курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство экономического развития и торговли РФ
Российский государственный торгово-экономический университет
Кафедра социологии и политологии
Программа социологического исследования на тему:
”Воздействие рекламы на телевидении
на сознание потребителей.”
Автор: студент 3 курса
факультета КиМ гр. КР-35
Пырин Алексей Владимирович
Научный руководитель Потапов В. П.
Москва 2004
Содержание:
1.1 Актуальность темы.......................................................................................................2
1.2 Проблемная ситуация..................................................................................................3
1.3 Научная разработанность темы...............................................................................3
1.4 Логический анализ понятий......................................................................................4
1.5 Цель исследования........................................................................................................5
1.6 Задачи исследования....................................................................................................5
1.7 Предмет исследования.................................................................................................6
1.8 Объект исследования...................................................................................................6
1.9 Гипотезы исследования...............................................................................................6
II. Методический раздел
2.1 Методы сбора первичной информации.................................................................7
2.2 Место, время проведения исследования, название инструментария.........7
2.3 Характеристика инструментария.............................................................................7
2.4 Выборка.............................................................................................................................7
2.5 Метод обработки эмпирических данных..............................................................7
2.6 Практическая значимость исследования...............................................................7
2.7 Анкета.......................................................................................................................... 8-12
2.8 Рабочий план проведения исследования.............................................................13
2.9 Библиография................................................................................................................14
III. Аналитический раздел.............................................................................................15
Заключение.............................................................................................................................17
I.Методологический раздел
1.1.Актуальность темы
В середине двадцатого века началось серьёзное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь – без рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о товарах или услугах. Невозможно себе представить, чтобы 10-15 лет назад во время просмотра кинофильма, зритель подвергался воздействию рекламы, предлагающей купить, попробовать, вложить и т.п. Это может радовать, раздражать, но по данным социологов реальность такова: от воздействия рекламы в мире ежегодно сходят с ума 2783 человека. Люди не осознают пока опасности и продолжают смотреть «забавную рекламу». Еще несколько лет тому назад пара рекламных роликов и клипов на телеэкране не представляли собой никакой угрозы. На сегодняшний же день, когда 18(!)% эфирного времени «забито» рекламой, эта тема остро встала среди социологов и психологов.
1.2.Проблемная ситуация
Противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что реклама на телевидении – вещь, несомненно, полезная в деятельности рекламодателя, однако в то же время она может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие рекламы может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.
Определенные категории людей относятся к рекламе по разному, это обусловлено: воспитанием, образованием, различным социальным положением. Для повышения эффективности рекламной компании необходимо чтобы реклама стала более адресной, ориентированной на конкретные сегменты рынка. То есть не на массу людей в целом, а на конкретные категории лиц, коими и являются в данном исследовании социальные группы. Для этого необходимо детальное изучение проблемы.
1.3.Научная разработанность темы.
Восприятие телевидения телезрителем и телевизионщиком различны. Профессионал или эксперт, как правило, имеют более или менее определенную и структурированную систему критериев и оценок. Телезритель же оценивает тот или иной рекламный ролик не аналитически-отвлеченно, а с позиции своего "жизненного пространства" – очень личного и уникального в своей целостности. Мы все живем в информационном поле, постоянно выбирая из него те потоки информации, которые считаем необходимыми, полезными. Но есть много другой информации, которую мы можем считать бесполезной и даже вредной для себя, – тогда мы ее просто игнорируем. Для исследователей, занимающихся изучением роли телевидения в обыденной жизни человека, одна из задач сводится к тому, чтобы определить систему индикаторов, которые, с одной стороны, достаточно хорошо агрегировали бы в себе особенности "жизненного мира" человека, а с другой стороны, имели бы значимую связь с установками человека в отношении телевидения – его отношение к рекламе, объёму её размещения на телевидении.
Климов И. (Фонд общественного мнения - www.fom.ru)
1.4.Логический анализ понятий
Ключевые понятия:
1.Воздействие
2.Влияние
3.Реклама
4.Сознание
5.Потребители
Теоретическая интерпретация ключевых понятий:
1. Влияние – действие, оказываемое кем-нибудь, чем-нибудь на кого – что-нибудь. (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.,1990г., стр.90).
