курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
СОДЕРЖАНИЕ
таможенный граница пошлина транспортный
Введение
1. Таможенная политика Республики Казахстан
1.1 Таможенная политика как составная часть государственной политики РК
1.2 Значение деятельности таможенных органов в реализации таможенной политики РК
2. Организация таможенного дела
2.1 Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК
2.1.1 Определение таможенной стоимости
2.1.2 Начисление таможенных пошлин
2.2 Таможенное оформление
2.3 Таможенные платежи
2.4 Таможенный контроль
3. Анализ деятельности таможни "Майкапчагай" Восточно-Казахстанской области за 1 квартал 2005 года
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Обретение Казахстаном суверенитета и признание его полноправным членом мирового сообщества ставит перед государством глобальные задачи, выполнение которых требует создания оптимального механизма для их реализации. Одним из таких механизмов является таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики Республики Казахстан. В новых условиях она не только выступает в качестве инструмента и проводника внешнеэкономической деятельности, но и приобретает более важное значение, становясь регулятором и средством формирования новых экономических отношений и связей.
С началом реформирования в Республике Казахстан экономических и политических отношений возникает и реализуется новая демократическая концепция таможенной системы. По сути, впервые за долгие годы таможенная система создается не вопреки, а на базе мировой традиции, многовекового международного и отечественного опыта, что дает возможность рационального использования всего "набора инструментов" таможенного регулирования, накопленного мировой и казахстанской практикой.
Новый статус страны настоятельно требовал пересмотра и осуществления соответствующих радикальных изменений в организации управления экономикой, правовом обеспечении ее развития, организации налоговой, таможенной, финансово-кредитной и внешнеэкономической деятельности. От масштабов, уровня, структуры и эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности во многом зависит создание условий для поддержания конкурентоспособности отечественных производителей, насыщенность внутреннего рынка и экономическая безопасность страны.
Особенности структуры национального производства, потребления и внешней торговли, неравномерность уровня экономического развития отдельных секторов хозяйства и регионов Казахстана требуют комплексного подхода к разработке механизма внешнеторгового регулирования, совершенствованию методологических основ его функционирования, усилению роли таможенных органов в разработке и осуществлении внешнеэкономической политики.
Таможенная служба Казахстана в условиях переходного периода экономики должна стать реально действующим и весьма эффективным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Все это обусловливает необходимость совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенной системы как одного из ее важнейших элементов.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что либерализация и интенсификация зарубежных связей Казахстана, постоянный рост числа участников внешнеэкономической деятельности, значительные экспортно-импортные потоки товаров обусловили необходимость разработки принципиально нового подхода к механизму таможенного регулирования внешнеэкономического комплекса и повышению эффективности таможенного администрирования в стране.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность таможенной политики РК, значение деятельности таможенных органов, а также рассмотреть организацию таможенного дела в РК, включающую следующие вопросы: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК, определение таможенной стоимости, начисление таможенных пошлин, таможенное оформление, таможенные платежи, таможенный контроль.
1. Таможенная политика Республики Казахстан
1.1 Таможенная политика как составная часть государственной политики РК
Таможенная политика Республики Казахстан - это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов.
В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Казахстан. Таможенная политика относится к ведению центральных исполнительных органов Республики Казахстан в пределах их полномочий. Основными целями таможенной политики Республики Казахстан являются стимулирование развития экономики и защита экономических интересов Республики Казахстан, обеспечение эффективного таможенного контроля и иные цели, установленные законодательными актами Республики Казахстан. (Ст. 3 Таможенного Кодекса Республики Казахстан, далее – Кодекс).
Проведение таможенной политики Республики Казахстан имеет целью защищать рынок страны, интересы казахстанских производителей и потребителей, поощрять конкуренцию и противодействовать монополизму, поощрять экспорт и развитие импортозаменяющего производства, обеспечивать приток в страну иностранных инвестиций, решения задач торговой политики и др.
Таможенно-тарифная политика Казахстана направлена на защиту интересов потребителей, диверсификацию национальной экономики, обеспечение развития технологичных производств и производства товаров с высокой добавленной стоимостью, благоприятного инвестиционного климата и обеспечение поступлений в государственный бюджет. Таможенно-тарифная политика Республики Казахстан является одной из наиболее либеральных среди стран СНГ и предусматривает наименьшее количество ограничений для внешнеторговой деятельности.
Тактика построения казахстанской таможенно-тарифной политики строится, исходя из необходимости постоянного контроля за состоянием рынка того или иного вида продукции, быстрого и гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, обеспечения целесообразного протекционизма. При этом правильно выстроенная таможенно-тарифная политика способствует насыщению внутреннего рынка и созданию условий для добросовестной конкуренции с импортируемой продукцией, привлечению иностранных инвестиций, обеспечению защиты и роста доходов отечественных товаропроизводителей, и, как следствие, привлечению дополнительных доходов в республиканский бюджет.
На сегодня поддержка отечественных производителей и стимулирование развития отечественного производства конкурентоспособных товаров с более высокой степенью переработки в обрабатывающей промышленности является одним из приоритетов проводимой государственной индустриально-инновационной политики. Так, максимальные ставки пошлин формируются на готовые изделия, средние - на комплектующие, минимальные – на сырье и социально значимые товары, не производящиеся в стране. Изменение и утверждение ставок таможенных пошлин производится в зависимости от показателей эффективности внешней торговли, конъюнктуры мирового рынка и в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Казахстан в рамках региональных объединений (ЕврАзЭС), а также с процессом вступления Казахстана в ВТО в части формирования тарифных предложений по доступу на рынок товаров.
Следует отметить, что в большинстве случаев изменения размеров ставок импортных таможенных пошлин, как показывает практика, инициируются на основании заявок отечественных товаропроизводителей. Заявки на пересмотр ставок таможенных пошлин направляются в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан по установленным формам согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Республики Казахстан от 14 августа 2006 года № 765 "О Таможенном тарифе Республики Казахстан". Целесообразность изменения таможенного тарифа устанавливается Межведомственной комиссией по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях.
Так, за 2004-2006 годы в целях поддержки отечественных товаропроизводителей в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, на основании поручений Правительства Республики Казахстан, обращений государственных органов и заявок отечественных товаропроизводителей Министерством индустрии и торговли разработаны и приняты Правительством Республики Казахстан постановления, предусматривающие поддержку развития автомобильной и машиностроительной отраслей, металлургической промышленности, строительных материалов, пищевой и легкой промышленности.
Применение импортных и экспортных таможенных пошлин позволяет регулировать операции по импорту и экспорту товаров, осуществлять защиту внутреннего рынка Республики Казахстан и стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике Казахстана, нацеленные на повышение конкурентоспособности отечественных товаров.
