курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
(1792-1878)
Князь. Поэт и критик. Родился в Москве в богатой и родовитой семье, детство провел в интеллигентной и образованной среде, с малых лет стал встречаться с писателями и жить литературными интересами. Пройдя через руки целого ряда иностранцев-гувернеров, был отдан в Петербургский иезуитский пансион, где, по его словам, нашел “просвещенных, внимательных и добросовестных наставников ”; потом недолго был в пансионе при Петербургском педагогическом институте. Государственную службу начал в Московской межевой канцелярии, потом перешел в Коллегию иностранных дел. В 1812 г. вступил в московское ополчение и состоял при Милорадовиче; под Бородином отличился, вынеся из огня раненого генерала. Оставив военную службу, он провел около трех лет в варшавской канцелярии Н.Н. Новосильцева, в атмосфере либерализма и конституционных надежд; ездил к Александру I с составленным Новосильцевым проектом русской конституции и принял участие в составлении записки об освобождении крестьян, поданной государю небольшим кружком либеральных деятелей (князь Меншиков, граф Воронцов и др.). Молодой либерал попал под надзор полиции, а скоро и в немилость, и должен был оставить Варшаву. Поселясь в Москве, он предался литературе. Писать стихи Вяземский начал еще в детстве и в печати дебютировал в 1808 г. в “Вестнике Европы” “Посланием к *** в деревню”. Обратил на себя внимание “Посланием к Жуковскому”, стихами на смерть Кутузова и “Песнью на взятие Парижа”; был одним из основателей и деятельных участников литературного общества “Арзамас ”. Поэзия Вяземского сводится к не очень глубокой, но меткой и остроумной критике общественных и литературных нравов. Таковы, например, известный “Русский Бог”, “Да, как бы не так”, “Семь пятниц на неделе”, “Станция”, “Старое поколение”.
Гораздо большее значение имел Вяземский как критик, особенно в 20-х гг. Выступив на литературном поприще как новатор и в стане новаторов, Вяземский завязал борьбу со старыми литературными традициями. Таким же борцом за новые идеи явился Вяземский по отношению к молодому русскому романтизму (“Разговор между издателем и классиком”, предисловие к первому изданию “Бахчисарайского фонтана” Пушкина, 1824). На критику Вяземский смотрел как на науку. “Можно, — говорил он, — родиться поэтом, оратором, но родиться критиком нельзя. Критика — наука, ее следует изучать. И у диких народов есть своя песня и свое красноречие, но критических исследований у них не найдешь. Кроме науки и многоязычного чтения, для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью”. С 1830 г. до середины 1840 г. Вяземский занимался биографией Фонвизина (отдельное издание, 1848), до наших дней не утратившей своего значения. Мечтая о серьезной общественной роли, Вяземский в 30-х гг. возвратился к государственной службе, в которую был допущен ввиду его старой либеральной репутации не без препятствий. Его мало удовлетворяла служба по Министерству финансов. В 1855 г. Вяземский был назначен товарищем (заместителем) министра народного просвещения и занимал этот пост около трех лет, заведуя, между прочим, делами печати. Вяземский вступался за литературу, стоял за строгое урегулирование отношений правительства к печати, для ограждения ее от случайного усмотрения и произвола. В 1858 г. Вяземский вышел в отставку и с тех пор жил больше за границей. Умер в Баден-Бадене.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/
(1792-1878) Князь. Поэт и критик. Родился в Москве в богатой и родовитой семье, детство провел в интеллигентной и образованной среде, с малых лет стал встречаться с писателями и жить литературными интересами. Пройдя через руки целого ряда инос
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.