курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Белорусский государственный педагогический университет
им. М. Танка
Факультет специального образования
Тренинг на тему:
«Развитие групповой сплоченности».
Выполнили:
студентки 308 группы
дневного отделения
Архипенко С.А.
Михаленок Н.А.
Проверила:
Киселева Т.В.
Минск 2007
Понятие о групповой сплоченности.
Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
Ø совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
Ø достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
Ø атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
Ø активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
Ø привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
Ø квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
Ø наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
- возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);
- знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
- неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
- отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.
Сплоченность определяет успех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (об этом не всегда целесообразно информировать участников). Тренинги сплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.
Цель тренинга: развивать групповую сплоченность, групповое взаимодействие, создать приятную обстановку, отвлечься от всех дел и забот.
Тренинговая группа: студенты 308 группы факультета специального образования.
Приветствие:
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев".
Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.
Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.
Вопросы: Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? Что было трудным? Что помогло справиться с упражнением?
«Пишущая машинка»
Упражнение для концентрации внимания, командного взаимодействия (сплоченности).
Время: 20 мин.
Задание: Между участниками тренер распределяет буквы алфавита.
Тренер произносит слово, его необходимо «напечатать». Группа, олицетворяющая пишущую машинку, пытается это сделать, хлопая в ладоши. Правильно напечатанным считается слово, которое участники «отхлопали», не нарушая очередности букв.
Вопросы для обратной связи: Как вы справились с заданием? В чем заключалась его сложность для вас?
«Одеяло»
Упражнение направлено на развитие умения действовать согласованно.
Время: 30 мин.
Задание: Тренер делит группу на подгруппы по четыре человека, располагая их в пространстве таким образом, чтобы у каждой из команд было
приблизительно по четыре квадратных метра площади. Тренер предупреждает группы о том, что разговаривать нельзя и участники должны понимать друг друга без слов. Для того чтобы настроить участников на работу, тренер зачитывает следующую историю: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло, потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде все
вместе вы должны сложить шерстяное одеяло». После этой истории все команды и все члены команд совместными усилиями должны сложить воображаемое шерстяное одеяло. На операцию по складыванию одеяла отводится две минуты.
Вопросы для обратной связи: Что помогает команде успешно справиться с заданием? Что затрудняет решение задачи? Что предпринимают отдельные игроки, чтобы преодолеть препятствия?
«Круг енота»
Упражнение помогает участникам почувствовать доверие друг к другу.
Материалы: канат, концы которого связаны друг с другом.
Задание: Все участники становятся в круг и берут обеими руками канат.
Тренер: «Давным-давно на земле жило племя индейцев. Священным животным в их племени считался енот. И каждый раз, приходя с удачной охоты, победив врага или собрав урожай, индейцы исполняли ритуальный танец в честь енота. Сейчас мы его с вами повторим». Участники, держась за канат, должны максимально отклониться назад. Затем тренер просит всех присесть как можно ниже, встать, держась одной рукой за канат, отклониться вправо, потом поменять руку и отклониться влево, снова сесть и встать. Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?
«Миссис Мамбл»
Упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и
посмеяться.
Время: 10 мин.
Задание: Участники усаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос очень комичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из игры.
Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?
«Исполнение желаний»
Один из членов группы высказывает свое желание. Группа обсуждает способ удовлетворения этого желания здесь, в данной обстановке, и затем реализует этот способ (в воображении, в пантомиме, в реальных действиях). Затем исполняется желание другого участника.
Вопросы для обратной связи: Было ли трудно загадывать желание? Довольны ли вы тем, как удовлетворили ваше желание?
Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка Факультет специального образования Тренинг на тему: «Развитие групповой сплоченности».Выполнили: студентки 308 группы дневного
Тренинг разрешения конфликтов
Умственная отсталость: причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы
Управление и разрешение конфликтов через посредника (медиатора)
Управление эмоциональным состоянием ученика
Успешные стратегии построения профессиональной карьеры
Учение о темпераменте (психологические свойства)
Факторы, влияющие на мобилизацию и дезорганизацию деятельности студентов
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития
Феноменология конфликта. Структурные характеристики конфликта
Физиологические основы поведения человека
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.