курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Сущность, содержание, структурные элементы социальной системы 2
Вопрос 2. Система управления направления на развитие культуры.. 14
2.1. Государство и управление культурой. 14
2.2. Государственная культурная политика, ее задачи и структура. 15
2.2.1. Управление культурой в СССР и постсоветском обществе. 20
2.2.2. Органы управления культурой. 22
Используемая литература. 24
У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.
Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Просто институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Самым древним институтом считается производство - ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. В зачаточной форме институт семьи появилась у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовалась на протяжении 500 тысяч лот. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия и государство - 10 тысяч[1]. Государство - универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддержание политического порядка и управление общественными процессами на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Политическими институтами считаются, в частности, партии, парламент, президентство, адвокатура, суды, референдум и др. К экономическим институтам относятся собственность, рынок, корпорация, предприятие, биржа, деньги и др.
Социальный институт - очень сложное учреждение и самое главное - реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьей, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов тоже непросто.
И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вызов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты, в свою очередь, состоят из множества не основных, или частных институтов.
Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Также обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.
Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует[2].
Среди основных понятий социологии следует выделить два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков - это статус и роль. Необходимость выделения так называемых первокирпичиков науки диктуется не только исследовательскими, но также педагогическими задачами.
Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе.
Любой статус состоит из ролей, а те - из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены in социальными нормами.
Другой пример: статус "отец" включает в себя несколько ролей: дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль "дисциплинатор" из статуса "отец" предполагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.
У разных народов нормы дисциплинирования детей различны: в одних случаях детей не смеют ударить рукой, в других их избивают плетями. Различаются они и по социальным группам. Известно, что дети из привилегированных классов подвергаются меньшим наказаниям, нежели дети бедноты и рабочего класса[3].
Точно также мы можем разложить на оставляющие элементы другой статус - статус мужа. У него иной набор ролей, в частности, сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой крут прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, т.е. статус. А как вы думаете - одна и та же роль может входить в разные статусы?
Итак, статус - это своеобразная ниша или место в социальной структуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль - на способ поведения.
Дадим определение: модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. Ее еще называют динамической характеристикой статуса.
Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.
В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. В принципе, их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных отношений более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических[4]. На нашей планете более 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами
Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом - социальными функциями. Функция учителя - передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной и т.д. Функции включают в себя права и обязанности. Они соотносительны друг с другом. Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов.
Слово "относительность" связана не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д. Таким способом из системы социальных функций, связывающих между собой всю совокупность статусов, мы получаем новое понятие - социальные отношения. Оно, подобно статусам и функциям, принадлежит и раскрывает содержание социальной структуры.
Можно утверждать, что социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть - межличностных отношений.
Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное - социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первого уволят. Начальник и подчиненный - социальные роли[5].
Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.
Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное время процесс решения каких-либо задач, например, связанных с кооперацией или конкуренцией. Вытеснение конкурента с компьютерного рынка представляет собой социально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно или скрыто.
Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Учитель - постоянная функция (т.е. социальная позиция и обществе), как обучение - регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия.
Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. Показателем зрелой личности выступает показатель культурности[6]. Культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).
Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, администрация, государство и еще множество других агентов социального контроля. Разновидностью социального контроля выступает политический контроль. К нему относятся все политические акции, например, сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ.
Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве - законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля - залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает страшный паралич. Имя ему - аномия (беззаконие, отсутствие норм). Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным[7].
Статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновных (их гораздо больше), называемых еще социальными практиками.
Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать, производить, защищать и т.п. Функция и роль тесно связаны. Судья, оценивающий наши поступки с точки зрения соблюдения закона, - это не только конкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама она остается.
Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен, депутат, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов - в роли избирателя, сотни тысяч - в роли офицера, Меняются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Статус - социальное положение позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат ему от рождения, например национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения социальным и политическим нормам и ролям), скажем, статус президента страны или члена республиканской партии.
Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь; появились новые роли - космонавт, тракторист, президент.
Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Социальные группы могут быть большими и состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть малыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы подразделяются - в скобках даны примеры таких групп - на половозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, инженеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, рантье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политические (либералы, консерваторы, демократы) [8].
Политические группы - всего лишь разновидность социальных, поскольку слово "социальное" часто используется в широком значении "общественное". И если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то политические - по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, а также политическим ориентациям, электоральной (избирательной) активности и др.
Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политологи, выясняющие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т.е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают то, как активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Совокупность всех социальных (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) групп образует социальный состав населения.
В итоге мы получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны - статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий - социальной стратификации и социальной мобильности.
Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, - а стало быть правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицер перед солдатом, и наоборот), - они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка - преподаватель, одна ячейка - мужчина и т.п. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некоторые из них можно расположить вертикально; правители займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, а под ними - рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых - меньше. Различаются они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе[9]. Расположенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами) составляют социальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Как вы думаете, что их объединяет? Разделение труда в обществе.
Итак, социальная стратификация - совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы - страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Беднее, зажиточные, богатые - общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, вертикальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.
Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.
При помощи законов социологическая теория раскрывает динамику общества. В свою очередь динамика описывается через социальные процессы, которые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Одним из самых длительных социальных процессов, с которым сталкивается человек, выступает социализация - продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Социальные процессы могут характеризовать[10]:
· развитие личности (формирование ценностных ориентации, установок или мотивации поведения);
· взаимодействие нескольких индивидов (например, общение);
· внутри - и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы - все это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей. Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаря избирательной системе в демократическом государстве происходит обновление кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан.
Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным процессом - серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или иначе - функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему (относительно жестко связанную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг или изменение, т.е. происходит накопление положительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.
Важной категорией, связанной с динамикой общества, выступает социальное действие. Социальное действие - это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.
В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъектом действия, то лишь как представитель большой социальной группы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), а, к примеру, субъектами политического действия - гражданине, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне - в мировом сообществе - национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т.д. Субъектов социального действия именуют еще акторами[11].
Существует мнение, что культура менее других сфер поддается институциональному упорядочению. В силу особой роли творческого начала в культуре она связана с индивидуальной деятельностью художников и мыслителей, писателей и артистов, которая не укладывается в попытки ее регламентации. Слава и популярность великих деятелей культуры, мыслителей, мастером слова или кисти делали их значимым средоточием и выражением общественной жизни, как в прошлом, так и в современный период. Поэтому такое большое значение придается изучению но только самих произведений литературы и искусства, но и жизни тех или иных деятелей культуры.
Можно ли управлять культурой? По этому поводу ведутся долгие и подчас непримиримые споры между двумя сторонами, которые в тех или иных вариантах существуют почти во всяком обществе. На одной стороне выступают преимущественно сами деятели культуры, постоянно отвергающие "вмешательство" государства или каких-либо "посторонних" институтов в такое "творческое и тонкое" дело, как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограничений за свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступ широких слоев населения к продуктам художественного и интеллектуального творчества - постоянный факт истории культуры.
Вместе с тем, настолько же постоянно существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощрявшие, что-то ограничивающие, а иногда и подавлявшие. В развитии культурного процесса возникают коллизии между тенденциями к централизации культурной деятельности со стороны государства и ее демократизацией, которую требуют неправительственные организации[12]. Вмешательство правительственных органов в работу культурных организаций и групп зачастую просто необходимо, так как без правительственной поддержки они могут не выдержать затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых, политических и т.д.) и перестают существовать. Вместе с тем государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом.
Если идти в глубь веков, мы найдем много свидетельств такого рода, когда государство или церковь, с одной стороны, были главными институтами, поддерживавшими искусство, литературу и науку, а с другой - они же запрещали те направления или отказывали в покровительстве тем художникам, мыслителям и изобретателям, которые либо противоречили "общественным нормам", либо наносили ущерб государству или церкви. Позднее эти функции регуляции все больше стали перехватываться рынком, хотя правовые принципы неизменно корректировали рыночную "стихию". А в дополнение к ним сформировались разнообразные органы, институты и формы регуляции культурной жизни и деятельности (фонды, спонсорство, патронаж, академии, премии, звания и т.д.).
Тем основным внешним органом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В странах развитого капитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, - в силу того, что в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и институтов культуры, прежде всего системы образования и науки.
Более умеренный, узкий характер имеют и направления этой деятельности, среди которых обычно присутствуют следующие (пример Швеции):
· поддержка творчества и создание условий для творческой свободы;
· защита национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных коммуникаций и контактов;
· создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от их способностей и склонностей[13];
· противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры;
· способствование административной децентрализации в сфере культуры;
· способствование развитию региональных культур и местных центров;
· обеспечение сохранения культурного наследия;
· способствование новаторству и обновлению культуры;
· способствование налаживанию взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и межгосударственному взаимодействию.
Влияние такой политики сказывается, в частности, в том, что наряду с вовлечением каждой страны во все более интенсивные глобальные отношения происходит и активизация местной культурной жизни, усиливается борьба за культурную самобытность и стремление к локальному своеобразию.
Другим важнейшим институтом, оказывающим существенное воздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. Располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, он оказывается важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения.
Иное положение складывается в развивающихся странах, где государство - основной институт, способный компенсировать недостатки инфраструктуры, которая сама по себе не в состоянии обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями. При всем расхождении характера и ориентации правящих режимов в развивающихся странах можно выделить следующие основные, общие для всех цели культурной политики:
Утверждение общности культуры нации в целом, что означает уменьшение различий между городом и деревней, между различными этническими и племенными группами.
Согласование культурного и социоэкономического развития.
Утверждение самобытности культуры данной страны как важного фактора национального единства и солидарности.
Пропаганда принципа преемственности культуры, т, е. связи настоящего с прошлым - традициями и достоянием общества.
Учет и охрана культурного наследия, что влечет за собой также требование его изучения, распространение и использование его элементов в современной жизни.
Осуществление демократизации культуры, обеспечение участия всех слоев населения в культурной жизни общества[14].
Плодотворный диалог между интеллигенцией и большинством населения.
Содействие творческой активности и поддержание высокого уровня искусства.
Подготовка и совершенствование кадров в различных формах культурной деятельности.
Содействие интеграции науки в национальную культуру на основе изучения влияния науки и техники на культурные процессы в обществе.
Осуществление программы ликвидации неграмотности.
Расширение сети культурных учреждений и их деятельности в целях распространения норм и навыков культурной жизни.
Содействие демонстрации достижений национальной культуры за рубежом.
Конечно, эти цели не всегда реализуются на практике, так кик действительность ставит много препятствий для формирования органичной культурной среды, сочетающей в себе принципы самобытности, охрану культурного наследия и их соединения с потребностями развития. Недостаток средств и кадров затрудняет ликвидацию неграмотности и освоение достижений науки и техники. К тому же на деятельность правительства постоянно влияют различные классовые, клановые и ситуационные соображении, в силу чего ему большей частью "не до культуры". Тем не менее сформулированные цели существуют как сверхзадачи, на которые должны быть направлены усилия официальных органов и те ресурсы, которые удается выкроить. К тому же общественность и оппозиция ревностно следят за осуществлением декларированных целей, за реальными действиями правящих кругов, оказывая давление на правительство своей критикой и компаниями протеста.
Методы достижения этих целей могут весьма различаться в зависимости как от социально-политической ориентации правительства, характера его социальной опоры, так и от характера общества в целом. Можно выявить следующую закономерность, существенно затрагивающую культурологию: чем больше государственные органы учитывают общенациональные интересы, тем больше оно ориентируется на собственно культурные рычаги регуляции, а не на насилие или авторитарно-бюрократические методы.
Но в достижении общезначимых культурных целей могут быть разные варианты[15]. В условиях относительно однородной, моноэтнической среды (Швеция, Япония, Армения, Турция и т.д.) легко достигается утверждение единства и самобытности через принятие одного языка, одной национальной культуры. Напротив, в странах, где существует значительная этническая, религиозная и лингвистическая гетерогенность и возникают внутренние трения между разными народами, культурная политика проводится на основе единства в многообразии, подразумевающего централизацию культурной жизни при сохранении культурного плюрализма на областном и локальном уровнях.
Таково, например, положение во многих африканских странах, отличающихся крайней этнической раздробленностью, в ряде стран ЮВА. Наличие универсалистских ориентации в развитой культуре Индии само по себе не устраняет плюрализма многочисленных раздробленных каст и подкаст, этнических и религиозных групп и подгрупп. Помимо различий на этническом и лингвистическом уровнях, во многих странах существует и плюрализм высоких культур и мировых религий. Взаимодействие ислама, индуизма, сикхизма и джайнизма в Индии, католицизма и ислама на Филиппинах создает сложные проблемы в духовной жизни каждой из этих стран.
На характер регулирования духовной жизни влияет также уровень развития страны и характер ее экономических и культурных связей с внешним миром: изоляция и периферийность ее положения (как некоторых государств африканской глубинки) или же подверженность перекрестному влиянию разных культур (как в случае с Египтом или Индонезией).
В США с середины 50-х гг. происходит все более заметное вмешательство государства в регуляцию культурной жизни. Особенно заметным этот процесс стал в период правления президента Дж. Кеннеди, когда была расширена система органов, осуществляющих культурную политику под контролем как федерального правительства, так и конгресса. Принятие американским государством ранее не свойственных ему функций встретило серьезную оппозицию. Но после длительных дебатов в конгрессе и широкой дискуссии в стране в 1965 г. был все же учрежден Национальный фонд искусств и гуманитарных наук, как основной правительственных орган, распределяющий государственные субсидии, вырабатывающий рекомендательные программы в области культуры и участвующий в проведении культурной политики.
Аналогичную официальную и координирующую культурную политику за рубежом осуществляет Информационное агентство США (ЮСИА) и другие органы[16].
В 80-е гг. приоритетной моделью государственной политики США стал "новый федерализм", означающий тенденцию к децентрализации управления различными сферами деятельности, в том числе и культуры, сужение масштабов вмешательства государства в духовную сферу, перекладывание задач на различные деловые и общественные институты.
В рамках советской системы существовало централизованное управление культурной деятельностью - через союзные и республиканские министерства, областные и районные управления, находившиеся в иерархической подчиненности центру. Территориально-административный принцип дополнялся функционально-ведомственным (Госкомиздат, Госкино, Гослит, Госцирк и г.д), а также и творческими организациями, тоже созданными на бюрократических принципах. Весь этот механизм находился под постоянным жестким идеологическим и кадровым контролем со стороны КПСС с ее внутренним делением по соответствующим уровням (ЦК КПСС, обкомы, горкомы, райкомы, парткомы) и функциям (отделы пропаганды, отделы культуры и т.д.).
Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к далеко идущей децентрализации, многообразием и открытой состязательностью разных направлений развития культуры, переходом от директивных и административных к косвенным методам управления (расширение сети специальных школ, центров, фондов, подключение коммерческих механизмов и т.д.).
Подчас в условиях распада СССР и ослабления роли центральных и местных исполнительных органов с новой силой звучат те два противоположных принципа, которые были упомянуты ранее: а) государство и его органы не должны вмешиваться в культурную жизнь, деятельность мастеров культуры, творчество которых формируется собственными внутренними законами; б) без поддержки и регуляции со стороны государства культура (искусство и наука) не могут выжить и обречены на сокращение своих масштабов и функций.
Каждая из этих противоречивых точек зрения может быть частично оправдана. В каждом обществе государство так или иначе, в том или ином объеме поддерживает сферу культуры как через бюджетное финансирование, так и специальным законодательством или социальной политикой (а также создает собственно "государственное искусство"). Однако осуществление принципов плюрализации и демократизации приводит к тому, что поддержка со стороны государства неизбежно ограничена. Поэтому культура во все большей степени функционирует во взаимодействии с другими сферами общественной деятельности и регуляции, прежде всего со сферой хозяйственной, рынком во всех его многообразных проявлениях, в том числе и рынком культуры. Но особыми сферами обеспечения культуры являются образование и средства массовой коммуникации, через которые происходит соединение творчества со зрителем и потребителем, со всей массой населения[17].
Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60-70-е гг. во многих странах появились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. Так, в Индии управление культурой распределено между министерством образования (имеющим бюро культуры), министерствами информации и радиовещания, туризма, общественных работ, жилищного строительства, сельского хозяйства (с отделом коммунального развития), торговли и ремесел.
Широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи, Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между правительственными ведомствами или парламентские комиссии.
Наряду с общегосударственными учреждениями значительное место в культурной жизни занимают неправительственные организации - как национальные, так и международные. Различного рода сообщества, писательские и журналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации, частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть, обеспечивающую культурную деятельность страны.
Культурное планирование обычно включается в общее планирование социального развития или связано с планированием образования и средств массовой коммуникации. Серьезным препятствием в его организации является отсутствие обоснованных показателей культурного развития и неполнота статистических данных. Статистика в области культуры, как правило, ограничивается только некоторым количеством показателей (число библиотек, музеев, газет и т.д.), отсутствует информация о культурных потребностях и запросах разных групп населения, анализ различных видов культурной активности, культурных расходов и бюджетов.
Методы финансирования культуры различны. Определить фактические расходы на культуру и образование весьма затруднительно. Только богатые страны могут себе позволить значительные расходы на официально субсидируемое образование, создание сети культурных центров и т.д. Страны, лишенные больших доходов, чаще полагаются на участие общественных организаций, иностранную помощь, содействие культурных агентств и различных миссий из других стран. Тем не менее этих источников явно недостаточно[18].
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Издание третье, доп. и перераб. - М: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2005. - 9-е изд. - 512 c. -- [Gaudeamus).
[1] Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.— М.: Академический Проект, 2005.- 9-е изд.- 512 c. - (Gaudeamus). стр. 46-47
[2] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 47-48
[3] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 41-43
[4] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 43-44.
[5] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 44-45
[6] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 45
[7] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 46
[8] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 48-49
[9] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 49-50
[10] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 51
[11] Кравченко А.И., указ. соч., стр. 52-53.
[12] Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб. — М: Аспект Пресс, 2000. — 591 с. стр. 310.
[13] Ерасов Б.С., указ. соч., стр. 311.
[14] Ерасов Б.С., указ. соч., стр. 312.
[15] Ерасов Б.С., указ. соч., стр. 313.
[16] Ерасов Б.С., указ. соч., стр. 314.
[17] Ерасов Б.С., указ. соч., стр. 315.
[18] Ерасов Б.С., указ. соч., стр. 316-317.
СОДЕРЖАНИЕ Вопрос 1. Сущность, содержание, структурные элементы социальной системы 2 Вопрос 2. Система управления направления на развитие культуры.. 14 2.1. Государство и управление культурой. 14 2.2. Государственная культурная
Тенденции и теории глобализации
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в социологии
Теории воспроизводства населения
Теории и модели социальной работы
Теория и методика социальной работы
Теория Маслоу
Теория народонаселения Мальтуса
Теория общественного договора и естественное право в идейных истоках социологии (Локк, Гоббс, Руссо, Монтескье)
Теория Спенсера
Территориальная организация населения
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.