курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты банковской системы России
1.1 Понятие банковской системы, ее типы, структура
1.2 Эволюция и современное состояние банковской системы
1.3 Перспективы реформирования банковской системы РФ
Глава 2. Анализ и оценка кредитной работы в ОАО Банке "ВТБ24"
2.1 Характеристика ОАО Банка "ВТБ24"
2.2 Структурный анализ пассивов и активов ОАО Банка "ВТБ24"
2.3 Анализ ликвидности баланса ОАО Банка "ВТБ24"
Заключение
Список использованной литературы
Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать современное общество, так как именно банки, являясь центром, через которые осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий, проведение платежей и расчетов осуществление товарно-денежных отношений. В то же время именно благодаря банкам осуществляется перераспределение средств от тех, у кого имеются свободные денежные средства, тем, кому они в данный момент необходимы, благодаря мобилизации свободных денежных средств и выдачи кредитов.
Слово "банк" происходит от итал. "banko" - стол. Первоначально банки были исключительно конторами, производящими различные денежные операции, и преимущественно меняльными конторами (лавками). Постепенно меняльное дело расширяется, за счет выдачи разнообразных ссуд и привлечения денежных средств, и появляются банки, которые выдают кредиты, принимают вклады и проводят расчетные операции.
В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса данная тема является наиболее актуальной, ведь именно банки обслуживают весь хозяйственный оборот страны, способствуют развитию экономики за счет кредитования предприятий.
Выделяют четыре основных этапа развития банковской деятельности:
I этап - от античности до возникновения Венецианского банка;
II этап - с 1156 г. до учреждения Английского банка - 1694 г.;
III этап - с 1694 г. до конца XVIII-B.;
IV этап - с начала XIX в. до настоящего времени.
История развития банков привела к тому, что современный банк - это крупный банк, занимающийся достаточно широким кругом вопросов, осуществляющий расчеты и имеющий серьезную роль в экономике.
Целью курсовой работы является изучение банковской системы России и перспектив ее реформирования.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
1. дать понятие банковской системы, ее типов, структуры;
2. изучить эволюцию и современное состояние банковской системы;
3. предложить перспективы реформирования банковской системы РФ.
Совокупность всех банков представляет собой банковскую систему, появление которой было обусловлено тем, что их расширяющаяся деятельность не может быть реализована в отдельности, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы. Именно поэтому банковская система начала формироваться только в условиях появления центральных банков и выделения их из числа других банков не только в качестве эмиссионных центров, но и регулирующего звена[1].
Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. В единую банковскую систему, таким образом, включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков.
В настоящее время несколько расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции, в частности, союзы и ассоциации банков, банковскую инфраструктуру и банковский рынок.
В организационном плане банковская система может быть как одноуровневой (однозвенной), так и двухуровневой (двухзвенной).
кредитная банковская ликвидность баланс
При одноуровневой системе центральный банк и коммерческие банки находятся на одном уровне, выступая равноправными агентами или отделениями центрального банка. Такая система встречается в странах со слаборазвитой экономикой или странах с тоталитарным режимом. Она была характерна для СССР, когда имеющиеся три банка (Центральный банк, Стройбанк и Внешторгбанк) и сберегательные кассы находились на одном уровне и различались только целями и функциями.
Двухуровневая система представляет собой разделение всех банков на верхний и нижний уровни. На верхнем, первом уровне находится центральный банк, выступающий в роли организатора и контролера денежного обращения в стране, на втором - самостоятельные, но подконтрольные центральному банку коммерческие банки.
Такая система характерна для развитых стран с большим количеством коммерческих банков и обладающим отличным статусом центральным банком.
В соответствии с регламентацией и лицензированием банковскую систему разделяют на: универсальную и специализированную.
В универсальной системе коммерческие банки обладают возможностью выполнять все виды кредитно-финансовых услуг.
В специализированной системе разные коммерческие банки ориентированы на выполнение относительно узкого круга операций.
В чистом виде ни одной из систем не существует, так как каждая имеет свои преимущества и недостатки. В то же время страной, максимально приближенной к универсальной системе, является Германия, а страной со специализированной банковской системой - США.
При специализированной банковской системе преимуществом выступает возможность более качественного проведения данной операции: клиенты, обращающиеся в банк, также рассчитывают на получение только данной услуги, как правило, стоимость таких услуг может быть ниже, чем в универсальном банке. В то же время эти банки более рисковые, так как не происходит диверсификации операций, например, кризис в отрасли (при отраслевой специализации) может привести к банкротству такого банка. При универсализации теряются преимущества специализации как таковой, но при этом значительно уменьшается риск потерь и соответственно увеличивается финансовая устойчивость таких банков. Кроме того, в современных условиях, когда клиенты тесно связаны с банковским обслуживанием (получение заработной платы, оплата платежей, проведение расчетов, получение кредитов), они выбирают универсальный банк, где можно сразу получить весь комплекс необходимых услуг. В силу этого в последние десятилетия наметилась тенденция к постепенному переходу от специализированной банковской системы к универсальной, примером чего является банковская система Японии и Австралии.
Дальнейшее развитие кредита и банков проявляется в расширении, обобществлении финансово-кредитных учреждений, появлении новых задач и функций банковской системы. Если на этапе становления она выполняла роль вытеснения ростовщического кредита путем возрастающего привлечения денежных средств всех экономических агентов, как предприятий, населения, так и государства, то в последующем ее роль существенно изменилась. Современная банковская система выполняет функции не только аккумуляции и мобилизации денежных средств, но и их размещения. Постепенно банковская система превратилась во всесильного монополиста, распоряжающегося почти всем денежным капиталом, в силу чего появилась и расширяется функция посредника в проведении платежей. Развитие безналичного обращения приводит к тому, что основой всех расчетов, проводимых в стране, становится банковская система. Расширился перечень операций, проводимых банками. Однако особая роль именно банковской системы в целом заключается в ее воздействии на социально-экономические процессы, происходящие в стране. При помощи денежно-кредитных рычагов, умело поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, банковская система способна регулировать экономику страны.
Элементы, образующие банковскую систему, имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, т.е. имеют различный статус. Но при этом они действуют в одной и той же сфере общественных отношений - сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единый предмет и метод регулирования[2].
Структурные элементы банковской системы могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по наличию государственно-властных полномочий выделяются: центральный банк, как банк, имеющий государственно-властные полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков, таких полномочий не имеющие. Организации, входящие в банковскую систему, могут иметь статус юридического лица (центральный банк, коммерческие и иностранные банки) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориальные учреждения центрального банка, представительства и филиалы отечественных и зарубежных банков).
По месту регистрации банки подразделяются на отечественные (национальные банки) и иностранные.
В зависимости от целей, стоящих перед организациями, включенными в банковскую систему, их подразделяют на коммерческие, основной целью деятельности которых является получение прибыли, и некоммерческие организации, например центральный банк, не имеющий цели получения прибыли.
Центральное место в банковской системе занимает центральный банк, который помимо общих для всех кредитных организаций банковских операций выполняет ряд несвойственных им функций: является главным банком страны, выступает эмиссионным центром, проводит денежно-кредитную и валютную политику, осуществляет контроль и надзор за коммерческими банками.
Следующим элементом банковской системы являются кредитные организации, существующие в форме банков и тех небанковских кредитных организаций, которые составляют инфраструктуру банковской системы. В свою очередь коммерческие банки, как было сказано ранее, подразделяются на специализированные и универсальные.
К специализированным банкам относят[3]:
- ипотечные банки, которые специализируются на выдаче кредитов под залог недвижимости на приобретение недвижимости (ипотечных кредитов). Особенностью этих банков является то, что они являются банками долгосрочного кредита, т.е. выдают их на срок от 10 лет и выше (средний срок ипотечного кредита от 20 лет). Для предоставления таких кредитов банк должен обладать долгосрочными ресурсами, в качестве которых выступают собственный капитал банка и привлечены средства, формирующиеся путем выпуска и реализации долгосрочных ипотечных облигаций. Чаще всего такие банки не принимают вклады населения. Последние десятилетия источником ресурсов для таких банков выступает секьюритизация (оформление кредитов в виде ценных бумаг и реализация последних на рынке), что позволяет банкам не только снижать риск операций, а следовательно, снижать проценты по кредитам, но и расширять объемы выдаваемых кредитов;
- инвестиционные банки, основными операциями которых являются операции с ценными бумагами. Различают инвестиционные банки первого типа, характерные для стран с развитым рынком ценных бумаг (например США), и инвестиционные банки второго типа, характерные для стран с недостаточно развитым рынком ценных бумаг (Италия). Инвестиционные банки первого типа выполняют разнообразные операции, связанные только с ценными бумагами-формируют капитал за счет выпуска акций и облигаций, размещают полученные денежные средства в корпоративные, реже государственные ценные бумаги, выступают посредниками на рынке ценных бумаг, выполняют функции андеррайтера при первичном размещении ценных бумаг клиентов. Таким банкам запрещено принимать вклады населения, что связано как с долгосрочностью вложений этих банков, так и с высокой рискованностью проводимых операций.
Инвестиционные банки второго типа осуществляют операции не только с ценными бумагами, но и занимаются долгосрочным кредитованием нефинансового сектора экономики. При этом им разрешено принимать вклады населения, но только на долгосрочной основе, что приводит к необходимости формирования определенных резервов, которые снижают доходность данных банков, так как резервы могут быть размещены только в ликвидные вложения (краткосрочные ценные бумаги, государственные и муниципальные ценные бумаги, голубые фишки), прибыльность которых мала. Для. России в настоящее время характерно появление инвестиционных банков второго типа, так как рынок ценных бумаг в стране еще не получил должного развития;
- сберегательные банки, главным клиентом которых выступает население. Эти банки универсальны по набору операций, они выполняют операции, по привлечению вкладов, выдаче кредитов, проведению расчетов, покупке и продаже ценных бумаг и т.д., но специализация их проявляется в том, что их деятельность неразрывно связана с населением;
- внешнеторговые банки, деятельность которых направлена на обслуживание внешней торговли. Основными операциями этих банков являются осуществление международных расчетов и выдача внешнеторговых кредитов, т.е. кредитование экспортно-импортных операций;
- банкирские дома представляют собой частные банковские учреждения, занимающиеся учредительской деятельностью, биржевыми спекуляциями, операциями с драгоценными металлами, управлением доверительными фондами, кредитованием местных органов власти. Такие дома явились первыми банками и. выросли из ростовщичества. В настоящее время их количество незначительно, они встречаются лишь в отдельных странах, в частности, в Германии, США, Франции, Англии. При этом стоит отметить, что на сегодняшний момент они не являются частными, а в большей степени находятся в управлении семьи, например, банкирский дом Ротшильда, Моргана, Рокфеллера;
- инновационные банки, осуществляющие венчурные (рисковые) операции, связанные с реализацией научно-технических проектов;
- почтово-сберегательные банки возникли как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств, проводят кредитование населения. В последнее время в большинстве стран все большее распространение получают кредитно-расчетные операции этих банков. Наиболее характерны они для Германии. Развитая банковская система предполагает не только большею количество банков, но и разветвленную сеть филиалов и представительств этих банков, позволяющих в большей степени обслуживать клиентов. В банковскую систему включаются и иностранные банки, и их филиалы, действующие на территории данной страны.
Помимо банков, банковская система включает некоторые небанковские институты, которые составляют инфраструктуру банковской системы - отделения инкассации, занимающиеся инкассацией Денежных средств, расчетные организации, проводящие расчеты между банками. Расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие операции: открывать и вести счета юридических лиц, осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков, корпораций по их банковским счетам.
В зависимости от функционального назначения небанковские кредитные организации могут[4]:
- обслуживать юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг;
- проводить расчеты по пластиковым карточкам;
- исполнять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
- выполнять операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме.
Таким образом, в целом структура банковской системы может быть представлена в виде двух уровней:
1. Центральный банк.
2. Банковский сектор:
- универсальные коммерческие банки;
- специализированные коммерческие банки, в том числе:
сберегательные банки, ипотечные банки, инвестиционные банки, внешнеторговые банки, банкирские дома.
небанковские организации, определяющие инфраструктуру банковской системы, включающие инкассаторские и расчетные учреждения.
1.2 Эволюция и современное состояние банковской системы
Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада. В своем развитии она прошла несколько этапов. Условно их можно разделить на пять: с середины XVIII в. до 1860г. - период создания и функционирования банков как государственных (казенных); с 1860 по 1917г. - период развития и совершенствования банковской системы; с 1917 по 1930г. - формирование новой банковской системы; с 1932 по 1987г. - стабильное функционирование социалистической банковской системы; с 1988 г. по настоящее время - формирование современной рыночной банковской системы[5].
Началом первого этапа в развитии банковской системы явилось создание в 1733г. государственного ссудного банка, который в большей степени играл роль казенного ломбарда. Но еще до этого в России уже в 1665 г. в Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным была предпринята попытка учреждения коммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.
Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования. Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка - Государственный заемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. для поощрения внешней торговли.
Наряду с банками в 1772 г. появляются специализированные кредитные учреждения, принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либо под залог ипотеки (сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (ссудные кассы), В 1775 г. появляются Приказы общественного призрения, формирующие капитал за счет приема вкладов и выдающие краткосрочные кредиты под залог недвижимости.
Начиная с 1786г., когда на базе Петербургского и Московского земельных банков для дворянства был учрежден Государственный земельный банк, появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования. Среди них - Вспомогательный банк для дворянства (1797г.), особенностью которого была выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскими билетами с принудительным курсом. Они были обязательны к приему как частными лицами, так и казначейством по принудительной стоимости и приносили определенный годовой доход.
В 1817 г. был создан Государственный коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы - трансферты). Банк активно выделял выдачу ссуд и вел учет простых и переводных векселей. При этом ему были предоставлены определенные привилегии, в частности, капитал и вклады не облагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов. Государство сохраняло определенный контроль над банком путем назначения половины, директоров и утверждало решения правления банка, касающиеся активных операций. Данный банк имел 12 отделений.
В 50-е гг. XIX в. начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. Ведь, по сути, имеющиеся банки были казенными учреждениями с присущими им ростовщическими чертами. Поэтому в 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.
Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860 г. Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе Государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений. Среди долгосрочных наиболее известными были: Санкт-Петербургское городское кредитное общество, созданное на основе взаимного кредитования и солидарной ответственности для выдачи ссуд под залог городской недвижимости; Херсонский земский банк, созданный на базе принципа взаимного кредитования; Общество взаимного поземельного кредита (стало банкротом в 1890 г.). В числе краткосрочных институтов можно назвать Санкт-Петербургское общество взаимного кредита и Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, который стал первым акционерным банком. К 1872 г. банковская система России состояла из:
- Государственного банка;
- общественных городских и земельных банков;
- частных банков: долгосрочного кредитования - под залог недвижимости с круговой порукой - и акционерных; под залог городской недвижимости - городские кредитные общества; краткосрочного кредитования - акционерные коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в 1863 г.; сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870 г.
На начало 80-х гг. XIX в. в России насчитывалось 44 акционерных банка (впервые появились в 1864 г.) с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товарищества, 32 коммерческих банка, 232 городских общественных банка. Помимо этого появились банкирские конторы, торговые дома, меняльные лавки, которые осуществляли значительное количество банковских операций и также привлекавшие средства клиентов для осуществления высокорисковых операций.
Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной. Но уже к 1914г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные. К государственным относились: Государственный банк, Комиссия погашения государственных долгов, государственные сберегательные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельный банк (1885 г.) и Крестьянский поземельный банк (1881 г.).
К общественным и частным банкам относились: 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественных банков, земские банки, общества взаимного поземельного кредита (1866 г.), 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15 450 ссудо-сберегательных товариществ, 16.000 кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки и кассы, 11 кредитных союзов, объединявших 558 товариществ и 4.724 общественных крестьянских учреждений мелкого кредита. Наиболее крупными банками были: Петербургский международный банк (1869 г.), Русский банк для внешней торговли (1871 г.), Петербургский учетный и ссудный банк (1869 г.), Петербургский частный коммерческий банк (1864 г.), Азовско-Донской коммерческий банк (1890 г.), Волжско-Камский банк (1870 г.).
Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 г. - полная ее реорганизация. Начался новый, третий этап развития банковской системы России.
В 1917 г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стала национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков. Политика "военного коммунизма" привела к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного банка и передачу его функций Наркомфину в 1920 г. Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восстановления. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. - банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, банковская система вновь стала многозвенной. В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Банк находился в ведении Государственного банка СССР и занимался кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 г. в России существовали: Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк). Существовали также акционерные, отраслевые, региональные банки, прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли, общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, кредитная кооперация. Появление этих звеньев кредитной системы было обусловлено развитием мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленников. В то же время общества взаимного кредита стали - паевыми объединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина. Целевое назначение каждого ранее названного банка не означало их жесткой специализации, это делалось для того, чтобы привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.
Во второй половине 20-х гг. развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы. В 1927 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "О принципах построения кредитной системы", в соответствии с которым Государственный банк получал оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков.
Очередным этапом реорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк в соответствии с квартальными планами. В целом в 1927 - 1929 гг. были ликвидированы специфические кредитные функции банков, что превратило банковское кредитование в разновидность государственного планового финансирования.
Кредитная реформа 1930-1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием, Банковская система была перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной и состояла из: Госбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений - Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанка, имевшего широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками; сберегательных касс, представлявших единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее население путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов.
В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована: были упразднены два банка - Сельхозбанк и Цекомбанк, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк. В его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского). Окончательная структура банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала до 1988 г.
Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль "банка банков", были созданы пять отраслевых банков: Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживание жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, а также Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), специализировавшийся на внешнеэкономической деятельности.
Такое множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. Принятый Закон "О кооперации" (1988 г.) позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному "банковскому буму". К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год - 224, а к концу 1991 г. - 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой "банки-однодневки", которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходили новые, предлагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие свои обязательства.
Определенный порядок наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. были приняты два закона: "О Государственном банке" и "Закон о банках и банковской деятельности", в которых указывались условия открытия банков, пути и методы контроля за ними[6]. Затем был принят Закон "О банках и банковской деятельности РФ", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им было дано право осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.
Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1413 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 образованы вновь. Но, по сути, основная их часть (73 %) состояла из мелких банков общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн. руб.) было 2 % от общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация персонала, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.
К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банков с 4539 филиалами и 414 кредитных учреждений. Увеличился и совокупный капитал банков. Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавались либо как "карманные", либо на базе специализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости: Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.
Вплоть до кризиса 1998 г. банковская система развивалась достаточно стабильно. Сначала продолжился рост количества банков, а с 1996 г. началось сокращение. При этом зарегистрированных банков стало больше. Сокращение шло не только за счет снижения темпов роста банков. Причиной уменьшения количества действующих банков становится также их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Особенно резко снижается число паевых, мелких банков и банков с иностранным участием.
Но, несмотря на это, структура коммерческих банков в стране не изменилась, и для этого периода оставались характерными те же тенденции:
- преобладали мелкие и средние банки. Половина коммерческих банков имела уставный капитал менее 1 млн. экю;
- преобладали паевые (1157), акционерные (872) и смешанные (152) банки;
- основная часть банков функционировала в Центральном регионе;
- увеличилось количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом. В 1997 г. за рубежом было открыто 15 филиалов и 312 представительств.
Развитие банков в России практически неразвитой оставалась сеть специализированных банков, например, ипотечных инвестиционных. В 1997г., как и ранее, основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов - населения, предпринимателей, государства. В этом плане отечественная банковская система существенно отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов составил 286 трлн. руб. В совокупных активах кредитные вложения составляли 44 %, при этом доля экономики - 35 %. На долю государства приходится 154 трлн. руб., или 31 % активов. Причем нужно отметить, что если до 1996г. вклады в государственные ценные бумаги преобладали в активах, то в 1997г. наметилась тенденция к их снижению. Наиболее крупным кредитором Правительства выступает Сбербанк.
В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения - 140 трлн. руб. и юридических лиц - 89 трлн. руб. На долю срочных вкладов приходится небольшая часть - 38 трлн. руб. Доля валютных вкладов составила 98 трлн. руб. Однако 1997 г. оказался последним благоприятным годом для коммерческих банков. Первая половина 1998 г. почти не принесла банкам прибыль, причем в большинстве случаев расходы превышали доходы. Структура пассивов и активов банков претерпела существенные изменения, связанные с событиями на финансовом рынке России. Значительно увеличилась доля государственных ценных бумаг в активах коммерческих банков (до 13,6 %). За этот период суммарный капитал 20 крупнейших банков снизился более чем на 15 %, а величина ликвидных активов - в 3 раза. Пытаясь спасти себя, банки начали привлекать сбережения населения, но и это не помогло. И в середине 1998 п начался серьезный банковский кризис, осложнившийся ситуацией 17 августа 1998 г., который включил комплекс процессов: падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю собственного капитала.
Многие, даже крупнейшие банки потерпели фиаско, уменьшилось их общее количество, сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков и выплаты долгов. У многих банков серьезно уменьшился собственный капитал, в некоторых случаях он достиг отрицательной величины. В целом капитал банковской системы в рублевом исчислении уменьшился втрое, а в валютном - в 8,5 раз.
Первый этап реформирования (сентябрь 1998 г. - 2000 г.) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот период были в основном преодолены последствия банковского кризиса, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансово-экономического кризиса 1998 г., восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Однако - банковский сектор все еще не был достаточно развит. Значительная доля его капитала формировалась государством.
Новый этап реформирования банковского сектора начался в 2001 г. На этом этапе завершился период вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности. За период до 2001 г. Банком России было отозвано более 800 лицензий. Банк России получил дополнительные возможности для выполнения функций в области регулирования деятельности кредитных организаций. В соответствии с международным опытом были установлены обязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковских операций, определены возможности для предъявления дополнительных требований к руководителям и участникам кредитных организаций.
Все это не могло не сказаться на развитии банковской системы России. Состояние банковского сектора в последние годы свидетельствует о закреплении и развитии тенденции к восстановлению банковской деятельности. За период с 2000 по 2002 г. совокупные активы банковского сектора в реальном исчислении возросли на 31,8 %, капитал - на 41,7 %, при этом рост капитала наблюдался у 90 % кредитных организаций. Продолжился процесс расширения ресурсной базы за счет средств предприятий и организаций, а также вкладов населения. Улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, уменьшении просроченной задолженности, повышении качества кредитного портфеля. Существенно улучшились финансовые результаты деятельности кредитных организаций.
Однако пока нельзя говорить, что банковская система полностью восстановлена. Совокупные активы российского банковского сектора все еще не превышают 35 % ВВП, невелика и доля вкладов в формировании ресурсной базы банков: в совокупных пассивах банковского сектора на протяжении всего послекризисного периода она не превышала 20 %.
Основными факторами, препятствующими развитию банковской деятельности, являются: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недостоверность отчетности многих отечественных предприятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, недостаточное правовое обеспечение возможности банковского надзора, уровень странового рейтинга России, низкое качество управления во многих кредитных организациях, недостаточное развитие современных банковских технологий, высокие риски[7].
В долгосрочной перспективе на развитие банковской системы России определяющее влияние будут оказывать следующие факторы:
Первый, и главный - состояние и тенденции развития реального сектора экономики страны. Спрос на банковские услуги и его структуру будут определять: темпы прироста ВВП, инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, изменения в отраслевой и секторальной структуре (особенно, рост сфер услуг), динамика реальных доходов населения и структура их использования, уровень инфляции.
В настоящее время имеется ряд разработок, в которых изложены сценарные прогнозы развития российской экономики на долгосрочный период: "Долгосрочный прогноз роста российской экономики (проект)", - МЭРиТ.30.12.2005 г., (www.economy.gov.ru)"; "Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года" - ЦМАКП. (www.forecast.ru) и др.
По мнению большинства экспертов, экономика России в ближайшие 15 лет будет воспроизводить модель либо усиления инновационной компоненты экономического роста (сверхбыстрая индустриализация и модернизация, внедрение инновационных подходов), либо продолжит инерционное развитие, в основе которого - сохранение умеренно-консервативной динамики, определяемой экспортом энергоресурсов и сырья.
Таким образом, целесообразно рассмотреть два крайних варианта развития экономики, в частности динамики ВВП. Первый из них предполагает более высокие темпы экономического роста, масштабные сдвиги в структуре экономики, активизацию внутреннего рынка. Как результат увеличение реального благосостояния населения. Эти оптимистичные прогнозы достижимы при значительном расширении масштабов банковской системы и при условии её активного вовлечения в инвестиционные и в инновационные процессы, ожидаемые в реальном секторе экономики.
В основе второго сценария лежит энергетический и сырьевой экспорт.
Вторым основным фактором является вектор социально-экономической политики Правительства РФ, который будет определяться ведущими политическими силами страны и формировать общенациональные цели на долгосрочную перспективу, и эффективность реализации такой политики.
В ряду этих целей важное значение для банковской системы будет иметь также позиция по вопросам:
- необходимой и желательной вовлеченности России в процессы глобализации, в том числе на рынках финансовых услуг;
- будет ли осознана необходимость ускоренного развития и укрепления национальной банковской системы и сформирована стратегия "банкизации" страны;
- способов и направлений решения демографических проблем страны, которые могут стать основным ограничителем экономического роста;
- социальной политики, которая способствовала бы повышению качества "человеческого капитала", уменьшению социального расслоения населения и формированию широкого "среднего класса", который является одним из главных потребителей банковских услуг.
Очевидно, что достижение поставленных задач требует ускоренного развития банковского сектора, активность которого является ключевой детерминантой социально-экономического развития. К сожалению, развернутых программных заявлений ведущих политических сил в отношении социально-экономического развития страны до 2020 года в настоящее время не существует, поэтому прогнозы возможной динамики основных показателей развития банковской системы России в период до 2010, 2020 годов неизбежно будут носить "объективистский" характер.
В их основе лежит предположение, что достижение Россией определенного уровня ВВП на душу населения "объективно требует" таких количественных и качественных параметров банковской системы, которые характерны для стран с аналогичным уровнем развития.
Ускоренного роста отечественной банковской системы будет требовать и формирование "рублевой зоны", прежде всего в странах СНГ.
Интервалы возможного роста активов и капитала российской банковской системы и объемов кредитования нефинансового сектора экономики.
Таблица 1. Возможные темпы роста активов банковской системы РФ в соответствии со сценарием №1
Показатель на конец года | 2009 (факт) | 2010 (прогноз) | 2020 (прогноз) | |
Активы | млрд. руб. | 9 750 | 28800 | 93500 |
% к ВВП | % | 45 | 70 | 95 |
Среднегодовые темпы прироста в период | 2000-2009 | 2009-2010 | 2011-2020 | |
% | 32,1 | 24 | 12,5 |
Таблица 2. Возможные темпы роста активов банковской системы РФ в соответствии со сценарием №2
Показатель на конец года | 2009 (факт) | 2010 (прогноз) | 2020 (прогноз) | |
Активы | млрд. руб. | 9 750 | 17570 | 37710 |
% к ВВП | % | 45 | 49 | 56 |
Среднегодовые темпы прироста в период | 2000-2009 | 2009-2010 | 2011-2020 | |
% | 32,1 | 13,1 | 7,9 |
В период 2009-2010 годов среднегодовой прирост активов банковской системы может находиться в интервале от 24% до 13,1%, в период 2011-2020гг. - в интервале от 12,5-7,9%. Таким образом, отсутствие институциональных преобразований в банковской системе снижает темпы его прироста в 2 раза.
Для достижения указанного отношения активов к ВВП темпы среднегодового прироста активов банковской системы должны в период 2009-2010 годов опережать темпы прироста ВВП России в текущих ценах в 1,72 раза, а в период 2011-2020 годов - в 1,65 раза. Достигнуть такого опережения будет крайне непросто - достаточно отметить, что в период 2000-2007 годов такое опережение составляло лишь 1,34 раза (если учитывать уровень инфляции индексом-дефлятором ВВП и в 1,6 раза, если уровень инфляции оценивать как индекс потребительских цен).
Несмотря на прогнозы высоких темпов роста активов и капитала, расчеты показывают, что есть реальная возможность их достижения. Для этого необходимо, чтобы:
- Депозиты физических лиц будут росли темпами, опережающими темпы роста доходов населения в 1,026 раза.
- Динамика депозитов юридических лиц соответствовала динамике финансового результата в реальном секторе.
- Текущие и расчетные счета предприятий росли темпами роста денежной массы М2.
- Темпы развития рынка МБК следовали общему тренду развития всей банковской системы.
- Заимствования банков из-за рубежа росли темпами роста сальдированных пассивов банковской системы.
- Привлечение средств Инвестиционного фонда, снятие ограничений на размещение пенсионных средств во ВЭБе. Совокупный объем этих средств, не нарушающий равновесия на денежном рынке, не должен превышать 3-6% от величины пассивов.
Учитывая ужесточение требований к достаточности капитала (в том числе, переход к выполнению требований Базель-2) темпы прироста собственного капитала банковской системы должны быть выше, чем прирост активов. Если к 2020 году отношение капитала к активам заложить на уровне 15%, то получается следующая динамика прироста капитала (табл.3 и 4):
Таблица 3. Необходимые темпы роста собственного капитала банковской системы РФ в соответствии со сценарием №1.
Показатель на конец года | 2009 (факт) | 2010 (прогноз) | 2020 (прогноз) | |
Капитал | млрд. руб. | 1 242 | 3 740 | 13 510 |
% к ВВП | % | 5,7 | 9,6 | 13,8 |
К активам банков | % | 12,7 | 13,3 | 14,8 |
Среднегодовые темпы прироста в период | 2000-2009 | 2009-2010 | 2011-2020 | |
% | 33,6 | 25,1 | 13,7 |
Таблица 4. Необходимые темпы роста собственного капитала банковской системы РФ в соответствии со сценарием №2.
Показатель на конец года | 2009 (факт) | 2010 (прогноз) | 2020 (прогноз) | |
Капитал | млрд. руб. | 1 242 | 2 370 | 5 600 |
% к ВВП | % | 5,7 | 6,6 | 8,4 |
К активам банков | % | 12,7 | 13,5 | 14,8 |
Среднегодовые темпы прироста в период | 2000-2009 | 2009-2010 | 2011-2020 | |
% | 33,60 | 14,2 | 9,0 |
Таким образом, в период 2009-2010 г. ежегодный прирост капитала банковской системы должен находиться в интервале от 25% до 14%, а в период 2011-2020 годов - 14-9%.
Банк ВТБ24 - один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг.
Мы входим в международную финансовую группу ВТБ и специализируемся на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.
Сеть банка формируют 500 филиалов и дополнительных офисов в 69 регионах страны. Мы предлагаем клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике.
В числе предоставляемых услуг: выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское кредитование, автокредитование, услуги дистанционного управления счетами, кредитные карты с льготным периодом, срочные вклады, аренда сейфовых ячеек, денежные переводы.
Часть услуг доступна нашим клиентам в круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.
Основным акционером ВТБ24 является ОАО Банк ВТБ (98,93% акций). Уставный капитал ВТБ24 составляет 50,6 млрд рублей, размер собственных средств (капитала) - 96,6 млрд рублей.
Коллектив банка придерживается ценностей и принципов международной финансовой группы ВТБ. Одна из главных задач группы - поддержание и совершенствование развитой финансовой системы России.
Деятельность ВТБ24 осуществляется в соответствии с генеральной лицензией Банка России № 1623 от 13.07.2000 г.
Деятельность Банка осуществляется на основании ежегодных планов перспективного развития.
Банк "ВТБ24" ОАО относится к категории финансово стабильных кредитных организаций области. Одним из факторов стабильности является универсальность банка. Банк оказывает полный спектр банковских услуг. Ресурсная база формируется за счет привлеченных ресурсов и собственных средств.
В соответствии со стратегией развития Банка основными направлениями деятельности является:
повышение надежности и эффективности работы Банка, его отдельных подразделений, а также надежность его платежных и технических систем;
внедрение новой идеологии работы с клиентами, основанной на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;
развитие новых услуг и технологий, совершенствование качества оказываемых услуг, снижение их себестоимости;
привлечение средств организаций и физических лиц, а также размещение их в экономику региона;
реализация Программы развития региональной сети Банка;
сохранение своих позиций и доли Банка на валютном рынке и рынке драгметаллов;
сохранение своих позиций и доли Банка на рынке ипотечного кредитования, в том числе в рамках сотрудничества с Южно-Уральской Корпорацией жилищного строительства и ипотеки;
обеспечение роста собственного капитала и прибыли, достаточных для проведения капитальных вложений, обеспечение сохранения рентабельности активов.
2.2 Структурный анализ пассивов и активов ОАО Банка "ВТБ24"
Пассивы банка представляют собой источники средств банка для вложения в активные операции.
Рассматривая структуру пассивов банка необходимо определить долю собственных, заемных и привлеченных средств.
Динамика источников средств банка представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 Динамика изменения структуры пассивов ОАО Банка "ВТБ24" за 2006-2008 год
Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что важнейшую роль в источниках средств банка играют привлеченные средства, данная тенденция прослеживается на протяжении всего анализируемого периода с 2006г. по 2008г. Доля данного источника возрастает как в абсолютном, так и в долевом соотношении.
Данная тенденция является положительной, так как привлеченные средства являются менее дорогими по сравнению с заемными средствами, так как в данном случае инициатором для размещения средств в банке являются вкладчики, кредиторы.
Доля собственных средств банка в финансировании активных операций банка невысока от 20,16 в 2006 г. до 12,08 в 2008 г., однако, данная ситуация вполне заурядна ведь в банковской практике существует правило: собственные средства составляют от 10 до 20 % в общем объеме средств.
В 2008 г. в структуре источников появляются заемные средства, они наиболее дорогие среди возможных источников, на привлечение заемных средств банк идет при наличии следующих возможных условий: нехватка ликвидных средств, возможность разместить заемные средства под более высокие проценты.
Однако, для анализа ликвидной позиции банка, следует уточнить, за счет каких именно источников осуществляется привлечение средств.
Структура привлеченных средств ОАО Банка "ВТБ24" представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Структура привлеченных средств ОАО Банка "ВТБ24" 2006-2008 г. (тыс. руб.)
Вид привлеченных средств | 01/01/2007 | 01/01/2008 | Абс. откл, тыс. руб. | 01/01/2009 | Абс. откл., | |||
% | % | % | ||||||
Выпущенные векселя | 15496 | 19,7 | 43 534 | 19,5 | +28038 | 82064 | 20,09 | +38530 |
Депозиты, в т. ч. | 6631 | 8,43 | 23 012 | 10,31 | +16381 | 55948 | 13,7 | +32936 |
До востребования | 1048 | 1,33 | 2 956 | 1,32 | +1908 | 553 | 0,14 | -2403 |
До 30 дней | - | - | - | - | - | - | - | - |
От 31 до 90 дней | 1050 | 1,33 | - | - | -1050 | 9 | 0 | +9 |
От 91 до 180 дней | 338 | 0,43 | 59 | 0,03 | -279 | 1 347 | 0,33 | +1288 |
От 181 до 1 года | 424 | 0,54 | 11292 | 5,06 | +10868 | 3 970 | 0,97 | -7322 |
Свыше 1 года | 3770 | 4,79 | 8 705 | 3,9 | +4935 | 50 069 | 12,27 | +41364 |
Кредиторская задолженность | - | - | 1780 | 0,8 | +1780 | 1282 | 0,31 | -498 |
Обслуживание счетов | 35895 | 45,65 | 80998 | 36,3 | +45103 | 114425 | 28,01 | +33427 |
Прочие обязательства | 13981 | 17,88 | 50916 | 22,9 | +36935 | 98 758 | 24,18 | +47842 |
Итого | 78633 | 100,00 | 223252 | 100,00 | +144619 | 408425 | 100,00 | +185173 |
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что основным видом привлеченных средств ОАО Банка "ВТБ24" являются остатки на расчетных и текущих счетах клиентов, которые соответственно составили на 01/01/2007 - 35895 тысяч рублей, на 01/01/2008 - 80998 тысяч рублей, на 01/01/2009 - 114425 тысяч рублей, их доля соответственно составляла 46%, 36% и 28% в общей сумме привлеченных средств.
Следующей важной статьей привлечения денежных средств для банка являются эмитированные им векселя, их доля составила на 01/01/2007 - 19,7%, на 01/01/2008 - 19,5%, на 01/01/2009 - 20,09% от общего объема привлеченных средств.
Инициатором сделок с векселями является сам банк. Из этого вытекает, что он не может рассчитывать на привлечение этих ресурсов в обозримом будущем в том же объеме. Банк не уверен, что будет всегда размещать свои векселя. Способность привлекать средства на основе предложения, например векселей, может натолкнуться на неликвидность рынка векселей, снижение их доходности, изменение приоритетов инвесторов. Но основании вышесказанного представляется, что доля таких инструментов привлечения денежных средств, как векселя, должна занимать незначительный удельный вес, в противном случае банк будет подвержен риску ликвидности и процентному риску.
Структура использования средств банка представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Структура активов ОАО Банка "ВТБ24" за 2007-2009 год
Активы банка | 01/01/2007 | 01/01/2008 |
2008- 2007, тыс. руб |
01/01/2009 |
2009- 2008, тыс. руб. |
|||
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
тыс. руб |
уд. вес, % |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Денежные средства и счета в ЦБРФ | 30572 | 31,04 | 107 934 | 40,15 | +77362 | 67726 | 13,77 | -40208 |
Государственные долговые обязательства | 2673 | 2,71 | 968 | 0,36 | -1705 | 968 | 0, 20 | 0 |
Средства в банках | 6327 | 6,42 | 23141 | 8,61 | +16814 | 8368 | 1,7 | -14773 |
Вложения в ценные бумаги для перепродажи | 1300 | 1,32 | 2 137 | 0,80 | +837 | 2230 | 0,45 | +93 |
Ссудная задолженность и лизинг | 47840 | 48,57 | 107745 | 40,08 | +59905 | 330247 | 67,2 | +222502 |
Проценты начисленные, Включая просроченные | 0 | 0 | 6 678 | 2,48 | +6678 | 14250 | 2,89 | +7572 |
Основные средства, хозяйственные затраты и нематериальные активы | 2810 | 2,85 | 11251 | 4, 19 | +8441 | 7953 | 1,62 | -3298 |
Долгосрочные вложения в ценные бумаги и доли | 5 | 0,01 | 49 | 0,02 | +44 | 49 | 0,01 | 0 |
Наращенные доходы и авансовые расходы | 415 | 0,42 | 96 | 0,04 | -319 | 181 | 0,04 | +85 |
Прочие активы | 6548 | 6,65 | 8820 | 3,28 | +2272 | 59840 | 12,17 | +51020 |
Всего активов | 98490 | 100 | 268819 | 100 | +170329 | 491812 | 100 | +222993 |
Рисунок 2 Динамика изменения структуры активов ОАО Банка "ВТБ24" за 2007-2009 год
Результаты структурного анализа относятся к наиболее наглядным и информативным. Рассмотрим динамику наиболее весомых статей в активе баланса ОАО Банка "ВТБ24": это денежные средства и счета в ЦБ РФ, ссудная задолженность.
Денежные средства и счета в ЦБ РФ составили: в 2006 г. - 30572 тысяч рублей, 2007г. - 107934 тысяч рублей, 2008 г. - 67726 тысяч рублей, а удельные веса данной группы в общем объеме активов соответственно составили: 31%, 40%, 14%.
Можно отметить, что данная группа активов занимала большой удельный вес в общей сумме активов в 2006-2007г., однако, в 2008г. произошло резкое снижение остатков данных статей в балансе банка, в связи с чем это произошло и как отразилось на ликвидности банка. Следует дать ответ на этот вопрос: данный вид активов не приносит доход банку, практически без риска, высоколиквиден.
Наличие остатков в кассе банка, банкоматах, обменных пунктах позволяет производить выплаты в соответствии с требованиями его клиентов. Однако, чем больше остатки средств в кассе, тем выше ликвидность, но тем выше затраты банка. Касса и приравненные к ней средства приносят доход банку в виде комиссий за обналичивание чеков, доставки денежных средств на предприятия и т.д. Однако, эти доходы не сопоставимы с расходами на содержание кассы, технику для пересчета денег, кассовые кабины, перевозку денег, кассовые кабины, содержание сотрудников, охраны и т.д.
Остатки средств на корреспондентском счете в Центральном банке обеспечивают ликвидность банку, не приносят доход, но связаны с определенным риском. В частности, списания или зачисления не принадлежащих банку средств, блокирование счета.
Такое резкое снижение удельного веса данной статьи в балансе банка настораживает, говорит о том, что банк перешел к весьма агрессивной политике, минимизируя остатки средств в кассе и на счетах в ЦБ, банк стремиться вложить их в более рискованные и высокодоходные операции, например, в кредиты. Данная статья имеет большой удельный вес балансе ООО КБ "ВТБ24" и составляет на 01/01/2007г. - 47840 тысяч рублей, на 01/01/2008 г. - 107745 тысяч рублей, на 01/01/2009 г. - 330247 тысяч рублей, соответственно 49%,40%,67% в общем объеме активов баланса банка.
Однако, известно: уровень ликвидности банка тем ниже, чем выше доля кредитов в структуре активов. Это объясняется прежде всего тем, что кредиты и проценты по ним, как правило, не возвращаются в соответствии с первоначальными условиями кредитных соглашений. В этой связи, чем лучше методика оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка, тем лучше качество кредитного портфеля и выше конкурентные позиции банка и его ликвидность. Одновременно следует заметить, что кредитный портфель относится к наиболее доходной его части. Следовательно, банк идет на снижение ликвидности во имя увеличения доходности своей деятельности.
2.3 Анализ ликвидности баланса ОАО Банка "ВТБ24"Оценка ликвидности осуществляется на основе расчета трех групп коэффициентов, подлежащих, в процессе управления ликвидностью, систематическому контролю и регулированию:
- коэффициенты структурной ликвидности (К стр.);
- коэффициент краткосрочной ликвидности (К кр.);
- коэффициенты ликвидности баланса (К б.).
Структурные нормативы показывают степень возможного использования пассивов до востребования на более длительные (до 90 дней) сроки. В текущих российских условиях, по мнению банковских аналитиков, срок 90 дней является переломным с точки зрения фондирования, за которым недопустимо использование для фондирования активов средств до востребования, и активы сроком свыше 90 дней могут обеспечиваться за счет пассивов более коротких сроков не более чем на 80%.
Норматив краткосрочной ликвидности характеризует кризисный сценарий, когда для выплаты по обязательствам необходимо будет продать часть активов. К ликвидным активам, которые в определенной доле могут быть использованы для покрытия обязательств более коротких сроков, в соответствии с методикой относят портфель государственных ценных бумаг Российской Федерации, требования банка по депозитам.
В соответствии с Положением, расчету коэффициентов предшествует распределение остатков, на используемых в расчетах счетах, по срокам.
Исходя из особых отношений с основными клиентами, предполагается, что даже в случае развития кризисного сценария, средства клиентов по счетам до востребования не будут изъяты сразу. Это утверждение позволяет сделать допущение о наличии в течение определенного периода неснижаемого остатка по данным счетам.
В связи с этим, устанавливается следующий механизм трансформации неснижаемого остатка по счетам до востребования:
- рассчитывается неснижаемый остаток по счетам до востребования клиентов за последние 3 календарных месяца;
- рассчитывается линейный тренд изменения остатков;
- при горизонтальном или возрастающем тренде сумма неснижаемого остатка равными долями относится в сроки до 14, до 30 и до 90 дней;
- при понижающемся тренде, на его основе производится расчет прогнозного неснижаемого остатка, который подлежит распределению в названной пропорции.
При наличии на счетах до востребования блокировок, оформленных в виде депозитов, они вычитаются из данной статьи и показываются по срокам сделок. Блокировки на счетах до востребования под гарантии и документарные операции, которые не оформлены депозитами, и соответственно, не имеют срока завершения, учитываются как средства сроком от 14 до 30 дней.
Срочные активы и пассивы распределяются, по принципу изложенному в Рекомендациях Банка России, то есть по срокам в соответствии с контрактными сроками, по ценным бумагам, имеющим срок погашения, - в соответствии с этими сроками.
В денежных поступлениях по данным счетам учитываются как основные суммы контрактов (бумаг), так и причитающиеся к выплате проценты (купон) на дату завершения или внутри срока. Причем, процентные выплаты (промежуточные и окончательная) и выплата основной суммы ставятся каждая в свой срок.
Покрытия на специально выделенных балансовых статьях, относятся к сроку от 14 до 30 дней.
Покрытия под пластиковые карточки относятся к сроку 30-90 дней.
Собственные векселя Банка, срок платежа по которым уже наступил, но они не предъявлены клиентом к оплате, ставятся в срок 1 день.
Векселя сторонних эмитентов, срок платежа по которым наступил, но они не предъявлены Банком к оплате, относятся в срок до 14 дней.
Просроченные кредиты Банка и не оплаченные в срок векселя других эмитентов, если не принято решение об отнесении их в состав неработающего капитала, принимаются в расчет с условным сроком погашения - 90 дней.
Поступления по акциям, представляющим собой торговый или инвестиционный портфель Банка, для целей оценки ликвидной позиции относятся к сроку 30-90 дней.
Оплаченные авансом расходы и начисленная задолженность по налогам, учтенные по балансу на счетах расчетов, при расчете коэффициентов, рассматриваются как уже произведенные затраты. Кредитовый остаток по расчетам с бюджетом относится в срок до 30 дней. Если на счетах расчетов учтены сделки определенного срока, то такие суммы показываются по срокам сделок. Все прочие расчеты имеют срок 1 день.
Потоки по накладным расходам и капитальным затратам распределяются согласно ожидаемого их осуществления (согласно финансового плана).
Просроченная задолженность перед Банком (кредиты, отнесенные решением Кредитного комитета к безнадежным, неоплаченные в срок векселя, вероятность погашения которых незначительна), могут быть отнесены, при расчете коэффициентов, к неработающему капиталу, и следовательно исключена из расчета, в силу их бессрочности.
Для расчета коэффициента краткосрочной ликвидности применяются следующие корректировки по активам:
- к сроку до 14 дней относится 85% текущей рыночной цены свободного от залоговых обязательств портфеля государственных ценных бумаг РФ (не муниципальных);
По пассивам:
- сумма пассивов до 14 дней увеличивается на 50% от суммы истекающих в течение этого срока обязательств Банка по гарантиям и аккредитивам, не покрытым клиентами;
- в этот срок включается и сумма ожидаемых страховых депозитов, которые могут быть предъявлены к уплате Банком по договорам пассивных РЕПО и кредитов под залог.
В случае выявления отклонений значений коэффициентов от установленных нормативов, рассматривается вопрос о их урегулировании, путем межбанковского заимствования, либо изменения структуры активов и пассивов.
Расчет структурных коэффициентов ликвидности ООО КБ "ВТБ24" произведен на основе данных таблицы 7.
Таблица 7 - Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения тыс. руб.
Расчетные значения | 01/01/2007 | 01/01/2008 | 01/01/2009 |
Активы со сроком погашения до 14 дней | 42620 | 140681 | 130604 |
Активы со сроком погашения до 30 дней | 47355 | 151719 | 180498 |
Активы со сроком погашения до 90 дней | 57782 | 177902 | 226334 |
Активы со сроком погашения до 180 дней | 66852 | 198345 | 262977 |
Пассивы до востребования | 54855 | 177461 | 223559 |
Пассивы сроком до 14 дней | 60228 | 179717 | 251553 |
Пассивы сроком до 90 дней | 67550 | 181065 | 272687 |
Пассивы сроком до 180 дней | 67874 | 192831 | 280428 |
Расчетные значения структурных коэффициентов ликвидности с учетом особенностей их расчета приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Коэффициенты структурной ликвидности, %
Коэффициент | 01/01/2007 | 01/01/2008 | 01/01/2009 | Нормативное значение |
К1 стр | 72 | 85 | 80 | 100 |
К2 стр | 88 | 100 | 101 | 100 |
К3 стр | 85 | 98 | 83 | 80 |
К4 стр | 98 | 103 | 93 | 100 |
К кр | 71 | 78 | 51 | 80 |
На основании данных таблицы 8 можно сделать вывод о том, что коэффициент краткосрочной ликвидности не выполняется на протяжении всего анализируемого периода. Если в 2006 г. данный показатель возрос на 7% по сравнению с 2008 г., то в 2009г. - резко снизился на 20%. За счет чего произошло такое изменение? Если проследить динамику изменения структуры активов в 2006-2008г., то можно увидеть, снижение данного показателя вызвано резким снижением денежных средств на корреспондентском счете банка и вложении их большей части в выданные кредиты. Фактическое значение данного показателя на уровне в среднем 70% говорит о том, что при кризисном сценарии развития, когда для выплаты по обязательствам необходимо будет продать часть активов, банк сможет погасить лишь 70% обязательств до 14 дней.
Следует отметить еще один показатель, который имеет критическое значение и не выполняется банком на протяжении всего периода - это показатель К1 стр, среднее значение данного показателя 80%, это говорит о том, что лишь 80% пассивов до востребования могут быть погашены за счет активов со сроком погашения до 30 дней.
Прочие коэффициенты, представленные в таблице 8, также имеют критические значения по сравнению с установленными банком, прослеживается тенденция к их снижению. Возникает вопрос, не пора ли банку пересмотреть устанавливаемые нормативные значения коэффициентов структурной ликвидности и принять меры, способствующие улучшению ликвидной позиции банка.
Таблица 9 - Данные для расчета коэффициентов ликвидности баланса тыс. руб.
Величина | 01/01/2007 | 01/01/2008 | 01/01/2009 |
Средства в кассе + Средства на корсчетах банков |
36899 | 131075 | 76094 |
Совокупные активы | 98490 | 268819 | 491812 |
Чистые кредиты | 47840 | 107745 | 330247 |
Средства в кассе, Средства на корсчетах банков, вложения в государственные ценные бумаги | 39572 | 132043 | 77062 |
Депозиты до востребования, | 1048 | 2956 | 553 |
Совокупные депозиты | 6631 | 23012 | 55948 |
Денежные рыночные активы | 36899 | 131075 | 76094 |
Денежные рыночные обязательства | 58023 | 149324 | 202217 |
Капитал банка | 19857 | 45 567 | 59387 |
Рискованные активы | 65245 | 159917 | 423118 |
Просроченные кредиты | 2905 | 1942 | 696 |
Расчетные значения коэффициентов ликвидности баланса приведены в таблице 10.
Таблица 10 - Коэффициенты ликвидности баланса за 2006-2008 год, %
Вид коэффициента | 01/01/2007 | 01/01/2008 | 01/01/2009 |
Кб1 |
37,46 | 48,76 | 15,47 |
Кб2 | 48,57 | 40,08 | 67,15 |
Кб3 | 40,18 | 49,12 | 15,67 |
Кб4 | 0, 19 | 0,13 | 0,0099 |
Кб5 | 0,64 | 0,88 | 0,38 |
Кб6 | 6,7 | 4,59 | 5,65 |
Кб7 | 0, 20 | 0,17 | 0,12 |
Кб8 | 0,66 | 0,59 | 0,86 |
Кб9 | 0,07 | 0,02 | 0,002 |
Рисунок 3. Динамика изменения коэффициентов ликвидности баланса 2007-2009 год.
На основании таблицы 10 и рисунка 3 проведем анализ коэффициентов ликвидности баланса ОАО Банка "ВТБ24".
Показатель денежной позиции (Кб1) в 2007 году вырос по сравнению с 2008 г., однако, в виду снижения средств в кассе и на корсчетах банков, в 2009 г. значение данного показателя резко снизилось.
Наряду с этим, произошло заметное увеличение показателя использования мощностей (Кб2), потому что денежные средства, отозванные из кассы банка и с корреспондентских счетов вложены в ссуды.
В силу вышеназванных причин, показатель высоколиквидных активов банка (Кб3) претерпел значительное изменение и составляет всего 15,67 % в 2009г. по сравнению с 40,18 в 2007г.
Показатель структуры депозитов (Кб4) говорит о том, что доля депозитов до востребования в общей сумме депозитов в банке очень мала и продолжает снижаться. Данная тенденция является положительной, так как увеличение доли срочных депозитов в структуре привлеченных средств говорит о более стабильной ресурсной базе банка.
Однако, следует проанализировать, действительно ли депозиты, учитываемые на счетах срочных депозитов, работают в режиме "срочных", либо клиент может распоряжаться этими средствами в режиме депозитов до востребования, а данные депозиты предусмотрены в качестве срочных лишь для того, чтобы улучшить коэффициенты ликвидности банка.
Значение показателя соотношения кредитов и депозитов (Кб6) говорит о том, что для банка нехарактерно выдавать кредиты за счет привлеченных депозитов. За счет каких источников осуществляется выдача кредитов можно увидеть из структурного анализа ресурсной базы банка.
Качество активов, характеризуемое показателем качества активов (Кб8), является одной из важных характеристик активов банка, и значение данного показателя говорит о том, что руководству банка стоит задуматься о других способах размещения средств, менее рискованных, нежели кредиты.
Однако, коэффициент просроченных ссуд (Кб9) говорит о том, что при всей рискованности портфеля активов банка доля просроченных ссуд очень низка в общей сумме выданных кредитов, при этом доля просроченных ссуд продолжает снижаться на протяжении анализируемого периода, что является положительной тенденцией.
Расчет нормативов ликвидности проведем на основании данных таблицы 11.
Таблица 11 - Данные для расчета нормативов ликвидности ЦБ РФ тыс. руб.
Расчетная величина | 01/01/2007 | 01/01/2008 | 01/01/2009 |
Высоколиквидные активы банка | 41967 | 96571 | 46170 |
Обязательства банка по счетам до востребования: | 65949 | 176573 | 223605 |
Ликвидные активы банка | 49800 | 159753 | 204449 |
Обязательства банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней: | 72014 | 181793 | 249461 |
Задолженность банку свыше 1 года | 3920 | 3596 | 27684 |
Собственные средства (капитал) банка | 18455 | 44748 | 60383 |
Обязательства банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года: | 23845 | 49271 | 89752 |
Обязательные резервы | 2662 | 14842 | 29437 |
Суммарные активы банка | 92491 | 263522 | 427053 |
Значения нормативов ликвидности ОАО Банка "ВТБ24", рассчитанные в соответствии с требованиями ЦБ РФ приведены в таблице 12.
Таблица 12 - Нормативы ликвидности ОАО Банка "ВТБ24" на основе требований ЦБ РФ, %
Наименование коэффициентов | Нормативное значение | 01/01/2007 | 01/01/2008 | 01/01/2009 |
Коэффициент мгновенной ликвидности (Н 2) |
Не менее 15 | 63,6 | 54,6 | 20,6 |
Коэффициент текущей ликвидности (Н 3) |
Не менее 50 | 82,2 | 87,9 | 81,9 |
Коэффициент долгосрочной ликвидности (Н 4) |
Не более 120 | 9,2 | 7,3 | 30,8 |
Рисунок 4 Динамика изменения нормативов ликвидности ОАО Банка "ВТБ24" на основе требований ЦБ РФ за 2007-2009 год.
Анализируя данные таблицы 12 и рисунка 4 можно сделать следующие выводы: для ОАО Банка "ВТБ24" на всем протяжении анализируемого периода происходит снижение норматива мгновенной ликвидности Н2 с 63,6 в 2007 г. до 20,6 в 2009 г. на 43 процентных пункта, и составил чуть более нормативно установленного значения.
Значение норматива текущей ликвидности Н3 вполне удовлетворяет нормативно установленному значению, хотя в 2009 году заметно некоторое снижение данного показателя (несмотря на увеличение доли ликвидных активов).
Норматив долгосрочной ликвидности Н4 указывает на то, что сумма долгосрочных кредитов не должна превышать сумму собственных средств и долговых ресурсов, привлекаемых банком свыше одного года более, чем в 1,2 раза. Указанный норматив в рассматриваемых периодах соблюден и не нуждается в корректировке.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОАО Банк "ВТБ24" выполняет обязательные экономические нормативы ликвидности, установленные ЦБ РФ.
Сегодня в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках очень важно объективно взглянуть на ситуацию в банковском секторе. Информация провоцирует дестабилизацию в банковском секторе, а клиентов банков - на досрочное изъятие своих средств.
В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков 23 октября 2009 г. Государственная Дума РФ приняла сразу в трех чтениях Закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года", направленный на предупреждение банкротства кредитных организаций[8].
Приоритетным при реализации этого Закона является сохранение активов проблемного банка в обороте и обеспечение системной стабильности путем перехода банка под контроль нового инвестора без отзыва лицензии. Выполнение новых функций по предупреждению банкротства банков и соответствующую организационную работу предлагается поручить Агентству по страхованию вкладов. Такая работа будет вестись в тесном взаимодействии и под контролем Банка России.
Согласно закону, в случае если финансовое положение банка неустойчиво, угрожает интересам вкладчиков и кредиторов, то Банк России может направить АСВ предложение принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. При этом Банк России может не отзывать у банка лицензию и предоставить рассрочку по платежам в обязательные резервы, депонируемые в Банке России. В этом случае АСВ разрабатывает план участия в предупреждении банкротства банка, который согласовывается с Банком России. Законопроект предусматривает несколько вариантов мер, которые будут осуществляться в соответствии с планом участия.
Законом предусмотрено необходимое финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков. Помимо средств новых инвесторов допускается использование и средства федерального бюджета, фондов страхования вкладов, а также Банка России. Согласно Закону Агентство может оказывать финансовую помощь инвесторам, приобретающим контрольный пакет акций неустойчивой кредитной организации, а также тем банкам, которые будут готовы выкупить имущество и обязательства должника. Если инвесторы и покупатели имущества не будут найдены, то Агентство сможет само приобрести контрольный пакет акций и осуществить соответствующие вложения в капитал банка с использованием средств фонда обязательного страхования вкладов, но только при условии, если расходование средств фонда уменьшит затраты при ликвидации банка и это не повлияет на устойчивость фонда.
Таким образом, при возникновении проблем у того или иного банка, не будет запускаться стандартная процедура банкротства, неустойчивой коммерческой организации своевременно будет оказана финансовая помощь, и она сразу же продолжит выполнять все обязательства перед своими клиентами, вкладчиками и кредиторами. При этом к новому инвестору переходят все обязательства перед всеми вкладчиками независимо от суммы вклада. Следовательно, новый закон обеспечивает гарантии сохранности не только вкладов до 700 тысяч рублей, но и более крупных вкладов без ограничения суммы.
1. ФЗ РФ "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 8 апреля 2009 года);
2. О составлении финансовой отчетности. Инструкция Банка России от 01.10.97 №17 с изменениями от 04.02.98 №162-У, от 12.05.98 №225-У.
3. Банковское дело / под ред.Е. - Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. М.: Юнити, 2006.
4. Банковское дело: учебник для вузов/ Е.П. Жарковская - М.: Издательство "Омега-Л", 2009.
5. Банковское дело: учебник для вузов, 2-е изд. / под ред.Г. Белоглазовой, Л. Кроликовецкой. - СПб.: Питер, 2009.
5. Гиляровская Л.Т. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов: учеб. Пособие для вузов. Спб.: Питер, 2003
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2005г.
7. Основы банковского дела: учебное пособие для сред. проф. образования / под ред. проф.Г. Г. Коробовой и проф. Ю.И. Коробова. - М.: Магистр, 2009
8. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. - М.: ДИС, 2002г.
9. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005
10. Тосунян Г.А. Банковское дело в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: Наука, 2003.
11. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: БЕК, 2003.
12. http://www.vedi.ru/
[1] . Основы банковского дела: учебное пособие для сред. проф. образования / под ред. проф. Г.Г. Коробовой и проф. Ю.И. Коробова.- М.: Магистр, 2009
[2] Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005
[3] Основы банковского дела: учебное пособие для сред. проф. образования / под ред. проф. Г.Г. Коробовой и проф. Ю.И. Коробова.- М.: Магистр, 2009
[4] . Основы банковского дела: учебное пособие для сред. проф. образования / под ред. проф. Г.Г. Коробовой и проф. Ю.И. Коробова.- М.: Магистр, 2009
[5] Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005
[6] Тосунян Г. А. Банковское дело в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: Наука, 2003.
[7] Банковское дело: учебник для вузов, 2-е изд. / под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроликовецкой.- СПб.: Питер, 2009.
[8] http://www.vedi.ru/
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты банковской системы России 1.1 Понятие банковской системы, ее типы, структура 1.2 Эволюция и современное состояние банковской системы 1.3 Перспективы реформирования банковской с
Деятельность АО "Сбербанк" в Республике Казахстан
Ипотечное кредитование в России на примере банка ОАО "Монетный дом"
Использование интернет-технологий украинской банковской системой
Международный рынок страховых услуг
Облигации Банка России
Организация процесса кредитования физических лиц
Понятие и этапы проведения системного анализа эффективности деятельности банка
Порядок предоставления и отражения в учете современных банковских операций
Правовий захист банківської таємниці
Проблемы и перспективы развития потребительского кредита
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.