В предыдущие годы Республика Казахстан проводила интенсивные меры по изменению и отказу от своих тарифных барьеров. Прежде всего, было отменено импортно-экспортное лицензирование, в соответствии с принятыми постановлениями с 1995 году были устранены требования по лицензирование по экспорту и импорту всех товаров, но, как и во многих государствах, исключение составили оружие, наркотики, драгоценные металлы, дикие животные и т.п. товарные группы, количество которых охватывает 19. Одновременно в 1995 году Казахстан устранил экспортные квоты, ограничения охватывают лишь частично экспортную инфраструктуру. Экспортные тарифы к уровню 1996 года сократились с 5,3% до 4,1%, количество же продуктов, облагаемых такими тарифами, за этот период снизилось с 733 до 259. Среди стран Таможенного Союза все экспортные тарифы были упразднены в середине 1996 года.
Вхождение Республики Казахстан в Таможенный Союз обусловило изменение средневзвешенных импортных тарифов с 3,0% до 7,5%, что вовсе не способствует развитию внешней торговли. Все это, в конечном счете, осложняет процесс вступления республики во Всемирную торговую организацию.
В целях защиты внутреннего рынка, поддержки отечественных товаропроизводителей, расширения внутреннего производства и выпуска конкурентоспособной продукции Министерством индустрии и торговли разработаны и приняты Правительством Республики Казахстан следующие решения.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2007 года № 287 внесены следующие изменения и дополнения в Таможенный тариф РК. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей изменены ставки таможенных пошлин на ввоз:
- мяса и мясопродуктов (говядины, баранины, свинины, птицы) – с 15% до 25 (20) %, но не менее 0,35 (0,4) евро за 1 кг. ;
- рис – с 20% до 20%, но не менее 0,07 евро за 1 кг.;
- пряжи шерстяной – с 15% до 5%;
- стекла закаленного безопасного – с 5% до 15%;
- спектрометров, спектрофотометров и спектрографов, основанных на действии оптического излучения – с 5% до 0%;
- прочей оцинкованной проволоки из черного металла, с максимальным размером поперечного сечения более 3 мм, с покрытием – с 15% до 0%;
- вертолетов гражданских и частей и принадлежностей для гражданской авиации – с 20 (5) % до 0%;
- мыла – с 0% до 10%;
- отдельных видов лесоматериалов – с 10% до 5%.
В целях обеспечения строительными материалами отечественных предприятий строительной индустрии Правительством принято 26 июля 2007 года постановление Правительства Республики Казахстан № 630 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 14 августа 2006 года", которым изменены таможенные пошлины на импорт:
- цемента – с 5% до 0%;
- битума нефтяного – с 5% до 0%;
- строительных блоков из облегченного бетона - с 15% до 0%;
- проката плоского, арматуры – с 5% до 0%.
В целях стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов принято постановление Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2007 года № 114 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2005 года № 1036 и от 14 августа 2006 года № 765".Данным решением Правительства Республики Казахстан актуализированы ставки таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов в соответствии с ценами на мировых рынках на сырую нефть.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 октября 2007 года № 976 установлен временный запрет на экспорт семян подсолнечника и подсолнечного масла, а также снижены импортные таможенные пошлины до 0% на подсолнечное масло и другие виды масел, в том числе рапсовое, соевое сафлоровое. Данное постановление принято в целях стимулирования ввоза масла растительного в страну и обеспечения населения данным видом товара по доступным ценам.
В целях систематизации ставок таможенных пошлин и обеспечения их соответствия принципам и правилам Всемирной торговой организации разработано и принято постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1317 "О Таможенном тарифе и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан". Постановление предусматривает установление одинаковых ставок таможенных пошлин в рамках групп товаров, обладающих схожими характеристиками, отвечающим экономическим интересам отечественных производителей и потребителей путем:
- стимулирования ввоза, не производимого в республике оборудования и сырья, и обеспечения адекватной защиты, прежде всего, интересов отечественных сельскохозяйственных переработчиков;
- минимизации возможностей для таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности манипулировать таможенными кодами.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан приведена в соответствие с обновленной версией (2007 года) Гармонизированной системы описания товаров.
Приказом Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 26 сентября 2007 года № 284 утверждены Правила изменения таможенных пошлин, разработанные в целях придания транспарентности таможенно-тарифному регулированию. Правилами определены порядок и сроки изменения таможенных пошлин, порядок рассмотрения заявок отечественных товаропроизводителей на изменение ставок таможенных пошлин, механизм разработки и представления заключения на Межведомственную комиссию Республики Казахстан по вопросам торговой политики и участия в международных организациях.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2007 года № 1040 сняты ограничения на экспорт лома цветных металлов автомобильным транспортом.
В целях стабилизации цен на основные продовольственные товары на внутреннем рынке и обеспечения населения необходимым объемом продуктов питания постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2008 года № 112 "О внесении дополнений и изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 14 августа 2006 года № 765 и от 28 декабря 2007 года № 1317" снижены ставки таможенных пошлин на ряд наиболее значимых продовольственных товаров. Вместе с тем снижение таможенных пошлин на импортируемую продукцию сократит затраты субъектов частного предпринимательства, занимающихся ввозом и реализацией продовольственных товаров, таких как:
- сахар (снижение таможенной пошлины с 30%, но не менее 0,12 евро за 1 кг до 10%);
- рис (снижение таможенной пошлины с 20%, но не менее 0,07 евро за 1 кг до 10%);
- колбасные изделия (снижение таможенной пошлины с 25%, но не менее 0,4 евро за 1 кг до 10%);
- молоко (снижение таможенной пошлины с 15% до 5%);
- сыры и творог (снижение таможенной пошлины с 15%, но не менее 0,3 евро за 1 кг до 10%);
- масло (снижение таможенной пошлины с 20 до 10%);- маргарин (снижение таможенной пошлины с 15%, но не менее 0,12 евро за 1 кг до 10%);
- рыба (снижение таможенной пошлины с 10% до 0%);
- фрукты и овощи свежие (снижение таможенной пошлины до 0%).
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 января 2008 года № 75 "О внесении изменений и дополнения в ППРК от 15 октября 2005 года № 1036" увеличены экспортные ставки таможенных пошлин на нефтепродукты с 83,3 до 123,3 и с 55,5 до 82,2 долл. США за 1000 кг., а также увеличен период мониторинга мировых цен на сырую нефть до 3 месяцев.
Разработанный Министерством проект постановления "О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1317", предусматривающий снижение таможенных пошлин на ряд следующих товаров: фармацевтической продукции (с 5% до 0%), проволоки из железа или стали (с 5% до 15%), ваты из текститьных материалов и изделий из нее (с 5% до 15%), семян рапса (с 5% до 0%), маслосемян рапса (до 15%, но не менее 40 евро за 1 тонну до 0%) сроком на 9 месяцев внесен на рассмотрение в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан 3 марта 2008 года.
