курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.
Их можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно,а то, что изучено, практически не известно пользователям.
Имеющиеся данные англоязычной литературы об ухудшении здоровья пользователей ПК носят отрывочный и часто противоречивый характер. При этом логика рассуждений такова: раз нет однозначных доказательств вреда, значит, нет и самого вреда. Однако некоторые данные о стрессовом воздействии компьютеров на зрение, возникновении патологических изменений в глазах, учащении эпилептических припадков всё же опубликованы. Замечен также дискомфорт мышечной ткани, кожных покровов. Действие многих вредных экологических и социальных факторов, на фоне которых можно выделить специфическое ПК-воздействие бывает трудно.
Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: «Компьютерами» - и не менее гордо: «Он/она за ним круглые сутки сидит!». Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, «огонь») совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга.
«Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял». В своё время также говорили и о повальном уходе молодёжи в религию во времена экспансии заокеанских проповедников-сектантов, пока ситуация не вышла из-под контроля, а коррекция зомбированной психики не составила проблему даже для некоторых опытных психиатров.
Почти то же самое происходит и с модным ныне увлечением детей «бродилками» и «стрелялками».
Цель курсовой работы – исследовать влияние компьютера на психику ребёнка.
Объектом нашего исследования выбраны дети, а также группы детей младшего школьного возраста.
Практическая ценность курсовой работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьтеров на психику детей.
Рассмотрим подробнее факторы компьютерного влияния и исследования украинских и зарубежных ученых в этой области.
Раздел І.
1.1. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров
Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо? Мы попытаемся дать ответ на этот вопрос, рассмотрев мнения педагогов, психиатров, исследователей в этой области, но следует учесть также всю неоднозначность такого ответа. Мы сделаем обзор современных знаний на тему «ребенок, компьютер, Интернет и родители». Современные родители стремятся развить в своих детях самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, не всегда это желание идет на пользу ребенку. Многие считают, что, если они хоть на минуту позже познакомят свое чадо с компьютером и информационными технологиями, их ребенок может что-то упустить и будет отставать от сверстников. Другие же, наоборот, всего боятся. Боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушительного воздействия компьютерных игр. И, оказывается, не всегда этот страх так уж неоправдан [4; с. 6].
Болезненное пристрастие. Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. У них даже появился специальный термин — "компьютерный синдром". Многие медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжело лечится. По словам практикующих врачей, вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимается веб-серфингом, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Так, один из пациентов, подросток, просидел за компьютером в интернет-клубе семь дней. Домой он вернулся только после того, как его разыскали встревоженные родители. Во время беседы с психиатром мальчик сообщил, что, увлекшись компьютерными баталиями, потерял чувство реальности и для него самого было неожиданностью, что он столько времени не был дома. По словам подростка, в клубе он ел булочки, запивал их "Фантой", а после этого снова садился за компьютер. "Что было дальше, я не помню", — сказал он. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что взрослые люди подвержены компьютерной зависимости в ничуть не меньшей степени. Это может быть как интернет-зависимость, так и зависимость, скажем, от ролевых игр, в мир которых вполне зрелые люди погружаются, стараясь уйти от повседневных житейских проблем.
Проблема компьютерных игр и их влияния на психику
ребенка обсуждается с тех самых незапамятных времен, когда персональный
компьютер только начинал входить в массовое употребление. Публикуемые на этот
счет исследования одно другого страшнее. По данным американских исследователей
с медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных и
неприятных последствий чрезмерного увлечения компьютером — эпилепсия. Мало
того, что на гармоничном развитии малыша можно смело ставить точку, так
вдобавок ко всему этот самый компьютеризованный малыш может оказаться
подверженным припадкам "падучей". Неврологи как могут помогают
незадачливым родителям, которым в свое время не пришло в голову ограничить
любимому чаду доступ к "игрушкам". Профессор детской неврологии
Уильям Зингер из детской клинической больницы на базе Техасского университета в
Галвестоне разработал список ценных указаний специально для таких случаев.
Во-первых, нужно убедиться, не сидит ли малыш ближе
Раньше, лет 8-10 назад, эффект мерцания относили на счет недостаточно качественных мониторов. С тех пор качество мониторов принципиально улучшилось, но теперь мерцание "обеспечивают" современные "стрелялки", в которых для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И, наконец, самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками-бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем родители, считает доктор, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным — например, рисовал, раскрашивал или читал. Однако у нас значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки в специальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходит следить за соблюдением какого-либо режима.
Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в классе. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, когда ребенок подрастает, родители неожиданно замечают, что за это время он так и не научился ничему новому — он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам. В раннем возрасте умственные способности развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром, а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина, отвлекающая его от других видов деятельности, которые более полезны для развития [4;
с. 15].
Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. Другими словами, не следует насильно заставлять детей приобщаться к современным технологиям или превращать компьютер в сиделку. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Порой бывает очень трудно подавить в детях любопытство к машинам, которые так часто используют их старшие братья и сестры. Дети видят, как их родители делают что-то сидя за компьютером, и у них тоже возникает желание попробовать. Так в каком же возрасте начинать? Этот вопрос также стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют детям держаться подальше от компьютеров как минимум до семи лет. Другие считают трехлетний возраст самым подходящим для знакомства с компьютером. Но обе стороны согласны в том, что ребенка ни в коем случае нельзя оставлять один на один с компьютером вне зависимости от того, три года ему или восемь лет [4; с. 16].
Если взрослые люди делают свой выбор более или менее осознанно, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
"Спецтехника" и "специнтернет". В мире существует целый ряд компаний, которые специализируются на производстве компьютерной техники для детей. К примеру, компания KidzMouse Inc. производит компьютерные мыши для детей. Японская фирма Ваndai, известная всему миру как создатель тамагочи, и компания Soyo весной собираются начать продажи ноутбуков, разработанных специально для детей и подростков. Для раскраски корпуса, мыши и даже экранных обоев в них использованы персонажи популярных в Японии мультсериалов. Перед началом производства нового продукта компании провели маркетинговые исследования, в которых участвовали 2000 мальчиков и девочек в возрасте до 12 лет. Детей спрашивали, что бы они хотели иметь больше всего, и среди компьютерной электроники самый высокий рейтинг получили ноутбуки.
Если же вы решили познакомить ребенка с Интернетом, то начинать совместное путешествие по Всемирной паутине лучше всего с сайтов, предназначенных специально для детей. Noggin.com, к примеру, предлагает игры и виртуальные раскраски для дошкольников. Разработчики детского сайта Googles.com — не путать с поисковиком Google.com — заявляют, что их игры и песни развивают у детей самоуважение. Среди русскоязычных детских ресурсов можно отметить сайт vKIDS.ru, предлагающий более пятисот онлайн-игр. Самый полный каталог детских сайтов можно найти по адресу Kinder.ru. Сайты, обучающие чтению и музыке, не говоря уже о том, чтобы научиться самостоятельно справляться с компьютером, призваны помогать ребенку, а не наносить ему вред. Просто за детьми надо присматривать, когда они "исследуют" веб-сайты. Выполнение игровых заданий, представленных на детских сайтах, дает родителям шанс не только приятно провести время с детьми, но и посмотреть, на что они больше всего реагируют. Однако вопрос использования компьютеров детьми дошкольного возраста все же необходимо исследовать более тщательно — с этим согласны как сторонники раннего знакомства с высокими технологиями, так и его противники. К сожалению, современные технологии развиваются гораздо быстрее, чем проводятся соответствующие исследования. Ученые часто запаздывают с результатами своих исследований, и оказывается, что сегодня они смогли найти ответы лишь на вопросы, волновавшие разработчиков около 10 лет назад. Но и без того ясно, что как бы ни влияли компьютеры на детей, в вопросах воспитания и развития ребенка родителей машинами не заменить. Для ребенка внимание и забота родных важней, чем дружелюбный "телепузик" на экране компьютера.
1.2. Увлеченность компьютерными играми:
психологический аспект
Компьютерные игры - чудо XX века, о них не мечтали фантасты, они не имеют своей предыстории. Но они покорили человечество: играют все - от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но что ожидает людей там? Последствия увлеченности такими играми осуждаются в средствах массовой информации, причем, как правило, с негативных позиций, не всегда благосклонны к компьютерным играм учителя. Рассмотрим подробнее вопрос о том, как влияет современное массовое увлечение на психику игрока, на его отношение к реальному миру. Когда ребенок оказывается в пространстве компьютерной игры, куда поведет его эта игра? Будет ли она школой агрессии или школой гуманистического отношения к миру? Вот вопросы, которые ставят перед собой психологи, занимающиеся проблемой взаимодействия человека с компьютером.
Понимая, что компьютерные игры амбивалентны по своему влиянию на личность игрока, попробуем остановится на позитивных моментах этого влияния, на тех статистически значимых резулътатах психологических исследований, которые опубликованы в научных изданиях.
В работе С.А. Шапкина приводится обзор психологических работ, посвященных компьютерным играм. Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры-приклечения, стратегические игры, на последнем месте -логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкостъ, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были обследованы игроки от 10 до 20 лет. Чаще предпочитают играть в компании друзей опрошенные старшей возрастной группы (от 14 до 20 лет), подростки в возрасте от 10 до 13 лет чаще играют в одиночку. Подростки «компьютерной» группы чаще, чем их сверстники из контрольной группы, посещают молодежные центры, дискотеки и спортивные мероприятия, устраиваются на разовую работу курьерами или разносчиками газет.
Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений имеет широкий резонанс и выступает как одна из центральных тем психологических исследований. Опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование агрессивности у детей и подростков, анализ которых позволяет констатировать сильную поляризацию мнений: одни авторы доказывают, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие отрицают эту взаимосвязь, последних примерно в два раза больше. Достоверны лишь полученные данные о том, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6-9 лет). Взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать двояко: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот- агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием [4; с. 32].
Анализируя психологические особенности так называемых DOOM-образных игр, И. Бурлаков отмечает, что любой, кто видел эти игры, согласится с тем, что гуманизма в них мало. И дело даже не в страшных чудовищах - не они самый агрессивный компонент игры. Виртуальные миры обречены от рождения. Они существуют лишь до того момента, пока в них не проник игрок и не уничтожил всех его обитателей. Даже играя в командную ролевую игру, главная цель, каждого - уничтожить противника. Почти каждое мгновение такой игры - тяжелый и упорный труд. Различия в оценке этих игр отражают разную субъективную сложность картины мира в области агрессии: одни люди могут отличить игровое поведение от реального, другие - нет. Взросление обычно увеличивает эту способность: маленький ребенок часто переносит в реальную жизнь эмоциональные отношения к партнеру, возникшие в ролевой игре. Взрослый спортсмен демонстративно пожимает руку сопернику после жестокой схватки. Усложнение структуры сознания позволяет точнее направлять агрессию за счет увеличения количества учитываемых параметров при оценке "свой-чужой". Чем больше критериев для анализа имеет человек, тем более агрессивным может быть его поведение, оставаясь при этом в рамках общепринятых моральных норм. Высокая когнитивная сложность позволяет гибче выбирать пути достижения цели, уменьшая ущерб чьим-то интересам - частных лиц, общества или всей окружающей среде. Если не противопоставлять виртуальную реальность настоящей, а рассматривать их как части одной жизни, то компьютерные игры становятся тренажером для обучения тому, как управлять агрессивностью. Когда игрок сменит игру на какое-либо другое занятие, отмечает И. Бурлаков, навык останется и будет приносить пользу. Таким образом, компьютерные игры формируют привычку использовать компьютер в качестве инструмента управления агрессией. Возможно, игрокам в будущем это облегчит самоактуализацию.
Можно отметить ещё и следующие положительные моменты использования DOOM-образных игр - это навыки быстрого, точного и тонкого движения рук. Ловкость игрока сосредоточивается в кончиках пальцев. Причем сейчас появляются "двурукие" игры. Возможно, в будущем этот навык потребуется для управления транспортными средствами или сложным технологическим оборудованием. Другой навык более востребован уже сейчас. Это навык "управления автоматизированной системой". Труд оператора сложной автоматизированной системы является высоко напряженным и ответственным. И нет ничего в повседневной жизни современных детей, что так хорошо готовит их к операторскому труду, чем DOOM-образные игры. Мало того, что для игрока он становится комфортным, ребенок учится получать от него удовольствие [4; с. 38].
Наименьшее зло, как считает общество, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Игрок не видит все поле сразу и вынужден строить его образ. Размер образа превышает обьем сознания, поэтому работа с образом переживается как рост влияния бессознательных импульсов на процесс принятия решения, что можно описать словом "интуиция". Стратегическая игра - это работа с черным ящиком. Игрок одержит победу только тогда, когда узнает все правила, заложенные в программу, научится прогнозировать ход игры, учитывать достаточное количество разных параметров. Раньше такие навыки системного аналитика были необходимы только элите, сейчас потребность в таких специалистах резко возросла.
Отметим основные положительные аспекты компьютерных игр другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Азартные игры, в противовес им, требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления. Спортивные и конвейерные («Тетрис») игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Игры типа преследование-избегание ("Пакман", "Диг-Даг") включают в игровой процесс интуитивный компонент мышления и эмоционально-чувственное восприятия.
В практической деятельности психологи используют компьютерные игры для диагностики особенностей ребенка. Отношение к репертуару, темпу, рекордам, трудностям, проблемам, наблюдение за тем, как играет ребенок, дает много информации для понимания его психического склада. А использование компьютерных игр в коррекционной работе позволяют решить ряд психологических проблем, связанных, например, с заниженной самооценкой, плохой переключаемостью внимания, медлительностью, помочь в развитии пространственного мышления, ключевых процессов социальной перцепции и коммуникации [4; с. 42].
Взрослые часто сетуют на отсутствие у детей интереса к чтению, к книгам. Но немного найдется родителей, которые пожалуются на равнодушное отношение их ребенка к компьютеру. Напротив, дети слишком много времени проводят у монитора — в этом главная причина «нелюбви» пап и мам к умной машине. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку за город приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка.
Любую проблему лучше решать с помощью специалиста. Поэтому приведём пример исследования Бориса Моисеевича Шлимовича, руководителя детского клуба «Компьютер». Создан был этот клуб по инициативе академика А. Аганбегяна, чемпиона мира по шахматам Г. Каспарова, президента компьютерной фирмы «Параграф» С. Пачикова. Понятно, что они ставили цель — не навредить детям, а помочь.
Не стоит, очевидно, повторять ставшее уже прописной истиной утверждение, что современная жизнь, коммуникации невозможны без компьютеров, а завтра будут еще невозможнее. Поэтому, если родители не из материальных соображений (нет денег), а потому что «это вредно» не покупают ребенку компьютер, они резко уменьшают интеллектуальный потенциал, с которым их сын или дочь войдут во взрослую жизнь. С таким же успехом можно было бы запретить пользоваться шариковыми ручками, заставлять писать перьевыми. Почерк будет замечательным, а скорость письма в несколько раз ниже, чем у сверстников [20; с. 36].
Конечно, ничто не заменит маленькому человечку теплого общения, когда он «тычет в книжку пальчик" на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребенку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером. Потому что он позволяет выбирать нужный интеллектуальный уровень разговора, потому что он бесконечно терпелив к ошибкам, потому что он не устает от глупостей и несуразных вопросов, а при умелом обращении и эмоции может проявлять в соответствии с действиями человека.
Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие от того, что «стал умнее», испытывает прежде всего сам ребенок. Одному из подопечных клуба, Диме Мечникову, английский язык давался с трудом. Пять лет назад он едва-едва составлял фразы на ломаном английском, а сейчас он студент третьего курса университета в Бостоне, опора семьи. В школе вашей дочери не стыдно получать «трояк» за диктант по русскому, ведь так же написало полкласса. Но когда девочке приходится по электронной почте отправлять письмо в Тверь или в Красноярск, она уже по-другому относится к своим пробелам в грамматике: не хочется ударить в грязь лицом перед получателями и неизвестным оператором. И внимательно отнесется к редакторам текстов, которые указывают на ошибки.
Но речь должна идти не только об улучшении академических знаний, то есть школьных предметов. Компьютер — это катализатор развития интеллекта в целом. Может показаться странным, но свое положительное значение имеют здесь так не любимые многими родителями компьютерные игры. Тут вам придется поверить на слово: многие современные компьютерные игры, так называемые «стратегии», например, требуют сообразительности, умения мыслить логически, памяти, способности быстро перебирать варианты и держать множество их в уме — не меньше, чем шахматы [20; с. 37].
Было бы нелепо утверждать: прилип ваш ребенок к компьютеру, целыми днями одни игры — и это замечательно. Конечно, нет. Все хорошо в меру. А как раз с мерой у наших детой плохо. Тут уж должен прийти на помощь педагогический опыт. Кому-то годятся жесткие запретительные меры: при ухудшении зрения компьютер будет продан, занимайся, голубчик, гимнастикой для глаз, сутулишься — вот тебе комплекс упражнений, выполняй три раза в день. Другим подходит не кнут, а пряник — поощрения за правильное поведение с компьютером. Но одно бесспорно — родителям нельзя делать из компьютера врага, который "дурно влияет" на ребенка. Как реагирует ваш сын на уговоры перестать дружить с плохим мальчиком Петей? Обиженно замыкается («Ничего они не понимают, Петька отличный друг») и отдаляется от родителей. Здесь произойдет то же самое. Бороться с компьютером так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами. А вот сделать из него помощника в воспитании — весьма реально. Конечно, лучший вариант, когда родители что-то смыслят в компьютерах. Тогда они смогут запрограммировать машину так, что она будет в нужное время напоминать о завершении «сеанса», отправлять на прогулку, проверять меру утомления (по количеству ошибок), шутить: «Выплюни жвачку, возьми вместо нее морковку", подсказывать: «Позвони бабушке, она без тебя соскучилась». Так компьютер станет оболочкой для нашего заочного общения. Но не каждому это под силу — нет возможности да и желания осваивать мудреную технику. А вот направлять компьютерное общение ребенка реально и нужно. Мы все покупаем детям книжки, от простых к сложным, от тех, что читаем им вслух, до тех, которые они, по нашим представлениям, должны обязательно осилить. Пришло другое время: так же, как книжки, надо выбирать компьютерные программы. Даже для самых маленьких. Ассоциация «Компьютер и дети» разработала программы для детских садов. Представим себе путешествие по земному шару. На широте Якутии стоит пританцовывающая веселая крошка в шубке. Ваш ребенок нажимает на кнопку "вниз", и девчушка шагает под музыку к югу, скидывает шубку в теплых краях — жарко здесь. Или другая программа, где на арене цирка ребенок раздает персонажам головные уборы: клоуну — колпачок, слону — накидку, ведущему — цилиндр и т. д. Если все одеты верно, то с экрана несутся аплодисменты, появляются улыбки. Любитель математики, конечно, узнает в этом задачи о множествах. Детский тренажер «Раrole» в игровой фирме учит и языку, и навыкам работы на клавиатуре 3—4-летних детей!
