курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования и науки Украины
Харьковский Национальный Университет имени В.Н. Каразина
Факультет психологии
Дипломная работа
Влияние гендерных особенностей старшеклассников на проявление агрессивности и стили разрешения конфликтов
Студентка 4 курса
Щербак А.Н.
Научный руководитель
Доц. Фролова Е.В.
Харьков 2010
Актуальность
Данная работа посвящена изучению гендерных особенностей и их влияния на проявление агрессивности и стили разрешения конфликтов. Актуальность данной работы состоит в относительно небольшом количестве работ, посвященных данной теме в ее универсальной специфике. Информация о взаимосвязи агрессивности и гендера очень необходима людям разных профессий – воспитателям, юристам, криминалистам и всем тем, кто имеет дело с агрессивностью.
Научная новизна данной темы исследования заключается в том, что полученные данные служат промежуточным этапом в подробных исследованиях агрессивности, что позволит взглянуть на проблему с новых сторон и способствует улучшению процесса управления агрессией.
Гендерная проблематика проникла в разные сферы психологического знания. В 70-х было введено понятие андрологии и разработан соответствующий методический аппарат. С.Бем продемонстрировала, что фемининность и маскулинность – два независимые, но не противоположные конструкты.
Следующий шаг – это представление о гендере как о схеме или концепте, введенном культурой и определяемом как аффективно-когнитивная структура, которая создана для упорядочения индивидуального опыта и организации человеком своего поведения. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальная категория.
В последнее время стали все чаще появляться публикации о том, что уже не пол, а гендер приобретает доминирующее положение при формировании “Я-концепции”. Причем, происходит динамичное развитие общественных представлений о мужских и женских ролях. В современной гендерной психологии обозначились по меньшей мере шесть основных направлений исследований: гендер и функциональная асимметрия мозга; психосексуальные когнитивные различия; гендерные различия в эмоциональной сфере; социальные и гендерные роли; гендерная самоидентификация; гендерные установки и стереотипы.
Хотя о гендерных различиях пишут все больше, остается недостаточно изученным само понятие гендера. Так, агрессивность и склонность к риску обычно и связываются с маскулинностью, хотя остается неясным, можно ли ожидать, что эти качества проявятся, например, в современных компромиссных общественных отношениях. Будут ли в конфликтной ситуации носители мужской роли непременно выбирать конкуренцию, а не компромисс? Характерны ли для маскулинных людей активные агрессивные проявления, или они под влиянием развитых социальных отношений, под давлением общественного сознания вытеснены и остались характерной особенностью «диких самцов».
Данное исследование было направлено на уточнение вопроса о связи конструкта «маскулинность» с конструктом «агрессия». Проблема была сформулирована так: является ли данная связь однозначной и является ли первый конструкт основанием при прогнозировании агрессивности для широкого круга ситуаций. Представляется также важным вопрос о том, какие именно формы агрессии должны сегодня ассоциироваться с маскулинным и фемининным поведением.
Изучение человеческой агрессии – это традиционная для психологии тема, привлекающая пристальное внимание ученых, которые пытаются воссоздать полную картину исследуемого феномена в связи с разнообразными факторами. Фактор гендерных различий остается малоизученным ввиду того, что собственно гендерная психология является относительно новой отраслью психологической науки.
Объектом данного исследования является агрессивность человека в различных формах ее проявления.
Предмет исследования – влияние гендерных особенностей личности на проявление и уровень агрессивности.
Целью данной работы является детальное изучение гендерных предпосылок агрессивности.
Задачи исследования:
1. Произвести теоретический анализ понятия агрессивного поведения и проанализировать специфику развития гендерных особенностей;
2. Подобрать методики для оценки гендерных особенностей и характеристик агрессивности;
3. Провести исследование влияния маскулинности и феминности людей на показатели их агрессивности.
4. Сопоставить гендерные особенности с проявлением агрессивности.
Выборка:
В качестве испытуемых были выбраны ученики 10 классов, 17 мальчиков и 17 девочек, в возрасте 15-16 лет. Все испытуемые нормально физически развиты и не имеют выраженных аномалий психосексуального развития.
Методики:
1) Опросник С.Бем для оценки маскулинности – фемининности – андрогинии;
2) Опросник А.Басса и А.Дарки для оценки характерных форм агрессивного поведения.
3) Опросник К.Томаса для определения предпочитаемых стратегий разрешения конфликтных ситуаций;
В настоящее время не существует одной теории гендерных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, патологических и биосоциальных теорий.
Проблема гендерной идентификации в психологии открыта вместе с проблемой половой идентичности – осознанной принадлежности человека к определенному полу. Одной из первых таких теорий стал психоанализ, в рамках которого объяснение нашло биологический характер. «Анатомия – это судьба», по выражению Фрейда. Развитие личности понималось им как психосексуальное развитие прежде всего, а процесс идентификации объектов с помощью понятий «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры» и уподобление отцу или матери соответственно.
Второй группой идентификации являются теории социального научения, восходящие к пределам бихевиоризма. В их основу положены основные его понятия, такие как, положительное и отрицательное подкрепление, модели родительского поведения. В основу теории половой типизации положено понятие подкрепления.
Исследования на уровне индивидуальных половых различий начинались в 60-70-х гг. Появилось понятие гендера как социально-культурного пола.
В 70-е годы на Западе складывается теория, так называемая психология пола, которая во главу угла уже ставит социальные факторы, поскольку ее представители считают, что основное значение и формирование гендера (как психологического и социального пола) имеют социальные ожидания общества.
Когнитивная сфера с точки зрения гендерных различий также является той областью психологии, которая привлекает к себе внимание исследователей. Хотя исследования познавательных способностей мужчин и женщин имеют длинную историю, эта тема не потеряла своей актуальности и сейчас. И в настоящее время она представляются гораздо более сложной, чем это было 30-40 лет назад. При ее изучении, прежде всего, задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия в познании, если да, то в каких областях, насколько ярко выражены, зависят ли от возраста, особенностей выборки.
Исследование гендерных различий когнитивных способностей обычно сконцентрированы вокруг двух основных проблем: факта существования гендерных различий и их причины. Основная масса исследований связана с поиском и описанием области, в которой существуют гендерные различия, и при разработке данного вопроса чаще всего обращаются к проблемам обучения памяти и мышления, делая предметом изучения индивидуальные и групповые различия. В качестве методов обычно применялись качественные методы, в частности, психометрические тесты. В 90-е годы была предложена модель изучения гендерных различий на основе специфики когнитивных процессов, которые осуществляются при решении задач у мужчин и женщин.
С.Бем был специально разработан опросник для определения уровня маскулинности и фемининности, понимаемых как независимые измерения личности.
В исследованиях, проведенных в ряде стран (Японии США и др.), изучались факторы «независимости» и «покорности» в гендерных ролях. Имеющиеся исследования по проблеме гендерных ролей позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных полей. В ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям.
Возникновению новой психологии пола способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий. Это работы Е.Маккоби и К.Джеклин посвященные анализу психологии половых различий; исследования Дж.Манн и А.Эрхарда, продемонстрировавшие могущество эффекта социализации; концепция андрогинии С.Бем, показавшая несостоятельность противопоставления маскулинности и фемининности, существовавшего в традиционной психологии.
В настоящее время существуют различные подходы к проблеме гендерной идентификации, с разных сторон объясняющие этот сложный и многомерный феномен. Американские психологи, занимавшиеся изучением гендерных стереотипов, сделали два важных вывода. Первый из них заключается в том, что гендерные стереотипы сильнее рассовых. Второй вывод относительно гендерных стереотипов состоит в том, что существуют сильные гендерные стереотипы, и члены группы, в отношении которых эти стереотипы действуют, принимают эти стереотипы.
Еще одно направление, начавшее развиваться в рамках гендерной психологии – изучение мужчин и маскулинности. И хотя не все феминистки настроены психологически расширять предмет гендерной психологии, очевидно, что концептуальные и методические наработки, уже полученные в феминистски ориентированной психологии, могут быть перенесены и на их изучение.
Таким образом, можно сделать вывод, что гендерные исследования стали неотъемлемой частью психологической науки. Гендерная проблематика стала применятся в разных областях психологии – при изучении когнитивной и эмоциональной сфер, межличностных взаимоотношений, идентификации и социализации, а так же некоторых механизмов, на основе которых строятся социальные отношения.
Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях.
В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.
В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
Если говорить о более, глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности. Не путать личностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью соматовегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.
Зарубежные подходы к изучению агрессии несколько отличаются.
Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которому агрессивное поведение по своей природе инстинктивное.
Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученые психоаналитического и этологического подходов.
Основоположником психоаналитического подхода является З.Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает Танатос – инстинктивное влечение к смерти и разрушению. Эта концепция сложилась в поздних работах Фрейда, а первоначально он придерживался иных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что все человеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.
Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству.
В русле психоаналитического подхода причиной возникновения агрессивного поведения занимался и Д.Доллард. он разработал фрустрационно-агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес концепциям инстинкта: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.
Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности.
В теории социального научения, ее автором является А.Бандура, агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.
Драйв – это сильный стимул, который побуждает организм к действию. При рождении побуждается к действию относительно узким кругом возбудителей – первичных или врожденных драйвов. Такие возбудители связаны с основными физиологическими процессами, и уменьшение силы возбуждения существенно для выживания организма. Таким образом, освобождение от дистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действия окружающих его взрослых; именно эта связь других людей, особенно матери, со снижением силы первичного драйва и составляет основу процесса социализации.
Предпринимались множественные попытки объяснить эмпирические наблюдения эмоциональности мужчин и женщин в рамках различных теоретических подходов и направлений.
Существует важнейшая сфера эмоциональности, один из аспектов которой отражается в гендерных различиях – это агрессия. В психологии этот сложный вопрос относят не только к сфере эмоций, но и к поведению человека. Обычно агрессию определяют как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда и боли.
Для установленных явлений гендерных различий в агрессии, как и в других случаях, используют чаще всего две модели - биологическую и социокультурную.
Принято считать, что более высокая концентрация тестостерона у мужчин стимулирует их агрессивность, а пролактина у женщин – их большую склонность к слезам.
Согласно биологической модели, считается, что гендерные различия в агрессии обусловлены генетическими факторами. Для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии и демонстрации механизмов, связанных с подобным поведением.
Представители биологического подхода так же объясняют различия разного проявления агрессии у мужчин и женщин различным набором хромосом.
Существуют два варианта гипотезы о влиянии хромосом на половые различия в агрессивном поведении: 1) гипотеза линии У-хромосомы утверждает, что наличие «линии» У- хромосомы у мужчин может привести к более выраженному проявлению агрессивности в поведении; 2) гипотеза линии Х-хромосомы настаивает на том, что наличие «линии» Х – хромосомы у женщин приводит к сравнительно менее выраженному проявлению той же агрессивности. Как заявляет Мейер-Бальбург: «Чем больше в генотипе Х-материала, тем слабее развивается агрессия, чем больше У-материала, тем сильнее проявляется агрессия».
В работе И.С.Кона «Психология половых различий» так же был рассмотрен вопрос о разных подходах к этой проблеме. Он рассматривал эту проблему исходя из результата сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.
Первичное звено этого длинного эволюционного ряда – хромосомный или генетический пол, определяющий будущую генетическую программу организма, в частности дифференциацию его половых желез. Первоначальные зародышевые не дифференцированы по полу. Но затем Н-У антиген характерный для мужских клеток и делающий их психологически несовместимыми с иммунологической системой женского организма, программирует превращение зачаточных гонад мужского пола в семенники, которые вскоре начинают продуцировать мужские гормоны (андрогены). Гормональный пол зародыша определяет дифференциацию внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол и генитальная внешность), а так же особых нервных механизмов так называемых нервных механизмов, так называемых «половых центров», которые в дальнейшем регулируют полодиморфическое маскулинное или фемининное поведение особи». Гипоталамус, где расположены половые центры, не только дифференцируется под влиянием зародышевых гормонов, но и сам является психоэндокринным органом: его программа, ориентированная на мужское или женское поведение, определяет характер его реакции на половые гормоны пубертатного периода, а эта реакция вызывает полодиморфическое поведение.
В поступательном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность задает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерского пола новорожденного, что в свою очередь сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться. Эта половая социализация, обучение ребенка половой роли, всегда производятся от норм и обычаев соответствующего общества, культуры.
Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой.
Что же касается агрессии, то свежие данные свидетельствуют о том, что мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений – противоположных моделей и теорий о функциях – об агрессии. Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию – как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.
Сохраняет актуальность и такая особенность "мужского характера" как агрессивность и склонность к насилию. Эта проблема вызывает особенно жаркие споры среди ученых и публицистов.
Понятия агрессии и насилия (violence) не совпадают и оба явления могут быть как антисоциальными, так и вполне нормативными. Под агрессивностью многие психологи понимают высокую соревновательность, энергию, предприимчивость, готовность и умение отстаивать свои интересы, стремление к власти и т.п. Вероятность сочетания этих мотивов или их реализации с применением насилия зависит, с одной стороны, от принятых в обществе методов разрешения конфликтов и наличия так называемой "культуры насилия", а с другой - от индивидуальных особенностей личности.
У человека соотношение агрессии, доминантности, насилия и антисоциального поведения чрезвычайно сложны. Механически вывести его из уровня тестостерона невозможно.
Во-первых, нужно различать базовый, более или менее постоянный уровень тестостерона и его временные, ситуативные флуктуации.
Во-вторых, надо различать соревновательно-доминантное и агрессивно-насильственное поведение.
В-третьих, между уровнем тестостерона и поведением существует обратная взаимосвязь. Замеры уровней тестостерона в ситуации соревнования (испытывались участники теннисных и борцовских соревнований, студенты-медики после экзамена и соискатели должностей после собеседования) показали, что у победителей уровень тестостерона резко повышается, а у проигравших остается тем же или снижается. При этом ключевым фактором был не сам по себе тестостерон, а достижение успеха: в результате переживания успеха, достижения в борьбе секреция тестостерона повышается, но предсказать по уровню тестостерона, кто победит, невозможно. Кстати, это верно и для женщин.
Наиболее распространенное определение конфликта основано на его философском толковании как предельного случая обострения противоречия интересов, намерений, убеждений и т.д.
Автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта А.Г.Здравомыслов, пишет, что конфликт- это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Вместе с тем любой, конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. В этом определении в качестве составляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличие противоречия и столкновение, при этом сам конфликт рассматривается прежде всего как характеристика взаимодействия.
Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его как какую-то патологию или аномалию, конфликт – это нормальное и более здоровое состояние чем его отсутствие.
При изучении конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двумерную модель урегулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие пять способов урегулирования конфликтов.
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Различные стратегии при разрешении конфликтных ситуаций не сопоставимы по степени агрессивности. Можно предположить, что они должны рассматриваться как специфически гендерные.
Вместе с тем, в современной конфликтологии гендер и пол чаще всего не учитываются. Хотя анализируются различные конфликты, от внутриличностных до производственных и межэтнических, интересующий нас аспект о связи конфликтного поведения с гендером обычно остается за рамками рассмотрения.
Проведенный теоретический анализ показывает, что на современном этапе развития психологии сосуществуют различные теории и подходы к анализу гендерных различий. Гендерная проблематика развивалась по трем направлениям – биологическому, социальному, а так же с позиций рассмотрения феминистской теории. Главное противостояние обнаруживается между биологической и социокультурной точкой зрения на гендер.
Маскулинность и связанные с нею социальные ожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли. Отсюда – перенос внимания с индивидуальных черт на социокультурные стереотипы и нормы, стили социализации и т.д.
Агрессивность традиционно рассматривается в качестве одного из ведущих признаков маскулинности. Это, по-видимому, имеет биологические основания. Именно агрессивность считается особенно показательной при определении гендерных различий. Мужчины, по определению, должны быть агрессивнее.
Конфликтное поведение может трактоваться как реализация агрессивных намерений, в качестве социально адаптированной формы агрессии.
В литературе не нашел достаточно полного отражения вопрос о возможной утрате ведущей позиции агрессивными формами поведения в условиях современного развития общества. Под влиянием воспитания изначально биологически целесообразные виды активности, направленные на причинение ущерба сопернику, возможно, утратили свою ценность и превращаются в социально отвергаемый рудимент.
2. Исследование связи гендерных различий с различными формами агрессивного поведения
Исходя из изложенных выше теоретических предпосылок, можно сделать предположение о том, что агрессивное поведений будет иметь индивидуальные проявления, но с гендерной “окраской”. При этом мужская агрессивность действительно имеет природные предпосылки, но она не является чисто биологическим феноменом и не всегда бывает антисоциальной.
Можно предположить, что терпимое и доброжелательное отношение к проявлениям эмоциональной чувствительности у мальчиков способствует снижению накала их потенциальной агрессивности, а социальный плюрализм позволяет ей локализоваться в каких-то социально приемлемых каналах.
Цель нашего эксперимента состояла в том, чтобы выявить связь мужской роли с агрессивными способами поведения. Здесь можно предположить по меньшей мере три возможных варианта:
а) маскулинные люди занимают в конфликте, как правило, активную и агрессивную позицию;
б) маскулинным личностям свойственны выраженные формы агрессии (физическая и вербальная), а также соперничество в конфликте;
в) современные условия формирования гендерных различий приводят нивелированию агрессивных и доминантных установок.
Решались следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ проблемы связи гендера и агрессии;
2) Выбрать методики для детального анализа закономерностей изучаемой святи и сформировать группу испытуемых;
3) Произвести тестирование и статистическую обработку результатов:
4) Выявить современные особенности гендерных ролей в плане агрессивности.
В качестве испытуемых мы пригласили молодых людей в возрасте от 15 до 16 лет. В исследовании приняли участие представители разного пола (17 девушек и 17 юношей). Все испытуемые нормально физически развиты и не имели выраженных аномалий психосексуального развития. Мы исходили из того, что их гендерные роли в основном сформированы. Формы агрессивного поведения и стили разрешения конфликтных ситуаций хотя и не сформированы окончательно, но являются относительно индивидуально типическими.
В ходе эксперимента все испытуемые получили бланки психодиагностических тестов (см. приложение 1).
Применялись следующие тестовые методики:
- Опросник С.Бем для оценки маскулинности – фемининности – андрогинии;
- Опросник А.Басса и А.Дарки для оценки характерных форм агрессивного поведения.
- Опросник К.Томаса для определения предпочитаемых стратегий разрешения конфликтных ситуаций;
Испытуемые заполняли бланки в приведенной выше последовательности в свободном темпе в течение, примерно, 40 минут.
Как видно из табл.1, гендерные качества у испытуемых разного пола представлены неоднородно: как среди девушек так и среди юношей выявлены личности с высокой маскулинностью. Фемининность в обеих группах представлена меньше.
Таблица 1. Уровень маскулинности и фемининностиу представителей разного пола
Пол |
Высокий М, Высокий Ф (андрогиния) |
Высокий М, Низкий Ф (маскулинный) |
Низкий М, Высокий Ф (фемининный) |
Низкий М, Низкий Ф (невыраж.андр.) |
М | 8 | 4 | 1 | 4 |
Ж | 5 | 5 | 2 | 5 |
У представителей мужского пола чаще встречается маскулинный и андрогинный тип. Всего один испытуемый имеет высокую степень фемининности.
У девушек обнаружено преобладание андрогинного и маскулинного типа. Причем, фемининный тип, вопреки ожиданиям, не оказался преобладающим, и по численности уступает носителям маскулинного, андрогинного и невыраженного гендерного типа в женской подгруппе.
Всего две девушки из семьнадцати по результатам тестирования были отнесены к фемининному типу. Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают теорию Сандры Бем о несовпадении гендера и пола. Мы действительно получили достаточно пеструю картину распределения полоролевых особенностей по выборке. Это согласуется с точкой зрения многих современных авторов о том, что уместно говорить о снятии нормативных запретов и ограничений, что позволяет проявиться индивидуальным свойствам, не обязательно связанным с полом. Половые различия при этом становятся более индивидуализированными и тонкими.
Интересные результаты были получены с помощью методики оценки агрессивных форм поведения Басса-Дарки. В мужской выборке (см. табл. 2) наиболее типичными формами проявления агрессии оказались (при возможном максимуме 120 баллов): физическая агрессия (73,1), косвенная агрессия (среднее по выборке 64.2), и обида (61,1) .
Таблица 2. Результаты оценки агрессивности у юношей
исп. | Пол | М. | Ф. | Ф.А. | В.А. | К.А. | Нег. | Раздр. | Подозр. | Обида | Ч. вины |
18 | М | 76 | 76 | 66 | 56 | 65 | 60 | 81 | 88 | 78 | 33 |
19 | М | 114 | 118 | 66 | 32 | 65 | 20 | 36 | 44 | 91 | 22 |
20 | М | 104 | 86 | 99 | 88 | 91 | 80 | 63 | 88 | 78 | 55 |
21 | М | 80 | 78 | 77 | 64 | 65 | 60 | 63 | 66 | 52 | 77 |
22 | М | 94 | 104 | 55 | 88 | 65 | 100 | 81 | 77 | 39 | 66 |
23 | М | 89 | 75 | 66 | 32 | 52 | 20 | 45 | 77 | 78 | 88 |
24 | М | 105 | 69 | 88 | 32 | 52 | 40 | 54 | 55 | 39 | 66 |
25 | М | 97 | 91 | 66 | 80 | 65 | 60 | 72 | 77 | 52 | 66 |
26 | М | 102 | 109 | 88 | 80 | 65 | 60 | 81 | 44 | 78 | 55 |
27 | М | 113 | 108 | 55 | 64 | 65 | 20 | 9 | 0 | 13 | 44 |
28 | М | 98 | 82 | 77 | 56 | 65 | 30 | 54 | 55 | 39 | 55 |
29 | М | 111 | 107 | 66 | 88 | 52 | 80 | 45 | 66 | 52 | 77 |
30 | М | 99 | 92 | 88 | 64 | 65 | 60 | 45 | 44 | 78 | 55 |
31 | М | 87 | 79 | 99 | 64 | 78 | 40 | 63 | 55 | 39 | 44 |
32 | М | 95 | 97 | 66 | 16 | 52 | 20 | 54 | 22 | 78 | 88 |
33 | М | 116 | 103 | 55 | 32 | 78 | 40 | 36 | 66 | 78 | 44 |
34 | М | 86 | 108 | 66 | 16 | 52 | 20 | 45 | 22 | 78 | 88 |
сред. знач. | 98 | 93,06 | 73,12 | 56 | 64,24 | 47,65 | 54,53 | 55,65 | 61,176 | 60,18 | |
Дисперсия | 210,86 | 624 | 115,6 | 619,1 | 359,14 | 596,99 | 480,9 | 379,90 | |||
Корр. по М, | -0,15 | 0,06 | 0,15 | -0,07 | -0,57 | -0,27 | -0,07 | -0,32 | |||
Корр. по Ф, | -0,47 | 0,04 | -0,05 | -0,03 | -0,33 | -0,48 | 0,18 | -0,16 |
Любопытно, что лидеры в группе по маскулинности (исп. 19, 26, 27, 29 и 33) оказались одновременно лидерами и по фемининности. Однако типичные для них формы агрессии оказались различными. Характерными в этом отношении кажутся показатель испытуемого 27. У него единственный в выборке нуль по подозрительности и рекордно низкие показатели раздражительности (9) и негативизму (20). Другие андрогинные испытуемые дали высокие показатели по этим шкалам.
Более сглаженная, но в целом сходная картина была обнаружена в женской части выборки (см. табл.3).
Таблица 3. Результаты оценки агрессивности у девушек
Исп. | Пол | М. | Ф. | Ф.А. | В.А. | К.А. | Нег. | Раздр. | Подозр. | Обида | Ч. вины |
1 | Ж | 93 | 100 | 44 | 48 | 65 | 60 | 63 | 77 | 52 | 99 |
2 | Ж | 90 | 90 | 22 | 72 | 91 | 60 | 81 | 33 | 78 | 88 |
3 | Ж | 82 | 87 | 33 | 32 | 52 | 40 | 36 | 66 | 39 | 33 |
4 | Ж | 80 | 97 | 77 | 56 | 65 | 20 | 36 | 55 | 26 | 76 |
5 | Ж | 100 | 93 | 88 | 80 | 65 | 60 | 54 | 22 | 78 | 55 |
6 | Ж | 97 | 90 | 77 | 80 | 78 | 70 | 63 | 77 | 78 | 66 |
7 | Ж | 82 | 89 | 77 | 40 | 52 | 20 | 18 | 55 | 39 | 44 |
8 | Ж | 103 | 112 | 66 | 48 | 65 | 40 | 54 | 22 | 26 | 44 |
9 | Ж | 63 | 113 | 33 | 32 | 52 | 20 | 18 | 44 | 39 | 55 |
10 | М | 104 | 104 | 88 | 56 | 78 | 80 | 81 | 88 | 78 | 22 |
11 | Ж | 74 | 79 | 44 | 40 | 52 | 20 | 18 | 22 | 39 | 66 |
12 | Ж | 108 | 88 | 88 | 32 | 65 | 60 | 81 | 66 | 78 | 33 |
13 | Ж | 103 | 106 | 77 | 64 | 91 | 40 | 54 | 66 | 78 | 99 |
14 | Ж | 48 | 87 | 44 | 72 | 65 | 20 | 36 | 77 | 39 | 55 |
15 | Ж | 93 | 99 | 44 | 48 | 65 | 60 | 63 | 77 | 52 | 99 |
16 | Ж | 103 | 105 | 88 | 80 | 104 | 60 | 72 | 66 | 78 | 77 |
17 | Ж | 104 | 81 | 77 | 88 | 78 | 80 | 81 | 77 | 91 | 22 |
Сред. знач. | 89,8 | 95 | 62,8 | 56,9 | 69,6 | 47,65 | 53,47 | 58,23 | 58,12 | 60,76 | |
Дисперсия | 526 | 359 | 231 | 469,1 | 521,1 | 480,441 | 488,4 | 680,44 | |||
Коррел, по М | 0,61 | 0,25 | 0,52 | 0,76 | 0,75 | 0,10 | 0,64 | -0,05 | |||
Коррел, по Ф | 0,09 | -0,1 | 0,22 | -0,02 | 0,042 | -0,03 | -0,15 | 0,26 |
Менее типичными для юношей формами агрессивного поведения оказались негативизм (47,6), раздражительность (54,5), и подозрительность (55,6).
Лидирующее положение сохранилось за косвенной (69.6) и физической (62,8) агрессивностью. На третью позицию выдвигается чувство вины (60.8). Т.е. физическая форма переместилась с первой на вторую позицию. На четвертой позиции оказались подозрительность и обида (по 58 баллов).
Наименее типичными для девушек оказались все те же негативизм и раздражительность. Если рассматривать дисперсию как величину разброса значений, то обнаруженная наименьшая дисперсия (231) по косвенной агрессии может рассматриваться как отражение того факта, что девушки согласованно склонны к опосредованным, то есть непрямым, формам агрессивного поведения. Таким образом, по данной методике проявилась, несмотря на индивидуальные вариации, в целом сходная картина для представителей разного пола. Возникает вопрос, а не является ли гендер более важным коррелятом различных форм агрессии?
Как видно из сводной таблицы результатов эксперимента (табл.4), положительная незначительная корреляция на уровне 0,4 проявилась только между маскулинностью и физической агрессией и негативизмом, а также на уровне 0,35 с чувством обиды. Еще менее заметная корреляция с косвенной агрессией (r = 0,3). Значимой отрицательной корреляционной связи между маскулинностью и отдельными видами агрессивного поведения не выявлено. Это значит, что маскулинные люди не отрицают ни одну из них.
Таким образом, корреляционная связь обнаружила с одной стороны некоторую согласованность гендерных отличий с оценками теста (физическая агрессия), но с другой – выявила обидчивость как коррелят маскулинности. Наиболее рельефным проявлением различий можно считать то, что маскулинность обнаружила положительную (r= 0,4), а фемининность – отрицательную (r = - 0,2) с физической агрессией. То есть мужественные люди более склонны к дракам и физическому воздействию на противника.
Таблица 4. Результаты оценки предпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций у юношей
Исп. | Пол | М. | Ф. | Присп. | Изб. | Компр. | Сотр. | Соп. |
18 | М | 76 | 76 | 1 | 8 | 4 | 5 | 5 |
19 | М | 114 | 118 | 8 | 4 | 8 | 5 | 4 |
20 | М | 104 | 86 | 1 | 9 | 4 | 7 | 10 |
21 | М | 80 | 78 | 0 | 7 | 8 | 5 | 9 |
22 | М | 94 | 104 | 3 | 6 | 5 | 8 | 9 |
23 | М | 89 | 75 | 6 | 7 | 7 | 5 | 6 |
24 | М | 105 | 69 | 7 | 2 | 4 | 8 | 5 |
25 | М | 97 | 91 | 4 | 6 | 5 | 8 | 9 |
26 | М | 102 | 109 | 3 | 4 | 6 | 7 | 9 |
27 | М | 113 | 108 | 7 | 10 | 8 | 5 | 1 |
28 | М | 98 | 82 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 |
29 | М | 111 | 107 | 5 | 6 | 6 | 9 | 5 |
30 | М | 99 | 92 | 5 | 6 | 5 | 7 | 8 |
31 | М | 87 | 79 | 6 | 4 | 6 | 7 | 8 |
32 | М | 95 | 97 | 9 | 5 | 8 | 5 | 2 |
33 | М | 116 | 103 | 5 | 6 | 7 | 6 | 8 |
34 | М | 86 | 108 | 9 | 5 | 8 | 5 | 2 |
Сред. знач. | 98 | 93,06 | 4,94 | 5,94 | 6,18 | 6,41 | 6,35 | |
Дисперсия | 7,31 | 3,81 | 2,28 | 1,88 | 8,12 | |||
Коррел, по М, | 0,33 | -0,06 | 0,09 | 0,29 | -0,11 | |||
Коррел, по Ф, | 0,34 | -0,01 | 0,47 | -0,04 | -0,30 |
С помощью методики Басса-Дарки были выявлены в целом слабо согласующиеся с типичными гендерными профилями предпочтения агрессивных форм поведения. В мужской выборке (см. табл.2) наименее типичной формой проявления агрессии оказалась раздражительность. Она коррелирует с маскулинность в мужской выборке на уровне r = - 0,57. Это выраженная отрицательная корреляция. Мужчины становятся покладистыми. Вместе с этим, в мужской выборке выявлена отрицательная корреляция фемининности на уровне около 0,48 с физической агрессией и подозрительностью, то есть женственные мужчины не драчливы и доверчивы.
Хотя агрессивность является ключевым признаком маскулинности, мужчины не продемонстрировали выраженных отличий по данному показателю. Возможно, это объясняется тем, что в число наших испытуемых не попали ярко выраженные мужские типы. Мы уже отмечали, что те испытуемые, которые имеют выраженную маскулинность (100 и более баллов) обычно имеют такой же показатель и по фемининности. Создается впечатление, что здесь мы имеем дело с демонстративным или сфальсифицированным половым самоопределением. Однако, возможно это есть последствие социальной регуляции. Известно, что именно ярко выраженные мужские типы содержат в себе заряд агрессивности. Такая особенность "мужского характера" как агрессивность и склонность к насилию сохраняет актуальность. Эта проблема вызывает особенно жаркие споры среди ученых и публицистов. Одни авторы утверждают, что мужчины самой природой предназначены быть насильниками и агрессорами, потому что агрессивное поведение детерминируется и стимулируется тестостероном, а попытки его модификации эквиваленты кастрации или психологической деградации мужчин.
Другие, напротив, считают мужскую агрессивность следствием неправильного воспитания мальчиков и требуют его изменения и спасти человечество от мужской агрессивности можно путем радикального изменения воспитания мальчиков. Мальчиков нужно с раннего детства готовить к отцовству, учить мирно разрешать конфликты, а также поощрять участие отцов в воспитании детей. Над поведением взрослых мужчин также нужен контроль и цензура. Следует запретить все виды агрессивных спортивных игр, включая футбол и бокс, дети должны смотреть по телевидению только специальные программы, без агрессии и секса, подросткам не следует продавать диски с хеви-металл и т.д.
Вторая возможная причина сходства картины агрессивного поведения в двух выборках состоит в том, что представительницы «слабого пола» постоянно подтягиваются до уровня «сильного пола» и в наше время становятся нередкими драки с участием девушек и ненормативная лексика в исполнении «юных леди» и т.д. Агрессивные девочки восполнили недостаток агрессивности мальчиков.
По данной методике проявилась, не смотря на индивидуальные вариации, в целом сходная картина для представителей разного пола. В свою очередь гендерные различия оказались более важным коррелятом различных форм агрессии. Положительная корреляция проявилась между маскулинностью с одной стороны и физической агрессией, а также негативизмом – с другой. Именно гендерные различия, а не пол оказались значимыми в этом отношении.
Незначительная отрицательная корреляционная связь, проявившаяся между маскулинностью и чувством обиды, свидетельствует о том, что мужчины не обижаются, они не склонны таить в себе это чувство. Скорее пригодной для них является стратегия открытых форм активности.
Корреляционный анализ обнаружил некоторую согласованность гендерных оценок со шкалами агрессии. Наиболее рельефным проявлением различий можно считать то, что маскулинность обнаружила положительную, а фемининность – отрицательную корреляцию с физической агрессией. То есть мужественные люди более склонны к «рукоприкладству». Как показывают многие психологические исследования, отнюдь не все мужчины и мальчики напористы и агрессивны. Агрессивность мальчишеских групп и мужских компаний – не столько индивидуально-психологический, сколько групповой феномен: сильным и агрессивным мальчикам легче завоевать господствующее положение в иерархической структуре мальчишеской группы. Это способствует утверждению соответствующего стиля взаимоотношений и системы ценностей, которые предъявляются остальным в качестве нормы, независимо от их индивидуальных качеств. Мальчики учат друг друга драться, быть крутыми и не допускать "нежностей телячьих".
Наконец, подробно рассмотрим данные по выбору стратегий разрешения конфликтов. Как видно из табл.4, наиболее типичной для мужской выборки оказалась стратегия сотрудничества (6,41 баллов из 12 возможных) и конкуренции или сопротивления(6,35 баллов), наименее приемлемой является стратегия приспособления (4,94 балла). Для девушек (см. табл.5) предпочитаемой стратегией является стратегия компромисса (8,12), это наиболее значительная оценка по данному тесту для всей выборки
Наименее приемлемой оказалась стратегия приспособления (4,53), недалеко от нее дистанцировалась и стратегия избегания (4,88). Таким образом, половая принадлежность оказалась значимой для выбора стратегий разрешения конфликтных ситуаций.
Таблица 5. Результаты оценки предпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций у девушек.
Исп. |
Пол |
М. |
Ф. |
Присп. |
Изб. |
Компр. |
Сотр. |
Соп. |
1 |
Ж |
93 |
100 |
7 |
6 |
9 |
6 |
2 |
2 |
Ж |
90 |
90 |
1 |
4 |
9 |
6 |
9 |
3 |
Ж |
82 |
87 |
8 |
10 |
7 |
6 |
0 |
4 |
Ж |
80 |
97 |
3 |
11 |
9 |
8 |
1 |
5 |
Ж |
100 |
93 |
8 |
2 |
7 |
7 |
6 |
6 |
Ж |
97 |
90 |
3 |
4 |
6 |
5 |
11 |
7 |
Ж |
82 |
89 |
2 |
7 |
8 |
9 |
5 |
8 |
Ж |
103 |
112 |
6 |
5 |
9 |
7 |
2 |
9 |
Ж |
63 |
113 |
7 |
6 |
9 |
6 |
2 |
10 |
Ж |
104 |
104 |
3 |
8 |
9 |
5 |
3 |
11 |
Ж |
74 |
79 |
2 |
7 |
11 |
8 |
3 |
12 |
Ж |
108 |
88 |
3 |
4 |
7 |
5 |
10 |
13 |
Ж |
103 |
106 |
7 |
8 |
9 |
5 |
0 |
14 |
Ж |
48 |
87 |
2 |
7 |
11 |
8 |
3 |
15 |
Ж |
93 |
99 |
7 |
6 |
9 |
6 |
2 |
16 |
Ж |
103 |
105 |
8 |
2 |
7 |
7 |
6 |
17 |
Ж |
104 |
81 |
3 |
3 |
7 |
4 |
12 |
Сред. знач. |
89,8 |
95,3 |
4,88 |
5,88 |
8,12 |
6,35 |
4,53 |
|
Дисперсия |
6,48 |
6,61 |
3,11 |
1,87 |
14,89 |
|||
Коррел, по М |
0,29 |
-0,43 |
-0,63 |
-0,56 |
0,37 |
|||
Коррел, по Ф |
0,63 |
0,04 |
-0,09 |
-0,08 |
-0,47 |
агрессивность подростковый гендерный маскулинность
Наши данные свидетельствуют, что половая принадлежность не является критической для выбора стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Влияние на этот выбор гендерных различий оказалось более заметным. Проанализируем более подробно влияние на этот выбор гендерных различий. Как видно из табл.6, люди с высоким уровнем гендерных качеств (андрогинные), и с высоким уровнем фемининности и низкой маскулинности а также с невыраженными андрогинными качествами (НН) показали высокую склонность к компромиссному поведению(7,31, 8,67 и 7,89 балла).
Таблица 6. Связь гендерных различий с предпочитаемыми стилями разрешения конфликтных ситуаций
Присп. | Изб. | Компр. | Сотр. | Соп. | |
Пол | |||||
М | 5 | 6,06 | 6,06 | 6,33 | 6,17 |
Ж | 4,18 | 5,75 | 8,38 | 6,44 | 4,63 |
Гендер. | |||||
ВВ анд. | 6,23 | 5,85 | 7,31 | 6,23 | 4,08 |
ВН маск. | 4,33 | 4,67 | 5,67 | 6,44 | 8,78 |
НВ ф. | 6,33 | 7,33 | 8,67 | 6,33 | 1,67 |
НН анд. | 3,11 | 6,78 | 7,89 | 6,56 | 5,33 |
Для первых двух названных групп совпали также и отвергаемые стратегии. Это - соперничество (4,08 и 1,67). Однако, наиболее заметным для маскулинных испытуемых является предпочтение стратегии соперничества или конкуренции (8,78 балла). Представляют также интерес результаты теста для группы людей с невыраженными гендерными особенностями. Здесь оказалась неприемлемой стратегия приспособления (3,11 балла) и почти совпали по избеганию и сотрудничеству (4,57 и 4,85). Совпали также значение баллов для приспособления и сотрудничества в группе испытуемых с высокой фемининностью (6,33). Нетипичной для испытуемых с высокой маскулинность оказались стратегии избегания и приспособления (4,3 и 4,6).
Интересные результаты для мужской выборки были получены с помощью корреляционного анализа. Выраженной корреляцией гендера с предпочитаемой стратегией не обнаружено. Однако, значительная положительная корреляция (r = 0,47) фемининности с предпочтением компромиссной стратегии выглядит любопытно. Женственные мужчины оказались более компромиссными. Кроме этого, оба типа гендерных отличий проявили положительную корреляцию (r> 0,3) с предпочтением приспособления. Снова пассивная стратегия. Возрастание гендера сопряжено с меньшей конфликтностью в виде конкуренции. Об этом свидетельствует незначительная отрицательные значения коэффициента корреляции.
В результатах женской выборки (табл. 5) мы видим несколько выделяющихся показателей. Во-первых, значимая обратная связь выявлена между маскулинностью и компромиссной стратегией (r =0,63). Это говорит о неуживчивости мужественных девушек. Они также склонны к отрицанию избегания и сотрудничества( -0,43 и –0,56), но приемлют приспособление и соперничество ( 0,29 и 0,37).
Фемининность в этой группе также выражено связана с приспособлением (r =0,63) и отрицательно коррелирует (r = -0,47) с соперничеством.
Остальные шкалы в обеих выборках дали меньшие корреляции на уровне 0,2 и ниже. Можно предположить, что обнаруженные значимые связи отражают более терпимое и доброжелательное отношение к проявлениям эмоциональной чувствительности у мужчин на фоне возрастания женской бескомпромиссности.
В свою очередь люди с невыраженными гендерными особенностями в мужской и женской выборке выявили одинаковую готовность к уклончивым и компромиссным стилям поведения. Испытуемые с высокой фемининностью оказались в одинаковой степени готовыми к пассивным стилям разрешения конфликтов при отрицании соперничества.
Таким образом, наше исследование продемонстрировало сложный характер связи гендерных различий с выбором стратегий разрешения конфликтных ситуаций.
Представляются обоснованными следующие выводы:
1.Гендерные различия для прогнозирования агрессивного поведения и выбора стратегий при разрешении конфликтных ситуаций оказываются более важными чем биологический пол.
2.Агрессивное поведение в современных условиях теряет статус признака маскулинности.
3.Открытые формы агрессивного поведения у юношей замещаются раздражительностью.
4.Маскулинные девушки склонны к открытым формам агрессии, негативизму и раздражительности в большей степени чем юноши.
5.Люди с маскулинными качествами отдают явное предпочтение стратегии соперничества. Андрогинные индивиды и имеющие невыраженные гендерные особенности предпочитают компромиссное поведение.
6.Наименее склонны к конкурентным отношениям люди с высоким уровнем фемининности и низкой маскулинностью.
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» является вытеснение открытых форм агрессии и замещение их латентными и в первую очередь раздражительностью.
2)По нашим данным, хранительницами агрессивного потенциала являются маскулинные девушки, для которых характерны открытые формы агрессии и физическая в том числе. Эта трансформация имеет индивидуально-типологическими вариации и у отдельных индивидов выражена рельефно.
3)Гендерные различия действительно оказываются более значимыми, чем половые. Однако, происходящие социализациальные процессы приводят к изменениям представлений о полоролевых различиях. Суть этого процесса коротко можно выразить формулой: «мужчины обогащаются чувственностью, а девушки стремятся обрести независимостью». Происходит ломка сформированных многими поколениями стереотипов мужественного и женственного поведения. Оно все чаще выглядит андрогинным.
4)В качестве основного вывода следует отметить, — ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия.. Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений, так же как и путём наблюдения агрессивных действий. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями.
5)В ходе нашего исследования была установлена связь маскулинности с агрессивностью. У масклинных юношей и девушек действительно преобладает прямая физическая и вербальная агрессия; в отличие от них, у фемининных людей преобладает косвенная и вербальная форма агрессии.
6)Люди с маскулинными качествами отдают явное предпочтение стратегии соперничества. Андрогинные индивиды и имеющие невыраженные гендерные особенности предпочитают компромиссное поведение. Наименее склонны к конкурентным отношениям люди с высоким уровнем фемининности и низкой маскулинностью.
7)Таким образом, наше исследование продемонстрировало сложный характер связи гендерных различий с агрессивными проявлениями и выбором стратегий разрешения конфликтных ситуаций, хотя в целом мы можем констатировать наличие влияния маскулинности на присутствие в характере личности таких качеств как агрессивность, напористости, настырности и склонности к конкурентным отношениям.
Многие результаты нашего исследования противоречивы и не могут быть интерпретированы однозначно. Представляется целесообразным продолжить изучение данной проблемы на большей выборке.
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности.// Вопросы психологии. — №6/2000. — С.112-121.
2. Асеев В. Г. Возрастная психология. — Иркутск: Наука, 1984. — 320 с.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. — 512 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. –М.: «Олма-Пресс», 2001— 556 с.
5. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
6. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности.// Общественные науки и современность. — №3/1993. — С.183-190.
7. Возрастная и педагогическая психология: тексты./Под ред. Шуаре Марта О. — М.: Изд-во Московского университета, 1992. — 272 с.
8. Ганова Л.А. Феномен агрессивности и особенности личности.//Вопросы общей и дифференциальной психологии. Сб. научных трудов. Вып. 2. — Кемерово, 1998. — С. 108-115.
9. Гришина Н.В. Конфликтология - Спб.:Питер, 2002— 268 с.
10. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. — СПб.: Питер, 2000. — 298 с.
11. Гущин Ю.В. Агрессия и преступность подростков.//Флогистон — 1 июля/2001. — С.1-2.
12. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2003. — 319 с.
13. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте.// Вопросы психологии. — №1/2000. — С. 75-79.
14. Ениколопов С. Н. Опросник Баса-Дарки.// Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М.: Юнити, 1990. — С. 6-9.
15. Жеребкина И. Теория и история феминизма Харьков: Ф.Пресс, 1996— 158 с.
16. Иванова Е.Ф. Гендерные исследования в психологии - М.: 1999 - 368 с.
17. Кон И.С. Психология половых различий. // Вопросы психологии. № 2, 1981— 248 с.
18. Кон И.С. "Кризис маскулинности" и мужские движения // Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. –М.: 1999 — 358 с.
19. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
20. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.
21. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 1996. — 358 с.
22. Копейко Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности.//Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. — СПб., 2000. — С. 30-31.
23. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
24. Лалаянц И. Энергия агрессивности.// Семья и школа. — №6/1995. — С.20-21.
25. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с.
26. Майерс Д. Социальная психология. — СПб: Питер, 1998. — 688 с.
27. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб.: Питер, 1999. — 220 с.
28. Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения.// Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 1987. Т. 37. Вып. 4. — С. 805-806.
29. Практикум по социальной психологии». –М.: 1989
30. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. — Мн., 1999. — 656 с.
31. Психологические тесты./Под ред. А.А. Карелина. В 2-х т., Т. 2. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 248 с.
32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. — №5/1996. — С.3-18.
33. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. — №5/6/1992. — С.35-40.
34. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990 — 220 с.
Бланковый раздаточный материал по основным методикам
Методика «Маскулинность—фемининность» С. Бем
Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).
Текст опросника:
1. Верящий в себя.
2. Умеющий уступать.
3. Способный помочь.
4. Склонный защищать свои взгляды.
5. Жизнерадостный.
6. Угрюмый.
7. Независимый.
8. Застенчивый.
9. Совестливый.
10. Атлетический.
11.Нежный.
12. Театральный.
13. Напористый.
14. Падкий на лесть.
15. Удачливый.
16. Сильная личность.
17. Преданный.
18. Непредсказуемый.
19.Сильный.
20. Женственный.
21. Надежный.
22. Аналитичный.
23. Умеющий сочувствовать.
24. Ревнивый.
25. Способный к лидерству,
26. Заботящийся о людях.
27. Прямой, правдивый.
28. Склонный к риску.
29. Понимающий других.
30. Скрытный.
31. Быстрый в принятии решений.
32. Сострадающий.
33. Искренний.
34. Полагающийся только на себя (самодостаточный).
35. Способный утешить.
36. Тщеславный.
37.Властный.
38. Имеющий тихий голос.
39. Привлекательный.
40. Мужественный.
41. Теплый, сердечный.
4 2. Торжественный, важный.
43. Имеющий собственную позицию.
44. Мягкий.
45. Умеющий дружить.
46. Агрессивный.
47. Доверчивый.
48. Малорезультативный.
49. Склонный вести за собой.
50. Инфантильный.
51. Адаптивный, приспособляющийся.
52. Индивидуалист.
53. Не любящий ругательств.
54. Не систематичный.
55. Имеющий дух соревнования.
56. Любящий детей.
57. Тактичный.
58. Амбициозный, честолюбивый.
59. Спокойный.
60. Традиционный, подверженный условностям.
Маскулинность («да») – 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
Фемининность («да») – 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.
Диагностика состояния агрессии (Тест Басса-Дарки)
А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физический силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Вопросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14.Ядержусьнастороженнослюдьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетало то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
37. Хотя и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
«да»=1, «нет»=0: 1, 25, 31, 41, 55, 62, 68 и
«нет»=1, «да»=0: и 7 утверждения.
2. Косвенная агрессия:
«да»=1, «нет»=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и
«нет»=1 «да»=0 — 26 и 49.
3. Раздражение:
«да»-1, «нет»=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и
«нет»-1, «да»"0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
«да»-1, «нет»=0: 4, 12, 20, 28 и
«нет»-1, «да» - 36
5. Обида: «да»-1, «нет»-0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
«да»-1, «нет»-0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и
«да»=0, «нет»-1: 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
«да»-1, «нет»-Ю: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и
«да»-0, «нет»=1: 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
«да»-1, «нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Опросник по выявлению типичных форм поведения в конфликте
(К. Томаса)
В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Министерство образования и науки Украины Харьковский Национальный Университет имени В.Н. Каразина Факультет психологии Дипломная работа Влияние гендерных особенностей старшеклассников на проявление агр
Влияние психологических факторов патогенеза невротических расстройств на саногенез в результате психотерапии
Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6–7 лет
Тренинг логического запоминания
Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей
Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростков
Роль близкого сверстника в становление образа "Я" подростка
Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям
Интеллектуальное развитие в детском возрасте
Механизмы психологической защиты и развитие личности студента
Особенности мотивации новичков-дистрибьюторов как фактор профессиональной неуспешности (на примере сетевого маркетинга)
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.