курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек
1.1. Понятие вредных привычек
1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек
Глава 2. Развитие вредных привычек
2.1. Семья как фактор негативного формирования личности
2.2. Влияние средств массовой информации на воспитание
Глава 3. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности
по профилактике отклоняющегося поведения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время все больше людей страдают от таких вредных привычек как курение, алкоголизм и наркомания. Вредные привычки и пагубные пристрастия не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психо-эмоциональной неуравновешенности. Достаточно лишь раз выкурить сигарету, употребить спиртное или наркотики и велика вероятность того, что в дальнейшем сложно будет от этого отказаться.
Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию вредных привычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм подростков и лиц не достигших совершеннолетия, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешнее воздействия.
Алкоголизм и наркомания, особенно среди несовершеннолетних – это почка для совершения преступлений.
В настоящее время психологи, социологи, педагоги и медики обеспокоены влиянием вредных привычек на организм человека. Они ищут пути выхода из сложившейся ситуации, и причины побудившие человека взять сигарету, начать употреблять спиртные напитки, быть неравнодушным к наркотическим веществам.
Одним из источников негативной информации является телевидение и интернет, а также пресса, где отражаются все веяния «моды» нового поколения, в том числе идет реклама табачных изделий и спиртных напитков. Зачастую создатели рекламных видео-роликов даже и не задумываются о том, что несет их информация, а стремятся за прибылью.
Генная предрасположенность также играет немаловажную роль в формировании интереса к вредным привычкам, асоциальное поведение родителей лишь подтверждает данную предрасположенность и т.д.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность вредных привычек, их причинно-следственную связь.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Раскрыть сущностные особенности вредных привычек, их природу;
2. Выявить причины пристрастия к ним;
3. Найти пути решения проблемы.
В написании курсовой работы использована следующая литература: Азаров ЮЛ. Семейная педагогика. М, 2003, Алексеев Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. – М., 2003, Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М., 2004 и др.
1.1. Понятие вредных привычек
Вредными привычками принято считать курение, употребление спиртных напитков, а также употребление наркотических и психотропных веществ. Как в медицинской, так и психолого-педагогической деятельности данная проблема занимает важное место, к решению которой следует подходить не теоретически, а с практической стороны.
В настоящее время по данным социологов в России за последние 5 лет тенденции употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних растут и составляют 20-30% от проявления алкоголизма среди взрослых. За последние годы также возросла тенденция совершения преступлений в нетрезвом виде, дорожно-транспортные происшествия являются не исключением.
Никто из тех, кто употребляет спиртные напитки даже не задумывается о том вреде здоровью, который оказывает алкоголь. Да и разве будет об этом размышлять тот, кто уже стал жертвой алкоголизма.
Производственные травмы среди которых есть и несовместимые с жизнью также являются причиной нетрезвого состояния на рабочем месте. Также по вине лиц, находящихся в нетрезвом состоянии гибнут сотни и тысячи людей, став участниками несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.
Курение в отличие от алкоголя оказывает меньший вред здоровью, но несмотря на это у человека, который часто курит страдают дыхательные пути, легкие, сердечно-сосудистая система, падает зрение и т.д. И несмотря на это человек продолжает курить, пытаясь снять усталость, напряжение, или просто душевно пообщаться в компании.
По данным Минздравсоцразвития России в настоящее время среди курящих в 2-3 раза чаще встречаются раковые заболевания и заболевания аллергического характера, чем у некурящих; у некоторых пропадает аппетит, нарушается сон, появляются расстройства нервной системы.
Наибольший вред здоровью приносит курение в подростковом возрасте, когда организм еще не окреп и не сформировался, и ему в огромных количествах необходимы витамины, питательные вещества, кислород, а курение, как известно, приводит к кислородному голоданию организма и нарушению кровообмена.
Наркотическая зависимость намного опасней алкогольной, так как сложней поддается лечению и влечет за собой более тяжкие последствия. Человек в наркотическом опьянении не способен дать отчет своим поступкам, тем более ребенок или подросток. Наиболее частыми в настоящее время стали преступления среди несовершеннолетних, находящихся в наркотическом опьянении, совершенные с особой жестокостью, зачастую это действия насильственного характера. Человек совершающий преступление под действием наркотических веществ находится в состоянии аффекта и не способен отвечать за свои поступки.
В практике уголовно правоохранительных органов раскрываемость данных преступлений наиболее легкая, а карательные меры против лица их совершивших носят смягченный характер, так как данное лицо находилось в состоянии аффекта и было неспособно здраво мыслить.
1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек
Вредные привычки сами собой не появляются из неоткуда, они на начальных стадиях имеют объективно обоснованный характер и причинно-следственную связь.
Медики в первую очередь ссылаются на генной передаче вредных привычек из поколения в поколение. Да, это так, но не всегда у неблагополучных семей рождаются дети, употребляющие алкоголь, имеющие пристрастие к курению и употреблению наркотических веществ. Лишь около 50% информация о вредных привычках заложена в генах, а остальное зависит от того воспитания ребенка, которое он получает в своей семье, школе, учебном заведении.
Социальный статус родителей играет немаловажную роль в возможности полноценно воспитать своего ребенка, но также нередки случаи, когда именно в социально-благополучных семьях подростки становятся наркоманами, алкоголиками и несовершеннолетними преступниками.
Круг общения, среди которого особое воздействие оказывают сверстники. Здесь самое главное уметь правильно давать характеристики своим друзьям и сверстникам, знать с кем можно общаться, а кого стоит избегать. Но подросток зачастую не хочет быть «вычеркнутым» из круга сверстников и стремиться быть похожим на них. Принцип подражания и ведет к первой сигарете, рюмке спиртного, дозе наркотиков.
Средства массовой информации, Интернет также не стоят в стороне от пропаганды и рекламирования спиртных напитков, сигарет; и подросток понимает, что курить и выпивать спиртное – это правильно, а иначе тебя не так поймут другие.
Детская психика как ничто иное подвержена пагубному воздействию различного рода дезорганизующей информации, и она быстро впитывает в себя все что передает телевидение и печатают газеты. Из-за нехватки жизненного опыта ребенок или подросток не способен адекватно реагировать на подобного рода информацию, он не способен самостоятельно отфильтровывать ненужное, а воспринимать только ценное и необходимое для его развития.
Особая роль отводится воспитанию детей в семье, насколько тесно идет взаимодействие между ребенком и родителями, настолько полноценней будет и педагогическое воздействие. Подростка нельзя оставлять на самовоспитание, каким бы послушным, самостоятельным и грамотным он не казался своим родителям; ребенку необходимо уделять в период психологического формирования личности особенно много времени, находится рядом с ним, искать вместе с ним ответы на сложные социальные и асоциальные явления окружающей действительности.
2.1. Семья как фактор негативного формирования личности
Семья оказывает непосредственное влияние на воспитание подростка. В то же время семья является фактором негативного формирования личности.
Специалисты выделяют следующие причины развития вредных привычек:
а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;
б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.
Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы» с устоявшимся «эго», направленным на выживание и заботу только о себе, безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.
Факторы средового (улицы, города, и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.
Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.
Негативная личностная позиция самого ребенка, юноши:
а) отклонения в самооценке юноши: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
б) отклонения в личностных притязаниях детей юношеского возраста. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию юноши и активность в достижении целей;
в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше и др.
Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование характера детей юношеского возраста, можно смело утверждать что это и есть итог негативного, отклоняющего поведения детей, которое нуждается в педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.
2.2. Влияние средств массовой информации на воспитание
Средства массовой информации оказывают огромное воздействие на человека в целом, тем более на молодежь, которая черпает и программируется на ценностях, пропагандируемых на страницах печатных изданий.
Развитие средств массовой информации привело к тому, что многие культурно-эстетические ценности бытовавшие ранее стали постепенно терять силу и уступать лидирующие позиции. «Железный занавес» коммунистической России позволял концентрировать то национальное, что характерно русскому народу и каждому отдельному человеку. После выхода России на международную арену с демократическими принципами равенства и свободы, в том числе и свободы слова российскому читателю и зрителю открылись те «заповедные» идеалы и ценности зарубежья, которые ранее были недоступны. Поток ценностных ориентаций как Запада, так и Востока был настолько непредсказуемым, что российская молодежь просто стала неспособна отсортировывать то негативное, что оказывает деморализующее воздействие на психику.
Смена ценностных ориентиров российской молодежи привела к ломке социального стереотипа: принятие новых тенденций развития моды, вкусов и стиля, а также это стало заметно и в поведении, отношении к окружающим и самому себе. «Продвинутость» и вседозволенность стала приводить к таким негативным последствиям, как увеличение числа наркоманов, таксикоманов, детского алкоголизма, свободы поведения в выборе партнеров, интима.
Развращенность нации с каждым годом становиться видна и невооруженным глазом, так как средства массовой информации пытаются донести до нас что именно это и является «нормой», и молодежь перенимает с экранов телевизоров поведение полюбившихся актеров, снимающихся в фильмах, где нет нормальных психо-эмоциональных установок. Насилие, проституция становиться чуть ли не достоянием теле-индустрии.
СМИ в настоящее время перестали нести принципы добра и справедливости, дружбы, чести и совести, а также отношений искренней любви, ради которой ты готов на все. Теперь же «старые фильмы», как их называет молодежь перестали вообще восприниматься зрителями в возрасте от 18 до 25 лет.
Рекламные видео-ролики также несут не всегда положительный, созидающий посыл, а чаще даже направлены на разрушение сознания и не всегда этичны. Большую часть рекламного пространства в СМИ занимает алкогольная продукция и реклама сигарет; и в наши дни уже поздно объяснять представителям молодежи о вреде алкоголя и курения для здоровья.
Россия страна многонациональная и тем более с огромным историческим прошлым, которое наполнено патриотизмом, взаимовыручкой, чувством любви к родине – все это и отличает русского человека от представителя запада, с «продвинутой» культурой.
Интернет, как одно из средств массовой информации поистине оказывается «мусорной свалкой», а ведь в действительности сколько нужной и поистине ценной информации содержится на его сайтах.
Негативное воздействие СМИ на формирование социальных стереотипов в какой-то степени и является зарождением такого явления, как экстремизм и сепаратизм, и как итог всего терроризм и экстремизм.
Молодое поколение перестает осознавать за вседозволенностью то истинное свое предназначение на Земле, теряет корни родства, меняет отношение к другим и самому себе, забывает о чувстве патриотизма – или все ранее перечисленное становиться для него просто развлечением, большой «тусовкой», где можно пренебрегая культурным достоянием своего народа «оторваться по полной».
Глава 3. Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения
Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности).
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социокультурная среда семьи;
2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.
Основными функциями (от лат. functio — функции, исполнение) семьи (специфическое назначение) являются: репродуктивная — продолжение рода; социализация (ресоциализация) — естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности; воспитательная; хозяйственно-экономическая; рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка; коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.
На формирующуюся личность в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:
Субкультурные — факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи: состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.); кровно-родственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.); жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей; морально-психологический климат семьи (его своеобразие) — фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.
Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку: собственный опыт семейного воспитания; педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей; готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.; уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей; авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета; родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь; отношение родителей к воспитанию ребенка.
Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей: уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания; преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей); умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка; управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д. и т.п.; создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми; воспитание избирательности в отношении к среде, людям; динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий; приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание; умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания; типичные ошибки семейного воспитания.
Детский фактор — своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания: своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.); особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.).[1]
Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр.
На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.
Семейные взаимоотношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и особах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат.
Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.
Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.[2]
Повышение воспитательных возможностей семьи включает решение ряда проблем. Необходимо выявить типичные проблемы и ошибки родителей в воспитании детей и определить те направления деятельности, которые могли бы способствовать повышению их воспитательных возможностей.
Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитать воздействие родителей на ребенка в семье.
«Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребенка). Как следствие — неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление необоснованных для ребенка требований, вызванных завышенными ожиданиями родителей, нереализованность значимых целей воспитания. Этот феномен условно назван «эффектом самоусиления сопротивления». Он возникает чаще всего в новой социальной среде, при изменении воспитательных требований, когда цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребенок не понимает, что от него хотят родители, и упорно сопротивляется воспитательному воздействию.
«Фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, возникшая после рождения ребенка (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи и т.п.
Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства – это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформируется родителями с большим упорством, которые не замечают негативных последствий.
Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей) и др. Часто мать занимается воспитанием одна, что способствует формированию у нее особой привязанности к ним. Со временем ее потребность во взаимной исключительной привязанности ослабевает. Включение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повышением претензий к детям. Возникает «ревность» в отношении к ним. Все это способствует формированию отношений противопоставления между детьми и родителями, что негативно сказывается на их воспитании.[3]
Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического «синдрома маленького ребенка» или предпочтение видения в подростке детских качеств. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как «еще маленького и беззащитного», они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие, стимулируя инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту). Чем дольше по времени насильно удерживается внимание ребенка на этом образе, тем далее отодвигается процесс обращения его внимания на себя, идентификацию своих половых, возрастных и гражданских качеств в процессе социализации.
Атрибутивная (от лат. attributum — придавать, снабжать — определенный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения) проекция — проектирование чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта «проекции на подростка собственных нежелаемых качеств». В результате проявляется эмоциональное отвержение или жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в себе. Это могут быть агрессивность, упрямство, несобранность, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Он при этом нередко навязывает подростку статус «неисправимого», «психа», «недотепы» и т.п. Борьба с нежелаемыми истинными или воображаемыми качествами подростка помогает отцу верить, что у него самого данного качества нет.
Снисходительная гиперпротекция. Она проявляется как пониженный уровень требований к ребенку. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у него, уступает даже в вопросах, в которых, по его же мнению, этого делать никак нельзя. Причинами могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создается ситуация — «минимум требований — максимум прав». Типичная ситуация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.
Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка вследствие перенесения им тяжелого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствуя гиперпротекции), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это происходит в связи с установкой по отношению к полу ребенка. Происходит это на основе предпочтения родителем мужских или женских качеств. При этом имеет место потворствующая гиперпротекция. Отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не его особенностями, а теми чертами, которые приписываются его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, например, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В таком случае наиболее характерны стереотипные отрицательные высказывания о мужчинах вообще.
Гиперпротекция и жесткое обращение. Причинами такого подхода могут быть: недостаток опеки, контроля, истинного интереса и внимания родителей к ребенку; неразвитость родительских чувств, превратившаяся в эмоциональное отвержение, жесткое обращение; отторжение самого родителя в детстве его родителями (дефицит родительского тепла и любви); гипертрофированная потребность родителя в профессиональном самоутверждении (с возрастом она может ослабеть); для женщин часто это связано со стремлением (с желанием) любым путем «устроить свою жизнь» и др. Проявлением такого обращения может быть, подавление и ограничение возможностей развития ребенка, перекладывание на него значительной части родительских обязанностей, а иногда и раздражительно-враждебного отношения.
Избирательная гиперпротекция. Она имеет место при воспитании двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения, как правило, к младшему ребенку. Она возникает как следствие неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из них. Очевидно, что со временем родители начинают проще относиться к организации воспитания каждого последующего ребенка в отличие от первого. Причиной этого может быть то, что при воспитании первого ребенка родители используют преимущественно чужой опыт, младшего же — собственный. В нем все воспринимается с симпатией, даже отклонения в поведении, не простительные для других. Старший сын (дочь) стремятся самостоятельно «ставить на место любимчика».
Дети постоянно находятся в конфликтных отношениях. При их разрешении родители симпатизируют младшему, у старшего активизируется эмоциональное отвержение малыша и одновременно снижается восприимчивость воспитательных воздействий. Узел затягивается, и проблема становится как бы тупиковой.[4]
Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания — действия (бездействия), которые осуществляют родители в интересах воспитания ребенка. При этом сами родители негативной роли «воспитательной деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам относятся: недооценка роли личного примера родителей; отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; применение физического наказания; отсутствие такта в отношении с ребенком; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы); переоценка родителями своих воспитательных возможностей; неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п.