О программах для детей постарше можно говорить очень долго. Их множество: от кроссвордов и логических задач до репетиторов по школьным предметам и всевозможных тренажеров; энциклопедии, справочники — всего не перечислишь.
Рассмотрим ещё один аспект проблемы «компьютер и дети». Речь идет о вещах вполне прагматичных и материальных. Освоив компьютер чуть лучше среднего пользователя, подростки не только уже делают первые шаги в приобретении перспективных профессий, но и могут обрести материальную независимость или даже стать помощниками в пополнении семейного бюджета. Приведём такой пример. В полной базе данных («Продукция предприятий России», которую ведет ВНИИстандарт, есть сведения о том, кто отвечает за достоверность данных о показателях продукции от ее изготовителя, кто отвечает за соответствие этих данных нормативным документам и за регистрацию их в государственной системе и кто ввел эту информацию в компьютер. Вот этой последней операцией занимались на домашних компьютерах учащиеся Открытого лицея при Всероссийской заочной многопредметной школе [20; с. 38].
Первый из начинающих операторов Дмитрий Кулаков за два летних месяца заработал на вводе данных лишь на новый костюм, родителям на утешение, как говорится в старой гимназической молитве. Сейчас Дима имеет компьютер дома и активно работает в системе как один из ведущих специалистов по программно-техническому обеспечению. Следующий поток лицеистов привел в систему каталогизации еще двух Дмитриев — Черняка и Плущевского, которые ввели более тысячи описаний продукции и глубоко изучили систему управления базами данных. Оба этих подростка сейчас не только окупают свои компьютерные потребности (СD-RОМ, аксессуары), но и поддерживают родителей. И, без сомнения, станут хорошими студентами, улучшив свои знания по химии, физике и русскому языку. Ведь в описаниях продукции есть и составы химических веществ, и механические, электрические, гидравлические, электронные показатели, да и с математическими задачами классификации приходится сталкиваться, чтобы, к примеру, детские соски не попали в группу садово-огородных шлангов или в герметики.
Итак, компьютер поможет ребенку самоутвердиться во многих планах: от хороших оценок в школе до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения (на чужом языке!) со сверстниками на другом конце Земли до осознанного выбора будущей профессии. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, конечно же, лучше вместе.
1.3. Негативное влияние компьютера на детскую психику, возникновение психологической зависимости
Мы останавливались на некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерными играми. Теперь рассмотрим вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр. Приведём мнение психолога Разумовой Т.
Мы живём в довольно опасное время, нельзя сказать, что в любое другое время опасности для жизни ребёнка было меньше. Видимо, каждому поколению уготовано такое испытание, которое в состоянии преодолеть душа человека. И именно на души наших детей обрушился виртуальный мир. Раз такое случилось, значит, дети способны будут разобраться, что есть добро, а что есть зло. Психологи и педагоги, должны донести до детей, какое пагубное воздействие на психическое и физическое здоровье оказывают в большинстве своём современные игрушки, компьютеры [12; с. 46].
Компьютер сейчас называют драконом, питающимся детскими душами. Ребёнку свойственна любознательность, он устремляется ко всему новому, захватывающему и часами проводит время за компьютером. Родители довольны, ребёнок занят, не болтается по дворам, а вот о последствиях не хочется думать. Чем же пагубно увлечение компьютерными играми?
Во-первых, электронное излучение оказывает вредоносное воздействие на организм ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета и так далее. Нормы излучения в компьютерных классах (а тем более в компьютерных клубах) превышены, как показали замеры в школах, от 2 до 50 раз.
Во-вторых, психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние. Сам по себе компьютер ни хорош, ни плох, он лишь инструмент, но вот его начинка – вредна. И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка (а в него изначально природой заложено гармоничное сознание) в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.
Возьмём, к примеру, дум-образные компьютерные игры. В них чудовищ огромное множество,они появляются каждую секунду в ужасающих обличиях (мутанты, гибриды, человекороботы, мифические чудовища, гигантские насекомые, скелеты и тому подобное). Часто они, используя разнообразное оружие, «отнимают» жизнь у игрока (количество очков), и можно услышать: «У меня осталось 10 процентов жизни». Либо он, либо они – так стоит вопрос. Сравнить можно разве что с кошмарным сном [12; с. 47].
В играх-единоборствах игроку дается возможность участвовать в компьютерных играх, драках, сражениях. Кто кого? И летят оторванные головы, ноги, руки. Графика в играх сравнима с телеизображением, поэтому воспринимается всё достаточно натурально. Заметим, что природой ребенку даны любовь и гармония, ему по его сути не присущи злоба и агрессия, и если он увлечен подобными играми, это говорит прежде всего о том, что он ушел от своей сути.
Как же ему разобраться самому, ведь какая среда нас окружает, такую информацию мы впитываем и согласно ей развиваемся.
У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности.
То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.
Развивается меркантильность детского сознания. Далее развивается вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. Нарастает тенденция к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, а также тенденция к сексологизации – циничному отношению к интимной стороне жизни взрослых, озабоченность вопросами секса.
Что же может спасти наших детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.
Раздел II
Общеизвестно, что организм ребенка, который постоянно находится в состоянии роста и развития, очень чувствителен к влиянию любых факторов окружающей среды. Для ребенка-ученика окружающим есть не только естественное, а и среда учебного заведения. Качество последнего зависит от многих факторов: добротности использованных строительных и отделочных материалов, площади учебного помещение и микроклимата, освещенности, оснащение класса (мебельной, учебной технической принадлежности и др.). Введение в учебный процесс такого технического средства обучения как персональный компьютер (ПК) требует комплексной гигиеничной и психолого-педагогической оценки в аспекте возможного отрицательного влияния на здоровье учеников во время их работы в кабинетах компьютерной техники.
Результаты собственных исследований, а также сообщение других авторов свидетельствуют о том, что в кабинетах компьютерной техники (ККТ) при наличии десяти (а иногда и большее) работающих персональных компьютеров в продолжение дня значительно повышается температура воздух и шум, снижается влажность и ухудшается ионный слог воздуха, возникают статическ электрические и электромагнитные поля и др. Состояние микроклимата этих помещений также зависит от расположения окон и размещения ККТ в здания школы, удельной площади на 1 рабочее место за ПК.
Большинство научных исследований, проведенных предшествующими
годами, касалась изучение влияния условий и учебных занятий с использованием персональных компьютеров на трудоспособность и здоровье учеников старших и средних классов. Ученые приходили к выводу, что степень утомления учеников на уроках с использованием
ПК высшая, сравнительно с обычными. Работа на ПК отличается
от других видов деятельности значительными функциональными изменениями нервно-эмоционального статуса, требует напряженной работы зрительного анализатора, супроводиться вынужденной рабочей позой. Это связан с тем, что пользователю компьютером приходится читать информацию на экране видеомонитора (рассматривать буквы, цифры, рисунки и др.) и одновременно на клавиатуре, то есть дужечасто происходит переведение взгляда из экрана на клавиатуру, в результате чего возникает частая переадаптация зрения. Статическая сидячая вне при этом вызовет напряжение плечевого пояса и потому неправильно подобранные (не соответственно росту ученика) мебель и неправильно выбранный режим (продолжительность) работы
могут привести к нарушению осанки, а долгодействующее напряжение зрения может вызвать необратные патологические изменения.
Влияние неудовлетворительных условий и режимов работы на персональных компьютерах на здоровье пользователь не ограничивается возникновением патологии костно-мышечной системы и зрения. Отрицательное влияние может проявиться и в синдромах астенопии, выраженного нервного стрессу и дерматитах. И хотя эти отрицательные влияния впервые выявленные в операторов-профессионалов, более поздний — в старшеклассников, нельзя не учитывать возможность их появления и у младших учеников за неправильной организации условий и режимов обучения на персональных компьютерах.
Несмотря на то, что лабильность функциональных систем возрастающего организма оказывает содействие быстрой его адаптации к разнообразных непостоянных факторов следует помнить, что организм детей дошкольного и младшего школьного века, который еще интенсивно развевается и формируется, не совсем способный адекватно реагировать на сильные продолжительные влияния. И последние могут вызвать сначала функциональные разлады, а за той —и патологические изменения (болезнь).
Особое внимание следует уделить характерным морфофункциональным особенностям учеников 6—10-летнего возраста, в которых интенсивно продолжает расти и развиваться скелет, органы зрения (постоянная рефракция формируется до 11 лет) и центральная нервная система, то есть те органы и системы, на которые приходится наибольшая нагрузка во время работы на ПК.
Учитывая вышеупомянутое, понятна необходимость всестороннего изучения функциональных изменений реакций организма на здоровье младших школьников под влиянием обучения на персональных компьютерах с целью гигиеничного нормирования режимов беспрерывной работы детей на ПК и условий обучения и качества персональных компьютеров.
Такие комплексные исследования на протяжении последнего десятилетия проводились в Украинском научном гигиеничном центре Министерства здравоохранения с привлечением научных работников гигиеничного и педиатрического профиля, а также педагогов и инженерно-технических работников. В результате лонгитодинальных исследований были обоснованные основные гигиеничные принципы безопасного для здоровья применение компьютерной техники во время обучение школьников:
— гигиеничная целесообразность размещения и создание соответствующих оптимальных условий в помещениях кабинетов компьютерной техники (ККТ) во время их организации и эксплуатаци;
— оснащение ККТ специальной мебелью, предназначенной для компьютерной техники соответственно возрастным особенностям пользователей — эти требования очень суровые;
— гигиеничное нормирование всех факторов, которые возникают при работе компьютерной техники и могут изменять внутреннюю учебную среду;
— обязательная гигиеничная сертификация компьютерной техники, предназначенной для обучение детей;
— нормирование продолжительности беспрерывной работы учеников на персональных компьютерах в зависимости от возраста и исходного состояния здоровья детей;
— психолого-гигиеническая экспертиза учебных компьютерных программ (программных продуктов);
— воспитание детей и подростков в направлении усвоения гигиеничной культуры пользование компьютерной техникой и другими техническими средствами обучение.
Следует отметить, что все гигиеничные требования и нормативы (стандарты) к организации обучения учеников среднего и старшего школьного века с применением компьютерной техники, аналогичные и для младших школьников, кроме нормативов беспрерывной работы с экраном видеомонитора ПК и особого внимания и суровых требований к мебельному обеспечению ККТ соответственно росту детей этого века.
ККТ
могут находиться на всех этажах здания, кроме подвальных помещений, иметь
организованный воздухообмен и естественное освещение с обязательной ориентацией
окон на север или северо-восток. Площадь ККТ на одно рабочее место должна быть
не меньшей
Стены, потолок и пол и оснащение (мебель, шторы, шкафа и др.) должны иметь светлые покрытия с матовой фактурой. Нельзя разукрашивать помещения ККТ дерево-стружковими плитами, пленочными и рулонными синтетическими материалами, синтетическим ковровым покрытием, обоями, которые моются, пластовым бумажным пластиком и другими полимерными материалами, которые могут выделять вредные химические вещества и оказывать содействие повышению статического электрического поля. Искусственное освещение ККТ должно осуществляться системой общего освещения люминесцентными светильниками белого (ЛВ) ли теплого белого света (ЛТБ), обрамленных специальной рассеювающей арматурой.
Температуру воздуха в ККТ должна быть в границах 19-21ºС при относительной влажности 62-55%. Несоблюдение этих требований к микроклимату может привести к изменению уровня ионизации воздуха и негативному влиянию на легкие.
Выше уже упоминалось о суровом соблюдении требований к мебели, предназначенных для оснащения ККТ, где будут учиться дети младшего школьного возраста. И это обосновано тем, что организм ребенка этого возраста и, в особенности учеников 6-летнего возраста, еще недостаточно окрепший: позвоночник, а также хрящи, которые соединяют позвонки, еще эластичные, связка и мышцы недостаточно крепкие. Неокрепший позвоночник во время неправильного сидения на стуле за столом принимает нефизиологические изгибы, в результате чего формируется неправильная осанка и искривление позвоночника. Постоянное наклонение сидящего вперед, сведение плеч заведомо приводит к сутулости, округлению спины. Стойкая сутулость в свою очередь вызовет другие отрицательные изменения в организме: грудная клетка становится плоской, уменьшается ее объем, нарушается нормальное развитие органов грудной клетки, появляется недостаточная амплитуда дыхательных движений, затрудняется дыхание. Ребенок, вдыхая меньше свежего воздуха, получает недостаточное количество кислорода. Это отражается на правильном функционировании всех органов и тканей. У ребенка развивается малокровие, снижается аппетит, она становится вялым, быстрее утомляется.
Кроме всего вышеупомянутого, в компьютерных классах при несоответствии высоты стула, стола и подставки для видеомонитора росту школьника нарушается зрение.
Неоходимо:
a) располагать монитор не ближе 50-
б) экран компьютера располагать перпендикулярно линии зрения к центру экрана ВМ;
в) угол рассматривания изображение информации на экране должен быть не меньшее 45º. (Это приводит к напряжению и переутомления глаз и, в конце концов, к развитию патологии зрения.)
Многолетние собственные наблюдения и сообщение других авторов дают основание рекомендовать осуществлять оснащение ККТ наставительно-инструментальными компьютерными классами-комплексами (соединенными в локальную сеть), в состав которых входят специально сконструированные одноместные столы, подставки для видеомонитора и стулья, высота и наклон которых которых удобно и быстро регулируются .
В Украине такие комплексы вырабатывают КНПО "Електронмаш" и АО "Поток". Из-за невозможности приобретения таких комплексов можно использовать для установления персональных компьютеров обычные ученические столы и стулья, которые предназначенные для возростных групп младшего школьного возраста - №1 — №3, но в этом случае должны быть подставки для ног.
Рабочие места ПК следует размещать по периметру кабинета вдоль стен. Такое размещение с гигиеничной точки зрения наиболее оптимальное, так как исключает возможность близкого нахождения учеников (как работающих за ПК, так и тех, кто не работают) возле задних и боковых поверхностей видеомониторов, которые излучают электромагнитные волны. При этом для обеспечения предельных уровней освещенности, работа учеников непосредственно с экраном ПК должна осуществляться при зашторенных окнах и искусственном освещении.
Что касается собственное компьютерной техники (ПК, видеомонитор, клавиатура, принтер), то довольно широкий и разнообразный спектр факторов, которые возникают при ее работе, должен отвечать требованиям Государственных санитарных правил и норм - "Устройство и оснащение кабинетов компьютерной техники в учебных заведениях и режим работы учеников на персональных компьютерах" (ДСанПіН 5.5.6.009-98).
При приобретении компьютерной техники необходимо обратить внимание руководителей учебно-воспитательных учреждений на наличие разрешения ("Гигиеничного вывода") МОЗ Украины на использование таких средств информатизации для обучение детей.
Динамическое, на протяжении четырех лет, комплексное изучение влияния работы на ПК на учеников начальных классов дало возможность установить: что функциональное состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, общее и умственное утомление детей во время работы на компьютере в оптимальных гигиеничных условиях и за надлежащего качества компьютерной техники зависят от продолжительности беспрерывной работы ученика на ПК, возраста ребенка и состояния здоровье. На основании изучения реакций организма учеников, их трудоспособности и здоровья предложенные такие нормы продолжительности беспрерывной работы младших школьников на компьютере:
а) для детей 6-летнего возраста — 10-12 мин;
б) для 7—8-летних — 15 мин;
в) для 9—10-летних — до 20 мин, не более 4-х раз в неделю.
Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Ученики, которые составляют группу риска по зрению и те, кто имеют хронические заболевания, должны работать не более 10 мин в день, не чаще 2-х раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.
Подытоживая, следует акцентировать внимание педагогов, которые осуществляют информатизацию начального образования на приоритетности гигиеничной целесообразности привлечения младших школьников и дошкольников к обучению во внешкольной работе на компьютерах над педагогической и социальной. Только руководствуясь этим принципом и создавая оптимальные условия и режимы для обучение детей на ПК, организаторы информатизации образования реально смогут уменьшить риск возникновения или обострение тех или других заболеваний у детей за время их обучения и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях.
Выводы
Общеизвестно, что организм ребенка, который постоянно находится в состоянии
роста и развития, очень чувствителен к влиянию любых факторов
окружающей среды. Для ребенка-ученика окружающим
есть не только естественное, а и среда учебного заведения. Качество
последнего зависит от многих факторов: добротности использованных
строительных и отделочных материалов, площади учебного
помещение и микроклимата, освещенности, оснащение класса
(мебельной, учебной технической принадлежности и др.).
Введение в учебный процесс такого технического средства обучения как
персональный компьютер (ПК) требует комплексной гигиеничной и
психолого-педагогической оценки в аспекте возможного отрицательного
влияния на здоровье учеников во время их работы в кабинетах
компьютерной техники.
