База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Виртуальная революция — психология, педагогика

Виртуальная революция Homo sapiens. Человек разумный. Самое эволюционно продвинутое существо на нашей планете. Уникальная особь, не имеющая себе равных и подобных. Homo Sapiens, обладающий высокоорганизованным разумом, и который позволяет ему подчинять практически любую реальность для своих целей и задач. Ни одно другое животное не в состоянии тягаться с тем, что мы называем разумом. Весь природный замысел, все ее самые совершенные ухищрения безнадежно проигрывают, когда животной силе или природным задумкам приходится тягаться с умом. Мы настолько превосходим любую другую живность, что можем себе позволить быть снисходительными и добрыми. Может быть, инопланетяне и умнее нас, но нам пока не с чем сравнивать. А слабые зачатки рассудочности, которые ученые иногда наблюдают у высших животных вроде обезьян или дельфинов, вызывают у нас только умиление и любопытство взрослого, который наблюдает, как ребенок сумел показать квадратик, когда его попросили показать квадратик, или отличил синий цвет от желтого.

Мы не знаем до конца, когда и как именно мы стали разумными и обрели ум. Случилось нечто такое, что сделало нас животными номер один на Земле. Ученые мужи много чего предполагают, как именно это произошло, но до конца так ничего и не ясно. Вот есть обезьяна, которую называли человекообразной. И вот есть наш предок, человек разумный. Где связующее звено между первым и вторым – этого не знает никто. Поэтому иногда мы придумываем некого Бога или Создателя, чтобы попроще и как следует все объяснить. Растолковать, значит, наше удивительное происхождение.

Я не знаю ответа на вопрос о том, как именно появился человек разумный и что сделало его разумным. Какая, в сущности, разница? Пусть над этими загадками ломают свои выдающиеся умы антропологи. Но я знаю совершенно точно, что человеку разумному очень недолго осталось быть человеком разумным. Вот через пару тысяч лет ученые будут изучать Windows 95, как сегодня они же исследуют различные останки древнего мира. Они будут изучать эту самую Windows, а еще, быть может, найдут прекрасно сохранившегося мумифицированного Билла Гейтса, которого они тоже будут изучать и даже попробуют его оживить, чтобы он ожил и ответил на вопрос: что случилось? Почему произошла революция? Почему человек перестал быть homo sapiens, как в свое время он перестал им не быть? И умные суперкомпьютеры, которые в то время, вполне возможно, будут умещаться в булавочном ушке или наперстке, будут круглыми сутками искать ответ – и ничего удивительного, если они не найдут его.

Очень может быть, что каждый байт кода Windows 95 или 98 будет изучен ими самым тщательным образом. И Билл Гейтс, оживший и посвежевший, ничем им не поможет, потому как он и сам не знает ответ на вопрос. Были компьютеры, был Windows и Unix, был Интернет и наладонные карманные устройства, были шлемы виртуальной реальности и микрокомпьютеры, вшитые в сердце и кожу для каких-то очень важных задач. И вдруг, через какое-то время, оказалось, что человек разумный больше не человек разумный. Не homo sapiens. А нечто совершенно иное.

Задайте себе один простой вопрос – только не торопитесь отвечать, а подумайте хоть немного! – нужен ли вам хвост? Не нужен? Точно не нужен? Я вполне вам верю. Но вот наш дочеловекообразный предок с хвостом, если ему попытаться растолковать, что хвост – это совершенно лишняя деталь на его теле, – о, ему бы это очень не понравилось! И он бы взял хорошую дубину и огрел бы вопрошающего этой дубиной так, чтобы мало не показалось. Потому как хвост для него – это ценнейшая часть тела, которая помогает ему решить массу самых разнообразных дел. Например, различные положения хвоста могут выступать в качестве определенных сигналов. Поднял повыше, – значит, к бою готов. А если опустил, то, соответственно струсил. Можно им мух отгонять. Без хвоста жить совершенно невозможно, и если бы вы посмели утверждать обратное, то предок в самом лучшем случае бы вас высмеял, если бы умел смеяться, а не в самом лучшем – просто бы съел.

Но теперь мы умеем и понимать юмор, и смеяться, и анализировать, так что вы можете задать себе еще один вопрос – а зачем вам ум? Ум вам совершенно уже не нужен – как минимум, в том смысле, в котором вы сегодня его понимаете. Сегодня ваш ум такой, какой он есть, но совсем через немного лет он может отличаться от существующего самым революционным образом. Говоря образно, ум в традиционном его понимании просто отпадет, как отпал в свое время хвост. Человеческого ума как такового больше не будет! И этого даже никто не заметит! Поэтому-то через тысячу лет и будут пытать Билла Гейтса на предмет: чтобы объяснил, что такого случилось, что ум совершенно перестал человеку надобиться? Но так как оживленный Билл – это примерно то же самое, что предок человека с хвостом, который был так уверен в необходимости хвоста, то и Гейтс будет крутить пальцем у виска и говорить, что без ума человеку, homo sapiens, жить никак нельзя. И обнаружится еще одна эволюционная загадка, которая может оказаться без решения.

Так что давайте разгадаем ее до того момента, когда все произойдет. Потом можно все это положить в бутылку и закопать на энное количество лет. Или положить в банк с пожеланием открыть ее в определенное время. И тогда люди будущего, которые уже совсем не sapiens, обрадуются и все встанет на свои места. Потому как – действительно! – человеку разумному очень и очень немного осталось времени, чтобы остаться человеком разумным. И лет через сто, а может и пятьдесят никаким sapiens он уже не будет даже близко! Уже сегодня мозг многих людей работает иначе, чем пару десятков лет назад. Эти различия пока трудно заметить, но они реальны, и если посмотреть на некоторые факты под другим углом, то можно обнаружить, что ум человека начинает эволюционировать. Что происходит? За последние двадцать лет десятки миллионов пользователей засели за персональные компьютеры. Работа миллионов человек связана только с компьютерами и больше ни с чем. Компьютер дает им возможность рисовать, писать, читать, считать, изучать, осуществлять банковские операции, создавать мультфильмы и игры, открывать библиотеки и художественные галереи, и так далее, и тому подобное. День начинается с включения монитора и заканчивается его отключением.

В это же самое время ученые забили тревогу: они обнаруживают какие-то серьезные проблемы у тех людей, для которых компьютер стал уникальным, унифицированным инструментом работы, отдыха и развлечений. Эти проблемы рассматриваются или под психиатрическим углом, или под психологическим. В первом случае подозревается, что слишком интенсивное взаимодействие с компьютером приводит к глубоким личностным «расстройствам». Во втором случае обнаруживаются многие значимые «расстройства» памяти и мышления: люди, которые работают за компьютером, обнаруживают, что у них ухудшается память, они стали более забывчивыми, и поэтому испытывают более острую потребность в автоматизации производственных процессов, электронных органайзерах, липких листочков на мониторах и экранах, напоминаниях, почтовых уведомлениях.

По ходу наших размышлений вы поймете, почему «расстройства» я заключил в кавычки, отказывая, им в праве на существование. У человека, который профессионально использует компьютер в своей повседневной работе, никаких расстройств ума, памяти и мышления не существует! Вспомните наших предков с их важными хвостами, которые были им очень даже нужны. Лично я не удивлюсь, если первую человеческую обезьяну, у которой отвалился хвост, сородичи сочли совершенно нездоровой обезьяной, у которой серьезные проблемы. Вероятно, ее сильно побили за отсутствие хвоста или вообще выгнали из стаи. Но проходит какое-то время, и хвосты отпадают все чаще и чаще. То, что казалось болезнью, телесным расстройством, начало постепенно перерождаться в норму. И на определенном этапе уже практически человек думал весьма нехорошо о сородиче, у которого хвост никак не хотел отпадать. Через некоторое время то, что казалось болезнью, стало нормой, а норма превратилась в болезнь, в нарушение телесного развития.