Повышению воспитательных возможностей семьи способствует: 1 а) подготовка молодых людей к семейной жизни.
Родителям необходимо понять важность воспитания и определить цели и задачи воспитательной деятельности, свое место в ней. Воспитание детей — важнейшая из всех других задач. Его нельзя перенести на другое время.
Дети юношеского возраста стремятся быть взрослыми и подражать взрослым, но они еще лишены жизненного опыта, чтобы правильно анализировать внешнее воздействие. Именно поэтому в этом возрасте происходит быстрое улавливание вредных привычек.
Дети юношеского возраста под влиянием негативных факторов внешней среды нередко переступают через рамки законности, становясь несовершеннолетними преступниками.
Данный период характерен непониманием и отвержением взглядов родителей на окружающую действительность. Нередко конфликты перерастают в неразрешимое непонимание детьми своих родителей и разрывом между ними. О своих трудностях и неудачах дети юношеского возраста стараются как можно реже делиться с друзьями, родителями, воспитателями, пытаясь находить решение самостоятельно. Замкнутость и недоверие к другим ведет их к изоляции от общества.
Девиантность поведения как итог негативного воздействия окружения на формирование характера у детей юношеского возраста и их психо-социального развития является главной проблемой в работе психологов, социологов и педагогов по профилактике данного поведения и реабилитации личности.
Развитие негативных тенденций формирования мировоззренческих установок и характера у детей юношеского возраста обусловлено прежде всего нашим попустительством к данной проблеме. Халатное отношение педагогов, психологов и воспитателей, а тем более родителей ставит под угрозу сотни и тысячи детских судеб, которые в любой момент могут никому ненужными, брошенными, ставшими на тропу преступного мира и этих детей уже будет сложно вернуть к нормальной жизни, вселить им веру в себя, в свои силы, возможности.
Список использованной литературы
1. Азаров ЮЛ. Семейная педагогика. М, 2003
2. Алексеев Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. – М., 2003
3. Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М., 2004
4. Бабич Т.А. Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками. – М., 2000
5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 2005.
6. Беличева С А. Основы превентивной психологии. М, 2003.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1998.
8. Васильев В.П Юридическая психология. СПб, 1999.
9. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд , доп. и перераб. М., Просвещение, 1979.
10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1986.
11. Девиантное поведение детей и подростков, проблемы и пути их решения. М., 1999.
12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М, 2000.
13. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд, перераб. и доп. М., Просвещение, 1990.
14. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1986.
15. Кузин В. С. Психология. М., Высшая школа, 1999.
16. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Изд-во ЛГУ, 1991.
17. Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М, 2000
18. Курнинка М.Ш. Ребенок «с характером». СПб., 2001.
19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ, 1992.
20. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1997.
21. Натанэон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., 2004.
22. Общая психология /Под -ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1999.
23. Петровский А. В. Беседы о психологии. М., Педагогика, 1998.
24. Петровский А. В. Способности и труд. М., Знание, 1996.
25. Сорока-Росияский В.Н. Педагогические сочинения. М., 2001.
26. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1999.
27. Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков. М., 1999.
28. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М. 2005.
[1] Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М, 2000. – С. 100
[2] Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М, 2000. – С. 109
[3] Азаров ЮЛ. Семейная педагогика. М, 2003. – С. 213
[4] Азаров ЮЛ. Семейная педагогика. М, 2003. – С. 215
Содержание Введение Глава 1. Сущностные особенности вредных привычек 1.1. Понятие вредных привычек 1.2. Причинно-следственная связь вредных привычек Глава 2. Развитие вредных привычек 2.1. Семья как фактор негативного фо
Сущность и методы педагогического стимулирования
Сущность и специфика работы с мальчиками-подростками
Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания
Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК
Схематическое моделирование при обучении решению задач на движение (младшие школьники)
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе
Творческое мышление младших школьников
Творческое наследие К.Д. Ушинского
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.