курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию.
Государственное образовательное учреждение среднего образования.
Нижнетагильский государственный педагогический
колледж им. Н.А.Демидова.
Социально гуманитарное отделение.
Специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Управленческая психология.»
На тему: Типы личности и их особенности поведения в конфликте.
Руководитель: Сыченко Ю.А..
Выполнила: Сальникова Н.А.
студентка группы
ДОУ 403, 4 курс.
г.Н.- Тагил.
2006
Содержание
Введение
Глава 1:Конфликт и его причины
1.1 Что такое конфликт
1.2 Причины конфликтов.
Глава 2: Психологические типы личностей.
2.1 Характеристика психологических типов личностей.
2.2 Различия в психологических особенностях как факторы конфликта
2.3 Краткие рекомендации по разрешению конфликтов.
Глава 3: Акцентуации характера
3.1 Типы акцентуации характера.
3.2 Конфликтные личности
Глава 4: Психологический практикум.
4.1 Определение типа личности по К. Юнгу.
4.2 Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттела
4.3 Диагностика агрессивности по тесту Баса-Дарки.
Заключение.
Ведение.
Конфликт это отсутствие согласия между двумя или более лицами Характер, психологические особенности личности накладывают огромный отпечаток на поведение человека в конфликте. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения конфликтной ситуации.
Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, установками, поэтому каждого человека по его личностным характеристикам можно отнести к тому или иному типу личности.
Исследовав существующую литературу и проанализировав собранный материал, я попыталась систематизировать его и изложить таким образом, чтобы он соответствовал цели моего курсового исследования – рассмотреть основные психологические типы личностей, показать влияние характерологических и личностных особенностей людей на их поведение в конфликтных ситуациях.
В первой главе своей курсовой работы я поставила перед собой задачу дать определение понятия конфликт, а также выделить основные причины его возникновения.
Индивидуальные внутренние психологические особенности и типологии личностей довольно многообразны, таким образом, задача главы № 2 - выделить и рассмотреть наиболее существенные психологические типы личностей и их соотношения, показать особенности поведения этих типов в конфликтах, и в заключение этой главы дать для каждого психотипа краткие рекомендации по преодолению конфликтных ситуаций.
В третьей главе описаны основные акцентуации характеров а так же некоторые типы конфликтных личностей, которые приводят к появлению затруднений в общении и возникновению конфликтов, основная задача этой главы - научить как наилучшим образом разрешать конфликтные ситуации с такими «трудными» людьми.
В заключительной части моей курсовой работы приведены три типа тестирований, с помощью которых любой желающий сможет определить свой тип личности, узнать больше об особенностях своего характера, а так же степени своей агрессивности и враждебности.
По данной теме мне удалось найти много нужной информации в психологической учебной литературе, в том числе популярной литературе. В основном я пользовалась книгой автора Л.Д. Столяренко «Психология и этика деловых отношений», так как изложение материала в ней наиболее кратко, доступно и современно.
Для нас – будущих специалистов ДОУ тема данного курсового исследования особенно важна и актуальна, т.к. должность секретаря - архивоведа предполагает активное общение с людьми, в котором неизбежно буду возникать конфликтные ситуации.
ГЛАВА 1.
Конфликт и его причины.
Конфликт сам по себе не есть проблема,
проблема в том, что нам делать с нашими различиями.
Р. Фишер
Лучший способ предупредить конфликт - не допустить его
Слово «конфликт» латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям1. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу.
Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, тоже были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать, и обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.
Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л.3
Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом; во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива. Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.
Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной: а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.); б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).
Итак, Остановимся на причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой “загоняющие” нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н.В.Гришиной для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).
С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинает начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).7
Далее остановимся вот на каком очень важном моменте. Мы нередко усматриваем конфликты там, где их в действительности нет, и, напротив, оцениваем порой отношения с другими как безоблачные, когда конфликт уже назрел. На эту человеческую особенность обратила внимание Л.А.Петровская.
В разработанной ею схеме анализа межличностного конфликта хорошо показано, что конфликт может быть адекватно, или неадекватно, или ложно понятым.
В первом случае (адекватность) это означает, что конфликтная ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящему.
Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует реально и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.
В третьем случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоит таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но вот стороны склонны рассматривать свои отношения как конфликтные.
Л.А.Петровская еще две реально допустимые ситуации: во-первых, когда объективно конфликт существует, но сторонами как таковой не обознается, и, во-вторых, когда конфликтность отсутствует и объективно и на уровне сознания.8
ГЛАВА 2.
2.1 Характеристика психологических типов личности.
Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психического самочувствия. Психосоциотип достаточно существенным образом влияет на поведение, уровень активности человека в конфликте.1
Известный психолог Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей собственной индивидуальности. Остановимся на типологии Бриггс-Маерс, которая опирается на концепцию Юнга2. Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Маерс составили индикатор типов личности (МВTI) в основу которого положены четыре принципа:
1.Откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира
(экстравертный тип) или изнутри себя (интровертный тип).
2.Как он собирает информацию о мире – последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип) или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип);
3.Как он принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслительный тип) или субъективно, под воздействием своих эмоций (эмоциональный тип).
4.Как человек строит свое поведение - принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочный тип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип).
Указанные 8 типов в Индикаторе Бриггс – Маерс обозначаются латинскими буквами:
Экстравертный (Extravert) - E | Интровертный (Inrovert) - I |
Сенсорный (Sensing)- S | Интуитивный (Intuitive) - N |
Мыслительный (Thinking) - T | Эмоциональный (Feeling) - F |
Решающий (Judging) - J | Воспринимающий (Perceiveng) - P |
Если вы заряжаетесь энергией от людей и действий и чувствуете себя опустошенным, оставаясь слишком долго в одиночестве если вам свойственно сначала говорить, а потом думать, если вы общительны и активны, то вы вероятнее всего экстраверт-Е3.
Если вы держите свои наблюдения и мысли при себе, оживленные обсуждения вас утомляют, если вы предпочитаете больше слушать чем говорить, если вы малообщительны и вам хочется почаще быть наедине с самим собой, то вы вероятнее всего относитесь к интровертам -I. Обычно экстравертов больше чем интровертов.
Мы собираем информацию об окружающем нас мире двумя основными путями; если вы предпочитаете конкретную информацию и опираетесь при сборе информации только на то, что можно увидеть услышать, потрогать, понюхать, фокусируете внимание на фактах и деталях, то вы представляете собой сенсорный тип – S .
Если вы собираете информацию произвольным путем, иногда «скачками», ищете в ней свой смысл, опираясь на интуицию, ищете опосредственное значение и взаимосвязи между различными явлениями, то, вероятно, вы – интуитивный тип – N .
Если два человека по- разному собирают информацию, то их дальнейшие отношения поставлены под угрозу, и конфликта не избежать. Например:
S. Сколько времени?
N. Уже поздно.
S. ( несколько удивленно) Сколько времени?
N. ( настойчиво) Уже пора идти.
S. (теряя терпение) Послушай, что я спрашиваю. Сколько времени? Я задал конкретный вопрос и жду конкретного ответа!
N . ( уверенный в своей правоте). Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех.
С этого момента все может пойти под откос. Так как те, кто относятся к сенсорному типу, понимают все буквально; им нужна конкретная информация. Относящиеся к интуитивному типу, наоборот, могут найти сто способов ответа на вопрос, ни один из которых не будет достаточным для человека сенсорного типа.
Если, принимая решение, вы предпочитаете быть логичным аналитиком, беспристрастным и объективным, пока не придете к заключению ,то вероятно ,вы относитесь, к мыслительному, логическому типу-Т.
Если вы опираетесь на субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения, то вы тяготеете к эмоциональному типу-F. Таким людям присущи субъективизм, гуманность, они руководствуются эстетическими категориями в большей мерей, чем логическими.
Различные комбинации этих качеств дают 16 типов личности, которые разделяются на 4 основные группы:
- интуитивно - мыслительный тип- NT,
- интуитивно – эмоциональный тип- NF,
- сенсорно – рассудочный тип- SJ,
-сенсорно - воспринимающий тип- SP.
Речь, идет здесь конечно не о неспособности каждого из людей пользоваться многообразием психических способностей, а о предпочтениях склонностях в большей мере опираться на ту или иную способность(подобно тому ,как правши или левши предпочитают пользоваться левой или правой рукой).Тем не менее люди разных типов нередко с трудом понимают способ мышления и поведения друг-друга, что порождает напряжение и конфликты между ними.
Например, у представителя типа NT вызывают раздражение люди, которым нужно повторять сказанное. Он не потерпит недоверии я к его идеям, противодействия прогрессивным, по его мнению, изменениям. Ему не нравится рутинная работа. В свою очередь представители этого типа могут расстраивать других тем, что не просят помощи, не благодарят других за работу, выполнение которой считают обязанностью; не дают детальных инструкций, так как считают, что достаточно дать общие указания, а до остального другие должны додуматься сами. Многих раздражает склонность людей этого типа все усложнять; их любовь к теоретизированию; игнорирование ими значимости межличностных отношений на работе; не учитывание того, что другие считают важным.
Личности типа NF с преобладанием интуиции и логики не выносят, когда их не замечают, забывают про них; если на работе их лишают возможности общаться с другими или недооценивают важность взаимоотношений между людьми; их раздражает нечувствительность других; нейтральность в конфликте. Они сами могут раздражать и вызывать на конфликт других своей повышенной потребностью в похвале и признательности обидчивостью; тем, что не дают негативной обратной связи, что лишает людей возможности иметь объективную информацию; приторностью, склонностью перехваливать других; частым использованием метафор.
Люди типа SJ не любят быстрых перемен, особенно в том, о чем уже договорились «до этого»; не выносят когда их прерывают; не любят слишком эмоциональных людей и ситуации; болезненно воспринимают принижение своего веса, значимости; их раздражают просьбы сделать что-то в последнюю минуту, опоздания, необязательность; подталкивание их к риску и так далее.
Людей типа SP выводит из себя тщательное предварительное планирование и приготовления; изучение инструкции до начала действий; просьбы быть точными; недоверие к их способности решить проблему по-своему; административные собрания; правила и ограничения во времени.
Другие с трудом выносят то, что у таких людей постоянно меняются планы, что они склонны действовать без достаточного обдумывания альтернатив и последствий; что они дают указания в последний момент, не обращают внимание на врем; что они берутся выполнять в краткий срок слишком большой объем работы, тем более что это же ожидается ими от других
Типологические профили помогают не только осознать свои сильные и слабые стороны, но и справиться с теми, кто постоянно создает нам дополнительные трудности. Изучение типологического портрета поможет проникнуть в суть проблемы и найти путь к мирному обсуждению и благоприятному разрешению конфликта.
2.2 Различия в психологических особенностях как факторы конфликта. 4
Различие связанные с принадлежностью людей к разным характерологическим типам часто является причиной конфликтов на базе взаимного непонимания, расхождения интересов, ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем. Под английским словом differences (различия) нередко подразумевается то, что при переводе на русский язык обозначают словом «разногласия».
Следует отметить, что поведение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием его участников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступки немыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влиянию негативных сильнейших негативных эмоций, таких ,как гнев, ярость.
Так, ни один психологический тип не блещет в конфликтных ситуациях. Трудно сказать почему, но конфликт способствует проявлению худших черт из тех, которыми мы обладаем. Так, интуитивно - мыслительные (NT) становятся еще жестче, будучи не только непоколебимо уверенными в своей правоте, но и полностью закрываясь от иных точек зрения. Экстраверты вместо того, чтобы демонстрировать свое умение уговаривать, становятся шумными и бессмысленно агрессивными. Интроверты просто замыкаются в себе, исключая возможность общения, которое могло бы привести к урегулированию конфликта
Потребность мыслительного - Т в четкости и внятности, может быть незамедлительно интерпретирована эмоциональным – F как враждебность, даже в ходе самого простого обмена репликами. Т во время конфликта не стараются разобраться в его сути, обсудить подход к его разрешению, в то время как F, сосредотачиваются на своих эмоциях, начинают винить себя в том, что произошло, а зачастую реагируют даже физически - потеют, плачут, кричат и т.д.
Экстраверты-Е обычно бессознательно стремятся вынести конфликт во вне, с тем, чтобы он мог стать достоянием общественности. Это происходит вне зависимости спорит ли он с другим экстравертом, или интровертом- I .По ходу дела Е стараются буквально окатить собеседника потоком слов, уточняя свою позицию. Большинство экстраветртов убеждены, что стоит сказать еще одно слово – «и мы во всем разберемся». Интроверты чаще всего ощущают, что если они услышат хоть еще одно слово, они взбесятся.
Проблема Е- типа в том что, они способны так много наговорить за короткое время, но сами вряд ли помнят, что только что говорили. Они могут быть удивлены и даже шокированы, когда узнают, что другие не только не запоминают их слов, но и обижаются на них. Дополнительная проблема и новый конфликт могут возникнуть из-за склонности экстравертов забывать, что именно они говорили.
Для интроверта конфликт оборачивается тяжелейшим физическим стрессом. Во время спора, когда экстраверт выплескивает свои проблемы на окружающих. Интроверт загоняет их вовнутрь. Исследования показали, что I , более чем Е подвержены таким связанными со стрессом болезнями, как язва и заболевания толстого кишечника.
При конфликте прием информации для сенсорных более касается деталей того, что, было сказано или произошло. Ключевое значение имеют конкретные слова и события, и именно они подвергаются в дальнейшем воскрешению в памяти и осмыслению. Для интуитивистов гораздо более важен подтекст и смысл.
Для решающих - J важно закрыть прения. Их формулировки часто заставляют нас полагать, что от своей точи зрения J не откажется, так - что нечего и разговаривать. Обычно они разговаривают так, будто они убеждены в своей правоте, даже тогда, когда знают что неправы. В подобные моменты они входят в кураж, говорят громко, их заявления звучат категорично в расчете на то, что другой человек отступит.
Когда решающий «закрывается» и не желает ничего обсуждать, положение воспринимающего оказывается очень сложным. У нег вполне может быть какое-то мнение по данному вопросу ,но воспринимающие стремятся постоянно видеть вещи с новых сторон ,оставаться открытыми к различным вариантам и проявлять подлинную гибкость.
В результате возникает порочный круг: продолжает рассматривать варианты, а решающий костенеет в своей позиции. В результате оба втягиваются в безнадежный конфликт, который в итоге и не затрагивает тех вопросов, из-за которых начался спор.
Совместимость характеров - дело довольно сложное и тонкое.. Здесь требуется определенная «взаимодополняемость» характеров («властный характер»- «склонный к подчинению), такая пара людей более совместима, чем люди с похожими, одинаково властными характерами5.
Но есть качества характера, которые требуют подобия, а их несовпадения часто вызывают конфликт («аккуратный» и «неряшливый», «честный» и «лживый»- мало совместимы). Но немало конфликтов возникает и между людьми одинаковых типов, что ведет к гипертрофированному проявлению свойственных им черт (ваше достоинство, доведенное до крайности , становится недостатком).
Возьмите двух экстравертов, которые будут говорить одновременно, не слыша друг друга. Чем больше шума, тем меньше возможность, что- либо разобрать. Или представьте двух решающих, у каждого из которых набор железных правил. Обе стороны убежден что правы именно они, и начинается ссора приводящая к длительному отчуждению. Если оба экстраверты – непонимание может вылиться в идущий по нарастающей обмен отрицательными эмоциями.
В общем для совместимости с другими людьми требуется три основных качества:1)способность критически относиться к себе ;
2) терпимость к другим; 3) доверие к другим. Если эти качества полностью отсутствуют человека, то он психологически несовместим с другими людьми и всегда несет с собой тень конфликта. Если люди слишком различаются по типам психологических предпочтений, и не осознают, не учитывают этого, то возникновение конфликтов очень даже вероятно, даже если у людей не антагонистических интересов.6 По-видимому, успешно смогут работать вместе люди, которые имеют совпадения хотя бы по двум из психологических предпочтений, т.е. оба должны быть или экстравертами, либо интровертами и относится, либо к решающему, либо к воспринимающему психологическому типу, хотя и это не гарантирует отсутствие разногласии в дальнейшем.7
2.3 Краткие рекомендации по разрешению конфликтов8:
Экстравертам. Остановитесь, посмотрите и послушайте, возможно, вы полагаете, что если говорить не переставая, то путь из любого конфликта будет найден. То, что для вас труднее всего ,вполне вероятно, больше всего и требуется в сложившейся ситуации, а именно – выслушать точку зрения другого человека.
Интровертам. Выражайте свое мнение. Хотя часто это очень трудно и может показаться излишним, тем не менее, совершенно необходимо, чтобы вы изложили свое видение дела, и, может быть, даже не один раз, пока не убедитесь, что другой человек услышал. Когда дело касается конфликта, немного перестраховаться – не грех. Обязательно удостоверьтесь, что до собеседника дошло то, что вы говорите.
Сенсорным. Конфликт не сводится к одним фактам. Хотя это кажется вам пустой тратой сил, затемняющей суть дела, порой имеет смысл обратить внимание на сопутствующие обстоятельства. Если с вами не соглашаются, чтобы вы не говорили, скорее всего, имеются требующие вашего внимания аспекты, находящиеся за пределами данной ситуации как таковой.
Интуитивистам. Не уклоняйтесь от проблемы. Когда возникает конфликт, вы хотите увязать его с картиной в целом. Это не всегда полезно и не всегда уместно. Может ускользнуть специфика данной ситуации, что затруднит решение. Иногда урегулирование простого спора, напротив, облегчает, решение более глобальных вопросов.
Мыслительным. Позвольте немного искреннего выражения эмоций. Вас передергивает когда другие в споре переходят на крики. Равным образом вам не по себе и когда они обнимаются и ли изливают теплые чувства. Но все это неотъемлемая часть разрешения конфликтов. Если вы не способны выразить ваши чувства, предоставьте другим свободу в этом отношении.
Чувствующим. Будьте прямолинейны и не бойтесь конфортации. С миром ничего не случиться, если вы скажете то, что думаете, даже если это и нечто негативное. То, что вам кажется резким, не обязательно будет воспринято как резкость другими людьми. Возможно, они даже одобрят вашу откровенность и отнесутся к ней с уважением. если вы подвержены эмоциональным всплескам, не извиняйтесь за них и не терзайтесь чувством вины. Откровенное выражение чувств облегчает продвижение к конструктивному разрешению проблемы.
Решающим. Вы вовсе не всегда правы. Как не трудно. Но вам стоит принять это на веру, если вы хотите, чтобы конфликт вообще когда-нибудь разрешился. Решающие видят мир в черно-белых тонах и делят все в не на правильное и неправильное. Им трудно согласиться с противоположной точкой зрения
Воспринимающим. Займите четкую позицию. Воспринимающие иногда принимают участие в споре на обеих сторонах, потому-то они и в самом деле видят обе стороны. Порой это выглядит как дьявольская уловка. Однако гибкость и умение примирять разные вещи не всегда способствует разрешению конфликта. Эти качества даже могут усилить спор. Если вы в чем-то действительно убеждены, займите соответствующую позицию и отстаивайте ее.
Характер – это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения9. Чтобы сформулировать характер нужны определенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал для подражания); нужны средства формирования - внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства - самоуговоры, самообманы. Собственные усилия самосовершенствования.
У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос», акцентуация характера, в результате чего ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты.
Выраженность акцентуации может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни психопатии. Психопатия болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушается взаимодействия с окружающими людьми. Но в отличие от психопатии, акцентуация характера проявляется не постоянно, с годами может сглаживаться, приблизится к норме.
Любое качество характера, даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает некий негативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению, обуславливать «трудный», «тяжелый характер. Так даже такое качество как жизнерадостность, активность, при своем переизбытке обуславливает «трудный гипертивный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых постоянно хорошее настроение, независимо от жизненных обстоятельств («патологический счастливчик»). Повышенная активность и энергичность направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, хулиганство).
3.1 Типы акцентуации характера10:
Гипертимный тип. Люди этого типа очень энергичны, самостоятельны, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Они не реагируют на замечания; самокритичность отсутствует. Черты привлекательные для собеседника: энергичность, жажда деятельности, инициативность, оптимизм. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность.
У них нередко возникают конфликты. Окружающим в них не нравится: легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность. Конфликт возможен при монотонной роботе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у человека возникает накопление негатива и вспышки гнева. Люди гипертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести впечатление.
Дистимичный тип. У этого типа людей наблюдается постоянное пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность. Эти люди тяготеются шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся.
В конфликты вступают редко, чаще являются в нем пассивной стороной. Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное влияние. Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных ситуациях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация обычно возникает у людей меланхолического темперамента.
Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих людей зависит многое в их психологии и поведении. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистемической. В период спада остро воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение в конфликте мало предсказуемым, противоречивым.
Возбудимый тип. У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, возможны льстивость, услужливость, (как маскировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, жестокость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жесткость, ослабленный контроль над влечением.
Эмотивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти люди не любят больших компаний. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Предпочитают узкий круг общения, которые понимали бы их с полуслова. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Окружающим нравится альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Люди эмотивного типа очень исполнительны и имеют повышенное чувство долга.
В конфликты вступают редко, и выступает в них как пассивная сторона. Обиды не выплескивает наружу, а держит их при себе. Конфликты с близкими людьми воспринимают как трагедию. Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувственность, слезливость отталкивают от него окружающих людей.
6. Демонстративный. Эти люди стремятся быть в центре внимания. Добиваются своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Они легко забывают о своих неблаговидных поступках. Люди демонстративного типа привлекают окружающих обходительностью, актерским дарованием. Способностью увлечь других, а также своей неординарностью.
Но они имеют множество черт, которые отталкивают от них людей, и они способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у них истерические реакции.
7.Застревающий. Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликтах чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей проявляют властолюбие-«занудливость нравоучителя».
Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление требований к себе, жажда справедливости, принципиальность устойчивость взглядов. Но в тоже время у людей такого типа есть черты, которые отталкивают их от окружающих: обидчивость, подозрительность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствию к достижению честолюбивых целей.
8.Педантичный. У этих людей выражена занудность в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.
Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и в чувствах. Но такие люди имеют и отталкивающие черты: формализм, «крючкотворство», занудливость, стремление переложить принятие важного решения на других.
Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психогении.
9.Тревожный. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомнения в правильности своих действий. Конфликты возможны при ситуациях страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений. Но в конфликты вступают редко, и играют в них пассивную роль.
Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность, и исполнительность. Но боязливость, мнительность вследствие беззащитности служат подчас мишенью» для шуток, часто они являются «козлами отпущения».
10. Экзальтированый. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.
Такие черты как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими чертами. Конфликты воспринимают трагически, имеют склонность к невротической депрессии.
11. Интровертированный. Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего погружены в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся холодно и сдержано. Окружающие часто их не понимают.
Конфликтуют редко, только при попытке вторгнутся в их внутренний мир. Упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов, и наличие своей точки зрения отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность, и грубость окружающих усиливают замкнутость.
12. Конформный.
Люди этого типа акцентуации обладают высокой общительностью, словоохотливостью. Обычно не имеют своего мнения, несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться из толпы. Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Очень подвержены чужому влиянию. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. Люди этого типа не обдумывают свои поступки и слова.
3.2 Конфликтные личности11.
Несомненно, существуют «трудные» люди, тесть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности.
Наиболее явными из трудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Ели человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв ми дать ему прийти в себя. Но есть некоторые типы личностей, для которых агрессия является привычным типом поведения. Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.
Грубиян - «танк» идет напролом, необращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать – это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально. Важно заранее установить пределы, за которые вы не пойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следует сохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это и непросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание «танка». Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как только внимание у вас - торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это не надолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора. Не давайте волю эмоциям и после его завершения.
Существует тип «грубияна - крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна».
К этому типу примыкает «граната»- тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности, ощущения контроля за ситуацией. Можно «разрядить гранату», дав такому человеку возможность контроля за ситуацией, и успокоить его.
«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое - зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.
Менее агрессивный но не менее нервирующий тип – «всезнайка» ,который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним - считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он утверждает что ему некогда.
«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.
Один из наиболее сложных типов – это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно – агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы. По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование - это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.
Если же вы вынуждены иметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательства для себя, чтоб потом предъявить ему. Чутко обрисуйте ему значимые для него последствия не выполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того пока человек такого типа еще не сделал нечего плохого, не «программировать» его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом. Который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, «обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в «кустах». Задайте ему на прямую, возможно, в присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.
«Сверх покладистый» тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность т другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. Это даст ему возможность взять передышку и не добиваться важного расположения столь непродуктивным способом, какой он практикует.
Глава 4.
Психологический практикум.
В практической части своей работы я представляю три вида тестов. Ответив на вопросы этих тестирований, каждый человек сможет определить к какому типологическому типу он относится, определить особенности своего характера, а так же выявить степень своей агрессивности и враждебности.
4.1 Определение типа личности по к. Юнгу12.
Инструкция.
В представленных ниже утверждениях выразите свое отношение к позициям а и б. Ответьте, с какой из этих позиций вы более всего согласны. Если в вашем представлении вам присуще нечто среднее. То и тогда вам все-таки следует склониться к одной из представленных альтернатив
Вопросы.
1. Что вы предпочитаете?
а) немногих близких друзей;
б) большую товарищескую компанию.
2. Какие книги вы любите читать больше?
а) с занимательным сюжетом;
б) с раскрытием переживаний героев.
3. Что вы скорее можете допустить в работе?
а) опоздание;
б) ошибки.
4. Как вы относитесь к своему дурному поступку?
а) остро переживаете;
б) острых переживаний нет.
5. Как вы сходитесь с людьми?
а) быстро и легко;
б) медленно и осторожно.
6. Считаете вы себя обидчивым?
а) да;
б) нет.
7. Склонны ли вы смеяться от души?
а) да.
б) нет.
8. Каким вы себя считаете?
а) молчаливым;
б) разговорчивым.
9. Откровенны вы или скрытны?
а) откровенен;
б) скрытен.
10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
а) да;
б) нет.
11. Находясь в обществе, что вы предпочитайте?
а) говорить;
б) слушать.
12. Часто ли вы испытываете недовольство собой?
б) часто;
а) редко.
13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?
а) да;
б) нет.
14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?
а) да;
б) нет.
15. Быстро ли вы переходите от решения к выполнению?
а) быстро;
б) медленно.
16. Часто ли меняется ваше настроение?
а) часто;
б) нет.
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
а) да;
б) нет.
18. Каковы ваши движения?
а) быстрые;
б) медленные.
19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?
а) часто;
б) редко.
20. Как вы поступите в затруднительных случаях?
а) спешите обратиться за помощью;
б) решаете свои проблемы сами, не обращаясь за помощью.
Анализ данных тестирования.
1. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с ключом к опроснику.
2. Для того чтобы определить место индивида по шкале «интроверсия – экстраверсия «, необходимо количество ответов, совпадающих с ключом к опроснику, умножить на 5.
3. Сумма баллов определит принадлежность индивида к тому или иному типу( интроверт, экстраверт, амбиверт).
0-35 баллов-интроверсия.
36-65 баллов-амбиверсия
66-100 баллов- экстраверсия
Интроверсия Амбиверсия Экстраверсия
0 35 65 100
Ключ к опроснику.
О вашем месте по шкале «интроверсия-экстраверсия» свидетельствуют следующие варианты альтернатив, совпадающие с вашими ответами на вопросы: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20б.
Общая сумма ваших ответов, совпадающих с обозначенными в ключе, умножается на 5.
4.2 Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттела 13
Состоит из 79 вопросов. С их помощью определяются особенности характера индивида – эмоциональная стабильность, уровень доменантности, комформности, тревожности, уверенности и т.п.
Инструкция.
Вам предлагается ответить на все вопросы, не пропуская ни одного из них.
Ваш ответ заключается в выборе одной из трех альтернатив. Зафиксируйте свой выбор в бланке ответов, который приведен в конце опросника: соответствующую альтернативу по тому или иному вопросу обведите, например, кружком. При выборе ответов долго не задумывайтесь. Желательно, чтобы неопределенных ответов (альтернатив б) у вас было как можно меньше. Это позволит точней определить особенности вашего характера.
Вопросы:
1.Если бы я сказал, чтобы небо находится «внизу», а «зимой» жарко, я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом, б) святым, в) тучей
2.Когда я ложусь спать, то:
а) засыпаю быстро, б) нечто среднее, в) засыпаю с трудом.
3. Если бы я вел машину по дороге ,где много других машин ,я бы предпочел:
а.) пропустить вперед большинство машин б) не знаю.
в) Обогнать идущие впереди машины.
4. Мне важно чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
5. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, рады меня видеть:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
6. Я скорее бы занимался:
а) фехтованием, танцами;
б) затрудняюсь сказать;
в) борьбой и баскетболом.
7.Меня забавляет когда люди рассказывают о своих делах, поступках совсем не так как было на самом деле:
а) да, б) не знаю, в) нет.
8.Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:
а) да, б) не знаю, в) нет.
9. Если мне кто – нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
а) да, б) не знаю, в) нет.
10. Мне больше нравятся новые способы выполнения работы, чем старые, испытанные приемы:
а) да, б) не знаю, в) нет.
11. Когда я планирую что-либо, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
а) да, б) не знаю, в) нет.
12. Думаю что я менее чувствительный и менее возбудимый ,чем большинство людей:
а) да, б) не знаю, в) нет.
13.Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
а) да, б) не знаю, в) нет.
14. Я думаю, что слово противоположное слову «неточный», - это:
а) небрежный, б) приблизительный, в) тщательный.
15.У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да, б) не знаю, в) нет.
16.Меня больше всего раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;
б) затрудняюсь ответить;
в) создают мне неудобства, опаздывая на встречу со мной.
17. Я думаю, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно,
б) затрудняюсь ответить,
в) любую работу надо выполнять тщательно, если вы за нее взялись.
18. Мне всегда приходится преодолевать смущение.
а) да, б) не знаю, в) нет.
19.Мои друзья чаще:
а) советуются со мной,
б) советуются со мной и дают мне советы в равной мере,
в) дают не советы.
20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
а) да, б) не знаю, в) нет
21.Я не могу равнодушно слушать, когда другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
а) да, б) не знаю, в) нет.
22. Меня волнуют мои прошлые проступки и ошибки:
а) да, б) не знаю, в) нет.
23.Если бы я одинаково умел и то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы,
б) трудно сказать,
в) играть в городки.
24. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
а) да, б) не знаю, в) нет.
25.Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да, б) не знаю, в) нет.
26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо:
а) да, б) не знаю, в) нет.
27. Какое из этих слов не связано с другими словами?
а) кошка, б) близко, в) солнце.
28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает, б) нечто среднее, в) не беспокоит меня совершенно.
29. Если бы у меня было много денег, то я:
а) позаботился бы о том чтоб не вызывать к себе зависти,
б) не знаю,
в) жил бы, не стесняя себя.
30. Люди должны больше, чем они это делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да, б) не знаю, в) нет.
31.Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и мог оставаться один,
б) не знаю,
в) живым и подвижным.
32. Мне нравилась бы повседневная работа с различными установками и машинами:
а) да, б) не знаю, в) нет.
33. Я думаю, большинство свидетелей говорят правду, даже если им это нелегко:
а) да, б) не знаю, в) нет.
34. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делают остальные:
а) да, б) не знаю, в) нет.
35. Я никогда не чувствую себя настолько несчастным, что хочется плакать:
а) да, б) не знаю, в) нет.
36. В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении оркестра,
б) не знаю,
в) соло на скрипке.
37. Я бы предпочел провести летний месяц:
а) в саду с несколькими друзьями.
б) затрудняюсь сказать,
в) возглавлять группу в летнем лагере.
38. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишние,
б) трудно сказать,
в) не стоят того.
39. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не огорчают меня:
а) да, б) не знаю, в) нет
40. Дом так относится к комнате как дерево к:
а) лесу, б) растению, в) листу.
41.То, что я делаю, у меня не получается:
а) да, б) не знаю, в) нет.
42. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть,
б) не знаю,
в) предпочитаю действовать наверняка.
43.Мне больше нравится человек:
а) большого ума, пусть он даже не надежен и непостоянен,
б) трудно сказать,
в) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.
44. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем большинство людей,
б) не знаю,
в) медленнее, чем другие люди.
45. На меня большое впечатление производят:
а) мастерство и изящество,
б) трудно сказать,
в) сила и мощь.
46. Считаю что я человек склонный к сотрудничеству:
а) да, б) не знаю, в) нет.
47. Если вопросы касаются лично меня, я предпочитаю:
а) решать их сам,
б) затрудняюсь ответить.
в) советоваться с другими.
48. Если человек не отвечает мне сразу же после того, как я что-нибудь сказал, то я чувствую что, должно быть я сморозил глупость:
а) да, б) не знаю, в) нет.
49. В школьные годы я получил знаний больше всего:
а) на уроках, б) не знаю, в) читая книги.
50. Я избегаю общественной работы, и связанной с ней ответственности:
а) да, б) не знаю, в) нет.
51.Когда вопрос, который мне надо решить, очень труден и требует много усилий, я стараюсь:
а) заняться другим вопросом.
б) затрудняюсь ответить,
в) еще и еще пытаюсь решить этот вопрос.
52. У меня возникают сильные эмоции (тревога, гнев, приступы смеха и т.п.), казалось бы, без всякой причины:
а) да, б) не знаю, в) нет.
53. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,6,5, будет:
а) 10, б) 5, в) 7.
54. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты, и головокружения без видимых причины:
а) да, б) иногда, в) нет.
55. Я предпочитаю отказаться от своего заказа только бы не причинить официанту лишнее беспокойство:
а) да, б) иногда, в) нет.
56. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в развлечениях,
б) затрудняюсь ответить,
в) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.
57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:
а) да, б) иногда, в) нет
58. Если можно было бы перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться:
а) с Колумбом б) не знаю, в) с Пушкиным.
59. Я вынужден сдерживать себя, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да, б) иногда, в) нет.
60. Если люди думают, обо мне плохо я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать, так как считаю нужным:
а) да, б) иногда, в) нет.
61.Если я вижу, что старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) думаю, что у него плохое настроение,
б) не знаю,
в) беспокоюсь о том ,какой неверный поступок я совершил .
62. Все несчастья происходят из - за людей:
а) которые во всем стремятся внести изменения, хотя уже существуют проверенные способы решения этих вопросов.
б) не знаю,
в) которые отвергают новые многообещающие предложения.
63. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
а) да, б) иногда, в) нет.
64. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:
а) да, б) не знаю, в) нет.
65. Мне кажется я менее раздражительный, чем большинство людей:
а) да, б) иногда, в) нет.
66. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы:
а) отстают, б) идут правильно, в) спешат.
67. Мне бывает скучно:
а) часто, б) иногда, в) редко.
68. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальными способами.
а) да, б) иногда, в) нет.
69. Дома, в свободное время, я:
а) болтаю, отдыхаю,
б) затрудняюсь ответить,
в) занимаюсь интересующими меня делами.
70. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:
а) да, б) иногда, в) нет.
71. Я считаю, что написанное стихами можно также точно выразить прозой:
а) да, б) иногда, в) нет.
72. Я подозреваю что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, за моей спиной могут оказаться отнюдь не друзьями:
а) да, в большинстве случаев,
б) иногда,
в) нет, редко.
73. Я думаю, что интересно было бы быть:
а) натуралистом, работать с растениями,
б) не знаю,
в) страховым агентом.
74.Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым вещам, животным:
а) да, б) иногда, в) нет.
75. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
а) да, б) иногда, в) нет.
76. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера,
б) не знаю,
в) где каждый играет сам за себя.
77. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
а) да, б) иногда, в) нет.
78. Если я остаюсь дома один, через некоторое время я начинаю ощущать тревогу и страх:
а) да, б) иногда, в) нет.
79.Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем Александр приходится отцу Марии?
а) двоюродным братом,
б) племянником,
в) братом.
Факторы | Ваш выбор альтернатив | ∑ | ||||||
В |
1. а б¹ в | 14. а б в¹ | 27. а б¹ в | 40. а б¹ в | 53. а¹ б в | 66. а б в¹ | 79.а б¹ в | |
С |
2. а² б¹ в | 15. а² б¹ в | 28. а б¹ в² | 41. а² б¹ в | 54. а б¹ в² | 67. а б¹ в² | ||
Е |
3. а б¹ в² | 16. а б¹ в² | 29. а б¹ в² | 42. а² б¹ в | 55. а б¹ в² | 68. а² б¹ в | ||
G |
4. а² б¹ в | 17. а б¹ в² | 30. а² б¹ в | 43. а б¹ в² | 56. а² б¹ в | 69. а б¹ в² | ||
H |
5. а² б¹ в | 18. а б¹ в² | 31. а б¹ в² | 44. а² б¹ в | 57. а² б¹ в | 70. а б¹ в² | ||
I |
6. а² б¹ в | 19. а² б¹ в | 32. а б¹ в² | 45. а ²б¹ в | 58. а б¹ в² | 71. а б¹ в² | ||
L |
7. а² б¹ в | 20. а б¹ в² | 33. а б¹ в² | 46. а б¹ в² | 59. а² б¹ в | 72. а² б¹ в | ||
N |
8. а б¹ в² | 21. а² б¹ в | 34. а² б¹ в | 47. а² б¹ в | 60.а б¹ в² | 73. а² б¹ в | ||
O |
9. а б¹ в² | 22. а² б¹ в | 35. а б¹ в² | 48. а² б¹ в | 61. а б¹ в² | 74. а² б¹ в | ||
Q |
10. а² б¹ в | 23. а² б¹ в | 36. а б¹ в² | 49. а б¹ в² | 62. а б¹ в² | 75. а² б¹ в | ||
R |
11. а² б¹ в | 24. а б¹в² | 37. а² б¹ в | 50. а² б¹ в | 63. а б¹ в² | 76. а б¹ в² | ||
S |
12. а² б¹ в | 25. а² б¹ в | 38. а² б¹ в | 51. а б¹ в² | 64. а б¹ в² | 77. а б¹ в² | ||
T |
13. а² б¹ в | 26. а б¹ в² | 39. а б¹ в² | 52.а² б¹ в | 65. а б¹ в² | 78.а² б¹ в |
Анализ результатов тестирования
1. Производится подсчет суммы баллов, набранных по каждому из фактов (В,С,Е,G…). Подсчет делается путем построчного суммирования значений «1» и «2» при соответствующих альтернативах (а,б,в), отмеченных испытуемым как ответы на вопросы теста. Сумма набранных баллов по каждому из фактов проставляется в правой колонке бланка.
