курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАДРОВ |
Контрольная работа
По дисциплине: Инфраструктура муниципального образования
Тема: Статистика социально-экономических доходов и расходов населения.
ВЫПОЛНИЛ:
Студент 3 курса
Иванов Ф.М.
ПРОВЕРИЛ:
Тюмень 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
3.ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 7
4. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЫБОРКЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ. 10
5. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ БЕДНОСТИ. 12
6. ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
ВВЕДЕНИЕ
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода, исследующего количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Общество неоднородно, поэтому важным направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы или люди с низким культурным уровнем, каковы политическая ориентация разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т.д.
К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается и система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счёте единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ.
Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.
Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчётность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.
Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведённых населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчётности. К таким данным относятся:
· Баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;
· Данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые государственным пенсионным фондом;
· Суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создаётся реестр налогоплательщиков, в котором будет накапливаться и обобщаться информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.
К основным задачам статистики при изучении доходов и расходов населения относятся:
· Характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;
· Анализ дифференциации денежных доходов и потребления;
· Изучение динамики денежных доходов;
· Моделирование доходов , расходов и потребления населения;
· Изучение влияния доходов (расходов) населения на потребление и другие социально-экономические показатели.
В рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платёжеспособности населения как одного из важных факторов развития рынка.
Однако информация о доходах менее достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучитываемых доходов от 'теневой' экономической деятельности, разрыва во времени между осуществлённой деятельностью и её оплатой, а также наличие не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Поэтому статистика всё в большей степени сосредотачивает внимание на изучении расходов, т.е. изучает доходы через расходы населения.
Совершенствование статистической методологии по изучению доходов и расходов населения способствует расширению международных сопоставлений в этой области.
НАСЕЛЕНИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ НА ЕГО ОСНОВЕ
Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации, характеризующих объём и состав доходов и расходов. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов. Достоинствами донного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением.
Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.
Схема баланса денежных доходов и расходов населения
Доходы Расходы и сбережения
1. Оплата труда. 1. Покупка товаров и оплата услуг.
2. Доходы наёмных работников от 2. Обязательные платежи и добровольные взносы:
предприятий и организаций, а) налоги и сборы;
кроме оплаты труда. б)платежи по страхованию;
3. Дивиденды в)взносы в обществ.и кооп. организации;
4. Поступления от продажи проду- г) возврат ссуд;
ктов сельского хозяйства. д) приобретение лотерейных билетов;
5. Пенсии и пособия. е) проценты за товарный кредит;
6. Стипендии. ж) обязательные страховые взносы в
7. Поступления от финансовой си- Пенсионный фонд;
стемы (страховые возмещения, 3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах
проценты по вкладам и др.) 4. Покупка жилых помещений;
8. Доходы населения от продажи 5. Расходы населения на приобретение валюты;
иностранной валюты. 6. Деньги, отосланные по переводам.
9. Прочие поступления.
10.Деньги, полученные по переводам
Всего денежных доходов Всего денежных расходов и сбережений
Превышение расходов над Превышение доходов над расходами
доходами
Баланс Баланс
Балансирующая статья 'Превышение доходов над расходами' или 'Превышение расходов над доходами' в целом по России характеризует соответственно увеличение или уменьшение остатка наличных денег на руках у населения.
Современный баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой модификацию традиционной балансовой работы, выполняющейся длительное время в рамках баланса народного хозяйства. В этой связи используемая методология расчёта не соответствует требованиям , предъявляемым при изучении доходов в СМС. В частности, в балансе смешиваются понятия дохода и актива. К движениям активов относятся покупка жилых помещений, расходы на приобретение иностранной валюты, деньги, отосланные по переводам.[1]
Данные баланса являются инструментом финансового регулирования наличного денежного обращения и не могут рассматриваться в качестве оценки доходов населения. Однако на региональном уровне именно от показателя доходов на основе баланса зависят тарифы на услуги жилищно-коммунального обслуживания и цены на билеты в городском муниципальном транспорте.
На основе баланса денежных доходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:
· Денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые возмещения и пр.
· Денежные расходы и сбережения населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
· Располагаемые доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;
· Реальные располагаемые денежные доходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен.
Кроме перечисленных показателей госстатистика строит следующие показатели доходов на основе данных статистической отчетности:
· Среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату;
· Средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР 'О государственных пенсиях в РСФСР' (1993г.);
· Реальную начисленную заработную плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);
· Реальный размер назначенных месячных пенсий, получаемый делением назначенной пенсии на ИПЦ.
Динамика рассмотренных показателей, характеризующих доходы населения, представлена в таблице 1.
Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Сравнивая динамику реальных денежных с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать рост ( ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения при опережении ( отставании) индекса по первому показателю над вторым.
Динамика реальных денежных доходов населения РФ за 1995-1998 гг. (в % к предыдущему году) таблица 1.
Показатель |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
Реальные денежные доходы |
84 |
99,6 |
106,4 |
81,5 |
Реальные располагаемые денеж ные доходы |
84,9 |
99,3 |
105,8 |
105 |
Реальная начисленная заработ ная плата |
72 |
106 |
105 |
87 |
Реальные размер назначенной месячной пенсии |
87 |
109 |
103 |
60 |
ИПЦ, в % к декабрю предыдущего года |
В 2,3 раза |
121,8 |
110 |
184,4 |
Источник. Социальное положение и уровень жизни населения России, 1999. Статистический сборник.-М.: Госкомстат России, 1999.-С.101,104,107,242.
3.ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
С переходом к рыночной экономике изменяется модель государственного регулирования качества жизни населения и домашних хозяйств. Постепенно формируется новая модель социальной защиты и поддержки населения и домашних хозяйств. Это находит выражение в государственной политике поддержки бедных слоев населения, кооперации домашних хозяйств, развития малого и среднего с, семейного бизнеса. В таких условиях возрастают требования к достоверности информации, характеризующей доходы и потребление населения и домашних хозяйств не только в целом по России, но и на уровне отдельных субъектов РФ.
К важнейшим методологическим проблемам социальной статистики относятся: проблема обоснования принципов отбора для получения репрезентативной выборки домашних хозяйств; проблемы обработки и анализа полученных данных о доходах и потреблении и распространении полученной информации на всё население, проживающее на данной территории. Основная цель выборки домашних хозяйств заключается в сборе и анализе данных, характеризующих уровень жизни и дифференциацию доходов и потребления населения.
Возможны два подхода к формированию выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в отборе индивидов из различных социально-экономических групп; второй-в отборе домашних хозяйств. Основная сложность реализации данных подходов заключается в отсутствии информации о доходах и имущественном положении всего населения или домохозяйств, проживающих на данной территории. Поэтому применяется многоступенчатый отбор, учитывающий косвенные признаки, связанные с доходами. Текущее обследование бюджетов семей рабочих, служащих и колхозников проводится государственной статистикой начиная с 1952 года. Выборка была расширена и дополнена в 1989 году. Начиная с 1996 года выборка пересмотрена и начато осуществление её постоянной ротации, т.е. замены домашних хозяйств, включаемых в выборку.
Основными признаками формирования выборки в начале 50-х годов был поличностный и отраслевой подходы. Выборка была многоступенчатой. На первой ступени отбирались территории, на второй (на основе среднесписочной численности работников)- ведущие отрасли; на третьей- предприятия в отобранных отраслях и на четвёртой (по данным о заработной плате)- работники, семьи которых включались в выборку. В результате такого многоступенчатого отбора выборка по России и СССР была представлена работниками ведущих отраслей, а также обеспечивалась представительность по уровню заработной платы. Вместе с тем такая выборка не была репрезентативна на уровне каждой территории (республики, области). Кроме того, её недостатком было то, что в выборку не были включены работники малочисленных отраслей экономики, она не включала семьи, полностью состоящие из неработающих ( пенсионеров, инвалидов, студентов). В 1989 году выборка была расширена, в неё были включены семьи работников внебюджетных отраслей ( учителей, врачей и т.д.), а также семьи неработающих пенсионеров. Таким образом, на конец 90-х гг., выборка домашних хозяйств, которая использовалась для изучения уровня жизни населения, насчитывала 49175 домохозяйств, но оставалась нерепрезентативной на уровне отдельных субъектов РФ: она включала незначительную часть неработающего населения и не включала 'новых русских', предпринимателей.
К началу 2000 года выборка охватывала домашние хозяйства, проживающие на территории России, за исключением коллективных ( лиц, проживающих в домах-интернатах, монастырях и других институциональных заведениях). Информационной базой для пересмотра и корректировки выборки в 1996-1998 гг. послужили материалы микропереписи 1994г. Использовалась двухступенчатая выборка. На первой ступени отбирались территории-субъекты РФ, единицей отбора выступал счётный участок. На второй ступени случайным образом отбирались домохозяйства из типических групп, выделенных на основе сочетания следующих признаков: размера семьи, типа и принадлежности жилого помещения, наличия земельного участка, пола, возраста и уровня образования членов семьи, источников средств существования.
Однако необходимо учесть то обстоятельство, что распределение жилья и земельных участков, зафиксированное микропереписью, сложилось в условиях, сложилось в условиях уравнительно-распределительной системы и поэтому во многом индифферентно по отношениям к доходом населения. Наряду с этим при формировании выборки типических групп домохозяйств упущены такие признаки, которые взаимосвязаны с доходами. К ним относятся: наличие и число детей в семье; коэффициент семейной нагрузки ( соотношение неработающих лиц к числу человек в домашнем хозяйстве).
По данным переписи населения, все домашние хозяйства подразделяются по коэффициенту семейной нагрузки на следующие типы: с полной нагрузкой ( все лица в домашнем хозяйстве не заняты), с высокой (лиц неработающих в семье больше, чем работающих), со средней, с низкой и без нагрузки (все лица работают). В результате пропорционального отбора из каждого типа домашних хозяйств может формироваться территориальная выборка, которая позволит проводить анализ не только в целом, но и дифференцированно по выделенным категориям домашних хозяйств. Выборка может корректироваться после проведения переписи населения.
Сопоставление состава действующей в
настоящее время выборки бюджетов домашних хозяйств с данными микропереписи на
февраль
Очевидно наличие существенных отклонений в выборке по составу домашних хозяйств. Происходит недоучёт характеристик домохозяйств с полной и высокой нагрузкой, в которых велика доля неработающих, а денежные доходы формируются в значительной степени за счёт пенсий. Именно среди этих типов домохозяйств велика доля населения, проживающего ниже уровня бедности.
Отмеченные смещения в выборке домашних хозяйств завышают уровень доходов населения, проживающих на территории отдельных субъектов РФ, и занижают показатель уровня бедности. Применение данной типологии позволяет откорректировать выборку бюджетов домашних хозяйств на основе данных переписи и микропереписи населения. Ротация выборки должна быть направлена на повышение доли домашних хозяйств. С полной и высокой семейной нагрузкой. Это вызовет уменьшение среднедушевых доходов за счёт изменения состава выборки.
Актуальной проблемой при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств является не только отбор семей, но и получение согласия членов семьи на подробный учёт доходов и потребления. Эта проблема обостряется в связи с включением в выборку новых домашних хозяйств (ротацией выборки). Решение этой проблемы зависит от законодательства на федеральном и муниципальном уровнях и от уровня самосознания граждан. Рекомендуется избегать длительного (на протяжении многих лет) наблюдения одних и тех же домашних хозяйств, что приводит к относительной устойчивости статистических показателей.
Таким образом, возможны два подхода к формированию выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в постепенном преодолении отмеченных недостатков и формировании единой выборки, адекватной составу домохозяйств на данной территории, а также проведении обследования по единой программе. При этом ротация домохозяйств должна быть направлена на повышение доли семей с полной и высокой нагрузкой неработающими лицами, что вызовет уменьшение среднедушевых доходов в динамике за счёт изменений в составе выборки.
Второй подход можно назвать комбинированным. В этом случае формируются три выборки с различными программами обследования: для изучения бедного населения- из семей с полной и высокой нагрузкой; для изучения работающего населения- из семей со средней , низкой нагрузкой и без неё; для состоятельной части населения- по данным Государственной налоговой службы.
Табл. 2. Сопоставление состава домашних хозяйств Санкт- Петербурга по коэффициенту семейной нагрузки в феврале 1994 года.
Тип домохозяйств по Коэффициенту семейной Нагрузки. |
Выборка домохозяйств Число Число лиц Домохозяйств в них |
Микроперепись Число Число лиц Домохозяйств в них |
С полной и высокой |
8 10 |
40 38 |
Со средней и низкой |
53 66 |
42 50 |
Без нагрузки |
39 24 |
|
Итого |
100 100 |
100 100 |
4. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЫБОРКЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ.
Программа наблюдения бюджетов домашних хозяйств представляет собой систему балансового учёта поступлений и расходования средств (денежных и натуральных) в домохозяйстве за календарный месяц и включает:
· Адресную часть, характеризующую административно-территориальный статус населённого пункта, период и время проведения наблюдения.
· Расходы домашнего хозяйства, не связанные с потреблением;
· Расходы домохозяйства на ведение личного подсобного хозяйства;
· Реестр домохозяйства: основная и дополнительная занятость, дотации и льготы;
· Затраты домохозяйств на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности;
· Общие сведения о домашнем хозяйстве (число лиц, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей, работающих и неработающих пенсионеров);
· Денежные доходы: оплата труда, доход от предпринимательской деятельности и др.;
· Поступление и использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов питания в запасах у населения);
· Расходы на покупку непродовольственных товаров по видам;
· Денежные расходы на оплату услуг.
На основе обследования бюджетов домашних хозяйств рассчитывается и публикуется система показателей, включающая:
· Денежный доход домохозяйства, представляющий собой объём денежных средств, которыми располагало домохозяйство для обеспечения своих расходов и создание сбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов;
· Стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
· Валовой доход домашних хозяйств, состоящий из суммы денежных доходов и стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
· Денежные расходы домохозяйств, обобщающие потребительские расходы, и расходы не связанные с потреблением;
· Расходы на конечное потребление, состоящие из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
· Располагаемые ресурсы домашних хозяйств.
По каждому домохозяйству вычисляется уровень среднедушевого денежного дохода на душу населения, равный делению денежного дохода домохозяйства на число наличных членов семьи.
С целью изучения дифференциации стоится распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, валового доходов и располагаемых ресурсов. В российской статистике по показателю среднедушевого дохода выделяются интервалы, кратные 200 и 400 рублей. В статистике зарубежных стран шкала доходов строится на интервалах, кратных среднедушевому показателю (у):0,5у; у;2у; 3у и т.д. Моделирование распределения населения по среднедушевому денежному доходу позволяет распространить результаты выборочного обследование на всё население России или отдельных субъектов РФ.
5. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ БЕДНОСТИ.
Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов , ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями. Различают следующие методы измерения бедности населения:
· абсолютный, исходя из совокупной стоимости оценки прожиточного минимума, который определяется нормативным методом с помощью научно обоснованных нормативов потребления;
· относительный, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения минимального потребительского бюджета (МПБ) статистическим методом.
· субъективный, основанный на обследовании общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов;
· качественный, при котором учитывается не только величина дохода, но и фактическое положение людей в общей системе производства и распределения;
· интегральный, обобщающий в едином показателе ряд статистических характеристик, определяющих нищету населения (индексы нищеты населения: ИНН-1 и ИНН-2).
Наиболее актуальная задача социальной статистики- изучение бедности. Бедность- 'обратная сторона' богатства. Объективный факт- дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.
Среди методологических проблем при измерении бедности следует выделить следующие:
· на основе какого показателя домохозяйства- доходов или расходов- определять относится ли домохозяйство к бедному или нет. В России при отсутствии эффективно функционирующих рынков кредита разделение между доходами и расходами ограничено
· различия в размере и составе домохозяйств влияют на доходы и расходы, что осложняет сопоставимость показателей по разным домохозяйствам. С целью улучшения сопоставимости проводится корректировка доходов (расходов) домашнего хозяйства у учётом различий в их размере и составе. Для этого используют эффект масштаба и шкáлы эквивалентности и определяется эквивалентный доход домохозяйства:
yε=Y/nθ
где Υ - общий (реализуемый) доход домохозяйства;
- n -размер домохозяйства;
- θ - эластичность потребностей домашнего хозяйства по отношению к его размеру и составу.
Наиболее распространённый метод нахождения эластичности эквивалентности (θ) состоит в построении модели, в которой доля расходов на продукты питания зависит от среднедушевого расхода и числа лиц, принадлежащим к разным демографическим группам, но проживающих в одном хозяйстве. Например, шкала эквивалентности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) придаёт значения: 1- первому взрослому в домохозяйстве; 0,7- другим взрослым в домохозяйстве; 0,5- каждому ребёнку, что соответствует величине θ, примерно равной 0,7. Это означает следующее: удвоение размера домохозяйства приводит к увеличению его потребностей на 70%.
Система показателей бедности населения, разработанная
Фостером, Грир и Торбеком в
· индекс уровня бедности- Н, характеризующий распространённость бедности и представляющий собой процентную долю домашних хозяйств (населения), у которых доходы (расходы) ниже черты бедности. Данный показатель отражает количество домохозяйств, относящихся к бедным, но не определяет, насколько бедными они являются.
· Индекс разрыва между уровнями бедности- PG, или показатель глубины бедности, зависящий от того, насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы (расходы) бедных,
q
PG=(1⁄n) ∑ [(zyiε ) /z]α
i=1
где z- черта(порог бедности);
yiε - эквивалентный доход i-го домохозяйства (i=1,…,q).
Этот показатель полезен для определения размеров минимальных финансовых средств, направляемых на ликвидацию бедности с использованием конкретно целевых выплат;
· Индекс Фостера- Грир-Торбека- Р2 , являющийся показателем остроты бедности:
q
P2=(1/n) ∑ [(z−yiε)/z]α
i−1
где α=2
Индекс остроты бедности придаёт относительно более высокий удельный вес дефицитам бедности тем домохозяйствам, которые находятся значительно ниже черты бедности.
Один из вариантов учёта черты бедности, а также дифференциации доходов малообеспеченных слоёв населения при изучении её относительных размеров предложил Амартия Сен. Индекс бедности Сена
m m
∑ (zp-yi) ∑ (zp-yi)
i=1 i=1 m
P= mzp + 1- mzp *Gp * N
Где ZP - черта бедности;
- Yi - доход i -го индивида;
- m-число индивидов, доходы которых ниже черты бедности;
- GP- коэффициент Джини, рассчитанный по группе населения с доходом ниже черты бедности;
- N-общая численность населения.
m
∑ (zp-yi)
i=1
Величина mzp в этой формуле- дефицит дохода. Чем она меньше, тем ближе
m
индекс бедности к величине Gp* N.Таким образом, чем ниже дифференциация доходов среди бедного населения и меньше доля бедных в общей численности населения, тем ближе индекс Сена к 0. Усугубление проблемы бедности- увеличение любого из трёх перечисленных факторов приводит к росту индекса Сена.
Российская государственная статистика рассчитывает и публикует следующие показатели уровня и распространения низких доходов, получаемые на основе выборки бюджетов домашних хозяйств, и среднедушевого денежного дохода по балансу денежных доходов и расходов населения, а также величины прожиточного минимума:
· долю (численность) населения с доходами ниже прожиточного минимума
t2
1 Umin -2
F(Umin)=2π ∫ e dt,
−∞
In(Cmin)−Inμ0
где Umin= σin x
Здесь Cmin- величина прожиточного минимума (ПМ);
In- натуральный логариф;
μο-среднедушевой денежный доход по балансу денежных доходов и расходов населения.;
1
In μ0=In μ−2 (σIn x)2
N N
∑ [In(xi)]2−N*(In x0)2 ∑ In(xi)
i=1 i−1
σ2In x= N ;In x0= N
Величины σin x, In x0, In xi определяются по выборке бюджетов домашних хозяйств (параметры ЛНМ).
Например при прожиточном минимуме . равном 493,3 рубля, среднедушевом доходе по балансу, равном 969,9 руб.,и σIn x =0,5967 (вычислено по табл. 3) получим:
In(Cmin)−In μ0 In493.3−6.699
Umin= σin x = 0.5967 = − 0.834,
1 1
In μ0= In(μ)− 2σ2In x= In 969.9-2 0.59672= - 0.834;
t
1 Umin −2
F(Umin)= 2π ∫ e dt=(1−0.834)=0.203
−∞
По сгруппированным данным (см. табл. 3) доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, вычисляется следующим образом:
ПМ−x0 493.3−400.1
F<ПМ= iПМ *FПМ+cumFSПМ−1= 200 *19+15.1=23.9%
По данным официальной статистики, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в 1995 году 36,6 млн. чел. (24,7% населения), в 1998 году- соответственно 35 млн.чел. и 23,8%;
· дефицит дохода,определяемого как суммарное значение доходов населения, не достигающих величины прожиточного минимума:
∆=Cmin*F(Umin)*Np−Smin*μ*Np
где Np - общая численность населения;
- Smin- доля суммарного дохода, которая приходится на население с доходами ниже прожиточного минимума,
493.3−400.1
Smin= 200 *10.2+4.9=9.6
Покажем расчёт на примере данных табл. 3:
∆=493.3*0.238*146.7−9.6*969.9*146.7=−1349млд.руб
· индексы глубины и остроты бедности вычисляются по индивидуальным данным выборки бюджетов домашних хозяйств.
6. ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ.
Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация,т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация-прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определённые группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения- основная форма защиты населения.
Индексация- это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально- уязвимых групп с фиксированными доходами- пенсионеров, инвалидов,неполных и многодетных семей и др. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учётом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причинённого увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением прямых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, т.к. они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите.
Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путём изменения процентных ставок в установленном порядке с учётом индекса цен, т.е. способом компенсации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная статистика отличается от других отраслей статистики не только своими особыми предметом и объектом исследования. Её своеобразие состоит и в особых каналах получения исходноц информации, и в пименении специальных приёмов обработки и обобщении этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа. Всё это подтверждает необходимость выделения социальной статистики в отдельное направление учётно- статистических работ, а также как особого направления научных разработок, в рамках которого решаются теоретико-медодологические вопросы социальной статистики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.
2. Организационно- методологические основы обследования бюджетов домашних хозяйств с системе государственной статистики // Вопросы статистики.-1999.-№8.
3. Панкратьева Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах// Вопросы статистики.-1995.-№5.
4. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 480 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1. Распределение доходов по модели Парето
Число лиц,имеющих
доход х или больший доход, у
Среднедушевой доход, х
Рис. 2. Кривая Лоренца.
CumFД (Уi) %
100-
Линия равномерного распределения-
80- абсолютного равенства
60- Кривая Лоренца
40- Отклонение от равномерного
распределения
20-
Линии абсолютного
0- неравенства
20 40 60 80 100
Накопленная частость населения cum Fs (xi)
[1] См.: Методологические положения по статистике. Вып. 1.- М.: Госкомстат России, 1996.-С.68,70.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУР
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.