курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Менеджмент"
по теме: "Управление социальными инновациями - российский и зарубежный опыт"
Содержание
Введение
1. Система управления персоналом как инновация
1.1 Сущность системы управления персоналом и понятие инноваций
1.2 Современные тенденции в социальных инновациях
1.3 Понятие инновационных социальных технологий
2. Мнения представителей российских компаний по вопросу управления персоналом во время проведения изменений
3. Управление социальными инновациями: проблемы и пути их решения
3.1 Общие проблемы инноваций и особенности социальных инноваций
Заключение
Литература
Организации, которые настроены на серьезную конкурентную состязательность, как на региональных, так и на международных рынках, уделяют особое внимание инновационному развитию. Рассматривая историю рыночных эволюционных преобразований и взаимоотношений, можно заметить, что инновации являются непременными составляющими элементами бизнес-процесса для фирм, наиболее успешно действующих в конкурентной среде и ориентированных на сохранение и упрочение своих лидирующих позиций в обозримом будущем. Не случайно многие крупные зарубежные компании напрямую финансируют научные коллективы и сторонние исследовательские фирмы, занимающиеся разработкой различных инновационных проектов и направлений.
Персонал является важнейшей функциональной подсистемой предприятия и представляет собой ценнейший ресурс инновационного развития. Обладая особыми стратегическими и оперативными функциями, человеческий фактор играет центральную роль в интеллектуализации и информатизации производства.
Противоречия между массовым традиционным производством и непреложностью инновационного развития особенно обостряются при переходе к рыночным отношениям. Это обстоятельство требует перестройки всей системы управления персоналом и отношений к человеческому ресурсу.
Вследствие этого многие предприятия начинают перестраивать существующие системы управления персоналом. Но далеко не везде эти изменения повышают эффективность работы персонала и соответствуют действительным потребностям организации. Это происходит в силу того, что система управления персоналом предприятия часто изменяется без предварительного анализа ее работы, без научного обоснования и понимания необходимости каких-либо изменений.
Для того чтобы изменения в системе управления персоналом были действительно эффективны, представляется разумным рассматривать систему управления персоналом с точки зрения инновации. Существует множество подходов к определению инновации, и в научной литературе понятие инновации освещено довольно подробно. Однако большинство работ посвящены продуктовым инновациям, и почти не встречается работ рассматривающих в качестве инновации систему управления персоналом.
Цель данной курсовой работы - изучить процесс управления социальными инновациями, возникающие при этом проблемы и пути их решения.
Первая глава посвящена системе управления персоналом в аспекте инновации. Рассматриваются общие принципы управления персоналом и сущность инновации и инновационного процесса. Большое внимание уделено современным тенденциям в социальных инновациях, а также рассматривается понятие инновационных социальных технологий, внедряемых на предприятии с целью повышения эффективности коммуникаций.
Во второй главе представлены мнения представителей компаний российского бизнеса о реакции персонала на изменения, проводящиеся в организации. Данная дискуссия была проведена редакцией журнала "Управления персоналом".
В третьей главе рассматриваются проблемы инновационного процесса в целом, а также трудности, относящиеся конкретно к социальным инновациям. Здесь также представлены пути преодоления этих трудностей. Так как успех внедрения социальных инноваций во многом зависит от самого персонала, то большое внимание уделяется реакции персонала на предлагаемые новшества и способам преодоления возможного сопротивления проводящимся изменениям.
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, т.к всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов.
Управление персоналом, являясь социальным, содержит в себе несколько аспектов. В частности, выделяют следующие аспекты управления персоналом:
Технико-экономический - отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологий, производственные условия и т.д.;
Организационно-экономический - содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.д.;
Правовой - включает вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом;
Социально-психологический - отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социологических и психологических процедур в практику работы;
Педагогический - предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием персонала, наставничеством и др.
Содержание управления персоналом включает в себя элементы, которые являются общими. Так, в содержание управления персоналом включают:
Определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия;
Формирование численного и качественного состава кадров (набор, отбор и расстановка персонала);
Кадровую политику (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценку персонала и его деятельности);
Систему общей и профессиональной подготовки кадров;
Адаптацию работников на предприятии;
Оплату и стимулирование труда (формы оплаты труда, пути повышения производительности труда и т.д.);
Оценку деятельности и аттестацию кадров;
Систему развития кадров (обучение, планирование трудовой карьеры и т.д.);
Формирование кадрового резерва;
Организационную культуру фирмы, а также межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями.
Для эффективного функционирования система управления персоналом должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и технологии, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития организации.
Изменение, усовершенствование системы управления персоналом представляет собой сложный процесс, требующий учета многих переменных. При этом само изменение системы управления персоналом целесообразно рассмотреть с точки зрения инновации. Для этого представляется разумным рассмотреть инновацию вообще и особенности инновационного процесса.
В настоящее время не существует общего подхода к определению инновации (нововведения). Ряд авторов стоят на позициях того, что смысл этого понятия сводится к нескольким действиям: генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг, - а поэтому нововведение выступает как процесс.
Другие ученые склоняются к мнению, что нововведение - это идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые. В целом, в зависимости от места применения в западном менеджменте выделяются три группы нововведений:
Продуктовые - новые продукты, потребляемые в сфере производства или в сфере потребления.
Технологические - новые способы (технологии) производства старых или новых продуктов.
Управленческие - новые методы работы, используемые аппаратом управления.
Социальные инновации относятся к сфере управленческих нововведений, которое можно определить как любое организованное решение, систему, процедуру или метод управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации. При этом необходимо учитывать, что новизна соотносится с практикой управления именно в данной организации.
В связи с этим целесообразным представляется выделение особенностей инновационного процесса, а именно: адресный характер (ориентация на конкретные тактические и стратегические цели организации), рискованность (фактор неопределенности результата), конфликтность (между старым и новым) и многоаспектность (изменения одной подсистемы организации вызывают изменения в других подсистемах и в организации в целом). Структурируя инновационный процесс, можно построить такую схему: определение потребности в нововведении - исследование - разработка - внедрение - использование.
Потребность в нововведении может быть осознана как под давлением внешних факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых законодательных актов и т.п.), так и внутренних (снижение производительности, наличие конфликтных ситуаций и т.д.). После осознания потребности в нововведении необходимо провести диагностику (собрать соответствующую информацию) с целью определения истинных причин возникновения проблем.
Разработка инновации завершается ее внедрением. В процессе внедрения, с помощью механизмов контроля, определяется, в какой степени планируемые изменения помогают поправить неудовлетворенное положение вещей, как их воспринимают и как можно улучшить их осуществление. Таким образом, в процессе внедрения инновация может подвергнуться некоторым изменениям с целью достижения более высокой эффективности. Также в процессе внедрения нововведения необходимо, используя механизмы стимулирования, достигнуть поддержки и принятия нововведения персоналом.
Значительное отличие инновационных подходов от традиционных проявляется уже начиная с системы отбора работников. При традиционном подходе необходимый объем работы по набору определяется в значительной мере разницей между имеющейся рабочей силой и будущей потребностью в ней. В инновационной деятельности, которая характеризуется неопределенностью и значительным риском, сложно прогнозировать будущие потребности в рабочей силе. Необходимо оценить соответствие возможностей имеющихся работников с точки зрения их адаптации к стохастическим социальным процессам и уровня их квалификации содержанию инновационной деятельности.
Инновационный тип современного производства по-новому формулирует проблему профессиональной успешности, а в связи с этим формирует особую систему отбора, переобучения и социальной адаптации работника. Новая ситуация заставляет искать нетрадиционные социальные технологии, требует от работника умения сочетать врожденные и приобретенные качества с требованиями окружающей его среды, воспринимать широкий спектр трудовой мотивации. Инновационные структуры требуют от работника особой гибкости и подвижности мышления, эффективной системы восприятия, особого типа внутренней потребности в творчестве, своеобразной формы самореализации и интеграции в социальную систему. Они ориентированы в первую очередь на высококвалифицированную рабочую силу, центральным звеном которой является личность новатора-ученого или новатора-менеджера. Ключевой фигурой в инновационной деятельности становится интеллектуал, для которого наибольшее значение приобретает смысловая значимость труда и высокая внутренняя мотивация. Особые требования к ключевой фигуре новатора должны сочетаться с четкой согласованностью действий, с совершенствованием коммуникативных процессов и межличностных отношений.
Многие зарубежные компании при конкурсном отборе инновационных менеджеров используют тесты соответствия качеств работника требованиям условий деятельности инновационного управляющего. Важнейшими качествами при отборе конкурсантов являются организаторские способности, опирающиеся на логико-дидактические навыки, инициативность, целеустремленность, упорство в достижении целей. Наиболее высокую оценку получает тот кандидат, в котором лидерство сочетается с высокой ответственностью, дружелюбным отношением к окружающим, а оперативность и точность - со своевременностью принимаемых решений. Примерный тест на соответствие качествам, требующимся от инновационного менеджера, приводится в табл.1.:
Табл.1 Тест на соответствие качествам, требующимся от инновационного менеджера [7]
Подходы к управлению персоналом в инновационной деятельности претерпевают значительные изменения по сравнению с традиционным менеджментом, уже начиная с этапа планирования и отбора специалистов. При создании новых производств и крупных организационных изменениях прогнозирование численности персонала и его необходимых профессиональных качеств представляет сложную задачу со многими факторами. Инновационное развитие экономики предъявляет жесткие требования к качеству персонала и вследствие внедрения высоких технологий может приводить к значительным увольнениям. Так, например, при внедрении инноваций в области высоких технологий компании Procter&Gamble, Johnson&Johnson, IBM, ряд фирм в Силиконовой долине ежегодно увольняют тысячи работников.
Руководитель, заинтересованный в высоком уровне реализации нововведений, обязательно должен выявить творческие способности и достижения персонала. Оценивая качества имеющегося персонала, менеджер соединяет типовые количественные методики с такими качественными критериями, как публикации, патенты, творческие качества конкретной личности.
Задачи по отбору персонала еще сложнее. Так как имеющаяся информация о работнике относится к прошлым достижениям кандидатов в инновационное подразделение, то по ней чрезвычайно сложно судить о соответствии кандидата будущим задачам. Поэтому на этапе отбора персонала для решения нетрадиционных проблем, выдвижения идей и их реализации необходимо пользоваться системой тестов, конкурсным отбором и т.д. Для этого руководителю научного коллектива необходимо определить понятия и критерии профессиональной успешности и применять в практике подбора персонала методику оценки профессионально значимых свойств, их динамику, а также учитывать принципы формирования профессиональных умений и навыков в обучении и переориентации персонала.
