курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Романов В.Я.
1. В ответ входят представления о феноменологии, фактологическом слое и содержательном аспекте наблюдаемых явлений и что с этим явлением делается. Желательно попытаться сузить тему до собственной специализации и избегать определений.
Говоря о внимании мы фактически имеем дела с двумя аспектами нашей психической жизни:
1. Аспект избирательности, выбора нашей деятельности, объекта сознания, переживания, т.е. селекция.
2. Если выбор произошел, то в силу задачи, цели деятельности необходимо удержание объекта, сопротивление отвлекаемости появляющегося нового. Для этого необходимо совершать напряженную внутреннюю работу по сосредоточению, удержанию объекта в фокусе сознания или деятельности. Это аспект усилия, интенсивности, затраты психической энергии на удержание выбранного объекта.
За обширной феноменологией и фактологией внимания всегда скрываются эти два аспекта любой психической деятельности, любого состояния: выбор и поддержание этого выбора. Говоря о внимании мы всегда имеем дело с феноменологией того, что происходит в сознании, потому что внимание это фундаментальное свойство сознания. Ни одно из содержаний сознания без описаний его в терминах сознания невозможно. С другой стороны это феномен не только сознания, но и определенного проявления поведения и деятельности, поэтому здесь можно говорить о проявлениях, эффектах внимания в деятельности, поведении и т.д. Таким образом есть феномены -- то что мы можем непосредственно переживать и дать об этом отчет, и есть проявления, о которых мы не можем говорить в рамках самонаблюдения и необходимо смотреть какие проявления, эффекты оказывает внимание помимо сознания на все другие формы содержания психики или психического.
Здесь встает вопрос о существовании критериев внимания, связанный с существующим до сих пор нерешенным вопросом о природе и механизмах внимания. В настоящее время существуют две противоречивые точки зрения на этот вопрос:
1. Внимание как самостоятельный процесс имеет свой специфический продукт и свои конкретные механизмы, и следовательно это особый специфический процесс.
2. Внимание как сторона другого процесса не имеет своего специфического продукта, так как в каждом конкретном случае мы говорим о внимании перцептивном, мыслительном, моторном, исполнительном и т.д. Можно сказать, что внимание это особое свойство сознания, восприятия, исполнительной деятельности, мышления. Это свойство не всегда есть, потому что есть восприятие, движение без внимания. И мы имеем дело с вниманием в силу механизмов данного процесса (восприятия, мышления и т.д.).
Так как этот вопрос о природе внимания не решен до сих пор, а феноменология и проявление внимания есть, то в силу этого нам необходимо иметь критерии или признаки на основании которых мы можем отнести данное событие или процесс к кругу совокупности процессов называемых вниманием. Необходимость критериев возникла из потребности определить вне зависимости от занимаемой точки зрения на природу внимания [1] и в силу того что внимание существует как феномен и как эффект, без которых продуктивная деятельность не может осуществляться, относится ли данное явление к категории внимания.
Сказанное выше является общей структурой ответа на вопрос. Здесь же можно указать на некоторые тонкости, на которых вы можете поиграть:
Возвращаясь к явлениям внимания можно говорить как раз о том, что не является вниманием, про невнимание, рассеянность, то есть тогда, когда нет внимания для того чтобы прочертить границу рассматриваемого круга явлений. Существуют три типа рассеянности, невнимательного поведения:
а. -- профессорская рассеянность (Гулливер в Лапуту). Существует сильная концентрация внимания на мыслительной деятельности, внутренних процессах и абсолютное отсутствие внимание на внешнем, в перцептивной сфере. Феномены пустого взора, невключенности и т.д.
б. -- Ученическая рассеянность. Явление быстрого переключения внимания с одного на другое, без концентрации на анализе. Противоположно первому виду, отсутствие концентрации на внутренней деятельности при преобладании концентрации на перцептивной сферы. Этот вид подчиняется всем законам перцептивного непроизвольного внимания.
в -- Самая типичный и общий вид рассеянности, то есть когда нет внимания. (В первом случае есть внимание мыслительное, во втором -- внимание на перцептивные признаки). Ситуации утомления просоночного состояния наркотического и определенной стадии алкогольного опьянения, изменение и сужение сознания, прострации и т.д. Об этом писал Джемс в начале главы о внимании о том, что некоторые люди испытывают это состояние по нескольку раз в день, когда мысли не сосредоточены ни на чем и вдруг появляется некоторый импульс энергии и "колеса жизни запускаются вновь". Это усталость или болезненное состояние, которое погружает вас в подпороговое состояние нормального бодрствования, как бы на границу со сном.
Теперь говоря об эффектах и явлениях, можно хорошо их проиллюстрировать на критериях, признаках внимания:
1. Первый феноменальный (или субъективный) признак. То что можно уловить из самонаблюдения и непосредственно связано с нашим сознанием. Он исходит из структурной метафоры сознания Вундта: разделение сознания на две отграничных области: область наличных содержаний сознания в которой содержания приобретают ясность, отчетливость. То есть если мы переживали яркость и отчетливость образа, представления, то это содержание попадало в фокус внимания. Это критерий ясности и отчетливости.
2. Второй феноменальный критерий -- ощущение смены содержаний сознания связанного со сменой фокуса сознания с одного на другое. Этот момент перехода с одного содержания на другое субъективно отражает, что у нас сменился фокус внимания.
Эти феноменальные критерии хороши для обозначения полной картины переживаний, особенностей при внимании. Однако, он необходим, но недостаточен в случае неадекватности данных самонаблюдения при патологии, детей на довербальной стадии, животных, то есть там где нельзя получить данные об описании внутреннего опыта. И наконец в силу идеологии интроспекции этот критерий страдает особенностью существования момента рефлексии. В момент внимательной деятельности происходит переключения внимание на само внимание, а не на исполняемую деятельность. То есть происходит смещение фокуса внимания на оценочную деятельность, а то, что было до этого в фокусе внимания исчезло. Поэтому этот метод не вполне достоверен в силу вот такого раздвоения сознания. В особенности речь идет о практических запросах например, об оценке внимательности оператора при исполнительной деятельности. Поэтому возникает необходимость дополнительных критериев.
3. Продуктивный (объективный) критерий, в котором нет необходимости обращаться к данным самонаблюдения, а используются продукты деятельности -- успешность деятельности, ошибочность, быстрота. Этот критерий исходит из житейского представления о повышенной эффективности внимательной деятельности по сравнению с деятельностью без внимания. На этом критерии построены практически все диагностические тесты на внимание. Однако, дефект этого критерия как единственного в том, что не всегда хороший результат деятельности говорит о фокусе внимания. Возможна ситуация когда два человека при одинаково хороших результатах деятельности затрачивают разные усилия и сосредоточения, то есть в одном случае речь идет об автоматическом исполнении (внимание направлено здесь на что-то другое). Поэтому необходимы другие критерии.
4. Мнемический критерий. Из закономерностей непроизвольной памяти мы знаем, что то, на что было направлено внимание запоминается и как правило надолго, а что ускользнуло от внимания -- не зафиксировалось и в памяти. Этот критерий можно отнести и к продуктивному и к субъективному. И поэтому бывают ситуации когда фиксация в памяти была, а внимание направлено не было.
5. Наиболее распространенным критерием в исследованиях животных, детей, больных, которые не могут дать внятный речевой отчет, а вопрос о диагностике внимания стоит, является объективные проявления внимания, то есть все внешние выражения, сопутствующие проявления внимания в моторике, установках позы тела, в жестах, мимике. Здесь есть два класса явлений:
а.- Приспособительные движения, которые необходимы для улучшения восприятия, настраивания на мыслительную деятельность. Особенно эти приспособления проявляются в актах непроизвольного внимания: изумленное лицо и т.д.
б.- Скрытые от внешнего наблюдения, но регистрируемые индикаторы, то есть изменения дыхания, кровеносной системы, микродвижения глаз, зрачка, температуры тела и т.д. Они не несут приспособительной функции как первые, но являются хорошими указателями наличия или отсутствия внимания. Однако и этот критерий не может быть единственным, ибо как указывали Вундт и Гельмгольц -- надо уметь различать ось внимания, или психическую ось от физиологической оси (направление взора) в особенности у женщин (шутка!), то есть установочные движения говорят одно, а внимание совсем в другом месте. Эта ошибка переоценки значимости объективного критерия встречается во многих работах и исследователи не всегда понимают, что можно научиться управлять психическим расходом энергии на разные вещи. Это же касается исследований эмоциональных индикаторов состояний и т.д.
6. Самый сильный критерий по линии наличия или отсутствия внимания это селективный, то есть когда есть выбор. Всякий раз (в моторном, мыслительном) когда было внимание происходил акт селекции, выбора действия, объекта памяти и т.д. Поэтому многие теории основывались на изучении селективного внимания (selective attention -- тавтология, так как раз есть внимание, то есть и селекция). То есть если селекция произошла, то произошел и акт внимания.
Необходимо дать перечень этих свойств, показать что это такое и привести пример либо экспериментального исследования, либо пример того как работает это свойство.
Ответ желательно начать с определения того с чем мы имеем дело -- с вниманием или невниманием с помощью критериев. Если это внимание, то тогда уже можно говорить о том какого вида это внимание и какими свойствами обладает внимательное переживание. В обыденное речи можно найти описание свойств внимания более десятка. У Тичнера вводится понятие 'волны внимания', с помощью которого определяются три главных свойства внимания. Когда есть внимание можно говорить о
1. - степени, силовой характеристике внимания (высота волны внимания). На что-то можно потратить очень много сил, то есть все внимание погружено в определенном объекте, например перцептивное внимание, состояние бдительности. А иногда можно говорить о малой степени сосредоточенности. То есть речь идет о степени концентрации, сосредоточенности. Здесь возникает проблема измерения этой силы внимания. Титчнер писал, что много было произведено измерений силы внимания, но во многих случаях было спутано сила внимания и степень произвольного усилия, ситуации напряжения в связи с борьбой с отвлечением на что-то более интересное (когда надо что-то делать неинтересное). Это главная черта произвольного внимания и во многих исследованиях все внимание рассматривалось как вторичное. То есть нельзя путать субъективное переживание усилия, напряжение (степень напряженности) со степенью внимания на чем-то (другие ощущения времени, чувства подъема, радости). В этом ошибочном случае меряется совокупность кинестетических ощущений (мышечных напряжений) и тогда можно мерить порог кинестетических ощущений. У кого порог выше, у того хуже внимание, у кого ниже, значит чувствительность лучше. Это ложный ход. Высшие степени внимания не заключают в себе никакой напряженности. Сейчас наиболее типичной процедурой измерения силы, степени внимания является методика двойной задачи: есть основная деятельность и отвлекающая деятельность. И чем сильнее я сосредоточен на основной задаче, тем сильнее должна быть отвлекающая задача. Сложность отвлекающей задачи в эксперименте возрастает. В какой-то момент происходит переключение 'срыв' на отвлекающую задачу. В зависимости от уровня срыва можно говорить о степени сосредоточенности. На этом построена теория Канемана (теория психического усилия).
2.- Пространственное свойство связанное с ограничением объема содержаний внимания. То есть речь идет об объеме, который ограничен. Это объемная характеристика. Иногда говорят о поле, площади настройки внимания. То есть внимание имеет некоторый объем, площадь который при наличии внимания может успешно перерабатываться. Здесь стоит проблема ограничения этого объема, количества перерабатываемых единиц. В современной психологии то что называют объемом кратковременной памяти это тоже самое, что Вундт называл объемом внимания. То что он называл объемом сознания, Сперлинг называл объемом восприятия. Методика Сперлинга позволила различить объем восприятия и объем собственно кратковременной памяти и внимания. Методика состояла в полном и частичном отчете; в полном отчете фиксируется объем внимания или КП, в частичном отчете мы изучаем объем сознания по Вундту или объем восприятия, который гораздо больше.
3. Временное свойство рассматривающее устойчивость-неустойчивость, колебания внимания, сдвиги, кванты внимания. То есть как бы существование внимания во времени. Рассмотрение этого свойства происходит в условиях монотонии, где нет признаков, которые могли бы стимулировать извне. Внимание начинает колебаться когда мы погружены в какую-нибудь однородную среду деятельности. Внешних изменений нет а все изменения, которые происходят вызваны колебаниями внимания субъекта. Здесь возможны колебания перцептивных организаций (фигура-фон) и т.д. Джемс писал, что главным фактором определяющим условия устойчивого внимания в ситуации когда объекты сами по себе уже не несут никаких признаков изменения, является активная работа субъекта с этим материалом, то есть организация неизменного материала, новых задач, поиск нового в материале. Гельмгольц приводил пример ситуации бинокулярного соревнования в стереоскопе при рассматривании разных изображений. В начале что-то задерживается в фокусе, а потом начинает непроизвольно колебаться в индивидуальном психическом ритме. Зафокусировать свое внимание на одном объекте и тем сделать его устойчивым можно если начать работу с этим объектом, если поставить задачу в отношении этого объекта (например считать вертикальные а не горизонтальные полоски этого объекта) и тогда только он и будет восприниматься. То есть открывать все новые и новые стороны в этом объекте, инициировать свою активность по отношению к этому объекту.
4. Фундаментальным и наиболее изучаемым свойством внимания не представленным у Тичнера, является распределение внимания, то есть успешное выполнение нескольких дел является показателем распределения внимания. Здесь стоит вопрос о том, существует ли это распределение на самом деле: существует точка зрения о том что субъективное ощущения распределения внимания не означает наличие нескольких фокусов внимания, а скорее либо быстрое переключение с одного на другое, либо специальная организация внутренней работы внимания, его иерархизация, где внимания направляется на главное действие, а остальные осуществляются на уровне контроля. Но факт остается фактом (Юлий Цезарь или циркачка, которое писала одновременно шесть разных слов на разных языках).
* Здесь необходимо знать основания классификаций для видов внимания.
1. В силу отсутствия продукта, можно говорить по основному процессу, который мы изучаем -- перцептивное, сенсорное, моторное, мыслительное внимание, то есть по содержанию деятельности и материала с которым мы работаем.
2. Произвольное -- Непроизвольное. Три разных позиции:
а.- Тичнер: произвольное определяется по наличию субъективного чувства усилия, напряжения возникающее из борьбы с отвлечением. И на этом основании Тичнером выделяются три вида внимания: -- Первичное, непроизвольное. Для родившегося ребенка главное -- функционирование непроизвольного внимания. Он не испытывает никаких усилий. Раздражители сами входят в его сознание и отражаются в его поведении. Новизна, интенсивность стимулов без всякого усилия вызывают распределение психической энергии на их переработку.
-- Вторичное, произвольное. Соответствует началу периода учебы, когда приходится что-то делать, что заставляют и что делать неинтересно, но надо. И происходит борьба, связанная с произвольными усилиями сосредоточения на не интересном.
-- Первичное, производное. По мере развития начинает исчезать чувство усилия и то что было делать неинтересно становится интересным. Как только чувство усилия исчезло при начальном произвольном акте, он становится производным. Произвольное, которое осуществляется по форме как непроизвольное. Добрынин называл эту форму послепроизвольным вниманием. Тичнер Внимание
Развитие внимания -- Ранняя и поздняя формы внимания, отражающие периоды нашего духовного роста может быть представлена как пассивная (непроизвольная) и активная (произвольная), отличающиеся только по своей сложности. К впечатлениям, которые привлекают наше внимание помимо нашей воли (берут наше сознание штурмом), могут быть отнесены интенсивные раздражители, стимулы особого качества (горький вкус, желтый цвет), многократное повторение одного и того же раздражителя (который вначале был незаметным), внезапные раздражители и внезапные перемены в раздражителях (движение, изменение, появление), то есть все новое (то, что в сознании еще не имеет ассоциативных связей м стоит изолированно), также обращают на себя внимания впечатления противоположные всему новому (погружение сознания в предмет исследования -- коллекционирование, изобретательство, все то, что находится в тесной связи с известными содержаниями сознания) [2] . Внимание, которое подчиняется действию этих стимулов можно назвать пассивным или (чтобы не впадать в антонимические контаминации с активным ) первичным и представляет собой самую раннюю стадию развития внимания. С биологической точки зрения возбудители должны согласоваться с теми представлениями и содержаниями, которое имеется у данного организма и имеющее для него биологическое значение.
Вторичное внимание это внимание к таким вещам, которые хотят как бы ускользнуть от него и в этом смысле оно активно (ср. удар грома и геометрическая задача). Центр сознания удерживается на определенном представлении, несмотря на противодействие других представлений. Оно является результатом сложности нервного организма. Конкурирующие представления в мозгу (пожар в доме и подготовка к экзамену) ставят проблему выбора. пока будет существовать хоть какой-то след этого конфликта, внимание будет вторичным или активным.
Третичное внимание это победа над конкурирующими представлениями, это результат превращения вторичного в первичное при котором и удар грома и геометрическая задача имеет такую же власть в сознании. Возможен и другой ход из вторичного в первичное связанный с образованием привычки (работать или развлекаться) как результат частого повторения конфликта двух представлений. Все эти стадии обнаруживают различия в сложности, но не в характере самого переживания. Общим отличием первичного и вторичного внимания является не число или сложность переживаний, а в графическом представлении для первичного -- как ряд параллельных линий каждая из которых представляет собой некоторый духовный процесс, а для вторичного -- ряд коротких и в разные стороны направленных отрезков, прерывающихся при появлении конкурентных представлений.
-- Для Джеймса промежуточные степени внимания между состоянием полного рассеяния внимания и максимального сосредоточения, поглощение чем то могут быть исследованы экспериментальна. Виды внимания у Джеймса разделялись на
а. Чувственное (относящееся к восприятиям) и Интеллектуальное (относящееся к представлениям)
б. - Непосредственное (когда объект внимания интересен сам по себе без отношения к чему-то постороннему, непосредственное внимание может быть апперцептивным когда воспринимаемый объект не будучи сам по себе сильным или инстинктивно привлекательным связан с такими впечатлениями, прошлой жизнью и воспитанием. Такие предметы могут быть названы мотивами внимания)) и Опосредственное (когда объект внимания лишен ассоциирован с непосредственным вниманием (апперцептивное внимание)
в.- Непроизвольное (не сопряженное ни с каким усилием, пассивное, рефлекторное) и Произвольное (активное и всегда апперцептивное. Характеризуется усилиями требуемыми для его поддержания).
Произвольное внимание в случае погружения в мысль течет не по тождественным в психическом смысле последовательном ряде объектов, а только на логически связанных между собой. Объект внимания должен изменятся, ибо никто не может сосредоточиться на неизменном объекте. Он просто ускользнет из сознания. Здесь возникает вопрос о гении и внимании, т.е. способности долгое время сосредотачиваться на одном и том же объекте, постоянно открывая в нем новые стороны, делая все новые и новые выводы
2. В основу классификации Добрынина положено не чувство усилия, как у Тичнера, а показатель активности субъекта. Разные виды непроизвольного внимания это те, в которые человек не вкладывает никакой активности, он целиком подчиняется тем закономерностям раздражителей, которые идут извне. А как только он начинает принимать задачу быть внимательным, возникает акт субъекта, произвольное, активное внимание. Высшие формы произвольного внимания связаны с активностью личности, когда задача диктуется не только целью, но и определенным уровнем мотивации. И это разные виды произвольного внимания связанные с ведущей мотивацией (учебной и т.д.).
3. Современная классификация: все относится к непроизвольному, если не стоит цели быть внимательным, а произвольное это всегда, когда стоит цель. Здесь вид внимания определяет наличие или отсутствие цели быть внимательным. (Пример из Выготского 'развитие внимания' -- натуральное и опосредственное внимание.
4. Опосредственное -- Неопосредственное внимание.
Внимание, за которым не стоит никакого средства происходит как бы само собой. Все непроизвольное внимание является непосредственным, так как не надо никакого дополнительного средства, чтобы быть внимательным. Все произвольное внимание основано на необходимости существования внутреннего или внешнего средства для перемещения объекта в фокус внимания.
* Логика изложения по направлениям психологических школ.
1. Внимание и психология сознания.
Так внимание являлось фундаментальным свойством сознания -- центрального предмета в этой школе, то вниманию было посвящено множество исследований.[3]
В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных с ним три метафоры внимания:
1. Структурная метафора сознания Вундта:
Вундт "Сознание и внимание".
Используя в качестве простейшего психологического прибора метроном, Вундт пришел к нескольким выводам о природе сознания:
-- ритмическая группировка ударов в восходящий и нисходящий ряд (2/8) обусловлена ритмичностью самой природы сознания связанной с ритмичностью психофизической организации организма (сердце, дыхание, ходьба)
-- при сравнении двух ритмических рядов или двух фигур можно ввести меру объема сознания позволяющего удерживать в представлении оба сравниваемых объекта как целое (при оптимальной вариации темпа).
__ при более сложной ритмической группировке (4/4) объем сознания может варьировать.
-- отношения между воспринимаемым ударом и ударом предшествовавшим ранее, а также различия между предшествовавшими ударами с ударами объединенными в одно целое качественно отличны от отношений интенсивности (различий в ударения) и обозначаются как ясность (собственное свойство впечатления) и отчетливость (отграничение его от других впечатлений). Некоторое длительное время прошедшее со времени какого-нибудь удара позволяет говорить о пороге сознания и вводить временную ось в терминах потемнения-прояснения содержаний сознания. Другими словами речь идет о фиксационное точке и внутреннем зрительном поле. Первое представляет из себя идеальное сосредоточение центральной области, а второе к достаточно отчетливому и ясному восприятию впечатлений вокруг фиксационной точки.
-- Вниманием называется процесс происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.
Опыты по изучению объема внимания проводились на зрительном материале, допускающим при некоторой тренировке разделение точки фиксации и точки внимания (несовпадение отчетливого физиологического и психологического видения) Потребности количественного описания объема сознания побудили создать новую экспериментальную процедуру основанную на тахископическом (по принципу работы) предъявлении букв находящихся вокруг постоянно фиксируемой точки. У неопытных наблюдателей этот объем составлял 3-4- единицы, у опытных возрастал до 6 и дальше не поднимался, что позволило говорить о постоянной величине внимания для человеческого сознания. Дальнейшее развитие экспериментальных процедур пошло по противоположной линии -- восприятие изолированных звуковых ощущений и зрительных, связанных в единое целое. Таким образом группировка букв в слова на известном языке позволяет поднять объем внимания до 20 элементов (букв) в то время как восприятие иностранного слова остается на уровне 6 элементов. Этот факт объясняется не схватыванием целого слова, а психическим сцеплением ограниченного числа элементов с другими, находящимися в более отдаленных полях. (В качестве иллюстрации приводится пропуск ошибок при беглом чтении, что было бы невозможно, если бы воспринималось целое). В слуховом эксперименте с метрономом изолирование ударов достигалось за счет уменьшение темпа и специальной тренировке, приводящей к неритмическому восприятию и оказалось что успешное сравнивание рядов (граница объема внимания) происходит на уровне 6 единиц. Так как эта величина независима от модальности (последовательное или одновременное) то она означает психическую постоянную.
В осязательной модальности это иллюстрируется шрифтом Брайля, который состоит из различных комбинаций 6 точек, ибо восприятие большего числа уже невозможно.
|Эти работы проливают свет не только на количественную сторону описаний сознания, но и на терминологические разделения на перцепцию (фактическое вхождение содержания в сознание) и апперцепцию (сосредоточение на нем внимания). Объем апперцепции уже и постоянное (в сознании находится только апперцептируемое и тесно связанное с ним представление), объем перцепции же шире и изменчивей. Восприятие субъективной ритмической группировке связано с фактом колебания самого внимания. Аперцепция при восприятии сложных слов или предложений является связующим в целое, мгновенным актом объединению перцептирующихся частей. Процессы апперцепции и перцепции образуют целое нашей душевной жизни.
Сознание, представляемое как поле переживаний, содержаний, представляет некоторую структуру -- имеется некоторая граница за пределами которой мы ничего не переживаем (это неосознаваемые процессы), затем возникает поле перцепции, восприятия, expirience, переживания, зона сознания. А в зоне сознаваемых содержаний есть область апперцепции, то есть содержания сознания становятся ясными и отчетливыми, и наконец имеется наиболее высшая степень ясности и отчетливости -- это фиксационная точка сознания, фокус. То есть сознание представляет из себя некоторое неоднородное поле, структуру, направленную по возрастающему градиенту вектора ясности и отчетливости представления, содержания к центру. Можно ввести вторую метафору для внимания: прожектор, который высвечивает эту область ясных представлений. Он обладает определенной интенсивностью (сила света), фокусом (зона луча), временными колебаниями (загорается или гаснет).
2. "Внимание определяется как состояние сознание, степень сознательности которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности. С вниманием связано состояние интереса (аффективное переживание), а также определенный комплекс кожных и кинестетических ощущений, которые можно представить как эмпирическую реальность для разговорного термина внимание. При внезапном возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех его содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии. В этом смысле внимание становится тождественно сенсорной ясности. Распределение содержаний на ясные или темные является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса (присутствие в сознании чувств или кинестетических ощущений не является обязательным. Однако, ясность представления зависит скорее от собственной концентрации сознания на чем-то и возможности его произвольного переключения, чем от характера самого представления
Тичнер рассматривал сознание на двух уровнях: ясного и темного (фокуса и границы сознания). По данным самонаблюдения можно заметить, что переход с верхнего на нижний уровень (и обратно) осуществляется сразу, одним прыжком [4] .В структурной метафоре Вундта нет динамики сознания, хотя он и говорил о ритмике сознания. Тичнер в своей метафоре объединил структуру и динамику сознания. (Графическое представление концентрической модели Вундта как сглаженного конуса и сечение в вертикально плоскости, проходящей через его вершину, фокус). Эта картина носит название волны сознания и отражает динамику (накатывает и откатывает) -- в сознании всегда есть ритмика смены содержаний находящихся в фокусе и в этом отношении волна имеет временную характеристику соотносимую с устойчивым и неустойчивым вниманием, называемую Тичнером длиной волны (обозначающей как долго мы можем удерживать внимание на объекте) [5] . Общая площадь под кривой позволяет говорить об объеме сознания, высота пика от горизонтали позволяет говорить об интенсивности, силе внимания. Процессы происходящие на гребне волны интенсивнее и ярче процессов происходящих на нижнем уровне сознания и очевидно, что существуют различные степени ясности представлений, находящихся на самом гребне. В том месте кривой, где производная имеет непостоянное значение можно говорить об объеме внимания (площадь этой области). Однако, говоря о Тичнере необходимо сказать, что структуралисткую теорию сознания он довел до предела: [6] _ он свел внимание к сенсорной ясности (sensory clearness), то есть ясности ощущения, что является еще одним атрибутом ощущений, которые изучал Вундт (субъективные элементы сознания, аффекты раскладывались у Вундта по трем измерения; объективные элементы, ощущения -- обладали четырьмя атрибутами: качествами, интенсивностью, пространственной и временной характеристиками). В процессах первичного внимания сильный, внезапный, новый стимул [7] вызывал изменения в распределении сенсорных процессов в сознаиии сопровождавшихся аффективными и кинестетическими ощущениями (вызванных внутренними органическими изменениями и перераспределением мышечного напряжения). Вторичное внимание развивается из конфликта первичных вниманий -- (ясные представления или несовместимые моторные положения). При развитии нервной системы образ стал вытеснять ощущение и роль аффективных и кинестетических факторов ослабела. Важными понятиями у Тичнера являлись также акккомодация и инерция внимания (экспериментальные работы с метрономом и колокольчиком -- переоценка в случае фокуса внимания на местонахождении стрелки и недооценка при фокусе на колокольчике.
В аналитической интроспекционисткой установке Тичнера во избежание впадания в ошибку стимула, изучаемый элемент попадает в фокус сознания. Таким образом элемент приобретает пятое качество -- ощущение, sensory. Отсюда -- любое внимательное переживание есть совокупность сильно выраженных степеней сенсорной ясности. Для гештальт психологии это был бред: расчленение сложного образа на элементы с разными элементами и с пятым атрибутом и отвергли внимание как сенсорную ясность. Для гештальт психологии сам феномен внимания был важен и трактовался как особое свойство восприятия, отражающее взаимодействие эго-объектных сил. Силы идущие извне и от субъекта дают возможность перцептивной организации. Когда объектные силы преобладают над субъектными происходит перцептивная организация и фигура на структурированном фоне приковывает внимание. Поэтому внимание это не совокупность сенсорных ясностей, а результат перцептивной организации, формирования нового образа.
3. Функциональная метафора Джеймса.
Для Джеймса сознание представляло из себя приспособительный акт созданный природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание представляло из себя не плоскостную картинку, а как некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.
Поток обладает характеристикой ограниченности. Есть еще важное свойство потока -- выбор объектов, на который он направляется, то есть речь идет о селективности, а селективное свойство сознания и внимания по Джеймсу это одно и тоже. То есть внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток. Физиологическими условиями внимания являются 1. -возбуждение коркового (идеационного) центра и центральным путем (идеально) и путем внешнего чувственного раздражения, что формирует так называемую преперцепцию, т.е. антиципация объекта внимания, что и является вниманием: преперцепция (создание образа) является половина перцепции искомого объекта. То есть, проще говоря, мы видим лишь те объекты, которые перцептируем (а они в свою очередь были указаны другими под определенными ярлыками, которые запечатлелись у нас в мозге. 2. орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата). В случае приспособительных движений появляется органическое чувство напряжения внимания, которое рассматривается нами обыкновенно как чувство собственной активности. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность вызывает приспособление органов чувств и , следовательно, -- чувство активности, и возрастание ясности этого объекта в сознании. Характерно, что при интеллектуальном внимании наблюдаются такие же чувства активации, различия лишь в его локализации (взор, направленный назад, при воспоминании или актулизации прошлых представлений.). Механизмы внимания по Джеймсу зависят от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращение и т.д., то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.
В рамках рассмотренного подхода психологии сознания сосредоточенные в большей степени на когнитивном аспекте, существовали также и моторные теории внимания Рибо и Ланге. Внимание здесь также понималось как свойство работы сознания, но фокус этих теорий состоял в рассмотрении механизмов, осуществляющих эту ясную, отчетливую работу сознания, которую они видели в разного вида моторных настройках организма. Ланге дает модель волевого внимания, основанную на работе моторных импульсов, сопровождающих акт воли.
2. Культурно-исторический подход к вниманию был сосредоточен не столько на психологических и психофизиологических механизмах внимания сколько на формировании, развитии психики. Выготский в рамках культурно исторической теории высших психических функций занимался анализом внимания как высшей (присущей только человеку по мере развития в определенных условиях) и как натуральной психической функции (присущей и ребенку и животному и человеку).
Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов по принципу доминанты (это органическая основа внимания). Первоначально у ребенка существуют две доминанты пищевая и связанная с переменой положения и рефлекс можно образовать только между ними. Затем добавляются слуховые, зрительные и другие. Этот период развития внимания можно назвать периодом натурального или примитивного развития, являющегося функцией от общеорганического развития ребенка (структурное и функциональное развитие нервной системы). В его основе лежит чисто органический процесс роста, созревания и развития Это аналогично эволюционному процессу по типу развития). Этот процесс изменения не прекращается и у взрослого человека, разница здесь только в замедлении темпа. Задачей является проследить вторую качественно отличную линию в развитии внимания -- историю культурного развития внимания. Оно также начинается в самом раннем возрасте при первом социальном контакте ребенка, то есть ключ к пониманию произвольного внимания лежит вне личности ребенка, в социальной ситуации (механизм может быть понят только социально и генетически) когда другие люди при помощи средств и стимулов начинают направлять внимание ребенка и тем самым подчинять его, а впоследствии отдавая ребенку эти стимулы средства для того чтобы он сам мог овладеть (закон овладения поведением через стимуляцию) своим вниманием по тому же типу.
Для проверки этого положения был применен экспериментально-генетический метод (методика двойной стимуляции совместно с А.Н.Леонтьевым). Задание состояло в ответе на вопросы экспериментатора с запрещением называть определенные цвете или дважды один и тот же цвет. За нарушения инструкции ребенок штрафовался. Результаты показали, что это задание оказывается в высшей степени трудным для ребенка дошкольного возраста и даже для детей 8-9- лет. Коренное изенение результатов возникало в случае, когда ребенку для овладения своим вниманием давался ряд цветных карточек и процесс внутреннего оперирования своим вниманием выносился во вне и поддавался объективному изучению. Таким образом вопросы соответствовали стимулам для выполнения психологической операции, а карточки средством ее исполнения. (Далее рисуется график: продуктивность от возраста, параллелограмм с традиционной интерпретацией в рамках этой теории). Различия произвольного как искусственного и результата культурного развития и натурального (естественного) введено еще Рибо, однако у него не выяснен сам механизм развития и деятельности произвольного внимания и в конечном итоге все сводится к дрессировке . Однако, внимание дрессированных животных не является произвольным, потому что их вниманием овладевает человек.
3. Внимание и поведение. Изучались все внешне регистрируемые формы приспособительного поведения к среде. Внимание рассматривалось как акты определенной сенсорной и моторной настройки систем органов, которые позволяли лучше воспринимать окружающую среду. Особенно интересные исследования в этом подходе проводилось в изучении непроизвольного внимания -- изучения ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельности, как механизмов непроизвольного внимания человека и животных -- наиболее изученное в рамках общей психологии поведение.
4. Психоанализ. Д. Раппопорт выделил из изучения механизмов сознательного и бессознательного идею катексиса (толкование сновидений), связанного с понятием психической энергии и ее распределением. В области бессознательного проявление энергии связано с либидо и подчиняется специфичным законам трансформации бессознательного материала, то в сознании катексис управляется за счет сил внимания. Внимание в психоанализе понимается как распределение психической энергии на то, что определяет выбор в нашем сознании тех или иных переживаний. Раппопортом на патопсихологическом материале было показано нарушение сознательных форм поведения не в связи с действиями бессознательного, но очень часто из-за нарушения распределения катексиса на осознаваемом содержании психических процессов. То есть главная сила управляющая сознательным -- это распределение внимания на то или иное содержание.
5. Внимание в рамках теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина, основанной на культурно исторической теории Выготского. При взгляде на психику, главной функцией которой является ориентировка, Гальперин пришел к выводу, что внимание это особая психическая функция, важная в разных формах приспособления, функция контроля, возникающая как результат развития и трансформации особого действия контроля, которое интериоризовано и автоматизировано в процессе генеза. Внимание человека -- это внутренний, свернутый, планомерный, автоматизированный контроль (но не всякий контроль есть внимание, а внимание -- это всегда контроль). Поэтому можно формировать внимание через формирование контролирующее действие какого-то процесса, которое проходя все стадии становится сформированным.
Гальперин. К проблеме внимания
Традиционно в психологии отрицается существование внимания по двум группам факторов: 1. внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса, 2. внимание не имеет самостоятельного продукта.
Однако, взгляд на эту проблему со стороны исследования умственных действий позволяет говорить о внимании как о функции психического контроля, формирующееся из внешнего контроля за предметным содержанием. (Формирование умственных действий приводит к образованию двойного образования 'мысли' -- как мыслимое предметное содержание и как мышление о нем, как психическое действие обращенное на содержание). Контролирующая сторона любого человеческого действия в сущности представляет из себя обращение 'я' на содержание этого действия. Исходя из понимания психики как ориентировочной деятельности в которой для управлением деятельностью в среде необходимо создание самого образа среды и образа действия, а также деятельность контроля, которая не имеет своего собственного продукта (что снимает первый антитез выделения внимания как несамостоятельного процесса). Отсутствие же конкретного содержания становится понятным в силу сокращения действия в сторону непосредственного перехода между отдельными действиями. Если сокращение действия было планомерным то понимания и переживание образуются и сохраняются. В случае стихийного формирования деятельности контроля она становится лишенной содержания и самостоятельности (внимательность).
Акт внимания, однако, существует лишь тогда когда сформировалось умственное действие, а не существует развернутая предметная деятельность сама требующая сложившихся раннее форм внимания. Всякое внимание есть контроль, но не всякий контроль является вниманием.
Контроль может улучшать деятельность поскольку осуществляется с помощью меры, образца (предваряющего образа). Использование этого образца объясняет избирательность и положительное влияние внимание на всякую деятельность. Таким образом можно решить вопрос о произвольном внимании, которое является планомерным контролем за действием, выполняемым на основе предварительно составлекнного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения.. Это действие по происхождению является общественным и предполагает участие речи в его организации и в этом смысле оно свободно (произвольно) от свойств объекта и от преходящих состояний субъекта.
Непроизвольное внимание также является контролем, но не планомерным, а идущим за логикой объекта.
Подобные гипотетические размышления открывают путь для экспериментального исследования внимания через задавание во внешней материальной форме критериев для проверки другой деятельности и начиная с организации определенного внешнего действия, которое путем умственной отработки сокращается и автоматизируется.
.Здесь необходимо выделить три класса теорий:
1. Внимание как селекция.
2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.
3. Внимание как перцептивное действие (Найссер).
1. Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекция, выбора одно или другого объекта, в основном на материале перцептивного материала. Эти исследования начались с рассмотрения феномена вечеринки с коктейлем -- ситуация совершения субъектом произвольного или непроизвольного перцептивного выбора. Это привело к созданию методики селективного слушания (повторения) Черри: ситуация выбора одного и игнорирования других одновременно подаваемых сообщений. Повторение состояло в задаче моментального воспроизведения релевантного (определенного задачей) сообщения, отстраиваясь от нерелевантного каналов. Это позволило создать несколько моделей селективного внимания первая из которых (модель ранней селекции) была создана Бродбентом в его работе "Восприятие и коммуникация". Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства - фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу 'все или ничего'. Он исходил из следующего: перерабатывающая, перцептивная система представляет из себя канал с ограниченной пропускной способностью (восприятие ограниченного количество информации в единицу времени). Ограниченную способность определяет нахождение определенного блока, механизма перед этим каналом, называемый фильтром, работающим согласно определенным закономерностям задачи, его настройки. Информация попадает извне в сенсорный регистр, затем в КП (здесь информация попадает и сохраняется полностью и обрабатывается параллельно), после фильтра остается часть информации, так как фильтр связан с системой долговременной памяти (хранилище условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из этого информационного потока (например инструкция, настраивающая фильтр на определенный аспект информации). Таким образом внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью, настроенный на определенные аспекты стимуляции (физические признаки: слева-справа, громче-тише, мужской-женский). Однако возникает проблема именно физических признаков настройки (собственное имя на 'вечеринке с коктейлем' опознается сразу, хотя фильтр и не настроен). И здесь возникает идея настройки фильтра на семантические признаки и полемика о том, где расположен фильтр -- либо до перцептивной перерабатывающей системы, либо прямо перед ответом Теория Нормана и Дойч: внимание это не фильтр и вся перцептивная система работает параллельно, а внимание -- это настройка на уровне ответа. В памяти существуют центральные детекторы, активация которых служит с механизмом восприятия. Эти структуры находятся под влиянием двух потоков информации -- периферической и центральной, последний поток определяется интегральной характеристикой значимости данного сообщения или объекта (pertinense) - модель уместности). А.Трейсман заняла промежуточную позицию: существует и фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические) и в зависимости от важности сигнала возможна переработка даже не из релевантного канала. Это модель 'дерева' -- существует несколько уровней фильтрации в зависимости от сложности задачи, смысла, ожиданий -- на любом уровне информация, которая ранее задерживалось могла быть пропущена. Таким образом селективные теории внимания это модели в которых важную роль играет механизм отсева одной информации и пропуска другой. Проблема состояла в месте фильтра или в уровневой организации фильтра. (Эксперименты по настройке what is hell!).
2. Теории направленные на изучение силовой характеристики внимания Д Канемана [8] *_ отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. Несколько тезисов этого подхода:
-- Внимание -- это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация. (Иллюстрация этого тезиса возможна на примере закона Йорка-Додсона: там где активация высока, там эффективность деятельности или трата внимания наиболее сильна. Там где активация низка, то мало и психической энергии, например при легкой, автоматизированной работе. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.
-- Законы распределения ресурсов психической энергии позволяют построить модель: политика распределения ресурсов внимания позволяет выбрать и осуществить специфические формы ответной активности. Ресурсы же (или активация) ограничены на каждый данный момент в зависимости от состояния субъекта (сон, возбуждение, гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания (). Это блок контроля определяющие сложность, необходимость и т.д. задачи. Здесь же существует еще один блок 'постоянные правила' который работает по законам непроизвольного внимания и могут вмешаться в момент решения задачи и учесть изменение ситуации и перераспределить энергию между задачами. Также на распределение энергии влияет блок действующих в данный момент интенций, работающих по принципу произвольных действий. Еще на политику влияет общее активационное состояние. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно. На активацию в общем виде влияют всякие факторы (arousal) - Детерминанты активации. Сама активация может проявляться не только в продуктивном решении задач при распределении внимания, но и в проявлении физиологических индикаторов активации (вызванные потенциалы, альфа-волны, изменения диаметра зрачка (наиболее важный и прямо коррелирующий с процессами внимания показатель)).
-- Вопрос о возможности распределения внимания на несколько задач (который в модели Бродбента нельзя распределять, а можно только быстро переключать) решается Канеманом введением гипотетического отношения затраченных и требуемых для задачи усилий (Здесь нужен график отношения между реально затрачиваемыми усилиями и объективной сложностью задачи включающим понятия пределов ресурсов и дельта-ресурсов) Таким образом распределять внимание можно при наличии достаточности ресурсов для их решения. Для проверки этого было проведено экспериментальное исследование ситуации двух задач: первичная задача (которая мотивируется: за успешное решение в течении длительного времени за каждый час прибавлялось 10-15 $ при успешном решении основной задачи). Задача состояла из легкого [9] *_ (требующего мало ресурсов) и трудного (их откачивающих). (График результатов). По оси ординат откладывался процент ошибок. Вторая задача -- наблюдение на экране разных объектов с инструкцией немедленной реакции на появление буквы D. По оси OX -- эффективность решения обоих задач. В решении основной задачи -- малый процент ошибок, по второй резкое увеличение количества ошибок при переходе от восприятия к счету. Выводы: резкое увеличение количество ошибок при переходе к трудной части основной задачи говорит о том, что все внимание испытуемого переключилось на основную задачу и ресурсов на дополнительную задачу не осталось. (# Обрыв в записи).
_- В лаборатории Романова обе этих позиции рассматриваются одновременно.
_- Все эти раздражители оказывают специфическое действие на нервную систему: интенсивность возбуждения, особая чувствительность НС, суммация возбуждений, последовательность возбуждения без утомления и адаптации, совпадение возбуждений.
_ Современное состояние изучения внимания в когнитивной психологии схоже по объему исследований с психологией сознания.
_ Здесь необходимо остановиться на проблеме соотнесения интенсивности стимула и яркости представления. Тичнер полагает что ясность обуславливает прирост интенсивности
_ - Экспериментальные исследования в этой области проводились на изучении около пороговых обнаружений стимулов (круг Массона) и позволили утверждать что внимание прерывисто (имеет постоянные период около 2-3 минут). Однако представители теории периферического колебания связывали эти явления с адаптацией к стимулу, которая прерывается при движении объекта или непроизвольных движениях глаз субъекта. В целом, на этот период вопрос о длительности волны внимания остался нерешенным.
_ - С этой механизмической точкой зрения полемизировала гештальт психология. В статье Рубина 'О несуществовании внимания' имелось в виду внимание концептуализированное именно в духе Тичнера.
_ - Слово 'стимул' здесь используется в значении более близкого к идеологии психологии сознания слова 'раздражитель'.
_- Канеман начинал свою карьеру у Раппопорта, также занимавшемуся проблемами распределения психической энергии внимания между объектами, но в более психоаналитическом ключе. А сделал свою карьру Канеман у Найссера.
_- Испытуемому в наушники подавалось 4 цифры: 2,6,7,9. Задача состояла в том, чтоб услышать цифры и их удержать. В какой-то момент надо было прибавить 3 и цифровой ряд менялся - это трудная часть потому что надо было удерживать цифры и производить сложение.
Упражнения на понимание и построение текста
Социальный интеллект, как способность к эффективному общению
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Модульная технология обучения в профессиональном образовании
Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье
Экспериментальное исследование влияния уровня интеллекта на школьную успеваемость в юношеском возрасте
Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры
Неформальные лидеры в местах лишения свободы
Технология саморазвития по М. Монтессори
Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.