По ряду наиболее значимых продуктов питания с 1 января 2009 года истекли сроки сниженных ставок таможенных пошлин при ввозе на территорию Казахстана. С учетом прогнозов по производству и потреблению основных продовольственных товаров необходимо рассмотреть вопрос целесообразности либо продления, или, наоборот, повышения ставок таможенных пошлин. С учетом того, что импорт дешевых товаров может захлестнуть наши рынки, а это отразится на наших производителях. Импорт товаров при высоком уровне инфляции и девальвации нацвалют в соседних странах может негативно отразиться на внутреннем рынке Казахстана.
Владимир Школьник, министр индустрии и торговли РК, отметил на селекторном совещании Правительства в январе 2009 г, что таможенная политика Казахстана в отношении импорта и экспорта товаров будет скорректирована. Мнения аналитиков относительно повышения таможенных ставок расходятся. По словам Талгата Акуова, президента Независимой ассоциации предпринимателей, такая мера не улучшит положения отечественных товаропроизводителей, а только отрицательно скажется на потребителях из-за повышения цены вследствие повышения пошлин.
Аналогичного мнения придерживается и Мунавара Палташева, исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана. По ее словам, повышение таможенной пошлины - это не метод стимулирования отечественного производства. В свое время правительство пошло на снижение ставки таможенных пошлин ввиду определенной сложившейся ситуации, и это было сделано правильно. Сейчас они возвращают их на прежний уровень, либо решают вопрос об их повышении. Возможно, правильно вернуть ставки на прежний уровень, но их нельзя повышать. Повышение пошлин не даст того эффекта, который необходим.
По словам Петра Потапова, генерального директора АО "Vita", повышение таможенной пошлины поможет отечественным товаропроизводителям, но непонятно, на сколько это будет актуально. Перед новым годом было заявление президента Казахстана о том, что с 2010 года Россия, Беларусь, Казахстан будут входить в единое экономическое пространство. Повышение пошлин противоречит общеполитическим движениям. По мнению эксперта, производители при таком раскладе могут оказаться в выигрыше, но отношения с соседними странами могут испортиться.
По мнению аналитиков, такой способ борьбы с конкурентами не повышает конкурентоспособность отечественного товара. Важно соблюдать баланс интересов.
1.2 Значение деятельности таможенных органов в реализации таможенной политики РК
Таможенные органы Республики Казахстан - государственные органы, в пределах своей компетенции участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан (ст. 16 Таможенного кодекса РК).
Согласно ст. 17 Кодекса единую систему таможенных органов Республики Казахстан составляют:
- уполномоченный орган;
- территориальные подразделения уполномоченного органа по областям (городам республиканского значения, столице);
- таможни;
- таможенные посты;
- контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Республики Казахстан;
- специализированные таможенные учреждения.
Таможенные органы имеют соответствующую таможенную инфраструктуру.
Функции уполномоченного органа:
- ведет таможенную политику в Республике Казахстан;
- разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты;
- осуществляет руководство таможенными органами;
- разрабатывает и создает информационные системы, системы передач данных, технических средств таможенного контроля, а также средств защиты информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- осуществляет лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов в пределах компетенции;
- осуществляет таможенное администрирование в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;
- осуществляет таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств;
- обеспечивает на постоянной основе своевременное информирование участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, в том числе об изменениях и дополнениях в таможенном законодательстве Республики Казахстан.
Деятельность таможенных органов строится на принципах (ст. 18 Кодекса):
- законности;
- обеспечения права на защиту и равенства перед законом, уважения и соблюдения прав участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
- гласности.
Задачами таможенных органов являются (ст. 19 Кодекса):
- участие в разработке и реализации таможенной политики Республики Казахстан;
- обеспечение в пределах своей компетенции суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан;
- обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
- обеспечение соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных законодательством Республики Казахстан в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
- защита прав и интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
- осуществление и совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан и др.
В условиях развития рыночной экономики таможенной службе отводится роль государственного инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности, от работы которого зависит развитие приоритетных направлений экономики, становление предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса. Значительные объемы инвестиций, рост внешней торговли и перспективы Казахстана войти в состав ВТО – все эти факторы предполагают совершенствование форм и методов регулирования таможенного дела.
Сегодня таможенная служба нашей страны находится на качественно новом уровне своего развития. За последние годы был осуществлен ряд реформ, направленных на создание основы для дальнейшего успешного функционирования таможни. Увеличение внешнеторгового оборота Казахстана, улучшение инвестиционного климата, приведение Таможенного Кодекса в соответствие с международными стандартами – все это является подтверждением тому, что таможенная служба нашей страны развивается динамично.
Главным приоритетом деятельности таможенных органов в свете Послания Главы государства от 1 марта 2006 года "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" на предстоящие годы должно стать вхождение таможенной службы Казахстана в число 50 наиболее развитых таможенных администраций мира. Первым и основным приоритетом в Послании провозглашена успешная интеграция Казахстана в мировую экономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии страны. Предстоящее вступление государства в ВТО требует реализации неординарных проектов международного значения, развитие индустрии производства товаров и услуг, которые могут конкурировать на рынке.
Не случайно, функции, выполняемые таможенными органами РК, включают в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью оптимизации процесса развития и содействия торгово-экономическому развитию.
Развитие таможенной службы и модернизация таможенных процедур являются одной из важнейших тем, обсуждаемых в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО и необходимы для развития международной торговли.
Устойчивое развитие экономики Казахстана требует дальнейшего совершенствования системы таможенного регулирования через модернизацию таможенной службы. Все компоненты деятельности таможенной службы должны быть приведены в соответствие с международными стандартами в условиях предстоящей либерализации торговой политики, унификации нормативных правовых актов в рамках принятых международных обязательств, внедрения электронного документооборота, а также развитие сотрудничества и информационного обмена между таможенными службами Таможенного Союза, а также других государств.
Поэтому неслучайно с учетом обозначенных факторов Комитет таможенного контроля (КТК) МФ РК разработана "Программа модернизации таможенной службы Республики Казахстан на 2007-2009 годы" (далее – Программа). Работа над Программой, осуществляемая в соответствии с предварительной договоренностью Правительства РК с Всемирным банком, ведется на основе поиска и использования имеющегося передового зарубежного опыта, а также современных информационных технологий.
В настоящее время текущая ситуация в сфере регулирования таможенного дела в Республике Казахстан не является достаточно благоприятной для развития торговли и экономики, ограничивает потенциальные поступления таможенных платежей и налогов в республиканский бюджет. Поэтому приоритетом для будущего развития должно стать совершенствование таможенных процедур, ориентированных на содействие торговле. Деятельность таможенных органов должна развиваться на твердой базе, ускорить масштаб и ход модернизации. В противном случае таможенная служба Казахстана может не успеть за потребностями предпринимателей и уровнем обслуживания, предоставляемым другими современными таможенными администрациями, что может сделать страну сравнительно менее конкурентоспособной. Как показывает международный опыт и многие успешные инициативы по реформированию таможенной службы за последние 10 лет, в том числе проекты Всемирного банка, аспект системных преобразований в переходных экономиках требует, чтобы страна также пересмотрела роли таможенных органов и других пограничных надзорных и правоохранительных ведомств и провела интеграцию их функций.
Главной целью Программы является "формирование устойчивой эффективно функционирующей таможенной системы, способствующей экономическому развитию и конкурентоспособности страны, путем внедрения международных стандартов и лучших мировых достижений в области таможенного администрирования за счет сокращения сроков оформления и упрощения таможенных процедур и контроля".
Основные спонсоры разработки Программы - Всемирная таможенная организация, Евротаможня, а также Всемирный банк, рассматривающий вопрос ее финансирования. Указанными организациями рекомендовано использовать опыт реформирования и модернизации таможенной службы Швеции, признанной одной из наиболее эффективных в мире. Поэтому на основе изучения опыта деятельности шведской таможни на встрече глав таможенных служб Казахстана и Швеции в сентябре 2006 года, в Программу модернизации таможенной службы Республики Казахстан включены следующие мероприятия:
- внедрение электронного декларирования с 24 часовым режимом приема и обработки деклараций в центре информационных технологий;
- разработка и применение системы управления рисками при таможенном оформлении;
- создание системы классификации уровня качества работы участников ВЭД с применением дифференцированных форм таможенного контроля к ним;
- организация совместного таможенного контроля с сопредельными государствами с использованием информационного обмена данными;
- внесение проекта предложений о передаче функции контролирующих органов на государственной границе таможенной службе Казахстана;
- создание специализированных крупнейших терминалов, охватывающих сразу несколько приграничных пунктов пропуска с соответствующей инфраструктурой, позволяющей эффективно осуществлять таможенный контроль.
Источником финансирования Программы является республиканский бюджет, а также средства Всемирного банка в рамках инвестиционного Проекта по модернизации таможенной службы. Реализация Программы на 2007-2009 гг. потребует дополнительного финансирования объемом 22 млрд. 983 млн. тенге, из которых 20 млрд. 148 млн. тенге предполагается финансировать из республиканского бюджета и 2 млрд. 834 млн. тенге из средств проекта Всемирного банка. В 2010-2012 гг. необходимые объемы финансирования составят 4 млрд. 802 млн. тенге, из которых 4 млрд. 177 млн. тенге предлагается финансировать из средств проекта Всемирного банка и 625 млн. тенге из республиканского бюджета.
Реализация Программы позволит получить следующие результаты:
- безбумажное оформление внешнеэкономической деятельности, при котором большинство документов передается в электронном виде;
- совершенствование процедуры таможенного оформления товаров на границе; внедрение современных таможенных процедур в соответствии с международными стандартами; расширение внешней торговли и увеличение транзита;
- повышение открытости и прозрачности операций; прозрачная законодательная база;
- внедрение принципа "одного окна", позволяющего участникам ВЭД направлять свои запросы через одну центральную инстанцию, что позволит снизить издержки по соблюдению таможенного законодательства и устранить дублирование функций несколькими пограничными службами;
- повышение эффективности правоохранительных операций по борьбе с контрабандой, перевозкой наркотиков и другими трансграничными видами преступлений;
- тесные партнерские связи между государственными органами и частным сектором; - улучшение таможенного сотрудничества с соседними странами и др.
Программа предусматривает обязательное принятие "Концепции модернизации таможенной службы Республики Казахстан" (далее – Концепция), проект которой разработан КТК с учетом рекомендаций Всемирной таможенной организации и других международных организаций и институтов в области таможенного регулирования. Указанная Концепция в качестве основной цели модернизации имеет повышение эффективности ВЭД государства и стратегии безопасности Казахстана, выход казахстанской таможни на уровень международных стандартов в основных сферах ее деятельности и завоевание статуса полноправного партнера в рамках международного таможенного сотрудничества.
Концепция определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов, и является основой для разработки программ и планов модернизации таможенной службы РК на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Так, в частности, раздел IV Концепции закрепляет семь наиболее приоритетных направлений модернизации таможенной службы Республики Казахстан. В качестве таких направлений названы: борьба с коррупцией; совершенствование национального таможенного законодательства; международное таможенное сотрудничество и внедрение международных стандартов; совершенствование существующих и внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на основе современных технических решений; совершенствование кадровой политики; развитие материально-технической базы таможенных органов и сопутствующей инфраструктуры; активизация взаимодействия с общественностью.
Концепция, будучи составной частью Программы модернизации таможенных органов, представляет собой комплекс идей, целей, задач и мероприятий, нацеленных на переход деятельности казахстанской таможни к международным стандартам. При этом одной из главных проблем, на решение которых направлены мероприятия, предусматриваемые Концепцией, является борьба с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости товаров.
Комплексная реализация всех планируемых (как в Концепции, так и в Программе в целом) мероприятий позволит таможенной службе Казахстана соответствовать международным стандартам, повысить уровень экономической и социальной безопасности, укрепит национальную безопасность и международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, достигнуть нового уровня надежности и качества контроля над перемещением товаров и транспортных средств. Кроме того, реализация Программы и Концепции на практике окажет позитивный мультипликативный эффект на другие сектора экономики, что благоприятно отразится на общих макроэкономических показателях, и будет способствовать дальнейшей реализации Стратегии развития Казахстана до 2030г. Прогнозируемый рост поступлений таможенных платежей и налогов в республиканский бюджет на период 2007 – 2009 годы (по данным КТК МФ РК) составит 190,7 млрд. тенге, в том числе в 2007 году – 42,4 млрд. тенге, в 2008 году – 43,6 млрд.тенге, в 2009 году – 45,2 млрд.тенге.
Таким образом, особенностью современного модернизационного процесса совершенствования системы таможенного регулирования в Республике Казахстан станет сочетание инновационного поиска моделей развития с моделями, опробованными таможенными органами передовых зарубежных стран. Это позволит сформировать устойчивую и эффективно функционирующую таможенную систему, которая будет способствовать экономическому развитию и повышению уровня конкурентоспособности страны.
2. Организация таможенного дела
Таможенное дело в Республике Казахстан включает в себя порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, таможенного оформления и таможенного контроля, применения таможенных режимов, взимания таможенных платежей и налогов, ведения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и другие средства реализации таможенной политики, основанные на властных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность.
Сфера таможенного дела – область государственного регулирования по применению таможенного дела при реализации таможенной политики Республики Казахстан.
2.1 Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозу с таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.
Таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория, территориальные воды (море) и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся на континентальном шельфе Республики Казахстан искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.
Пределы таможенной территории Республики Казахстан, а также периметры специальных экономических зон являются таможенной границей Республики Казахстан. Таможенная граница - линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы таможенной территории Республики Казахстан. Таможенная граница может совпадать с Государственной границей Республики Казахстан.
Согласно ст. 8 Кодекса все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан условиями перемещения товаров и транспортных средств являются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан. При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан условием перемещения является подача таможенной декларации или иное действие, направленное на вывоз товаров и транспортных средств (ст. 9 Кодекса).
Пересечение таможенной границы Республики Казахстан допускается в пунктах пропуска, определяемых статьей 55 Таможенного Кодекса, во время их работы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Пунктом пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан согласно ст. 55 является для товаров, перемещаемых:
- воздушным транспортом, - аэропорт назначения или первый аэропорт на таможенной территории Республики Казахстан, в котором воздушное судно, перевозящее товары, совершает посадку и производит разгрузку товаров;
- морским транспортом, - первый порт разгрузки или порт перегрузки на таможенной территории Республики Казахстан;
- другими видами транспорта, - первый таможенный орган в пути следования;
- трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, - места установки приборов коммерческого учета, согласованные с уполномоченным органом.
2.1.1 Определение таможенной стоимости
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Казахстан, используемая в целях:
- обложения товара таможенными платежами и налогами;
- применения иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан.
Таможенная стоимость вывозимых за пределы таможенной территории Республики Казахстан товаров определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже на экспорт (ст. 306 Кодекса). При определении таможенной стоимости товара в цену сделки включаются следующие расходы, если они не были ранее включены:
- расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места вывоза товара с таможенной территории Республики Казахстан: стоимость транспортировки; расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
- стоимость страхования;
- расходы, понесенные продавцом: комиссионные и брокерские вознаграждения; стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- роялти и сборы за выдачу лицензии, связанные с оцениваемыми товарами, подлежащие уплате продавцом прямо или косвенно как условие продажи оцениваемых товаров, если такие роялти и сборы не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
- поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, в том числе доход, полученный в государствах с льготным налогообложением, облагаемый в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
- налоги, взимаемые на таможенной территории Республики Казахстан, если в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан или международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, они не подлежат компенсации продавцу в связи с вывозом товаров с таможенной территории Республики Казахстан.
При определении таможенной стоимости товара из цены сделки исключаются следующие платежи и расходы при условии, что они ранее были включены в цену сделки и могут быть подтверждены документально:
- расходы на монтаж, сборку, наладку оборудования или оказание технической помощи после вывоза такого оборудования с таможенной территории Республики Казахстан;
- расходы по доставке товаров после вывоза их с таможенной территории Республики Казахстан;
- стоимость страхования доставки товаров после их вывоза с таможенной территории Республики Казахстан;
- таможенные пошлины и налоги, уплачиваемые в стране импорта.
При отсутствии цены сделки таможенная стоимость вывозимых товаров определяется исходя из представленной декларантом выписки из бухгалтерской документации продавца-экспортера о затратах, связанных с производством или приобретением, хранением и транспортировкой вывозимого товара. В случае отсутствия сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость вывозимого товара, таможенная стоимость такого товара определяется на основании сведений по идентичным или однородным товарам, имеющимся у таможенного органа, в том числе информации, предоставленной с использованием результатов независимой экспертизы.
Таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан товаров основывается на общих принципах таможенной оценки Генерального соглашения по тарифам и торговле и Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ст. 307 Кодекса).
Согласно ст. 308 Кодекса определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан, производится путем применения следующих методов:
- по цене сделки с ввозимыми товарами;
- по цене сделки с идентичными товарами;
- по цене сделки с однородными товарами;
- вычитания стоимости;
- сложения стоимости;
- резервного.
Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В случае невозможности использования основного метода последовательно применяется каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем использования предыдущего метода. По заявлению декларанта методы вычитания и сложения стоимости применяются в обратной последовательности.
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (ст. 309 Кодекса). Таможенной стоимостью товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Казахстан, является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за него при продаже на экспорт в Республику Казахстан. При определении таможенной стоимости товара в цену сделки включаются следующие расходы, если они не были ранее включены:
- расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Республики Казахстан;
- стоимость страхования;
- расходы, понесенные покупателем: комиссионные и брокерские вознаграждения; стоимость контейнеров или другой многооборотной тары; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- соответствующая часть стоимости товаров (работ, услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены продавцу покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на вывоз оцениваемых товаров;
- роялти и сборы за выдачу лицензии, связанные с оцениваемыми товарами;
- величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров.
При определении таможенной стоимости товара в нее не могут быть включены платежи и расходы при условии, что они выделены из цены, действительно уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары:
- расходы на монтаж, сборку, наладку оборудования или оказание технической помощи после ввоза такого оборудования на таможенную территорию Республики Казахстан;
- расходы по доставке после ввоза товаров на таможенную территорию Республики Казахстан;
-таможенные пошлины и налоги, уплачиваемые в стране импорта.
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами (ст. 310 Кодекса). При использовании метода оценки по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
- физические характеристики;
- качество и репутация на рынке.
Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
- проданы для ввоза на территорию Республики Казахстан;
- ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за девяносто календарных дней до ввоза оцениваемых товаров;
- ввезены примерно в том же количестве и на том же коммерческом уровне (оптом, в розницу).
Если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами (ст. 311 Кодекса). При использовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Под однородными понимаются товары, которые не являются одинаковыми, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
- качество, наличие товарного знака;
- репутация на рынке.
Если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости (ст. 312 Кодекса). Определение таможенной стоимости товара по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые идентичные или однородные товары будут продаваться первоначально без изменения исходного состояния. При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые идентичные или однородные товары продаются в наибольшем совокупном количестве одновременно с импортом оцениваемых товаров лицам, не являющимся взаимосвязанными с продавцом. При этом продажа должна быть осуществлена одновременно с ввозом оцениваемых товаров, а при отсутствии продажи в такие сроки - на наиболее близкую после ввоза оцениваемых товаров дату, но не позднее девяноста календарных дней с момента ввоза оцениваемых товаров. Из цены единицы товара вычитаются:
- комиссионные вознаграждения или надбавки, начисляемые в целях извлечения прибыли и покрытия общих расходов в связи с продажей в Республике Казахстан ввозимых товаров того же класса или вида;
- сумма ввозных пошлин, налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих уплате в Республике Казахстан в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территории Республики Казахстан;
- расходы, выплачиваемые в Республике Казахстан на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы, осуществляемые на территории Республики Казахстан.
Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости (ст. 313 Кодекса). При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
- стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
- суммы прибыли и общих расходов, включаемых в цену при продаже товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта для поставки в Республику Казахстан;
- стоимости расходов по доставке товара на таможенную территорию Республики Казахстан; стоимость страхования.
Резервный метод определения таможенной стоимости (ст. 314 Кодекса). Таможенная стоимость товара на основе резервного метода может применяться, если таможенная стоимость не может быть определена путем последовательного применения методов, рассмотренных выше. При применении резервного метода определения таможенной стоимости допускается использование:
- информационных справочников, определяемых Правительством Республики Казахстан;
- статистических данных, общепринятых размеров комиссионных, скидок, прибыли, тарифов на транспорт и иных сведений.
При применении резервного метода определения таможенной стоимости товара также может быть использована информация, имеющаяся в таможенных органах. В соответствии с положениями настоящей статьи таможенная стоимость по резервному методу не определяется на основе:
- цены товара на внутреннем рынке страны экспорта;
- системы, предусматривающей использование для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
- цены товара, поставляемого из страны экспорта в третьи страны;
- цены товара на внутреннем рынке Республики Казахстан на товары отечественного происхождения;
- произвольно установленной или достоверно не подтвержденной стоимости товара;
- стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой на основе исчисления затрат, не предусмотренных статьей 313 Таможенного Кодекса;
- минимальной таможенной стоимости.
Таможенная стоимость товаров заявляется в письменной и (или) электронной формах декларантом таможенному органу при декларировании товаров с заполнением декларации таможенной стоимости. Форма и порядок заполнения декларации таможенной стоимости устанавливаются уполномоченным органом. При письменном декларировании товаров применяются Грузовая таможенная декларация и Пассажирская таможенная декларация.
2.1.2 Начисление таможенных пошлин
Согласно ст. 300 Кодекса базой для обложения таможенными пошлинами является таможенная стоимость товаров. По товарам, в отношении которых установлены специфические ставки таможенных пошлин, базой для обложения таможенными пошлинами является единица измерения в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, применяемой в Республике Казахстан.
Таможенные платежи и налоги исчисляются плательщиками таможенных платежей и налогов самостоятельно. При обнаружении правонарушения в сфере таможенного дела исчисление подлежащих уплате таможенных платежей и налогов производится таможенным органом.
Исчисление таможенных платежей и налогов производится в национальной валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом РК и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Для целей исчисления таможенных платежей и налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (ст. 302 Кодекса). Для целей исчисления таможенных пошлин и налогов применяются ставки в соответствии с таможенным тарифом Республики Казахстан и налоговым законодательством Республики Казахстан, соответствующие коду товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и наименованию товаров.
В случаях, когда для целей исчисления таможенных платежей и налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется рыночный курс обмена валют, определенный в соответствии с законодательством Республики Казахстан на день регистрации таможенной декларации таможенным органом либо на день платежа для таможенных платежей, уплата которых не связана с таможенным оформлением товаров.
Исчисление таможенных платежей и налогов при совершении правонарушения в сфере таможенного дела (ст. 304 Кодекса). При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов, для исчисления причитающихся к уплате таможенных платежей и налогов применяются ставки таможенных платежей и налогов, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. При наличии нарушения сроков уплаты таможенных платежей и налогов исчисление таможенных платежей и налогов производится с начислением пени за несвоевременную уплату таможенных платежей и налогов в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.
2.2 Таможенное оформление
Таможенное оформление – совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан (ст. 10 Кодекса).
Таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным Кодексом РК и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела. В соответствии с международными договорами Республики Казахстан в целях упрощения и ускорения таможенного оформления могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенного оформления (ст. 360 Кодекса).
Порядок и технология производства таможенного оформления (ст. 361 Кодекса) дифференцированы в зависимости от:
- категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
- вида транспорта, используемого для такого перемещения;
- лиц, перемещающих товары.
Таможенные процедуры одинаково применяются независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров.
Согласно ст. 363 Кодекса под основным таможенным оформлением понимаются действия по декларированию товаров и транспортных средств и помещению их под определенный таможенный режим. Таможенные операции по основному таможенному оформлению товаров совершаются в месте нахождения таможенных органов и во время их работы.
Таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на государственном и русском языках. Уполномоченный орган вправе определять случаи, когда таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения, составленные на иностранных языках (ст. 366 Кодекса).
При ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также скоропортящихся товаров, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для целей массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в приоритетном порядке.
В целях совершенствования таможенного оформления уполномоченный орган вправе устанавливать упрощенный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, предусматривающий выпуск товаров и транспортных средств при представлении минимального объема сведений, необходимых для их идентификации.
2.3 Таможенные платежи
В Республике Казахстан действуют следующие таможенные платежи (ст. 290 Кодекса):
- таможенные пошлины;
- таможенные сборы;
- сборы;
- плата за предварительное решение.
Ставки таможенных платежей подразделяются на:
- адвалорные – начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические – начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные – сочетающие оба названных вида ставок таможенных платежей.
Таможенная пошлина – вид таможенного платежа, взимаемый таможенными органами Республики Казахстан при ввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара с указанной территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Таможенные пошлины уплачиваются при декларировании товаров в таможенных режимах, условия помещения под которые устанавливают уплату таможенных пошлин в соответствии с таможенным тарифом Республики Казахстан. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Республики Казахстан и вступают в силу по истечении тридцати календарных дней после их официального опубликования (ст. 292 Кодекса).
К таможенным сборам относятся (ст. 293 Кодекса):
- таможенный сбор за таможенное оформление;
- таможенный сбор за таможенное сопровождение;
- таможенный сбор за хранение товаров.
Основой для определения размеров таможенных сборов является стоимость затрат таможенных органов за выполнение указанных действий.
К сборам, взимаемым таможенными органами, относится сбор за выдачу лицензии. Сбор за выдачу лицензии взимается за:
- учреждение таможенного склада;
- учреждение склада временного хранения;
- осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;
- осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
За принятие предварительного решения относительно классификации, методологии определения страны происхождения и таможенной стоимости товара взимается плата за предварительное решение в размере, установленном Правительством Республики Казахстан (ст. 299 Кодекса).
Плательщиками таможенных платежей (ст. 322 Кодекса) являются лица:
- обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или декларант;
- получающие лицензии.
Таможенные платежи уплачиваются в наличном и безналичном порядке. Уплата таможенных платежей может осуществляться плательщиком либо третьим лицом с указанием плательщика, за которого вносятся таможенные платежи. Таможенные платежи уплачиваются в национальной валюте Республики Казахстан.
2.4 Таможенный контроль
Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан, в том числе с использованием системы управления рисками, по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении (ст. 430 Кодекса):
- товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
- таможенной декларации, документов и сведений о товарах и транспортных средствах;
- деятельности лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению;
- соблюдения установленных ограничений на право пользования и распоряжения товарами;
- исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочноcти и ограничиваются теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан (ст. 433 Кодекса).
Для целей осуществления таможенного контроля путем осмотра и (или) таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным надзором вдоль таможенной границы Республики Казахстан в местах таможенного оформления, производства предварительных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и таможенного досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, на таможенных складах, на территории специальных экономических зон, на свободных складах, в магазинах беспошлинной торговли, в местах нахождения таможенных органов создаются зоны таможенного контроля.
Согласно ст. 435 Кодекса лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в устной и (или) письменной, и (или) в электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной и (или) в электронной формах. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством Республики Казахстан от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения и справки о денежных операциях по осуществляемым экспортным и (или) импортным сделкам. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами не менее пяти лет с момента окончания нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем. Таможенные брокеры и иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, должны хранить документы в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции с такими товарами.
Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать морские, внутренние водные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Республики Казахстан без разрешения таможенного органа. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан (ст. 437 Кодекса).
Формами таможенного контроля (ст. 441 Кодекса)являются:
- проверка таможенной декларации, документов и сведений;
- устный опрос;
- получение объяснений;
- таможенный надзор;
- осмотр товаров и транспортных средств;
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
- личный досмотр;
- маркировка товаров специальными марками либо нанесение на них идентификационных знаков в случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом РК и налоговым законодательством Республики Казахстан;
- проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним;
- учет товаров и транспортных средств;
- осмотр помещений и территорий.
Согласно ст. 471 Кодекса таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Республики Казахстан и следующих вместе с ним членов его семьи.
Личный багаж Премьер-Министра Республики Казахстан, Председателя Сената Парламента Республики Казахстан, Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан, Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, Генерального прокурора Республики Казахстан, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Управляющего делами Президента Республики Казахстан, начальника Службы охраны Президента Республики Казахстан, членов Правительства Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Республики Казахстан в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий.
Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаются уполномоченным органом. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, владельцам магазинов беспошлинной торговли и иным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам (ст. 479 Кодекса).
3. Анализ деятельности таможни "Майкапчагай" Восточно-Казахстанской области за 1 квартал 2005 года
Итоги деятельности по таможенным платежам.
По итогам 1 квартала 2005 года прогнозное задание по поступлению таможенных платежей и налогов выполнено на 122,3 %, в бюджет перечислено 29 276, 615 тыс. тенге (таблица 1). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем платежей увеличился на 148,4 % или на 17 490,2 тыс. тенге.
Таблица 1 – Итоги деятельности по таможенным платежам
Виды платежей | Прогноз на 1 квартал 2005 г., тыс.тенге | Факт 1 квартала 2005 г., тыс.тенге | Процент выполнения, % | Факт 1 квартала 2004 г., тыс.тенге | Отклонение | |
Абсолютное | % | |||||
Таможенные процедуры |
746 | 1 041,994 | 139,7 | 539,791 | 502,203 | 93 |
Импортная пошлина |
8189 | 11490,640 | 140,3 | 6046,806 | 5443,834 | 90 |
Акцизы | - | - | - | - | - | - |
НДС ДЗ | 13828 | 16161,461 | 116,9 | 4726,801 | 11434,66 | 241,9 |
НДС РФ | 343 | 582,428 | 169,8 | - | 582,428 | - |
Экспортная пошлина |
838 | - | - | 473,002 | -473,002 | - |
Всего | 23944 | 29276,615 | 122,3 | 11786,400 | 17490,215 | 148,4 |
Коэффициент изъятия по таможенным платежам и налогам составил 14%. Средний платеж с 1 автомашины составил 906 000 тенге. На относительно низкое изъятие с автомашины повлияла структура ввозимых товаров в марте месяце, как промышленные электроды, изделия из камня, которые при большом физическом объеме и весе на одну автомашину имеют низкую стоимость, соответственно и низкое взыскание.
Также же одной из причин является отсутствие при оформлении импорта таких товаров как одежда, обувь. Данная категория товаров имеет высокий коэффициент изъятия, так как облагается специфическими либо высокими адвалорными ставками.
Анализ внешнеторгового оборота представлен в таблице 2. Объем внешнеторгового оборота возрос на 390%. Среднее ежегодное увеличение экспорта товаров составляет 67%. В основном экспортируются товары как желоба, лотки, чугун, изделия из асбоцемента и др.
Таблица 2 – Внешнеторговый оборот
Показатели |
1 квартал 2005 г. |
1 квартал 2004 г. |
Отклонение, (+/-) |
Темп роста, (%) |
Объем импортированных грузов (тыс.долл.) |
939,529 | 152,7 | 786,829 | 515 |
Объем экспортированных грузов (тыс. долл.) |
229,704 | 86,0 | 143,704 | 167 |
Общий объем внешнеторгового оборота, тыс.долл. |
1169,233 | 238,7 | 930,533 | 390 |
Среднее ежегодное увеличение импорта составляет 177%. Итогом работы по совершенствованию и упрощению процедуры таможенного контроля и таможенного оформления товаров явилось увеличение объема импорта в сравнении с 2004 годом на 472%.
Итоги деятельности по правоохранительной деятельности представлены в таблице 3. Преступления в сфере таможенного дела. За 1 квартал 2005 года выявлено и возбуждено 1 уголовное дело - по статье 209 часть 1 УК РК - экономическая контрабанда (30.03.04г. при таможенном досмотре автомашины под товаром "юрта" было обнаружено 800 спортнивных костюмов производства КНР на сумму 942 400 тенге). Фактов уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов не выявлено. В прошлом году возбужденных уголовных дел не было.
Таблица 3 - Итоги деятельности по правоохранительной деятельности
Показатели | 2005 | 2004 | Отклонение | |
Абсолютное | % | |||
Заведено дел. по администр. правонарушениям, шт | 51 | 48 | +3 | 6 |
Взыскано штрафов, тенге | 99252 | 64428 | +34824 | 54 |
Из них: направлено в суд, шт | 2 | 3 | -1 | - |
Конфисковано товаров, тенге | 28327 | 6247 | +22080 | 353 |
Возбуждено уголовных дел, шт | 1 | 0 | +1 | - |
Административная практика. За отчетный период выявлено 51 административных правонарушений в сфере таможенного дела, по которым взыскано в доход государства 99 252 тенге. Из них 2 административных дела направлены в суд, по которым конфисковано товаров на сумму 28 327 тенге. Протоколы об административных правонарушениях со всеми прилагаемыми материалами дела согласовываются в юридической службе на правильность квалификации, соблюдения сроков и порядка производства по делу.
Отел оформления.
За 1 квартал 2005 года оформлено 82 грузовых таможенных деклараций (ГТД). Из них в режиме: ИМ-40 - 31 ГТД; ЭК-10 - 47 ГТД; ИМ-80 - 1 ГТД; ЭК-11 - 3 ГТД. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение количества оформленных деклараций на 182% (2004г. - 29 ГТД). Такое увеличение связано с тем, что участники ВЭД зарегистрированные в других таможенных органах по уведомлению производят оформление в таможне "Майкапчагай". Все грузовые таможенные декларации оформлены по системе "день в день". За отчетный период через таможенную границу оформлено и пропущено 6484 тонн груза, в том числе:
- на экспорт - 2350 тонн;
- на импорт - 1053 тонн;
- транзит на импорт - 164 тонн;
- реэкспорт - 586 тонн;
- импорт по ВТТ - 706 тонн;
- экспорт другими таможнями - 1625 тонны.
За 1 квартал 2005 года через таможенную границу РК проследовало 581 единиц автотранспортных средств (таблица 4), что на 297% больше показателя 2004 года (2004г.- 146 единиц).
Таблица 4 – Информация о перемещении транспорта
Показатели |
2005 год, един. |
2004 год, един. |
Отклонение (+ –) |
Грузовых | 570 | 133 | 437 |
Из них с грузом: | 332 | 64 | 268 |
- ЭК-10 | 143 | 24 | 119 |
- ЭК-11 | 20 | - | 20 |
- ИМ-40 | 36 | 18 | 18 |
- ИМ-80 | 11 | 3 | 8 |
- ИМ по ВТТ | 41 | - | 41 |
Другими таможнями на экспорт | 65 | 19 | 46 |
Самодвижущее средство | 1 | - | 1 |
На СВХ (реэкспорт) | 16 | - | 16 |
На ПМЖ | 9 | 0 | 9 |
Порожних | 229 | 69 | 160 |
Автобусы | 8 | 13 | -5 |
Легковые | 2 | 0 | 2 |
Основными видами товаров, перемещаемых через таможенную границу РК являются:
- при экспорте - свежемороженая рыба, жмых, изделия из черного металла, асбоцемент, семена подсолнечника, отходы из пластмассы;
- при импорте - сахар, рис, свежие фрукты, цианид натрия, керамогранит.
Отдел контроля неторгового оборота.
За 1 квартал 2005 года через таможенную границу РК всего пропущено 2 165 физических лиц, из них: В РК - 1 137, из РК - 1 028. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение пассажиропотока на 183 %. За 1 квартал 2004 года таможенную границу пересекло 765 физических лиц.
За отчетный период оформлено 20 ТПО на сумму 81 769 тенге. В сравнении с прошлым годом количество оформленных ТПО уменьшилось на 13 %, а сумма сборов увеличилась на 55% (в 2004 году оформлено 23 ТПО на сумму 52 904 тенге).
По окончании каждого месяца отделом проводится взаимосверка с КПП ПС РК по регистрации граждан пересекающих таможенную границу.
Кадровая работа.
В таможне ведется работа по профилактике коррупционных правонарушении, улучшению деятельности кадров и оздоровления морально-психологического климата в коллективе. Также проводится работы по подбору, проверке и расстановке кадров начальствующего состава таможни, а также кандидатов для приема на службу. Создана и эффективно функционирует конкурсная комиссия по отбору кандидатов на замещение вакантных должностей, сформирован резерв кадров на выдвижение на вышестоящие должности. На плановой основе проводятся занятия по профессиональной подготовке и правовому всеобучу. Разработаны программные документы по изучению и внедрению в делопроизводство государственного языка и в зависимости от степени владения государственным языком осуществлено распределение сотрудников по группам, также организовано взаимодействие со СМИ и местными органами государственного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенная политика Республики Казахстан - это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов. Основными целями таможенной политики Республики Казахстан являются стимулирование развития экономики и защита экономических интересов Республики Казахстан, обеспечение эффективного таможенного контроля и иные цели, установленные законодательными актами Республики Казахстан. Таможенные органы Республики Казахстан - государственные органы, в пределах своей компетенции участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан. Деятельность таможенных органов строится на принципах законности, обеспечения права на защиту и равенства перед законом, уважения и соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела, гласности.
Задачами таможенных органов являются:
- участие в разработке и реализации таможенной политики Республики Казахстан;
- обеспечение в пределах своей компетенции суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан;
- обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
- обеспечение соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных законодательством Республики Казахстан в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
- защита прав и интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
- осуществление и совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан и др. Таможенное дело в Республике Казахстан включает в себя порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, таможенного оформления и таможенного контроля, применения таможенных режимов, взимания таможенных платежей и налогов, ведения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и другие средства реализации таможенной политики.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозу с таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Казахстан, используемая в целях:
- обложения товара таможенными платежами и налогами;
- применения иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан.
Таможенная стоимость вывозимых за пределы таможенной территории Республики Казахстан товаров определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже на экспорт.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан, производится путем применения следующих методов:
- по цене сделки с ввозимыми товарами;
- по цене сделки с идентичными товарами;
- по цене сделки с однородными товарами;
- вычитания стоимости;
- сложения стоимости;
- резервного.
Таможенное оформление – совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. Таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным Кодексом РК и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.
В Республике Казахстан действуют следующие таможенные платежи:
- таможенные пошлины;
- таможенные сборы;
- сборы;
- плата за предварительное решение.
Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан. Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан. Формами таможенного контроля являются: проверка таможенной декларации, документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенный надзор; осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; маркировка товаров специальными марками либо нанесение на них идентификационных знаков в случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом РК и налоговым законодательством Республики Казахстан; проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним; учет товаров и транспортных средств; осмотр помещений и территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алибеков С. Т. Таможенное право. - Алматы: ЭдiлетПресс, 1997.
2 "Капитал.kz" №01 (188), 15.01.2009 г.
3 Концепция модернизации таможенной службы Республики Казахстан. – Астана, 2006.
4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Под редакцией М. А. Сарсембаева). - Алматы, 1995.
5 Программа модернизации таможенной службы Республики Казахстан на 2007-2009 годы. – Астана, 2006.
6 Таможенный Кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.11.2007 г., Закон РК от 12 января 2007 года № 224-III).
7 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан". - Алматы: Жетi Жаргы, 1995.
СОДЕРЖАНИЕ таможенный граница пошлина транспортный Введение 1. Таможенная политика Республики Казахстан 1.1 Таможенная политика как составная часть государственной политики РК 1.2 Значение деятельности таможенных органов в реализаци
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.