Результаты собственных исследований, а также сообщение других
авторов свидетельствуют о том, что в кабинетах компьютерной техники
(ККТ) при наличии десяти (а иногда и большее) работающих персональных
компьютеров в продолжение дня значительно повышается температура
воздух и шум, снижается влажность и ухудшается ионный
слог воздуха, возникают статическ электрические и электромагнитные
поля и др. Состояние микроклимата этих помещений также зависит
от расположения окон и размещения ККТ в здания школы,
удельной площади на 1 рабочее место за ПК.
Большинство научных исследований, проведенных предшествующими
годами, касалась изучение влияния условий и учебных занятий
с использованием персональных компьютеров на трудоспособность и
здоровье учеников старших и средних классов. Ученые
приходили к выводу, что степень утомления учеников на уроках с использованием
ПК высшая, сравнительно с обычными. Работа на ПК отличается
от других видов деятельности значительными функциональными изменениями
нервно-эмоционального статуса, требует напряженной работы
зрительного анализатора, супроводиться вынужденной рабочей
позой. Это связан с тем, что пользователю компьютером
приходится читать информацию на экране видеомонитора
(рассматривать буквы, цифры, рисунки и др.) и одновременно на клавиатуре,
то есть дужечасто происходит переведение взгляда из экрана на клавиатуру,
в результате чего возникает частая переадаптация зрения. Статическая
сидячая вне при этом вызовет напряжение плечевого пояса
и потому неправильно подобранные (не соответственно росту ученика)
мебель и неправильно выбранный режим (продолжительность) работы
могут привести к нарушению осанки, а долгодействующее
напряжение зрения может вызвать необратные патологические изменения.
Влияние неудовлетворительных условий и режимов работы на персональных
компьютерах на здоровье пользователь не ограничивается возникновением
патологии костно-мышечной системы и зрения. Отрицательное влияние
может проявиться и в синдромах астенопии, выраженного нервного
стрессу и дерматитах. И хотя эти отрицательные влияния
впервые выявленные в операторов-профессионалов, более поздний — в
старшеклассников, нельзя не учитывать возможность их появления
и у младших учеников за неправильной организации условий и
режимов обучения на персональных компьютерах.
Несмотря на то, что лабильность функциональных систем
возрастающего организма оказывает содействие быстрой его адаптации к
разнообразных непостоянных факторов следует помнить, что организм
детей дошкольного и младшего школьного века, который еще
интенсивно развевается и формируется, не совсем способный
адекватно реагировать на сильные продолжительные влияния. И последние могут
вызвать сначала функциональные разлады, а за той —
и патологические изменения (болезнь).
Особое внимание следует свернуть на характерные морфофункціональні
особенности учеников 6—10-годового века, в которых интенсивно продолжает
рости и развиваться скелет, органы зрения (постоянная рефракция
формируется до 11 лет) и центральная нервная система,
то есть те органы и системы, на которые приходится наибольшая погрузка
во время работы на ПК.
Учитывая вышеупомянутое, понятная необходимость
всестороннего изучения функциональных изменений реакций организма
и здоровье младших школьников под
влиянием обучения на персональных компьютерах с целью
гигиеничного нормирования режимов беспрерывной работы
детей на ПК и условий обучения и качества персональных компьютеров.
Такие комплексные исследования на протяжении последнего десятилетия
проводились в Украинском научном гигиеничном центре
Министерства здравоохранения с привлечением научных работников
гигиеничного и педиатрического профиля, а также педагогов и инженерно-
технических работников. В результате лонгітодинальннх исследований
были обоснованные основные гигиеничные принципы безопасного для здоровья
применение компьютерной техники во время обучение школьников:
— гигиеничная целесообразность размещения и создание соответствующих оптимальных условий в помещениях кабинетов компьютерной техники (ККТ) во время их организации и эксплуатаци;
— оснащение ККТ специальной мебелью, предназначенными для компьютерной техники соответственно вековым особенностям пользователей — эти требования очень суровые;
— гигиеничное нормирование всех факторов, которые возникают при работе компьютерной техники и могут изменять внутреннюю учебную среду;
— обязательная гигиеничная сертификация компьютерной техники. предназначенной для обучение детей;
— нормирование продолжительности беспрерывной работы учеников на персональных компьютерах в зависимости от века и исходного состояния здоровья детей;
— психо-гігієнічна экспертиза учебных компьютерных программ (программных продуктов);
— воспитание детей и подростков в направления усвоения гигиеничной культуры пользование компьютерной техникой и другими техническими средствами обучение.
Следует отметить, что все гигиеничные требования и нормативы (стандарты) к организации обучения учеников среднего и старшего школьного века с применением компьютерной техники, аналогичные и для младших школьников, кроме нормативов беспрерывной работы с экраном видеомонитора ПК и особого внимания и суровых требований к мебельному обеспечению ККТ соответственно росту детей этого века.
ККТ
могут находиться на всех этажах здания, кроме подвальных помещений, иметь
организованный воздухообмен и естественное освещение с обязательной ориентацией
окон на север или северо-восток. Площадь ККТ на одно рабочее место должна быть
не меньшей
Стены, потолок и пол и оснащение (мебель, шторы, шкафа и др.) должны иметь светлые покрытия с матовой фактурой. Нельзя разукрашивать помещения ККТ дерево-стружковими плитами, пленочными и рулонными синтетическими материалами, синтетическим ковровым покрытием, обоями, которые моются, пластовым бумажным пластиком и другими полимерными материалами, которые могут выделять вредные химические вещества и оказывать содействие повышению статического электрического поля. Искусственное освещение ККТ должно осуществляться системой общего освещения люминесцентными светильниками белого (ЛВ) ли теплого белого света (ЛТБ), обрамленных специальной розсіювальною арматурой.
Температуру воздуха в ККТ необходимо выдерживать в границах 19-21ºС за относительной вологості 62-55%. Несоблюдение этих требований к микроклимату может привести к изменению уровня ионизации воздуха и соотношение легких и трудному аероіонів в помещениях.
Высшее уже упоминалось о суровом соблюдении требований к мебели, предназначенных для оснащения ККТ, где будут учиться дети младшего школьного века. И это обгрунтовано тем, что организм ребенка этого века и, в особенности учеников 6-годового века, еще недостаточно окрепший: позвоночник, а также хрящи, которые соединяют позвонки, еще эластичные, связи и мышцы недостаточно крепкие. Неокрепший позвоночник во время неправильного сидения на стуле за столом принимает нефизиологические изгибы, в результате чего формируется неправильная осанка и искривление позвоночника. Постоянное наклонение председателя вперед, сведение плеч заведомо приводит к сутулости, округление спины. Стойкая сутулость в свою очередь вызовет другие отрицательные изменения в организме: грудная клетка становится плоской, уменьшается ее объем, поднимается нормальное развитие органов грудной пустоты, появляется недостаточная амплитуда дыхательных движений, затруднюється дыхание. Ребенок, вдыхая меньше свежего воздуха, получает недостаточное количество кислорода, который приводит к нарушению обмена веществ, это отбивается на правильном функционировании всех органов и тканей. У ребенка развивается малокровие, снижается аппетит, она становится вялой, более скорое утомляется.
Кроме всего вышеупомянутого, в компьютерных классах за несоответствия высоты стула, стола и подставки для видеомонитора роста школьника поднимаются:
отстань
от экрана к глазам ученика (должна быть 50-
угол рассматривания изображение информации на экране (должен быть не меньшее 45º).
А это, в свою очередь, приводит к напряжению иd переутомления глаз и, в конце концов, к развитию патологии зрения.
Многолетние собственные наблюдения и сообщение других авторов дают основание рекомендовать осуществлять оснащение ККТ наставительно-инструментальными компьютерными классами-комплексами (соединенными в локальную сеть), в состав которых входят специально сконструированные одноместные столы, подставки для видеомонитора и стулья, которые удобно и быстро регулируются за высотой и наклоном. В Украине такие комплексы вырабатывают КНПО "Електронмаш" и АО "Поток". За невозможност приобретения таких комплексов можно использовать для установления персональных компьютеров обычные ученические столы и стулья, которые предназначенные для ростових групп младшего школьного века №1 — №3, но в этом случае должны быть подставки для ног.
Рабочие места ПК следует размещать по периметру кабинета вдоль стен. Такое размещение с гигиеничной точки зрения наиболее оптимальное, так как выключает возможность близкого нахождения учеников (как работающих за ПК, так и тех, что не работают) возле задних и боковых поверхностей видеомониторов, которые излучают электромагнитные волны. При этом для обеспечения предельных уровней освещенности работа учеников непосредственно с экраном ПК должна осуществляться при зашторенных окнах и искусственном освещении.
Что касается собственное компьютерной техники (ПК, видеомонитор, клавиатура, принтер), то довольно широкий и разнообразный спектр факторов, которые возникают при ее работе, должен отвечать требованиям Государственных санитарных правил и норм "Устройство и оснащение кабинетов компьютерной техники в учебных заведениях и режим работы учеников на персональных компьютерах" (ДСанПіН 5.5.6.009-98).
При приобретении компьютерной техники необходимо обратить внимание руководителей учебно-воспитательных учреждений на наличие разрешения ("Гигиеничного вывода") МОЗ Украины на использование таких средств информатизации для обучение детей.
Динамическое на протяжении четверых лет комплексное изучение влияния работы по ПК на учеников начальных классов дало возможность установить, что функциональное состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, общее и умственное утомление детей во время работы на компьютере в оптимальных гигиеничных условиях и за надлежащего качества компьютерной техники зависят от продолжительности беспрерывной работы ученика на ПК, века ребенка и состояния здоровье. На основании изучения реакций организма учеников, их трудоспособности и здоровья предложенные такие нормы продолжительности беспрерывной работы младших школьников на компьютере:
для детей 6-годового века — 10-12 мин;
7—8-годовых — 15 мин и для 9—10-годовых — до 20 мин, не большее 4-х раз на неделю. Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Ученики, которые составляют группу риска по зрению и те, что имеют хронические заболевания, должны работать не большее 10 мин в день, не частіше 2-х раз на неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.
Подытоживая, следует акцентировать внимание педагогов, которые осуществляют информатизацию начального образования, на приоритетности гигиеничной целесообразности привлечения младших школьников и дошкольников к обучению иd внешкольной работы на компьютерах над педагогической и социальной. Только руководствуясь этим принципом и создавая оптимальные условия и режимы для обучение детей на ПК, организаторы информатизации образования реально смогут уменьшить риск возникновения или обострение тех или других заболеваний у детей за время их обучения и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – Мысль. – М. – 1991.
2. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004.
3. Академия наук СССР. Институт психологии. Психология личности и образ жизни. Москва. «Наука». – 1987.
4. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
5. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. - М. - 1984.
6. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. – Минск. – 1988.
7. Немов Р. С. Психология. Москва. «Владос». – 1999.
8. Парыгин В. Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности // Психология личности и образ жизни. – 2001.
9. Патоки Ф. Социально-психологические вопросы смены поколений // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.- 1988. - С. 11.
10. Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990. – 287 с.
11. Полька Н. Гігієнічні вимоги до роботи на компьютері. Початкова школа. № 6. – 2000.
12. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.
13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М. – 1986.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. - 1946. - С. 684.
15. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.- 1986. –
С. - 344—345.
16. Стиль жизни личности. - Киев. - 1982.
17. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. – М. 1978.
18. Фресс А., Пиаже Ж. Экспериментальная психология., М. – 1986.
19. Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и человек. Свет. - № 8. – 2000.
20. Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и жизнь. - № 11. – 1998.
ВВЕДЕНИЕ Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее вре
Становление и развитие самосознания личности
Основные общепсихологические свойства деятельности
Особенности функциональных и дисфункциональных семей
Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения
Анализ внутренней среды организации
Концепции качества жизни в современном обществе
Соотношение индивидуальных и возрастных кризисов у взрослого человека
Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте
Управление стрессом. аутогенный менеджмент
Психология нации
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.