В случае с компьютерными пользователями все примерно то же самое. Впереди нас ждет фантастический эволюционный скачок, в процессе которого человек разумный перестанет быть человеком разумным, а станет кем-то другим, еще неизведанным до конца и поэтому пугающим и опасным. Поэтому не удивительно, что многие ученые с таким удовольствием бросились доказывать, будто многие серьезные изменения в уме и умственной организации многих компьютерных пользователей означают болезни или психологические проблемы. Ничего подобного! У компьютерных пользователей первыми начали отваливаться атавистические хвосты. И дальше этот процесс постепенно пойдет в гору в геометрической прогрессии.

Почему, собственно, какой-то там персональный компьютер должен совершить такую революцию: возможно, столь же серьезную и качественную, как та, после которой человек sapiens и стал, собственно, разумным. Этому есть веские причины: сегодня компьютеру нами делегированы самые широкие полномочия, которые раньше были функцией исключительно нашей памяти, операциональных свойств ума или коммуникаций. Умение хранить, обрабатывать и сообщать нам в нужный момент актуальную информацию самым серьезным образом разгрузило нашу память от необходимости все постоянно помнить. Вы обрели внешний источник памяти, который виртуально интегрируется с вашей памятью, как только вы его включаете. Конечно, можно было попробовать взглянуть таким образом и на записную книжку, которая лежит у вас в кармане: она вроде бы тоже как-то снимает необходимость помнить. Но это не так. Записная книжка не может напомнить вам нужного события и не выскакивает у вас из кармана в нужный момент времени: тогда, например, когда близится день рождения у вашей супруги. Компьютер же отличается именно этим: он полностью снимает с вас необходимость помнить. От вас требуется одно – передать виртуальному банку памяти нужную информацию. После этого вы будете в курсе актуальных событий всегда, пока активизирована виртуальная память.

Это характерно не только для компьютеров, но и для многих электронных устройств, которые выступают в качестве ячеек внешней памяти, разгружая биологическую память нашего мозга. Сотовые телефоны и электронные записные книжки, например. В качестве внешних ячеек памяти могут выступать электронная почта, пейджеры, программируемые устройства, электронные поисковые системы (поиск где-то лежащей трубки или даже ключа от дома).

Но компьютер не только умеет помнить и напоминать. Он также занимается расчетами. Огромное количество интеллектуальных операций стали прерогативой исключительно компьютера, который полностью автоматизировал эти процессы: начиная от простых операций вроде сложения и заканчивая невероятно сложными вроде расчета физических величин движения трехмерного объекта. На некоторые операции человеку понадобится не одно тысячелетие, чтобы получить те данные, которые компьютер в состоянии получить за несколько часов работы.

Важной составляющей для эволюционных изменений становится Интернет, который в некотором роде выступает в качестве испытательного виртуального полигона будущей полной интеграции электронных компонентов и человека в буквальном смысле этого слова. Сегодняшние существующие внешние ячейки памяти и вычислительных операций, которые представляет компьютер и различные микроэлектронные устройства, постепенно станут неотделимыми компонентами человека на телесном уровне. Уже сегодня сотни современных разработок реально имплантируются в тело, контролируя работу сердца, соединяя мозг и сенсорные устройства – слух или зрение, могут управлять бытовой техникой, преобразуя мысленные сигналы в командные импульсы, включающие или выключающие любые устройства, подвластные дистанционному управлению. Интернет же, который состоит из миллиардов и миллиардов законченных условных единиц некой информации, хранилища, глобального банка информационных данных, выступает в качестве прообраза будущих накопителей, которые будут интегрированы в человеческий мозг, или же соединены с ним дистанционно, что позволит получать мгновенный ответ на любой запрос поиска актуальной информации. Таким образом, виртуальные ячейки внешней памяти, которые сегодня представляет собой компьютер или некоторое другое устройство, окончательно интериоризируются в мозг тем или иным способом, и станут неотделимы уже на уровне физиологии и функций.

Интернет представляет собой единую грандиозную ячейку внешней памяти, которая хранит колоссальное количество информации, и, таким образом, освобождает вас от необходимости иметь энциклопедические знания. Для человека, который регулярно пользуется Интернетом, запоминание даты рождения Петра Первого или физической формулы – напрасная трата времени. С этим прекрасно справляется Интернет, которому делегируется право помнить все и все знать. Время от начала обращения к внешней ячейке памяти до получения адекватного ответа может, при хорошем навыке, составлять не более нескольких секунд. Таким образом, весьма условно, но, тем не менее, – любой пользователь сети Интернет априори имеет беспрецедентные знания, которые он получает, обращаясь к виртуальной ячейке памяти.

И это только начало нового эволюционного взрыва, которое отменяет homo sapiens, и предлагает нового человека будущего, футурологическую смесь компьютера и мозга. Уже сегодня это похоже на реальность. И жалобы на память и какие-то изменения в сфере мышления, симптомы зависимости от компьютера – это первые хвосты, которые отпадают у продвинутых пользователей. Здесь важно понимать, что это не болезнь и не проблема, а естественное развитие событий. Виртуально уже сегодня вы и ваш компьютер становятся единым целым. Через пятьдесят лет эта связь будет физической и неразрывной. Поэтому в любом случае, если вы слышите о проблемах памяти и мышления у компьютерного пользователя, – знайте, что это проблема исключительно оптимизации этих отношений, а не напрасная попытка отказаться от более совершенного внешнего источника памяти и вычислительных операций ради сомнительного удовольствия считать столбиком.

А почему, собственно, я утверждаю, что это именно эволюционный скачок, а не что-то там более обыкновенное и банальное? Много чего уже встроено в тело человека, а никакой революции пока не случилось. Много чего уже пересаживают и имплантируют, но все остается так, как оно есть, homo sapiens обыкновенный. А все дело вот в чем. Пока вы и ваш компьютер связаны между собой только виртуально (хотя реальные аспекты этой виртуальной связи я вам уже показал), характер изменившегося мышления может показаться надуманным. В библиотеке тоже хранится огромное количество знаний, но человек от этого не стал более умным. И это верно. Но это верно до тех пор, пока эта самая библиотека не организовалась у человека в его голове в буквальном смысле этого слова. Как только это начнет происходить, на функциональном уровне у человека начнутся самые серьезные изменения. Массовое, обвальное отпадение хвостов, если угодно. И это еще цветочки. Ягодки заключаются в том, что само понятие памяти, ума, интеллекта, сознания, разума, – с пришествием компьютера, который займет значимую часть вашего sapiens, – подвергнется самому серьезному пересмотру. Это будет уже не память, не интеллект, и не ум в том понимании, которое мы вкладываем это сегодня. Это будет человек совершенно нового интеллекта, отличный от современного настолько, как самоочевидны сегодня отличия человека от обезьяны. Так что да здравствует революция!

Список литературы

Ценев В. Виртуальная революция.

Виртуальная революция Homo sapiens. Человек разумный. Самое эволюционно продвинутое существо на нашей планете. Уникальная особь, не имеющая себе равных и подобных. Homo Sapiens, обладающий высокоорганизованным разумом, и который позволяет ему под

 

 

 

Внимание! Представленный Доклад находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавался, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальный Доклад по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Интернет – зависимость
Тень
"Психосинтез: формирование или перестройка личности
Психосинтез Ассаджолли
Теоретические и методические проблемы построения образовательного стандарта по психологии и педагогике
Исследование самоотношения студентов
Социальная работа в молодёжных организациях
Личностное самоопределение как психологическая проблема
О самоопределении личности в современном обществе
Субъектный подход к изучению личности

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru