База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Теории памяти — Психология, Общение, Человек

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С АМАНЖОЛОВА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ

НА ТЕМУ: «ТЕОРИИ ПАМЯТИ»

 

 

                                                                                                     

Выполнила: ________________

___________________________

___________________________

 

Проверила: _________________

___________________________

___________________________

 

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ПАМЯТЬ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

5

1.1 Общее представление о памяти

5

1.2 Процессы и виды памяти, их особенности

10

2 ТЕОРИИ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ

18

2.1 Зарубежные теории памяти

18

2.2 Исследование памяти в отечественной психологии

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

28

 

 

 

                                                                                                 


ВВЕДЕНИЕ

 

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозгу. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. В настоящее время выделяют две фазы памяти: лабильную, которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (так называемая кратковременная память), и стабильную фазу, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе консолидации (так называемая долговременная память).

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так, как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

Таким образом, проблема изучения памяти не потеряла актуальности и в настоящее время.

Цель данной работы – рассмотреть теорию памяти.

Объект исследования – память, предмет – теории памяти.

Гипотеза: различные теории памяти, как в зарубежной, так и в отечественной психологии придают значение различным аспектам изучения памяти.

Задачи:

1) дать общее представление о памяти;

2) рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности;

3) проанализировать зарубежные теории памяти;

4) рассмотреть особенности изучения памяти в отечественной психологии.

При работе над темой был использован метод теоретического анализа научно-психологических источников по проблеме исследования.


1 ПАМЯТЬ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

1.1 Общее представление о памяти

 

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Задача психологии – рассмотреть сущность памяти как проявления личности.

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы [17, с. 218-219].

Проблема памяти – ровесница психологии как науки. Уже Аристотель посвящает ей специальный трактат «О памяти и воспоминании». По его определению, память есть «обладание образом, как подобием того, чего он образ». В учении Аристотеля о памяти есть немалая доза материализма, что дает ему возможность, выражаясь современным языком, подойти к проблеме памяти с точки зрения физиологии. Заслуживает большого внимания, высказанная Аристотелем мысль, что память есть отношение к образам, как к копиям, подобиям прежних впечатлений [4, с. 54].

Наряду с материалистической концепцией Аристотеля, в античности существовала идеалистическая концепция памяти, изложенная в трактате Платона «Об ощущении и памяти». Сущность теории Платона хорошо выражена следующим его положением: «И ощущение, и память – некая сила». В данной концепции память оторвана от материи, она является «делом души», черпающей посредством воспоминаний знания из самой себя [4, с. 59].

Исследования памяти велись, как в русле психологии, так и в философии.

Во второй половине XIX в. эмпирическая психология становится экспериментальной психологией. И проблема памяти, становится той проблемой, над которой усиленно работает экспериментальная психология.

Эпоху создает здесь вышедшее в 1885 г. экспериментальное исследование Г. Эббингауза «О памяти». В основу своего учения о памяти он кладет «всеобщий закон ассоциации», который он формулирует так: «Если какие-либо любые психические образования однажды наполнили сознание одновременно или в близкой последовательности, то затем возвращение некоторых членов прежнего переживания вызывает и представления об остальных членах, причем нет нужды в том, чтобы были налицо первоначальные причины». «Общую способность души к этому называют памятью… Репродукция и память относятся между собой примерно так, как работа и энергия». С этой точки зрения ставится экспериментальное изучение памяти [4, с. 67].

Почто одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале XX в. французский философ А. Бергсон противопоставил «память привычки», формируемую при механическом повторении, и «память духа», фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта.

Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальт-психологией.

В психоанализе предпринималась попытка объяснения забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.

Другие исследователи показали сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих культурных норм, значимость социокультурных факторов в формировании высших форм памяти.

Отечественными психологами было разработано представление о памяти как о «действии в собственном смысле слова», имеющем сознательную цель и опирающемся на общественно выработанные знаковые средства (культурно-историческая теория Л.С. Выготского). Наряду с произвольным запоминанием изучалось и непроизвольное, исследовалась зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности [23, с. 386].

В ходе онтогенетическаго развития способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминании осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга позволил установить преимущественную связь процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными.

В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти - памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.

Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками компьютеров. Но функциональная структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость. Так, об отсутствии жесткой связи долговременного запоминания с процессами словесного повторения в кратковременной памяти свидетельствуют данные о возможности успешного узнавания огромных массивов сложно организованного зрительного материала. О возможностях образной памяти говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего, эйдетизма [23, с. 387].

Рассмотрим вопрос индивидуальных особенностей памяти. Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания.

Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Таким образом, при психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы может меняться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти.

Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

1.2 Процессы и виды памяти, их особенности

 

Физиологической основой процессов памяти являются образовавшиеся и закрепившиеся в коре головного мозга временные связи (ассоциации), которые способны восстанавливаться (актуализироваться).

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание (рисунок 1.1).

Запоминание представляет собой процесс запечатления полученной информации. Если запоминание происходит само собой, то говорят о непроизвольном или непреднамеренном запоминании - так нам запоминается понравившийся фрагмент фильма или интересные факты из газетной статьи, необычный жест или манера одеваться. В подобном случае запоминается что-то эмоционально окрашенное - неожиданное, яркое. Непроизвольное запоминание обычно протекает естественно и не требует волевых усилий.

 

Рисунок 1.1 Процессы памяти

 

При произвольном - преднамеренном - запоминании человек руководствуется сознательной целью: выучить урок; запомнить, чтобы передать и т.д. При этом, естественно, человек прилагает волевые усилия, сознательно прибегает к использованию специальных мнемотехнических приемов. Произвольное запоминание может реализовываться механическим путем (многократное повторение материала или его отдельных частей - всем известное под названием «зубрежка»).

Механическое запоминание часто позволяет достаточно полно воспроизвести заученный материал, однако при первых же вопросах, требующих раскрыть понимание его внутренней структуры, человек обычно теряется или механически повторяет целые отрывки текста. Связано это, конечно, с тем, что материал не был осмыслен и лично переструктурирован, не были выделены основные понятия, взаимоотношения между ними. Чаще всего к механическому заучиванию прибегают в случае непонимания или нежелания понять запоминаемый материал. Механическое заучивание требует и волевых усилий и больших затрат времени. Кроме того, без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает эффекта запоминания.

Осмысленное запоминание основано на понимании логики материала, на раскрытии его внутренних логических связей и обусловливается особенностями личности - широтой его интересов, настойчивостью, целеустремленностью. Для облегчения осмысленного запоминания применяют ряд специальных мнемических или мнемотехнических приемов.

Наиболее известные методы: локальной привязки, словесных посредников, ассоциаций.

Метод локальной привязки состоит в построении для запоминания ряда объектов другого ряда - опорного, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Человек запоминает опорный ряд, а затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.

Метод словесных посредников также основан на соотнесении двух рядов объектов - предназначенного для запоминания и опорного ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Этот метод тоже давно используется. Так, для запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивается предложение «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», в котором первые буквы слов совпадают с первыми буквами названия цветов солнечного спектра, расположенных в порядке убывания длины волны.

Метод искусственных ассоциаций - своего рода уловка, облегчающая запоминания сложных слов.

Как свидетельствуют данные психологических исследований, успех запоминания зависит и от научной организации условий работы.

Известно, что легче всего запоминается информация между 8 и 12 часами утра, после обеда интенсивность запоминания заметно снижается, а затем - к 15 - 16 часам вновь несколько возрастает.

Кроме этого оптимальным считается заучивание материала в течение 3 дней, так как психологам хорошо известно явление реминисценции (наиболее полное и яркое воспроизведение заучиваемого материала возможно через 2-3 дня). Поэтому заучивание наизусть стихотворного произведения лучше производить в течение трех дней, а подготовку к экзаменам нельзя оставлять на последние дни - информация просто не успеет «улечься» в нужные ячейки памяти.

Сохранение – это удержание в памяти полученной информации в течение времени.

Узнавание подразумевает установление сходства между воспринимаемым объектом и образом объекта, хранящимся в нашей памяти.

Воспроизведение - активизация информации, закрепленной в памяти. При непроизвольном воспроизведении активизация происходит без волевых усилий, как бы само собой. Произвольное воспроизведение является сознательным процессом; мы намеренно вызываем в своей памяти необходимую информацию - нужный номер телефона или сложную химическую формулу. Воспроизведение - это своеобразный результат запоминания и сохранения; оно отражает индивидуальные качества памяти.

Информация, воспринятая человеком, но в процессе сохранения частично потерянная, характеризует забывание. Исследование кривых забывания показало, что забывание происходит наиболее интенсивно в первые шесть часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

Эффективная работа памяти невозможна без забывания. Создатель кибернетики Норберт Винер подчеркивал роль сна в процессах очищения мозга от избыточной информации и переработки нужной. В книге «Кибернетика» он указывал, что «из всех нормальных процессов всего ближе к непатологическому очищению сон.

Забывание ненужного - это не признак плохой памяти, не ее болезнь, а условие здоровья. Особенно полезно это напоминание нам, потому что бушующий ныне информационный океан легко может переполнить нашу память [6, с. 235].

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала.

В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется тем количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно) [17, с. 219-221].

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют [17, с. 219-221].

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его [17, с. 222].

Подводя итого, необходимо отметить, что древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз науки и искусств. Значение памяти в жизни каждого человека и общества в целом огромно: без нее невозможно представить себе разумное существо. Память дает возможность увидеть то, что мы видели когда-то, представить себе множество раз то, что видели лишь однажды. Есть память чувств, которая хранит наши личные впечатления о дорогом. Память поможет нам в горькие минуты вспомнить что-то радостное, а в минуты восторга напомнит печаль расставания.

Без исторической памяти человек никогда не стал бы Человеком. Хотелось бы напомнить глубокую по смыслу и страшную по силе пророчества легенду Ч. Айтматова о манкуртах. Когда-то давным-давно жило в степи жестокое племя, которое захватывало в плен молодых воинов и обращало их в манкуртов - рабов. А покоренные юноши не боролись, не протестовали, даже не горевали, потому что были лишены самого главного – своей памяти. Манкурты были тупо покорны, не понимали, что они люди, а для близких они оставались лишь оболочкой прежних братьев, любимых…


2 ТЕОРИИ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ

 

2.1 Зарубежные теории памяти

 

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением [17, с. 233-235].

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в филогенезе и онтогенезе. Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался [14, с. 185-186].

Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений психологических исследований мнемических процессов - бихевиоризма и психоанализа.

Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения [14, с. 187].

Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации [14, с. 187].

Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей [17, с. 236].

Таким образом, в различных теориях, память рассматривалась с разных точек зрения. В ассоциативной теории память рассматривалась, как система ассоциаций, в гештельттеории большое значение придавалось структурированию материала при запоминании, а в биховиоризме - подкреплению. В свою очередь З. Фрейд придавал значение роли эмоций, мотивов и потребностей в запоминании. В русле смысловой теории, память изучалась с точки зрения образования смысловых связей.

 

2.2 Исследование памяти в отечественной психологии

 

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.).

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки [17, с. 237].

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях АА. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия [23, с. 42].

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг - это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина [23, с. 44-45].

В качестве подведения итога, рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал:

1) сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью;

2) более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются;

3) при пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты;

4) человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;

5) если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений;

6) предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть;

7) при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»);

8) для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

9) повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов или дней;

10) новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше;

11) с усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

12) то, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы;

13) редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14) любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

- память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

- память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель курсовой работы – рассмотреть теорию памяти. Была выдвинута гипотеза: различные теории памяти, как в зарубежной, так и в отечественной психологии придают значение различным аспектам изучения памяти.

Исходя из гипотезы и задач, в первой части работы, было дано общее представление о памяти, ее видах, процессах и их особенностях. Во второй части работы мы рассмотрели особенности изучения памяти в различных отечественных и зарубежных теориях.

При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы может меняться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности.

В памяти выделяют три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.

В зависимости от установки на длительность сохранения выделяется краткосрочная и долговременная память. Различие этих видов памяти физиологически подтверждается различными следами, хранящими информацию. По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на память когнитивную, эмоциональную и личностную.

По модальности сохраняемых образов – память словесно-логическая и образная. Обычно уровень их развития у индивидов неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из типов памяти.

Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как:

1) скорость запоминания – количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти;

2) объем запоминания;

3) скорость забывания – время, в течение коего запомнившееся храниться в памяти;

4) длительность сохранения;

5) точность.

Различные теории памяти, изучают разные ее аспекты.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации, особенности требований к его воспроизведению показывают влияние деятельности на развитие памяти.

Память не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 367 с.

2.     Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. / Б.Ц. Бадмаев. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 233 с.

3.     Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. / Б.Ц. Бадмаев. – Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение и воспитание. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 158 с.

4.     Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 357 с.

5.     Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления / Е.И. Горбачева // Вопросы психологии. – 2001. - № 5. – С. 35-48.

6.     Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – М.: Издательство ЛГУ, 1988. – 560 с.

7.     Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 373 с.

8.     Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 425 с.

9.     Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: Учебное пособие для студентов вузов / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2003. – 431 с.

10. Казаков В.Г. Психология: Учебник / В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьев. – М.: Высшая школа, 1989. – 383 с.

11. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

12. Лактионов А.Н. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах И.П. Зинченко / А.Н. Лактионов, Середа Г.К. // Вопросы психологии. – 1993. - № 4. – С. 102-108.

13. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М.: Издательство МГУ, 1978. – 158 с.

14. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

15. Мараев В.А. Ошибки словесной памяти / В.А. Мараев // Вопросы психологии. – 1992. - № 1-2. – С. 147-152.

16. Мараев В.А. Профессионализация памяти студентов / В.А. Мараев, Г.П. Холопова // Вопросы психологии. – 1990. - № 3. – С. 94-99.

17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

18. Основы психофизиологии / Отв. Ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 432 с.

19. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.

20. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - - М.: Просвещение, 1990. - 494 с.

21. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

23. Середа Г.К. Что такое память? / Г.К. Середа // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6. - № 6. – С. 41-48.

24. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест,  1998. – 800 с.

25. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1987. – 446 с.

26. Шоломий К.М. Поиск сложной информации у человека в семантической памяти / К.М. Шоломий // Вопросы психологии. – 1985. - № 6. – С. 123-130.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С АМАНЖОЛОВА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ: «ТЕОРИИ ПАМЯТИ» Выпо

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru