курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога............................................... 5
§ 1. Понятие транспортного налога и этапы его развития................... 5
§ 2. Налогоплательщики........................................................................... 9
§ 3. Объект налогообложения................................................................. 13
§ 4. Налоговая база и налоговый период.............................................. 18
§ 5. Порядок уплаты налога.................................................................... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... 25
Происходящие в России изменения в области экономики, стремительное трансформирование взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной налоговой политики и формирования эффективной налоговой системы. Сказанное однако на современном этапе может быть принято только как направление формирования налоговой системы России, поскольку действующая система далека от идеальной.
Как известно, текст Налогового кодекса полон противоречий и неясностей. Часть вторая НК РФ была принята чрезвычайно сырой и недоработанной. Как показало время, это понимает и сам законодатель, неоднократно корректировавший большую часть статей второй части НК РФ. Несмотря на то, что вновь принятыми нормативными актами было исправлено большинство ошибок и недочетов, в тексте НК РФ их осталось значительное количество.
Данные недочеты являются недопустимыми, когда речь идет о налоговом законе, на основании которого должен производиться расчет таких бюджетообразующих налогов, как НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единого социального налога и др. (в том числе и региональные налоги). В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Законодатель, установив данный принцип, сам его и нарушил.
На сегодняшний момент только профессиональное системное толкование текста НК РФ может помочь практикующему бухгалтеру, юристу, руководителю предприятия, простому налогоплательщику при решении запутанных законодательных коллизий.
В настоящей работе мною будет проведен анализ налогового законодательства, касающегося транспортного налога.
Целью работы является проведение сравнительного анализа норм, регулировавших налогообложение владельцев транспортных средств, с действующими нормами, регулирующими соответствующие отношения.
Задача работы заключается в освещении следующих вопросов:
- содержание главы 28 части второй Налогового кодекса «Транспортный налог» и ее соотношение с региональным законодательством (на примере Закона Волгоградской области от 11.11.2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге»);
- содержание норм ряда законодательных актов, предусматривавших налогообложение владельцев транспортных средств (в частности, Закон РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", Закон 18.10.91 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ»);
- сравнительный анализ указанных нормативных актов и выявление изменений, произошедших в налоговом законодательстве РФ с введением в действие гл. 28 ч. 2 НК РФ;
- оценка выявленных изменений.
Необходимость изучения обозначенных вопросов продиктована значительными изменениями в правовом регулировании отношений, возникающих в связи с исчислением, уплатой транспортного налога и другими его важными элементами.
Федеральным законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" раздел IX "Региональные налоги и сборы" части второй НК РФ дополнен главой 28 "Транспортный налог".
Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам (п.п. "ж" п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.
Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).
Однако налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались.
Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо - сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4 процента объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо - сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота.
Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств Статья 6. Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размере, который зависел от количества лошадиных сил транспортного средства.
Кроме того, Законом «О налогах на имущество физических лиц» физические лица, имевшие в собственности водно-воздушные транспортные средства уплачивали налог в зависимости от мощности мотора транспортного средства.
Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.
В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, исключаются:
1) налог на пользователей автодорог;
2) налог с владельцев транспортных средств;
3) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);
4) налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст. 3 Закона N 110-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о новых налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Следовательно, для правомерности взимания транспортного налога в 2003 г. закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2002 г. Таким законом определяются элементы налогообложения - налоговая ставка в установленных Кодексом пределах, порядок и сроки уплаты налога.
В Волгоградской области такой закон был принят 11 ноября 2002 года – Закон Волгоградской области № 750-ОД «О транспортном налоге».
При установлении транспортного налога субъект Российской Федерации вправе предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 6 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога освобождаются:
- органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления Волгоградской области;
- организации, созданные органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления Волгоградской области для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов;
- организации, осуществляющие перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) на территории Волгоградской области по тарифам, регулируемым органами государственной власти, с предоставлением льгот по проезду в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области, в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства.
Данное положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.
Так, в соответствии со ст. 5 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.
Субъектами налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица.
С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц – владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).
По моему мнению, ст. 357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
Во-первых, все налогоплательщики транспортного налога объединены в одну группу – физические и юридические лица.
Во-вторых, определен единый критерий для признания лица налогоплательщиком – транспортное средство зарегистрировано на его имя.
"Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения.[1] В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.
Часть вторая ст. 357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г.) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного средства на основе генеральной доверенности.
Этот пункт, по моему мнению, отвечает интересам налоговых органов, поскольку позволяет им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.
Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.
Согласно абзацу второму ст. 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Согласно ранее действовавшего законодательства при применении налога с владельцев транспортных средств оставался неурегулированным вопрос о том, на ком лежит бремя уплаты налога при передаче транспортного средства в аренду или лизинг.
Согласно абзаца первого ст. 357 НК РФ обязанность по уплате налога лежит на лице, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п. 1.3).
Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.
Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.[2]
В случае, если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.
Считаю, что такое правило в большей степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.
Объектом налогообложения в соответствии с действующим законодательством являются транспортные средства, в том числе водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.
Согласно ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г. N 144, а правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах - приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. N 30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. N 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" приказом МВД России от 26.11.96 г. N 624 утвержден Порядок регистрации транспортных средств.
Объектами налогообложения признаются:
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Приведенный список транспортных средств, собственники которых уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР») и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц). Список объектов транспортного налога конкретизируется перечнем транспортных средств, не облагаемых налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).
Представляется, что это объединение является необходимым следствием объединения ранее существовавших налогов, связанных с обладанием транспортными средствами, в один – транспортный налог.
Особую значимость здесь имеет то, что действующим законодательством в качестве объекта налогообложения предусмотрено только транспортное средство (все, что признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которого объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Считаю, что такое изменение отражает, во-первых, единый подход к определению объекта налогообложения. Во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам.
Помимо сказанного, считаю, что при рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым.
По моему мнению, это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств.[3]
Согласно статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным. В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения. Это следует из п. 3 ст. 12 НК РФ.
Таким образом, в главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положениям НК РФ.
При рассмотрении вопроса об объекте налогообложения представляет интерес вопрос о порядке налогообложения транспортного средства, числящегося на балансе у организации, но не прошедшего государственную регистрацию. Такой вопрос нередко возникал при применении налога с владельцев транспортных средств. Его решение предложено МНС России в п. 48 Инструкции N 59, согласно которому налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в органах Госавтоинспекции, военной автоинспекции, госсельхознадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Следовательно, организация, имеющая на балансе транспортные средства, подлежащие государственной регистрации, уплачивает налог с владельцев транспортных средств в общеустановленном порядке.[4]
В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание на формулировки главы 28 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. При такой ситуации из сферы действия транспортного налога выпадают транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке.
По моему мнению, обозначенное положение требует конкретизации формулировки, исключающей ее двоякое толкование.
В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:
- назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);
- принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);
- принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
В связи с разнородностью объектов налогообложения ст. 359 НК РФ предусматривается различный порядок определения налоговой базы в зависимости от мощности двигателя в транспортных средствах, валовой вместимости в регистровых тоннах или количества единиц транспортных средств.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
В отношении водных и воздушных транспортных средств, не относящихся к вышеуказанным, - как единица транспортного средства.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря (ст. 61 Кодекса). Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.
Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ, у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. Это означает, что один и тот же месяц может более одного раза использоваться в расчете суммы налога. В целях избежания нарушения прав налогоплательщиков можно рекомендовать уплачивать налог в сумме, пропорциональной количеству дней, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя того или иного лица.
Правила исчисления налогового периода для транспортного налога не отличаются спецификой и не подверглись сколько-нибудь значительным изменениям по сравнению с действовавшими ранее.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства. Согласно ст. 83 НК РФ местом нахождения признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
НК РФ не содержит подробного перечня условий, составляющих порядок уплаты налога. Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 НК РФ).
Думается, что под иным порядком подразумевается внесение налога авансовыми платежами. Следует подчеркнуть, что порядок и сроки уплаты транспортного налога должны быть определены в самом региональном законе и не могут быть отнесены к компетенции органа исполнительной власти, иначе налог не может считаться установленным (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 58 НК РФ).
Считаю, что в данном случае отсутствие в Налоговом кодексе РФ четкого порядка и сроков уплаты транспортного налога не может признано пробелом в правовом регулировании налоговых сборов, а является положительным моментом, позволяющим, во-первых, субъектам РФ самостоятельно установить такой порядок (законом Волгоградской области – по общему правилу до 1 июля текущего года), во-вторых, это отвечает интересам налогоплательщиков, которые при таком порядке могут в зависимости от конкретных обстоятельств могут выбрать наиболее удобный для них порядок уплаты налога.
В ранее действовавшем законодательстве были установлены более жесткие правила. Например, согласно Закона РСФСР от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производилась владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налог с владельцев транспортных средств согласно Закона «О дорожных фондах в РФ» должен был быть уплачен до регистрации транспортного средства.
Согласно п. 55 Инструкции N 59 налог за текущий год уплачивается по месту осуществления первого из действий: прохождения государственного технического осмотра или осуществления государственной регистрации (снятия с учета) транспортного средства. В случае, когда вышеуказанные действия с транспортным средством не совершались, налог подлежит уплате по месту государственной регистрации транспортного средства.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Следовательно, при отсутствии государственной регистрации у организации или гражданина не возникает обязанности по уплате транспортного налога. В этой связи местом нахождения, по крайней мере автомототранспортного средства, по нашему мнению, целесообразно считать место его постоянной государственной регистрации. При этом под местом государственной регистрации транспортного средства, вероятно, надо понимать регион, в котором расположен орган, регистрирующий данные транспортные средства.
Кроме того, можно принять во внимание, как определяется место нахождения транспортного средства для целей постановки на учет налогоплательщика (п. 5 ст. 83 НК РФ). Логично увязать порядок налогообложения с порядком постановки на налоговый учет.[5]
В связи с этим вопрос о порядке уплаты налога организациями, имеющими автотранспорт, в состав которых входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории РФ, решается, по моему мнению, следующим образом.
В соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Местом нахождения транспортного средства является место его государственной регистрации. Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что государственную регистрацию на территории Российской Федерации автомототранспортных средств осуществляют подразделения ГИБДД МВД России. Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическому лицу и переданных своим филиалам (представительствам), производится по месту нахождения этих структурных подразделений.
Таким образом, юридические лица, имеющие в своем составе филиалы или представительства, уплачивают налог с владельцев транспортных средств в бюджет субъекта РФ по месту нахождения структурных подразделений по ставкам, действующим по месту расположения филиалов или представительств. Если головная организация и ее структурное подразделение находятся в разных регионах РФ, а транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД по месту расположения головной организации, то налог с владельцев транспортных средств уплачивается головной организацией по месту регистрации этих транспортных средств, т.е. в бюджет субъекта РФ по месту расположения головной организации.
НК РФ не предусматривает внесение авансовых платежей по транспортному налогу. Вместе с тем это, по моему мнению, не означает, что такой порядок уплаты налога не может быть установлен в том или ином регионе.
Глава 28 НК РФ, по моему мнению, не содержит правовых норм, исключающих введение на территории субъектов РФ авансового порядка уплаты транспортного налога. Вопрос о целесообразности введения такого порядка решает региональный законодатель.
Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Исходя из вышеизложенного анализа изменений налогового законодательства, касающегося транспортного налога, считаю, что появление в налоговом кодексе РФ соответствующей главы оправдано и соответствует концепции реформы налоговой системы РФ. Основной чертой, характеризующей положения норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств.
Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то теперь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой.
Нормативные акты:
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
3. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
4. Закон РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
5. Закон 18.10.91 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ».
6. Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".
7. Закон Волгоградской области от 11.11.02 г. № 750-ОД «О транспортном налоге».
8. Инструкция МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
9. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения // утв. приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Литература:
11. Кузнецов А. Транспортный налог // Экономика и жизнь. - № 11. – 2002 г.
12. Разгулин С. Транспортный налог // Финансовая газета от 25.09.2002
13. Савицкая Ю. Новая глава Налогового кодекса // Практическая бухгалтерия. - № 10. – 2002 г.
14. Сафронов К. Новые налоги – новые сюрпризы // Налоги и платежи. - № 2. – 2003 г.
15. Симаков А.М. Налогообложение владельцев транспортных средств – вопросы и ответы // Российский налоговый курьер. - № 10. – 2002 г.
16. Филимонова М.С. Новое о транспортном налоге // Налоги и финансовое право. - № 9. – 2002 г.
[1] Кузнецов А. Транспортный налог // Экономика и жизнь. - № 11. – 2002 г.
[2] Сафронов К. Новые налоги – новые сюрпризы // Налоги и платежи. - № 2. – 2003 г.
[3] Разгулин С. Транспортный налог // Финансовая газета от 25.09.2002
[4] Савицкая Ю. Новая глава Налогового кодекса // Практическая бухгалтерия. - № 10. – 2002 г.
[5] Разгулин С. Транспортный налог // Финансовая газета от 25.09.2002
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3 Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога..................................
Транспортный налог в Чувашской Республике
Уплата налога на доходы физических лиц в бюджет
Управление активами фирмы
Управление безубыточностью
Управление бюджетными средствами и казначейские операции
Управление в области бюджета, финансов и налогов
Управление инвестициями в ОАО "Заринский Элеватор"
Управление лизинговыми операциями на предприятиях Республики Беларусь
Управление оборотным капиталом
Управление оборотными активами
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.