База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Взрослый глазами младенца — психология, педагогика

Авдеева Н. Н.

В процессе общения со взрослым у ребенка складывается как образ себя, так и образ партнера по общению – взрослого. Причем разнообразие взаимоотношений малыша с окружающими людьми во многом определяются именно развитием общения, тем опытом, который накапливается у ребенка при контактах с разными людьми.

В период новорожденности, когда потребности в общении у младенца нет, у него, по существу, еще отсутствуют всякие взаимодействия с окружающими близкими. Однако уже к концу 1-го месяца жизни младенцы начинают проявлять интерес к взрослым.

Примерно в 3-4 месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с вниманием и интересом, охотно вступает в эмоциональное общение, демонстрирует радость и удовольствие. Но в рамках положительного отношения появляется разница между отношением к родным, знакомым и незнакомым людям. Ребенок 4-5 месяцев в одной и той же ситуации ведет себя по-разному.

Попробуйте провести такой опыт. Пусть к малышу, лежащему в кроватке, по очереди подходят разные взрослые: мама, бабушка, которая часто приходит в гости, и ваша подруга, которая пришла к вам в первый раз. Каждый из взрослых, стоя перед кроваткой, должен улыбаться ребенку и ласково называть его по имени. Наблюдая за его поведением, вы заметите, что маме малыш сразу начинает улыбаться, гулит, всячески привлекая ее внимание и побуждая к общению. Бабушке малыш, возможно, улыбнется, но не сразу, а на незнакомую тетю будет долго сосредоточенно смотреть и лишь после многократных "приглашений" наконец улыбнется.

Ближе к полугоду отношения младенца к людям уже отчетливо дифференцированно. Отношение к родным (маме, папе, дедушке и бабушке, если они живут одной семьей) окрашено яркими положительными эмоциями. В общении с близкими малыш "выдает" весь репертуар своего поведения, максимум того, на что он способен. Родные воспринимаются им как люди, которые больше всего радуют, но могут и огорчить или даже рассердить. По отношению к ним малыш проявляет максимальную инициативу. Знакомые, (например соседка, которую часто встречают на улице) или родственники, регулярно приходящие в гости, обычно вызывают у ребенка однозначно положительные переживания при умеренной инициативности. Отношение детей этого возраста к незнакомым людям выражается, прежде всего, в повышенном внимании, а иногда и в настороженности, которая может перейти в смущение и робость.

У ребенка в возрасте 8-9-ти месяцев незнакомые люди могут вызвать и яркие отрицательные эмоции. На прогулке малыш иногда пугается незнакомой тети, которая громким голосом обращается к нему, особенно если поблизости нет мамы. В то же время на руках у мамы ребенок, возможно, начнет улыбаться этой, только что испугавшей его женщине, кокетничать, выглядывая из-за маминого плеча и снова прячась.

Неодинаковое отношение к разным людям несомненно свидетельствует о том, что ребенок хорошо различает их, образ взрослого приобретает определенность и устойчивость.

Попробуйте повторить вышеописанный опыт, только теперь пусть к малышу, сидящему в детском стульчике, одновременно подойдут мама, знакомая родственница и незнакомая тетя. Называйте малыша по имени и приглашайте "на ручки". Вы увидите, как ребенок без колебания с улыбкой потянется к маме, безусловно, выделяя ее из всех прочих, а, оказавшись у нее на руках, доброжелательно станет рассматривать знакомую тетю и внимательно, с некоторой настороженностью, изучать незнакомую.

Во втором полугодии жизни и особенно к концу года опыт ребенка быстро расширяется. Изменяется и взгляд малыша на взрослого. Теперь уже от взрослого требуется не просто умение приласкать, утешить, но и умение интересно играть.

К году малыш хорошо знает, что можно делать вместе с каждым из взрослых. С бабушкой он играет в "ладушки" или "сороку-ворону", с папой ходит за ручку по квартире, заглядывая во все углы, с дедушкой строит из кубиков башню, а с мамой играет в прятки. И вот при встрече с бабушкой малыш улыбается и начинает хлопать в ладошки, а папе протягивает ручки и просится на пол, связывая образ каждого взрослого с теми действиями, которых от него можно ожидать и которые именно с этим человеком интересно производить вместе.

Обычно взрослые замечают, что малыш избирателен в отношениях с ними. Дедушка, который приезжает погулять с ребенком, с умиление говорит о том, что при виде его малыш сразу просится на улицу, как будто знает, зачем дедушка приехал. А бабушка, часто привозящая ребенку подарки, которые торжественно достает из сумки со словами: "Смотри-ка, что я тебе привезла!" - через некоторое время делает неприятное открытие: при встрече с ней малыш первым делом старается заглянуть в сумку.

Еще раз напомним, что образ взрослого формируется у малыша под влиянием общения. Чем разнообразнее общение со взрослым, тем полноценнее и содержательнее представление о нем. Поэтому важно, чтобы у ребенка уже в первый год жизни была возможность многогранного общения с разными взрослыми. Психологи установили, что дети, имевшие в младенческом возрасте такой опыт общения, реже подвержены страхам, вызванным разлукой с матерью, легче адаптируются к яслям. Важным моментом является и своевременная смена типа общения: переход от эмоционального контакта к деловому, практическому сотрудничеству. Если малыш воспитывается преимущественно матерью и круг его общения резко ограничен, при этом общение по характеру в основном эмоциональное, то такому ребенку чрезвычайно трудно строить отношения с незнакомыми людьми (например в дошкольном детском учреждении). Ведь с незнакомым человеком нельзя вступить в интимный эмоциональный контакт – приласкаться, забраться на руки; а другого типа общения малыш не знает. Помочь ему может только общение типа сотрудничества в совместной игре или практических действиях. Образ взрослого должен развиваться в сознании ребенка, насыщаясь новым содержанием в зависимости от опыта взаимодействия.

Малыш сможет наладить контакты с любым взрослым и не будет чувствовать себя одиноким и покинутым в отсутствие мамы только тогда, когда начинает видеть во взрослом пример и образец новых интересных действий, партнера по освоению и познанию окружающего мира.


Авдеева Н. Н. В процессе общения со взрослым у ребенка складывается как образ себя, так и образ партнера по общению – взрослого. Причем разнообразие взаимоотношений малыша с окружающими людьми во многом определяются именно развитием общения, тем

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Математические модели в управлении формированием культуры самостоятельной деятельности и оценке его результатов
Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.
Использование ИКТ в обучении истории и обществознания
Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания
Когда младенец много плачет
Факторы формирования НГП и комплекс трусости у женщин
Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия его смягчения
Литература в школе
Психологические знания в древности
Ребенку об истории

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru