База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Умозрительная география и Южный океан — География

В.И. Евдокимов канд. геогр. наук, доцент  Московского городского педагогического университета, учитель Земской гимназии г. Балашиха (Московская обл.)

1. Путь назад

Последний великий географ нашего отечества, Вен.П. Семенов-Тян-Шанский (1870—1942), в 1915 г. выпустил в Петрограде этапную для отечественной географии книгу — «О могущественном территориальном владении применительно к России. Очерк политической географии». В ней, в частности, определялся рост могущества России путем создания на ее территории культурно-экономических колонизационных баз. В советское время этот путь стал главным путем освоения территории СССР: Хибины, Курская магнитная аномалия, Магнитка, Турксиб, Кузбасс, Норильск, месторождения, каналы, ГЭС, водохранилища… Достаточно взять любой школьный Атлас СССР для 9-го класса и открыть в нем карту «Стройки …надцатой пятилетки», и эти колонизационные базы окажутся как на ладони. В основе таких баз были либо месторождения полезных ископаемых (нефть и газ Западной Сибири), либо стратегические оборонные заводы (Комсомольск-на-Амуре), либо транспортные пути (Северный морской путь). В СССР все планировалось, в том числе и такие базы. Нужда в упорядоченных геолого-географических исследованиях была колоссальной, следствием чего и стало в нашей стране мощное развитие географии, как экономической (просчитать и соразмерить размещение), так и физической (охарактеризовать территорию и дать прогноз).

Вся научная мысль и все порождаемые ею географические концепции появлялись из практических нужд страны. Например, в морской (береговой) геоморфологии плодотворные идеи вещественно-энергетических потоков в 1970—1980-е годы развивались как реакция на необходимость остановить разрушение морских берегов, в первую очередь — Черного и Балтийского морей. Основой этих идей стало разработанное Ф. Энгельсом в книге «Диалектика природы» положение о движении материи как направленном потоке вещества, энергии и информации, а необходимость диктовало государство, оно же и финансировало географические исследования. Практическим результатом стало создание специализированных производственных организаций: Укрморберегозащита, Росморберегозащита и Латвморберегозащита, и их успешная деятельность.

В 1991 г. возникла РФ, было упразднено планирование, создание колонизационных баз прекратилось, практические нужды государства не обнародованы до сих пор, требования его к географии неизвестны. Географы оказались в положении людей, от которых ничего не требуют, но могут им помочь, если они, географы, предложат что-нибудь интересное. Пришлось географам заняться теорией.

Вот так и возникла естественная, часто неосознаваемая тяга к самому простому, понятному, доступному и всеохватному направлению теоретической географии — к умозрительной географии. В средние века это направление было весьма авторитетным. Так, английский географ А. Дальримпль умозрительно подсчитал, например, население неведомой Южной земли и получил цифру 50 млн человек. (В начале ХХ в. В.Я. Брюсов использовал ее при работе над фантастическим рассказом о событиях будущего в Антарктиде.) Да ведь и сама Terra Australis Incognita появилась на мировых картах в результате умозрения: поскольку в северном полушарии много суши, а в южном мало, а земной шар должен быть уравновешен, то, следовательно, на юге, вокруг полюса, расположена обширная неведомая земля.

Достижения умозрительной географии зафиксированы и на многочисленных картах средних веков, на которых можно найти, например, полуостров Сахалин, остров Калифорнию, полуостров Новая Земля. «Что-то там есть, надо показывать, покажем предположительно» — так рассуждали картографы. Это оправданно, т.к. умозрительное положение этих областей впоследствии, при уточнении истинного положения вещей, исправлялось.

Но главные успехи умозрительной географии оказались в литературе и с блеском проявляются там до сих пор. Это и остров Утопия Томаса Мора, и город Солнца Томазо Кампанеллы, и остров сокровищ Роберта Стивенсона, и материк Большого Зуба Льва Кассиля. От легкого приключения до глубоких социальных проектов — диапазон очень широк.

И в нынешние времена такие, например, явления географии, как суггестивные и когнитивные карты, обнаруживают хотя и отдаленное, но достоверное родство с умозрительной географией.

И все бы ничего — ну пришлось географам перестраиваться, пришлось вспомнить историю теоретической мысли, лишь бы на пользу пошло! Но проявляется эта тяга к умозрительной географии опасным для географии образом.

В новых школьных географических атласах на картах появились остров Кергелен на юге Атлантики, Сарагосово море вместо Саргассово. В исторических атласах войска Наполеона движутся в Россию в 1812 г. мимо городов Каунас (надо Ковно), Елгава (Митава), Вильнюс (Вильно), Лиепая (Либава), Даугавпилс (Динабург); в средние века ремесла развиваются в Таллине (надо Колывань) и в Тарту (надо Юрьев, затем Дерпт). Карта, как жесткая система координат, закладываемая в голову ученика средней школы, а значит, на всю жизнь (станет ученик политиком, так и продолжит считать, что Тарту — исконно эстонский город, хотя основал его Ярослав Мудрый, в крещении Юрий, в 1030 г. и назвал в честь себя — Юрьев), приобретает умозрительную вариативность. Ничего хорошего для географии в таком развитии событий нет.

2. Мировой океан и его составные части

Общепринятым в отечественной педагогической (как вузовской, так и школьной) географической литературе является деление единого Мирового океана (общей площадью 461, 22 млн км2) на 4 составные части: Тихий океан (178, 7 млн км2), Атлантический (91, 6), Индийский (76, 17) и Северный Ледовитый (14, 75 млн км2). Это настолько устоялось, настолько прижилось, что в русском языке появилось и утвердилось понятие «пятый океан», под которым подразумевается воздушный — его бороздят воздушные суда или даже лайнеры. И все знают, что «Титаник» затонул в северной части Атлантического океана, что Тихий океан — самый теплый и большой, что в Северном Ледовитом океане водятся белые медведи, а в северной части Индийского океана в 2004?г. прошла катастрофическая волна-цунами. Имеются разнообразные карты, определены пути морских сообщений, намечены театры будущих военных действий, установились географические названия (Приатлантическая низменность, Тихоокеанское вулканическое кольцо…).

Всегда ли была такая упорядоченность? Нет. В эпоху Великих географических открытий, когда путешественники открывали и называли моря и океаны, при становлении картографии и издании большого количества независимых карт, названия океанов были более многочисленны и разнообразны, да и сами океаны определялись по-иному.

Тихий океан. Великий, Восточный, Южный, Великое Южное море. Северная часть — море Гессово, Черное, Калифорнийское; южная — море Судово или Иринеа, море Сур или Цур; юго-восточная часть — Тихое море, Перуанский океан.

Атлантический океан. Западный, Великий, море Мрака. Северная часть — Атлантический, Северный, Каледонский; южная часть — Эфиопский океан.

Северный Ледовитый океан. Гиперборейский, Северный, Скифский, Ледовое, Студеное, Полярное море. Индийский океан. Тут «не повезло», всегда именовался Индийским. Есть в истории особенный Южный океан, занимавший южную часть Атлантики и юго-западную часть Индийского океана. Еще один особенный океан, Магелланов, объединял юго-восточную часть Тихого и юго-западную Атлантического.

Океаны накладываются друг на друга, меняют названия, не имеют ясных границ — в современных условиях всеобщей стандартизации и компьютеризации, когда малейшее несоответствие останавливает любой процесс, такая неразбериха просто недопустима. Однако в географии она началась. Имя ей — Южный океан.

Появился он еще в СССР, в знаменитом Атласе Антарктики (1966–1969): советские ученые объединили южные акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов в одну и назвали ее Южным океаном. Успехом этот океан в научно-образовательных кругах не пользовался, особенно если учесть, где он находится. Но вот в последние годы понятие «Южный океан» активно внедряется в школьные атласы, о нем пишут в учебниках для педагогических вузов, о нем спрашивают на экзаменах, его ставят в один ряд с другими океанами, о нем говорят как о само собой разумеющемся объекте — части Мирового океана (а это значит, что в Индийском океане отсутствует ледовый режим, и попробуй скажи что-нибудь об айсбергах, сползающих с шельфового ледника Эймери в Индийский океан!), о невнимании к нему упрекают в рецензиях…

3. Что такое Южный океан?

Советские полярники выделили Южный океан в 1966 г. исключительно из эгоистических побуждений — так удобнее для исследования Антарктики. (Это как если бы ученые-исследователи Сицилии для удобства изучения острова объединили прилегающие акватории Средиземного, Тирренского и Ионического морей в одну и назвали ее Сицилийским морем.) Правда, эгоистические объяснения выдаются за очевидные и понятные. И в самом деле: 1 — характеристики антарктических акваторий Атлантического, Тихого и Индийского океанов между собой гораздо более сходны, нежели, например, характеристики приантарктической и приэкваториальной Атлантики (иногда говорят проще — объединяющее своеобразие гидрологического и ледового режимов); 2 — легче один раз написать Южный океан, нежели три раза написать южная часть Атлантического (или другого) океана; 3 — существуют вечные соображения симметрии — есть Северный Ледовитый океан, значит, должен быть и Южный.

Но это — с первого взгляда. Со второго — нет.

Приэкваториальные акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов тоже сходны между собой, но выделять Экваториальный океан охотников нет. Сама же эта фантастическая мысль показывает нелепость акватории Южного океана в плане — по пространственному охвату это кольцо, а таких акваторий человек на Земле не выделяет. Крупные массивы суши в центре акватории не располагаются, наоборот — именно массивами суши и отделяются акватории одна от другой. Это хорошо заметно в Российском секторе Арктики, в Средиземном море или в Юго-Восточной Азии.

Насчет надписей на карте — они несут громадную смысловую нагрузку, а три надписи эту нагрузку увеличивают более чем в три раза.

Симметрия северной и южной частей Земли как геоида, похожего таки на шар, конечно, есть. Но она уже отражена на картах мира, а именно: Арктика и анти-Арктика, Антарктика. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и прилегающие территории Евразии и Северной Америки, Антарктика включает в себя материк Антарктиду и прилегающие акватории трех океанов.

Итак, очевидного-то нет. Но, может быть, прежде чем назвать океан, его определили, т.е. буквально зафиксировали его пределы — географически ясно и бесспорно выраженные, легко запоминаемые?

С внутренней границей океана-кольца нет проблем — это берега Антарктиды. С внешними не так: есть варианты.

Вариант 1. Южный полярный круг, а там, где круг пересекает сушу, граница сдвигается на север.

Вариант 2. Линия, соединяющая южные точки Австралии, Африки и Южной Америки.

Вариант 3. Зона южной субтропической конвергенции (полоса схождений поверхностных течений). Это примерно по 40° ю.ш. — близко к северной границе Антарктического циркумополярного течения. (Прежде чем объяснить это семикласснику, учитель, наверное, и сам должен как-то мысленно представить себе эту границу? А учитель, и даже преподаватель вуза, часто представляют ее себе как стену застывшей воды, вдоль которой со скоростью 3, 5 км/ч движется жидкая вода — ну, как, к примеру, вода реки Невы движется вдоль гранитной Адмиралтейской набережной.)

Вариант 4. Южная периферия антарктической конвергенции, примерно 55° ю.ш. (48°—60°).

Вариант 4 замыкает акваторию площадью 36 млн км2. Называется и другая цифра, 86 млн км2. Она относится к варианту 3, хотя и представляется сомнительной — уж очень велика. Таким образом, площадь Южного океана принимается от 36 до 86 (!) млн км2. При этом обе цифры приблизительны, так как определяемые ими границы меняются в связи с пространственно-временными смещениями зоны субтропической конвергенции.

4. Физикогеографическое районирование

Необходимо напомнить о том, что физико-географическое районирование осуществляется усилиями серьезных специалистов на основе анализа многочисленных условий, в том числе и физико-географических. Последний по времени пример. После распада СССР длительное время географы не знали, к каким районам отнести территории бывших республик СССР при изучении курса «Физической географии материков и океанов». Проще оказалось с Закавказьем — оно изучается теперь как часть субконтинента Переднеазиатские нагорья. Сложнее было со Средней Азией и Казахстаном. Теперь эта область за пределами России, и физико-географически ее включают в субконтинент Центральная Азия, но не целиком, а в состав трех физико-географических стран: 1) равнины Туранской плиты и Прибалхашья, 2) горы и котловины Северо-Западного Китая и Средней Азии, 3) Гиндукуш-Каракорум-Памир. Понятие «Средняя Азия», таким образом, из физико-географического превратилось в исключительно страноведческое.

Так вот, такое районирование осуществляется на карте непосредственно географом, чаще — группой географов. Как правило, это маститые ученые, имеющие давно устоявшиеся взгляды и уверенные в своем праве определять и называть. Но кроме групп географов есть еще и географические школы. В группы географы объединяются явно, а вот в школы — неявно, даже не зная друг друга, и даже не зная друг о друге. Но достаточно географам при встрече обменяться несколькими фразами-суждениями, и они безошибочно узнают сторонников своей или чужой школы. Это как в авиации — «свой — чужой». В структурированной науке (а она сейчас именно такая) это опознание очень важно, так как обязательно имеет результат — от радушной улыбки и режима наибольшего благоприятствования до холодного равнодушия и даже административных мер.

Существуют ли в географической научной дисциплине «физическая география материков и океанов» школы? Да, существуют. Их две. Условно их можно назвать так: планетарники и сухопутники. Дело тут в исходной позиции, точке наблюдения. Планетарники рассматривают планету Земля раВновнимательно, выделяя как природно-территориальные комплексы, крупнейшими из которых являются материки, так и природно-аквальные комплексы, крупнейшими из которых являются океаны. Для них вся Земля — единый природный комплекс, в котором все находится на своих местах, и никаких пропусков или перекрытий быть не должно. Сухопутники рассматривают планету Земля раЗновнимательно, выделяя природно-территориальные комплексы и окружающие их природно-аквальные. И для них Земля — единый природный комплекс, в котором все находится на своих местах, но опорными в нем являются ядра консолидации — материки и острова, суша, а океаны располагаются вокруг. На практике это выглядит так: планетарники изучают острова Океании в разделе «Тихий океан», так как эти острова (за исключением Новой Гвинеи) океанического происхождения, а остров Исландию — в разделе «Атлантический океан», так как этот остров является надводной частью срединно-океанического хребта; сухопутники изучают острова Океании в разделе «Австралия и Океания», а остров Исландию — в разделе «Евразия», так как эти острова — суша.

Сложились школы во второй половине ХХ в., это хорошо заметно по корректировке названия дисциплины: 1960-е годы — Физическая география частей света; 1980-е годы — Физическая география материков (с прилегающими частями океанов); 2000-е годы — Физическая география материков и океанов.

Корректировка названия отразила повышение интенсивности использования Мирового океана, накопление о нем большого количества сведений и переосмысление его роли в жизни человечества. Отношение к этим переменам географов было неодинаковым. Планетарники — это по большей части представители педагогических вузов, они вынуждены постоянно следить за изменениями в образовательных стандартах, обновлять курсы в соответствии с практическими требованиями к подготовке учителей, готовиться к проверкам. «Над ними» много структур, «под ними» школа, они быстрее реагируют на новое. А новое — это постоянное изучение океанов, однако же, и строгое следование ГОСТам, программам, инструкциям и прочим нормативам. Для планетарников Южный океан — искусственное, условное образование. Раз уж надо — можно упомянуть, непременно при этом указав на проблемы выделения. Сухопутники, как правило, представители университетов, они более теоретики, нежели практики, они опираются не на нормативы, а на концепции и авторитеты. Они недоверчивы, консервативны, а поэтому не торопятся, сохраняя взгляд на океаны как нечто вторичное, дополнительное, имеющее смысл лишь как вода вокруг суши. Для них Южный океан — нормальный океан, омывающий сушу, — почему бы и нет?

Понятно, что идеи умозрительной географии изначально милее сухопутникам.

(Еще есть преподаватели, которые не думают, а, увидев в атласе надпись Южный океан, повторяют ее, исходя из соображений демонстрации собственной эрудиции, — в статье речь не о них.)

5. Что делать?

Когда же все-таки и по каким причинам так активно стал внедряться в умы и атласы Южный океан? Не в 1970-е и не в 1980-е. Вот примеры. На карте Антарктиды, приложенной к хорошо известному учебнику для 6-го класса В.А. Коринской, Л.Д. Прозорова, В.А. Щенева «География материков» (1980 г.), Южный океан не показан. В Географическом энциклопедическом словаре (географические названия), изданном в 1983 г., Южный океан определяется так: «условное назв. прилегающих к Антарктиде юж. частей Атлантич., Индийского и Тихого океанов, встречающееся в лит-ре; выделен в самостоят. океан в сов. Атласе Антарктики (1969)». И более о нем ни слова. В авторитетном справочнике Л.Д. Долгушина и Г.Б. Осиповой «Ледники» (1989) в разделе «Ледники Антарктики» Южный океан не фиксируется. В не менее авторитетном справочнике «Берега» (П.А. Каплин, О.К. Леонтьев, С.А. Лукьянова, Л.Г. Никифоров), вышедшем в 1991 г., Южный океан один раз появился, но как! Это глава VI «Берега Южного океана»: авторы свели в одно место описание берегов Антарктиды, а так как книга структурно состоит из глав, посвященных берегам океанов, то и назвали берега Антарктиды берегами Южного океана. Налицо уже отмеченные эгоистические побуждения — так удобнее для описания берегов Антарктиды.

Таким образом, рубежным для выделения Южного океана следует признать вовсе не 1969 г., а 1991-й: развал СССР и внедрение в умы лозунга «Всё можно!». Именно после 1991 г. вместе с ненужными фотографиями местности, людей и животных, виноградных гроздей и теплоходов, портретами ученых, диаграммами, климатограммами и изображениями старинных оптических приборов название Южный океан стало проникать в школьные атласы: возникли тяга к умозрениям и нужда проявлять научную предприимчивость, а с ней и торопливость.

Предприимчиво, доказательно и авторитетно сторонники выделения Южного океана продвигают свою идею в систему географического образования. Однако они старательно обходят два очевидных и серьезных препятствия, делая при этом вид, что их не существует:

1. Если Южный океан есть и является равноправным с другими океанами, то он должен входить в состав Мирового океана. Это значит, что за счет Южного океана площади остальных океанов уменьшатся. Это — суровая арифметика. Как решать эту задачу? Сначала выделить Южный океан, т.е. провести границы. Затем посчитать площадь оставшихся фрагментов: Атлантического, Индийского и Тихоокеанского. И вычесть площадь каждого фрагмента из соответствующей площади каждого океана. Результаты сложить. Задача довольно сложная, вдобавок должна решаться в 4-х вариантах. А сколько промежуточных вариантов можно получить? Подменить сложение и вычитание интегрированием? Видимо, на сегодняшний день это препятствие следует признать непреодолимым.

2. В нашей стране Мировой океан подразделен на четыре составляющих его океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, не просто так, а Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1935 г. Это — закон нашего государства, он действует. Его можно заменить, приняв новый, в котором и разделить Мировой океан на пять океанов. Для этого необходимо выйти в Государственную думу с проектом закона, в котором будет преодолено препятствие 1. Такой выход, на мой взгляд, просто невозможен, уже хотя бы потому, что первый вопрос к инициаторам нового закона будет: «Зачем?». Ни прямого ответа, ни толковых вариантов ответа не найдется.

Как быть? Если не делать ничего, то вслед за Южным океаном на географические карты тихой сапой проберутся и другие баснословные объекты умозрительной географии: остров Туле, Земля Санникова, Винланд, Хеллуланд, Беловодское царство, остров Буян, гора Алатырь и т.п.

Терпеливо, аргументированно объяснять ненужность Южного океана трудно и даже опасно: культура научной дискуссии в преподавательской среде не развита, и последствия личного характера проявятся немедленно.

Наверное, нужно действовать наоборот — деликатно помогать сторонникам выделения Южного океана плавно перевести его в разряд плодотворных достижений умозрительной географии (вроде Атлантиды или Эльдорадо). Пингвины, ледяные дороги, китобойная флотилия «Слава», буксировка айсбергов из Южного океана в Персидский залив, поиски таинственного входа внутрь полой Земли, загадочная антарктическая база дисколетов Третьего рейха — вот некоторые элементы такого перевода.

Думаю, что таким путем, приравняв Южный океан к умозрительно образованным географическим объектам, постепенно удастся вывести понятие «Южный океан» из обихода образовательной географии. Это надо сделать обязательно, иначе реальное описание Земли смешается с умозрительным, карты окончательно превратятся в произведения искусства: от комиксов до высоких шедевров, и наступит крах географии вообще.

***

Что же касается возможностей умозрительной географии, то они всё же с наибольшим успехом реализуются вне реальных географических карт. Так, умозрительная трансформация «полуостров-остров» эффектно использована в известном романе Василия Аксенова «Остров Крым», а умозрительная африканская страна Нагония — в повести Юлина Семенова «ТАСС уполномочен заявить». Правда, здесь необходим талант, воображение, художественное чувство, ну так что ж с того? Сумел же А.С. Грин придумать, описать и населить вполне живыми образами большую страну? Исследователи его творчества дали ей название «Гринландия», но в школьные атласы помещать не стали.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://geo.1september.ru

В.И. Евдокимов канд. геогр. наук, доцент  Московского городского педагогического университета, учитель Земской гимназии г. Балашиха (Московская обл.) 1. Путь назад Последний великий географ нашего отечества, Вен.П. Семенов-Тян-Шанский (1870—

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Территориальные, прилегающие, исключительные экономические/ Морские акватории в международном праве
Так все-таки Средняя или Центральная? Еще раз о районировании и географической терминологии
Японское или Восточное?
Бразилиа
Историко-минерагенический анализ геологического прошлого континентов
Путешествие в Судан
Египет - Ливия - Куш
Новейшие континентальные формации равнин как объект геологического картирования
Достопримечательности Колумбии
Глины латненской группы месторождений – перспективный теплоноситель бальнеологического применения

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru