задач:

·  функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

·  инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4.  По характеру воздействия на социальные процессы:

·  формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

·  стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

·  сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

·  разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5.  По характеру и содержанию используемых средств:

·  организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

·  социально-правовые технологии;

·  медико-социальные технологии;

·  психологические технологии;

·  педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

·  социальные технологии, ориентированные на созидание;

·  социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

·  социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии[3].

Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.


2. Типы социальных технологий 2.1 Универсальные социальные технологии

 

2.1.1 Социальная диагностика

Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика.

Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации[4].

Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника[5].

 

2.1.2 Социальная терапия

Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации[6]. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:

·  исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;

·  предупреждение дисфункций;

·  обеспечение нормального развития субъекта;

·  самоутверждение личности субъекта.

Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых:

1.  Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).

2.  Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции.

3.  Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.

1.  Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии.

2.  Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста - психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п.

3.  Семейная терапия - работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

 

2.1.3 Социальная профилактика

Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. [7]

социальная помощь универсальная частная

Приведённое выше определение понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

·  выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

·  уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

·  предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

·  сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

·  содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Реализация социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

1.  Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2.  Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

3.  Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

4.  Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5.  Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6.  Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

 

2.1.4 Социальная реабилитация

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне оранизованный процесс[8].

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социальнореабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные, т.е. социально или природно обусловленные:

·  возрастные изменения;

·  природные, техногенные или экологические катастрофы;

·  тяжёлые заболевания или травмы;

·  социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно обусловленные:

·  изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

·  девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

·  здравоохранения;

·  образования;

·  профессиональной подготовки и переподготовки;

·  средства массовых коммуникаций и массовой информации;

·  организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

·  общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.п.).

 

2.1.5 Социальная адаптация

В самом общем виде понятие "социальная адаптация" можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

1.  Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой[9].

2.  Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.

3.  Ответ на "вызов среды". Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

 

2.1.6 Социальное консультирование

В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования[10]С.135-136).

1.  Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

2.  Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:

·  монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;

·  диалог, свободная беседа клиента и консультанта;

·  ответы консультанта на прямые вопросы клиента;

·  разнообразные тестирования;

·  различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.

 

2.2 Частные социальные технологии

 

2.2.1 Социальная работа с бедными и малоимущими

Основой определения бедности для большинства исследователей является наличие у человека или группы возможности удовлетворить свои потребности. При этом, необходимо различать различные виды бедности, существенно отличающиеся друг от друга.

Во-первых, это абсолютная бедность, представляющая собой такое экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.). Абсолютная бедность представляет собой наиболее тяжёлую её разновидность. Человек или группа, находящиеся в этом состоянии, испытывают не только серьёзные материальные затруднения, но, и испытывают и морально-нравственные страдания и переживания. Именно данная категория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны государства и общества.

Во-вторых, это относительная бедность, представляющая собой такое материальное и имущественное положение субъекта, при котором имеющийся в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами других людей или групп. Эта разновидность бедности связана, в первую очередь, с субъективной оценкой человеком своего материального положения. Реально это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнении с положением других восприниматься как бедность.

Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический характер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.

Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются: социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка - это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальные работники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.

Социальная помощь - это деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций. Как правило, объектами социальной помощи становятся те личности и социальные группы, возможности которых самостоятельно решить свои материальные проблемы по тем или иным причинам ограничены.

Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:

·  материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);

·  социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);

·  коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);

·  профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и

·  ориентация, трудоустройство) и др.

 

2.2.2 Социальная работа с мигрантами

Миграция, миграционный процесс - это перемещение, переселение людей, связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев[11].

Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться в процессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы разного порядка. Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие:

·  социально-экономические (поиск рабочих мест, возможностей для само-

·  реализации, получения образования, вступление в брак и т.п.);

·  политические (преследование по политическим мотивам, политический

·  протест, стремление к распространению своих политических взглядов и принципов);

·  этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этнически признакам, стремление к этническому воссоединению);

·  религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломничество);

·  военные (военные действия на определённой территории и желание людей избежать их возможных последствий);

·  экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологические катастрофы и т.п.).

Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом определяются тем, к какой категории этих лиц они принадлежат. Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её по таким основаниям как, во-первых, по направлениям перемещения людей и, во-вторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению.

По первому основанию можно выделить такие категории мигрантов как эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну). В этих случаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.).

По второму основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Это наиболее тяжёлые категории мигрантов с точки зрения обременённости различными сопутствующими проблемами. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое они попадают. Поэтому, социальная работа с мигрантами - это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи.

Основным способом решения социальных проблем мигрантов и регулирования миграционных потоков на территории Российской федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов. Основными направлениями реализации миграционной политики являются:

·  учёт и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе;

·  деятельность по оказанию практической помощи, необходимой конкретным категориям мигрантов;

·  реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантов в новых условиях.

Социальная работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям.

1.  Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях.

2.  Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.

3.  Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением.

4.  Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п.

5.  Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты.

6.  Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п.

 

2.2.3 Социальная работа с инвалидами

В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия "инвалид" - это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите[12]. Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.

По возрастным характеристикам:

·  дети-инвалиды;

·  инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

·  инвалиды детства;

·  войны;

·  труда;

·  по общему заболеванию;

и т.п.

По способности передвигаться:

·  мобильные;

·  маломобильные;

·  неподвижные.

По степени трудоспособности:

·  трудоспособные (инвалиды 3-й группы);

·  ограниченно трудоспособные;

·  временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы);

·  нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

·  социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);

·  социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;

·  участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;

·  социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;

·  государственных и общественных гарантий, предполагающий, что неза-висимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.

 

2.2.4 Социальная работа с пожилыми людьми

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пожилые люди подразделяются на категории:

·  лица в возрасте от 60 до 74 лет - пожилые люди;

·  лица в возрасте от 75 до 89 лет - старые люди;

·  лица в возрасте от 90 лет и старше - долгожители.

Социальная работа с этой категорией населения должна строится исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования. К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:

1.  Ограничение жизнедеятельности пожилых людей;

2.  Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми;

3.  Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе;

4.  Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.

Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:

·  совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;

·  совершенствование системы пенсионного законодательства и системы социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;

·  обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;

·  создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);

·  адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар;

·  формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на всех уровнях его организации.

Основной целью социальной поддержки пожилых людей должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.

 

2.2.5 Социальная работа с детьми

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия[13].

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.  Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2.  Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.  Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.  Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети - участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1.  Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2.  Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3.  Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4.  Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5.  Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6.  Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).


3. Социальные технологии, используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГОУСОССЗН "Мурманский Центр социальной помощи семье и детям"

В качестве объекта изучения нами выбран "Мурманский Центр социальной помощи семье и детям". Центр функционирует с февраля 2004 года. Центр размещается по адресу: ул.К. Маркса, 32. Он действует за счет средств городского бюджета и доходов от спонсоров. В Центре работают психологи, социальные работники, социальный педагог, юрист.

Центр оказывает населению следующие услуги: консультации психолога, юриста; психолого-педагогическую помощь и сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; компьютерную психодиагностику; профессиональную помощь родителям по воспитанию детей; осуществление мероприятий по повышению психологической культуры населения в сфере межличностного, семейного, родительского общения. Вся помощь оказывается бесплатно.

Среди направлений деятельности Центра можно выделить следующие проекты: "Молодая семья", "Ранняя профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Примирение в семье", "Работа волонтеров".

Партнерами Центра являются детские поликлиники, детские дома, Центр социального здоровья молодежи и планирования семьи, Наркологический диспансер, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и другие учреждения.

Одним из важных направлений деятельности центра является профилактика суицида среди детей и молодежи. Информация о суицидной попытке поступает в Центр в виде письма из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социальный работник ознакамливается с данной информацией, анализирует ее, после чего посещает семью, в которой имеет место попытка суицида у подростка. Социальный работник анализирует обстановку, условия жизни, взаимоотношения в семье, после чего приглашает подростка и его родителей в Центр для проведения консультирования. Родители могут сами обратиться в Центр для оказания помощи подростку, совершившему попытку самоубийства. Также самостоятельно могут обратиться за помощью в Центр молодые люди (после 18 лет).

В центре работают психолог, социальный работник, социальный педагог. Среди форм и методов оказания помощи молодому человеку, совершившему попытку суицида, можно выделить следующие: социальная диагностика, которая направлена на установление достоверной информации о клиенте и его окружении, а также на проектирование действий по оказанию необходимой помощи; основным методом социальной диагностики, применяемым в Центре, является беседа; социальное консультирование; социальная профилактика конфликтных отношений в семье как одной из причин суицида в молодежной среде. При необходимости применяется консультативная работа с семьей подростка, проводятся тренинги, способствующие адаптации молодого человека к окружающей его социальной среде.

В ходе консультирования специалист социальной работы помогает подростку и его родителям, или молодому человеку, изучить и понять причины суицидной попытки и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для решения проблемы. При проведении индивидуального консультирования, что немаловажно, происходит поддержка клиента, осуществляется морально-психологическая помощь.

Процесс консультирования в Центре состоит из нескольких этапов:

1.  Выявление причин, вызвавших необходимость проведения консультирования.

2.  Анализ, оценка и диагностика проблемы.

3.  Определение целей консультирования.

4.  Установление стратегии и плана действий.

5.  Осуществление соответствующих действий.

6.  Оценка результатов консультирования и выводы.

Основными принципами работы при проведении консультирования в Центре являются: установление отношений и поддерживание контакта с подростком, получение необходимой информации; идентификация и прояснение основной проблемы; оценка суицидального потенциала; оценка сил и ресурсов для планирования дальнейших действий; мобилизация ресурсов молодого человека и его окружения; выработка терапевтического плана и начало соответствующих действий.

При проведении консультирования социальный работник рассматриваемого нами Центра опирается на следующие принципы:

1.  Работать с актуальной ситуацией (давность событий не более 2 месяцев).

2.  Не решать проблему, а формулировать ее. Необходимо указывать на причину суицидной попытки, на моральную боль, но не стремиться избавить от нее.

3.  Принятие сторонами обоюдного решения о продолжении работы, либо о направлении к психологу, в другую службу.

В целом, специалисты Центра выделяют 4 этапа проведения консультирования:

1.  Введение в проблему.

2.  Ориентация в проблеме молодого человека.

3.  Воздействие.

4.  Выработка плана совместных действий.

На первом этапе социальному работнику важно установить контакт с подростком, создать атмосферу взаимного уважения и доверия. Специалист должен уметь располагать к себе. Консультант помогает молодому человеку самому определить цель и задачи консультирования, то, что он хочет получить в результате консультаций. Социальный работник Центра ищет вместе с клиентом способы поведения, которые могут быть эффективны в данной ситуации. Специалист старается признавать как правильную любую точку зрения на проблему подростка. Специалисты Центра подчеркивают, что очень важно строить процесс консультирования с учетом чувств и мыслей обратившегося за помощью.

Принимаемых мер по оказанию помощи детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации явно недостаточно. В Мурманске действует лишь один телефон доверия, население не обладает достаточной информацией о том, куда можно обратиться в случае наступления кризисной ситуации. Становится очевидным, что необходимо развивать сеть учреждений по оказанию помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, увеличить число телефонов доверия в городе. Это вызвано, прежде всего, возросшей конфликтностью в обществе, отсутствием понимания подростка в школе, семье, неумением найти друзей и возникновением чувства одиночества.

При организации социальных служб для детей и подростков очень важно четко определить их задачи. Важно создать в городе социально-реабилитационный центр, который включал бы в себя отделение диагностики с целью выявления дезадаптированных подростков, отделение социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В учебных заведениях необходимо наличие психолога и социального работника, которые должны оказывать реальную помощь подростку, испытывающему трудности в семье, в общении с друзьями, при переживаниях, связанных с неразделенным чувством любви и так далее. Сегодня деятельность психологов и социальных работников в школах не отвечает требованиям ситуации в среде молодежи, их работа не эффективна, практически отсутствуют индивидуальные консультации подростков по тем или иным вопросам.


Заключение

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности. Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе - они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками - социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может быть самой разнообразной, т.к. технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям.

Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Для успешного решения социальных проблем необходимо системное применение на практике социальных технологий квалифицированными специалистами.


Библиографический список

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

2. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996.

3. Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994

4. Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз. - 1994

5. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997.

6. Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новосибирск, 1997

7. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. - М.: ИНФРА-М, 2001.

8. Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

9. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. - Кишинёв: Центральная типография, 1997.

10. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.

11. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. - Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2001.


Приложение

Приложение 1. Выписка из Должностной инструкции специалиста по социальной работе ГОУСОССЗН "Мурманский центр социальной помощи семье и детям"

1. Общие положения.

1.1 Специалист по социальной работе входит в состав группы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

2.2 Назначается и освобождается от должности приказом директора, подчиняется ему в своей деятельности.

2. Функциональные обязанности.

2.1 Выявляет, оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь дезадаптированным несовершеннолетним, склонным к асоциальным поступкам и противоправному поведению.

2.2 Осуществляет социально-психологическое сопровождение семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию: выявляет проблему, составляет индивидуальную реабилитационную программу, отслеживает ее выполнение и результат.

2.3 Участвует в разработке и реализации программ центра.

2.4 Привлекает к реализации программ социальной реабилитации учреждения органов внутренних дел, образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д., занимающихся коррекционной и воспитательной работой с детьми.

2.5 Взаимодействует с различными организациями по проведению профилактических мероприятий, связанных с проблемой безнадзорности несовершеннолетних.

2.6 Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых ситуациях выступает в качестве общественного защитника в суде.

3. Права:

Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности центра.

Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию центра.

Осуществляет иные полномочия, связанные с выполнением возложенных на него функций.

4. Необходимые знания и умения:

Знание особенностей психологии личности и отдельных категорий населения.

Знание законов, постановлений на федеральном, региональном и местном уровнях, иных нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты прав ребенка.


Приложение 2. Договор о социальном сопровождении семьи

Дата составления договора "_____"____________200___г.

Настоящий договор заключен между специалистами ГОУСОССЗН "Мурманский центр социальной помощи семье и детям" и семьей____________________________________________________________

Целью договора является определение функционального взаимодействия между специалистами ГОУСОССЗН "Мурманский центр социальной помощи семье и детям" и семьей для преодоления трудной жизненной ситуации в семье.

Специалист по социальной работе ___________________________________, с одной стороны, и представитель семьи, ________________________________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

Специалисты ГОУСОССЗН "Мурманский ЦСПСиД"

1. Оказывают различные формы социально-психолого-педагогической помощи семье ежедневно с 9.00 до 20.00, кроме субботы и воскресенья.

2. Специалисты ГОУСОССЗН "Мурманский ЦСПСиД" обеспечивают социально-психолого-педагогическую поддержку семьи, которая выражается:

в информировании семьи по социальным, педагогическим и психологическим вопросам;

помощь в разрешении разногласий родителей в семейном воспитании и детско-родительских конфликтах;

консультирование родителей в трудных для них воспитательных ситуациях;

привлечение к помощи третьих лиц.

3. Специалисты ГОУСОССЗН "Мурманский ЦСПСиД" предлагают для выбора семье следующие виды помощи:

социальная;

психологическая;

юридическая.

Семья:

1. Информирует специалистов ГОУСОССЗН "Мурманский ЦСПСиД" о чрезвычайных ситуациях в семье и других факторах, способных нанести ущерб нормальному функционированию семьи.

2. Посещает необходимые занятия и консультации, рекомендуемые специалистами ГОУСОССЗН "Мурманский ЦСПСиД".

3. Обеспечивает условия для проведения обследования жилищно-бытовых условий семьи.

Действует договор с момента его подписания до "____"_________200___г.

Подписи сторон:

Специалист ГОУСОССЗН "Мурманский ЦСПСиД"____________________

Представитель семьи___________________________


Приложение 3. Акт первичного обследования семьи

ФИО: ________________________________________________________

Дата рождения: ______________ телефон__________________________

Домашний

адрес: ________________________________________________________

Состав семьи:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место работы (учебы) членов семьи:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Пользование льготами:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия проживания: этаж____ отд. благоустр. кв. _______ отд. неблагоустр. кв. ___________ коммун. кв. ________ кол-во комнат _________

Жилищно-бытовые условия

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарное состояние: хор. _______ удовл. _______ неудовл. ________ крайне неудовл. ______

Наличие задолженности по оплате жилья:

_____________________________________________________________

Наличие проблем:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты обследования:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная информация:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Принятые меры:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: "___"_________2009 спец. по соц. работе__________________

Дата: "___"_________2009 клиент_____________________________



[1] Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, с.112

[2]  Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996, с.268

[3] Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, с.93

[4] Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз.- 1994, с.16

[5] Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996, с.290

[6] Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, с.277

[7] Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997, с.221

[8] Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997, с.327

[9] Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новосибирск, 1997, с.124

[10] Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997, с.135-136

[11] Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз.- 1994, с.285

[12] Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С..- М.: ИНФРА-М, 2001, с.211

[13] Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997, с.74

Оглавление Введение 1. Технология как социальный феномен 1.1 Социальные технологии: понятие и сущность 1.2 Классификации социальных технологий 2. Типы социальных технологий 2.1 Универсальные социальные технологии 2.1.1 Социа

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Проблемы женщин на фирмах
Социальное обеспечение и социальная защита в России
Политическая субкультура старшеклассников
Социальная ответственность бизнеса в западных странах и в России
Современное состояние и перспектива развития социологии как науки в РФ
Социокультурный подход к проблеме социального сиротства
Основные механизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Социальные нормы как регуляторы поведения личности
Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста
Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru