курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
TOC o "1-3" h z u Введение. PAGEREF _Toc177804476 h 3
ГЛАВА 1.
1.1 Теории темпераментов. 5
1.2 Развитие взглядов на графологический анализ. PAGEREF _Toc177804479 h 12
1.3 Графологические признаки письма. PAGEREF _Toc177804480 h 16
ГЛАВА 2.
2.1 Исследование взаимосвязи особенностей почерка и темперамента. PAGEREF _Toc177804482 h 19
Описание результатов. PAGEREF _Toc177804483 h 20
Заключение. PAGEREF _Toc177804484 h 21
Список литературы: PAGEREF _Toc177804485 h 22
Приложения. PAGEREF _Toc177804486 h 24
Анализ почерка приобретает всё большую популярность как в диагностике, так и в терапии. Графологический анализ применим при профотборе, в сферах клинической психологии, криминологии, образования. В странах Европы, Израиле и США мнение графолога о соискателе учитывается многими нанимателями. В России же пока мало кадровых агентств, которые сотрудничают со специалистами по графологическому анализу. Это связано с низким уровнем доверия работодателей к результатам работы графолога. Для решения этой проблемы необходимо выстраивать графологический анализ на основе научного знания, полученного эмпирическим путём. Мы решили, что рассмотрение взаимосвязи почерка и темперамента как необходимого компонента для более организованных структур личности, например, интеллекта и характера, является наиболее актуальным.
По мнению многих психологов почерк зависит от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блока» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в темпераменте [10].
Цель исследования:
Выявить взаимосвязь выраженности свойств темперамента и особенностей почерка.
Объект исследования:
Студенты I и II курсов психологического факультета
Предмет исследования:
Свойства темперамента и особенности почерка
Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии взаимосвязи особенностей почерка с темпераментом.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ научной литературы;
2. подбор методик для определения уровня выраженности свойств темперамента;
3. исследование взаимосвязи свойств темперамента и особенностей почерка;
4. интерпретация результатов и формулировка выводов.
Методики исследования:
1. тест В.М.Русалова «Опросник структуры темперамента».
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенного типа в конкретных жизненных ситуациях.
В истории учения о личности можно несколько основных систем взглядов на этот вопрос.
Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма.
Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении древнегреческого врача Гиппократа (5-4 век до нашей эры).
Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме:
§ кровью,
§ желчью,
§ черной желчью
§ слизью (лимфой, флегмой).
Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином “красис” (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как “temperament”.
Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала конституциональная теория темперамента
По мнению Э.Кречмера, существуют четыре основных варианта человеческой конституции, встречающиеся, конечно, не только в чистом виде, но и в различных комбинациях.
1. Астенический тип — человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
2. Пикник — отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот.
3. Атлетик — обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой.
4. Дипластик — человек с непропорциональным телосложением.
С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним.
Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.
Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечатлительный, со cдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.
У. Шелдон пришел к выводу о существовании трех соматотипов. В основу классификации было положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы и эктодермы.
Трем основным соматотипам соответствуют, по У. Шелдону, три варианта психической конституции человека:
1. эндоморфному типу телосложения соответствует висцеро-тонический темперамент (лат. viscera — внутренности, т. е. функциональное преобладание органов пищеварения);
2. мезоморфному — соматотоник (греч. soma — тело);
3. эктоморфный соматотип предполагает церебротонический темперамент (от лат. cerebrum — мозг).
Не меньший вклад в разработки научной теории темперамента оказала нервная теория темперамента, в которой темперамент человека связывают с особенностями функционирования центральной нервной системы, типами высшей нервной деятельности или с разным соотношением свойств тех или иных структур мозга [20].
Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Под силой возбуждения понимается скорость и прочность выработки условных рефлексов и навыков. Сила торможения - полнота и скорость выработки дифференцировки, угасания, запаздывания. Уравновешенность нервных процессов - соотношение по силе торможения и возбуждения. Подвижность нервных процессов - скорость переделки отрицательных и положительных условных рефлексов.
Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности, их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента:
· “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы — соответствует темпераменту холерика);
· “живой” (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника);
· “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика);
· “слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы обусловливает темперамент меланхолика).
Рассмотренные типы ВНД, по данным исследований лабораторий И.П.Павлова, являются общими для человека и животных, но он, кроме того, выделял чисто человеческие типы.
Наличие у человека двух сигнальных систем действительности, совместно осуществляющих его психическую деятельность, усложнило типологию людей, поскольку отражает индивидуальные различия степени участия словесных и конкретных сигналов в сложной аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга. По соотношению деятельности первой и второй сигнальных систем встречаются разные типы людей.
1. Мыслительный тип характеризуется резким преобладанием второй сигнальной системы над первой и потому сильной склонностью к абстрактному, аналитико-синтетическому мышлению. Это люди, которые воспринимают окружающее не столько в виде непосредственных ярких картин жизни, сколько в форме словесных, обобщенных, со своей логической структурой определений.
2. Художественный тип характеризуется меньшим, чем обычно, преобладанием второй сигнальной системы над первой. Это люди, которые живо и ярко воспринимают окружающее в образах, звуках, красках, прикосновениях и запахах. У людей художественного типа мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности.
Но из всего многообразия существующих теорий мы предпочитаем придерживаться теории темперамента, которую предложил В.М.Русалов и основные идеи которой отражаются в специальной теории индивидуальности.
Она включает в себя пять основных положений.
Первое положение специальной теории индивидуальности гласит, что только формально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами человека. Иными словами, биологические особенности являются компонентами системы более высокого порядка - системы формально-динамических свойств психики. Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются относительно независимыми от различных содержаний - мотивов, целей, интересов. Они определяют процессуальные характеристики деятельности человека - скорость, темп, интенсивность, длительность протекания психических процессов.
Второе положение специальной теории индивидуальности состоит в том, что в основе формально-динамических характеристик индивидуальной психики человека лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека. Это положение прослеживается на примере изучения истории смены биологических основ темперамента как наиболее общей характеристики формально-динамического аспекта психики человека [18].
В разное время в качестве основ темперамента выдвигались разные биологические подсистемы человеческого организма:
1. гуморальная;
2. соматическая;
3. нервная.
Основной недостаток вышеизложенных подходов заключается, с позиции второго положения, в том, что в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая система человека как интегрированное целое, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами [17].
Биологическая система человека характеризуется не только многоплановостью самоорганизующихся подсистем (биохимической, соматической, нейрофизиологической), но и тем, что эти подсистемы имеют неодинаковое значение в общей иерархии функциональных систем организма, отличаются разной сложностью структурного построения, различными возможностями автономной активности, своеобразием взаимообусловленности. Исходя из иерархического строения биологических свойств, можно предположить, что значение структурных и функциональных свойств более высокого уровня (таких, например, свойств центральной нервной системы, как уровень активированности, межполушарные соотношения, подвижность, лабильность нервных процессов мозга и отдельных его "блоков" и т.д.) будет, по-видимому, более весомым в формировании формально-динамических свойств, в том числе и темперамента, по сравнению со свойствами других подсистем организма.
Основной смысл третьего положения заключается в том, что формально-динамические свойства психики человека формируются постепенно, как новое системное качество обобщенной интеграции биологических свойств, оптимально сопряженных с деятельностью.
Если обобщение происходит за счет общности нейрофизиологических, а более широко - всех структурных и функциональных биологических свойств человека, то мы имеем дело с темпераментом.
Формально-динамические свойства не являются раз и навсегда строго фиксированными, а формируются и обобщаются по мере развития человека. Их развитие обусловлено:
· биологическим возрастным развитием;
· сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда).
Существование в психике человека таких обобщенных формально-динамических характеристик, как темперамент, позволяет ему наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности, постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов и целей.
Четвертое положение специальной теории индивидуальности человека раскрывает взаимосвязь между формально-динамическими образованиями психики и другими, "более организованными" структурами интегральной индивидуальности. Смысл четвертого положения состоит в том, что формально-динамические свойства психики, включаясь в "более высокоорганизованные" психические структуры, в частности в интеллект и характер, являются необходимыми компонентами динамических свойств этих структур. Включение формально-динамических характеристик в структуру интеллекта и характера совершенно не означает, что последние являются только более обобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект, и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также и особыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками.
Были выявлены конкретные нейрофизиологические факторы, которые выступают в роли природных задатков общих способностей [19]. Проведенное исследование позволило по-новому осмыслить многие показатели, используемое в практике дифференциально-психологических исследований. Например, скорость или пластичность могут рассматриваться и как формально-динамические показатели темперамента, если иметь в виду обобщенную, независимую от содержания деятельности нейрофизиологическую сторону их генеза, и как показатели интеллекта, если понимать скорость и пластичность как динамические показатели развертывания и перестройки обобщенных когнитивных структур при выполнении определенной психической деятельности. Причем динамические показатели интеллекта не сводятся к формально-динамическим характеристикам, т.е. темпераменту [7].
Таким образом, формально-динамические образования психики, например, темперамент, можно рассматривать и как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, что соответствует взглядам В. С. Мерлина [15], и как необходимый компонент для более организованных структур личности, например, интеллекта и характера.
Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразие и стиль. Обсуждение вопроса о детерминации результатов деятельности формально-динамическими особенностями психики приводит к неоднозначным выводам, которые, в основном сводятся к мнению об отсутствии такого влияния [6].
Название науки графологии, то есть определения характера по почерку, ясно указывает на то, что наука эта могла зародиться лишь тогда, когда люди уже выработали для себя письмена, сделавшиеся достоянием не отдельных, исключительных личностей, но большинства. В древности, когда письмена высекались на камне или вырезались на металле и служили для украшения памятников, характер письмен, всецело зависящий от искусства каменотеса или гравера, не имел индивидуальной особенности, и, конечно, в те времена о началах графологии нельзя было и думать. Впоследствии, когда люди начали писать на более мягком материале — полотне, папирусе, коже, — характер букв уже мог носить некоторый отпечаток индивидуальности; но и тогда, собственно говоря, начертание букв входило в область рисования и могло отличаться только общим своим характером, или стилем. Лишь в эпоху реформации письмо достигло большого распространения, сделалось доступно большинству, а стало быть, в нем смогли проявиться характерные особенности разных почерков [3].
Некоторые намеки на существование графологии встречаем мы у греков. Первым, кто обратил внимание на особенности почерка, был Светоний. Он писал про императора Августа, что тот не начинал новой строчки стиха, если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха, обведя окончание чертой, чтобы отделить его от стиха последующего. Светоний не воспользовался своим инстинктивным наблюдением для определения характера Августа, современному же графологу легко сделать это: сжатость письма и подписывание слов в конце строчки указывают на человека бережливого, если не скупого, а связность письма — на строго дедуктивный, практический ум. Такое определение характера императора Августа по его почерку как нельзя больше совпадает с историческими свидетельствами относительно его личности
Истоки графологии можно найти в южной Индии, Китае и позднее в Греции около 2000 лет до Рождества Христова. Позже Аристотель писал: "Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих". И Конфуций отмечал, что "почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен" [13].
До следующей попытки определения характера человека по почерку прошли столетия: громадным тормозом для развития графологии явилось переселение народов и средние века, бедные письменностью.
В эпоху Возрождения, когда письменность сильно развилась и стала почти
всеобщим достоянием, графология впервые явилась предметом серьезного обсуждения
и исследования. В
В
В XIX в. графологией начали интересоваться во Франции. Жорж Санд достигла поразительных результатов: по верности и точности ее определения равнялись определениям Лафатера, если не превосходили их. Одновременно с ней графологией занимался аббат Фландрен. Он первым начинает научным образом систематизировать графологию.
Но творцом графологии считается аббат Мишон (родился в
Крепье-Жамен определил различные элементы почерка, которые сегодня являются основополагающими для Французской школы графологии, и разделил эти элементы на семь категорий: размер, форма, нажим, скорость, направление, расположение и непрерывность. Каждому элементу в почерке Крепье-Жамен приписывал диапазон возможных значений. Он последовательно утверждал, что ценность любого данного признака в отдельности не установлена и что его значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Эта теория теперь поддержана всем профессиональным графологами [9].
Приблизительно в то же самое время в Германии Вильям Т. Прайер признал тот факт, что "написанное рукой" является фактически "написанным умом". Он указал, что если автор потерял правую руку и вынужден использовать левую, основные признаки почерка сохраняться, хотя письмо и не будет столь беглым, как было ранее.[2]
Макс Пульвер предложил разделение почерка на три вертикальные зоны и сформулировал "три измерения" - вертикальное движение, горизонтальное движение, и глубину.
Альфред О. Мендель издал книгу "Личность и почерк", которая включает в себя объемное изучение почерка, где автор раскрывает различные аспекты направления нажима в зависимости от особенностей личности писавшего.
В России в 1903 г. был издан труд известного в конце 19-го - начале 20-го века графолога Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология» [1]. Он стремился установить и сохранить глубокую психическую связь с теми тончайшими штрихами, которые писали при нем его клиенты.
Указ о «педологических извращениях» в 1936 г. наложил запрет также на любые психологические исследования почерка. Последний официально известный русский графолог Д. Зуев-Инсаров канул в лету в 1935 г. [4].
Графология, так и не будучи ни официально признанной, ни реабилитированной на бывшем постсоветском пространстве, тем не менее уже в 90-е гг. прошлого века начала завоевывать всё больший интерес исследователей [12].
В 90-х годах несколько крупных европейских ученых подошли к проверке графологических данных со стороны экспериментальной психопатологии. Были проведены опыты с изменением личности, а в связи с этим, и почерка под влиянием гипнотического внушения. В этих опытах были проверены многие графологические законы, например, избранное для этого лицо приводилось в гипнотическое состояние, и ему последовательно внушалось, что он хитрый, скрытный человек и т.п., и в то же время его заставляли писать под диктовку. Результаты оказались следующие: почерки в каждом случае получались разные и совсем не похожие на почерк данного субъекта в нормальном его положении, соответствующие существующим графологическим признакам [8].
Эти опыты заставили ученых прийти к заключению, что графология имеет реальное основание и что главных элементах почерка исследуемые рукописи подтверждают установленные графологами признаки [14].
И. Моргенштейн в своей работе «Психографология» выделил несколько свойств букв:
1) Сила.
Твердые, дрожащие, выдержанные, сильные, слабые, густые, отчетливые, резкие.
2) Форма.
Остроконечные, конусообразные, округленные, треугольные, дугообразные, угловатые, клинообразные, каллиграфические, типографские, квадратные, плоские, архитектурные, разорванные, ровные, пышные, аффектированные, разветвляющиеся, размашистые, грациозные, изящные, замкнутые, сжатые, отдельные, неоконченные, с оборотным нажимом, тонкие.
3) Размер.
Низкие, высокие, длинные, короткие, крупные, мелкие, широкие, узкие.
4) Направление.
Опускающиеся, извилистые, поднимающиеся, кривые, изогнутые, перекрещивающиеся, скачущие, танцующие, быстрые.
5) Порядок.
Ясные, ловкие, неровные, аккуратные, беспорядочные,
размазанные, положительные, опрокинутые, переплетенные, обрывистые, отчетливые, неоконченные.
6) Последовательность.
" Ровные, скученные, вытесанные, свободные.
7) Выдержанность.
Наклоненные справа налево, замедленные, вертикальные; период примыкает к периоду.
8) Мягкость.
Бледные, дрожащие, мелкие, неразборчивые, опускающиеся ниже строки.
9) Выпуклость.
Круглые, кольцеобразные (при этом обыкновенно соблюдены точки и запятые), конусообразные.
10) Вычурность.
Надавленные, наклоненные влево, свободные, непринужденные, росчерк дугообразный, с сильным нажимом, ретушированные, украшенные.
11) Элегантность.
Заостренные, прямолинейные, наклон вправо.
12) Равномерность.
С обратным нажимом, искусственные, замедленные в закруглениях.
13) Красота.
Стройные, связанные, с красивыми очертаниями, упрощенные, изящные; встречаются пропуски букв [16].
Д. Зуев-Инсаров в работе «Почерк и личность» выделяет три основных графологических критерия оценки почерка: гармоничность, геометрическая выдержанность и графологичность письма.
Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетаниях составных элементов письма (рисунки отдельных букв могут казаться иногда в таких почерках и некрасивыми; в них могут наблюдаться неправильности, изломы, но они образуют одно гармоничное целое); степень гармоничности письма определяет собою степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культурности человека.
Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками (междустрочным пространством), равномерностью нажима и общей выдержанностью письма.
Степень геометрической выдержанности письма определяет собою степень волевого развития человека, запаса нервно-психической энергии, работоспособности; тут можно говорить об обдуманности (или необдуманности) волевых актов, устойчивости или неустойчивости чувствований, определенности и неизменности отношений как к отдельным явлениям, так и ко всей окружающей жизни, степени общей уравновешенности психических проявлений, способности (или неспособности) к систематическому труду, развитии задерживающих импульсов, состоянии нервной системы.
Так же Д. Зуев-Инсаров выделил несколько дополнительных критериев, для более детальной оценки подчерка, такие как: нажим почерка, направление строк, наклон, построение связи, штрихообразования, преобладание дуговых или угловых линий в письме, характер фигурации слов и отдельных букв и исследование рисунка подписи. Некоторые из этих критериев мы будем использовать в дальнейшем исследовании.
Целью работы стало изучение влияния свойств темперамента на особенности почерка. В качестве испытуемых выступили студенты факультета психологии (20 человек) 17-23 лет. Для определения уровня выраженности свойств темперамента был использован тест «ОСТ» Русалова. В.М.Русалов выделил 2 аспекта темперамента: предметный и коммуникативный. В структуре темперамента выделил 4 компонента:
1. Эргичность – характеризует уровень стремления к предметной деятельности и умственному труду.
Социальная Эргичность – потребность в общении, стремление к лидерству.
2. Пластичность – характеризует степень легкости переключения с одного предмета на другой.
Социальная пластичность – легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому.
3. Темп (скорость) – обозначает быстроту двигательных и умственных актов при выполнении действий.
Социальный темп – скорость речи в процессе общения.
4. Эмоциональность – характеризует чувствительность к неудачам в предметной и умственной деятельности.
Социальная эмоциональность – чувствительность к неудачам в общении.
А так же испытуемым предлагалось написать текст под диктовку. Текст должен был быть написан на неразлинованной бумаге шариковой ручкой на ровной поверхности.
Далее почерк оценивался по следующим параметрам, которым присваивалось значение от одного до трёх в зависимости от их выраженности:
· Нажим (ровному нажиму присваивался один балл, неровному присваивалось три балла)
· Направление строк (прямым строкам присваивался один балл, центробежным два балла и волнистым – три балла)
· Наклон (левонаклонному, «опрокинутому» почерку присваивался один балл, прямому почерку два балла, правонаклонному – три балла)
· Связь (письму с сплошной связью присваивался один балл, с равным числом перерывов и связей присваивалось два балла, и письму с изолированностью связей – три балла)
· Размер букв (мелкому письму присваивался один балл, крупному – три балла)
· Форма почерка (угловатому почерку присваивался один балл, округлому – три балла)
С помощью r-критерия Пирсона по формуле:
Была просчитана корреляция по этим шкалам, которая выявила взаимосвязь темперамента и особенностей почерка, следовательно, гипотеза подтверждается.
После подсчёта эмпирических данных была выявлена статистически значимая взаимосвязь почерка и темперамента по шкалам формы почерка и эргичности. Таким образом людям с угловатым, резким почерком свойственно стремление к предметной деятельности и умственному труду в большей степени, чем людям с округлым почерком.
По другим шкалам статистически значимых связей не выявлено.
В почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает формально-динамические свойства психики. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка [10].
В ходе работы была изучена связь темперамента и почерка, в результате чего гипотеза подтвердилась. Предположение о том, что почерк и темперамент взаимосвязаны, верно, но все же существуют сомнения в связи с сильно выделяющимся коэффициентом корреляции по шкалам эргичности и формы почерка. Высокий коэффициент корреляции по этим шкалам можно объяснить спецификой выборки. Основной вид деятельности испытуемых данной выборки является умственный труд, что позволило наиболее сильно выразиться особенностям почерка именно по этим шкалам. Для более достоверных данных, в дальнейшем исследовании можно увеличить численность выборки, в которую в равной степени включить испытуемых, чей основной вид деятельности связан с физическим трудом. А также при выборке состоящей из студентов можно найти связь шкал эргичности и формы почерка с показателем релевантной мотивации к обучению.
Выводы:
1. большинство авторов связывают особенности почерка с личностными характеристиками;
2. в результате проведенного исследования было установлено, что эргичность влияет на округлость почерка.
1. www.beon.ru/psychology-nlp/27-019-gpafologija-read.shtml
2. www.edit.muh.ru/newspaper/st_2004/09/st4.htm
3. www.galaxy.com.ua/publications/history/grafologia.html
4. www.grafologia.co.il/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=30
5. www.graphology.boom.ru/history.html
6. www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/8.html
7. www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html
8. www.old.kv.com.ua/index.php?article=18223&number_old=3021
9. www.pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,2876/Itemid,118
10. www.rabotaplus.com.ua/terms/5/195/1263.html
11. www.slovopedia.com/14/195/1012702.html
12. www.varvar.ru/arhiv/texts/taranenko3_1.html
13. www.web.vrn.ru/grafolog/istoria.htm
14. Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность» www.koob.ru
15. Мерлин В.С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей "человек - общество". - Вопрос психологии. – 1975. - № 5.
16. Моргенштейн И.Г. «Психографология» www.koob.ru
17. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий., 1979.
18. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальный; свойств человека. - Вопрос психологии. – 1985. - № 1.
19. Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и способностей человека // В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982.
20. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975.
Приложение 1. Выраженность свойств темперамента
#исп |
свойства темперамента |
|||||||
Эр |
Сэр |
П |
СП |
Т |
СТ |
Эм |
Сэм |
|
1 |
3 |
6 |
4 |
3 |
1 |
4 |
7 |
4 |
2 |
3 |
9 |
2 |
6 |
3 |
6 |
11 |
11 |
3 |
11 |
12 |
10 |
8 |
9 |
12 |
4 |
3 |
4 |
10 |
4 |
7 |
4 |
8 |
4 |
1 |
4 |
5 |
2 |
10 |
3 |
7 |
11 |
9 |
0 |
4 |
6 |
12 |
10 |
8 |
7 |
11 |
10 |
3 |
4 |
7 |
6 |
7 |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
8 |
5 |
11 |
10 |
1 |
10 |
9 |
1 |
5 |
8 |
3 |
0 |
9 |
1 |
4 |
10 |
8 |
11 |
3 |
5 |
12 |
7 |
1 |
6 |
11 |
2 |
10 |
3 |
6 |
10 |
6 |
3 |
6 |
12 |
6 |
12 |
10 |
9 |
12 |
12 |
7 |
8 |
13 |
6 |
10 |
2 |
5 |
8 |
3 |
9 |
8 |
14 |
2 |
9 |
3 |
6 |
9 |
11 |
1 |
6 |
15 |
3 |
5 |
4 |
7 |
1 |
7 |
6 |
3 |
16 |
7 |
8 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
8 |
17 |
8 |
11 |
6 |
3 |
10 |
8 |
2 |
6 |
18 |
9 |
7 |
4 |
5 |
7 |
6 |
4 |
6 |
19 |
11 |
8 |
5 |
4 |
6 |
7 |
3 |
5 |
20 |
12 |
3 |
9 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
Приложение 2. Выраженность особенностей почерка
#исп |
особенности почерка |
|||||||
нажим |
направл. Строк |
наклон |
связь |
штрихи |
размер букв |
беглость письма |
Форма |
|
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
5 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
6 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
7 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
8 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
10 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
11 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
12 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
13 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
14 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
15 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
17 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
18 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
19 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
20 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Приложение 3. тест-опросник В.М.Русалова «ОСТ»
Инструкция: "Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы выбрали ответ "Да", поставьте крестик (или галочку) в графе "Да" на бланке для ответов возле соответствующего номера вопроса. Если Вы выбрали ответ "Нет", поставьте крестик (галочку) соответственно в графе "Нет".
Вопросы:
1. Подвижный ли Вы человек?
2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
6. Ранимый ли Вы человек?
7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?
8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
13. Нравится ли Вам быстро бегать?
14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
17. Часто ли Вы испытываете тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?
18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
22. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?
23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
27. Вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
29. Любите ли Вы сидячую работу?
30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
33. Быстры ли у Вас движения рук?
34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
35. Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи на другой?
36. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких Вам людей?
37. Разговорчивый ли Вы человек?
38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостатки?
42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной, ответственной деятельности?
43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
47. Легко ли Вы "генерируете" новые идеи?
48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?
49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание независимо от того, удобно Вам это или нет?
53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?
59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?
69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
72. Быстро ли Вы читаете вслух?
73. Вы иногда сплетничаете?
74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?
77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми? .
79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?
82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?
84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?
92. Нравится ли Вам быстро говорить?
93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудовую работу?
99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?
102. Устаете ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
Оглавление TOC o "1-3" h z u Введение. PAGEREF _Toc177804476 h 3 ГЛАВА 1. 1.1 Теории темпераментов. 5 1.2 Развитие взглядов на графологический анализ. PAGEREF _Toc177804479 h 12 1.3 Графологические признаки письма. PAGEREF _Toc177804480 h 1
Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов вечернего отделения)
Особенности самореализации с уровнем развития группы
Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни молодежи
Изучение феномена группового лидера в студенческой среде
Уровень интеллектуального развития и успешность деятельности
Проблема суицида среди подростков
Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников
Экспериментальное исследование влияния уровня интеллекта на школьную успеваемость в юношеском возрасте
Феноменология лидерства и особенности процесса выгорания
Социально-психологические условия самореализации личности подростка
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.