2. Полученные баллы сравниваются со средним значением по каждому из фактов и делаются соответствующие выводы по количественной выраженности характерологических свойств личности испытуемого
Факторы |
Среднее значение |
На 1-1,5 балла ниже среднего значения |
На 1-1,5 балла выше среднего значения |
∑ |
B | 4,0 | Интеллект: конкретный | Абстрактное мышление | |
C | 7,5 | Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональная стабильность | |
E | 5,5 | Подчиненность, застенчивость | Доминантность, самоуверенность, авторитарность | |
G | 7,8 | Приспособляемость, беспринципность, подверженность влиянию случая, асоциальным действиям | Принципиальность, придерживается правил поведения, морали | |
H | 7,7 | Робость, осторожность, сдержанность | Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные невзгоды | |
I | 7,8 | Жесткость, самоуверенность, практичность | Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность | |
L | 4,3 | Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми | Подозрительность, эгоистичность, осторожность | |
N | 5,5 | Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность | Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность | |
O | 6,6 | Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность. Нервы не расшатаны. | Тревожность, депрессивность, отягощение дурными предчувствиями | |
Q | 8,1 | Консерватизм придерживается установившихся правил, принимает их на веру | Радикализм, тяга к новому, экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий | |
R | 5,7 | Конформизм, зависимость от группы, компанейский, следует общественному мнению | Независимость, предпочитает собственные решения, не считается с общественным мнением | |
S | 6,3 | Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным страстям | Высокий контроль своих эмоций и поведения , точность в выполнении социальных требований | |
T | 6,0 | Расслабленность, вялость, спокойствие, лень, низкое рабочее напряжение | Высокая активность, напряженность, деятельный, взвинченность, высокое рабочее напряжение |
4.3 Диагностика агрессивности по тесту Баса-Дарки14.
Представлены 75 утверждений. Вам следует ответить на них «да» или «нет».
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят хорошо, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обманывать, я испытывал угрызения совести.
9. Мне кажется, что я неспособен, ударить человека.
10.Я никогда не раздражаюсь до такой степени, чтобы кидаться предметами.
11.Я снисходителен к чужим недостаткам.
12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.
13.Другие умеют пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14.Я осторожен с людьми, которые относятся ко мне лучше, чем я ожидал.
15.Я часто бываю, не согласен с людьми.
16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17.Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему.
18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
19.Я гораздо более раздражителен, чем кажусь.
20.Если кто-то воображает себя начальником, я поступлю ему наперекор.
21.Меня немного огорчает моя судьба.
22.Я думаю, что многие люди недолюбливают меня.
23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24.Люди, увиливающие о работы, должны испытывать чувства вины.
25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26.Я не способен на грубые шутки.
27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28.Когда люди строят из себя командиров, я делаю все чтоб они не зазнавались.
29.Почти каждый день я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30.Многие люди мне завидуют.
31.Я требую, чтобы люди уважали меня.
32.Меня угнетает то, что я мало делаю для родителей.
33.Люди, которые постоянно всех изводят, достойны «щелчка по носу».
34.Я никогда не бываю мрачен от злости.
35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимание.
37.Меня иногда гложет зависть, хотя я это и не показываю.
38.Иногда мне кажется, что надомной смеются.
39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным выражениям».
40.Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41.Я редко даю сдачи, если кто-нибудь ударит меня.
42.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43.Частенько люди раздражают меня одним своим присутствием.
44.Нет людей, которых бы я всем сердцем ненавидел.
45.Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
46.Если кто-нибудь раздражает меня, я готов «все» ему высказать.
47.Я делаю много такого, о чем в последствии сожалею.
48.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49.С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50.Я частенько чувствую себя бомбой, готовой взорваться в любую минуту.
51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали помешанным.
52.Я всегда думаю, что какие тайные причины заставляют людей делать мне приятное.
53.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54.Неудачи огорчают меня.
55.Я дрался не реже и не чаще чем другие.
56.Бывало, что я был настолько зол, что крушил все вокруг.
57.Иногда я чувствую, что могу первым начать драку.
58.Иногда я чувствую, что жизнь ко мне несправедлива.
59.Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, теперь я в это не верю.
60.Я ругаюсь только от злости.
61.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62.Для защиты своих прав я готов применить физическую силу.
63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
64.Я бываю груб с людьми, которые мне не очень симпатичны.
65.У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66.Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67.Я часто думаю, что жил неправильно.
68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69.Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются специально злить меня.
71.Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить свои угрозы в исполнение.
72.В последнее время я стал занудой.
73.В споре я часто повышаю голос.
74.Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75.Я лучше соглашусь с чем-нибудь, чем буду спорить.
Анализ и интерпретация результатов тестирования.
На основе обработки результатов теста выявляется степень агрессивности и враждебности. При этом могут быт выделены следующие виды реакций испытуемого:
1.Физическая агрессия- использование физической силы.
2.Косвенная агрессия.
3. Раздражение-готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов).
5. Обида- зависть и ненависть к окружающим за их действительные и мнимые действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия- выражение негативных чувств в форме крика, визга, проклятий, угроз.
8. Чувство вины – возможное убеждение субъекта в том ,что он является плохим человеком, что совершает нехорошие поступки, а так же испытываемые им угрызения совести.
Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции1,2,7 – как агрессивные. К особым реакциям отнесены раздражение, негативизм и чувство вины (3,4,8), без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.
Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов.
Вид реакций. |
«да»-1 балл, «нет» -0 баллов. |
«нет»- 1 балл, «да»- 0 баллов |
Номинальная сумма. | Сумма баллов, набранная испытуемым. |
1. Физическая агрессия |
1,25,33,41,48,55,62,68. | 9,17 | 4-6 | |
2.Косвенная агрессия |
2,10,18,34,42,56,63. | 26,49 | 4-5 | |
3.Раздражение |
3,19,27,43,50,57,64,72. | 11,35,69 | 4-6 | |
4.Негативизм |
4,12,20,28. | 36 | 2-3 | |
5.Обида. |
5,13,21,29,37,44,51,58. | - | 4-5 | |
6.Подозрительность. |
6,14,22,30.38,45,52,59. | 65,70 | 4-6 | |
7.Вербальная агрессия |
7,15,23,31,46,53,60,71,73 | 39,66,74,75. | 4-6 | |
8. Чувство вины |
8,16,24,32,40,47,54,61, 67 |
- | 4-5 |
Известно, что каждой личности свойственна некоторая степень враждебности – агрессивности. Ее оценка по каждому из видов реакций испытуемого зафиксирована в колонке «номинальная сумма баллов». Та, по реакциям «физическая сила», «раздражение», «подозрительность», «вербальная агрессия», нормой считается номинальная сумма 4-6 балов. Для других типов реакций этот показатель несколько ниже.
Если сумма баллов по отдельным видам реакции испытуемого не достигает номинала, это говорит о значительном снижении или полном отсутствии соответствующего психологического свойства личности. Следует предполагать наличие у испытуемого в определенной степени пассивности и конформности. Если сумма баллов по отдельным видам реакции испытуемого затрудняющем сотрудничество, это говорит о чрезмерном развитии агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, провоцирующем конфликтность.
Заключение.
Перед началом данной работы я поставила перед собой цели изучить существующие типологии личностей и особенности их поведения в конфликтных ситуациях. И пришла к выводу что действие объективных факторов, связанных с личностными особенностями психики индивидов, с их потребностями и установками, прекрасно показано в басне Крылова: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Если в «товарищах согласья нет», то повинна в этом природа, которую не приделаешь. «На лад их дело не пойдет, и выдет из него не дело, только мука». Не потому что они не хотят, а потому что они в принципе, по своей природе, не могут вступить в согласье и тянуть воз в одном направлении. В реальной жизни случаи, когда Лебеди, Раки и Щуки в человечьем обличии «впрягаются везти один воз» очень часты.
В заключение своего курсового исследования я хочу подвести итог и сделать краткие выводы по каждой из глав.
В первой главе я пришла к выводу что, несмотря на то, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать, что его следует немедленно разрешать, некоторые конфликты могут быть и желательны. Последствия его не всегда плохи, так как при грамотном подходе к конфликтным ситуациям можно выявить разнообразие точек зрения, узнать дополнительную информацию, выявить большее число альтернатив, проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли, и получить дополнительную информацию методе искоренения конфликта. Но чтобы эффективно управлять конфликтными ситуациями, необходимо знать причины их возникновения, одна из главных причин коренится в личном своеобразии членов коллектива, характере и психологических особенностях конфликтующих.
Так что для успешного исхода конфликтной ситуации нужно обязательно учитывать личностные и типологические предпочтения, как апонента, так и свои собственные, ведь это мощный дополнительный фактор достижения успеха в общении.
Различия, связанные с принадлежностью людей к различным характерологическим типам часто является причиной конфликтов. В главе второй - «Психологические типы личностей» дается индикатор личностей Бриггс - Маерс, состоящий из восьми типов, а так же комбинации этих качества, которые разделяются на 4е основные группы: интуитивно - мыслительный тип, интуитивно – эмоциональный тип, сенсорно – рассудочный тип, сенсорно - воспринимающий тип. Здесь я сделала вывод, что различия, связанные с принадлежностью людей к разным характерологическим типам часто является причиной конфликтов, а знание типологических профилей помогает осознать как свои сильные и слабые стороны, так и аппанентов, и найти пути для благоприятного разрешения конфликтных ситуаций. Если вы сможете принять во внимание психотип, человека, с которым находитесь в конфликте, вы увидите, что хотя на его регулирование может уйти больше времени и энергии, результат обязательно окажется намного лучшим.
В главе третьей- «Акцентуации характера» рассмотрены основные акцентуации характеров, а так же некоторые конфликтные личности. Примерно у 20-50% людей присутствуют эти заостренные, чрезмерно развитые в ущерб другим качества, которые ведут к появлению однотипных затруднений в общении и конфликтам. В этой главе я пришла к выводу, что для адекватного способа общения с такими людьми очень важно учитывать особенности их характеров. Я уверена, что знать эти подводные камни необходимо каждому, кто хочет наилучшим образом преодолевать конфликты.
Разумеется, в каждом из типологических профилей есть и положительные стороны, и чем большую их часть мы сможем использовать, тем спокойнее и эффективнее будем разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Список литературы:
1. Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений». Изд-во «Феникс»,2002 г.
2. Зингер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М,1990
3. Гришина Н.В. “Опыт построения социально – психологической типологии производственных конфликтов” Л, 1977 стр.27
4. «Конфликтология», под. Ред. А.С. Карманина.» Просвещение», 1998 г.
5. Кричевский Р.Л. “Если Вы руководитель” М: «Дело”, 1993 стр.249
6. Симонов П.В., Ермолов П.М. Темперамент .Характер. Личность. М.: Наука, 1984
7. Ермолов А.Л. «Личность и коллектив», «знание», 1986 г.
8. Бородин Ф.М., «Внимание : конфликт!» Новосибирск: Наука, сиб. Отд-е.,1989г.
1 Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений».Изд-во «Феникс»,2002 г.
2 «Конфликтология», под. Ред. А.С. Карманина.» Просвещение», 1998 г.
3 Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений».Изд-во «Феникс»,2002 г.
4 Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений».Изд-во «Феникс»,2002 г.
5 Симонов П.В., Ермолов П.М. Темперамент .Характер. Личность. М.: Наука, 1984 г.
6 Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений».Изд-во «Феникс»,2002 г.
7 Симонов П.В., Ермолов П.М. Темперамент .Характер. Личность. М.: Наука, 1984 г.
8 Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений».Изд-во «Феникс»,2002 г.
9 Ермолов А.Л. «личность и коллектив», «знание», 1986 г
10 Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений».Изд-во «Феникс»,2002 г.
11 «Конфликтология», под. Ред. А.С. Карманина.» Просвещение», 1998 г.
12
13
14
Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение среднего образования. Нижнетагильский государственный педагогический колледж им. Н.А.Демидова. Социально гуманитарное отделение. Специальность Д
Типы поведения участников конфликтной ситуации
Типы темперамента детей среднего дошкольного возраста
Тілесно–орієнтованої психотерапії
Трансгенерационные паттерны материнского поведения
Трансгенерационные паттерны отцовского поведения
Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях
Тренинг клиент-центрированного взаимодействия для сотрудников салонов красоты
Трудные дети: кто они, причины появления
Убеждение и внушение как методы психологического воздействия (влияния) руководителя на подчинённых
Удовлетворенность трудом педагогов коррекционной школы в процессе труда
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.