курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Елена Ленной
За последние несколько лет количество публикаций посвященных раннему развитию детей выросло в несколько раз и, на данный момент, с трудом поддается подсчету – это и книги по авторским методикам, и различные интерпретации методик, и просто обрывочные статьи в журналах. Поэтому позволим себе предположить, что родителей никогда не слышавших о Гленне Домане, Марии Монтессори, Николае Зайцеве, Сесиль Лупан значительно меньше, чем тех родителей, которые не только знакомы с работами этих авторов, но и в той или иной мере пытались применять их.
Такая тенденция, с одной стороны, не может не радовать. Ведь почти семьдесят лет назад советские психологи начинали вести речь о том, что маленькие дети обладают поразительнейшей гибкостью ума и огромнейшим потенциалом. Но с другой стороны, не может не огорчать отношение очень многих родителей к развитию как к обучению и натаскиванию: открытое давление на детей, принуждение, подкупы и прочие родительские способы «развить» своего ребенка как можно раньше, как можно успешнее по сравнению с соседскими детьми. В ход идут уроки с педагогами, занятия в студиях развития, курсы(!) по подготовке к школе. И это в 3-4-5 лет. Парадокс ситуации заключен в том, что именно на этот возраст приходится пик детской непосредственности и любознательности, которую родители нередко глушат тем, что по их мнению важнее. А дети не успевают осмыслить увиденное, не успевают задавать вопросы, не успевают самостоятельно делать открытия. Однако я совершенно убеждена, что есть родители, которые понимают свою роль не как роль строгого учителя, а как более опытного друга, который способен заинтересовать малыша, создать необходимую среду, показать многообразие мира, но при этом не дает готовых ответов, который позволяет исследовать, искать и находить их самостоятельно, развивая, таким образом, и ум, и сердце. Детям не нужно раннее развитие. Им нужна своевременная помощь в освоении мира. И такую своевременную помощь в состоянии оказать своему ребенку абсолютно любой заинтересованный родитель при помощи открытия, сделанного одним из величайших советских психологов - Л.С. Выгодского. Изучая механизмы работы детской психики он обратил внимание на то, что развитие происходит лишь только тогда, когда ребенок осваивает новые навыки. Но не просто осваивает в отрыве от его реальной жизни, а делает это на основе уже имеющихся у него знаний. Этот феномен получил название «зона ближайшего развития» и полноправно вошел в мировую педагогику и психологию.
Я предлагаю рассмотреть это понятие на примере 10ти месячного малыша. Итак, наш малыш умеет замечательно ползать и можно сказать, что он достиг в этом умении совершенства. Значит, ползание является для малыша зоной активного развития - умение уже достигнуто и не представляет собой для малыша никакой сложности. Само по себе ползание уже практически ничего не дает для развития ребенка, но при этом оно – важнейшее опорное средство для дальнейшего развития множества иных навыков. Ребенок подползает к маме и встает на ножки. Он хочет идти, но пока не получается. И мама, слегка поддерживая малыша, помогает ему шагать. Ходьба, в данном случае, - умение, которое ребенок только осваивает. Она то и находится в зоне его ближайшего развития. То есть навык скоро появится, но пока еще ходьба доступна только с помощью. Далее малыш пополз к своим игрушкам и взял, скажем, небольшую пирамидку. Сам стряхнул кольца, но одеть их в правильном порядке самостоятельно пока не может. Мама протягивает малышу нужные колечки и – пирамидка собрана. Собирание пирамидки – это тоже зона ближайшего развития, скоро это действие станет доступным и без помощи. А вот стряхивание колечек – это уже действие вполне освоенное и являющееся опорой для дальнейшего развития. Каждое действие, для выполнения которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически подстегивает его развитие. Однако, необходимо помнить, что польза от такого развития будет лишь тогда, когда новые навыки опираются на уже достигнутые. Резкое форсирование развития вещь неуместная, поскольку слишком часто приводит не к развитию психических функций, а к комплексам неполноценности, к детскому «перегоранию».
Особенно актуально понятие зоны ближайшего развития для тех детей-дошкольников, чьи родители всерьез увлечены методиками раннего развития. Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет родителям одновременно находится на полшага впереди своего малыша и на полшага позади.
Позади - для того, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывая ему собственных представлений о том, что ему должно быть интересно. А впереди – чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создавать должную мотивацию (без нее будет банальное натаскивание), а также необходимую для развития навыка среду.
Подрастая, малыш одновременно осваивает огромное количество самых разных умений – и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – ребенок с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки.
Обычно, в таком случае говорят о наличии способностей. Но практически у каждого ребенка есть такие умения, которые ему даются очень непросто и порой требуется существенная помощь взрослого для их освоения. В этом случае зона будет не слишком большой и необходимы дополнительные усилия для того, чтобы максимально возможно расширить ее. К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него ребенок все более и более совершенствуется. Главное - заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.
У постоянного нахождения внутри зоны ближайшего развития ребенка есть и еще одно очень важное свойство. Определение зоны невозможно без теснейшего общения и сотрудничества со своим ребенком. А общение с взрослым и со сверстниками, в том числе и опосредованно, через игру – мощнейший развивающий стимул. И тут хотелось бы напомнить, что любые методики раннего развития нужны лишь для примерного направления. В результате живого общения с ребенком вы обнаружите, что создали вашу собственную методику – такую, какая нужна вашему конкретному малышу исходя из его интересов. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнутся. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Но пожалуйста, никогда не забывайте, что главное, это ваша дружба с ребенком и ваше взаимное уважение. Лишь в этом случае вам удастся помочь ребенку вырасти гармоничным и счастливым человеком.
Зеркальный купол храма знаний (о роли философии в определении смыслов и целей образования)
Факторы становления начальных форм ответственности личности
Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки
"Истинная" мотивация как необходимое условие творчества
Анализ психологического портрета личности
Черты личности и особенности актуальной самооценки
Самоактуализация
Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
Развитие и трансформация этнической идентичности
Возникновение воспитательного процесса
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.