База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Внутриличностный конфликт - борьба с самим собой — Психология, Общение, Человек

Если ты заблудился в дебрях и напуган, как ребёнок,

И смерть смотрит прямо в глаза,

И ты избит, изранен, то остаётся

Взвести курок пистолета и … умереть.

Но кодекс мужчины гласит: «Бейся до конца».

И нельзя отнимать у себя жизнь.

Как просто сорваться, когда терзают несчастья и голод…

Гораздо труднее сразиться с самим чертом.

Ты устал от этой игры! Ну, как не стыдно.

Ты ведь молод, ты храбр, умен,

Ты много перенёс! Я знаю, но не стоит ныть.

Вставай, чёрт возьми, и дерись.

Упорство поможет тебе победить,

Так что не трусь, старик!

Просто собери всю смелость в кулак. Сдаться легко,

Гораздо труднее идти с высоко поднятой головой.

Легко простонать, что ты побеждён – и умереть.

Легко отступить, легко упасть на колени.

Но драться, драться тогда, когда надежды уже не видно –

Вот это лучшее, что можно себе представить!

И хотя из каждой яростной схватки ты выходишь

Израненным, избитым и покрытым рубцами,

Сделай еще одну попытку – умереть очень легко,

Гораздо труднее остаться в живых.

Роберт Сервис

 

 Я добивался успеха во всем, что бы ни предпринимал, потому что я действительно желал этого. Я никогда не колебался, и это дало мне преимущество перед остальным человечеством.

  Наполеон

Конфликт – явление чрезвычайно сложное, многоуровневое, постоянно изменяющееся. Проблема социального конфликта в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах исторического развития конфликты оказывали, как правило, решающее влияние на состояние общества. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийство как способ разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающем фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан.

Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Помимо конфликта противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания.

Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными желаниями человека.

 Внутриличностный конфликт не полностью соответствует данному нами определению. Это противоборство между «хочу» и «хочу»; «могу» и  «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и  «нужно»; «нужно» и «не могу». Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.д.

 Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.

Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу. Когда человек сталкивается с несовместимыми влечениями, возникает конфликт. Если этот конфликт психологически невыносим, человек создает специальные защитные механизмы, тем самым «заглушая» возникающую тревожность, «убирая» ее в подсознание. Конфликт перестает осознаваться, но он «тлеет», живет, проявляется через нашу бессознательную жизнь: на образно-эмоциональном уровне, без слов и понимания. А так как этот уровень – целая жизнь (такой жизнью живут муравьи и собаки), то конфликту есть в чем себя выразить. Формирование сложных двигательных навыков водителей, спортсменов, и тягостные переживания при мучительном и невыносимом моральном конфликте – все это реализуется во многом без вмешательства сознания в подсознание. Мы формируем двигательный навык и решаем конфликт, не отдавая себе никакого отчета в том, как это происходит. Весь процесс скрыт в глубине нашего «бессознательного «Я». В этой глубине идет формирование нашей жизненной стратегии путем нашего «бессознательного» подражания и внушения.

 «В зависимости от того, как я смотрю на себя, я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и целомудрие, и распутство; и болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и изобретательность, и тупость; и угрюмость, и добродушие; и лживость, и правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость, и скупость, и расточительность. Все это в той или иной степени я в себе нахожу, в зависимости от угла зрения, под которым смотрю. Всякий, кто внимательно изучит себя, обнаружит в себе, и даже во всех суждениях, эту неустойчивость и противоречивость», - эти слова принадлежат Монтену. Именно из-за этих двух фактов и возникают внутриличностные конфликты.

«Мне очень трудно устоять перед искушением. Ради того, чтобы пойти в кино или поболтать с подругой, я могу отказаться от подготовки к завтрашнему семинару, каким бы ответственным он ни был. Но если сталкиваются два одинаково сильных желания, и от обоих я отказываюсь, то после этого делаюсь ни на что не способна», - говорила одна студентка. По данному суждению видно, как внутренний конфликт (действие двух взаимно исключающих друг друга желаний) способствует истощению способности к принятию решения. Показательно, что даже отказ от обоих конфликтующих стремлений приводит к затруднению с принятием любого другого решения. Часто можно видеть, как ребёнок плачет оттого, что не может выбрать, какой же из двух приятных и красивых игрушек играть. Если мать не поможет выбрать решения, то ребёнку будет трудно сделать это самому. Если вы колеблетесь между двумя одинаково приятными решениями, то включаете могущественные силы вашего «человека привычки» и часто воля не может справиться с этими привычками, в результате же происходит её истощение.

Неправильно думать, что такие ситуации являются причинами слабоволия, скорее наоборот: если мы слабовольны, то в нашей жизни часто возникают подобные ситуации положительного внутреннего конфликта; в них мы истощаем свою волю в бесполезной борьбе с нашими могущественными привычками. Поэтому самопознание не может пройти мимо ответа на столь важный и интересный вопрос о том, как часто в нашей жизни возникают подобные конфликты.

Дело в том, что когда мы выбираем одну альтернативу из двух положительных, то отвергнутая немедленно начинает казаться более привлекательной, чем та, ради которой мы отказались от этой. Если же изменить решение, то повторится то же самое. Так включается маятник, который постепенно приводит к истощению способности принятия решений. Поэтому древние греки, чтобы устранить подобные колебания, часто прибегали к бросанию жребия и подчинялись ему. Так что можно рекомендовать в этих случаях настаивать на принятом решении, даже если вначале кажется, что вы ошиблись, ведь главное – избежать состояние «маятника».

Этот процесс колебания может происходить незаметно для нас, в мучительной работе ума, с помощью которого и происходит истощение воли. Наш «человек воли» в прямой борьбе часто не в состоянии справиться с «человеком привычки», подобно тому, как кучер не может превзойти лошадь в грубой силе. Поэтому надо изучить, как мы ведем себя в подобных альтернативных ситуациях.

Кроме положительных внутренних конфликтов, бывают ещё и отрицательные, когда мы должны из двух зол выбрать меньшее. Если же оба зла окажутся примерно равными по силе, то процесс принятия решения становится изнурительным. Поэтому тот, кто откладывает визит к зубному врачу, тот истощает свою волю. Психогигиена воли состоит в том, чтобы не откладывать принятия такого рода мучительных решений. Решение нужно принимать сразу же, как вы убедились, что другого выхода из неразрешимого конфликта нет. Если вам удалось сделать это, то вы сохраните волевую энергию для решения других существенных задач.

Аналогично обстоит дело со смешанными конфликтами, когда привлекательное само по себе решение содержит достаточно сильный неприятный элемент. «Мне хотелось бы раздеться и искупаться вместе со всеми, но у меня старомодный купальник»; «Я его люблю и одновременно боюсь», «Мне хотелось бы отправиться в загородную прогулку, но в лесу слишком много комаров, укусы которых я плохо переношу». Такого рода смешанный конфликт называют амбивалентным, и он встречается достаточно часто. Тот, кто не владеет культурой принятия решений, может оказаться в тисках подобного конфликта.

Поэтому в самопознании каждый должен стремиться к тому, чтобы уменьшить время принятия решения и концентрировать усилия воли не на том, чтобы выбрать одно перед другим, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения. Достаточно сильная мысль всегда может кинуть на весы рассудка «за» и «против» так, чтобы эти весы быстро качнулись в определенную сторону. Эту привычку нужно постепенно вырабатывать, чтобы процесс быстрого принятия решения в конфликтных ситуациях стал привычным. Следует помнить, что откладывание решения часто обусловлено не тем, что мы хотим досконально продумать и оценить каждую альтернативу, а скорее страхом перед решением, что и приводит к истощению воли. Если мы быстро примем даже неправильное решение, то вред от него будет меньше, чем от того, что мы постоянно его откладываем. Привычка к откладыванию решения очень глубоко характеризует нас. Посмотрите на себя: как часто вы откладываете решения?

Внутриличностный конфликт обычно связан с неудовлетворённостью личных потребностей, чувством дискомфорта, в том числе и подсознательным, отсутствием самореализации, перспектив профессионального или служебного роста, страхом перед возможным перемещением, увольнением, противоречием между родственными или индивидуальными симпатиями и служебным долгом и т. д. На возникновение внутриличностного конфликта влияют и другие причины: непонимание, безответственность, власть, собственные страхи и нерешительность, неуверенность в себе. В этих случаях очень эффективно рассматривать подобные конфликты как проблемы, решение которых является хорошим стимулом для самопознания и саморазвития, выход на новый уровень самоконтроля.

Многие курильщики тщетно пытаются бросить курить, но не могут, так как в курении они находят определенное удовлетворение, которое не могут ничем другим заменить. Они не могут бросить курить, так как от курения испытывают удовольствие. Они не могут бросить курить также и потому, что в своем мышлении преуменьшают вред от него.

Каждый, кто имеет какую-либо дурную привычку, наверное, заметил, что эта дурная привычка действует не постоянно, а «срабатывает» в определенные моменты. То же можно сказать и о хороших привычках. Чтобы научиться управлять собою и совершенствовать себя, нужно знать, отчего срабатывает та или иная черта нашего характера. Например, я должна знать, что нужно, чтобы я с удовольствием села за свой рабочий стол для того, чтобы начать писать сочинение, а не ходила бы вокруг стола, тщетно пытаясь начать работу, постоянно откладывая её. Любая черта актуализируется (обнаруживает себя) лишь в определенных ситуациях. Если вы не знаете, как возникают и обнаруживают себя ваши плохие или хорошие черты, вы не можете работать над ними ни по их усилению, ни по их ослаблению или искоренению. Ведь для устранения плохой привычки недостаточно просто ее подавлять. Это даст временный эффект. Для этого требуются еще и собственное желание, сила воли, упорство.

В жизни мы не даем  полного хода нашим привычкам, если они идут в разрез с требованиями жизни и обстоятельств. Мне хочется в данный момент смотреть телевизор, но я сажусь делать свои уроки. То, что побуждает меня делать это, представляет собою нечто противоположное моему «человеку привычки», так как моя воля преодолевает мои привычки ради достижения целей, которые не вытекают непосредственно из моих желаний. Иногда мне приходится действовать вопреки моим желаниям и интересам ради высших целей, стоящих надо мною. Эта способность заставить себя делать то, что нужно, и является проявлением «человека воли» во мне.

Отметим, что чем сильнее способность такого представления, тем в большей степени человек может оказать влияние на собственное поведение. «Человек воли», который сидит в нас, может представлять собой глупую силу, которая может только насиловать, или же умную силу, которая может управлять «человеком привычки». Представьте себе на минуту, что кучер, для того чтобы повернуть лошадь вправо, соскочил бы с повозки и стал толкать лошадь вправо и бить её за неподчинение. Нормальный кучер этого не сделает. Он просто потянет нужную вожжу, и получится то, чего он хочет, хотя, конечно, для этого лошадь нужно обучить. Точно также работает и наша воля. Она должна вызвать в нашем воображении определенные образы, которые связаны с конкретным действием, входящем в ту или иную черту. Эти образы включают определенные привычки, и они срабатывают. Правда, в жизни все сложнее и мы не всегда знаем, какую вожжу потянуть, или не всегда эти вожжи имеются, или «человек привычки» не слушает вожжу. Но в общем, если у нас нет тех образов, которые способны вызвать радостное желание написать сочинение или выполнить курсовую работу, нет соответствующих привычек, то нам приходится поступать подобно сумасшедшему кучеру, который, вместо того чтобы пользоваться вожжами, толкает и наказывает лошадь.

Любая привычка преодолевается путем терпеливого перевоспитания нашего «человека привычки». Если вы решили изменить диету, то нужно преобразовать свои пищевые влечения так, чтобы захотелось есть то, что полезно, и не хотелось есть то, что вредно или опасно. Дурная привычка все откладывать на завтра не может быть преодолена принудительно: вы заставляете себя во что бы то ни стало сделать уроки, представляя в уме все неприятности за невыполненное задание. Каждый раз вам придется представлять все более устрашающие сцены, чтобы заставлять себя. Вы справитесь с привычкой откладывать дело с момента, как оно вам понравится.

Итак, дурные привычки, носящие защитный характер, могут быть устранены начисто, если они будут побуждаться не стремлением избавиться  от навязчивого действия или обстоятельств, а положительным желанием делать не это, а что-то другое.

 Таким образом, сила воли представляет собой культуру и умение мышления, способность управлять своим собственным умственным миром. Например, если у вас возникает образ вкусного пирожка, то вы пойдёте на кухню и забудете, что надо работать. Но если, представляя этот пирожок, вы все-таки не пойдете на кухню, а будете заставлять себя работать, то вам придется себя насиловать до тех пор, пока этот образ не вытеснится из головы образами, связанными с вдохновенной работой. Получается так, что умение контролировать свой ум и есть ваша сила воли. А насилие, принуждения играют в этом процессе совсем незначительную роль. И то лишь на начальном этапе волевого действия. Поэтому выработка силы воли состоит в приобретении способности управлять своим умом, контролировать движение образов. Это очевидно.

Конфликты знания и сознания, образования и нравственности, наблюдаемые в реальной практике, заставляют отбросить привычное представления о том, что прогресс науки, образованности автоматически ведет к росту сознательности, сопровождается прогрессом моральным. Увы, нередко образованность причудливо совмещается и соседствует с нравственной неразвитостью, моральной глухотой и беспринципностью. Так что вопросы, мучившие Сократа: «Что стоит за поступком?», «На чем зиждется морально доброе поведение?», «Как совместить следование идеалам с достижением конкретных практических целей?» - и сегодня сохраняют свою остроту и жизненное значение. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении последнего десятилетия не смолкают дискуссии вокруг проблемы соотношения знания и нравственности.

«…Тщеславное самодовольство, для которого нет ничего дорогого, чем оно само, и которое стремится лишь к наслаждению самим собой, апеллирует к собственному чувству и не возвышается поэтому ни до объективного мышления, ни до объективной деятельности». Самодовольство – это разрыв с реальной действительностью и истиной, превращающий человека в пленника самого себя.

Важнейшим признаком и показателем моральности человека, подтверждающим наличие воли, является стремление и умение перестать («запретить себе») быть игрушкой своих склонностей, влечений и, значит, «быть вещью». На этом, а не на честолюбии, которое может подвести и быть весьма подлым, держится подлинная честь человека, моральность его поведения. Для тех, кто всецело отдается зову и требованиям инстинкта, влечений, по словам Фихте, «нет ни добра, ни зла, а только – приятное или неприятное…» Они, замечает далее немецкий философ, «вообще подчиняются не собственной власти, а господству природы, и … не сами они, а природа в них ищет со всею своею силою приятного и избегает неприятного, не считаясь с тем, хорошо оно или дурно ».

Прочтите мудрый совет покойного Элберта Хаббарда, который невозможно не процитировать. Если обыкновенный человек просто применит его на практике и воспользуется той мудростью, которая в нем содержится, он станет счастливее, его жизнь - благополучнее.

«Каждый раз, когда вы выходите из дома, поднимите подбородок, постарайтесь держать голову выше и сделайте глубокий вдох. Впитывайте солнечный свет. Приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайте частицу души в каждое рукопожатие. Не бойтесь, что вас так поймут, и не тратьте время на мысли о своих врагах. Постарайтесь твердо решить, что вы хотите сделать, и тогда вы будете двигаться к этой цели, не сворачивая. Сосредоточьте свои мысли на тех великих и замечательных делах, которые вы хотели бы совершить, и тогда с течением времени вы будете бессознательно использовать любые возможности, которые могут помочь в выполнении вашего желания, словно коралловый полип, получающий необходимые ему вещества из морской воды. Мысленно представьте себе талантливого, серьезного, на многое способного человека, которым вы хотите стать, и эта мысль будет ежечасно превращать именно в него. Мысль превыше всего. Сохраняйте правильный ход мысли – будьте мужественны, откровенны и жизнерадостны. Правильно мыслить – означает творить. Все происходит благодаря желанию, а каждая искренняя молитва не останется без ответа. Мы становимся такими, какими хотим видеть себя в душе. Поднимите подбородок, выше голову. Мы – потенциальные Боги».

Список используемой литературы.

Ä Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология»

Ä Браткова Т. «Бремя взросления»

Ä Гранин Д. «Точка опоры»

Ä Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.Н.

Ä «Введение в общую теорию конфликтов.»

Ä Зюзько М.В. «5 шагов к себе»

Ä Карнеги Д. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

Ä Орлов Ю.М. «Самопознание и самовоспитание характера»

Ä Петровский А.В. «Личность. Деятельность. Коллектив.»

Ä Толстых В.И. «Сократ и мы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

 «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – БОРЬБА С САМИМ СОБОЙ»

ВЫПОЛНИЛА БЛИНОВА А.

УЧЕНИЦА 11 «Б» КЛАССА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

 КОРОТКОВА И.А.

БУЗУЛУК 2006

Исследуя данную тему, я решила установить, а как наши старшеклассники справляются со своими внутренними разногласиями. Для этого я предложила одной из ученицы моего класса определить ее способ реагирования в конфликте по методике Томаса. Ей был представлен опросник из 30 парных вариантов поведения в конфликтной ситуации. В каждой паре надо выбрать один из 2–х вариантов поведения: а или б.

1. б

7, а

13, б

19, б

25. а

2. б

8, б

14, б

20, а

26. б

3, а

9, а

15, а

21, б

27. а

4, б

10, а

16, б

22. б

28. а

5, б

11, б

17, а

23. а

29. а

6, б

12, а

18, а

24. б

30. б

Ключ опросника Томаса:

1.        СОПЕРНИЧЕСТВО:

3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а = 10 баллов

2.        СОТРУДНИЧЕСТВО:

2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б = 7 баллов

3.        КОМПРОМИСС:

2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22б, 24б, 26а, 29а = 2 балла

4.        ИЗБЕГАНИЕ:

1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б = 6 баллов

5.        ПРИСПОСОБЛЕНИЕ:

1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а. 18а, 24а, 25б, 27б, 30а = 5 баллов

Вывод:

Испытуемая предполагает соперничество в конфликтной ситуации.

Если ты заблудился в дебрях и напуган, как ребёнок, И смерть смотрит прямо в глаза, И ты избит, изранен, то остаётся Взвести курок пистолета и … умереть. Но кодекс мужчины гласит: «Бейся до конца». И нельзя отнимать у себя жизнь. Как прос

 

 

 

Внимание! Представленная Работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Деловое общение (шпаргалка)
Страхи. Степень выраженности разных страхов половые различия в степени выраженности разных видов страха, у людей в возрасте 19-20 лет
Профессиональное выгорание менеджера
Социальные аспекты проживания в общежитии
Психодиагностика (шпаргалка)
Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы
Краткие ответы на вопросы к зачёту по психологии
Гендерные особености мышления в юношеском возрасте
Технология мышления
Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru