курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Московский Государственный Институт
Международных Отношений (Университет)
МИД РФ
конституционного права РФ
по теории государства и права
на тему:
Выполнила:
Студентка 1 курса МП факультета
Клыженко Ольга Алексеевна
Научный руководитель:
Рябов А.В.
Москва, 2001
Содержание:
Введение……………………………………………………………3
Раздел 1. Понятие юридического факта………………………………… .5
§1. Юридический факт…………………………………………….5
§2. Признаки юридического факта………………………………..7
§3. Функции юридических фактов………………………………..7
Раздел 2. Классификация юридических фактов…………………………...8
§1. Юридические факты-события и действия……………………10
§2. Правомерные и неправомерные действия……………………14
§3. Иные классификации юридических фактов………………….20
§4. Юридические факты-состояния……………………………… 21
§5. Презумпции и фикции………………………………………….22
Раздел 3. Дефектность юридических фактов………………………………23
Раздел 4. Фактический состав………………………………………………26
Раздел 5. Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов…………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………..32
Введение
Учение о правоотношении (возникающей на основе юридических норм правовой связи, участники которой наделены взаимными субъективными юридическими правами и обязанностями) является одним из основных в теории государства и права. С момента рождения человек включается в эту связь, приобретая определенный статус и вместе с ним конкретные права в реальных правоотношениях: семейные права, право на жилую площадь. И юридическое лицо, возникая, включается в соответствующую систему правоотношений с органами государственной власти и управления. Правоотношения “не стоят на месте”, они постоянно изменяются. Например, в случае замены одного субъекта правоотношения другим, когда субъект передает свои правомочия на законном основании другому субъекту. Наконец, правоотношение может прекращаться, когда наступает событие, исключающее его продолжение, например смерть одного из субъектов.
В правовой науке разработана теория юридических фактов—обстоятельств, с которыми норма права связывает движение правоотношения: его возникновение, развитие и прекращение.
Практический смысл и научная ценность теории юридических фактов заключается в том, что она изучает один из аспектов фактической обоснованности правового регулирования. Система юридических фактов, четко очерченных в законодательстве и достоверно установленных,— одна из важнейших гарантий законности в стране.
Использование прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ, зависит не только от социальных возможностей общества, но и от соблюдения законодательства. Эффективная ответственность невозможна без четкого определения условий ее наступления, т.е. юридических фактов.
Юридические факты — это одна из основных проблем юридической практики. Неверная оценка фактов ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного правового значения, а другим — приписываются несвойственные им качества. Умение работать с фактами является необходимым элементом общей правовой культуры.
Решение любого юридического дела предполагает, с одной стороны, точный анализ юридических норм и выяснение того, какие факты предусмотрены нормой в качестве юридических; с другой стороны, — тщательный анализ фактических обстоятельств дела и установление того, действительно ли наступили факты, предусмотренные нормой права. С практической точки зрения применение норм и представляет собой в значительной части деятельность органов юстиции. Вот почему практическим работникам необходимы точные и полные знания о юридических фактах, их особенностях, разновидностях и составах. Отсюда — такое значение того раздела теории государства и права, который посвящен юридическим фактам.
Юридические факты — это та область действия права, где правовые нормы соприкасаются с жизнью, с конкретной действительностью. Следовательно, юридические факты позволяют вывести правоотношения в плоскость проблематики фактических отношений, показать связь изучения правовых отношений с социологией, теорией управления и другими общественными науками.
Разработка этой темы еще не завершена, поскольку между различными учеными - теоретиками до сих пор существуют разногласия по некоторым вопросам. Отдельные вопросы теории еще совсем не разработаны, многие изучены слабо. Поэтому в данной работе мы остановимся на основных положениях теории юридических фактов, оставив ученым возможность продолжать изучение этой важной и интересной темы.
Раздел 1. Понятие юридического факта
Корни понятия “юридический факт” уходят в глубь истории юриспруденции. Уже в римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений, несколько источников обязательств. И.А.Покровский указывал, что большинство из них являлись результатами частных действий, причем эти действия были либо деликтами (кража, повреждение имущества), либо же юридическими актами (сделками), которые являлись основным фактором гражданско-правовой жизни[1]. Хотя римские юристы не сформулировали общего понятия юридического факта, в Институциях Гая выделялись 4 основания возникновения правоотношений: контракты, квази-контракты, деликты и квази-деликты. Выделялись также сроки основания заключения сделки и прекращения брака, перехода вещей по наследству и др. Позже эта теория была воспринята Гражданским кодексом Наполеона (Codex Civile), а в 20 веке была преобразована в общую теорию юридических фактов. Отметим также, что понятие “юридический факт” впервые употребил ученый В. Савиньи. В своей работе “Система современного римского права” он писал: “Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами”.
Юридический факт- это многогранное явление правовой реальности, поэтому в юридической науке нет единого мнения о том, что же такое “юридический факт”. Одни ученые считают, что юридические факты — такие обстоятельства и поступки, такие состояния, которым закон придает юридическое значение. Это значение проявляется во влиянии этих факторов на правоотношение, его возникновение, наличие и развитие. Другие теоретики права определяют юридический факт как конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.
В научной литературе под юридическим фактом принято понимать конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление правовых последствий; т.е. это тот реальный жизненный факт, на основании которого абстрактная норма закона превращается в конкретные права и обязанности лиц и организаций. Уже в этом определении видно своеобразие юридического факта. Во-первых, это конкретные жизненные обстоятельства, элементы объективной действительности. А во-вторых, это обстоятельства, признанные нормами права и закрепленные в законодательстве.
Норма права создает юридическую возможность возникновения, изменения и прекращения гражданско-правового отношения. Она указывает на те условия, обстоятельства, факты, при наличии которых правовые связи приходят в движение. Благодаря юридическим фактам реализуются создаваемые нормой права возможности для движения правоотношения.
Необходимость определенного юридического факта для возникновения и развития правоотношения с особенной четкостью и наглядностью подчеркивает неразрывную связь реального поведения и правовой формы, невозможность в реальной жизни отделить одно от другого. С юридического факта начинается жизнь правовой нормы, с его помощью проверяется ее реальность и действенность. Юридический факт—это в большинстве случаев тот акт поведения, который по воле лица либо помимо его воли приводит в действие механизм правового регулирования. В дальнейшем поведение лица соотносится с моделью, установленной в норме права. Соответствует ли реальное поведение модели, зависит от многих факторов, в том числе и от того, какое место в поведении человека занимает осознание прав и обязанностей, обязательности их исполнения и последствий нарушения.
Идеальная модель юридического факта закрепляется в гипотезе правовой нормы, в логическом “если”. А в правовую жизнь они воплощаются путем их соблюдения, исполнения, применения конкретным субъектом правоотношения. Норма права со своей гипотезой и юридический факт—это основные предпосылки возникновения правоотношения. Их наличие позволяет субъекту вступить в правоотношение, создать его.
Почему в социальной системе фактических обстоятельств возникают юридические факты? Причин этому несколько, среди них общественный строй, система социальных отношений и другие предпосылки. Общественный строй и сложившийся образ жизни являются корнями, формирующими весь массив фактических обстоятельств, создавая благоприятные условия для появления одних юридических фактов и тормозя возникновение других. А также появлению юридических фактов способствует деятельность специальных компетентных органов по их установлению и приданию им формы, определенной законом.
Трудности в определении юридического факта происходят из-за того, что в правовом регулировании функционирует очень много различных фактических обстоятельств, отношение которых к правовым последствиям неодинаково. Среди них юридический факт и юридическое условие, которые часто бывает сложно различить. Главное различие между ними состоит в том, что юридический факт обуславливает правовые последствия прямо и применяется однократно, а юридическое условие связано с правовыми последствиями не прямо, а косвенно и рассчитано на многократное применение.
Для того чтобы точнее определить юридический факт, назовем его признаки, т.е. характерные и отличительные черты. Среди признаков юридического факта юристы выделяют следующие.
1. Юридический факт—это конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне (мысли, чувства и события духовной жизни юридическими фактами не признаются).
2. Юридический факт—это обстоятельство, выражающееся в наличии или отсутствии определенных явлений, т.к. юридическое значение имеют как положительные (существующие), так и отрицательные (отсутствующие) факты.
3. Юридические факты несут в себе информацию о состоянии общественных отношений, т.к. они являются обстоятельствами, которые напрямую затрагивают интересы общества и государства.
4. Это такие обстоятельства, которые прямо или косвенно предусмотрены нормой права.
5. Юридические факты должны быть в определенной форме зафиксированы законодательством, т.е. надлежащим образом оформлены (документ, справка, записка).
6. Это такие обстоятельства, которые способны вызывать предусмотренные законом правовые последствия.
Юридические факты выполняют несколько важных функций в механизме правового регулирования. Прежде всего, они обладают собственным действием: они организуют и предварительно воздействуют на поведение людей, влияя на него еще до возникновения прав и обязанностей.
Затем одной из основных является функция обеспечения возникновения, изменения и прекращения правоотношений, так юридические факты обеспечивают переход от общей модели нормы права к конкретной.
Одновременно с этим юридические факты могут выполнять и функцию индивидуального поднормативного регулирования. Речь идет о таких правомерных действиях, как индивидуальные акты государственных органов, автономные акты участников регулируемых общественных отношений (договоры, односторонние сделки). На основах юридических норм, в пределах и формах, предусмотренных ими, указанные правомерные действия могут конкретизировать содержание общественных отношений.
Следовательно, они служат основаниями для возникновения последствий, предусмотренных нормами права, и в то же время в индивидуальном поднормативном порядке частично регламентируют содержание данных отношений. Например, при перевозке грузов отношения между сторонами регламентируется не только нормами гражданского права, но и индивидуальными актами и договором перевозки.
К специальным функциям юридических фактов относятся: правопорождающая (факты могут вызывать наступление правовых последствий), правопрепятствующая, когда наличие некоторых юридических фактов тормозит наступление последствий (ст. 20 КЗоТ РФ1), правоуничтожающая (т.е. аннулирование юридического значения обстоятельств: ст. 137 КЗоТ РФ2) и правовосстанавливающая, например, возможность восстановления родительских прав при изменении поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка3.
Научная классификация юридических фактов представляет собой механизм проникновения в глубь изучаемого предмета. В ее основе лежат три взаимосвязанных признака. Первый— «волевой”, согласно которому юридические факты делятся на события и действия. События (к ним относятся смерть и рождение, стихийные явления), в отличие от действий (акты и поступки), не зависят от воли человека. По второму признаку выделяют правомерные и неправомерные действия, т.е. действия, разрешенные и запрещенные законом. Значение этого деления заключается в том, что оно охватывает две сферы явлений: договоры, сделки и проступки, преступления. А по третьему признаку правомерные действия разделяются на юридические акты и юридические проступки. Поступки направлены на цели, лежащие вне права. Они вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал или нет субъект их правовое значение. Юридические акты же напротив,— это действия, прямо направленные на достижение определенного правового результата.
Основными функциями классификации юридических фактов являются следующие.
1. Классификация служит средством обобщения и научной систематизации знаний о юридических фактах. Разделив объект изучения на части, она позволяет изучить его в детализированном виде, выделить его характерные черты.
2. Классификация выполняет объяснительную функцию, т.е. с ее помощью можно найти место юридического факта в системе фактических обстоятельств, объяснить его и теоретически интерпретировать.
3. Необходимо также отметить прогностическую функцию классификации: она является тонким инструментом, позволяющим фиксировать различные сдвиги в системе юридических фактов и прогнозировать дальнейшее развитие теории.
4. А также классификация юридических фактов выполняет практическую функцию, способствуя отбору и закреплению юридических фактов в нормах права, помогая понять их взаимосвязь с другими фактическими обстоятельствами и их влияние на общественные процессы.
Кроме функций классификации, необходимо также рассмотреть ее принципы, которых юристы выделяют два. Во-первых, разнообразие критериев деления юридических фактов. Только при помощи различных критериев можно раскрыть структуру массива юридических фактов, показать их особенности и разновидности. А во-вторых, это связь с ситуацией, складывающейся в данный момент в обществе. В отрыве от ситуации, в которой сформировались юридические факты, их рассматривать невозможно и не нужно, т.к. только при комплексном рассмотрении обнаруживается, что юридические факты — это не изолированное явление, а элемент более широкой фактической системы, в которой существуют факты главные и производные, первичные и вторичные, состояния и действия и т.д.
Следует отметить, что классификацию юридических фактов невозможно абсолютизировать, определить единые критерии и общую для всех ученых систему. Классификация далеко не единственное и не исключительное средство познания, но ее использование является наиболее доступным и понятным способом изучения такого сложного явления, как теория юридических фактов.
В юридической науке существует очень много различных классификаций юридических фактов, среди которых те, которые указаны выше. Но наиболее существенное значение для понимания природы и функций юридических фактов имеет их подразделение на юридические события и юридические действия.
Различение событий и действий как юридических фактов является общепризнанным в теории государства и права. В качестве основания деления здесь принимается отношение юридического факта к воле людей.
Событие—это обстоятельство, никак не зависящее от воли людей. Действия же в той или иной мере связаны с волей и сознанием человека.
Деление юридических фактов по признаку их соотношения с индивидуальной волей имеет большое значение, поскольку именно в воздействии на волю лица выражается эффективность нормы права. Качество юридического факта придается событию или действию самой правовой нормой. Она определяет те обстоятельства, при наступлении которых общественные отношения приобретают форму правовых. Норма определяет и те юридические последствия, которые данные обстоятельства за собой влекут. Таким образом, юридический факт показывает взаимосвязь общей, абстрактной нормы с конкретным случаем.
Например, достижение установленного законом возраста и наличие определенного трудового стажа порождает у гражданина права на пенсию. Пенсия гражданину устанавливается в зависимости от стажа его работы, характера трудовой деятельности, размера заработной платы и др. Именно так общая норма превращается в конкретные права и обязанности лиц, поэтому говорят, что юридический факт наполняет абстрактную норму конкретным содержанием.
Юридическое событие—это обстоятельство, не зависящее как юридический факт от воли людей. Как и любой другой юридический факт, событие вызывает возникновение правоотношения, влекут изменение прав и обязанностей, прекращает его. Хотя и бывают случаи, когда они связаны с волей, но правовые нормы в рамках данного правоотношения не принимают такую связь во внимание.
В основном, юридические факты-события есть природные явления. Даже если они, так или иначе, вызваны волей человека (поджог), то юридические нормы в рамках правоотношений связывают правовые последствия не с неправомерными действиями, а с последующим процессом развертывания результатов. В частности, каковы бы ни были причины пожара (поджог, неправильное использование электроприборов или удар молнии), он представляет собой естественный процесс уничтожения имущества и в этом качестве слабо зависит от воли человека. В рассматриваемом случае значение юридического факта придается именно пожару, а не поджогу.
Хотя события и не зависят от воли, но их наступление или ненаступление может иметь существенное значение для развития правоотношений, в частности оказывать определенное влияние на человеческое поведение. Так, если гражданин не уверен в том, что наследование по закону будет справедливым в отношении его наследников, то он может написать завещание, обозначив в нем тех, кому он считает нужным оставить свое состояние. Таким образом, события могут быть предусмотрены и могут оказывать влияние на возникновение и динамику правоотношений.
Не всякое событие может быть названо юридическим фактом. Юридически значимое событие существует только в тех случаях, когда “ пересекаются” независимые, причинно обусловленные процессы. Например, наводнение является закономерным результатом цепи природных процессов. В этом заключается одна из причинных линий в явлении. Но наводнение никогда не станет юридическим фактом, если не будет “пересечено” другой причиной. Например, ст. 146 1-ой редакции проекта УПК РФ указывает, что обвиняемый, находящийся на свободе, обязан явиться по вызову следователя в назначенный срок; среди уважительных причин неявки указываются стихийные бедствия, к которым и относится наводнение. Следовательно, событие выступает как сложный по структуре юридический факт, включающий элементы закономерного и случайного, объективного и субъективного. В составе этого факта можно выделить признаки, относящиеся как к одной причинной цепи (наводнение), так и к другой (явка по вызову следователя). Таким образом, событие представляет собой пересечение независимых причинных цепей.
В связи с развитием науки и техники возникают новые проблемы, связанные с событиями. Научно-технический прогресс увеличивает возможности человека. То, что сегодня не зависит от воли человека (землетрясение, сход снежных лавин), завтра может стать управляемым, что естественно изменит взгляд на событие как юридический факт. А также сейчас уже существует возможность предвидеть такие естественные события, как стихийные явления. Поэтому на лиц, виновных в том, что не были приняты необходимые меры для предотвращения вредных последствий, может быть возложена ответственность и обязанность возмещения причиненного стихийным явлением вреда.
Истечение времени обычно относится к событиям. Однако далеко не всегда правовые последствия, связанные с истечением времени, не зависят от воли людей. Например, истечение срока исковой давности свидетельствует о том, что лицо не принимало мер для осуществления своего права. Непредъявление иска в течение установленного законом времени представляет собой акт уже волевого поведения.
Теория юридических фактов выделяет такие виды событий.
1. По повторяемости события бывают уникальными (солнечное затмение) и периодическими (дожди).
2. В зависимости от протяженности во времени выделяют моментальные события (происшествия) и протяженные (явления, процессы).
3. По характеру последствий выделяют обратимые и необратимые события.
Но основным признается деление событий на относительные и абсолютные. Относительные события—обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но выступающие в данных правоотношениях независимо от породивших их причин. Абсолютные же события— это такие обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают ни в какой зависимости от нее.
Практическое значение такого разграничения этих групп событий заключается в том, что если явления, выражением которых выступают абсолютные события, порождают только один ряд юридических последствий, то явления, выражением которых выступают относительные события, могут порождать два ряда последствий. В последнем случае правовые нормы могут связывать правовые последствия не только с событиями как таковыми, но и с причиной, их породившей, в частности с такими правонарушениями, как поджог или убийство. Иногда правовые последствия одного ряда влияют на последствия ряда другого. Например, лицо, признанное виновным в убийстве наследодателя (первый ряд последствий, вызванных неправомерным действием), исключается из числа наследников (второй ряд последствий, вызванных событием).
События занимают зависимое и починенное положение по отношению к действиям.
Юридические действия имеют самое большое значение для возникновения и развития правоотношений. Действия—это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Отличительная черта рассматриваемого вида юридических фактов состоит в том, что нормы права связывает с ними юридические последствия именно в силу волевого характера юридических действий. Юридическое действие—это абстрактное, обобщающее понятие. К ним относятся и наложение штрафа, и заключение брака, и вынесение приговора. Все эти действия являются юридическими фактами различного социального масштаба, разной протяженности во времени и неодинаковые по социальной значимости.
Через волевое поведение людей юридические нормы и оказывают свое направляющее и преобразующее влияние на общественные отношения. При помощи правового регулирования можно добиться либо сокращения числа действий, не соответствующих интересам государства и общества, либо увеличения числа действий, отвечающих интересам и потребностям общества. Волевое же поведение людей лишь тогда может быть предметом правового регулирования, когда оно так или иначе соприкасается с движением правоотношений, т.е. выступает в виде юридических фактов-событий.
Действия выступают в различных качествах в системе правового регулирования. С одной стороны, они служат основаниями для возникновения правоотношений и наступления последствий. С другой стороны, действия выступают в роли того объекта, на который воздействуют правовые отношения.
Юридические действия весьма разнообразны и играют далеко не одинаковую роль в процессе правового регулирования, поэтому они являются сложным и многоплановым объектом классификации. Основным делением действий считается разделение правомерных и неправомерных действий.
Выделение среди действий неправомерных и правомерных производится по признаку того, как они согласуются с предписаниями юридических норм и требованиями правопорядка. В первом случае цель нормы—воспрепятствовать возникновению правоотношения (совершению противоправных поступков), а в случае, когда предупредительная функция нормы права оказалась недостаточной и противоправное действие совершено,— применить соответствующую меру наказания. Во втором случае цель нормы— оптимальная реализация ее предписаний и воздействие на правомерное поведение, справедливое осуществление прав и обязанностей. Качественное различие между целями правовой нормы определяет и качественное различие соответствующих правоотношений.
Правомерные действия наиболее полно и широко отражают активную, организующую роль права, поэтому остановимся на их рассмотрении более подробно.
Правомерными действиями называется волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям и согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов.
В научной литературе используется ряд делений правомерных фактов-действий: по субъекту выделяют действия граждан, государства, общества, организаций; по отраслям различают материальные и процессуальные действия; по способу совершения бывают действия, совершаемые лично и через представителя; а также действия могут быть по-разному закреплены: молчанием, жестом и документально.
Основной признается классификация правомерных действий М.М.Агаркова. В соответствии с этой классификацией выделяются юридические акты—действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Воля участников направлена на соответствующие правовые последствия. Примером таких актов служат плановый акт, договор, вступление в акционерное общество. Юридическими поступками называют такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение определенного, находящегося вне права результата, но которые порождают правовые последствия. С поступками норма права связывает юридические последствия в силу самого факта волевого действия независимо от того, было ли направлено это действие на данные последствия или нет. Здесь юридические последствия связываются непосредственно с самим фактом действия лица независимо от его волевой направленности. К таким поступкам относятся создание произведений искусства, сам факт признания долга. Например, когда писатель создает роман, он меньше всего думает о возникновении, в связи с появлением романа, его авторских прав на это произведение. Скорее всего, воля автора не направлена непосредственно на получение авторских прав, и в данном случае важен сам факт создания литературного произведения.
Наиболее широким и емким понятием в числе правомерных действий являются юридические акты, поскольку этот вид юридических фактов охватывает чрезвычайно широкий круг разнообразных правовых явлений. Они представляют собой правомерные действия, с которыми норма права связывает юридические последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия. Сюда входят административные акты, сделки, вступление в члены общественной организации. Правовые последствия наступают здесь потому, что на них направлена воля лица, совершающего гражданско-правовую сделку, индивидуальный или процессуальный акт.
С характеристикой юридических актов связан и ряд практических вопросов. В частности, в актах возможно расхождение содержание воли и ее изъявления (случаи обмана, насилия, заблуждения). Но так как юридические последствия связаны с волевым моментом, необходимо иногда решить, чему же отдать предпочтение—воле или ее внешнему изъявлению. Соответствующие проблемы решаются в науках гражданского и административного права.
В едином понятии юридического акта объединяются действия, в различной степени выражающие волю участников и воздействующие на их поведение, поэтому необходима их дальнейшая классификация. Основанием классификации может служить характер действия. Исходя из этого, можно выделить административный акт, как общее понятие, охватывающее акты, которые выступают в качестве юридических фактов в области государственного, административного, земельного, финансового и других отраслей права. В числе административных актов значительное место занимают акты государства, издаваемые им на основе просьбы гражданина. Примером может служить ордер на предоставление жилой площади. Здесь инициатива принадлежит лицу, обратившемуся с просьбой об издании соответствующего акта.
Также видом юридического акта является договор. В соответствии с ним возникают и развиваются правоотношения, регулируемые гражданским, трудовым и другими отраслями права. Договор играет большую роль в правовом оформлении самых различных общественных отношений. Поэтому сейчас правовой наукой разрабатывается отдельная общая теория договора, охватывающая применение данной правовой формы в различных областях общественной жизни.
К юридическим фактам относятся и действия, выражающие волю одного участника и создающие правовые последствия для других лиц. Условно их можно назвать односторонними сделками, которые охватывают различные отрасли права.
Для отношений, регулируемых различными отраслями права, характерно и соотношение отдельных видов юридических актов в возникновении и развитии соответствующих правоотношений. Так, для административного, финансового и земельного права характерно преимущественное значение административного акта. Отношения трудового права возникают, в основном, на основании трудового договора (контракта), хотя и здесь в некоторых случаях известную роль играет административный акт. В возникновении и развитии отношений семейного права значительное место занимают события как юридические факты (рождение, смерть, наступление совершеннолетия). Следовательно, соотношение различных видов юридических фактов, модификации каждого из них отражают особенности круга отношений, регулируемых данной отраслью права. В этом проявляется единство и дифференциация правового регулирования общественных отношений, обусловленных спецификой отдельных видов отношений. Установление единства системы юридических фактов дает возможность точно определять условия возникновения, развития и прекращения правоотношений в каждой отрасли.
Как уже упоминалось выше, основанием возникновения обязательств являются не только правомерные, но и неправомерные действия. Неправомерным действием называют волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями. В этом случае воля лица не направлена на возникновение правоотношения. Совершая преступление, преступник меньше всего желает осуществления уголовно-правового отношения с государством. Это в полной мере относится к лицам, совершающим противоправные поступки, не являющие преступлением. Тем не менее, именно совершение неправомерного действия представляет собой юридический факт, на основании которого возникает соответствующее правоотношение. Лицо, совершившее преступление, является не только объектом карательной власти государства, но и субъектом данного правоотношения.
Права и обязанности участников правоотношения, возникающего из правонарушения, формируются независимо от воли лица, совершившего правонарушение. Государство в данном случае преследует одну цель: препятствовать совершению тех неправомерных действий, которые служат основанием возникновения правоотношений, угрозой применения мер ответственности. Тем не менее, поведение лица, совершившего такой поступок, его цели и воля имеют определенное значение для определения меры наказания, для учета смягчающих обстоятельств, влияющих на выбор мер наказания.
С внешней стороны все неправомерные действия независимо от субъективного отношения к ним лица (т.е. вины) и последствий их совершения образуют единую группу. С этой точки зрения понятия “неправомерное поведение”, ”противоправное деяние”, ”правонарушения” являются синонимами. Вместе с тем на современном этапе развития права существенное значение придается субъективным элементам поведения участников общественных отношений, с чем связано выделение юридической ответственности. Под таким углом зрения неправомерные действия, классифицированные по несоответствию правовым предписаниям, весьма разнообразны. Их содержание и юридическая природа нередко существенно отличаются. В этом плане понятие “правонарушение” приобретает более узкое смысловое значение и соотносится в основном с особым юридическим последствием—юридической ответственностью.
Неправомерные действия различаются по нескольким критериям: по субъекту (совершаемые гражданином, должностным лицом, общественной организацией); по объекту (направленные против личности, общества, государства); по отраслям права (в области гражданского, земельного, трудового, административного права); по форме вины (совершаемые умышленно или по неосторожности) и по мотиву (хулиганские, намеренные, корыстные).
При рассматриваемом подходе к неправомерному поведению необходимо выделить объективно-противоправное действие, т.е. такой акт волевого поведения, который имеет чисто внешний характер, вызван противоречивостью отдельных норм, незнанием закона. Хотя по общему правилу, незнание закона не освобождает от ответственности. Однако и такое положение опровержимо. Для того чтобы его опровергнуть, требуется доказать, что лицо не только не знало закон, но и не могло его знать. Такая ситуация может сложиться только в исключительных случаях. Например, если человек в течение какого-то периода времени из-за стихийного бедствия был “отрезан от внешнего мира“, потерял доступ к любым средствам информации.
Также к числу таких действий относятся акты поведения, выражающие невиновное неисполнение юридических обязанностей, “ объективное” нарушение прав, т.е. все то, что может быть названо правовой аномалией. Такие неправомерные действия влекут за собой правовые последствия, которые ограничиваются лишь восстановлением нарушенного права, исполнением юридической обязанности, т.е. мерами защиты.
Основное же значение среди неправомерных действий имеет правонарушение—причиняющее вред общественным или личным интересам противоправное деяние (в форме действия или бездействия), которое совершается виновным деликтоспособным лицом и порождает юридическую ответственность.
В числе правонарушений, выступающих в качестве юридических фактов, различаются преступления и проступки. Основанием такого разделения служит характер и степень общественной опасности. Выделение преступления как особого вида правонарушений имеет существенное значение, поскольку любое правовое государство требует строжайшего соблюдения закона во всех случаях использования механизма уголовной репрессии. Закон определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания1. Таким образом, преступление выделяется как юридический факт из других неправомерных поступков, которые могут служить основанием для гражданской, административной, дисциплинарной ответственности.
Все остальные правонарушения, в отличие от преступлений, называются проступками. И они, в свою очередь, подразделяются на следующие виды.
Административные правонарушения (проступки)— это посягательства на государственный или общественный порядок, собственность, права и законные интересы граждан. В качестве примера можно привести безбилетный проезд в общественном транспорте.
Гражданско-правовые правонарушения (деликты)— это посягательства на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Примерами могут служить неуплата долга в установленный срок, распространение сведений, задевающих честь и достоинство другого лица.
Дисциплинарные правонарушения (проступки)— это посягательства на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и организаций. Они представляют собой нарушения правил внутреннего распорядка (прогул), устава воинской дисциплины (самовольная отлучка военнослужащего), учебной дисциплины (пропуск учебных занятий без уважительной причины).
В некоторых случаях совершение действия может служить основанием для возникновения, изменения или прекращения уголовного и другого правоотношения — гражданского, административного, трудового и т.п. Осуждение к длительному сроку тюремного заключения может служить основанием для прекращения брака в несудебном порядке1. В этом случае в первую очередь решается вопрос об уголовной ответственности: несудебный порядок развода основывается на том, что лицо признано виновным и отбывает положенное наказание. Вместе с тем возможны случаи, когда неправомерные действия не содержат признаков уголовного преступления, но служат основанием для гражданской или иной ответственности. Так, собственник автотранспортного средства может быть освобожден от уголовной ответственности, но за причиненный ущерб может понести гражданскую ответственность.
Кроме вышеуказанных видов классификации, существуют еще несколько, не всегда разделяемые всеми теоретиками права. Укажем лишь некоторые из них.
Деление юридических фактов по правовым последствиям.
По указанному критерию факты подразделяются на правообразующие, правоизменяющие, правопрепятствующие и правопрекращающие.
Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношения, ”вдыхают в него жизнь”. К таким относятся гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения.
Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.
Правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношения. Таковыми являются действия лица по осуществлению своего права или исполнению юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации прав и обязанностей, но и вследствие смерти человека (субъекта) или гибели вещи (объекта правоотношения).
Правопрепятствующие факты— это обстоятельства, препятствующие тому, чтобы другое обстоятельство могло выступить в качестве юридического факта.
Один и тот же факт в зависимости от конкретного правоотношения способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношений по наследованию, прекращение трудового правоотношения и изменение правоотношения по найму жилого помещения, поэтому говорят о некоторой условности такого деления. Но, несмотря на это, оно в теоретическом отношении позволяет раскрыть конкретную функцию соответствующего факта в механизме правового регулирования, а в практическом— его значение для наступления тех или иных правовых последствий.
Деление юридических фактов по форме их проявления.
По этому критерию юридические факты подразделяются на два вида: положительные и отрицательные.
Положительные—это факты, которые выражают реально существовавшее или существующие в данный момент явление действительности. Таковы, изданные административные акты, явления стихийного характера.
Отрицательные—это факты, выражающие отсутствие определенных явлений. Норма права связывает здесь юридические последствия не с наличием того или иного обстоятельства, а с его отсутствием. Таковы, например, некоторые из обстоятельств, необходимых для регистрации брака (отсутствие другого зарегистрированного брака, отсутствие определенной степени родства). Конечно, не всякий отрицательный факт имеет юридическое значение. Отсутствие того или иного явления юридически значимо лишь тогда, когда именно с этим отсутствием юридические нормы связывают правовые последствия.
С такой классификацией не согласна правовед Р.О. Халфина, объясняя это тем, что отрицательный факт является, по существу, правопрепятствующим фактом. Поэтому нет оснований эти факты рассматривать отдельно.
В юридической научной литературе уже давно обсуждается вопрос о положении фактов-состояний в системе юридических фактов. Одни авторы выделяют их в особое звено фактов, другие же включают их в число либо действий, либо событий. Рассмотрим обе позиции.
Согласно первой точке зрения, состояние—это сложные и относительно стабильные юридические факты, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически, порождая юридические последствия. Таковыми являются, например, гражданство, нетрудоспособность, брак. В некоторых случаях факт-состояние является длящимся обстоятельством (состояние здоровья), а в других— состоянием может быть правоотношение (членство в ЖСК). Однако одни из состояний имеют волевой характер и поэтому могут быть отнесены к числу действий (состояние в браке); а другие состояния носят неволевой характер и могут считаться событиями (состояние в кровном родстве). Такой вывод более близок другой точке зрения на юридические факты-события.
Раздел 3. Дефектность юридических фактов
В процессе установления юридических фактов нередко обнаруживается, что они имеют различного рода дефекты и недостатки. В одних случаях они связаны с содержанием юридических фактов (например, отсутствие стажа при достижении пенсионного возраста), в других— с внешней формой выражения (дефект в документе, закрепляющем трудовой стаж). Вот почему в теории юридических фактов возник вопрос, принимать ли такие факты во внимание или нет.
Такая проблема появилась еще в римском праве. Римские юристы выделяли пороки воли (обман, принуждение, заблуждение), при наличии которых сделки считались недействительными. Эта же проблема характерна и для современной российской правовой системы, но законодательство не всегда считает такие факты дефектными.
В качестве критериев дефектности выделяют два признака: юридический, когда признаки юридических фактов не соответствуют модели, закрепленной в гипотезе правовой нормы (не может считаться соавтором изобретения человек, не участвовавший в разработке или обнаружении признаков, отличающих данное изобретение от других); и социальный, когда у юридических фактов есть признаки, говорящие о существенных изменениях в их содержании1. Основу дефектности юридических фактов составляет дефектность социально-юридической ситуации. Дефективной называется ситуация, в которой отсутствуют некоторые необходимые признаки или присутствуют признаки, не предусмотренные законом. Примером дефектной ситуации может стать факт перевода рабочего на другую работу без его согласия2. Изучение таких ситуаций способствует большей стабильности правопорядка и более надежной защите общественных отношений.
Разделяют дефектность абсолютную и относительную. Абсолютная дефектность имеет место в случаях, когда социальное обстоятельство полностью теряет свое юридическое значение, а относительная дефектность является таковой только для определенного данного правоотношения. Например, лицо, имеющее низкий трудовой стаж, лишается права на льготную пенсию, но ничто не может лишить его права получать обычную пенсию в размере, установленном законодательством.
Существенное значение для понимания сущности дефектности юридических фактов имеет ее классификация, т.к. она помогает оценивать нарушения в юридических фактах и правильно разрешать конфликтные дефектные ситуации.
Согласно этой классификации, различаются следующие дефектные юридические факты.
1. В зависимости от юридического значения выделяют: несостоятельность, т.е. когда отсутствует фактическая предпосылка (заключение брака венчанием в церкви не признается государством3), недействительность, т.е. когда фактическая предпосылка возникает с нарушениями, при которых невозможно наступление правовых последствий (фиктивный брак не признается 1действительным) и малозначительное нарушение, связанное с процедурой документального оформления юридического факта. Такая дефектность не должна препятствовать поступлению правовых последствий.
2. По признаку исправимости различаются: исправимые дефектные факты, когда можно восстановить полноценность фактических обстоятельств путем совершения повторных или иных равнозначных действий (при пропуске срока закон разрешает повторить это действие), частично исправимые, которые можно исправит в некотором объеме (гражданская сделка, трудовой договор) и неисправимые, которые вызывают полную недействительность юридического факта.
3. По степени урегулированности дефектность бывает урегулированной в законодательстве и неурегулированной. В первом случае закон регулирует и “ нормальные” ситуации, и дефектные (ст. 35 КЗоТ РФ2), а во втором— в законе нет указаний на дефектную ситуацию и ее значение.
Надо отметить, что возникновение дефектного юридического факта является прямым нарушением правопорядка, поэтому государство и законодательство не могут относиться к ним безразлично. Для того чтобы преодолеть неблагоприятные последствия, вызванные этим, государство активно использует различные способы сглаживания противоречий права. Во-первых, оно способствует стабилизации правовых последствий, т.е. в определенных случаях закон сохраняет правовые последствия, возникшие из дефектного юридического факта. Это обусловлено тем, что все правоотношения взаимозависимы и распад одного из них вызовет распад другого, что в свою очередь может привести к цепному процессу распада правоотношений, а, следовательно, и всех отношений в обществе. Этого государство допустить не может. К числу таких способов относится, например, то, что признание недействительности брака не влияет на права детей, родившихся в нем1.
Вторым способом государственной реакции может считаться отсрочка в наступлении правовых последствий. Этот способ широко применяется при обнаружении нарушения правовых норм на стадии формирования правоотношения, еще до вступления его в силу. Например, ст. 130 ГПК РСФСР2. Разновидностью отсрочки является признание недействительности, т.е. аннулирование юридического значения факта. Санкция недействительности, надо сказать, не всегда достаточно регламентирована законодательством, что заметно снижает ее эффективность.
Дефектные юридические факты, как уже отмечалось выше,— это негативное явление в правовой системе, т.к. они значительно затрудняют нормальный процесс регулирования и защиты прав и свобод граждан страны. Но каковы же причины появления таких фактов в системе фактических обстоятельств?
Теория выделяет две основные такие причины: скрытое перерождение и фальсификация. Скрытое перерождение—это изменение юридических фактов с течением времени. Например, гражданин с дипломом о высшем образовании при отсутствии практики со временем может утратить свои навыки, но юридический факт (наличие высшего образования) не изменится, т.к. существует его внешнее выражение (диплом). Именно из-за таких случаев необходимо создание действенной и эффективной системы контроля над юридическими фактами, на которых непосредственно основывается предоставление прав и обязанностей (в форме проверок, аттестаций, тестирований).
Фальсификация же фактов может быть двух видов: искусственная фабрикация (например, имитация или симуляция болезни для того, чтобы получить дополнительные права или освободиться от некоторых обязанностей) и создание фиктивных доказательств (поддельные документы). Фальсификация юридических фактов является грубым нарушением правовых норм, за которое иногда предусмотрена уголовная ответственность, а в большинстве случаев такие факты просто признаются недействительными.
До сих пор речь шла только о юридических фактах как основании возникновения, развития, прекращения правоотношений. В ряде случаев достаточно наличия одного факта, с которым связана завязка и реализация определенных прав и обязанностей. Однако фактическая предпосылка, состоящая из одного факта, — довольно редкое явление, поэтому в широком круге отношений требуется не один, а несколько взаимосвязанных юридических фактов. Такая совокупность фактов называется фактическим составом или сложным юридическим составом. Таким образом, фактический состав—это система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий. Он представляет собой комплекс разнородных, самостоятельных жизненных обстоятельств, каждое из которых может иметь значение особого юридического факта.
Фактический состав необходим для возникновения и развития правоотношений в различных областях. Так, для возникновения права на получение пенсии в определенном размере необходимо выполнение нескольких условий: достижение соответствующего возраста, стаж работы, определенный размер заработной платы.
В некоторых случаях, когда признается наличие фактического состава, служащего основанием возникновения правоотношения, один из элементов состава поглощается при возникновении правоотношения и в дальнейшем правоотношение осуществляется в соответствии с другим элементом. Так, при поступлении на работу нового работника трудовые отношения с нанимателем возникают на основании трудового договора и факта прохождения собеседования. Однако, возникнув на основании такого сложного фактического состава, трудовое правоотношение в дальнейшем осуществляется только в соответствии с трудовым договором. Другие акты (направление на работу, выборы по конкурсу) исчерпываются в момент заключения контракта.
Существование фактических составов объясняется несколькими факторами. Во-первых, нужно отметить сложную систему современных общественных отношений и необходимости учитывать разнообразных жизненных обстоятельств. Однако разнородность общественных отношений не главная причина того, что закон нередко связывает наступление правовых последствий с комплексом обстоятельств. Фактические составы в большинстве случаев призваны с юридической стороны определенным образом организовать поведение участников общественных отношений и обеспечить интересы субъектов, их правовую активность на началах строгой законности. Эта обеспечительная функция выражается в том, что наступившая часть фактического состава уже порождает некоторые правовые последствия, которые гарантируют интересы лиц, дают возможность учесть волю субъектов и волю правоприменительных органов.
Так, само по себе наступление определенного возраста и наличие стажа еще не порождают пенсионных правоотношений. Но эти факты дают возможность субъектам требовать от органов социального обеспечения назначения пенсии. Пенсионные же правоотношения возникают на основе всей совокупности фактов: возраст, стаж, акта компетентного органа о назначении пенсии.
Таким образом, фактические составы выражают наличие в праве внутренних механизмов, которые на началах законности регулируют движение и динамику правоотношений с учетом правовой активности субъектов. А это подтверждает, что они могут быть отнесены к исконно правовым механизмам, соответствующим природе права и его ценности.
Виды фактических составов отражают особенности факторов, их обусловливающих.
1. По характеру связи элементов различаются простые, сложные и смешанные составы. Простые (“свободные”)—это комплексы фактов, между которыми существует свободная связь: факты могут накапливаться в любом порядке, важно лишь, чтобы в некоторый момент они оказались вместе. Так, согласно ст. 202 ч. 1 ГК РФ приостановление срока давности наступает в силу таких причин: нахождение одной из сторон в армии, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное обстоятельство, в силу установленного Правительством РФ моратория на исполнение обязательств и др.
Основной причиной существования таких составов, очень похожих на юридические факты, является разнородность фактов.
Сложные (“связанные”)— это системы фактов, между которыми существует последовательность, жесткая зависимость: факты в составе накапливаются в строго определенном порядке. Здесь элементы состава должны располагаться в строго определенном законом порядке, причем наступившая часть состава открывает более значительные юридические возможности.
Смешанные— это системы фактов, связь между которыми частично свободна, а частично жесткая. Так, при пенсионном обеспечении до определенного момента факты могут накапливаться в любом порядке (неважно, что приобретено раньше стаж или пенсионный возраст), а затем они должны накапливаться уже в строго определенной последовательности (заявление о выдаче пенсии, затем— акт органа социального обеспечения).
2. Деление по степени определенности составов различает определенные и бланкетные составы. Определенные— это составы, все элементы которых являются в строгом смысле юридическими фактами, и все они целиком предусмотрены гипотезами норм права.
Бланкетные (относительно определенные)— это составы, которые не полностью предусмотрены в юридических нормах; в нормах указаны лишь фактические предпосылки, а органы юстиции имеют возможность решать конкретные вопросы индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. Следовательно, бланкетные составы характеризуются тем, что они складываются из предпосылок индивидуальных актов и обстоятельства, указанные в норме, порождают последствия только посредством акта юрисдикционного органа. Например, фактический распад семьи приводит к расторжению брака только в совокупности с определением суда о разводе1.
3. По своему объему фактические составы подразделяются на завершенные и незавершенные.
Завершенные—это составы, в которых закончен процесс накопления юридических составов. Они порождают конечные юридические последствия, т.е. происходит возникновение, развитие и прекращение правоотношений. Моментом, свидетельствующим о завершенности фактического состава, является возникновение субъективного права (обязанности).
Незавершенные— это составы, в которых процесс накопления юридических фактов не закончен. Они могут порождать лишь промежуточные правовые последствия. Выполнив свою временную миссию, они как бы сходят со сцены, уступая место конечным правовым последствиям, порождаемым фактическим составом в целом.
Фактический состав следует отличать от группы юридических фактов. Группа—это несколько фактических обстоятельств, каждое из которых вызывает одно и то же последствие. Она не рассматривается юридической наукой как комплексное образование, и ее элементы обычно анализируются по отдельности, в качестве изолированных юридических фактов. Каждый элемент группы фактов влечет одно и то же правовое последствие, причем все элементы обычно закреплены в одном и том же нормативном акте.
Юридические факты не могут существовать в неоформленном виде, т.к. социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законодательством. Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками. Например, в области семейного права удостоверением пенсионных отношений занимаются органы ВТЭК, органы ЗАГС, военкоматы, архивы.
В науке еще недостаточно разработан вопрос о системе фиксации и удостоверения фактов. Эта система включает в себя, во-первых, органы и организации, уполномоченные фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, внесение записей в личное дело); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельства, копии, выписки).
В фактофиксирующей деятельности необходимо различать деятельность общего и специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их дальнейшего использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа, возраста, образования, семейного положения). Результаты этого вида деятельности могут использоваться в самых различных правоотношениях. Специальная деятельность по фиксации фактов ведется компетентными органами по конкретному делу и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно этого дела. Ее результаты, выраженные в специальном акте (приговор, решение, постановление), приобретают общее юридическое значение и могут использоваться для разрешения иных юридических дел.
В качестве субъектов фактофиксирующей деятельности выделяют судебные органы и органы государственного арбитража, специальные государственные органы (ВТЭК, нотариальные конторы, архивы) и иные органы государства, которые занимаются фиксацией фактов наряду с управленческой деятельностью в пределах своей компетенции (домоуправления, главные врачи больниц).
Установление и доказывание фактов— одна из традиционных проблем юридической науки и относительно новый вопрос в теории государства и права. Не требуется доказывать очевидные факты, например, что пешеход движется медленнее самолета, однако многие факты не очевидны и нуждаются в доказывании. Доказывание—это регулируемый юридическими нормами процесс, имеющий своей целью установить истину по делу, с тем, чтобы закон был применен правильно.
Юридические факты устанавливаются посредством доказательств. Доказательствами признаются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.
Юридическими фактами, как известно, могут быть и явления прошлого (совершенные правонарушения), и обстоятельства настоящего (возраст, стаж), поэтому в правоприменительном процессе о юридических фактах судят на основании других социальных обстоятельств, называемых доказательственными фактами. Они представляют собой явления действительности, на которых отразились те или иные следы, позволяющие судить о наличии или отсутствии устанавливаемых юридических фактов.
Завершающим этапом процесса доказывания фактов является их оценка. Оценочность пронизывает весь процесс с самых его первых этапов: производится оценка фактов, документов, версий. Причем наибольшую трудность представляет оценка достаточности доказательств.
Ключевым моментом этого вида преобразований является юридическая оценка фактических обстоятельств и их квалификация. Она имеет организующее значение, управляет процессом собирания доказательств. Содержание квалификации— сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в правовой норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом и официально приобретает такое качество. Ошибка в оценке означает приписывание фактам несвойственного им значения, что, соответственно, влечет принятие незаконного решения. Поэтому дальнейшее изучение этой темы, необходимо не столько с теоретической, сколько с практической точки зрения.
Список использованной литературы:
1. Алексеев С.С. “Теория права” М, Бек, 1994
2. Алексеев С.С. “Общая теория права” в 2-х тт. т.2 М., Юр. Лит,1993
3. Венгеров А.Б. “Теория государства и права” М., Юриспруденция,1999
4. Исаков В.Б. “Юридические факты в советском праве” М., Юр. Лит,1984
5. Красавчиков О.А. “Юридические факты в советском гражданском праве” М.,1958
6. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы под редакцией Кутафина О.Е. М., Юристъ,1999
7. Теория государства и права: учебник для вузов под редакцией Корельского В.М. М.,Норма,2000
8. Теория государства и права: учебник для вузов под редакцией Лазарева В.В. М., Новый юрист, 1997
9. Халфина Р.О. “Общее учение о правоотношении” М.,1974
10. Гражданский Кодекс Российской Федерации М., Проспект,1999
11. Семейный Кодекс Российской Федерации М., Проспект,1999
12. Кодекс законов о труде Российской Федерации М.,Проспект,1999
13. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Система “Консультант Плюс”
14. Гражданско-процессуальный Кодекс РСФСР: Internet
[1] И.А.Покровский “История римского права” Спб., 1999
1 Запрещается совместная служба на одном и том же<…> предприятии лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
2 Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию.
3 ст. 72 ч. 1 Семейного Кодекса РФ
1 УК РФ ст.14 ч.1
1 Семейный Кодекс РФ ст.19 ч.2
1 УК РФ ст. 86 чч.3-6
1 ГК РФ ст.49 ч.1 (отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии).
2 КЗоТ РФ ст. 25
3 Семейный Кодекс ст.10 ч.1 (брак заключается в органах ЗАГС)
1 Семейный Кодекс ст. 27 ч.1
2 Расторжение трудового договора<…> производится с предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа. Согласия соответствующего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора<…> не требуется в случаях…и т.д.
1 Семейный Кодекс ст. 30 ч. 3
2 Судья, установив, что исковое заявление подано без соблюдения требований или не оплачено государственной пошлиной, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает истца и предоставляет ему срок для исправления недостатков.
1 Семейный Кодекс РФ ст.22 ч. 1
Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД РФ Кафедра конституционного права РФ Курсовая работа по
Федеративная форма государственно-
территориального устройства
ФОРМА ГОСУДАРСТВА (форма правления,форма государственного устройства ,политический режим)
Форма государства
Формы государства
Формы государства
Источники права
Функции государства
Юридическая ответственность
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина
Разделение властей
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.