курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Стерлитамакская государственная Педагогическая Академия им. Зайнаб Биишевой"
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа
по методике преподавания психологии
на тему: "Темперамент, его понятие и типы"
Стерлитамак 2011
Лекционное занятие
Тема: Темперамент, его понятие и типы.
Тип занятия: лекционное.
Цель: дать общие понятия о темпераменте, изучить его психологические характеристики.
Задачи:
· развивать умение систематизировать получаемые знания;
· воспитывать внимательность, прилежность;
· стимулировать студентов к самопознанию.
Оборудование: баннер – плакат со схематическим изображением типов темперамента (Приложение 1) на доску, схема с типами темпераментов.
Ход занятия:
- Здравствуйте! Тема сегодняшней лекции "Темперамент, его понятия и типы". Мы разберем на этом занятии общие понятия темперамента, его физиологическую основу, а так же рассмотрим психологические характеристики темпераментов.
Очень часто мы, в отношении какого либо человека, употребляем такое понятие как темперамент для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление понятия, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает это понятие? Слово "темперамент", употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и свою роль выполняет. В повседневном общении в него вкладывается достаточно определенный смысл и с его помощью достигается взаимопонимание.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов и т.д. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2.Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3.Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.
"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
Мы изучили понятие темперамента и его основные характеристики.
Спасибо за занятие.
Практическое занятие
Тема: Темперамент, его понятие и типы.
Тип занятия: практическое (семинарское)
Цель: научить студентов определять и учитывать индивидуальные особенности темпераментов.
Задачи:
· развивать умение анализировать и классифицировать факты, делать обобщенные вывозы
· воспитывать желание применять теоретические знания на практике.
Оборудование: Текст методики по одной на каждого студента в группе, рисунки для определения типов темперамента, бланки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход занятия:
1. Актуализация опорных знаний студентов.
Показываются иллюстрации к типам темперамента (Приложение 1). Студенты определяют тип темперамента и дают краткую характеристику. Иллюстрация вывешивается на доску и с помощью прилагательных (определений) под ними в таблицу записываются характеристики темперамента.
сангвиник | холерик | меланхолик | флегматик |
Общительный | Вспыльчивый | Угрюмый | Пассивный |
Открытый | Неспокойный | Тревожный | Осторожный |
Разговорчивый | Агрессивный | Пессимистичный | Рассудительный |
Доступный | Импульсивный | Замкнутый | Мирный |
Беспечный | Активный | Тихий | Сдержанный |
Живой | Оптимистичный | Робкий | Надежный |
Беззаботный | Переменчивый | Ранимый | Ровный |
лидирующий | Спокойный |
Итак, мы вспомнили характеристику типов темперамента.
2. Мотивация учения студентов
Вам предложен текст (Приложение 2) методики по определению типа темперамента Вам необходимо:
а) выбрать высказывания, которые характеризуют ваши особенности и обвести эти порядковые номера кружочком;
б) почему высказывания разделены на 4 блока?
Определите, о каком типе темперамента идет речь в каждом блоке, и название запишите внизу под каждым блоком.
– проверяем ....
в) Посчитайте, сколько кружочков у вас в каждом блоке отдельно и результат по каждому блоку запишите рядом с названием типа темперамента. Наибольший результат по одному, двум блокам характеризует ваш тип темперамента.
– Поднимите руку:
· Холерики
· Сангвиники
· Меланхолики
· Флегматики
Итак, в вашей группе преобладают студенты __________ темперамента.
3. Самостоятельная работа в группах.
Студенты делятся на микро группы.
Каждой группе необходимо составить рекомендацию по учету индивидуальных особенностей произвольно выбранного типа темперамента, согласно его характеристикам.
– Выполняем.
– Проверка: каждая группа зачитывает рекомендации, объясняет.
Задание для остальных студентов: слушать, проверять, быть готовым дополнить, исправить.
Таким образом, мы узнали, как можно опираться и учитывать сильные и слабые стороны типа темперамента.
4. Подведение итогов урока
Оценка работы группы и знаний отдельных студентов.
5. Домашнее задание
1. Выбрать испытуемого и провести диагностику типа его нервной системы.
2. Проанализировать результаты диагностики и написать рекомендации на основе полученных знаний.
Спасибо за занятие.
Сравнительный анализ семинарского и практического занятий
Составив и рассмотрев два плана занятий, считаю, что у лекционного занятия преимущества больше в плане охвата учебного материала. За тот же промежуток времени можно изучить большее количество теоретического материала, но во время семинарского занятия, по-моему, происходит более углубленное усвоение знаний, апробируются методики применения знаний на практике, что тоже является не маловажным аспектом в процессах обучения. Во время лекционного занятия сложнее проверить понимание материала студентами, а так же, на сколько усвоились знания, полученные от лектора, этого возможно достичь во время практического занятия.
Таким образом, делаю вывод, что у практического занятия преимуществ больше, чем у лекционного. Конечно, сам процесс лекции полностью зависит от мастерства лектора, от его ораторских способностей, а так же от слушателей, ведь если лекция насыщена исключительно научными терминами, а среди слушателей будут находиться студенты далекие от научных понятий выдаваемых лектором, лекция станет скучной и неинтересной, что понизит уровень понимания и усвоения материала. В таком случае спасательным кругом может выступить практическое занятие, где более углубленно и возможно в игровой форме будет повторяться данный материал. Практическое занятие уступает лекционному по количеству теоретического материала, зато появляется возможность применения на практике полученных знаний. Появляется возможность опросить студентов индивидуально, т.е. проверить их понимание материала.
Из всего выше сказанного, считаю, что лучше проводить сначала лекционное занятие, а потом практическое. Оба занятия тесно взаимосвязаны, очень сложно проводить занятия автономно, лучше в паре, за счет этого можно достаточно эффективно повысить уровень знаний у студентов.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000., – 1008 с.
2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
3. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986. – 336 с.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2002, – 464 с.
5. Немов Р.С. Психология, В 3 кн. – М.: 2002, 688 с.
6. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999, 212 с.
7. Психология развития. Под редакцией Т.Д. Марцинковской. – М, 2001, 352 с.
8. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
Приложение 1
Приложение 2
Определение своего темперамента
Итак, если вы:
1. не усидчивы, суетливы;
2. не выдержаны, вспыльчивы;
3. нетерпеливы;
4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми, 5. решительны и инициативны,
6. упрямы:
7. находчивы в споре;
8. работаете рывками;
9. склонны к риску;
10. незлопамятны и необидчивы;
11. обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;
12. неуравновешенны и склонны к горячности;
13. агрессивный забияка,
14. нетерпимы к недостаткам;
15. обладаете выразительной мимикой;
16. способны быстро действовать и решать;
17. неустанно стремитесь к новому;
18. обладаете резкими и порывистыми движениями;
19. настойчивы в достижении поставленной цели;
20. склонны к резким; сменам настроения,
то вы чистый….
Если вы:
1. веселы и жизнерадостны;
2. энергичны и деловиты;
3. часто не доводите начатое дело до конца,
4. склонны переоценивать себя,
5. способны быстро схватывать новое; 6. неустойчивы в интересах и склонностях;
7. легко переживаете неудачи и неприятности;
8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9. с увлечением беретесь за любое дело;
10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;
11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
12. тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;
13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
14. выносливы и работоспособны;
15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;
16. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
17. обладаете всегда бодрым настроением;
18. быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19. несобранны, проявляете поспешность в решениях;
20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, то вы, конечно, чистый….
Если вы:
1. спокойны и хладнокровны;
2. последовательны и обстоятельны в делах;
3. осторожны и рассудительны;
4. умеете ждать;
5. молчаливы и не любите попусту болтать;
6. обладаете спокойной, размеренной речью, с остановками без резко выраженных эмоций;
7, сдержанны и терпеливы;
8. доводите начатое дело до конца;
9. не растрачиваете попусту сил;
10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;
11. легко сдерживаете порывы;
12, мало восприимчивы к одобрению и порицанию;
13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
14. постоянны в своих отношениях и интересах;
15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;
16. ровны в отношениях со всеми;
17. любите аккуратность и порядок во всем;
18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19. обладаете выдержкой;
20. чувствуете скованность в общении с новыми людьми,
то вы, вне сомнения, чистый…..
Если вы:
1. стеснительны и застенчивы;
2. теряетесь в новой обстановке;
3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
4.не верите в свои силы,
5. легко переносите одиночество,
6. склонны ходить в себя;
7. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
8. быстро утомляетесь;
9. обладаете слабой, тихой речью;
10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11, впечатлительны до слезливости;
12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;
14. склонны к подозрительности, мнительности;
15. болезненно чувствительны и легко ранимы;
16. скрытны и необщительны 17 чрезмерно обидчивы;
18. малоактивны и робки.
19, безропотно покорны;
20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих,
то вы, конечно, чистый…..
Министерство образования и науки российской федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Стерлитамакская государственная Педагогическая Академия им. Зайнаб Биишевой" Институт п
Самооцінка і рівень домагань в сучасній психології
Процедура и основные характеристики психологического эксперимента
Психологічні особливості мікросередовища засуджених
Цели и задачи психологической службы
Характеристика умственной отсталости и ЗПР
Психология присяжных заседателей
Основы инженерной психологии
Основы инженерной психологии
Методологические принципы психологии
Основы психологии
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.