курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Курсовая работа
тема: Сравнительная характеристика институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров
Введение
Актуальность темы. Одной из основных особенностей современного этапа развития мировой экономики является ее глобализация и, как следствие, - возрастание роли внешнеэкономических связей в экономическом развитии всех стран мира. В России потребности создания механизма регулирования внешнеэкономической и, прежде всего, внешнеторговой деятельности, упрощение порядка выхода предприятий и организаций на внешний рынок, ставят задачи создания единого правового поля, которое обеспечивало бы интересы всех участников.
Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 года[1]. Этот правовой акт вызвал повышенный интерес со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В нем учтены направления таможенной политики в условиях расширяющегося процесса интеграции России в мировую экономическую систему. Таможенный кодекс насквозь пронизан идеями, воспринятыми из международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устанавливающей стандарты и правила, необходимые для достижения предсказуемости, последовательности и открытости при реализации таможенной политики. В нем содержится множество новелл, касающихся порядка осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров.
По статистике, в Россию больше четверти всех грузов доставляется водными и морскими путями[2], а, следовательно, на современном этапе развития России крайне важно точно определить правовой статус всех субъектов таможенного контроля и оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом. Жесткая правовая регламентация необходима для обеспечения баланса интересов государства в лице таможенных органов, с одной стороны, и прав и законных интересов остальных субъектов таможенных правоотношений, с другой стороны.
Таким образом, комплексное исследование правовых основ таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых морским транспортом является одним из первых. Данные обстоятельства и предопределяют актуальность темы исследования.
Объектом работы является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским транспортом.
Предметом исследования выступают положения действующего законодательства в области таможенного дела, нормы административного, финансового, гражданского права, практика их применения и соответствующие научные исследования.
Основной целью настоящей работы является комплексное исследование институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом, правовых основ их осуществления; выявление и анализ проблем в данной области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать общие положения таможенного оформления и таможенного контроля;
- раскрыть понятие организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров;
- рассмотреть особенности механизма таможенного оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом;
- выявить проблемы организации таможенного оформления и таможенного регулирования товаров, перевозимых водным транспортом.
Методологическая основа. Для достижения поставленной цели и решения задач при подготовке исследования использовались общенаучные методы изучения: диалектический метод познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, комплексный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, нормативно-логический, экономический, философский и другие.
Теоретическая база исследования. В дипломной работе собран научный материал, который послужил базой исследования и позволил сохранить преемственность в правовой науке. При проведении исследования автор опирался на труды таких ученых как: А.Д. Ершов, В.А Ильина., Л.В. Карамзина, А.Н. Козырин, A.A. Косов, М.И. Лазарев, В.Г. Свинухов, К.К. Сандровский, Л.К. Терещенко, И.И. Дюмулен и других.
Структура работы включает в себя Введение, которое содержит актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методологическую, теоретическую базу, две Главы, Заключение и Список использованной литературы.
Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.[3]
Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от:
- вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);
- вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);
- категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - гл. 23 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ)[4], отдельных категорий иностранных лиц - гл. 25 ТК). [5]
Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ).
Таможенные операции подразделяются на условные группы, которые получили название таможенных процедур.
Под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21 ст. 11 ТК РФ).
Выделяют следующие таможенные процедуры:
1. Таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:
- прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т.е. до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений);
- внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);
- помещение товаров на временное хранение.
2. Предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ).
3. Таможенное декларирование товаров.
4. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования:
- при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - п. 2 ст. 79 ТК РФ);
- при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - п. 4 ст. 151 ТК РФ).
5. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 21 ТК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТК РФ).
Помимо этого существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К ним можно отнести получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера, или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ). [6]
Совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках таможенного оформления, представляет собой:
- во-первых, отдельные действия лиц в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу по представлении документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действия по уплате таможенных платежей, а также фактическое предъявление товаров и транспортных средств для производства таможенного оформления и таможенного контроля;
- во-вторых, адекватные действия таможенных органов по приему и проверке представленных документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, взиманию таможенных платежей, осмотру и досмотру товаров и транспортных средств и применению иных форм таможенного контроля, а также действия по принятию решений о допустимости заявленного таможенного режима или таможенной процедуры, включая документальное отражение принятого решения.
ТК РФ дает достаточно четкие требования, которые таможенные органы вправе предъявлять при производстве таможенного оформления. Такие требования должны быть обоснованными, предусмотренными ТК РФ и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Других требований быть не должно. Так, например, при таможенном оформлении продуктов животного происхождения (мяса, мясопродуктов, рыбы, молока и молочных продуктов и др.), помимо иных документов, необходимых для таможенных целей, таможенными органами будут требоваться ветеринарные сертификаты и ветеринарные свидетельства, выданные пограничными контрольными ветеринарными пунктами в соответствии с предписаниями российского ветеринарного законодательства (ст.14 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии»[7], Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 706, и др.[8]).
Таким образом, таможенное оформление тесно связано с местом его проведения. И в этом случае ТК РФ в комментируемой статье устанавливает общее правило, согласно которому таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Данную норму следует рассматривать в контексте ст.405-407 ТК РФ. Согласно положениям данных статей места нахождения таможенных органов определяются ГТК России, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей и потребности торговли и транспорта, а время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством РФ.
Кроме указанных закономерностей существует ряд исключений, определяющих иные места производства таможенного оформления. Такие исключения зависят как от волеизъявления лиц, так и от разрешения таможенных органов.
1.2 Основные направления организации таможенного оформления и таможенного контроляОрганизация таможенного контроля и таможенного оформления – это комплекс мероприятий, проводимых таможенными органами в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Этот комплекс включает в себя создание таможенной и около таможенной инфраструктуры, позволяющих обеспечить таможенный контроль и таможенное оформление как в предусмотренных местах их осуществления, так и в других местах, где могут находится товары, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.[9]
Кроме этого, организация таможенного контроля и таможенного оформления включает в себя решение следующих вопросов: - о конкретных местах и времени пересечения таможенных границ; - о местах и времени осуществления таможенного контроля и таможенного оформления; - о порядке уведомления участниками ВЭД о намерениях осуществить экспортную или импортную операцию; - о времени, месте и способе доставки, представлении и предъявлении товаров и транспортных средств и передаче таможенному органу документов на них; - о порядке взятия товаров под таможенный контроль, помещения их на СВК и др.
На основе анализа интенсивности и характера товаропотока в местах дислокации таможенного органа, видов и количества, используемого участниками ВЭД транспорта, а так же имеющихся возможностей таможенного органа (кадровых, технических и пр.) в процессе организации таможенного контроля и таможенного оформления разрабатываются технологические схемы их производства, расставляются сотрудники таможенного органа на рабочие места, распределяются между ними конкретные функции и рабочие операции по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления, организуется взаимодействие между ними, решаются вопросы координации работы и контроля за ходом осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, стимулирования участников этих процессов.[10]
Таким образом, организация таможенного оформления и контроля является довольно сложным, многогранным процессом.
Согласно таможенному законодательству, места пересечения таможенной границы и места осуществления таможенного оформления товаров являются зонами таможенного контроля, а перемещение товаров через границу таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов и под и контролем. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, являясь разными функциями, в то же время тесно взаимосвязаны и осуществляются параллельно, а часто и одновременно. [11]
Так, в отношении товаров государств - участников СНГ и Таможенного союза, ввозимых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения (за исключением перевозимых железнодорожным транспортом, а также подлежащих маркировке специальной акцизной маркой), таможенный контроль и оформление, как правило, производятся таможенными органами, расположенными в местах их ввоза (пунктах пропуска) на таможенную территорию Российской Федерации.[12]
Независимо от таможенного режима и способа транспортировки в этих местах подлежат таможенному контролю и оформлению товары в случаях, когда перемещающее их лицо расположено в регионе деятельности таможни пункта пропуска.
Таможенный контроль и оформление товаров в пунктах пропуска должны начинаться незамедлительно после их прибытия и представления таможенному органу и производиться в минимально короткие сроки. Таможенный контроль производится в два этапа: документальный контроль, осмотр и выборочный досмотр товаров и транспортных средств. В случае, если по каким-либо причинам таможенное оформление товаров невозможно осуществить непосредственно в пункте пропуска, такие товары подлежат помещению под таможенным контролем на приграничные склады временного хранения либо транспортировке в таможенные органы назначения в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем. При этом товары, которые подлежат контролю иных государственных органов, доставляются в таможенные органы назначения с таможенным сопровождением таможенным перевозчиком или государственными железными дорогами.
Таможенному контролю и оформлению на территории Таможенного союза не подлежат товары, произведенные или выпущенные для свободного обращения на этой территории. В свою очередь, товар не может рассматриваться как выпущенный для свободного обращения до тех пор, пока в отношении такого товара не уплачены таможенные платежи и не выполнены иные требования, установленные таможенным законодательством государств, входящих в Таможенный союз.[13]
Таким образом, применяемый порядок таможенного контроля и оформления товаров на таможенной территории Таможенного союза не только не отменяет таможенный контроль как на границе, так и внутри его, а преследует цель совершенствования взаимодействия таможенных органов государств, образующих Таможенный союз.
В соответствии с положениями таможенного законодательства товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом (ст. 96 ТК ТС).
При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.
При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием - вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу.[14]
Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями Федеральной пограничной службы РФ (ФПС), с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля и контроля за вывозом культурных ценностей. Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных морских и речных портов.
Процесс оформления товаров и транспортных средств портовыми, таможенными, пограничными и другими органами организуется на основе взаимно согласованных технологических схем оформления, контроля и обработки судов и перевозимых на них грузов и пассажиров.[15]
Технологические схемы таможенного и других видов контроля - это письменные и графические документы, отражающие процедуру таможенно-пограничного оформления всеми службами, взаимодействующими по месту, цели, времени, задачам, рубежам.
Технологические схемы оформления разрабатываются применительно к:
- торговым, пассажирским, рыболовным, рыбопромысловым отечественным и иностранным судам загранплавания - по прибытию и убытию (по приходу и отходу);
- обработке, контролю и оформлению экспортно-импортных товаров;
- контролю и оформлению физических лиц и провозимых ими товаров.
В соответствии с конкретными условиями пассажирского или грузового порта разрабатываются схемы таможенного оформления экспортно-импортных товаров (в контейнерах; наливных, навалочных, сыпучих грузов).
Необходимость разработки различных технологических схем обусловлена особенностями оформления документов в процессе таможенного оформления и контроля в конкретном пограничном порту.
В портах организацией таможенной службы и планированием работы занимаются начальники таможен (начальники таможенных постов), находящихся в этих портах. Решение об организации и несении службы начальником таможни принимается, как правило, на квартал. При изменениях обстановки принимаются частные решения.[16]
В настоящее время предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проведение таможенного контроля товаров в режиме выпуска для свободного обращения и судов загранплавания в портах и портпунктах России (за исключением товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности) и их выпуск осуществляются в местах расположения (в портах, в портпунктах) отделов оформления должностными лицами таможенных органов, являющимися сотрудниками этих отделов.
Таможенное оформление товаров осуществляется на стоянках у причалов порта, на внутреннем и внешнем рейдах.
В целях ускорения обработки судов пограничное, таможенное и некоторые другие виды оформления и контроля совмещаются. Для оформления и контроля формируются смешанные пограничные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. Процедура работы пограничных комиссий по оформлению торговых судов имеет свои особенности.
О маршруте движения, времени прибытия, длительности стоянки судов таможенные и иные компетентные пограничные органы информируются властями порта заблаговременно на основании календарных планов оформления судов загранплавания на «приход» и на «отход».
При приходе (отходе) судна это осуществляется следующим образом.
Информация о подходе судна к порту (портпункту) назначения передается капитаном российского судна - диспетчеру порта назначения, капитану порта - не позднее чем за 48 часов (для наливных судов - за 36 часов). Вторичная информация передается для всех судов не позднее чем за 24 часа, а при длительности перехода менее 48 часов - не позднее чем за один час (за 2 часа для речных портов) после выхода из предыдущего порта.
Капитан иностранного судна обязан информировать порт назначения о времени прихода не позднее чем за 48 часов.[17]
Правила захода и пребывания в этих портах (на рейдах), производства грузовых и пассажирских операций, сообщения судов с берегом, схода на берег членов экипажа и пассажиров, посещения судов лицами, не являющимися членами экипажа судна, и другие правила, связанные с заходом в порты и на рейды и пребыванием в них, устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза, Таможенным кодексом Российской Федерации, также Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации»[18], решениями Правительства РФ. Так, ввозить грузы на территорию порта разрешается только на основании погрузочного ордера или накладной.
Непринятые грузы вывозятся из порта по документам их ввоза, но с отметкой должностных лиц о причине возврата груза.
Вывоз с территории порта импортной продукции растительного происхождения осуществляется только при наличии карантинных сертификатов, выданных государственной инспекцией по карантину растений.[19]
Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем: проверки судовых документов; проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам; досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров); досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна; досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей и др. (ст. 110 ТК ТС).
Таможенное оформление и контроль судов загранплавания на «приход» и «отход» осуществляется комиссией, в состав которой входят представители таможни, контрольно-пропускного пункта погранвойск, агентирующей организации - порта, санитарно-карантинных служб. Комиссия созывается администрацией порта. При контроле наливных судов в состав комиссии включаются представители пожарной охраны. Обязанность доставления комиссии на борт судна возлагается на администрацию порта. Суда загранплавания, прибывшие в порт для выгрузки или приема груза и по другим причинам, находятся под таможенно-пограничным контролем в течение всего времени стоянки судна в порту. Таможенное оформление судов производится, как правило, круглосуточно в порядке их прихода в порт (отхода из порта).[20]
Рассмотрим организацию таможенного оформления и контроля товаров, перевозимых судами загранплавания на «прибытие» (на «приход»).
До прихода судна осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ данных об обстановке по документам таможни и по информации от взаимодействующих организаций; оценивается обстановка; принимается решение о таможенном оформлении; осуществляется расстановка сил и средств по участкам таможенного оформления судна; назначаются старшие таможенных нарядов и состав нарядов.
Непосредственно на прибывшем судне проводится работа по оформлению документов и товаров, перевозимых судокомандой и пассажирами, по оформлению документов на перевозимые товары, по досмотру судна.
По окончании работы на судне проводится завершение таможенного оформления и обработка документации, оформленной на судне; при необходимости продолжает осуществляться таможенный контроль при разгрузке судна; оформляется пароходное дело на судно, а если оно сформировано ранее, то производится пополнение его таможенной документацией, оформленной на последний рейс.[21]
Перечень документов, которые администрация судов загранплавания обязана представлять должностным лицам пограничной комиссии при пересечении государственной границы, определен п. 2 ч. 1 ст. 159 ТК ТС (общую декларацию; декларацию о грузе; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары и др.). Данные документы имеют силу, если они подписаны капитаном или уполномоченным им лицом и скреплены судовой печатью. Они представляются сотруднику таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль и таможенное оформление, в количестве, необходимом для таможенных целей.
При организации работы комиссии на борту судна старший таможенного наряда может назначать инспекторов для выполнения отдельных таможенных операций (начисления таможенных пошлин, контроля за выгрузкой грузов), о чем предупреждается администрация порта.
На конечном этапе документального оформления и контроля на генеральной декларации инспектор, осуществляющий проверку судовых документов, делает отметку о составе таможенного наряда, о сделанных администрации судна замечаниях, постановке таможенных обеспечении и отражает другую служебную информацию.
По мере выполнения своих обязанностей каждый из сотрудников таможенного наряда докладывает о результатах работы старшему наряда.
По завершении работы всеми сотрудниками старший наряда объявляет капитану судна или его доверенному лицу об окончании таможенных формальностей и комиссия покидает борт судна.
Сформированное в таможенном органе судовое (пароходное) дело (все документы оформленные по приходу) ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж.[22]
Таможенный контроль товаров, находящихся в пределах территориального моря, внутренних вод и на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, согласно порядку установленного Постановлением Правительства Российской Федерации.
2.2 Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара на морском и водном транспорте при убытии судна с таможенной территорииПроцедура таможенного оформления и контроля товара, перевозимого на судне загранплавания на «отход» во многом повторяет рассмотренный выше порядок оформления судна на «приход», рассмотренный выше, однако имеет свои особенности.
Перед началом таможенного оформления судна на «отход», агент уведомляет таможню о намерении вывоза товаров с таможенной территории РФ. Названное уведомление выражается в предоставлении агентом следующих документов и сведений:
- о помещении ввезенных на данном судне товаров на СВХ, выраженных в предоставлении приемного акта СВХ или иного документа, составленного в соответствии с Процедурой использования конкретного СВХ;
- о факте погрузки товаров, предполагаемых к вывозу, выраженных в предоставлении грузовых документов: манифеста (коносаментов или штурманских расписок или грузовых билетов). [23]
Для иностранных судов уведомление дополнительно должно содержать сведения о погруженных на борт судна в портах России: бункерном топливе; воде; техническом снабжении; продовольствии; документах, свидетельствующих о таможенном оформлении вышеперечисленных товаров.
Сотрудник таможни, принявший названное уведомление, производит сверку сведений, указанных в грузовых документах, со сведениями, указанными в поручениях на погрузку. При соответствии сведений, заявленных в поручении, сведениям, указанным в манифесте (коносаменте или штурманской расписке, или грузовом билете) сотрудник таможни проставляет на манифесте (коносаменте или штурманской расписке, или грузовом билете) штамп «Выпуск разрешен» и дату.
Таможенное оформление при отходе судна начинается после подачи заявки на оформление. К началу таможенного оформления товара, все грузовые, бункеровочные и другие операции должны быть закончены и у борта судна не должно быть никаких плавсредств.[24]
По прибытии комиссии на борт судна судовая администрация обязана представить сотруднику таможни, входящему в состав комиссии необходимые документы, после проверки которых, сотрудник таможни делает на них соответствующие отметки (ст. 163 ТК ТС), в частности:
- на Генеральной декларации запись о дате отхода, о времени работы комиссии на отход, о характере и количестве груза, о количестве членов экипажа и пассажиров, порте назначения, составе таможенного наряда, номере причала, снятии наложенного на приходе таможенного обеспечения;
- на грузовой декларации - штамп «Выпуск разрешен», дата, № причала.[25]
После оформления документов сотрудник таможни принимает решение о досмотре судна, а также снимает таможенное обеспечение, если оно было наложено на приходе. Досмотр судна производится в вышеизложенном порядке.
Сотрудники таможни несут ответственность как за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с должностными инструкциями и неправильные решения, так и за бездействие и непринятие решений по вопросам, отнесенным к их ведению, а также за уровень и качество выполняемых ими заданий в соответствии с действующим законодательством РФ. Сотрудники таможни не несут ответственности за задержку отхода судна или начала грузовых операций после прихода судна при невыполнении всеми лицами, задействованными в настоящем разделе, установленных требований.
Снятие комиссии с судна (прекращение ее работы) может производиться только в случаях неисполнения агентами, судовладельцами, экспедиторами и другими лицами, имеющими отношение к оформлению судов загранплавания, правил таможенного оформления и таможенного контроля, установленных нормативными документами ГТК России.[26]
Пограничный режим направлен на пресечение незаконного пересечения лицами государственной границы, этот режим обеспечивается пограничными войсками РФ. В зарубежных странах аналогичный режим называется «иммиграционным» и обеспечивается гражданскими иммиграционными службами.
Таможенное оформление и контроль судов, включая контроль перевозимых товаров морским транспортом осуществляется в пунктах пропуска морских и речных судов, расположенных в морских и речных портах, имеющих статус международного пункта пропуска. Для оформления товаров в таких портах созданы отделы таможенного оформления, сотрудники которых осуществляют предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проводят таможенный контроль товаров на складах временного хранения (СВХ).
В сфере международных перевозок грузов все большей популярностью пользуется доставка товаров морским транспортом. По статистическим данным примерно половина грузов для России доставляется морем, причем значительная часть перевозок осуществляется через прибалтийские порты.[27]
Однако, наиболее крупные и значимые в системе международных перевозок РФ морские порты (Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка и др.) в настоящее время не имеют установленных пунктов пропуска, хотя фактически они функционируют.[28] Существует и обратная ситуация, когда ряд морских пунктов пропуска установлены на территориях, не наделенных статусом морского порта. Такое положение не соответствует требованиям законодательства и ставит таможенные органы в условия вынужденного нарушения требований Таможенного кодекса РФ.
Проблемой, осложняющей выполнение функций таможенных органов, является несоответствие обустройства морских портов требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через границу. Это и недостаточное техническое оснащение, и дефицит площадей под служебные помещения для государственных контрольных органов, и несоответствие транспортной инфраструктуры интенсивности грузопотоков, проходящих через порты.
В загруженности морских и речных портов не последнюю роль играет субъективный фактор. Участники внешнеэкономической деятельности подают документы, необходимые для осуществления таможенного оформления товаров, как правило, не ранее чем через 4 дня со дня прибытия груза в порт. Это влечет за собой нарушение ритмичности работы таможенных органов, затоваривание складских помещений порта и, как следствие, недовольство самих участников внешнеэкономической деятельности. [29]
Для совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в морских и речных пунктах пропуска ФТС необходимо разработать эффективный механизм осуществления «сквозного» таможенного контроля в порту. [30]
В рамках этого направления предполагается создание в таможенных органах программного продукта, обеспечивающего автоматизированный учет судов и перевозимых на них товаров, и общероссийской базы данных судов, осуществляющих международные перевозки.
Это позволит облегчить осуществление таможенного контроля судов, поскольку информационный обмен между таможенными органами и соответственно возможность получения информации станут более оперативными.[31]
Современный этап развития системы грузооборота в морских портах нашей страны требует применения высокоэффективных схем погрузки–выгрузки.
Создание таких схем, обеспечивающих снижение времени, затраченного на таможенное оформление, возможно при согласованных действиях всех участников процесса обработки грузов и судов в порту.
Особое место в разработке и реализации принадлежит таможням, занимающимся таможенным оформлением и контролем товаров, перемещаемых морским транспортом.
Одним из основных направлений работы таможенных органов в данной области является разработка и совершенствование технологии таможенного оформления и контроля морских судов загранследования. Сегодня время ожидания ими таможенного оформления и контроля в крупнейших таможнях может составлять сутки и более.
Проведение работ по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроля приобретает в связи с проведением модернизации таможенной системы России особую актуальность. В соответствии с нормами, установленными Всемирной торговой организацией для стран-участниц, импортные и экспортные формальности и документация должны быть максимально сокращены и упрощены.
Значительно повысить эффективность таможенного контроля позволит применение сотрудниками современных технических средств таможенного контроля.
Так же важно стимулировать (морально или материально) сотрудников, проводящих досмотровые операции с положительным результатом. Ни современные технологии, ни высокая техническая оснащенность не гарантируют поступательное движение таможенной системы вперед, если не будет прямой заинтересованности сотрудников в выполнении задач, стоящих перед таможенными органами РФ.
Итак, подводя итоги проделанной работы сделаем следующие выводы:
Таможенное оформление товаров и транспортных средств отдельными категориями физических лиц представляет собой совокупность таможенных операций, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от:
- вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);
- вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);
- категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - гл. 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц - гл. 25 ТК).
Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК).
Все суда, прибывающие из-за границы и убывающие за границу, перевозимые на них грузы, предметы материально-технического, продовольственного и иного снабжения, а также личные вещи, валюта и валютные ценности членов экипажей и пассажиров подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
Государственный таможенный контроль за иностранными и российскими судами и перевозимыми на них товарами осуществляется на основании Таможенного кодекса Таможенного союза, Таможенного кодекса Российской Федерации, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, Кодекса торгового мореплавания, «Конвенции по облегчению международного морского судоходства» 1965г., иных международных норм, нормативных актов ГТК России, «Обязательных постановлений МАП».
Оформление прихода и отхода товаров, а также контроль за судами во время их стоянки в порту осуществляется специальной комиссией.
Кроме того, в состав комиссии по согласованию с сотрудниками ОКПП и таможни могут входить представители других служб.
При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.
При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием - вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета.- № 7.- 21.01.2009.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС «Консультант-Плюс».
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009) // Российская газета.- № 106.- 2003.
4. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 30.12.2008, с изм. от 22.07.2010) «О ветеринарии» // Российская газета.- 31.12.2008.
5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 31.05.2010) «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета.- № 84.- 1993.
6. Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 № 706 (ред. от 16.04.2001) «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» // Собрание законодательства.- № 9.- 1994.- ст. 1007.
Специальная и научная литература1. Действующее международное право.- В 3-х томах / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой.- М.: Гардарики, 2009. – 539 с.
2. Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. - М.: Инфра-М, 2007. – 105 с.
3. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, 2005.- 415 с.
4. Ильина В.А. Особенности организации таможенного режима и таможенного офрмления // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА.- М., 2008.- № 2. – 499 с.
5. Карамзина Л.В. Таможенные режимы: что показал мониторинг // Таможня.- 2009.- № 14 (133).- С. 47.
6. Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М.: Логос, 2010. – 215 с.
7. Комментарий к ТК РФ с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур / Под общ. ред. Л.А. Лозбенко. - М.: Норма, 2010. – 455 с.
8. Косов A.A. Комментарии к Таможенному кодексу Таможенного союза. - М.: ФГУП «Ростэк», 2010.- 348 с.
9. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. - М.: Джет, 2010.- 334 с.
10. Особенности организации таможенного контроля товаров государств-участников СНГ и Таможенного союза // Прайм-ТАСС - Новости (Россия).- вып. 12.- 28.04.2008.- С. 12-13.
11. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 3-е изд. – М.: Знание, 2010. – 758 с.
12. Свинухов В.Г. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2009. – 237 с.
13. Статистические данные таможенных органов РФ.- [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.customs.ru /stats/
14. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. - М.: БЕК, 2008.- 614 с.
15. Таможенное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2009. - 571 с.
16. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев.- М.: Волтерс Клувер, 2007. – 439 с.
17. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 698 с
18. Таможенный контроль на водном транспорте // Таможня.- 2010.- №13.- С. 13-18.
19. Таможенный контроль: Учебник / Под общей редакцией В.А. Шамахова. - М.: Софт Издат, 2008. – 599 с.
20. Терещенко Л.К. Таможенный контроль // Право и экономика. -2007. - № 15-16. - С. 81 – 84.
21. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Приор, 2009. – 289 с.
[1] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС «Консультант-Плюс».
[2] Статистические данные таможенных органов РФ.- [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.customs.ru /stats/
[3] Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- С. 162.
[4] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009) // Российская газета.- № 106.- 2003.
[5] Терещенко Л.К. Таможенный контроль // Право и экономика. -2007. - № 15-16. - С. 81 – 84.
[6] Свинухов В.Г. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2009. – С. 41.
[7] Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 30.12.2008, с изм. от 22.07.2010) «О ветеринарии» // Российская газета.- 31.12.2008.
[8] Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 № 706 (ред. от 16.04.2001) «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» // Собрание законодательства.- № 9.- 1994.- ст. 1007.
[9] Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев.- М.: Волтерс Клувер, 2007. – С. 145.
[10] Таможенное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2009. - с. 112.
[11] Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. - М.: БЕК, 2008.- С. 164.
[12] Особенности организации таможенного контроля товаров государств-участников СНГ и Таможенного союза // Прайм-ТАСС - Новости (Россия).- вып. 12.- 28.04.2008.- С. 12-13.
[13] Особенности организации таможенного контроля товаров государств-участников СНГ и Таможенного союза // Прайм-ТАСС - Новости (Россия).- вып. 12.- 28.04.2008.- С. 12-13.
[14] Таможенный контроль на водном транспорте // Таможня.- 2010.- №13.- С. 13-18.
[15] Таможенный контроль: Учебник / Под общей редакцией В.А. Шамахова. - М.: Софт Издат, 2008. – С. 71.
[16] Таможенный контроль: Учебник / Под общей редакцией В.А. Шамахова. - М.: Софт Издат, 2008. – С. 34.
[17] Терещенко Л.К. Таможенный контроль // Право и экономика. -2007. - № 15-16. - С. 81 – 84.
[18] Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 31.05.2010) «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета.- № 84.- 1993.
[19] Комментарий к ТК РФ с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур / Под общ. ред. Л.А. Лозбенко. - М.: Норма, 2010. – С. 123.
[20] Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Приор, 2009. – С. 67.
[21] Косов A.A. Комментарии к Таможенному кодексу Таможенного союза. - М.: ФГУП «Ростэк», 2010.- С. 90.
[22] Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. - М.: Инфра-М, 2007. – С. 22.
[23] Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, 2005.- С. 87.
[24] Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. - М.: Инфра-М, 2007. – С. 23.
[25] Карамзина Л.В. Таможенные режимы: что показал мониторинг // Таможня.- 2009.- № 14 (133).- С. 47.
[26] Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 3-е изд. – М.: Знание, 2010. – с. 99.
[27] Статистические данные таможенных органов РФ.- [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.customs.ru /stats/
[28] Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. - М.: Джет, 2010.- С. 88.
[29] Действующее международное право.- В 3-х томах / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой.- М.: Гардарики, 2009. – с. 156.
[30] Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М.: Логос, 2010. – С. 77.
[31] Ильина В.А. Особенности организации таможенного режима и таможенного офрмления // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА.- М., 2008.- № 2. – С. 56.
Курсовая работа тема: Сравнительная характеристика институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров Введение Актуальность темы. Одной из основных особенностей современного этапа развития мировой экономики являетс
Теоретический и практический аспект анализа проблем международных классификаторов товаров
Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
Форми митного контролю
Документування управлінської діяльності митних органів та участь в ній юридичних служб
Інформаційна політика митних органів та роль юридичних підрозділів у її забезпеченні
Організація договірної роботи митних органів та участь в ній юридичних служб
Організація юридичною службою аналізу результатів і наслідків розгляду позовів і судових справ
Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров при уплате таможенных платежей
Правове забезпечення реалізації процедур закупівель товарів, робіт, послуг за рахунок коштів митних органів
Сутність та завдання юридичної служби як підрозділу митного органу
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.