курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Международный государственный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра экономики
Теоретический вопрос к контрольной работе
по курсу «Налоги и налогообложение»
Пенсионная Реформа в РФ 2002-2005гг.
Выполнила: студентка гр. 3031
Бурлака К. А.
Проверил: Козлов Ю.Д.
Дубна, 2006
C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме, чего не было до реформы. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получили надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.
В настоящее время согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 20%, до разделены на три части: 6% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 1035 рублей). 10% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР и 4% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии» Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.
В накопительной системе участвуют лица младше 1967 года рождения. Средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.
Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.
Пенсионная реформа положительно сказалась и на состоянии экономики в целом, и позволила привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.
Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно переводить накопления из ПФР.
Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.
Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.
15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы,
направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской
Федерации: №-173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", №
166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" и № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации".
Суть пенсионной реформы заключается в переходе на страховые принципы: и
право на трудовую пенсию, и ее размер теперь напрямую зависят от уплаты
страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.
Словарь пенсионной реформы
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.
Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.
Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.
Накопительная часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Досрочная трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ.
Социальная пенсия - вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.
Конвертация (оценка) пенсионных прав - преобразование пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, в сумму расчетного пенсионного капитала, иными словами - пенсионные права в денежном выражении.
Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.
Стаж на соответствующих видах работ - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на определенных видах работ, круг которых определен пенсионным законодательством (подземные работы, работы в горячих цехах, работы на вредном производстве, педагогическая и медицинская деятельность и т. д.).
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии - показатель, установленный законом и используемый для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 19 лет (228 месяцев). Начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 мес.) и увеличиватся ежегодно на 6 мес. до достижения 16 лет, а затем ежегодно увеличиваться на 1 год до достижения 19 лет. С 1 января 2006 года – он составляет 168 месяцев.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персонально целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.
Индивидуальный лицевой счет - совокупность сведений о стаже, заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки пенсии.
Специальная часть индивидуального лицевого счета - раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на формирование накопительной части пенсии, доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.
Пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.
Пенсионная книжка - документ, выдаваемый застрахованному лицу территориальным органом ПФР при передаче в негосударственный пенсионный фонд денежных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Перерасчет размера пенсии - это действия, посредством которых на основании заявления пенсионера производятся изменения размера пенсии, установленного при ее назначении, в случаях, предусмотренных законодательством.
Корректировка размера трудовой пенсии - уточнение размера страховой части пенсии, производимое ежегодно с 1 июля по инициативе пенсионного органа в случае выявления им расхождений между сведениями об уплаченной за конкретное застрахованное лицо сумме страховых взносов, которые были представлены работодателем в пенсионный орган для назначения (перерасчета) пенсии, и данными индивидуального (персонифицированного) учета о фактической сумме этих взносов, поступивших в ПФР.
Индексация пенсий - это увеличение размера соответствующих частей пенсий на основании постановлений Правительства РФ в целях компенсации снижения покупательной способности пенсии в связи с инфляцией и ростом цен.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
Мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже не менее 5 лет.Женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет.Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.
Структура пенсии по старости
Пенсия определяется по формуле: П = БЧ (базовая часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть).
БЧ трудовой пенсии устанавливается в твердом размере и дифференцируется в зависимости от возраста (80 лет), от наличия инвалидности I группы, а также от наличия и количества иждивенцев. Финансируется за счет средств федерального бюджета.Размер СЧ зависит от величины пенсионного капитала, состоящего из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года с учетом дальнейшей индексации и общей суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо после 1 января 2002 года и учтенных на лицевом счете в системе персонифицированного учета. Финансируется из бюджета ПФР за счет уплаченных страховых взносов.Размер НЧ трудовой пенсии зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на накопительную часть пенсии и дохода от инвестирования этой части. До 2013 года практически НЧ не будет, так как на лиц, которым до выхода на пенсию осталось менее 10 лет, не производятся отчисления на накопление (за некоторыми исключениями). Фиксируется на специальной части лицевого счета.
Периоды, включаемые в общий трудовой стаж:
(учитываются при определении расчетного пенсионного капитала, а значит, и размера пенсии)
1. Периоды работы и иной общественно полезной деятельности, периоды творческой деятельности.2. Служба в Вооруженных Силах и приравненная к ней служба.3. Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывании на инвалидности I или II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.4. Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.5. Период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Периоды деятельности, включаемые в страховой стаж
(учитываются при определении права на трудовую пенсию)
Виды деятельности |
Условия зачета |
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации |
При условии уплаты страховых взносов в ПФР |
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации |
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР |
Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы |
Если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в пп. 1 или 2 |
Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности |
При том же условии, что и по пункту 3 |
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности |
При том же условии, что и по пункту 3 |
Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства |
При том же условии, что и по пункту 3 |
Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылки |
При том же условии, что и по пункту 3 |
Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет |
При том же условии, что и по пункту 3 |
Основные понятия
Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Застрахованное лицо – лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование.
Страхователи – юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; граждане, проживающие на территории РФ, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
Страховщик – Пенсионный фонд Российской Федерации – орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
Права и обязанности застрахованного лица
Застрахованное лицо имеет право: получать бесплатно, по личному заявлению, один раз в год в территориальном органе ПФР по месту жительства или работы копию лицевого счета; получать бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленным страхователем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы ПФР, включая его Правление, либо в суд.
Застрахованное лицо обязано: пройти регистрацию в органах ПФР; получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов ПФР; обращаться с заявлениями в органы ПФР в установленном законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утере указанного страхового свидетельства; предоставлять по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.
Памятка для застрахованного лица
Каждый гражданин Российской Федерации в возрасте 14 лет и старше должен иметь индивидуальный лицевой счет в системе государственного пенсионного страхования. Счет открывается в ПФР. Гражданин заполняет анкету, внося в нее свои паспортные данные. После открытия лицевого счета застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство, в котором зафиксирован номер его лицевого счета, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.
Страховое свидетельство предъявляется: при устройстве на работу; при заключении трудового договора; при обращении в ПФР по любому вопросу, в т.ч. и за назначением (перерасчетом) пенсии.
С момента регистрации в системе
государственного пенсионного страхования данные о стаже, заработке, уплаченных
страховых взносах для назначения пенсии могут быть взяты только на основании
данных лицевого счета. Каждый получит ту пенсию, которую смог накопить на своем
индивидуальном лицевом счете, ответственность за его наполненность
несет, в первую очередь, он сам. То есть каждый гражданин всю свою трудовую
жизнь должен контролировать состояние своего лицевого счета и принимать меры к
тому, чтобы в нем отражалась вся заработная плата, чтобы с нее работодатель
полностью уплачивал страховые взносы и своевременно подавал в ПФР эту
информацию для внесения ее на Ваш лицевой счет.
Ознакомиться с содержанием своего лицевого счета каждый может ежегодно,
бесплатно. Для этого нужно обратиться в органы ПФР по месту жительства,
заполнить бланк-запрос и получить выписку из лицевого счета, чтобы при
необходимости принять меры по его корректировке.
Плательщиками страховых взносов являются: Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), которые уплачивают страховые взносы за своих работников в размере 14 % от фонда оплаты труда, при условии, что заработная плата застрахованного лица не превышает 100 тыс. рублей в год, в противном случае тарифы меняются. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, которые уплачивают страховые взносы за себя (при условии работы за пределами РФ) или за другое физическое лицо (если за него не осуществляется уплата страховых взносов) в виде фиксированного платежа (минимальный размер – 150 рублей в месяц). Самозанятое население (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, нотариусы, главы и члены крестьянско-фермерских хозяйств), которые уплачивают страховые взносы за себя в виде фиксированного платежа (минимальный размер – 150 рублей в месяц).
Международный государственный университет природы, общества и человека «Дубна» Кафедра экономики Теоретический вопрос к контрольной работе по курсу «Налоги и налогообложение» Пенсионная Реформа в РФ 2002-2005гг.
Социология
Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни народа
Межэтнические конфликты в постсоветском обществе
Социально-экономическое значение бюджета государства
Концепция рациональной бюрократии М.Вебера
Статистика социально-экономических доходов и расходов населения
Всероссийское общество глухих
Пенсионный фонд РФ
Права и свободы человека и гражданина
Социальные группы и общности
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.