курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ПЛАН
TOC o "1-3" h z u ВВЕДЕНИЕ- PAGEREF _Toc117357056 h 3
1. Социальный характер труда- PAGEREF _Toc117357057 h 5
2. Труд в исторической перспективе- PAGEREF _Toc117357058 h 6
3. Экономический и социологический взгляды на труд: сравнительный анализ PAGEREF _Toc117357059 h 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ- PAGEREF _Toc117357060 h 11
Список использованной литературы-- PAGEREF _Toc117357061 h 14
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности.
Общественный труд представляет собой сложное образование. Вследствие этого он является предметом изучения целого ряда наук, в числе которых и социология.
Так что же такое труд? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Одни понимают под трудом работу по найму на каком-либо предприятии, при этом деятельность предпринимателя зачастую трудом не признается. Людей, занимающихся физическим трудом, вряд ли удастся до конца убедить, что деятельность художника, поэта или музыканта тоже называется трудом, хотя она и требует немалых физических и эмоциональных затрат. Женщины воспринимают работу по дому как тяжелый труд, а мужчины в большинстве своем не склонны это признавать. Миллионы россиян после трудовой недели отправляются «отдыхать» на приусадебные участки, где большую часть времени тратят на сельскохозяйственные работы. Споры относительно рассматриваемого понятия проистекают оттого, что оно содержит в себе значительный ценностно-идеологический компонент. Термин «труд» в русском языке имеет положительную окраску. Трудиться – это долг каждого человека. Того, кто не трудиться, называют тунеядцем. В идеологическом плане до сих пор не отошли в прошлое споры о том, чей труд важнее для общества. От ответа на этот вопрос зависит оценка деятельности тех или иных социальных групп: предпринимателей и наемных работников, представителей умственного или физического труда, заняты в той или иной отрасли. Человеку свойственно смотреть на окружающий мир «со своей колокольни». Каждый из нас, прекрасно осознавая различные нюансы собственной деятельности, как правило, недооценивает труд других людей.
Важно отметить, что воспроизводство человека как члена общества не ограничивается удовлетворением простейших физиологических потребностей, а непременно включает социальные элементы. Для социального признания человеку необходимо не просто укрывать тело, а носить общепринятую одежду, не просто иметь крышу над головой, а располагать жильем определенных параметров, не просто пополнять запас калорий и витаминов, а соответствовать неким стандартам потребления пищи. На данном этапе это приводит к следующему определению: труд – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.
Социология труда как наука выполняет три важные функции: позитивную, нормативную и социально-технологическую. Позитивная функция заключается в выявлении реальных закономерностей протекания каких-либо процессов, взаимосвязи различных явлений. Например, изучение того, как функционирует рынок труда, факторов, определяющих производительность труда, и т.п.
Но человек не привык мириться с существующим положением вещей, если оно противоречит его ценностям. Такие явления, как высокая безработица или острые социально-трудовые конфликты, вряд ли можно считать нормальными, даже с учетом объективных причин их существования и невозможности полного искоренения.
Нормативная функция науки определяет «как должно быть», что является наиболее желанным, соответствующим общественным идеалам. Выполняя нормативную функцию, наука помогает обществу в определении приемлемого уровня безработицы, объема трудовых прав и социальных благ, которые должны быть гарантированы каждому человеку. Необходимо также определить, кто несет за это ответственность: государство, бизнес, гражданское общество?
Социально-технологическая функция науки заключается в конкретных технологиях и решениях, которые способны превратить желаемое в действительное. Для этого надо определить методы воздействия на рынок труда, способы организации труда на современном предприятии и разрешения конфликтных ситуаций.
Трудовая сфера очень актуальна, напрямую связана с жизнью каждого человека, в которой сталкиваются интересы и ценности различных субъектов (государство, бизнес, работники, общественность и т.п.). Поэтому социология труда является острополемической областью науки.
Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой – взаимодействие между самими людьми в процессе труда. В этом и заключается его социальный характер.
Если рассматривать труд как взаимодействие человека и природы, то можно выделить несколько важных составляющих такого взаимодействия::
· Предметы труда – сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество);
· Средства труда (орудия труда, средства производства) – инструменты, станки, оборудование и т.п.:
· Продукт труда – вещество природы, вещь, подвергнутые обработке.
При помощи средств труда человек осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда и получает продукт труда определенного вида.
В процессе трудовой деятельности человек неизбежно оказывает влияние на окружающую его природу, которое далеко не всегда имеет положительный характер. Так, в результате бурной хозяйственной деятельности человека существенно ухудшилось состояние природной среды: загрязняются атмосфера и природные воды, исчезают леса, отдельные виды животных и растений. Истощаются ресурсы земли, создававшиеся в ее недрах в течение многих миллионов лет.
Посмотрим на труд с другой стороны. Человек не существует изолированно, отдельно от других людей, а значит, и труд является социальным феноменом или, иначе говоря, имеет общественный характер, то есть трудовой процесс развертывается во взаимосвязи людей между собой: в рамках определенных социальных групп, общества в целом. В этом и заключается его важная особенность – двойственный характер, то есть труд подразумевает как производство товаров и услуг, так и определенные социальные отношения между его субъектами.
Современный человек проводит на работе значительную часть своей жизни. В трудовом коллективе проходит социализация – процесс становления личности, когда человек учится взаимодействовать с другими людьми в процессе труда, усваивает трудовые ценности и нормы. Отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, становятся для человека настолько значимыми, что люди не могут представить себя вне привычных сообществ. Многие ученые считают, что отношения между людьми в процессе труда и по поводу его результатов являются стержнем социальных отношений в целом. И хотя не все с этим согласны, вряд ли кто-то станет отрицать важное место этих отношений в общественной жизни.
Роль труда в жизни человека и общества не оставалась неизменной на протяжении исторического развития. Вместе с формами и мотивами трудовой деятельности менялись и представления о труде.
Значительная часть человеческой истории связана с так называемым традиционным, или доиндустриальным, типом общества. Традиционным оно названо потому, что жизнь в нем строилась по обычаям, традициям, образцам поведения, заветам предков. Жизнь людей основывалась на общинных принципах, так было легче выжить.
В традиционных обществах человек, как правило, не был волен выбирать себе занятие, а занимался тем же, чем и его предки. Люди верили, что и судьба, и вид хозяйственной деятельности предначертаны им свыше. Профессиональные приемы передавались из поколения в поколение.
Труд человека в основном был связан с получением благ непосредственно от природы, а большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Основу хозяйства составляло самообеспечение, а приобретение продуктов на стороне (через обмен или торговлю) хотя и практиковалось, но не играло такой важной роли, как сейчас. Подобный тип хозяйства называется натуральным.
На протяжении многих столетий хозяйственная жизнь человека и труд, в частности, не являлись предметом специального рассмотрения. Кроме того, труд как таковой для мыслителей и философов древности не был привлекательным объектом анализа. Они занимались прежде всего проблемами бытия и познания, значительно меньше интересуясь практической деятельностью человека, которая была уделом низших слоев общества или же вовсе рабов.
Таким образом, отношение к труду формировалось на основе общих представлений о мире, Боге и человеке, которые проповедовали те или иные религиозные или философские учения. В этих учениях большое внимание уделялось нормативному (этическому) компоненту – представлениям о должном. Ради чего трудится человек? Что есть сам труд – наказание или призвание, проклятие или благо? Какие виды трудовой деятельности угодны Богу?
Длительное время в истории общества труд в силу неразвитости орудий требовал большого физического напряжения и для многих был непосредственно связан с выживанием. Поэтому труд считался наказанием, его стремились избежать или переложить на других. Для свободных граждан античной эпохи было характерно презрение к физическому труду, которым занимались рабы. Свободные граждане посвящали себя политической деятельности, культурному творчеству, активному досугу, то есть свобода понималась прежде всего как свобода от необходимости работать.
В традиционном обществе основным регулятором жизни людей и их трудовой деятельности, в частности, выступала религия. Раннее христианство и Римско-католическая церковь периода Средневековья практически не интересовались мирской деятельностью человека. Церковь была погружена в теологические проблемы природы человека, его общения с Богом, спасения души и т.п. На этом уровне значение мирской деятельности человека было минимальным.
Труд в христианстве рассматривается прежде всего как наказание за первородный грех человека. Христианское понимание труда как наказания божьего основывается на том, что своим трудом человек может обеспечить себе только биологическое существование, но не может достигнуть конечной цели – спасения души. Подлинное духовное существование человека дается через отвлеченное созерцание. В этом отношении идеалом духовной жизни становится монашеская аскеза. В целом труд воспринимался лишь как данность мироустройства, с которой приходится мириться.
Христианством также долгое время гневно осуждалась хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225-1274) замечал, что «торговля имеет в себе нечто постыдное».
XVI век был отмечен важным событием, так называемой церковной «реформацией», в результате которой от католической церкви отделилось особое направление христианства – протестантизм. В связи с этим возникли коренные изменения в отношении к труду. Протестантизм требовал от всех верующих, чтобы они подтверждали свою веру не только молитвами, но и трудом. При этом чем более деятельность человека угодна Богу, тем больше она вознаграждается уже в этой земной жизни. Успех, состоятельность, преуспевание являются показателями избранности для спасения. Таким образом, труд, прежде не входивший в число приоритетных ценностей, возвышается до уровня высочайших религиозных ценностей, наполняется нравственным содержанием, рассматривается как призвание.
Очень важно, что в отличие от прежних времен протестантские учения сформировали отношение к предпринимательству как к общественно полезной и богоугодной деятельности. Предпринимательство подразумевало рациональное ведение хозяйства в форме предприятия в соответствии с этическими принципами и строгой законностью. Высокие прибыли рассматривались как важный показатель успеха в предписанной Богом деятельности. Однако сам предприниматель ни в коем случае не должен был наслаждаться плодами богатства, помня, что труд – религиозная обязанность.
В результате получилось так, что моральные требования протестантизма в целом соответствовали необходимым условиям экономического развития, предполагающим превышение инвестиций над потреблением. Новая этика, с одной стороны, зажала в железные тиски аскетизма личное потребление, а с другой – развязала руки безграничному производству ради производства. На смену традиционному обществу постепенно приходит индустриальное общество, которое с полным правом можно назвать «обществом труда». Индустриальным его называют потому, что в центре экономической системы находится промышленное производство (вторичная переработка) в отличие от добывающего характера доиндустриальных (аграрных) обществ. В этот период хозяйственная деятельность в жизни человека и общества из средства выживания или поддержания привычного уровня потребления становится главной целью существования, основным типом человеческой деятельности.
С возникновением и развитием индустриального (капиталистического) общества намечается крутой поворот в анализе труда.
Во-первых, именно в этот период активно происходит формирование и становление большинства важнейших общественных наук (включая экономику и социологию), в которых труд становится объектом специального научного анализа. В экономической науке он становится важной аналитической категорией, осмысливается как фактор производства. В рамках социологии начинают изучаться общественная роль труда, социальные процессы, с ним связанные.
Во-вторых, в это время происходит формирование «армии наемного труда», или «рабочего класса», состоящего из бывших крестьян, лишенных возможности получать средства к существованию от собственного участка земли и вынужденных предлагать за вознаграждение свою способность к труду. Разворачивается процесс урбанизации и концентрации трудящихся масс в местах работы. Тяжелые условия существования работников выдвинули на повестку дня так называемый «рабочий вопрос». Глубокая поляризация общества обострила социальные отношения, то и дело принимающие форму открытых столкновений. В результате повышенное внимание ученых, политических деятелей и общественности стало уделяться проблемам социального консенсуса и регулирования социальных отношений как на уровне предприятия, так и на уровне общества в целом.
В-третьих, получила развитие прикладная функция науки. Традиционное общество было ориентировано на поддержание сложившегося порядка вещей. Способы выполнения работ и организация совместного труда передавались из поколения в поколение, а периодически возникающие инновации носили случайный характер. В индустриальном обществе совершенствование производственного процесса было поставлено на систематическую основу и стало одной из важных задач науки. Усилия ученых сконцентрировались на вопросах эффективности производства, максимальной отдачи, повышения производительности труда, решения возникающих социальных проблем.
В индустриальную эпоху «труд» и «профессия» становятся основой человеческого существования, определяя положение человека в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т.п. Профессиональный статус отодвигает на второй план такие, некогда первостепенной значимости понятия, как религиозная и этническая принадлежность, знатность рода и т.п.
Сегодня общество переживает новую глобальную трансформацию – становление постиндустриального (информационного) общества. Постиндустриальным новое общество называют потому, что перерабатывающая промышленность как локомотив экономического развития и капитал как основной фактор производства теряют свою роль. Все большая часть народного богатства создается в непроизводственной сфере или сфере услуг, причем услуг высококвалифицированных, связанных с современными технологиями. Знания, информация и основанный на них высококвалифицированный труд становятся сегодня основным производственным ресурсом. Отсюда и второе название общества – информационное. Знания и раньше облегчали человеку его труд, однако они выполняли при этом скорее вспомогательную функцию. Сегодня же именно знания определяют львиную долю стоимости продуктов и услуг, которые становятся все более «интеллектуальными». Работники, занятые производством, передачей и использованием знаний, информации, становятся в постиндустриальном обществе доминирующей группой в общем числе занятых, превысив группу индустриальных рабочих.
В конце ХХ века возросший уровень благосостояния и образования основной части населения в развитых странах снизил экономическую составляющую в мотивации хозяйственной деятельности. Человек все более ощущает потребность в интересной работе, которая стала бы для него не только источником средств к существованию, но и сферой самореализации личности. Жесткие границы между трудом как внешней необходимостью и трудом как внутренней потребностью, присущие индустриальному обществу, все больше размываются. Новые методы организации труда предоставляют все больше свободы на рабочем месте, так как экономический успех фирмы сегодня во многом зависит от притока новых идей, повышения ответственности работника и его заинтересованности в конечном результате.
Двойственный характер труда определил интерес к нему двух фундаментальных социальных наук – экономики и социологии. Но каждая из них традиционно уделяет основное внимание лишь своему предмету изучения.
Экономическая теория занимается проблемой распределения ресурсов для удовлетворения разнообразных и поэтому конкурирующих между собой потребностей человека.
Для экономиста труд – один из факторов производства (наряду с землей и капиталом). Благодаря тому, что в обществе существуют спрос на труд и его предложение, в их взаимодействии формируется рыночная цена. Экономиста прежде всего интересует эффективное использование трудовых ресурсов. Процесс труда выглядит овеществленным в потоках затрат и доходов, подчиняется экономическим закономерностям. Отношения между людьми в этом процессе сводятся к отношениям «продавец – покупатель», а личность как субъект труда зачастую вообще выпадает из рассмотрения. Поэтому основными понятиями для экономиста являются: трудовые ресурсы, рынок труда, спрос и предложение на труд, производительность труда, заработная плата, рабочее время и т.п.
Социология изучает социальную реальность, то есть формы взаимоотношений между людьми и их группами. Социолог рассматривает труд как форму совместной деятельности людей, определенные отношения между ними. При этом трудовая деятельность подчиняется специфическим социальным закономерностям. В социологии больше внимания уделяется субъектам труда, которые различаются тем, что принадлежат разным социальным слоям, имеют разные интересы, могут не только мирно трудиться, но и конфликтовать. Поэтому основными понятиями для социолога являются: трудовые отношения, трудовой контроль, социальная стратификация (социальное неравенство), трудовой коллектив, трудовой конфликт, мотивация труда, отчуждение труда, социальное партнерство, производственная демократия и т.п.
Субъект труда – человек. Что же им руководит, каковы мотивы его трудовой деятельности? И чем они определяются? Без ответа на эти вопросы вряд ли удастся понять сущность труда, его проявления, отношения в процессе труда.
Экономика и социология дают две полярные модели человека. Экономист исходит из того, что человек самостоятелен в принятии своих решений, нацелен на максимизацию собственной выгоды, расчетлив и последователен в своих действиях, обладает всей необходимой информацией. Социолог, напротив, исследует общественные ценности и нормы, которые определяют действия человека, не соглашается с исключительно эгоистическими мотивами этих действий, сомневается в желании и возможностях все просчитывать в условиях постоянного недостатка информации. Применительно к трудовой сфере важно отметить, что экономическая модель предполагает мобильность человека, его способность к смене места работы и места жительства при изменении ситуации на рынке труда. Социологи в этом случае указывают на существование сложившихся сообществ и множества социальных связей, от которых человек отнюдь не спешит освободиться.
Экономисты считают, что созданный ими образ «экономического человека» характеризует человека как такового, его сущность, природу. Поэтому в экономических теориях присутствует некий абстрактный, универсальный человек, неизменный во времени и пространстве. Социологи не упускают из виду, что человеческие потребности, ценности и нормы исторически и культурно обусловлены, а сам «экономический человек» - продукт современного западного общества.
Естественно, что в «чистом виде» таких людей не существует. Модель – это мыслительная конструкция, научная абстракция, «идеальный тип». Та или иная наука уделяет повышенное внимание одним аспектам и абстрагируется от других. Поэтому о том, какая модель правдивее, реалистичнее, спорить бесполезно. Однако вышеописанные логические полюса образуют систему координат для анализа реального человеческого поведения.
В настоящее время общество труда в полной мере начинает испытывать на себе парадоксальные результаты своего функционирования: неустанный труд в конечном счете ведет к исчезновению труда как такового. В условиях научно-технического прогресса стремительно повышается производительность труда, и как результат снижается потребность в рабочей силе. Благодаря автоматизации производства, развитию робототехники своеобразные безлюдные производства уже не выглядят утопией. Все меньшее количество людей может производить все большее количество товаров и услуг. Создаваемое техническим прогрессом некоторое число новых рабочих мест в новых производствах на деле оказывается неизмеримо меньше того числа рабочих мест, которое ликвидируется. Но при снижении потребности в рабочей силе и сокращении занятости растет безработица. Если при этом учитывать, что население земного шара продолжает увеличиваться, можно заключить, что безработица постепенно становится одной из глобальных проблем современности.
Жертвами трудосберегающих технологий могут стать не только промышленные рабочие. Компьютерные технологии сокращают число клерков в банковском деле, страховании, бухгалтерском учете и т.п. Например, такая новая технология, как «телебанкинг», не требующая физического присутствия клиента для совершения операций, позволяет существенно сократить сеть банковских филиалов, а значит, и их служащих. Наиболее радикальные футурологи утверждают: человечеству пора задуматься не о будущем труда, а о будущем без труда.
Сокращается трудовая биография человека. Вследствие увеличения продолжительности образования отодвигаются границы вступления человека на рынок труда. Одновременно приближаются сроки выхода на пенсию. В стремительно развивающейся постиндустриальной экономике с возрастом становится все труднее конкурировать с молодыми, высококвалифицированными работниками. Для многих трудящихся активная профессиональная жизнь уже заканчивается в возрасте около 50 лет.
«Будущее без труда» - скорее всего преувеличение, но ясно, что мир труда в том виде, в котором мы его знаем, действительно существенно изменяется. Такие характеристики, как единственное место работы, полный рабочий день, непрерывный рабочий стаж, могут стать скорее исключением, чем правилом. Поэтому неизбежно возникнет необходимость отказаться от философии единственной карьеры по принципу «одна работа на всю жизнь» и самостоятельно формировать «портфель работ» и управлять им. Сегодня все более распространенным явлением становится не просто периодическая смена рабочего места, но и смена профессии, рода занятий. И это не стоит рассматривать как исключительно негативную тенденцию, связанную с разрушением стабильности человеческой жизни. Ведь человек получает возможность полнее реализовать себя в разных качествах, разнообразить свою жизнь, получить новые впечатления.
Возможно «общество труда» действительно приближается к своим историческим границам и привычная трудовая этика и уклад жизни вскоре станут достоянием истории также, как трудовая этика крестьянства или средневекового ремесленника. Тогда профессиональный труд уже не будет представлять единственную ось существования человека. Наблюдается отход от понимания труда как призвания, характерного для протестантской этики. Люди вновь обретают когда-то утерянные представления, что народное хозяйство не является единственной сферой приложения жизненной энергии и творческого потенциала, и направляют свою активность за пределы традиционного труда, обращаясь к детям, семье, общественной работе, политической деятельности, духовному самосовершенствованию.
Все вышесказанное означает, что многие привычные положения о роли труда, организации труда, трудовых отношениях, управлении персоналом, занятости и безработице, государственной политике должны быть пересмотрены.
1.
2.
3.
ПЛАН TOC o "1-3" h z u ВВЕДЕНИЕ- PAGEREF _Toc117357056 h 3 1. Социальный характер труда- PAGEREF _Toc117357057 h 5 2. Труд в исторической перспективе- PAGEREF _Toc117357058 h 6 3. Экономический и социологический взгляды на труд: сравнитель
Социология и её предмет
Социология культуры
Развитие социальной мысли в России
Семья в жизни женщины
Программа социологического исследования
Пенсионная Реформа в РФ 2002-2005гг.
Социология
Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни народа
Межэтнические конфликты в постсоветском обществе
Социально-экономическое значение бюджета государства
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.