База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Завершение политической централизации Руси — История

ИВАН 3-Й. ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ РУСИ


Оглавление:

Введение……………………………………….………………….……………...3

Основная часть:

1. Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы………………………………………………………………….………..5

2. Отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости………………………………………………………..….……….11

3. Правовое оформление централизации. Судебник 1497 г…………………………………………………………………….……………14

Заключение………………………………………………………….…………15

Список использованной литературы…………………………….…………...16


Введение

 

Многие историки определяют конец 15 в. как переход от средневековья к Новому времени. Достаточно вспомнить некоторые факты: в 1492 г. Колумб открыл Америку, в 1453 г. пала Византийская империя, были совершены многие великие географические открытия, в странах Западной Европы наблюдается скачок в развитии производительных сил, появляется книгопечатание (1456, Гутенберг). 14−16 века в мировой истории получили название эпохи Возрождения.

Конец 15 столетия − это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством − закономерный итог исторического развития.

Объединение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом материального производства, который был обусловлен развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы экономики.

Это позволяло, в свою очередь, быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали национальные связи.

В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Монарх, стоявший во главе дворянства − господствующего класса того времени, возглавлял процесс объединения.

Свои особенности имело складывание централизованных государств в различных странах. Сравнительно-исторический метод исследования исторических процессов даёт основание сказать, что даже при наличии соответствующих социально-экономических причин объединение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъективных или объективных причин. Имелись определённые особенности и в образовании Российского государства, процесс создания которого хронологически совпадает со многими западно-европейскими странами.

Цели и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении завершения политической централизации Руси.

         Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:

1.              рассмотреть процесс завершения объединения русских княжеств под властью Москвы;

2.              рассмотреть отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости;

3.              рассмотреть правовое оформление централизации. Судебник 1497 г.

Объект исследования – завершение политической централизации Руси.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением завершения политической централизации Руси.


Основная часть

 

1. Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы

 

Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, её южные и юго-западные земли были включены в состав Литвы, Польши, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Литвой и Польшей, с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами.

Затормозили социально-экономическое развитие русских земель монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго. Образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России, то есть на феодальной основе, в отличие от передовых стран Западной Европы. Именно это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, гражданское, демократическое общество, почему в России еще долго будут господствовать сословность, крепостное право, неравноправие граждан перед законами[1].

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана 3-го

(1462−1505) и Василия 3-го (1505−1533).

Слепой отец Василий 2-й рано сделал своего сына Ивана 3-го соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава осторожного и дальновидного, расчетливого и удачливого политика. В то же время отмечено, что он не раз прибегал к интригам и коварству. Иван 3-й − одна из ключевых фигур нашей истории. Перечислим некоторые факты. Он первым принял титул «Государь всея Руси». Красный кирпичный Московский Кремль, сохранившийся до наших дней, был возведен при нём. Двуглавый орел при нём стал гербом нашего государства. Ненавистное золотоордынское иго было окончательно свергнуто при нем. При нём в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. Первый Судебник был создан при нем в 1497 г. и при нём же стали формироваться общегосударственные органы управления страной. Использовать термин «Россия» в отношении нашего государства стали при нём.

Опираясь на мощь Москвы, Ивану 3-й смог практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси:

·     в 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество. Князья Ярославского княжества стали служебными князьями Ивана 3-го;

·     Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как её бояре принесли присягу Ивану 3-му, подошедшему к городу с большим войском;

·     ещё Василий 2-й Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван 3-й приобрел оставшуюся часть;

·     в 1472 г. началось присоединение Перми Великой;

·     в 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении;

·     в 1503 г. многие князья западных русских областей (Черниговские, Вяземские, Одоевские, Воротынские, Новгород-Северские,) перешли от Литвы к московскому князю[2].

Новгородская боярская республика, обладавшая ещё значительной силой, оставалась независимой от московского князя. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Василий Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей судебной инстанцией в Новгороде (Яжелбицкий мир).

Часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы, опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве. Иван 3-й, узнав о сговоре бояр с Литвой, принял решительные меры к тому, чтобы подчинить Новгород. В походе 1471 г. участвовали войска всех подвластных Москве земель, и это придало ему общерусский характер. Новгородцев обвиняли в том, что они «отпали от православия к латинству».

Решающее сражение произошло на реке Шелони. Новгородское ополчение, которое имело значительное превосходство в силах, сражалось неохотно. По словам близких к Москве летописцев, москвичи же, «как львы рыкающие», набросились на противника и более двадцати вёрст преследовали новгородцев. Через семь лет, в 1478 г., Новгород окончательно был присоединён к Москве. Из города был увезён в Москву вечевой колокол. Противников Москвы переселили в центр России. Но, учитывая силу Новгорода, Иван 3-й оставил за ним ряд привилегий: обещал не привлекать новгородцев к несению службы на южных границах, право вести сношения с Швецией. Городом теперь управляли московские наместники.

Присоединение к Москве новгородских, пермских и вятских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства[3].

26-летний сын Ивана 3-го и Софьи Палеолог − племянницы последнего византийского императора − Василий 3-й продолжил дело отца. А именно вёл себя как самодержец, начав борьбу за отмену системы уделов.

Василий 3-й в 1510 г. присоединил Псков, воспользовавшись нападением крымских татар на Литву. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднён. Московские наместники стали управлять Псковом.

В 1514 г. Смоленск, отвоеванный у Литвы, вошел в состав Московского государства. В честь данного события в Москве был сооружён Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери − защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы, вошла в состав России.

Завершился процесс объединения, таким образом, северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которую с конца 15 в. стали называть Россией.

Постепенно раздробленность сменялась централизацией. После присоединения Твери Иван 3-й получил почетный титул «Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и

Пермского, и Болгарского, и иных земель»[4].

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»). Теперь эти княжества назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также боярами-кормленщиками, так как за управление уездами получали корм − часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество − это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления.

Рассмотрим состав и деятельность Боярской думы. Состав Боярской думы был таков: 5−12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие − два высших чина в государстве). Кроме московских бояр с середины 15 в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, которые признали старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о «делах земли».

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных

ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

Пышный и торжественный церемониал стал устанавливаться при московском дворе в правление Ивана 3-го. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана 3-го на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог − дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г.

На западных землях Руси, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит.

В объединительном процессе русская церковь сыграла значительную роль. После избрания в 1448 г. митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Киевскую и Московскую. Их объединение произойдёт после воссоединения Украины с Россией[5].

Борьба внутрицерковная была связана с появлением ересей. В 14 в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце 15 в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (её зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землёй и крестьянами.

На некоторое время данные взгляды совпали со взглядами Ивана 3-го. Не было единого мнения также среди церковников. Во главе с основателем Успенского монастыря (в данное время Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким воинствующие церковники резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землёй и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви.

Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами − по имени Нила Сорского, который уединился в скиту на реке Соре на Вологодчине[6].

Церковные иерархи провозглашали самодержца царем зёмным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Иван 3-й на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и национальной, и государственной.


2. Отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости

 

Русские земли, разорённые монголами, были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды.

Непрекращавшаяся борьба, которую вёл русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Также этому способствовало наличие на Руси церковной организации и собственной администрации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства в отличие, например, от Средней Азии, Причерноморья, Прикаспия.

В 1243 г. Ярослав Всеволодович (1238−1246), брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия, был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку (пайдзу) − своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Был создан институт наместников-баскаков − руководителей военных отрядов монголо-татар, которые следили за деятельностью русских князей, для контроля над русскими землями. Донос баскаков в Орду обязательно заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а иногда и жизни), или карательным походом в непокорную землю. Только за последнюю четверть 13 в. было организовано 14 таких походов в русские земли[7].

Стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, некоторые русские князья встали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было ещё недостаточно. Так, в 1252 г. были разбиты полки галицко-волынских и владимирских князей. Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский, это хорошо понимал. Он взял курс на восстановление и подъём экономики русских земель. Русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды, поддержала политику Александра Невского. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения − «запись в число». В города посылали бесерменов (мусульманские купцы). Им на откуп отдавался сбор дани. Размер дани («выхода») был очень большим. Одна только «царева дань», то есть дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а затем деньгами, составляла 1300 кг серебра в год.

Перепись населения в 50−60-х годах 13 в. сопровождалась многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Владимира, Ярославля, Ростова, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что с конца 13 в. сбор дани был передан в руки русских князей.

Помимо постоянной дани существовали и  «запросы» − единовременные поборы в пользу хана. Также в ханскую казну шли налоги для «кормления» ханских чиновников, отчисления от торговых пошлин и т. д. Всего было 14 видов даней в пользу татар[8].

В 1480 г. монголо-татарское иго было навсегда свергнуто. Произошло это после столкновения монголо-татарских и московских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял Ахмат-хан, который заключил союз с польско-литовским королем Казимиром 4-м. Иван 3-й смог привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира 4-го, сорвав его выступление против Москвы. Ахмат-хан, простояв на Угре несколько недель,  понял, что вступать в сражение безнадёжно. Когда Ахмат-хан узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увёл свои войска обратно.

Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанёс сокрушительное поражение Золотой Орде. После этого её существование прекратилось.

Поражение Руси в 13 в. было полным. Юго-Западная и Западная Русь, избежав подчинения монголам, утратили не только политическую независимость, как северо-восточные княжества, но и внутреннюю самостоятельность. Войдя в состав Великого княжества Литовского и Венгрии, они впоследствии были поглощены Речью Посполитой. Лишь русский Север (Новгород и Псков) вплоть до конца 15 столетия продолжал традиции Древней Руси, оставался активным и самостоятельным участником политических отношений и торговых обменов в бассейнах Балтийского и Северного морей, частью ганзейской системы.

Москва, которая объединили великорусскую народность сначала как подручница Орды, а потом, когда окрепла и дождалась ослабления монголов, стряхнувшая их иго, в политическом отношении представляла собой соединение православия с восточной деспотией. С 1326 г., с переноса митрополичьей кафедры из Владимира-на-Клязьме, Москва является столицей России. Союз великого князя и митрополита с целью объединения православных земель вокруг Кремля стал первой национальной идеей великороссов. Так сложилась традиция российской самодержавной власти, которой церковь не противостоит, а подчиняется[9].

Именно эта традиция резко отличает Россию от Западной (но не от Восточной и Юго-Восточной) Европы.


3. Правовое оформление централизации. Судебник 1497 г.

 

В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства − Судебник Ивана 3-го. Судебник содержал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 Судебника ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определённым сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября)[10].

Судебник 1497 г. – важнейший памятник юридического характера Московской Руси конца 15 в., первый русский общегосударственный судебник Судебник 1497 г. имел целью распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидацию правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей. Судебник кодифицировал нормы обычного права, княжеские указы, уставные грамоты и т. д. Большая часть Судебника посвящена правилам процессуального права, и лишь несколько статей касаются вопросов материального права. Также усиливаются элементы розыскного процесса. Однако уголовные дела всё ещё решались поединком сторон. В Судебнике к нормам материального права относятся положения о купле, займе, землях, наследстве, межах, холопах, земледельцах. Впервые Судебник законодательно оформляет прикрепление свободных земледельцев к земле. Прежняя полная свобода перехода крестьян ограничивается сроком (Юрьев день) и платой «пожилого».

За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое», то есть плату за годы, которые он прожил на старом месте. Ограничение крестьянского перехода является первым шагом к установлению крепостного права в России. Однако до конца 16 в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.


Заключение

 

Итак, мы рассмотрели процесс завершения объединения русских княжеств под властью Москвы, отношения с Золотой Ордой и свержение татаро-монгольской зависимости, а также правовое оформление централизации. Судебник 1497 г.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

По распространенному мнению, нахождение русских княжеств в составе Орды в 13–15 вв. сыграло в отечественной истории не меньшую роль, чем принятие христианства в 10 столетии. Тот факт, что государство, этнически (славянское), по месту рождения (Восточная Европа) и духу (православное христианство) европейское, прошло «инкубационный период» становления в теле азиатской державы, дал основание говорить об особом, евразийском характере России. Если от Византии Россия унаследовала вместе с верой идею нерасчлененности высшей власти, то у монголов она взяла уроки устройства и функционирования этой власти.

Восстановление политической независимости России логически привело к восстановлению и расширению контактов с Западом. Великий князь Иван 3-й, объединивший северо-восточную Россию, покоривший Новгород и сбросивший монгольское иго, тем самым вернул Русь – но уже в качестве России – на политическую карту Европы. Он же стал первым российским западником. Иван Васильевич предпринял серьёзную попытку сблизить Московию с Западной Европой – как политически, так и культурно. Он не только пригласил итальянских мастеров для строительства Кремлевской крепости и соборов, но и сделал заявку на участие в складывавшейся системе международных отношений. Внутри страны Иван стремился упорядочить правовую систему, издав в 1497 г. Судебник – первый документ такого рода после Русской Правды Ярослава Мудрого.


Список использованной литературы:

 

1.         Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. – М., 2006. – С. 784.

2.         Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю / Под ред. А.А. Данилова. – М., 2005. – С. 80.

3.         Кудинова Н.Т. История России 9-20 веков. – Хабаровск, 2003. – С. 104.

4.         Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 520.

5.         Отечественная история: Конспект лекций / Под ред. В.А. Потатурова. – М., 2004. – С. 92.

6.         Проценко О.Э. История восточных славян с древнейших времен до конца 18 в. / Под ред. О.Э. Проценко, М.Я. Колоцея. – М., 2002. – С. 115.

7.         Судебник 1497 г. // Российская юстиция. – 2006. - № 11. – С. 47 – 50.



[1] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 57.

[2] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 59.

[3] Кудинова Н.Т. История России 9-20 веков. – Хабаровск, 2003. – С. 49.

[4] Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. – М., 2006. – С. 259.

[5] Кудинова Н.Т. История России 9-20 веков. – Хабаровск, 2003. – С. 58.

[6] Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. – М., 2006. – С. 263.

[7] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 62.

[8] Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. – М., 2006. – С. 271.

[9] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М., 2006. – С. 67.

[10] Судебник 1497 г. //Российская юстиция. – 2006. - № 11. – С. 47 – 50.

ИВАН 3-Й. ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ РУСИ Оглавление: Введение……………………………………….………………….……………...3 Основная часть: 1. Завершение объединения русских княжеств под властью Москвы………………………………………………………………….………..5 2.

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Законодательство Российской Империи об отмене крепостного права (вторая половина XIX века)
Закономерности развития Германского государства
Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года
Запорожская Сечь (середина XVII–конец XVIII вв.)
Запорожская Сечь - козацкое государство
Земская реформа
Земская реформа XIX века
Знаменитые люди Великобритании
Значение крестовых походов в истории средних веков
Значение реформ Петра I

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru