База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Валикий шелковый путь на территории Казахстана — История

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

 

Что такое «Шелковый Путь», когда он возник и стал функционировать, где проходил - вот первые возникающие у каждого вопросы. Обратимся для ответа к историческим фактам.

В 629 г. буддийский паломник Сюань-Цзян отправился из Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие». Ехал он по международному пути, который связывал Китай с Западом и служил проводником технических новшеств, религиозных идей и культурных достижений.

На верблюдах-бактрианах вместе с караваном купцов из Чаньани по краю великой пустыни Гоби через Дунхуан, пройдя соляную пустыню, известную под названием «Барханы Великого Дракона», оазисы Хами и Тур-фан, вдоль северных склонов Тянь-Шаня и выйдя из ледовых гор, которые, видимо, соответствуют хребту Музур-Ола, Сюань-Цзян и его спутники прибыли к «Прозрачному Голубому озеру». Его также называли «Горячим озером», и в нем не трудно узнать Иссык-Куль. Обогнув озеро, паломник прибыл в город Суяб, где встретился с тюркским каганом, повелителем огромной империи, границы которой на Западе доходили до Черного моря. Вот как описывает кагана тюрок и его приближенных Сюань-Цзян: «Лошади этих иноземцев были прекрасны. Каган был одет в халат из зеленого шелка; его голова была обнажена и обмотана лишь шелковой повязкой длиной более одного чжана (3,2 м) с отвисающими назад концами. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкие головные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом».

Описывая прием, которым удостоил его каган, Сюань-Цзян неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати и сообщает также о подарках, которые он получил: «целый набор одежд из малинового сатина и пятьдесят кусков шелка». В этом эпизоде, вольно или невольно, несколько раз упоминается шелк - основной продукт торговли Востока и Запада, давший название великому трансконтинентальному пути древности и средневековья. На вопрос о том, когда «заработал» этот путь, до сих пор имеются разные ответы. Если говорить о прототипе отдельных участков «Шелкового пути», то начало контактов и обменных связей восходит по времени к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районах Хотана. Лазурит, добываемый в Бадахшане, вывозили в Иран, Месопотамию, Анатолию, Египет и Сирию. В середине I тыс. бадахшанский лазурит появляется в Китае.

Наряду с «Лазуритовым путем», соединившим Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Ицдией, существовал «Нефритовый путь», который связывал Восточный Туркестан с Китаем.

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать «Степной путь», и если следовать описаниям отца истории Геродота, то станет очевидным его следующее направление: из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну агриппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространялись меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов4.

Еще недавно считалось, что изобретение шелка и торговля им относятся ко времени I тыс. до н. э. Однако китайские археологи, которые вели раскопки в провинции Чжецзян, вблизи озера Тайху, нашли шелковые ткани, пояса и пряжу, относящиеся к эпохе неолита. Возраст ткани - 2750+100 гг. до н. э. Анализ ее свидетельствует о том, что уже к этому времени, то есть почти пять тысяч лет тому назад, шелководство уже вышло из примитивной стадии. В VI-V вв. до н. э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны, в том числе и на Запад. Шелковая попона с вышитым на ней фениксом была найдена при раскопках одного из «царских» курганов Пазырыка на Алтае, датированного V в. до н. э. Шелковые ткани и бахрома, подшитая к изделиям из шерсти, обнаружены в захоронениях VI-V вв. до н. э. в районах Южной и Западной Европы.

В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попал в Центральную Азию и Средиземноморье.

Однако, вряд ли, можно говорить для VI-IV вв. о Шелковом пути, вернее будет предположить лишь доставку престижных товаров по степной зоне, которая проходила около 40-й параллели и, начинаясь в большой излучине реки Хуанхэ, пересекала восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигала земель греков и этрусков5.

В это же время шелк попал в Индию, о чем свидетельствует слово «синапатто» - «китайский шелк».

И лишь в середине I в. до н. э. «Шелковый путь» начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. А все началось в 138 г., когда из Ханьской столицы вышел посольский караван, который сопровождал князя Чжан-Цзяня, посланного императором У-ди в неведомые страны Запада. Через 13 лет Чжан-Цзян вернулся назад. Он смог добраться до районов сегодняшнего Афганистана и первым прошел прямым путем из внутренних районов Китая в Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути пошли на Запад караваны с шелком, а в Китай - товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии.

Вскоре международная торговля перешла в руки торговцев из Согда -страны, расположенной в Средней Азии в долинах Зеравшана и Кашкадарьи. Согдийцы имели торговые колонии в «Тохарских» городах Восточного Туркестана и в городах Китая, таких, как Ланчжоу, Дунхуан, Чаньан. Например, в Дунхуане проживало около тысячи согдийцев. Согдийцы проникали в Японию, где шелковый путь кончался, достигнув древней японской столицы Нара. Здесь в одном из храмов хранится рукопись, написанная на согдийском языке.

Караванные пути связывали Запад Казахстана с Дальним Востоком, с Приамурьем. Известна так называемая «соболья дорога», по которой осуществлялись связи Византии, Ирана, тюркских каганатов и согдийских княжеств с государствами Бохай и Японией. В VI в. морская часть «собольей дороги» получила название «дороги в Японию». Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с Востока, начинался в Чаньани и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань-Шаня к западной окраине Великой Китайской стены и «Заставе Яшмовых ворот». Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Кашгару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля; южная - через Дунхуан, Хотан, Яркевд в Бактрию, Ивдию и Средиземноморье - это так называемый «южный путь»; «северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв в Хамадан в Сирию.

В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан, хотя прежний путь через Фергану был короче и удобнее. Перемещение пути можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию, Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стати крупными потребителями заморских товаров.

Так этот путь стал главным, и основное число посольских и торговых караванов в VII-XIV вв. шло здесь. Это направление Шелкового пути не было чем-то застывшим, в течении столетий попеременно наибольшую значимость приобретали те либо иные участки и ответвления, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI-VIII вв. основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия -Южный Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык-Кульская котловина - Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут, выходил на вышеназванную трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи - Мангыстау - Приаралье - Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата и Византии. В 568 г. в Константинополь ко двору императора Юстиниана II (565-576) прибыло посольство от тюркского кагана Дизабула, которое возглавлял согдиец Маниах, один из тех, которые, по словам китайских хронистов, «...научают и направляют тюрков». В данном случае, однако, и тюрки, и согдийцы преследовали общие цели, связанные с грандиозной торговлей шелком. Она приносила и тем и другим огромные доходы. Часть шелка поступала из Китая, другая изготавливалась в городах Восточного Туркестана и в самом Согде, причем производство его настолько возросло, что сбыт его превратился в острую проблему. Она усуглублялась тем, что продаже шелка крупнейшему потребителю - Византии - препятствовали персы. Тому были вполне конкретные причины, ибо шелк был нужен Византии не только ятя нужд двора и аристократии, но и как валюта при найме варварских войск, которые, в первую очередь, были бы использованы в войне с Ираном. Если бы персидское правительство разрешило свободную транзитную торговлю шелком и последний дошел до Византии, «то через несколько лет на Евфрате стояла бы столь многочисленная наемная армия, что всей силы Ирана не хватило бы для ее отражения».

Договориться поэтому тюркам и согдийцам с персами не удалось, и тюрки отправляют посольство Маниаха в Византию. Оно шло в обход Ирана и контролируемых им территорий - из Семиречья по Сырдарье в Приаралье, через Мангыстау в Прикаспий, на Северный Кавказ, через Кавказский хребет в Константинополь. Благосклонно принявший посольство Юстиниан II отправил свое посольство в ставку кагана на берегу Таласа. И новый путь «из тюрок в греки» стал функционировать. Его маршрут прекрасно иллюстрируется археологическими находкам!, особенно богатыми из предгорье Кавказского хребта, где обнаружен могильник Мощевая балка. В нем найдены шелковые изделия, обрывки картины на шелке, приходно-расходные записи китайского купца и многие другие импортные вещи VII – Х вв.

На этом пути стояли большие и богатые сырдарьинские города, о которых несколько позднее писал историк XVI в. Рузбихан: «Река Ходжент (Сырдарья) протекает среди крепостей Туркестана. Высокие крепости, наподобие высочайших замков, так возвышающихся на берегах каналов, выведенных из реки Сейхуна, будто бы рассказывают об отраде рая, по которому текут реки».

Позднее, в IX-XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем «Тяныпанский». Но в XIII-XIV вв. он вновь оживает. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими лицами.

Что же представлял собой юг Казахстана в канун его вхождения в орбиту Шелкового пути. Здесь, как ранее отмечалось, издревле развивалась самобытная культура, в формировании которой участвовали кочевые племена и оседлые народы. Причем в этническом плане и кочевники, и оседлые жители были однородны, или же были объединены в рамка однотипных этнополитических образований. Взаимодействие и взаимообогащение культур - оседлой и кочевой - явилось магистральной линией мирового прогресса. В недрах такого синтеза лежат многие достижения цивилизаций, созданных народами Казахстана и Средней Азии, а также истоки этногенеза населяющих ее народов. Так, в VI—III вв. до н. э. здесь обитали кочевые и полукочевые племена саков, высокая культура которых известна по раскопкам многочисленных курганных памятников, среди которых Бесшатыр, Иссык, Тагискен, Уйгарак. Уже тогда существовали связи саков с Китаем, Индией, Ближним и Средним Востоком. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, импортные высокохудожественные изделия из Средней Азии, Ирана. Монументальные погребальные сооружения Тагискена из сырцового кирпича наталкивают на мысль о привлечении к их возведению иноземных мастеров. Во время существования государства Усунь и Кангюй во II в. до н. э. - пер. пол. I тыс. н. э., когда Шелковый путь начинает активно функционировать, сюда проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и резные камни-печатки из Сасанидского Ирана.

В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых являлись земледельческие поселения, окруженные стенами с башнями. Многие из них открыты сейчас в предгорной зоне Тянь-Шаня, в долинах Арыси, в среднем и нижнем течении Сырдарьи. Особенно хорошо сохранились эти города в сухой пустынной зоне Приаралья, в Джетыасарском урочище. До сих пор высятся просушенные солнцем их желтые стены, глядят на плоскую равнину глазницы стреловидных бойниц, а под такырами скрыты огромные древние некрополи.

Во второй половине VI в. Казахстан вошел в состав Тюркского каганата, огромной кочевой империи, охватившей пространство от Кореи до Черного моря. В конце VI в. Каганат распадается на две части — Восточно-тюркский и Западнотюркский. Центром последнего является Семиречье, а столицей - город Суяб.

Именно в это время происходит оживление участка Шелкового Пути, который сыграл важную роль в развитии городской феодальной культуры Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновение целого ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту тех городов, которые оказались либо на трассе, либо были связаны с ней торговыми ответвлениями.

Вот как выглядел казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток. Из Шаша (Ташкент) дорога шла через перевал на Турбат в Испиджаб, один из крупнейших центров на Шелковом пути. Здесь останавливались торговцы из разных стран, в городе были торговые постройки и караван-сараи, принадлежавшие купцам из Бухары, Самарканда, тогда как купцы из Испиджаба имели свои фактории в Багдаде в раба-де Харба ибн Абдаллаха ат Балхи вместе с купцами из Мерва, Балха, Бухары и Хорезма. Из Испиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. Из Испиджаба караваны шли на восток, в Тараз, через города Шараб, Будухкет, караван-сараи Тамтадж и Абардадж.

Первым крупным городом, стоявшим на Шелковом пути в Таласской долине, был Джув жат, проехав который, попадали в Тараз. Это один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство Юстиниана II из Византии во главе со стратегом Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле шелком. Источники называют Тараз «городом купцов». Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.

Рядом с Таразом находился город Джамукат, основанный выходцами из Бухары. Он упоминается уже в VI в. и был основан согдийцами Бухары, которыми предводительствовал некий Джамук, именем которого и был назван город. Археологи смогли найти Джамукат. Его остатки находились в Таласской долине, недалеко от Жамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив с. Сары-Кемер. Развалины называются сейчас Костобе - «двойной бугор». Кроме этих городов, в Таласской долине находились такие известные города, как Шельджи, Сус, Куль и Текабкет - в горной части долины, где располагались крупные серебряные рудники. В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого, как отмечалось, произошла в 751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города Адахкет и Дех-Нуджикес, а в монгольское время источники называют города Янги, Янги-Балык и Кецджак.

В Таласскую долину в Тараз караваны попадали также по дороге из Ферганской долины из Касана через перевал Чанач в Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау. Этот отрезок дороги соединял «Ферганское» и «Семиреченское» направления Шелкового пути.

Из Тараза на восток путь шел по пустынной местности к городу Кулану. Территория между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. На пуп к Кулану надо было проехать через Касрибас, Куль-Шуб, Джуль-Шуб Остатки Касрибаса стоят на древней трассе, проходившей вдоль Киргизского хребта, и известны как развалины Ахыр-Тас, представляющие собой сооружение из камня, видимо, судя по планировке, бывшее некогда зам ком. Куль-Шубу соответствует городище Орнек, раскопки которого вы явили его характер: это типичная укрепленная ставка с мечетью, казармами для дружины и ремесленным предместьем вокруг.

Город Кулан, который китайцы называли Цзюйлань, был известен как «приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра». Он, судя по маршрутникам, находился на расстоянии 17 фарсахов от Тараза на восток и соответствует городищу Луговое, расположенному на восточной окраине села Кулан. От Кулана далее на восток на расстоянии 4 фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара.

Из Джуля дорога шла в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау. Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет, китайский Синчэн. Оба эти названия переводятся как Новгород. Навакет известен как резиденция тюркских каганов и как город согдийцев. Навакету, как удалось установить, соответствует городище Красная речка, расположенное между современными селами Красная речка и Новоивановка.

Из Навакета через Пенджикент (Бунджикент) дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб. Он был столицей западных тюрок, затем тюргешей, карлуков. О нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть до X в., когда город вдруг исчезает со страниц летописей. Роль столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо, было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем каракитаев, которые его и разрушили вначале XIII в. Затем город вновь отстроили, но уже в XIV в. он лежал в развалинах и лишь полуразрушенные дворцы, мечети и минареты и обширные кладбища с эпитафиями свидетельствовали о недавно бурлившей здесь жизни.

Археологам удалось определить местоположение этих городов: они находятся неподалеку от современного г. Токмака и соответствуют двум известным средневековым памятникам - городищу Акбешим и городищу Бурана, находящимся друг от друга на расстоянии 5 км.

Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний Барсхан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, имена которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и через него, либо Ташрабат, Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

Из Иссык-Кульской котловины через перевал Санташ и долину Карка-ры шел путь в Йлийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса приводил в Алмалык, а затем по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан шел к Дунхуану и в Китай.

В Х-ХП вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Йлийскую долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакете, затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога из Баласагуна. Здесь приметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж, которые образуют водораздел между бассейнами рек Чу и Или. Об этих горах сообщают еще в VII-VIII вв. китайские дорожники, называя их «горами Цзедань». «Здесь, - согласно источникам, - каган десяти родов всегда производит утверждение владетелей и старейшин». Топоним Урунг Ардж сохранился до сих пор в названии современного села Узунагач. Трасса Шелкового пути проходила через небольшие городки, находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Ал-маты, и достигала города Тальхиза, который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом берегу р. Тал-гар находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз (Талхир) был крупным центром транзитной торговли.

В Йлийскую долину попадали и другим путем - он шел от Кулана, Ас-пары либо Нузкета к городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на северные склоны Чу-Илийских гор и спускалась в северное Прибалхашье. Вдоль Чу вниз дорога выводила к городам на северных склонах Каратау.

В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южный шел через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного города Чилик. По правому берегу Или дорога шла через современные поселения Коктал и город Жаркент. В районе Коктата располагался город Илибалык. Северная дорога из Тальхиза шла вдоль р. Талгар до переправы р. Или, которая находилась в районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Икиогуз, находившегося на месте современного с. Дунгановка. Именно здесь обнаружено одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины», то есть имелась торговая колония иранских купцов. Рубрук называет город Эквиусом.

Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) - столице карлукских джабгу. Город славился своими базарами, и в нем, кроме мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX к монгольскому хану Мункэ, все тот же странствующий монах Вильгельм Рубрук. Каялык являлся ставкой карлуков, которым в IX — начале XIII вв. принадлежала северо-восточная часть Илийской долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с. Антоновское. Неподалеку от Каялыка, судя по записи Рубрука, находилось «христианское селение», через которое также проходил Шелковый путь. Далее он следовал в долину Тентека и, обогнув Алаколь, через Джунгарские ворота приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний Китай. На юго-западной оконечности Алаколя стоял город, который путешественники XIII в. называли «столицей области». Он соответствует городищу в с. Коктума. Сейчас этот памятник размыт водами озера.

Вернемся, однако, к одной из отправных точек на казахстанском участке Шелкового пути - городищу Испцджаб, чтобы проследовать в Европу путем Земарха. Из Испцджаба шла караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье в Приаралье. На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар-Фараб и Шавгар. РядОхМ с Отраром находился город Кедер, бывший в X в. главным в Отрарском оазисе. О нем было известно как о «месте стечения купцов из разных стран».

Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога шла в Шавгар, а другая - на переправу через Сырдарью и к городу Васцджу. Последний известен как родина выдающегося ученого Востока Абу Насра ал-Фараби. В XIII-XIV вв. этот город назывался Зернук. Из него шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаша, а вниз - в Джевд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, в Ургенч, а оттуда в Поволжье, на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно оживленным в XIII в., когда в низовьях Волги сформировался золотоордынский город Сарай. Этот путь в XIIIXIV вв. проходил через Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу.

Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту, который являлся столицей государства огузов. Отсюда также шла дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм. Путь по ней продолжался 10 дней.

Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила на северные склоны Каратау и проходила параллельно той, что шла вдоль Сырдарьи. Она особенно оживилась в XIII—XIV вв. Именно по ней из северного Приаралья в Монголию шли армянский царь Гетум и монах Рубрук. На этом пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила же она либо в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таласу, либо шла вдоль западного берега озера Бийликуль через город Берукет-Паркет, Хутухчин, также к Таразу.

От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан и Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы Центрального и Восточного Казахстана, в степь Дешт-и Кыпчак, позднее известную как степь Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников. Но было бы неправильно думать, что степные районы Казахстана были населены только номадами. Здесь, в удобных для земледелия местах - в долинах рек Сарысу, Кенгир, Джезды, в предгорьях Утутау, на берегах Иртыша в период средневековья возникли и развились оазисы земледельческой и городской жизни. Кроме того, богатые месторождения меди, олова, свинца, серебра разрабатывались еще с эпохи бронзы, а в более позднее время здесь же выросли поселки рудокопов, плавильщиков металла, медников и серебряных дел мастеров. Богатые сырьевыми ресурсами - скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и были включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.

Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, перевалив невысокие горы Каратау; из Шавгара и Яссы через перевал Турлан; из Са-урана и Сыгнака; из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана и достигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты поселения в виде четырехугольных городищ с оплывшими стенами: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-дарасы Домбгаул, Милыкудук, Ормамбет. Вокруг них открыты обширные некрополи, на которых сохранились такие архитектурные памятники, как мавзолей Джучи-хана и Ала-ша.'Видимо, именно здесь следует локализовать упомянутые в средневековых источниках города Жубин, Конгликет, летовки Ортаг и Кейтаг, рудные разработки Гарбиана по ал-Идриси и Бакирлытага по Махмуду Каш-гарскому.

Дорога из Янгикента шла на северо-восток, выходила на берега речки Белеуты и приводила в район Коунрада и Карсакпая. В Центральный Казахстан вел так называемый Сарысуйский путь - из Отрара через Шавгар и Турланский перевал на Аксумбе в низовьях Сарысу и вверх по реке до Улытау (горы Кендирлик), а оттуда по Ишиму и Иртышу. Более короткий путь шел через Сузак к низовьям Чу, а оттуда через Бетпакдалу в район Жезказгана. Еще один путь - «Ханжол» - использовался до нового времени и шел из Тараза вниз по Таласу через Муюн-Кумы и Бетпакдалу к берегам Атасу.

Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес, согласно сведениям Ибн-Бахра и ал-Идриси, шел торговый путь на Иртыш - к резиденции хакана кимеков и далее, в страну кыргызов на Енисей. Каждые три года к кыргызам отправлялся караван с шелком.

Йлийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, которая шла вдоль северных склонов Чу-Илийских гор, затем по Чу в ее низовьях и затем к берегам Сарысу. Еще один важный путь отходил от северо-илийской трассы в районе Чингилбды и через караван-сараи Коктал и Бояулы - в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или Ортасу, где находятся остатки городов Актам и Агашаяк, к берегу Балхаша, а затем по полуострову Узун-Арал, который почти соединяет южный и северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Здесь же на мысу обнаружены остатки городища, большая часть которого затоплена водой. Можно предположить, что караваны переходили пролив вброд, а зимой по льду, и выходили в устье реки Токрау и затем по ее берегам шли к предгорьям Улытау и далее на север.

От северо-илийского пути, который шел в Джунгарским воротам, отходило направление, которое огибало Алаколь с западной стороны, и через Тарбагатай приводило на Иртыш, в земли государства кимеков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимекские города - Банджар, Ха-науш, Астур, Сисан и «столица хакана» - огромный город, окруженный укрепленной стеной с железными воротами. Города кимеков были связаны торговыми дорогами с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана. Через Южное Приаралье, в бассейн Камы вела дорога, которая соединяла Шелковый путь с севером. Отсюда добывавшаяся здесь драгоценная пушнина попадала в Среднюю Азию, Восточный Туркестан, Китай, Индию и Иран.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА Что такое «Шелковый Путь», когда он возник и стал функционировать, где проходил - вот первые возникающие у каждого вопросы. Обратимся для ответа к историческим фактам. В 629 г. буддийский па

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Витебское гетто
Витоки промисловості Донбасу
Відбудова металургійного комплексу Донбасу у перші повоєнні роки (1945-1950)
Внесок греків у розвиток торгового судноплавства в Азовському морі (друга половина ХIХ - початок ХХ століття)
Голодомор 1932-1933 років
Грузія після "революції троянд"
Диктатура Х. Буша и конец режима военных-социалистов
Жизненный путь декабриста Сергея Волконского
История Великой Отечественной войны
История Киева

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru