База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Структара характера. Акцентуация характера — Психология, Общение, Человек

САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра философии и политологии

Контрольная работа

По курсу:

«Психология и педагогика»

Тема:

«Структура характера. Акцентуация характера»

студентки ____ курса ________ факультета

___________ отделения _________ группы

Зокоевой Олланы Олеговны №24123-з

2006г.

План

1.     Введение                                                                   3

2.     Общее понятие о характере                                    5

3.     Структура характера                                               7

4.     Акцентуация характера                                          14

5.     Заключение                                                               20

6.     Список литературы                                                 22


Введение.

 

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты каждой личности, которые устойчиво проявляются в поведении человека. Соответственно, характер это иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которая формируется в процессе жизнедеятельности и проявляется в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.

Чтобы понять качественные особенности характера человека, недостаточно говорить только о круге или широте тех впечатлений, а также разнообразии его деятельности и практического отношения к миру, которые формируют характер. Важно раскрыть, какого рода впечатления, в каком направлении воздействия жизни и интересы формируют характер.

Характер представляет собой целостное образование, психический склад личности. Это и есть, своего рода, структура,  состоящая из известных компонентов, звеньев, которые характеризуют те или другие черты поведения человека. В содержании характера может выдвигаться на первый план то один, то другой компонент, в зависимости от склада жизни различных, людей, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности.

Каждый человек, представляя собой личность, находится в определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Эти отношения определяют поведение, моральный облик личности. Понятно, что в поведении человека, в его практической деятельности всегда выражается его отношение к явлениям и предметам действительности. Таким образом, индивидуальное своеобразие отношения конкретной личности к окружающему миру обусловлено общественными отношениями, особенностями воспитания и обучения. Внешние условия, в которых находится человек, и определяют формирование черт его характера. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей, 2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.

Наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуация характера». Усиление степени определенной черты всегда предполагает акцентуацию характера.

Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Акцентуация является важным инструментом, определяющим психологию характера.


Общее понятие о характере.

Характер — это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека. Стиль или характерная для личности манера поведения, являясь формой, выражает определенное содержание — типичные отношения к действительности. В стиле поведения необходимо видеть единство формы и содержания.

Когда говорят о характере личности, то в первую очередь имеют в виду отношение человека к окружающей действительности, людям и к самому себе. Об одном человеке говорят, что он проникся общественными целями, понимает задачи, которые ставит общественное развитие, активно участвует в решении этих задач, внимательно и чутко относится к людям, уверен в своих силах, скромен в своем поведении. Другой, преследует свои, эгоистические цели, во всем ищет только выгоды для себя, проявляет жадность, высокомерно и презрительно относится к людям, игнорирует их интересы, чувства, самоуверен, груб и невыдержан. Характер того и другого человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, идейных и моральных установок, чувств и волн, проявляющихся в избирательности его деятельности и поведения, отношениях и манерах поведения.

Однако в системе взаимосвязанных свойств моральные убеждения, установки и привычки занимают центральное место в характере человека. Не случайно на протяжении веков нрав и характер отождествлялись. И действительно, в характере каждого человека проявляется, прежде всего, его моральное лицо. От моральных свойств личности зависит и то, какими путями она идет, как выполняет свою роль в обществе, в конкретном коллективе, наконец, в семье.

Наряду с моральными установками в социальном поведении и деятельности существенное значение имеют волевые качества человека. Вот почему слабоволие рассматривается обычно как бесхарактерность. Итак, морально-волевые свойства личности составляют действительный хребет характера.

Отношения индивида выливаются в своеобразную, типичную для него и родственных с ним по складу психики людей форму. Так, у одних доброта, например, выступает в форме сентиментального сюсюканья и снисхождения к недостаткам и слабостям, у других — в деятельном участии и непреклонной требовательности, способствующей преодолению слабостей людей. Или два человека, например, имеющие общее содержание направленности, могут проявлять себя по-разному: один — выступать как горячий деятель, а другой — как спокойный рассудительный работник.

Поэтому более полно характер можно определить как своеобразный психический склад человека, отражающий историю влияний внешних условий жизни и воспитания и проявляющийся в специфических для данного человека отношениях к действительности и в манере держать себя, в особенностях социального поведения личности.

Нельзя представить себе, что характер есть некая надстройка над процессами восприятия, мышления, чувств и воли; он и не есть некое среднее арифметическое разнообразных психических явлений. Характер представляет собой своеобразный, в зависимости от жизненных влияний, целостный склад или систему свойств личности: направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности.

От диапазона интересов и разнообразия деятельности людей зависит полнота и сила их характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками, не выходит за пределы дома и палисадника, изолирована от основного направления общественного движения, там, естественно, формируется ограниченный, косный характер. Наоборот, там, где люди получают богатые впечатления, активно участвуют в решении общественных задач, живут полнокровной жизнью, формируется сильный и цельный характер. У индивида, например, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности и различных видов практического отношения к миру и является, таким образом, многосторонней жизнью, — у такого индивида мышление носит такой же характер универсальности, как и всякое другое проявление его жизни. Чтобы понять качественные особенности характера человека, недостаточно говорить только о круге или широте тех впечатлений, а также разнообразии его деятельности и практического отношения к миру, которые формируют характер. Важно раскрыть, какого рода впечатления, в каком направлении воздействия жизни и интересы формируют структуру характера.


Структура характера

 

Определить структуру или строение характера человека — значит выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.

Характер представляет собой целостное образование, психический склад личности. Но это целое состоит из известных компонентов, звеньев, которые характеризуют те или другие черты поведения человека.

В характере как целостной системе мотивов и способов поведения при тщательном анализе всегда можно выделить основные звенья системы, которые актуализируются внешними воздействиями и которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни.

И. П. Павлов, подвергая резкой критике гештальтистов, указывал, что никто не сомневается в целостности характера, а между тем «никто не мешает эту целостную систему разложить».

В целом отдельные черты получают различное значение: одни выдвигаются, другие замаскировываются, отступают на другой план и т. п. Это само собой разумеется. Но все-таки ведь нужно различать и эти черты. В конце концов, если вы анализируете лицо, вы должны сказать, что по таким-то чертам его нужно характеризовать тихим, спокойным, вздорным, нежным и т. д. Значит, без частей ничего не разберешь. То же самое пример с характером человека. Если представить врозь отдельные черты, то, конечно, характера человека не определить, а взяв систему черт и разобравшись в этой системе, одни черты выдвигаются на первый план, другие еле-еле проявляются, затираются и т. д.

Динамика характера зависит от динамики внешней действительности, от требований, которые предъявляются человеку, ситуации, в какой он находится, а также от качества самого характера, личности в целом. Поэтому структуру характера нужно рассматривать всесторонне, анализировать поведение в различных ситуациях жизни, и не вообще, а в связи с историей жизни и воспитания человека. В структуре сложившегося характера человека следует выделять, прежде всего, две стороны: содержание, или мотивационную сторону, и форму характера, или способы, манеры поведения. При этом нужно отметить, что выделение формы и содержания как отдельных сторон характера является несколько искусственным, оно диктуется только удобством анализа. В действительности содержание и форма характера неотделимы друг от друга, они составляют органическое единство, то, что и отличает данного индивида от других.

При анализе структуры характера содержание отношений личности к объективной действительности должно выдвигаться на первый план, как ведущая сторона характера, отражающего общественное влияние, составляющая жизненную позицию личности (потребности, интересы, идеалы и социальные установки индивида), складывающуюся в процессе реальных отношений личности в обществе.

Содержание характера проявляется в форме определенных индивидуально-своеобразных эмоций, интеллектуально-волевой или импульсивной активности, в виде сложившихся манер поведения и действий, привычек, динамических особенностей поведения и деятельности человека.

В содержании характера может выдвигаться на первый план то один, то другой компонент, в зависимости от склада жизни различных, людей, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Так, для человека склонного к предпринимательству, на первом плане стоит интерес к материальному благополучию, все другие мотивы отодвигаются на задний план. У него выдвигается на первый план страсть к наживе, которая определяет все его поведение и деятельность, содержание чувств и направленность воли, как и другие проявления характеру.

У людей связанных с интеллектуальной деятельностью, при самом большом разнообразии их характеров все же на первый план выдвигается высокий уровень сознательности и забота о развитии общества.

В сформировавшемся и нравственно устоявшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убеждение — это система твердых прочувствованных взглядов на жизнь, сложившаяся у человека в определенных условиях жизни и воспитания, на основе восприятия человеком идей своего времени.

Убежденность определяет принципиальность поведения человека, непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому человек отдает все свои силы.

Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек способен в самые тяжелые минуты
испытаний проявить максимум сил для достижения общественно значимых целей.

Потребности и интересы определяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельности человека, они сказываются на всем облике поведения. В зависимости от доминирующих потребностей и интересов складывается своеобразный характер человека. Доминируют ли духовные или материальные потребности и интересы — это определяет не только характер помыслов и чувств личности, но и направленность ее дел. Один живет для того, чтобы есть, другой ест для того, чтобы жить, а жизнь рассматривает как общественно полезную деятельность, творческую активность. Есть люди, которые становятся рабами вещей, они живут для того, чтобы приобретать вещи, и это ведет в конечном итоге к обеднению духовного мира личности и нравственному растлению.

Когда говорят о характере, то, прежде всего, имеют в виду нравственные и эмоционально-волевые качества личности. Однако и интеллектуальные свойства человека накладывают свою печать на характер и придают ему определенное своеобразие. Обладает ли человек тонкой наблюдательностью или нет, гибким умом, благодаря которому он быстро ориентируется в изменяющихся условиях, или, наоборот, косностью и инертностью, наконец, глубиной анализа явлений или поверхностностью подхода к вопросу — все это характеризует личность с качественной стороны.

Воля в структуре характера. Стержнем сформировавшегося положительного характера, являются морально-волевые качества личности. Человек, обладающий сильной волен, отличается определенностью и большой самостоятельностью. Он решителен и настойчив в осуществлении поставленных целей. Наоборот, безвольный человек обычно считается слабохарактерным. Даже при богатстве знаний и разносторонности способностей такой человек не может реализовать всех возможностей, которые содержатся во внешних условиях и во внутреннем мире собственной личности.

Вместе с развитием воли крепнет характер человека. Человек начинает поступать более адекватно внешним условиям и собственным жизненным установкам.

Если ребенок проявляет импульсивную активность, т. е. склонность действовать и поступать под влиянием одного побуждения или по подражанию, то взрослый волевой человек способен самостоятельно принимать решения, соотносить импульсы со всей сложностью ситуации, в которой он находится, и поступать сознательно, с учетом последствий своих действий.

Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при следовании к намеченной цели.

Чувства — это эмоциональные отношения к различным сторонам природной и социальной жизни. Когда говорят о характере, обычно обращают внимание не только на волевые, но и на эмоциональные свойства личности. И это понятно: человек довольно колоритно всегда себя выражает через свои чувства. Что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен — все это характеризует его действительную жизненную позицию. Чувства органически связаны с определенными потребностями и интересами, представлениями и понятиями, вкусами и привычками.

От того, как сложился психический склад, отражающий образ жизни, зависит характер проявляемых чувств. Чувства, выражая личность, являются в то же время показателем качественных особенностей характера человека. В зависимости от склада характера, воспитанного социальным окружением и сложившимися условиями жизни, человек может проявлять страстное или холодно-рассудочное отношение к явлениям действительности, иметь высокий уровень развития моральных, эстетических и интеллектуальных чувств или, наоборот, бедный спектр чувств и проявлять несдержанность, грубость, эффективность.

Характер проявления чувства зависит от степени развития «социально-этических тормозов», от степени развития волевой саморегуляции. Один может быть по природе чрезвычайно эмоционально возбудимым, но умеет сдерживать себя; другой, наоборот, может иметь не столь сильную возбудимость, но распускает себя.

Динамической стороной характера является темперамент, выражающий тип высшей нервной деятельности. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, большая подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или не общительность, даже замкнутость, легкость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность.

Темперамент сказывается и на других проявлениях характера, например на тонусе чувств, выразительности движений и речи; он сказывается на волевых и интеллектуальных проявлениях и на трудовой деятельности в целом, в способности выполнять работу, требующую терпения и выносливости, и т. п.

. В зависимости от свойств характера, приобретенных привычек и навыков картина поведения представителей тех или других темпераментов изменяется. И. П. Павлов, очевидно, это имел в виду, когда отличал флегматиков деятельных от флегматиков ленивых. То же самое можно сказать и о сангвиниках, из которых один может выступать как активный деятель, а другой — как пустой, суетливый болтун, от безделья и отвращения к серьезному труду ищущий пустых развлечений. Картина поведения того и другого флегматика, того и другого сангвиника зависит от характера человека, в который включен тот или иной темперамент.

Итак, все компоненты психического склада органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целом характере личности, так что в действительной жизни человека бывает очень трудно отделить одно от другого. От особенностей сочетания свойств или черт зависит качество характера.

Полная структура характера будет считаться раскрытой тогда, когда будет найдено закономерное соотношение основных черт характера. Эту проблему в отечественной психологии поставил А. Ф. Лазурский'.

А. Ф. Лазурский справедливо заметил, что существуют закономерные зависимости между простейшими наклонностями, присутствие одной из них всякий раз способствует возникновению другой, так или иначе связанной с ней. Отсюда обнаружение одной наклонности позволяет предсказать наличие другой. Он отмечает различные виды отношения наклонностей: родство, взаимодействие, причинная зависимость, непосредственная и опосредованная связь, а также определяет и противоположные наклонности.

В качестве примера сочетания наклонностей он приводит: быстроту сосредоточения внимания и быстроту принятий решений, психомоторную задержку и произвольное управление мыслями и чувствами, сильные и продолжительные чувства с серьезностью, среднюю силу чувств и быструю их смену со склонностью к веселью и оптимизму и т, д.

П. Г. Левантовский на основе данных самооценок учащихся и их оценок со стороны учителей, используя количественные оценки изучаемых черт с последующим вычислением матрицы ннтеркорреляций и применением факторного анализа, установил закономерные связи между определенными гнездами черт характера и в пределах гнезда. Так, например, установлена связь со значительными положительными весами между следующими волевыми и эмоционально-экспрессивными проявлениями характера: энергичный, инициативный, самостоятельный, глубокий, любознательный, решительный, настойчивый, подвижный, живой, веселый. Имеется и противоположная картина сочетаний черт: мягкий, ровный, тихий. В отношении к людям выявлена такая связь черт: вежливый, чуткий, отзывчивый, тактичный. Откровенность сочетается, по данным Н. Г. Левантовского, с живостью, веселостью, общительностью.

В характере каждого человека обычно доминируют определенные стремления и интересы, характеризующие основную жизненную его направленность. Но в зависимости от конкретных задач, от условий, в которых их приходится решать, наконец, от состояния организма, проявления характера могут видоизменяться вследствие торможения одних свойств и пробуждения других. Оставаясь самим собой, человек, однако, способен изменять тонус движений и действий и регулировать свои чувства, сдерживать импульсы от органических потребностей и находиться на уровне предъявляемых ему обществом моральных требований. Итак, поведение человека в известных пределах вариативно в зависимости от ситуации, в которой он находится, требований, которые ему предъявляются, жизненного опыта и воспитанности, наконец, от отношения к себе.

Структура характера, образ поведения личности зависят не только от настоящих жизненных влияний, условий жизни и деятельности, но и от прошлых влияний, от всей истории жизни, опосредующей поведение человека. Вот почему при изучении характера нужно знать не только данные условия жизни, но и всю сложность и многообразие ситуаций и воздействий, которые рапсе формировали личность. В зависимости от различных ситуаций, в которых находится человек, и различных требований, которые ему предъявлялись раньше и предъявляются теперь, он может быть настойчив в одном и ненастойчив в другом.

Так, наблюдения за поведением школьников показывают, что одни из них очень добросовестны в занятиях, имеют большие успехи, гордятся ими и совершенно индифферентно относятся к общественной работе в коллективе, а то и вовсе игнорируют ее. Другие, являясь активными общественниками, с жаром берутся за исполнение общественного поручения, проявляют инициативу в этом деле, но хладнокровно относятся к учебе, не проявляют достаточных усилий в этом направлении. Можно встретить и таких школьников, которые хорошо учатся, уделяют много внимания общественной работе, ведут себя вежливо, корректно в коллективе, а дома не хотят ничего делать, не помогают родителям, грубо относятся к членам семьи, негативно реагируют на их замечания. Аналогичные случаи поведения могут наблюдаться и у взрослых людей.

Противоречивость или непоследовательность поведения некоторых людей в различных ситуациях жизни объясняется отсутствием цельности характера, частичным развитием отдельных черт его. Предположим, что школа предъявляла постоянно и неуклонно жизненно значимые требования, которые усваивались учеником и мало-помалу становились требованиями к себе, в результате этого формировалось определенное отношение к своим поступкам. В других условиях, например в семье, такие требования не предъявлялись со всей последовательностью, а значит, и не могло выработаться определенное отношение к себе и своим поступкам.

Итак, полнота и цельность, определенность характера, единство слова и дела — не природный дар, а формирующиеся свойства характера в различных ситуациях жизни, они образуются при единстве требований, предъявляемых человеку в этих ситуациях. Когда формирующиеся отношения постоянно практикуются в жизни, они становятся привычными, делаются как бы второй натурой человека.

Структура характера динамична, она изменяется на протяжении всей жизни человека. По мере роста и развития человека изменяются обстоятельства его жизни и характер деятельности, изменяются требования, которые предъявляются к личности, а это приводит к качественному изменению структуры характера в целом. В свою очередь, сущность человека, зависит не только от свойственных ему характерных черт. В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуация характера».


Акцентуация характера

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

Однако индивидуальных черт не так много, как кажется. "Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей, 2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера."

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер. В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуация характера».

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими  вариации индивидуальности человека.

Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности.

В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера" К. Леонгард заменил термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа.

Психопатии характеризуются как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Психопатизация относительно устойчивое личностное свойство и проявляется во всех сферах личности.

Невротизацию, в свою очередь, можно представить как вариативную личностную переменную, которая отражает как динамически изменяющиеся особенности человека (состояния), так и относительно более статичные (свойства личности).

Невротизация формируется под влиянием трех классов психических явлений:

1) эмоционально-мотивационные особенности личности;

2) психосоматическая симптоматика;

3) собственно состояние человека, его самочувствие, основной тон его переживаний.

Но каждый человек – этот индивидуальность, со своими особенностями характера и возможностей к адаптации и своим запасом душевных сил.

Сохранение душевного равновесия – важная предпосылка для нормальной жизнедеятельности человека и достаточной продуктивности его работы. Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил.

Одни люди достаточно устойчивы ко многим стрессовым воздействиям и “хорошо держат удар”, могут из любой ситуации найти, по крайней мере, один выход, и находят его, и негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния на их душевное равновесие.

А другие люди имеют совершенно иные черты характера, и даже не столь значительная психическая травма может оказать существенное отрицательное влияние на их психику и вызвать различные психические нарушения.

На базе невротической и психопатической тенденции могут развиться невроз или психопатия.

От неврозов психопатии отличает то, что патологические черты характера определяют весь психический облик человека и наблюдаются на протяжении всей его жизни. При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня патологии и в обычных условиях не приводящих к нарушению адаптации, говорят об акцентуации характера.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что людям, имеющим невротические тенденции свойственны выраженная эмоциональная возбудимость, негативные переживания, тревожность, напряженность, раздражительность. Эти же черты характерны для лиц с циклотимическим, экзальтированным, тревожным и дистимическим типами акцентуаций характера.

Высокая психопатизация, в свою очередь, характеризуется беспечностью, легкомыслием, холодным отношением к людям, упрямством. Такие люди легко выходят за рамки общепринятых норм, непредсказуемы в конфликтных ситуациях. Это сочетается с гипертимическими, возбудимыми и демонстративными чертами характера.

Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. На основании различных классификаций (К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин и др.) выделяются следующие основные типы: 1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; 2) гипер-тимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятель­ности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца; 3) лабильный — резкая смена настрое­ния в зависимости от ситуации; 4) астенический — быстрая утом­ляемость, раздражительность, склон­ность к депрессиям и ипохондрии; 5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обо­стренное чувство собственной неполноценности; 6) психастениче­ский — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склон­ность к самоанализу, постоянным сомнениям, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий; 7) шизоидный — отгороженность, замкну­тость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения; 8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность; 9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность; 10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фан­тазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании; 11) дистимный — преобладание пониженного настро­ения, склонность к депрессии, со­средоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; 12) не­устойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечат­лений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер; 13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициа­тивности, склонность к консерватиз­му. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются сме­шанные формы Акцентуация характера — промежу­точные типы (результат одновре­менного развития нескольких типи­ческих черт) и амальгамные (на­пластование новых черт характера на его сложившуюся структуру), образующиеся по определенным законам. Психологическая диагно­стика ти­пов и степени выраженности акцентуации характера осуществляется как при помощи специально созданных для этой цели методик .

Одна из них была предложена известным  детским психиатром профессором  А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.

По мнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти “другие” ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей.

Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при взрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь.

Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому "акцентуация характера" не может быть психиатрическим диагнозом.

По исследованиям А. Е. Личко  пато-характерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий.

Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.

Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз – при явной неустойчивой акцентуации.

Различают несколько видов относительно стойких изменений:

- переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся  неожиданно, внезапно в полной силе;

- формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;

- трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации  могут “вытеснить”, “заслонить” черты других акцентуаций.

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Сочетание различных типов акцентуаций и психопатических и невротических тенденций может приводить к различным исходам. Например, сочетание акцентуированных и психопатических личностных черт, в том или ином человеке не усиливает акцентуацию или психопатию, напротив оно ведет к выравниванию характера, т. е. к норме.


Заключение.

Содержание отношений личности к объективной действительности - ведущая сторона характера, отражающего общественное влияние, составляющая жизненную позицию личности (потребности, интересы, идеалы и социальные установки индивида), складывающуюся в процессе реальных отношений личности в обществе. Все компоненты психического склада органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целом характере личности. От особенностей сочетания свойств или черт зависит качество характера.

Соотношение основных черт характера может способствовать определению его целостной структуры. Основную жизненную позицию каждого человека определяют доминирующие в характере стремления и интересы. В зависимости от конкретных задач, от условий, в которых их приходится решать, наконец, от состояния организма, проявления характера могут видоизменяться вследствие меньшей активности одних свойств и пробуждения других. Противоречивость или непоследовательность поведения некоторых людей в различных ситуациях жизни объясняется отсутствием цельности характера, частичным развитием отдельных черт. В современном обществе, помимо отрицательных личных переживаний, которые приходится испытывать каждому человеку, негативное влияние на психику оказывает и непрерывный, стремительно возрастающий поток информации, связанный с научно-техническим прогрессом. Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил.

От факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни человека формируется некоторая дисгармония в развитии характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт - акцентуацию, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

"Акцентуация характера" не может быть психиатрическим диагнозом, так как представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. К тому же,  с возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Следовательно, трактовка акцентуации как установленной патологии не может иметь место.

Более того, человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию.

Обобщая всё сказанное, очевидно, можно сделать вывод, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы, который, тем не менее, необходимо учитывать при анализе характера человека. Учет акцентуации характера необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, профориентации, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии.


Список литературы.

 

 

 

 

1.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968

2.  Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ., 1990

3.  Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год

4.  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1987

5.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра философии и политологии Контрольная работа По курсу: «Психология и педагогика» Тема: «Структура характера. Акцентуация характера» студентки ____ курса ________ факуль

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru