курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Значение финансовых ресурсов государства и их источники
1.2 Понятие и значение мировых финансовых ресурсов
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
2.1 Международные финансовые центры
2.2 Специализация ведущих мировых финансовых центров
3. УЧАСТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В БОРЬБЕ С МИРОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ
3.1 Начальные условия и нынешнее состояние финансово-экономического кризиса
3.2 Движение финансов и финансовых ресурсов в период кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В первую очередь, я хочу обосновать актуальность темы работы и поднятых в ней вопросов. Финансово-экономический кризис проявился в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшим конце того же года глобальным спадом производства и замедлением темпов экономического роста.
Мировые финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность международной финансовой системы. Устраняют финансовый дисбаланс между развитыми и развивающимися странами, помогают решать международные затруднения, а также могут способствовать развитию и поддержке экономики одного государства в частности. Именно это и обуславливает актуальность данной работы.
В данной работе я попытаюсь изучить понятие «финансовые ресурсы», на уровне частного государства (на примере Российской Федерации) и мирового хозяйства в целом. Обозначить их важность для мировой экономики. А также, механизм их распределения в мире. Кроме того, я попробую показать, каким образом мировые финансовые ресурсы участвуют в ликвидации мирового финансово-экономического кризиса.
По своей структуре работа состоит из трех основополагающих пунктов. В первой главе рассмотрены понятие и значение финансовых ресурсов в принципе. По самому современному определению финансовые ресурсы – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект. Они являются результатом взаимодействия доходов и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Могут принадлежать частным лицам, компаниям, национальным и международным организациям, государствам.
Отдельная подглава будет посвящена финансовым ресурсам государства как экономического субъекта. В рамках государства финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат. Основным их источником являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности.
Во второй главе я исследую механизм распределения мировых финансовых ресурсов, которые находятся в постоянном движении, перераспределяясь между различными участниками международных экономических отношений. Часть из них попадает в золотовалютные резервы, часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи, но основная масса покупается и продается на мировом финансовом рынке.
Золотовалютные резервы делятся в свою очередь на официальные и частные. А финансовая помощь выражается в выделении межгосударственных кредитов и грантов и кредитах от международных организаций, а также субсидиях, дарах, технической помощи и всех видах перемещения капиталов из развитых стран в развивающиеся страны.
Кстати говоря, техническая поддержка развивающихся или нуждающихся включает передачу стране-получателю научно-технических знаний и производственного опыта на льготных или безвозмездных условиях.
Но все же большая часть финансовых ресурсов направляется на удовлетворение потребностей мирового финансового рынка.
В третьей и последней главе, я попробую наглядно показать, значимость финансовых ресурсов в условиях мирового финансово-экономического кризиса. То есть исследовать, каким образом происходит их движение, и как они влияют на сложившуюся ситуацию.
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
В экономической научной и практической литературе до сих пор нет единого мнения относительно определения финансовых ресурсов. Те что подаются в словарях и научной литературе, не соответствуют сущности финансовых ресурсов или раскрывают ее не полностью. Так, Михаил Бирман характеризует финансовые ресурсы как выраженную в деньгах часть национального дохода, сконцентрированную непосредственно в государстве или на предприятиях для использования в целях расширения воспроизводства и на обеспечение общегосударственных нужд.
Господин Сычев подчеркивает, что финансовые ресурсы как денежные накопления денежных фондов создаются предприятиями, объединениями, организациями и государством в порядке распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода.
Экономист Гуйда определяет финансовые ресурсы как совокупность доходов, отчислений и поступлений, находящихся в распоряжении предприятий, организаций и государства. Они направляются на удовлетворение общественных потребностей с целью расширения производства и роста материального благосостояния общества.
Данные определения финансовых ресурсов указывают на место создания ресурсов и принадлежность их к субъектам финансовых отношений. Но не указывается источник их создания и назначения.
Отечественный ученый Михаил Коробов определяет финансовые ресурсы как централизованные и децентрализованные денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, совокупного общественного продукта и национального дохода. И предназначаются для использования в соответствии с задачами социально-экономического развития общества и отдельных предприятий. В этом определении четко указывается целевое назначение финансовых ресурсов, но не определяется источник их создания.
«Современный экономический словарь» определяет финансовые ресурсы как совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. И являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
Финансовые ресурсы обеспечивают финансово-экономическую стабильность экономического субъекта и мобилизуются в момент внезапной рецессии.
1.1 Значение финансовых ресурсов государства и их источники
Государственные финансовые ресурсы являются одной из составляющих мировых финансовых ресурсов. Поэтому необходимо определить, что такое финансовые ресурсы в рамках одного государства.
Итак, государственными финансовыми ресурсами называют совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты в основном для покрытия своих затрат. А основным их источником являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности.
Состав и количественные границы финансовых ресурсов определяют прежде всего источники их образования.
Основным таким источником государственных финансовых ресурсов является валовой внутренний продукт (ВВП), в составе которого, как известно, выделяются следующие элементы:
ВВП = С + V+ т,
где С - стоимость потребленных материальных ресурсов и амортизации основных средств; V- стоимость необходимого продукта; т - стоимость прибавочного продукта, являющаяся основным источником формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.
В современных условиях в составе элементов классической экономической формулы стоимости ВВП присутствуют специфические части: стоимость прибавочного продукта (надбавка к цене в виде косвенных налогов), обязательные отчисления в целевые бюджетные фонды плюс надбавка к себестоимости в виде экологического и земельного налогов.
Часто финансовые ресурсы государства накапливаются за счет налогов и обязательных отчислений и сосредоточены в государственном бюджете, целевых бюджетных и внебюджетных фондах. Они предназначены для финансирования расходов по выполнению функций государства, его финансовых обязательств, специализированных целевых программ, а также социальной защиты населения.
Следует отметить, что в Российской Федерации обязательные отчисления в целевые бюджетные фонды предусматриваются ежегодно в законе о бюджете и в течение года могут уточняться уполномоченными на это правительственными органами и Президентом как по составу, так и по ставкам.
Кроме стоимости ВВП, важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи госимущества, в том числе за счет части национального богатства, вовлекаемого в оборот.
Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования сосредоточены в основном в децентрализованных фондах накопления и потребления и используются на текущие затраты и затраты по обновлению и расширению.
Использование же финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
Финансовые фонды — это составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами:
1. обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики
2. дает возможность полнее увязать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство.
Помимо прочего, финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность экономической системы государства. Дают возможность их использования для разных форм мобилизации государства, облегчения бремени задолженности по официальным кредитам и займам, а также используются для реализации прочих государственных как внутренних, так и внешних проектов и потребностей. Позволяют справляться с внештатными ситуациями и катаклизмами мирового масштаба.
1.2 Понятие и значение мировых финансовых ресурсов
По широкому определению, финансовые ресурсы мира (мировые финансы) - это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира. По узкому определению совокупность только тех финансовых ресурсов, которые используются в международных экономических отношениях, то есть отношениях между резидентами и нерезидентами. Но граница между широким и узким определениями все больше размывается по мере глобализации мировых финансов.
Финансовые ресурсы принадлежат частным лицам, компаниям, национальным и международным организациям, государствам. Они неравномерно распределены между странами и поэтому постоянно перемещаются между ними. Это движение финансовых активов принимает форму международного движения капитала.
Одновременно часть финансовых ресурсов занята в обслуживании платежей, возникающих в ходе международной торговли товарами и услугами, передачи знаний (технологии) и международной миграции рабочей силы. Это движение финансовых активов в мире принимает форму международных валютно-расчетных отношений.
Движение мировых финансовых ресурсов условно делят на две формы международных экономических отношений:
1. Международное движение капитала
2. Международные валютно-расчетных отношения
Зачастую подобное разделение применяют только для аналитических целей. На практике же это выглядит как финансовые (денежные) потоки через национальные границы.
Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал в зарубежные проекты, инвестор осуществляет так называемые зарубежные инвестиции (долгосрочные вложения государственного или частного капитала в зарубежные предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты с целью получения дохода).
Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.
1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Надо отметить, что движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в кризисном 1998 году вывоз капитала из России составил около тридцати миллиардов долларом, причем в форме государственного капитала - лишь двести миллионов долларов, а остальное — в форме частного капитала.
2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.
3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (приложение № 1). В мире и в России в частности преобладает движение краткосрочного капитала. Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Также к ним относятся прямые и портфельные инвестиции.
4. В ссудной и предпринимательской форме (приложение 2). Так, в 2007 году Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме. В ссудной форме капитал приносит его владельцу доход главным образом в виде процентов по вкладам, займам и кредитам. Что касается, предпринимательской формы капитала (предпринимательский капитал), То он складывается преимущественно за счет прибыли (превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров).
Международно-валютные отношения - это совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег как мировых денег. Это валютные отношения, обслуживающие обмен между экономическими агентами и национальными экономиками.
В процессе исторической эволюции происходила смена мировых валютных систем. Изменялись такие элементы валютно-расчетных и финансовых отношений, как формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные валютные единицы), условия конвертируемости валют, режимы валютных паритетов (соотношение валют, соответствующее их золотому содержанию) и валютных курсов.
И сегодня объемы валютных ограничений и состав компонентов международной валютной ликвидности, правила использования международных кредитных средств обращения и формы международных расчетов продолжают меняться. Также непостоянны и режимы валютных рынков и рынков золота, равно как и органы межгосударственного регулирования.
Валютно-расчетные отношения находят наиболее полное отражение в платежном балансе, систематизирующем все финансово-экономические операции страны с остальным миром за определенный промежуток времени.
Итак, мировые финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность международной экономической системы. Устраняют финансовый дисбаланс между разными странами, помогают решать международные затруднения, а также могут способствовать развитию и поддерживанию экономики отдельного государства.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно и движении, перераспределяясь между различными участниками международных экономических отношений. Часть из них попадает в золотовалютные резервы (ЗВР), часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи.
Золотовалютные резервы делятся в свою очередь на официальные и частные. Финансовая помощь выражается в выделении межгосударственных кредитов и грантов и кредитах от международных организаций. А также включает в себя займы, субсидии, дары, и все виды перемещения капиталов из развитых стран в развивающиеся страны на льготных или безвозмездных условиях.
Также странам с развивающейся экономикой предоставляют техническую поддержку на льготных условиях. Кстати говоря, техническая помощь включает передачу стране-получателю помощи научно-технических знаний и производственного опыта на льготных или безвозмездных условиях.
Но все же, надо отметить, что большая часть финансовых ресурсов направляется на удовлетворение потребностей мирового финансового рынка (Приложение 3). Он включает в себя пять видов:
1. валютный рынок – механизм, посредством которого производятся:
- купля-продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов и других платежных документов в иностранной валюте;
- операции по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, рабочей силы и другие операции, осуществляемые с использованием иностранной валюты;
- сделки по страхованию валютных рисков, диверсификации валютных резервов и перемещение валютной ликвидности;
- меры валютного вмешательства.
2. Другой и наиболее насыщенный сегмент финансового рынка во всех развитых странах - рынок деривативов (производные финансовые инструменты, наиболее известны как фьючерсы и опционы - производная ценная бумага) - торговля фьючерсами и опционами на акции, валютой, индексами рынка и процентными ставками, товарами. И надо сказать, что насыщенность рынка вполне оправдана, ведь такая торговля гораздо проще и дешевле, чем непосредственно самими продуктами.
Самой прозрачной и защищенной формой операций с производными финансовыми инструментами является торговля стандартными контрактами на организованных площадках и биржах.
3. рынок страховых услуг - система экономических отношений, составляющая сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям.
В зависимости от финансовых возможностей страховых организаций по приему на страхование и в перестрахование крупных и опасных рисков различают емкость страхового рынка. Это очень гибкая система, приспосабливающаяся к интересам страхователей. Если страхование или перестрахование не может быть размещено на страховом рынке какой-либо одной страны полностью, то такой рынок является ограниченным.
4. рынок акций - совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями ценных бумаг. Торговля акциями совершается на фондовой бирже, а также внебиржевыми методами. Условия и порядок торговли акциями регулируются соответствующим законодательством.
2.1 Международные финансовые центры
Наиболее активно перераспределение финансовых ресурсов осуществляется в мировых финансовых центрах (финансовых центрах мира). К ним относят те места в мире, где торговля финансовыми активами между резидентами разных стран имеет особенно большие масштабы.
К наиболее крупным мировым финансовым рынкам относятся: Нью-Йорк и Чикаго — в Америке, Лондон, Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург — в Европе, Токио, Сингапур, Гонконг, Бахрейн — в Азии. В будущем мировыми финансовыми центрами могут стать и нынешние региональные центры — Кейптаун, Сан-Паулу, Шанхай и другие.
В мировые финансовые центры уже превратились некоторые оффшорные центры (небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами), прежде всего в бассейне Карибского моря — Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские и другие острова.
В международных финансовых центрах сосредоточена основная масса активов мирового финансового рынка. Это не только капитал страны базирования финансового центра, но и привлеченные сюда денежные средства всех видов из других регионов мира. Особенно это характерно для тех финансовых центров, которые расположены в небольших странах. Отсюда он в годы благоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры устремляется не только в страны базирования таких центров, но и на периферию мирового финансового рынка.
Для конкурентоспособного мирового финансового центра решающими являются три фактора:
1. интеграция в эффективное хозяйство страны, демонстрирующей постоянный рост на основе стабильной валюты и четкости финансовой политики
2. либеральные налоговые и правовые условия, не препятствующие финансовым операциям и инвестициям и дающие возможность эффективно распределять средства
3. действующая развитая банковская, биржевая и страховая система с четким рыночным надзором
Раньше для возникновения международного финансового центра были необходимы как наличие крупной фондовой биржи, так и развитой системы национальных банков со стабильной валютой. Сейчас достаточно гибкого финансового законодательства (в особенности для нерезидентов), что демонстрируют Сингапур, Бахрейн, Кипр и другие финансовые центры.
Муниципалитеты многих городов стремятся привлечь крупные финансовые учреждения с целью превращения в МФЦ. Ряд стран заинтересован в формировании собственных МФЦ, так как они способствуют значительному притоку капиталов в страну, приносят большие доходы в виде налогов, в том числе на доходы высокооплачиваемых служащих, а также обеспечивают рост занятости.
Помимо прочего, мировой финансовый центр влияет на состояние валюты страны пребывания и приносит ей значительные доходы по статьям платежного баланса. В него (МФЦ) входят различные структуры, но все же ведущее место принадлежит банкам и другим участникам, предоставляющим финансовые услуги.
В последнее время наблюдается тенденция, когда мировые финансовые центры постепенно превращаются в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы, обладающие значительным кредитным потенциалом. Ведущие позиции в них занимают фирмы, обслуживающие юридические и аудиторские потребности центров, а также управленческие консультанты. Кроме того, МФЦ привлекают широкий круг специалистов - экспертов по сопоставительному экономическому и юридическому анализу.
Возрастает также значение и аналитических центров, способных обеспечить проведение междисциплинарных исследований, подготовку индексов и рейтингов. Ведущие МФЦ занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики стран мира.
В последние годы одной из основных функций МФЦ является выработка и реализация (совместно с международными финансовыми организациями и ведущими западными государствами) долгосрочной стратегии укрепления и расширения сложившейся в конце двадцатого века мировой финансовой системы и борьбой с обрушившимся на мир экономическим кризисом.
2.2 Специализация ведущих мировых финансовых центров
Отношения между ведущими мировыми финансовыми центрами сочетают в себе и элементы сотрудничества и проявления жесткой конкурентной борьбы.
Соотношение сил между ними также постоянно меняется. Так, в конце 80-х годов казалось, что Япония сможет поколебать позиции США в мировом хозяйстве. На ее долю приходилось 40% капитализации мировых фондовых рынков, а на долю США - 30%. Однако в конце 90-х годов доля США возросла до 50%, а Японии - снизилась до 10%.
В двадцать первом веке положение вновь стало изменяться. На этот раз в связи с неравномерным падением курса акций на фондовых биржах и изменениях на валютных рынках.
Аналогично со временем менялось соотношение сил Токио и Нью-Йорка в области предоставления международных займов и других услуг.
Роль доллара как ведущей международной валюты, обеспечивавшей основную часть мировой торговли и важнейшие валютные резервы, сегодня снижается. Развернувшийся в 2001 году кризисные явления способствовали дальнейшему изменению соотношения сил на мировых финансовых рынках. А события 2007-го года еще больше усугубили ситуацию.
Важно отметить, что специализация по видам международной кредитной деятельности между финансовыми центрами начала складываться еще в семидесятые годы. Так, в рамках Западной Европы Лондон известен прежде всего рынками евровалютных операций, фондовых ценностей, золота, фьючерсных сделок. Цюрих выполняет роль рынка золота и распределения международных капиталов. Люксембург выделяется своей фондовой биржей и как центр долгосрочных займов. Гонконг играет роль центра международного синдицированного кредитования. В Нью-Йорке находятся штаб-квартиры большинства инвестиционных банков, занимающихся операциями слияния и поглощения.
Множество мировых финансовых центров специализируются на определенных направлениях финансовой деятельности. Так, на Чикаго длительный период приходилось более половины мирового рынка фьючерсных сделок, а также торговли некоторыми производными финансовыми инструментами. В последние годы за лидирующие позиции в этих сферах с Чикаго начал конкурировать Франкфурт-на-Майне.
Важную роль в деятельности МФЦ играют биржи (валютные, фондовые, товарные).
Значимость валютных бирж повысилась после отмены валютных ограничений, и в последние годы их совокупный ежедневный оборот составлял около двух триллионов долларов и превосходил оборот фондовых и других бирж.
На валютных биржах функционируют брокерские фирмы и фонды хеджирования. Аккумулируя, в том числе с помощью краткосрочных кредитов, десятки миллиардов долларов, они неоднократно проводили крупномасштабные спекулятивные операции, «обваливая» валюту какой-либо страны и получая десятки и даже сотни миллионов долларов прибыли.
В течение последних нескольких лет обострилась борьба между Лондоном, Франкфуртом, Цюрихом, Парижем и рядом других западноевропейских городов за лидерство в формирующейся системе европейских финансов. Преимущества Лондона очевидны: в течение нескольких столетий он накопил разносторонний опыт и имеет кадры высококвалифицированных специалистов.
Кроме того, здесь сохранены развитые, давно налаженные международные связи, а также гибкая и эффективная система государственного регулирования финансовой сферы. Этими же преимуществами по сравнению с другими конкурентами во многом обладает Цюрих.
Что касается Франкфурт-на-Майне, он делает ставку на новейшие технологии, выгодное географическое местоположение внутри зоны евро и потенциально сильные позиции немецкой марки в качестве интернациональной валюты.
Надо отметить, что на Лондон и Цюрих приходится более половины капитализации фондовых рынков Европы.
3. УЧАСТИЕ МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В БОРЬБЕ С МИРОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ
3.1 Начальные условия и нынешнее состояние финансово-экономического кризиса
Финансово-экономический кризис проявился в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Позднее он выразился в глобальном спаде производства, замедлении темпов экономического роста, снижение спроса и цен на сырьё и росте безработицы в большинстве стран мира.
Непосредственным предшественником общего финансового и банковского кризиса был кризис в США высокорисковых ипотечных кредитов в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на пять триллионов долларов.
Существенным фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала девяностых годы двадцатого века годов деривативов - производных финансовых инструментов, фьючерсов и опционов - и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков. При этом важно, что нет анализа, который бы показал, будто именно деривативы приблизили кризис.
Обозреватель журнала Research (Нью-Йорк) Алексей Байер в середине ноября 2008 года высказал мнение, что после «сдувания» ипотечного, кредитного и сырьевого «пузырей», может произойти крах рынка государственных долговых обязательств США. Следствием такова феномена разовьется бесконтрольная эмиссия денежной массы в США, что в свою очередь вызовет глобальную инфляцию.
31 октября 2007 года многие индексы мировых фондовых рынков достигли пика, после которого началось тотальное снижение: с того дня по 3 октября 2008 года, индекс S&P 500, который показывает цены на акции пятисот крупнейших американских корпораций, упал на 30 %. Индекс MSCI World, отражающий динамику на рынках развитых стран, упал на 32,3 %, а индекс развивающихся рынков MSCI Emerging Markets превысил все показатели, снизился на 40,5 %.
В отличие от предшествующего обвала в 2000—2002 годы, который был вызван крахом на фондовом рынке технологических компаний и был ограничен рынками США, обвал 2007—2008 годов затронул все страны и был обусловлен событиями за пределами фондового рынка — бумом, а затем крахом в кредитном и жилищном секторах, а позднее — и на сырьевых рынках.
Первыми стали падать акции западных банков, а с июля 2008 года, когда начала быстро дешеветь нефть, затем и на акции сырьевых компаний развивающихся стран.
И если для США обвал фондового рынка в октябре 2008 года стал рекордным для рынка за последние 20 лет, то других развитых странах (напр. Японии) в финансовый кризис в нынешний масштабах первый за всю их историю.
3.2 Движение финансов и финансовых ресурсов в период кризиса
8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США была снижена с 2 % до 1,5 %. Так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского Центробанка.
Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. Так как на следующий день примеру вышеперечисленных стран последовали финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.
10 октября, собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран «Клуба семи» утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике. Решением было предпринять «неотложные и исключительные действия».
Принятый «семёркой» план из пяти пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.
12 октября 2008 года лидеры пятнадцать стран ЕС на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками. Более того, они обязались обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до пяти лет.
Правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции, системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средствhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_(2008) - cite_note-EUGarant-38#cite_note-EUGarant-38.
13 октября 2008 года Европейский центробанк, Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спрос» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».
14 октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банковhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_(2008) - cite_note-RescueNation-41#cite_note-RescueNation-41, что сам Генри Полсон (министр финансов США) назвал предосудительным, но необходимым для оживления экономики.
Месяцем позднее в тот же день стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, распределение мировых финансовых ресурсов, реорганизации международных финансовых институтов. И еще обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие двенадцать месяцев.
23 ноября 2008 года в Лиме завершился саммит лидеров стран-членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которые признали, что в ближайшей перспективе снижение темпов роста мировой экономики является «неизбежным». Но перспективы еще не достаточно определены.
4 декабря 2008 года ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на один процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что значимость финансовых ресурсов несомненно велика. В рамках одного государства они обеспечивают финансовую стабильность экономической системы страны, дают возможность их использования для разных форм мобилизации государства, облегчения бремени задолженности по официальным кредитам и займам, а также используются для реализации прочих государственных как внутренних, так и внешних проектов и потребностей.
В международных масштабах финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность международной экономической системы. Устраняют финансовый дисбаланс между разными странами, помогают решать международные затруднения, а также могут способствовать развитию и поддержанию экономики отдельного государства в частности.
Международное движение финансовых ресурсов, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений.
Наиболее активно перераспределение финансовых ресурсов осуществляется в мировых финансовых центрах (финансовых центрах мира). К ним относят те места в мире, где торговля финансовыми активами между резидентами разных стран имеет особенно большие масштабы.
В мировых финансовых центрах сосредоточена основная масса активов мирового финансового рынка. Это не только капитал страны базирования финансового центра, но и сюда привлеченные денежные средства из других регионов мира капитал. Особенно это характерно для тех финансовых центров, которые расположены в небольших странах. Отсюда он в годы благоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры устремляется не только в страны базирования таких центров, но и на периферию мирового финансового рынка.
Более того, разумное распределение как государственных, так и мировых финансовых ресурсов в случае финансово-экономического кризиса может помочь национальным экономикам справиться со сложившейся ситуацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Статьи из сериальных изданий
1. Малышев А.В. Исследование территориальной асимметрии и размещения финансовых ресурсов / А.В. Малышев // Научный вестник. – 2008. - №3. – с. 54-60.
2. Бирман А.М. Финансы в системе стоимостных категорий / А.М. Бирман // Вопросы экономики. – 2007. - №10. - с. 14-20.
Литература
3. Балабанов И. Г. Основы финансового менеджмента / И.Г. Балабанов - Уч. пос. – М: финансы и статистика. - 2003. – 481 с.
4. Литовских А.М. Финансовый менеджмент: конспект лекций / А.М. Литовских - Уч. пос. – Т: ТРТУ. – 2004. - 76 с.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов - Уч. – М: Юрист. - 2001. - 659 с.
6. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. / И.А. Бланк - Т. 1 – К: Ника – Центр. - 2002. - 426 с.
Справочные и информационные издания
7. Большой экономический словарь: словарь-справочник / гл. ред. А.Б. Борисов. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М: Книжный мир. – 2003. – 895 с.
8. Современный экономический словарь: словарь – справочник / гл. ред. Б.А. Райзберг. – Изд. 5 перераб. и доп. – М: ИНФРА-М. – 2007. – 495 с.
Адреса Интернет-ресурсов
9. Деньги, финансы кредит [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М], 2008-2009. – режим доступа: http//www.v-finance.ru
10. Финансы и кредит [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М], 2008-2009. – режим доступа: http//www.mak-nbik.ru
11. WORLDCRISIS.RU [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М], 2008-2009. – режим доступа
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ 1.1 Значение финансовых ресурсов государства и их источники 1.2 Понятие и значение мировых финансовых ресурсов 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В МИРОВОМ ХОЗЯЙС
Современные валютные рынки в сфере рыночного обращения
Современные деньги: их теория и практика
Современные проблемы организации государственных целевых фондов Республики Узбекистан
Современные способы хеджирования валютных рисков
Содержание и место бюджетирования в системе планирования организации
Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
Создание единой системы оценки финансового состояния коммерческого банка
Сопоставимость показателей бухгалтерской и налоговой отчетности
Состав и структура государственных расходов и доходов
Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.