Особая значимость фактора профессиональной успешности предъявляет высокие требования к личности, участвующей в инновационной деятельности. Вследствие этого необходимо рассмотреть как индивидуально-психологические свойства, так и профессиональные навыки кандидата. Были предложены такие конкретные параметры изучения личности, как широта связей личности с миром, их общая структура, степень иерархичности и соподчиненности, способности и характер индивида. Все эти исследования легли в основу теории личности и ее свойств. Наиболее важными являются профессионально значимые свойства участвующего в инновационной деятельности, их динамика, а также скорость формирования профессиональных навыков.
Инновационная социальная технология, или технология управления, представляет собой внедрение в практическую деятельность особого коммуникативного канала передачи информации - канала "человек-машина-человек", который появился и стал использоваться в 90-е годы XX века [15].
Под инновационными социальными технологиями понимаются:
1. Новые формы электронной коммуникации, основанные на использовании Интернета, - голосовая почта, рассылка видеопосланий, IP-телефония и т.д.;
2. Управление корпоративными знаниями, которое представляет собой процесс, в результате которого индивидуальные знания отдельного человека превращаются в корпоративные. В этом случае знания отдельного человека отчуждаются от их носителя и становятся нематериальным активом компании. При конструировании инновационной технологии управления знаниями следует учитывать следующие факторы: тип бизнес-процесса, какая информация нужна при конструировании того или иного бизнес-процесса. Дальнейшим шагом должно стать создание карты движения информации при развертывании определенного бизнес-процесса. При создании карты движения информации необходимо учитывать степень новизны и важности информации. Эта инновационная технология может быть осуществлена практически в процессе проектной работы, в ходе работы проектных групп над той или иной проблемой;
3. Оценка и анализ персонала. Под экспертными системами понимаются особые компьютерные программы, моделирующие действие эксперта, человека, при решении задач в какой-либо предметной области, основанной на составлении базы данных. Экспертные компьютерные системы начали разрабатываться в середине XX века о США. Разработчиками этих систем по праву можно считать ученых Б. Сойера и А. Фостера. В настоящее время существует уже пятое поколение компьютерных экспертных систем. Они замечательно себя зарекомендовали при оценке личностного и профессионального потенциала персонала, уровня конфликтности и стрессоустойчивости работников, в других кадровых технологиях. За последнее десятилетие создано пятое поколение, так называемые прецедентные экспертные системы. Такие системы основаны на богатой базе реальных экономических, управленческих ситуаций. В результате использования таких экспертных систем решение принимается на основании реальных наблюдений, на основе реальных ситуаций, имевших место на том или ином предприятии, в управленческой практике того или иного управления. Прецедентные экспертные системы используют наряду с математическими алгоритмами человеческую логику, основанные на использовании экспертных систем.
Инновационные технологии, их использование в реальной управленческой деятельности еще слабо изучены, слабо используются в реальной практической жизни, а их теоретическое осмысление ждет своего исследователя.
В заключении этой главы можно сказать, что, так как персонал является важнейшей частью организации, то необходимо правильно строить процесс управления им. Для успешного управления персоналом руководитель должен тщательно анализировать функционирование данной подсистемы, вовремя выявлять слабые стороны и проводить их корректировку, при необходимости внося изменения в отдельные аспекты этого процесса или перестраивать его полностью. Для этого менеджер должен хорошо разбираться в управлении инновациями и особенно следить за последними тенденциями в проведении социальных инноваций. В настоящее время на предприятиях пересматривается система набора и отбора кадров, оценки его знаний и умений, а также уделяется большое внимание повышению эффективности коммуникаций с помощью внедрения компьютерных технологий.
Способность управлять изменениями, происходящими в компании в целом и социальной сфере в частности, играет в условиях динамично развивавшейся бизнес-среды все большую роль. Редакция журнала "Управление персоналом" попросила поделиться своим опытом в этой области представителей российского бизнеса [10]. В дискуссии приняли участие:
Э. Гамс, агентство "Книга-Сервис"
Е. Позднякова, кадровое агенство "Коннект "Персонал"
О. Черепенин, ООО "Гербалайф Интернешнл РС"
О. Автомеенков, кадровый центр "Ассорти персонал", г. Ростов-на-Дону
А. Калабин, компания "Камео"
С.П. Мясоедов, ректор ИБДА АНХ при Правительстве РФ
Д. Гудым, группа компаний Verysell
Были заданы и получены ответы на следующие вопросы:
1. "Как известно, большинство сотрудников не любит перемен. Есть ли у вас свои правила или подходы к управлению изменениями, которые неизбежны, если фирма хочет существовать?"
Э. Гамс: "Мы живем в эпоху бурных перемен. Все меняется буквально на глазах, поэтому незримые ежедневные новшества должны стать нормой нашей жизни, чтобы можно было лишь периодически отмечать, как накопившиеся количественные изменения переводят нас в новое качество. Желательно только, чтобы эти качественные перемены хоть чуть-чуть опережали время. Тогда и не потребуется прилагать излишних усилий, чтобы что-то реформировать в жестких временных рамках. Как показывает опыт, эволюционное развитие значительно устойчивее революционного. А если хотите понять, где вы находитесь и куда двигаться - чаше посещайте другие организации вашего профиля. Ознакомление с состоянием дел в подобных компаниях, особенно американских, западноевропейских и японских, может иметь большое значение. Из литературы известно, что в свое время, как только "Дженерал электрик" стала направлять своих специалистов в Японию, у менеджеров корпорации возникло чувство, близкое к ужасу. Они поняли, что производительность труда в японских фирмах зачастую вдвое выше, а создаваемые продукты значительно лучшего качества. Поэтому не только топ-менеджмент должен следить за изменениями во внешнем мире. Менеджеры среднего звена, инженеры и квалифицированные рабочие должны иметь представление о мировых стандартах выпускаемой ими продукции. За редким исключением высшее руководство, как правило, убеждено в необходимости перемен в своих компаниях. В то время как на нижних уровнях организации упоение прошлыми успехами часто приводит к тому, что управляющие среднего звена становятся фактически безразличными к разговорам о недостатках."
Е. Познякова: "Управление изменениями - коллективная ответственность всех, кто работает в организации.
Все изменения стратегического характера нашей организации выносятся на обсуждение коллектива для того, чтобы сотрудники понимали необходимость корректировочных мер, делились своим мнением. Выбирается оптимальный вариант для достижения цели и разрабатывается пошаговый план реализации. В этот период мы делаем особый акцент на управление персоналом, налаживаем обратную связь со всеми сотрудниками и распределяем зоны ответственности каждого. Но есть и потери. Нелояльные сотрудники бегут с корабля. Первоначально это выглядит проблемой, но в дальнейшем видишь, что с тобой остались самые верные люди, цели которых совпадают с целями организации".
О. Черепенин: "Сотрудников пугают не перемены, а дискомфорт, связанный с изменениями. Задумываясь о необходимости перемен, руководитель, если он хочет полноценного участия сотрудников компании, должен стараться минимизировать дискомфорт, должен вовлекать подчиненных в процесс обсуждения: анализировать ситуации, предлагаемые меры, пути, способы, сроки решения проблем".
О. Автомеенков: "Свой подход к управлению изменениями есть. Основан он во многом на собственном опыте проб и ошибок. Хочу уточнить в отношении нелюбви перемен большинством сотрудников. На самом деле сотрудники не любят резкие, непредсказуемые перемены. Причем в лучшую или худшую сторону - это роли не играет. Поэтому для любых изменений почву лучше готовить заранее, при этом максимально вовлекая персонал в процесс принятия решений. Вопросы организационного развития требуют постоянного внимания управляющего компанией, внимание же работников находится на собственном индивидуальном плане работ, ведь масштаб их ответственности и интересов абсолютно другой. В случае резкого изменения обстановки или правил игры по инициативе высшего менеджмента любой работник прежде всего ощущает свое бессилие в сложившейся ситуации, и только большой кредит доверия и высокий авторитет управляющего могут сгладить падение боевого духа персонала. А такие качества лидера - результат не одного месяца безупречной работы.
Помимо предсказуемости и принципа постепенности в проведении изменений, важны также и сроки проведения изменений. Здесь любые крайности недопустимы: и слишком резкое изменение, и затянувшийся переходный период будут серьезно угрожать нормальному режиму жизнедеятельности предприятия.
А. Калабин: "Лидером (отрасли, например) может стать только тот, кто имеет абсолютный (по сравнению с остальными игроками) запас прочности, либо тот, кто лучше всех отслеживает изменения внешней среды и изменяется в соответствии с ними. В нашей компании изменения - неотъемлемый атрибут жизни. Вся управленческая структура, благодаря тому, что построена по принципам "харизматического управления", "заточена" под быстрые изменения. Доверие подчиненных своим лидерам, и наоборот, слаженность команд, низкий (почти нулевой) уровень бюрократизации, свобода в рамках зоны ответственности - вот наши основные правила".
С.П. Мясоедов: "Выслушать всех. Понять, чего хочет большинство. Но, как говорила Екатерина Великая, что "большинство неспособно породить истину, большинство не истину, а лишь желание большинства порождает". Поэтому, поняв большинство, делать надо все по-своему. В соответствии с видением лидера. Лидер потому и лидер, чтобы вести, лидировать".
Д. Гудым: "Мне кажется, что корпоративные стандарты и функциональные регламенты компании в ходе радикальных изменений, происходящих в ней, не то чтобы утрачивают свою силу, но просто они были созданы для ситуаций, в которые фирма ранее не попадала и которые ранее "не переживала". Поэтому вряд ли что-то можно формализовать заранее, и здесь можно говорить лишь об общем фоне, с которым фирма входит в полосу радикальных изменений: уровень корпоративной культуры, уровень профессиональной подготовки менеджмента в целом и топ-менеджмента в частности. Если оба этих компонента на высоком уровне, то фирма адаптируется к новым реалиям с минимальными потерями".
Н. Петрова: "Основное правило - "Face the problem". Если изменения назрели, надо их проводить, иначе нарыв от проблем прорвется в виде конфликтов и отравит корпоративный организм. Второе правило - "делай посильное, про остальное не переживай". Делай, что можешь. Четко ставь реалистичные, измеримые и позитивные задачи. Требуй посильного от людей. И не мучь себя и других перфекционизмом - это вредно для здоровья. Третье правило - профилактика: изменения нужны все время, так что если вовремя и регулярно давать им происходить, поддерживать течение, реагировать на проблемы, то с точностью до форс-мажорных обстоятельств компания будет развиваться хорошо".
2. "Есть ли у вас свои рекомендации по преодолению скрытых форм сопротивления изменениям?"
Э. Гамс: "Я не думаю, что подобные сопротивления необходимо пре одолевать. Как сказал Блез Паскаль, "Опираться можно только на то, что сопротивляется". Поэтому, если руководитель хочет проводить изменения с минимальными ошибками, он должен это сопротивление постоянно ощущать. Ведь лидер фирмы - это впередсмотрящий, который должен предвидеть предстоящие перемены уже тогда, когда для других они не очевидны. Другой вопрос - каков уровень этого сопротивления, не блокирует ли оно всякую работу. Но этот последний случай возможен лишь тогда, когда предлагаемые перемены объективно не обусловлены, либо сотрудники должным образом не посвящены в их суть, так как опыт показывает, что любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит. В целом же одной из основных ошибок в большинстве российских организаций является отсутствие человека, способного сказать королю, что он гол. Эффективные лидеры должны разработать механизмы, обеспечивающие получение альтернативной информации, и как лица, принимающие решения, должны окружить себя людьми, которые успешно могут сыграть даже роль "адвоката дьявола".
Е. Познякова: "Главное на начальном этапе - проводить политику открытости и в процессе внедрения изменений озвучивать все результаты, в том числе и отрицательные. В случае неудачи анализируются ее причины и делается все возможное, чтобы у сотрудников не опустились руки. Члены коллектива должны чувствовать себя в центре событий. Удивительно, что сотрудники хотят, чтобы такой диалог начался, так как у них появляется возможность высказать свои страхи, опасения, пожелания и предложения относительно предлагаемых изменений. А также очень важно отслеживать "качество" реализации ключевых процессов".
О. Черепенин: "В долгосрочной перспективе сопротивление персонала - самое опасное явление, так как именно люди осваивают средства, управляют информацией, влияют на сроки выполнения заданий. В таких ситуациях обязательно нужно общаться с людьми, расплетать узелки противоречий. Хуже всего, если такой "долгоиграющий" фактор сопряжен с вопросами, требующими немедленного решения. Руководителю следует избегать преодоления скрытого сопротивления неподготовленным, в спешке."
О. Автомеенков: "Преодолеть скрытые формы сопротивления изменениям можно лишь обнаружив их, т.е. фактически они должны стать видимыми для руководителя. Страх сотрудника перед управляющим делает его скрытым саботажником. Открытый конфликт позитивней, так как существование какой-либо проблемы - это всегда новые возможности для развития. Открытые формы сопротивления изменениям лучше поощрять руководителем и использовать их в своих целях, т.е. управлять изменениями, а не быть следствием скрытого саботажа".
А. Калабин: "Те же, что и для организации работы вообще: четкое обозначение зоны ответственности каждого сотрудника, руководитель определяет только зоны своих непосредственных подчиненных и полностью спрашивает с них (те, в свою очередь, делают тоже на своем уровне подчинения), безжалостное удаление из коллектива саботажников".
С.П. Мясоедов: "Нужно сплотить группу единомышленников, которые будут помогать искать скрытый саботаж. А далее в России есть только два способа "преодоления" - либо жестко наказывать, либо выгонять. Второе - действеннее".
Д. Гудым: "Если в общем, то это замкнутый цикл из 4 действий: анализ текущей ситуации; планирование программы действий; исполнение программы этих мер; контроль эффективности программы. Конкретика по наполнению программы очень ситуативна и зависит от конкретных задач".
3. "Кто, по вашему мнению, больше всего склонен противодействовать изменениям?"
Э. Гамс: "Здесь нет универсального ответа. Это в каждом конкретном случае зависит от должностной категории, человеческих качеств, возраста, образования, воспитания и еще многих других вещей, которые при определенных обстоятельствах могут иметь решающее значение. Как говорится, дьявол кроется в мелочах, а истина всегда конкретна".
Е. Познякова: "Сотрудники, которые не понимают, что происходит в организации и для чего нужны изменения".
О. Черепенин: "Это зависит от коллектива. Сопротивление - это такой же сигнал о том, что что-то не и порядке, как и температура во время болезни".
О. Автомеенков: "Сотрудник, не уверенный в своих силах, в своем руководителе. Сопровождается это хроническим пессимизмом, и реальная ценность такого сотрудника гораздо меньше той, чем кажется со стороны. Ответственность за такое состояние сотрудника на 90% лежит на руководителе".
А. Калабин: "Бесперспективные, безынициативные сотрудники, достигшие своего "потолка". И более сложный случай - творческие люди, не признающие в начальнике лидера. Они будут сопротивляться потому, что будут считать, что они лучше знают, как это делать правильно. Тогда либо менять лидера-руководителя, либо переводить таких сотрудников под более сильных лидеров".
С.П. Мясоедов: "Те, кто "не тянет" и боится, что в новых условиях это будет более заметно".
Д. Гудым: "Противодействовать изменениям свойственно большинству людей, и это нормально. Но нужно разъяснять целевым группам выгоды, которые они получат в результате проведенных изменений. В различных ситуациях противодействовать могут акционеры, топ-менеджмент и менеджмент среднего звена".
4. "В современном бизнесе кто может быть более удачлив при проведении изменений - авторитарный лидер или демократичный?"
Э. Гамс: "Если исходить из определения слова "внедрение", как насильственное проникновение чужеродного тела в сопротивляющуюся среду в соответствии с одной из трактовок толкового словаря русского языка, то авторитарный лидер потратит значительно меньше усилий, так как ему не следует тратить много времени, по крайней мере, на убеждение и согласование. Но даст ли подобная перестройка желательный эффект? Я думаю, что ответ на этот вопрос мы уже имеем в нашей недавней истории. Ресурсы в стране были задействованы гигантские, сроки были минимальные, а в результате "догнать и перегнать" так никого и не удалось".
Е. Познякова: "На моей практике выигрывает демократичный руководитель, умеющий и желающий слышать своих сотрудников. Его задача - выработать гибкую политику, проводить анализ своих действий и всей организации в целом".
О. Черепенин: "Существует ряд серьезных, глубоких исследований, которые убедительно доказывают, что стиль управления не является определяющим для успешности компании. Пока для российского бизнеса более традиционен авторитарный стиль управления, как следствие этапа строительства вертикальных бизнес-структур. Наверное, на сегодняшний день в стандартной ситуации авторитарный лидер будет сотрудникам понятнее. Тем не менее, по мере развития экономики, бизнес-сообщества, демократичных правил бизнес-игры демократичный стиль будет все более и более востребован".
О. Автомеенков: "Моя позиция: любые крайности опасны. В одних ситуациях требуется проявление авторитарных качеств, в других - демократизм. Более удачлив в бизнесе гибкий, готовый к изменениям, без идефикс лидер, принимающий наиболее рациональные решения в зависимости от конкретной ситуации."
А. Калабин: "Стиль "правления" не так важен, как "мощность харизмы" самого лидера. Именно она определяет его эффективность. Но, в общем случае, более сильный лидер будет придерживаться с ближним кругом демократической формы коммуникации, а с дальним - авторитарной".
С.П. Мясоедов: "Это зависит от национальной принадлежности "современного бизнеса". Если это бизнес скандинавский, британский - обычно более удачлив демократ. Если бизнес российский - авторитарный лидер, периодически играющий в демократию при решении второстепенных вопросов".
Д. Гудым: "Я думаю, что на этапе проведения изменений необходим авторитарный лидер. И чем радикальнее изменения, тем лидер должен быть авторитарнее".
По вопросу проведения изменений существуют различные мнения. Но все представители российского бизнеса сходятся на том, что проводить изменения необходимо. При этом очень важной является поддержка персонала. Необходимо активно подключать его в этот процесс, при этом разъясняя, какие перспективы они получат в будущем в результате внедрения инноваций.
В целом проблема внедрения содержит несколько аспектов, а именно:
Задержка во времени необходимых организационных перестроек;
Низкая эффективность, а иногда и просто нежизненность нововведений в управлении;
Значительный разрыв между разработкой теоретиками менеджмента новых систем и методов управления и их использованием на практике.
Внедрение является наиболее сложной стадией инновационного процесса. Существуют параметры, по которым можно проанализировать сложность внедрения инновации: разница между новым и старым; масштабы и взаимосвязанность изменений; необходимость программы целенаправленной деятельности; неопределенность, непредвиденные проблемы и возможности.
Основными причинами проявления проблем внедрения управленческих инноваций являются:
Противоречивость целей, мотивов деятельности, интересов участников инновационного процесса; сопротивление персонала новому; возникновение бюрократических барьеров на пути внедрения управленческих нововведений.
Дезинтеграция инновационного процесса, его разорванность, распределение отдельных стадий (разработка, распространение и внедрение) между различными участниками.
Неудовлетворительная работа разработчиков нововведения и специалистов, организующих процесс его внедрения.
Рассматривая систему управления персоналом как инновацию, можно сделать вывод о том, что она обладает особенностями, присущими всякому нововведению вообще. Во-первых, изменения в системе управления персоналом нацелены на решение определенных проблем, в соответствии со стратегией развития организации. Во-вторых, невозможно заранее определить точный результат, к которому они могут привести. В-третьих, изменения системы управления персоналом могут вызвать конфликтные ситуации, связанные с сопротивлением работников, непринятием ими нововведений. И, наконец, изменения системы управления персоналом дают мультипликационный эффект, т.е. вызывают ответные изменения в остальных подсистемах организации, благодаря тому, что они касаются главной оставляющей организации - ее сотрудников.
Таким образом, система управления персоналом в процессе своего развития проходит все стадии, составляющие инновационный процесс. И хотя не существует унифицированных форм построения системы управления персоналом, и каждая система в отдельно взятой организации уникальна, можно выделить общие стадии и особенности системы управления персоналом как инновации.
Так для того чтобы развитие управления персоналом имело управляемый, регулируемый характер и давало необходимые качественные изменения, оно должно происходить на основе научных принципов и непротиворечиво. Исходя из этого, проектирование системы управления персоналом должно начинаться с формирования (выбора) концепции управления персоналом, построения его модели, а также разработки стратегии и политики управления персоналом.
Модель управления персоналом можно представить как научно-обоснованное описание управления персоналом (его состояния, структуры и процесса), отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению в будущем. Модель детально описывает основные элементы системы управления персоналом и их взаимосвязи.
Стратегия управления персоналом представляет собой установленную в соответствии с моделью на определенный (достаточно длительный) период совокупность ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности в области управления, это - своеобразный "мостик" между теорией и ее практической реализацией.
Политика управления персоналом - это система целей, принципов и вытекающих из них форм, методов, критериев работы с персоналом. Выбранная стратегия реализуется с помощью политики управления персоналом (кадровой политики).
Необходимо отметить, что до определения концепции будущих изменений, необходимо осознать потребность в нововведении, оценить имеющиеся ресурсы, выявить возможности организации и существующей системы управления персоналом и определить главное направление изменений (наиболее оптимальное из альтернативных). Концепция управления персоналом отражает видение генерального руководства организации, а система управления персоналом призвана преобразовать его в реально работающие и эффективные механизмы управления.
При разработке системы управления персоналом необходимо учитывать определенные принципы построения, а также определить факторы, в которых тот или иной вариант управления персоналом дает необходимый результат, т.к. разные организации, имея свою внутреннюю специфику, осуществляют свою деятельность в разных внешних условиях.
Под факторами понимаются все те объекты, явления, процессы, которые воздействуют на управление персоналом и тем или иным образом определяют изменение его основных характеристик и особенностей. Таким образом, развитие системы управления персоналом можно определить как процесс качественных изменений в принципах, процедурах, методах, технологиях и т.д. управления персоналом, происходящих под воздействием факторов.
Учет факторов, влияющих на управление персоналом, позволяет:
Выбрать оптимальные для организации подход, концепцию, общие принципы и стратегию управления персоналом;
Оценить существующее положение в управлении персоналом с точки зрения его адекватности сложившейся ситуации;
Определить направления изменения действующей системы управления персоналом в соответствии с изменениями в действии факторов;
Спрогнозировать развитие управления персоналом на основе ожидаемой динамики факторов.
Укрупнено выделяют три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации:
Иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением благ.
Культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, установки поведения, которые регламентируют действия личности.
Рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Необходимо отметить, что управление персоналом, впрочем, как и любое управление, имеет свои определенные цели, и основным элементом управления, с чего оно начинается, является целеполагание. Исходя из этого, "жизненность" системы управления зависит от того, насколько реальны поставленные цели, насколько они непротиворечивы и соответствуют стратегии развития организации.
Изменяя систему управления персоналом, следует учитывать определенные законы управления. К ним относятся закон необходимого разнообразия, закон специализации и интеграции управления, закон экономии времени, закон приоритетности стратегических целей организации и закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении.
К особенностям внедрения системы управления персоналом можно отнести все ранее перечисленные, относящиеся к инновациям вообще. Но отдельно необходимо выделить контроль над внедрением изменений в системе управления персоналом, который показывает, насколько были реализованы цели, связанные с внедрением нововведения. Контроль является объективной необходимостью, т.к даже оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.
3.2 Отношение персонала к инновациям и пути преодоления сопротивлениям
Решающим фактором эффективного внедрения инновации является персонал организации и его отношение к ней. Поэтому задача руководителей при внедрении инновации - сформировать психологическую готовность персонала, которая проявляется в осознании производственной и экономической необходимости осуществления нововведения, личной и коллективной значимости нововведения, а также способов личного включения в осуществление нововведения.
Выделяют шесть форм отношения работников к нововведениям: принятие нововведения и активное участие в его реализации; пассивное принятие нововведения; пассивное неприятие нововведения; активное неприятие нововведения, выступления против; активное неприятие, связанное с оказанием противодействия нововведению; крайние формы непринятия нововведения (игнорирование и саботаж внедрения нововведения).
Эти позиции формируются на основе психологических барьеров, которые необходимо учитывать при внедрении инновации. Необходимо учитывать, что сопротивление персонала нововведениям обусловлено тремя основными причинами: неопределенность, ощущение потерь и убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут. Поэтому в инновационном процессе необходима максимальная поддержка персонала со стороны руководства и обеспечение его как можно более полной информацией о предстоящих изменениях. Также, необходимо учитывать факторы, влияющие на инновационную деятельность персонала.
Нужно отметить и тот факт, что сопротивление переменам направлено пропорционально силе ломки культуры и структуры власти, проходящей из-за перемен. Следовательно, инновации необходимо внедрять поэтапно, т.к организация и ее работники могут выдержать лишь ограниченное число изменений в единицу времени.
Вообще главным вопросом управления работой по развитию является равновесие между изменениями и стабильностью. Основным в управлении развитием представляется умение видеть состояние целей деятельности организации в динамике. Цель - это направление, а не пункт назначения, поэтому достижение цели предполагает постоянную готовность к изменениям и реагирование на необходимость внутренних и внешних изменений. К изменениям нужно привыкнуть.
Мотивационные факторы, влияющие на нововведения можно представить в виде таблицы 2:
Табл.2 Мотивационные факторы, влияющие на нововведения
Факторы, способствующие нововведению | Факторы, препятствующие нововведению |
1. Личные интересы работников | 1. Личные интересы работников |
Увеличение заработной платы в результате нововведения; Расширение прав; Сокращение обязанностей; Улучшение положения и позиций (в организации и вне её); Улучшение шансов на будущее (в организации и вне её); Улучшение возможностей для самоутверждения; Полное использование знаний и возможностей; Хорошая информированность (в организации и вне её); Повышение престижа (в организации и вне её); Расширение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) | Уменьшение заработной платы в результате нововведения; Сокращение прав; Расширение обязанностей; Ухудшение положения и позиций (в организации и вне её); Ухудшение шансов на будущее (в организации и вне её); Ухудшение возможностей для самоутверждения; Неполное использование знаний и возможностей; Плохая информированность (в организации и вне её); Сокращение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) |
2. Отношения с другими работниками | 2. Отношения с другими работниками |
Улучшение отношений с руководством в результате нововведения; Улучшение отношений с подчиненными; Улучшение отношений с сотрудниками; Соответствие нововведения сложившимся коллективным нормам, традициям, целям, ценностям | Ухудшение отношений с руководством в результате нововведения; Ухудшение отношений с подчиненными; Ухудшение отношений с сотрудниками; Несоответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам ценностям |
3. Характер и содержание труда | 3. Характер и содержание труда |
Более интересная работа в результате нововведения; Более удобный режим работы в результате нововведения | Менее интересная работа в результате нововведения; Менее удобный режим работы в результате нововведения |
Таким образом, необходимо увеличивать количество факторов, способствующих нововведению. При этом руководитель должен доступно объяснить работникам, какой эффект получат лично они от внедрения инноваций.
Чтобы повысить эффективность социальных изменений на предприятии, целесообразно рассматривать систему управления персоналом с точки зрения инновации. Можно выделить технико-экономический, организационно-экономический, правовой, социально-психологический и педагогический аспекты управления персоналом. Основными задачами являются определение потребности в кадрах, формирование численного и качественного состава кадров, кадровой политики, а также отбор, подбор, расстановка, адаптация, обучение, аттестация работников.
Для эффективного функционирования система управления персоналом должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и технологии, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития организации.
Чтобы создать эффективную систему управления персоналом, необходимо проводить своевременные изменения на различных этапах данного процесса. Социальные инновации относятся к сфере управленческих нововведений, которое можно определить как любое организованное решение, систему, процедуру или метод управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации.
Инновационный подход начинается уже с системы отбора персонала. Инновационные структуры требуют от работника особой гибкости и подвижности мышления, эффективной системы восприятия, особого типа внутренней потребности в творчестве, своеобразной формы самореализации и интеграции в социальную систему.
В процессе управления персоналом важнейшую роль играют коммуникации. Для повышения их эффективности внедряются инновационные социальные технологии. Это могут быть новые формы электронной коммуникации, управление корпоративными знаниями, оценка и анализ персонала с использованием экспертных компьютерных программ и другие технологии.
В процессе внедрения инноваций во всех сферах и социальной в частности могут возникать различные проблемы.
В целом проблема внедрения содержит несколько аспектов, а именно задержка во времени, низкая эффективность нововведений, разрыв между теорией и практикой внедрения инноваций, недостаток денежных средств и т.д. Особенностью социальных инноваций является то, что их результат невозможно определить заранее. Изменяя систему управления персоналом, следует учитывать определенные законы управления. К ним относятся закон необходимого разнообразия, закон специализации и интеграции управления, закон экономии времени, закон приоритетности стратегических целей организации и закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении. К особенностям внедрения системы управления персоналом можно отнести все ранее перечисленные, относящиеся к инновациям вообще. Но отдельно необходимо выделить контроль над внедрением изменений в системе управления персоналом, который показывает, насколько были реализованы цели, связанные с внедрением нововведения. Контроль является объективной необходимостью, т.к даже оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.
Решающим фактором эффективного внедрения инновации является персонал организации и его отношение к ней. Поэтому задача руководителей при внедрении инновации - сформировать психологическую готовность персонала, которая проявляется в осознании производственной и экономической необходимости осуществления нововведения, личной и коллективной значимости нововведения, а также способов личного включения в осуществление нововведения. Выделяют шесть форм отношения работников к нововведениям: принятие нововведения и активное участие в его реализации; пассивное принятие нововведения; пассивное неприятие нововведения; активное неприятие нововведения, выступления против; активное неприятие, связанное с оказанием противодействия нововведению; крайние формы непринятия нововведения (игнорирование и саботаж внедрения нововведения). На отношение персонала к нововведениям положительно влияют такие факторы, как увеличение зарплаты в результате внедрения инновации, улучшение отношений с работниками и руководителем, более интересная работа и другие важные для работника аспекты.
1. Алхимия инноваций / Алан Баркер; [Пер. с англ. А.Р. Ханукаева]. - М.: ООО "Вершина", 2004. - 224 с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2002. - 296 с.
3. Данилова М.А. Коучинг как инструмент управления изменениями в организации // Управление персоналом, июль 2004. №14
4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 528 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 343 с.
6. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ М.: КНОРУС, 2005. -544 с.
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д. э. н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2002. - 238 с. - (Серия "Высшее образование").
8. Маслоу А. Мотивация и личность.3-е изд. / Перс. с англ. - СПб. - Питер, 2007. - 352 с. - (Серия "Мастера психологии").
9. Прихач А.Ю. Активная инновационная деятельность персонала как конкурентное преимущество // Управление персоналом, январь 2005. № 1-2
10. Савченко В.К. Реформа энергетики: перестройка работы с персоналом // Управление персоналом, июль 2004, №14
11. Синица С.А. Управление изменениями - сначала задаем вопросы // Управление персоналом, июль 2004. №14
12. Тарасов В. В, Личностные проблемы инновационного развития // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. №3
13. Тарасов В.В. Методика педагогической поддержки. - М., 2002.
14. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2002. - 400с. ил. - (Серия "Учебники для вузов").
15. Юрасов И.А. Инновационные технологии или технологии инновационной деятельности? // Управление персоналом, июль 2004. №14.
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине "Менеджмент" по теме: "Управление социальными инновациями - российский и зарубежный опыт" Содержание Введение 1. Система управления персоналом как инновация 1.1 Сущность с
Управление стоимостью проекта
Управление стоимостью проекта
Управление творческими потенциалами
Управление трудовыми ресурсами
Управление трудовыми ресурсами на предприятии
Управление увольнением персонала
Вимоги до особистості сучасного менеджера
Виявлення резервів розвитку потенціалу підприємства на основі аналізу використання основних виробничих фондів
Влада та вплив в менеджменті: поняття, види, взаємозв’язок
Вплив особистості керівника на процес прийняття рішень
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.