2. Реклама – это не персонифицированная передача, обычно оплачиваемая и обычно имеющая характер убеждения о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредствам различных носителей.
3. Телевидение- это масштаб аудитории, недостижимый для других каналов и средств распространения рекламы, а так же максимальные возможности эмоционального воздействия на целевые группы.
4. Сознание – умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение. (В.П. Крутецкий «Психология для ВУЗов», С.-П., 1998г., стр. 104).
5. Потребитель - любое лицо или группа лиц, которым адресуется реклама или которых она может достичь. (Международный кодекс рекламной практики. Международная торговая палата).
Структурная операционализация понятий:
Реклама:
Формы рекламы на телевидении :
· прямая реклама на ТВ – ролики в рекламных блоках
· спонсорство – ТВ реклама, интегрированная в передачу в виде рекламных заставок, размещения логотипа и т.д.
· product placement – органичное внедрение ТВ рекламы товара в сюжетную ткань фильма (или любого продукта индустрии развлечений)
Модели размещения рекламы на телевидении:
Потребители:
1. Пол |
1. Мужской 2. Женский |
2. Возраст |
1. 18-32 2. 33-47 3. 48-60 4. 61 и старше |
3. Образование |
1. Высшее 2. Среднее 3. Неполное среднее |
4. Уровень доходов |
1. 0т 11000 и выше 2. 6000 до 10000 р. 3. от 2000 – 6000 р. 4. до 2000 р. |
5. Семейное положение |
1. Состоит в браке 2. Не состоит в браке |
6. Профессия |
1. Учитель 2. Врач 3. Государственный служащий 4. Банкир 5. Другая профессия. |
7. Занятость |
1. Имеют работу 2. Безработные 3. Учащиеся |
8. Интересы |
1. Семья 2. Автомобили 3. Деньги 4. Компьютер 5. Другое |
Влияние:
- положительное
- нейтральное
- отрицательное
1.5.Цель исследования
Определить негативное влияние рекламы на телевидении на сознание людей различных социальных групп.
1.6.Задачи исследования
· Увидеть, происходят ли изменения отношений людей друг к другу и к окружающей среде под влиянием рекламы;
· Определить степень влияния рекламы на человека, как на личность;
· Определить отношение людей к рекламе;
· Определить помогает ли реклама ориентироваться покупателю на рынке товаров и услуг;
· Определить зависимость выбора покупателей от рекламы при выборе и покупке товара.
1.7.Предмет исследования
Предметом исследования является влияние рекламы на сознание людей.
1.8.Объект исследования
Объектом исследования являются жители Центрального административного округа г. Москвы различного социального положения.
1.9.Гипотезы исследования
1. Предположим, что реклама негативно влияет на отношение людей друг к другу и к окружающей среде. Группа потребителей, на поведение которых возможно оказание влияние – 25%;
2. Предположим, 25% респондентов считают то, что реклама негативно влияет на человека как на личность, 65% - не влияет, на 10% потребителей реклама влияет с положительной стороны;
3. Предположим, что 25% респондентов относятся к рекламе положительно, 60% - нейтрально, а остальные 15% - отрицательно;
4. Предположим, что 50% респондентов реклама помогает ориентироваться покупателю на рынке товаров и услуг;
5. Предположим, что реклама на телевидении навязывает товар 35% потребителей товаров.
II.Методический раздел
2.1.Методы сбора первичной социологической информации
Метод сбора социологической информации – опрос. Вид опроса – анкетирование.
2.2.Место, время проведения исследования, название инструментария
Анкетирование проводилось в Центральном административном округе г. Москвы, с 1 по 12 мая. Анкета: «Воздействие рекламы на сознание людей».
2.3.Характеристика инструментария
Всего вопросов – 23
по содержанию: о фактах поведения- 5
№ 1,2,7,13,17
о фактах сознания - 14
№ 3,4,5,6,8,9,10,11.12,14,15,16,18,19
о личности респондента- 4
№ 20,21,22,23
по форме: закрытых -19
открытых – 5
по оформлению: линейных -23
2.4.Выборка
Было опрошено 50 человек, из них:
21 человек в возрасте от 18 до 32 лет (42% от общего % опрошенных)
19 человек в возрасте от 33 до 49 лет (38% от общего % опрошенных)
7 человек в возрасте от 50 до 60 лет (14% от общего % опрошенных)
3 человека в возрасте от 61 года и старше. (6%)
22 респондента – мужчины
28 респондентов - женщины
Тип выборки – стихийная. Единицей наблюдения является группа людей, проживающих г.Москве. География опроса ЦАО г. Москвы.
2.5.Метод обработки эмпирических данных
Метод обработки эмпирических данных – ручной.
2.6.Практическая значимость исследования
Исследование имеет определенное практическое значение для специалистов в области маркетинга и рекламы. Результаты исследования могут быть применены при планировании рекламных кампаний, составлении бюджета рекламных кампаний. А также рационализации издержек и повышения эффективности рекламных кампаний.
Анкета:
Воздействие рекламы на сознание людей
Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой выразить свое отношение к актуальной проблеме воздействия рекламы на сознание человека. Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы в обобщённом виде для научно- практических целей.
Автор анкеты: Пырин А.В.
1.Меняются ли ваши отношения с окружающими под влиянием рекламы?
1) Да
2) Нет
3) затрудняюсь ответить
2. Что меняется в ваших отношениях с окружающими Вас людьми?:
______________________________________________________
3.К каким, на Ваш взгляд, социальным последствиям может привести дальнейшее развитие рекламных технологий (отметьте не более 3 вариантов)?
1) Улучшение состояния экономики
2) Дополнительный источник дохода для государства
3) Безразличие к судьбам людей
4) Падение культуры
5) Деградация человека
6) Расширение кругозора потребителей рекламы
7) Другой вариант…………………………………………………….
8) Затрудняюсь ответить
4.Влияет ли реклама на человека как на личность?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
5.В чём, по вашему мнению, это может выражаться?
____________________________________________________
6.Как Вы думаете, реклама оказывает негативное влияние на Ваше здоровье или психику?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
7.Сколько времени ежедневно у вас занимает просмотр телепередач, фильмов?
1) До 1 часа
2) 1-3 часа
3) Более 3 часов
4) Я не смотрю телевизор вообще
8.Как Вы относитесь к рекламе?
1) Положительно
2) Нейтрально
3) Отрицательно
4) Затрудняюсь ответить
9.Бывали ли ситуации, когда прокрутка того или иного рекламного ролика вызывала у Вас какие-либо эмоции (раздражение, смех), воспоминания?
1) Да, и очень часто
2) Да, иногда
3) Нет, никогда
10.Многие ли рекламные ролики или плакаты вызывают у вас негативную реакцию?
1) Да, практически все
2) Да, многие
3) Нет, многие даже нравятся
4) Затрудняюсь ответить
11.Реклама – глупа?
1) Да
2) Нет, не согласен (согласна)
3) Другое__________________________
4) Затрудняюсь ответить
12.Реклама диктует людям стиль жизни?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
13.«Бегаете» ли вы от рекламы по каналам?
1) Да, всегда
2) Да, иногда
3) Нет, мне интересно посмотреть и рекламу
4) Затрудняюсь ответить
14.Оцените по пятибалльной шкале, насколько сильно Вас раздражает реклама на этих носителях (1 – совсем не раздражает, 5 – очень сильно):
В газетах [ ]
В журналах [ ]
На телевидении [ ]
На радио [ ]
На рекламных щитах на улице [ ]
Мерчендайзинг [ ]
15.Помогает ли Вам реклама ориентироваться при покупке товаров и услуг?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
16.Помогает ли Вам реклама узнавать о новых товарах, услугах, технологиях?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
17. Насколько сильно на Вас влияет реклама, когда вы принимаете решение о покупке товара (по 5 -ти бальной шкале)?
1) не влияет совсем,
2) почти не влияет,
3) немного влияет,
4) сильно влияет,
5) постоянно ориентируюсь на рекламу
6) Затрудняюсь ответить
18.Слышали ли Вы об эффекте 25 кадра?
1) Да, и я всерьез задумался об этом
2) Да, но не очень-то в это верю
3) Что-то, вроде, слышал
4) Нет
5) Затрудняюсь ответить
19.Часто ли вам в голову западает какой-нибудь слоган (фраза) или картинка из рекламы?
1) Да
2) Нет
3) Не могу вспомнить
20.Укажите Ваш возраст.
от 18 до 31 года.
от 32 до 47 лет.
от 48 до 60 лет.
от 61 года и старше
21.Ваш пол:
Мужской
Женский
22.Образование:
Неполное среднее
Среднее
Среднее специальное
Неполное высшее и высшее
23. Ваш род занятий? (В данном вопросе можно отметить только одну позицию. Выберите ту позицию, которую Вы считаете соответствующей своему основному роду занятий в момент опроса.)
1) технический работник
2) служащий (работник аппарата предприятия, учреждения)
3) интеллигенция, не занятая на производстве (учитель, врач, научный работник, журналист и т.д.)
4) предприниматель, бизнесмен
5) студент
6) пенсионер
7) военнослужащий
8) сотрудник органов охраны общественного порядка
9) домохозяйка
10) безработный
11) другое _____________________________
Спасибо за сотрудничество.
2.8.Рабочий план проведения исследования
мероприятие |
сроки |
ответственный |
Согласование финансовых и организационных вопросов исследования |
16 – 19 апреля 2004г. |
Пырин А.В. |
Разработка программы и инструментария исследования |
20 - 29 апреля 2004г. |
Пырин А.В. |
Тиражирование анкет |
30 апреля 2004г. |
Пырин А.В. |
Проведение полевого исследования |
1 - 10 мая 2004г. |
Пырин А.В. |
Сбор и обработка анкет |
11 – 12 апреля 2004г. |
Пырин А.В. |
Анализ, обобщение полученной информации |
13 – 18 мая 2004г. |
Пырин А.В. |
Подготовка отчета по итогам исследования |
19 – 22 мая 2004г. |
Пырин А.В. |
Презентация итогов исследования |
23 мая 2004г. |
Пырин А.В. |
Внедрение результатов исследования в практику |
24 мая 2004г. |
Пырин А.В. |
2.9.Библиография
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.-1990
2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методолоия, программы, методы. – М.1997
3. Горшков М.К.., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М., Политиздат - 1990.
4. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991
5. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. С-П, 1995
6. проф. Феофанова / перевод с англ., общая ред. Современная реклама., М., 1995.
7.Делл Денисон, Линда Тоби, Учебник по рекламе, М., Современное слово,1997.
8.www.infoyar.ru
III.Аналитический раздел
1. По итогам исследования можно сделать вывод, что реклама напрямую не влияет на отношения людей друг с другом. Лишь в возрастной группе от 18 до 31 года наблюдается подражание актёрам рекламных роликов, плакатов в поведении и отношении к окружающим. Гипотеза полностью не подтвердилась. Изменение поведения по отношению к окружающим признают только 18% респондентов
Таблица 1. Изменение отношения людей друг к другу под воздействием рекламы
Возраст |
Отношение к окружающим(%) |
||
Меняется |
Не меняется |
Затрудняются ответить |
|
18 - 31 |
8% |
12% |
22% |
32 – 47 |
8% |
16% |
14% |
48 – 60 |
2% |
12% |
0% |
61 и старше |
0 |
6% |
0 |
2. В ходе проведения исследования выяснилось, что реклама влияет в, основном, на людей в возрасте от 18 до 32 лет. Они стремятся к тому, поведению, которое навязывает им реклама. Меняются взгляды на социальные и гражданские ценности. Гипотеза подтвердилась полностью.
Таблица 2. Степень влияния рекламы на человека как на личность
Возраст |
Влияние рекламы на человека(%) |
||
Признают |
Не признают |
Затрудняются ответить |
|
18 - 31 |
18% |
16% |
8% |
32 – 47 |
12% |
22% |
4% |
48 – 60 |
2% |
12% |
0% |
61 и старше |
2% |
4% |
0% |
3. Зависимость отношения потребителей к рекламе от возраста – прямопропорциональна. С увеличением возраста потребителей повышается их отрицательное отношение к рекламе. Следовательно, положительное отношение уменьшается. Гипотеза полностью подтверждается, т.к. 22% опрошенных относятся к рекламе положительно, 68% относятся к рекламе нейтрально, а 10% отрицательно.
Таблица 3. Отношение потребителей к рекламе (в % от числа опрошенных).
Возраст |
положительное |
нейтральное |
отрицательное |
18 - 31 |
12% |
28% |
2% |
32 – 47 |
10% |
24% |
4% |
48 – 60 |
0% |
12% |
2% |
61 и старше |
0% |
4% |
2% |
4. Большинство респондентов ответили, что реклама помогает им узнавать о новых товарах, услугах технологиях. 72% респондентов реклама помогает ориентироваться на рынке товаров и услуг. Результаты по гипотезе номер 4 правильными и оптимистичными.
Таблица 4. Помогает ли реклама ориентироваться потребителю на рынке товаров и услуг (в % от числа опрошенных по возрастным группам).
Возраст |
Помогает |
Не помогает |
18-31 |
34% |
8% |
32-47 |
32% |
6% |
48-60 |
6% |
8% |
60 и старше |
0% |
6% |
5. Существует скрытая зависимость потребителей от рекламы, которую можно качественно определить, проводя масштабные исследования с большим количеством респондентов. Большинство респондентов признаёт навязывание телерекламой различных групп рекламируемых товаров, что уменьшает возможность самостоятельного выбора товаров и услуг.
Таблица 5. Зависимость потребителей от воздействия рекламы при выборе и покупке товаров и услуг ( в % от числа опрошенных по возрастным группам).
Возраст |
Влияет |
Не влияет |
Затрудняются ответить |
18 - 31 |
34% |
6% |
8% |
32 – 47 |
24% |
2% |
4% |
48 – 60 |
6% |
8% |
2% |
61 и старше |
0% |
6% |
0% |
Заключение.
По итогам социологического исследования можно сделать вывод, что под воздействием рекламных сообщений изменения отношений с окружающими происходят в возрастной группе от 18-47 лет у 18% опрошенных (от общего числа респондентов). В этой же возрастной группе происходит наибольшее влияние рекламы ( на 30% респондентов от числа опрошенных) на психологию человека.
Положительно к рекламе относятся 22% опрошенных, нейтрально 68%, а отрицательно 10%. Таким образом, гипотеза о том, что не все потребители относятся к рекламе негативно подтверждается результатами исследования.
На рынке товаров и услуг реклама помогает ориентироваться 72% респондентов. Можно сказать, что гипотеза №4 верна.
Прямая зависимость от рекламных сообщений при выборе и покупке товаров или услуг существует у 66% потребителей. Также можно говорить о скрытой зависимости потребителей от рекламы, которую они не признают.
Реклама как инструмент рынка и социальный институт воздействует на человека, как единицу биологическую и социальную. В этой связи она должна нести разные аспекты информации, в комплексе воздействуя на чувства и мысли человека, опираясь на его социальный и физиологический опыт. Только при соблюдении этих условий рекламное сообщение может дать желаемый результат. В противном случае работа по созданию рекламного сообщения превратится в творческое самовыражение рекламиста и экспроприацию рекламодателя.
Министерство экономического развития и торговли РФ Российский государственный торгово-экономический университет Кафедра социологии и политологии Программа социологического исследования на т
Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"
Этапы развития личности в онтогенезе
Совместимость и удовлетворенность супругами браком
Мужской и женский стили общения
Логическое обоснование интуиции
Методы психодиагностики познавательных процессов студентов
Взаимоотношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках
Факторы эффективности внешности специалиста по связям с общественностью на телеэкране
Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)
Психологические аспекты влияния СМИ
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.