курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Институт
«Калининградская Высшая Школа Управления»
Кафедра экономических методов управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
Тема работы: Экономическое моделирование деятельности судостроительного предприятия
Студента Коростелева Дмитрия Павловича
Группа 03 СБ-9
Специальность: 0601 Экономика,
бухгалтерский учет и контроль
Вариант №2
Работа сдана _________
Подпись преподавателя _________
Работа защищена ______________
Оценка _______________________
Преподаватель ________________
Калининград
2005 г.
Содержание:
Содержание Введение |
2 3 |
Значение отрасли |
4 |
Организационно-правовая форма |
5 |
Производственная структура |
6 |
Тип организации промышленного производства |
7 |
Производственный цикл |
8 |
Материально-техническое снабжение |
8 |
Основной капитал и его роль в производстве |
9 |
Износ и экономическая оценка ОПФ |
11 |
Амортизация и роки службы ОПФ |
12 |
Оборотные средства |
15 |
Кругооборот и оборачиваемость основных средств |
16 |
Нормирование оборотных средств |
17 |
Издержки производства |
19 |
Кадры предприятия |
21 |
Формы и системы оплаты труда |
22 |
Себестоимость продукции |
27 |
Ценообразование |
28 |
Прибыль и рентабельность |
29 |
Планирование деятельности организации |
29 |
Финансовые ресурсы предприятия |
30 |
Заключение |
32 |
Приложения |
33 |
Список используемой литературы |
34 |
Введение
Судостроение – отрасль промышленности, производящая постройку судов всех типов и назначений.
Водный транспорт выполняет перевозку около 6% всех грузов России, и на его приходится 10,5% всего грузооборота нашей страны. По грузообороту судоходный транспорт уступает лишь железнодорожному и трубопроводному, и уже поэтому является одним из важнейших. Кроме того, водным путем доставляются грузы в самые труднодоступные уголки нашей страны, где использование других видов транспорта практически невозможно. Также необходимо сказать, что морским транспортом осуществляется основной грузооборот в международной торговле России. Поэтому отрасль промышленности, обеспечивающая создание технической базы для такого стратегически важного для экономики вида транспорта, и сама приобретает чрезвычайно важное значение для страны. Еще следует отметить незаменимость судостроительной промышленности в структуре российской экономики: широко используя кооперирование с другими отраслями промышленности, судостроение стимулирует производство в этих отраслях, создает огромное количество рабочих мест и приносит высокий доход от продажи судов как на внутреннем, так и на международном рынках.
Кроме важности предмета анализа моей работы, саму тему работы нельзя упрекнуть в неактуальности. Сегодня, когда вся отечественная промышленность еще не так давно находилась в глубоком кризисе, когда продолжается спад производства, судостроение, как никакая другая отрасль, страдает от разрыва связей кооперирования и от недостатка финансирования. В интересах всей страны решить эти проблемы и вывести судостроительную промышленность из этого бедственного положения, в каком она сейчас находится.
Целью своей курсовой работы я ставлю показать инфраструктуру судостроения, механизмы его функционирования, показать специфику этой отрасли промышленности на примере отдельного судостроительного предприятия.
Значение отрасли
Как уже было сказано во введении, водный транспорт имеет огромное значение для нашей страны с ее обширной речной системой и морским побережьем огромной протяженности. В связи с этим возрастает значимость судостроительной промышленности. А ведь судостроение производит не только транспортные суда.
Количественные и качественные характеристики строительства промысловых судов напрямую влияют на пищевую промышленность и в конечном итоге на наши желудки, ведь уловом с шаланды страну не накормишь. От постройки комфортабельных и надежных лайнеров и теплоходов зависит развитие отечественной индустрии туризма. От строительства современных научно-исследовательских судов зависит научный прогресс нашей страны, открытие новых залежей полезных ископаемых, других ресурсов, своевременное предупреждение экологических катастроф и оповещение о надвигающихся стихийных бедствиях.
Отдельной статьей стоит военное судостроение. От него зависит обороноспособность нашей страны. Мощный военный флот – это гарант неприкосновенности нашей территории. В XX веке оружием, на которое делают основные ставки, стало ядерное оружие. Каждая подводная лодка несет около 20 ракет с ядерными боеголовками и благодаря своей мобильности и невидимости для противника может держать под прицелом всю вражескую территорию. Однако не только оборона нашей страны зависит от строительства качественных военных судов. Боезапаса одной подводной лодки хватит, чтобы уничтожить все живое на целом континенте, таким образом от надежности судостроения зависит безопасность всей планеты.
Судостроение является материало- и энергоемкой отраслью и требует обширного кооперирования с предприятиями других отраслей. За счет этого судостроение образует некое подобие целого экономического сектора, в который входят металлургические, машиностроительные, деревообрабатывающие, химические предприятия, электростанции, порты, строительные предприятия, страховые компании. Деятельность всех их завязана на судостроении, причем предполагается движение огромных капиталов в этой сфере, что должно приносить доход как государству, так и частным фирмам.
Кроме высоких доходов, эта инфраструктура обеспечивает создание миллионов рабочих мест, что при нашем уровне безработицы чрезвычайно важно.
С судостроением очень тесно связан и судоремонт, тоже входящий в «судостроительный» сектор экономики. При продаже судна за границу его техническое обслуживание и ремонт всегда осуществляются на заводах страны-производителя, и это приносит существенный дополнительный доход.
Должно упомянуть и о доходах, связанных с продажей российских судов за рубеж. В мире они считаются одним из самых качественных, современных и надежных, и пользуются хорошим спросом. Достаточно сказать, что только Государственная Компания «Росвооружение» благодаря продаже за рубеж военных кораблей и подводных лодок российского производства принесла экономике России более 10 млрд. долларов.
Таким образом судостроение стимулирует производство и экономический рост в очень многих отраслях промышленности, являясь неотъемлемой частью российской экономики и вследствие важности своей продукции имеет общегосударственное значение.
Организационно-правовая форма предприятия
Гражданским кодексом Российской Федерации установлен состав организационно-правовых форм предприятий. Рассмотрев все эти формы, мы решили, что организационно-правовой формой нашего предприятия будет являться открытое акционерное общество (ОАО), т.к. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и свободную их продажу, т.е. размещать свои акции среди неограниченного круга лиц, что в свою очередь способствует привлечению дополнительных инвестиций.
Уставный капитал не может быть меньше размера, предусмотренного соответствующими законами об акционерных обществах.
По российскому законодательству минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества составляет сумму равную 100 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Для регистрации акционерного общества необходимо представить в регистрирующий орган помимо учредительных документов справку из банка, подтверждающую оплату не менее 50% уставного капитала. Для этих целей до регистрации предприятия открывается накопительный счет для взносов учредителей в уставный капитал.
Уставный капитал нашего предприятия составляет 500000000 рублей. Он состоит из 500000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 750 рублей каждая, и 10000 привилегированных акций номинальной стоимостью 12500 каждая.
Обыкновенные акции дают держателю право голоса на общем собрании акционеров, на получение дивидендов, на участие в разделе имущества предприятия в случае ликвидации. Величина дивидендов, получаемых по обыкновенным акциям, зависит от конечных результатов деятельности предприятия.
Привилегированные акции не дают право голоса их владельцам, однако предоставляют им определенные гарантированные права, а именно:
Предприятие не вправе выплачивать дивиденды до полной оплаты своего уставного капитала, а также если стоимость его имущества, или чистых активов, меньше уставного капитала. Уставный капитал нашего предприятия отражается в двух основных документах предприятия: уставе организации и бухгалтерском балансе.
В оплату уставного капитала могут поступать денежные средства и имущественные взносы. К имущественным взносам относятся:
Производственная структура предприятия
Тип структуры нашего предприятия смешанный (предметно-технологический), т.к. заготовительные цехи и участки организованы по технологическому принципу, а обрабатывающие – по предметному. Структура этого типа характерна для большинства промышленных предприятий (предприятия легкой промышленности, машиностроения и ряда других отраслей).
Смешанный тип производственной структуры имеет ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращает длительность производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.
На нашем предприятии по технологическому типу организованы следующие цеха:
- механический;
- слесарно-монтажный;
- корпусный;
- кузнечный;
- деревообрабатывающий;
- электромонтажный;
- трубопроводномонтажный;
- такелажный.
По предметному типу:
- доковый;
- сборочный;
- радиоучасток;
- транспортный;
- ремонтный.
Промышленные предприятия могут быть организованы с полным и неполным циклами производства. Наш завод является предприятием с неполным циклом, так как наше предприятие не имеет своего литейного цеха, а получает литье по кооперации от специализированных предприятий.
Все цехи любого промышленного предприятия можно разделить на цехи основного производства, вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства. На отдельных предприятиях могут быть подсобные и побочные цехи.
На нашем предприятии к цехам основного производства относятся:
- доковый цех;
- механический цех;
- слесарно-монтажный цех;
- сборочный цех;
- кузнечный цех;
- корпусный цех.
К вспомогательным цехам относятся:
- электромонтажный цех;
- радиоучасток;
К обслуживающим хозяйствам относится ремонтный цех, который осуществляет производство и ремонт частей заводского оборудования, и транспортный цех.
Тип организации промышленного производства
Тип производства – классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема выпуска изделий, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, трудоемкости операций и длительности производственного цикла. На практике с учетом комплексной характеристики особенностей организации производства различают три типа организации промышленного производства: единичное, серийное и массовое производства.
Тип производства на нашем предприятии единичный. Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий. Образцы или не повторяются, или повторяются нерегулярно. Рабочие места не имеют глубокой специализации. Единичное производство характеризуется наличием значительного незавершенного производства, отсутствием закрепления операций за рабочими местами, применением уникального оборудования, частой переналадкой оборудования, высокой квалификацией рабочих, значительным удельным весом ручных операций, общей высокой себестоимостью выпускаемой продукции.
Производственный цикл
Производственный цикл изготовления изделия представляет собой календарный период нахождения его в производстве от запуска исходных материалов и полуфабрикатов в основное производство до получения готового изделия.
Производственный цикл производства судна среднего водоизмещения равен 569408 часов, следовательно, для изготовления судна за 6 месяцев (с учетом выходных и праздничных дней это 124 рабочих дня или 992 часа) требуется 574 работника, из них: в механический цех 63 человека, в слесарно-монтажный цех 39 человек, в корпусный цех 37 человек, в кузнечный цех 37 человек, в деревообрабатывающий цех 34 человека, в электромонтажный цех 33 человека, в трубопроводномонтажный цех 33 человека, в доковый цех 52 человека, в энергетический цех 35 человек, в сборочный цех 93 человека, в радиоучасток 11 человек, в транспортный и ремонтный цеха 74 человека, в такелажный цех 34 человека.
Материально-техническое снабжение
Материально-техническое снабжение промышленных предприятий представляет собой процесс их планомерного обеспечения средствами производства: оборудованием, сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и др.
Судостроение – материалоемкая отрасль промышленности, характеризующиеся широким разнообразием потребляемых материалов. Это черные и цветные металлы, металлоизделия (тросы, цепи, крепежные изделия), лесоматериалы, изоляционные материалы, мебель, химикаты, красители, а также топливо, строительные материалы и прочее.
На нашем предприятии количество различных наименований ежегодно потребляемых материалов с учетом сорто- и типоразмеров доходит до 20 тысяч. Кроме того, в течении года потребляется несколько десятков тысяч видов материальных ресурсов других наименований, в том числе покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Предметами материально-технического снабжения являются также энергетические и рабочие машины, инструмент, инвентарь, выступающие в процессе производства в качестве средств труда.
Поставщиками материальных ресурсов, необходимых нашему предприятию, являются предприятия практически всех отраслей промышленности от металлургической до текстильной и швейной.
Наше предприятие сотрудничает с основными промышленными предприятиями Северо-Западного региона страны в вопросах поставки материалов, топлива и иных средств, необходимых для функционирования предприятия, поэтому материально-техническое снабжение завода осуществляется в заданные сроки и в полном объеме.
Дизели наше предприятие закупает у АО «Звезда» г. Санкт-Петербург. Турбины нам поставляет ПО «Калужский турбинный завод» г. Калуга. Приборы поставляют два крупных предприятия, это приборостроительный завод «Тайфун» г. Калуга и Завод им. Кулакова г. Санкт-Петербург. Электротехнику мы закупаем у АО «Электросила» г. Санкт-Петербург и Электромеханического завода «Молот» г. Москва. Поставщиком компрессоров и насосов является ПО «Компрессор» г. Санкт-Петербург. Винты, ускорители качки, лебедки, насосы мы закупаем у ПО «Пролетарский завод» г. Санкт-Петербург. Поставщиком гидравлических машин является завод «Красный гидропресс» г. Таганрог.
Основной капитал и его роль в производстве
Основные производственные фонды – это средства труда (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.), с помощью которых изготавливается продукция. Они служат длительный срок, сохраняют в процессе производства свою натуральную форму и переносят свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа. Пополняются за счет капитальных вложений.
Основные производственные фонды (ОПФ) судостроительного предприятия включают в себя объекты различного вида, типа и назначения. Поэтому возникает необходимость их классификации и самостоятельного раздельного учета.
По роли в процессе производства ОПФ подразделяются на активные и пассивные.
Активные (элементы средств производства, с помощью которых осуществляется непосредственное воздействие на предмеры труда с целью изменения их размеров, форм, свойств, местоположения.) |
Пассивные (элементы средств производства, которые обеспечивают необходимые и нормальные условия для осуществления процесса производства) |
|
|
Структура основных производственных фондов предприятия судостроительной промышленности
Разделы ОПФ |
Удельный вес основных разделов ОПФ, % |
Здания |
34,0 |
Сооружения и передаточные устройства |
33,0 |
Машины и оборудование |
26,0 |
Транспортные средства |
4,5 |
Инструменты, инвентарь и другие виды ОПФ |
2,5 |
Итого |
100,0 |
На нашем предприятии балансовая стоимость всех ОПФ равна 5000000000 рублей, соответственно на здания приходится 1700000000 рублей, на сооружения и передаточные устройства 1650000000 рублей, на оборудование 1300000000 рублей, на транспорт 225000000 рублей, на инструмент, инвентарь и другие виды ОПФ 125000000 рублей.
Показатели эффективности использования основных производственных фондов
Фондоотдача – количество продукции в расчете на 1 рубль основных производственных фондов.
Фондоемкость – отражает стоимость основных производственных фондов, приходящихся на 1 рубль объема реализованной продукции.
Фондовооружение – показывает оснащенность предприятия основными производственными фондами.
Износ и экономическая оценка ОПФ
Все виды и объекты основных производственных фондов в процессе их эксплуатации, а также при хранении и транспортировке неизбежно подвергаются износу – физическому и моральному.
Физический износ основных фондов проявляется в том, что по мере производственного использования машин и оборудования, инструмента и инвентаря отдельные их части, узлы, детали, поверхности и сопряжения деталей под воздействием сил трения, давления, ударов, окружающей среды постепенно изменяют свои первоначальные формы, размеры, свойства, взаимное расположение. Технические последствия физического износа рабочих и энергетических машин, транспортных средств чаще всего проявляются в снижении их эксплуатационной надежности и безопасности работы, в падении мощности и производительности, в повышенном расходе энергии, топлива, смазочных материалов, в потере точности обработки деталей. Иногда критический износ даже одной детали, одного узла, делает невозможным ее дальнейшее использование без принятия соответствующих мер.
Под воздействием атмосферы, физических, механических и других нагрузок подвергаются физическому износу здания и сооружения. Их металлические конструкции коррозируют, деревянные – подвергаются гниению; дороги, дамбы, плотины постепенно разрушаются и т.д. В результате, как и машинная техника, здания и сооружения со временем утрачивают свои первоначальные свойства, становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации. Все это – технические или производственно-технические последствия физического износа основных фондов, выражающиеся в конечном счете в частичной или полной утрате ими своих потребительских свойств, первоначальной потребительной стоимости. Экономическими последствиями физического износа является обесценение основных фондов, т.е. частичная или полная потеря ими своей первоначальной стоимости.
Поскольку отдельные детали и узлы машин, конструктивные элементы зданий и сооружений изнашиваются с разной скоростью (в машинах быстрее изнашиваются трущиеся детали, детали, подвергающиеся переменным нагрузкам, нагреву и охлаждению, нежели массивные детали типа корпуса; в зданиях быстрее изнашиваются полы и кровля по сравнению со стенами, перекрытиями и фундаментами), физический износ объектов основных фондов нарастает неравномерно и в каждый момент времени будет характеризоваться своей величиной. На практике используют различные методы оценки степени физического износа объектов основных фондов.
Наше предприятие использует распространенный метод оценки физического износа основных фондов по их техническому состоянию. Сущность метода состоит в экспертных оценках специалистов, которые устанавливают процент износа отдельных элементов того или иного элемента или объекта в целом. Преимущество метода заключается в учете фактического технического состояния объектов основных фондов.
Моральный износ или моральное устаревание основных производственных и непроизводственных фондов подразделяется на два вида или два рода износа.
Моральный износ первого рода проявляется в том, что по мере роста эффективности производства и производительности труда в отраслях промышленности, производящих средства труда, изготовление машин, оборудования, инструмента, строительство зданий и сооружений обходится дешевле, они реализуются по более низким, чем ранее, ценам. По этим новым, сниженным ценам должны оцениваться и учитываться средства труда, изготовленные и приобретенные ранее. Например, наш завод приобрел станок год тому назад по цене 50000 рублей. В настоящее время станкостроительная промышленность выпускает такие же станки по цене 48000 рублей. Следовательно, новая оценка приобретенного ранее станка также будет равна 48000 рублей. В результате морального износа первого рода старые основные фонды обесцениваются в той же степени, в какой удешевляются новые основные фонды того же назначения, с теми же технико-эксплуатационными характеристиками.
Уровень морального износа первого рода ИМ1 определяют по формуле
,
где Сперв - первоначальная стоимость объекта основных фондов в момент их приобретения, постройки; Свосст – восстановительная стоимость объекта основных фондов.
Например:
%
Степень морального износа второго рода – показатель, характеризующий относительную невыгодность продолжения эксплуатации морально устаревшего объекта основных фондов по сравнению с объектом современного образца. Степень морального износа второго рода ИМ2 может быть определена по формуле
где ЭРст, ЭРнов - удельные (на единицу продукции или работы) расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом старого и нового образцов (моделей) объектов основных фондов.
Т.к. наше предприятие существует только один год, степень морального износа второго рода рассчитывать нецелесообразно.
Амортизация и сроки службы основных фондов
Моральный и физический износ объектов основных фондов рано или поздно достигает таких размеров, когда их ремонт и модернизация становятся технически невозможными или экономически невыгодными, когда изношенные объекты должны полностью заменятся на новые.
Для приобретения и установки или для постройки нового объекта прежде всего нужны денежные средства. Необходимы средства и для проведения капитальных ремонтов и модернизаций с целью частичного возмещения износа основных фондов. Источником этих средств на предприятиях служит амортизационный фонд.
Амортизационный фонд – это своего рода копилка, которая имеется на каждом предприятии. Денежные средства в эту копилку поступают из сумм, выручаемых предприятием от реализации своей продукции. Накопленные в амортизационном фонде денежные средства расходуются на проведение капитальных ремонтов основных производственных фондов, на их модернизацию и замену. Таким образом, происходит постоянное возмещение износа основных фондов и их обновление (рис. 1).
ОПФ |
Износ ОПФ |
Денежные начисления, пропорциональные износу и стоимости ОПФ |
Себестоимость продукции |
Ремонт, модернизация, замена изношенных объектов ОПФ |
Денежные отчисления в амортизационный фонд |
Денежные поступления вследствие реализации продукции |
Рис. 1
Схема кругооборота основных производственных фондов
Процесс возмещения износа основных фондов путем переноса утраченной ими стоимости на стоимость производимой продукции носит название «амортизация».
Наше предприятие использует равномерно-линейный метод начисления амортизации. Достоинство равномерно-линейного метода заключаются в равномерности поступления отчислений в амортизационный фонд, стабильности и пропорциональности в отнесении на себестоимость выпускаемой продукции, простоте и высокой точности расчетов.
Всего ОПФ на сумму 5000000000 рублей.
Из них:
1. Здания:
Первоначальная стоимость 1700000000 рублей;
Срок полезного использования 90 лет;
Норма амортизации 1,11%;
Годовые амортизационные отчисления 18888888,88 рублей.
2. Сооружения и передаточные устройства:
Первоначальная стоимость 1650000000 рублей;
Срок полезного использования 40 лет;
Норма амортизации 2,5%;
Годовые амортизационные отчисления 412500000 рублей.
3. Оборудование:
Первоначальная стоимость 1300000000 рублей;
Срок полезного использования 15 лет;
Норма амортизации 6,66%;
Годовые амортизационные отчисления 86666666,66 рублей.
4. Транспортные средства:
Первоначальная стоимость 225000000 рублей;
Срок полезного использования 6 лет;
Норма амортизации 16,66%;
Годовые амортизационные отчисления 37500000 рублей.
5. Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь:
Первоначальная стоимость 125000000;
Срок полезного использования 3 года;
Норма амортизации 33,33%;
Годовые амортизационные отчисления 41666666,66 рублей.
Итого амортизационных отчислений за год 597222222,2 рублей
С учетом инфляции 597222222,2 + 15% = 686805555,5 рублей.
Оборотные средства
Оборотные фонды, так же как и основные производственные фонды, функционируют в производстве. Они выступают в виде производственных запасов и незаконченной продукции. В отличие от основных фондов оборотные фонды участвуют только в одном цикле производства, в ходе производственного процесса меняют свою натурально-вещественную форму и переносят полностью (в течении одного производственного цикла) свою стоимость на создаваемый продукт.
Оборотные фонды судостроительного предприятия в стоимостном исчислении – это денежные средства, используемые для приобретения и создания запасов материалов, покупных полуфабрикатов и судового оборудования, для оплаты топлива и энергии всех видов, для выплаты заработной платы рабочим и служащим, для расчетов с конструкторскими организациями за проектную документацию и других целей.
Кроме оборотных фондов предприятию необходимы также фонды обращения, используемые в процессе реализации продукции. Фонды обращения выступают в виде готовой, но нереализованной продукции, хранящийся на предприятии; готовой продукции, отгруженной заказчикам и находящиеся в пути; денежных средств в незаконченных расчетах за реализуемую продукцию и денежных сумм, находящихся в кассе предприятия и не его расчетном счете.
Оборотными средствами называются материальные и денежные ресурсы предприятий, находящиеся в их распоряжении и выступающие в роли оборотных производственных фондов и фондов обращения. В стоимостном выражении оборотные средства предприятий – это денежные средства, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения (рис. 2).
Производственные запасы на предприятиях создаются для бесперебойного обеспечения производства сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами, судовым незакрепленным (универсальным, пригодным для установки на судах разных проектов) оборудованием, топливом, вспомогательными материалами, малоценным (стоимостью менее 500 рублей за единицу) и быстроизнашивающимся (сроком службы менее одного года) инструментом и инвентарем. На нашем предприятии производственные запасы составляют 20,5% от суммы оборотных средств, которая равна 2000000000 рублей и, следовательно, составляют 410000000 рублей.
Большую часть оборотных средств (76,5%) составляет незаконченная продукция. Сюда относится незавершенное производство (суда, находящиеся в постройке), полуфабрикаты собственного производства (отливки, штамповки), закрепленное (предназначенное для определенных судов) судовое оборудование и расходы будущих периодов, куда входят, в частности, расходы на освоение новых видов продукции.
В составе незаконченной продукции нашего судостроительного предприятия, как и всех судостроительных предприятий, наибольший удельный вес имеет незавершенное производство, что объясняется длительностью цикла постройки судов и высокой себестоимостью судостроительной продукции.
К незавершенному производству относятся затраты на суда, находящиеся на различных стадиях постройки от момента запуска материалов в производство до подписания приемосдаточного акта на готовое судно.
На нашем предприятии фонды обращения составляют очень незначительную часть оборотных средств (3%), так как основная часть судостроительной продукции предназначена для определенного заказчика и не нуждается в специальных условиях транспортировки; сдаче судна осуществляется непосредственно на предприятии, и к моменту сдачи судна большая часть его стоимости уже внесена заказчиком в виде платежей по частичной готовности. Расходов по сбыту предприятие практически не несет, а реализация продукции заключается только в получении последнего платежа.
Кругооборот и оборачиваемость оборотных средств
Оборотные фонды в процессе производства постоянно меняют свою натуральную форму. Запасы сырья, полуфабрикатов переходят в состояние незаконченной продукции (детали, узлы, секции, блоки), которая затем превращается в готовую продукцию. Способность оборотных средств менять свою натуральную форму и переходить из одного состояния в другое называется оборачиваемостью оборотных средств. Готовая продукция после испытания подлежит реализации.
Оборотные средства обладают способностью переходить из натуральной в денежную форму, т.е. перемещаются из сферы производства в сферу обращения, снова возвращаться в сферу производства и т.д. Этот процесс происходит следующим образом. Денежные средства используются для закупки сырья, материалов, т.е. переходят из денежной формы в форму производственных запасов. Затем материалы, топливо, судовое оборудование используются в производственном процессе (переходят в форму незаконченной продукции); при завершении производственного цикла незаконченные изделия превращаются в готовую продукцию, т.е. переходят в товарную форму и реализуются (оборотные средства перемещаются из сферы производства в сферу обращения). Перейдя в первоначальную денежную форму, оборотные средства снова используются для закупки сырья, материалов, судового оборудования и т.д. Выйдя из сферы обращения, оборотные средства в виде производственных запасов возвращаются в сферу производства. Такой постоянный переход оборотных средств из одной сферы в другую называется кругооборотом оборотных средств (рис. 3).
Денежные средства |
Производственные запасы |
Производственная сфера |
Сфера обращения |
|
|
Рис. 3. Схема кругооборота оборотных средств
Совокупность всех превращений оборотных средств до возвращения их в первоначальную денежную форму называется циклом оборота, а время, затрачиваемое на осуществление одного такого цикла, определяет продолжительность цикля оборота.
Цикл оборота делится на три стадии: заготовительную, производственную и сбытовую. Каждая стадия цикла оборота характеризуется продолжительностью и объемом связанных оборотных средств.
Цикл оборота на нашем предприятии характеризуется значительным преобладанием производственной стадии как по времени, так и по размеру связанных оборотных средств при менее развитой заготовительной стадии (от момента оплаты первой партии материалов до начала первой производственной операции) и совсем небольшом удельном весе стадии реализации (от сдачи судна заказчику по приемосдаточному акту до поступления последнего платежа за сданное судно на расчетный счет завода).
На первой, заготовительной, стадии цикла оборота затраты нарастают более или менее равномерно. Эта стадия характеризуется в судостроении небольшим удельным весом как по продолжительности, так и по размеру связанных оборотных средств, несмотря на большую материалоемкость судостроительной продукции и судостроительного производства. Это объясняется тем, что часть судового оборудования (закрепленного) уже в момент поступления на завод включается в стоимость судов, находящихся в постройке, т.е. включается в состав незаконченной продукции. Другая причина незначительной доли заготовительной стадии заключается в том, что материалы, сырье, покупные полуфабрикаты поступают на завод и потребляются на протяжении всего цикла постройки судна, а до начала постройки заготовляется только часть комплектующих изделий.
Вторая, производственная, стадия длится от начала первой производственной операции до полного окончания постройки судна (завершение испытаний и сдача судна заказчику по приемосдаточному акту). На этой стадии затраты растут неравномерно – сначала относительно медленно, а затем, при погрузке и монтаже судового оборудования, затраты резко возрастают. В период проведения испытаний кривая затрат растет наименее активно. Наибольший удельный вес второй стадии по времени оборота и размеру связанных оборотных средств объясняется большой длительностью производственного цикла и большой трудоемкостью и стоимостью работ по постройке судна.
На третьей стадии, стадии реализации, когда судно полностью изготовлено, испытано и сдано заказчику по приемосдаточному акту, предприятие не несет почти никаких затрат, и сумма связанных оборотных средств остается практически неизменной (рис. 4.).
Нормирование оборотных средств
Большая часть оборотных средств на нашем предприятии относится к нормируемым оборотным средствам (примерно 97,7%) и только небольшая их часть не нормируется (готовая продукция в пути, денежные средства и средства в расчетах).
К нормируемым относятся такие оборотные средства, размер которых определяется на основе нормативов, устанавливаемых расчетным путем, например нормативов производственных запасов, незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе.
К ненормируемым оборотным средствам относятся денежные средства предприятия, средства в незаконченных расчетах и готовая продукция в пути.
Нормирование оборотных средств заключается в установлении минимальных, но достаточных сумм оборотных средств, обеспечивающих нормальную, бесперебойную работу предприятия в соответствии с его производственной программой.
Следует отличать нормы и нормативы оборотных средств. Нормы выражают потребность в оборотных средствах, выраженную в относительных показателях (например, в процентах, долях, днях запаса), а нормативы – в стоимостных (например, стоимость производственных запасов на 1 млн. рублей готовой продукции предприятия и др.)
Производственный запас материалов и топлива складывается из текущего запаса, страхового (гарантийного) запаса, транспортного и подготовительного запасов.
Текущий запас предназначен для обеспечения производства материальными ресурсами в период между двумя очередными поставками. Норма текущего запаса зависит от периодичности снабжения и составляет половину среднего периода между двумя последовательными поставками. Так, например, при ежемесячном снабжении материалами норматив текущего запаса составляет 15 дней.
Страховой запас служит для питания производства в случае нарушения сроков отгрузки материалов. При нарушении сроков очередной поставки или при задержки материалов в пути используется страховой (гарантийный) запас материалов, который при ближайшем поступлении возобновляется. Норма страхового запаса материалов зависит от расстояния между поставщиками материалов и нашем предприятием и принимается равной длительности доставки одной партии материалов, но не более половины нормы текущего запаса.
Производственный запас материалов и судового оборудования определяется также с учетом времени (2-3 дня), необходимого для приемки, проверки, расконсервации и складирования материалов и оборудования.
Норма запаса материалов в пути (транспортный запас) определяется разностью между временем транспортировки материалов и временем планового документооборота. Транспортный запас необходим потому, что движение грузов и движение платежных документов не совпадают во времени. Платежные документы прибывают обычно раньше, чем груз, и платежные требования должны быть оплачены независимо от срока получения груза. В период между днем оплаты счета и днем получения груза потребность предприятия в оборотных средствах покрывается за счет транспортного запаса.
Норматив производственных запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, в рублях, определяется на основе сметы затрат на производство и нормы производственного запаса, в днях.
где М – стоимость материалов, потребляемых предприятием в течение года, руб.;
Dзап.пр – норма производственного запаса, дн.; 365 – принятая в плановых расчетах продолжительность года, дн.
Издержки производства
Затраты на производство продукции классифицируются по видам расходов (статьи калькуляции и элементы затрат), по экономической однородности (простые и комплексные), по отношению к основному производству (основные и накладные), по методу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные), по признаку зависимости от объема производства (условно-переменные и условно-постоянные).
Расходы на постройку судна могут быть сгруппированы по следующим основным элементам затрат.
1. Сырье и основные материалы.
2.
|
услуги производственного характера.
3. Контрагентские поставки и работы.
4. Вспомогательные материалы.
5. Топливо.
6.
|
7. Заработная плата.
8. Отчисления на социальное страхование.
9.
|
10. Прочие денежные расходы.
Этот вид классификации расходов используется при формировании сметы затрат на производство, определении стоимости материальных ресурсов, расчете потребности в оборотных средствах.
Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов необходима для определения себестоимости продукции и контроля за правильностью расходования средств на изготовление изделий. Себестоимость судостроительной продукции делится на следующие основные статьи калькуляции.
1. Сырье и материалы;
2. Полуфабрикаты собственного производства;
3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;
4. Контрагентские поставки и работы;
5. Заработная плата производственных рабочих;
6. Отчисления в бюджет с заработной платы производственных рабочих;
7. Расходы на подготовку и освоение производства;
8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
9. Износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;
10. Цеховые расходы;
11. Общезаводские расходы;
12. Прочие производственные расходы;
13. Внепроизводственные расходы, связанные с реализацией продукции.
По содержанию расходы на постройку судна делятся на простые, т.е. экономически однородные и комплексные.
К комплексным относятся:
Ø Расходы по статье «износ инструментов и приспособлений специального назначения и прочие специальные расходы» (расходы на спецоснастку, амортизацию стапеля и других гидротехнических сооружений, на все виды энергии, потребляемой на стапеле и на плаву, на обслуживание судов, находящихся в процессе постройки на стапеле и на плаву подъемными и транспортными средствами; на содержание сдаточных баз, оплату работ конструкторских контор по обслуживанию судов во время постройки и др.);
Ø Расходы на подготовку и освоение производства (проектирование, конструирование, разработка технологического процесса, проектирование оснастки и др.);
Ø Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация, текущий ремонт оборудования, внутризаводское перемещение грузов, износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений);
Ø Цеховые расходы (содержание административно-управленческого персонала цеха, расходы на амортизацию и текущий ремонт цеховых зданий, сооружений и инвентаря, расходы по охране труда, расходы связанные с рационализацией и изобретательством и др.);
Ø Общезаводские расходы (заработная плата аппарата управления предприятием, оплата командировок, содержание охраны, почтовые, канцелярские расходы, расходы на амортизацию, текущий ремонт и расходы по содержанию зданий общезаводского назначения – заводоуправления, лабораторий, складов, расходы на подготовку кадров);
Ø Прочие производственные расходы (отчисления на финансирование опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, расходы на стандартизацию и пр.);
Ø Внепроизводственные расходы (расходы на тару, упаковку, транспортировку продукции, отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям, и прочие расходы по сбыту продукции).
Кадры предприятия
Кадры нашего судостроительного предприятия неоднородны по своему составу и имеют структуру, отличную от структур предприятий других отраслей промышленности.
Работники предприятия в зависимости от выполняемых ими функций и отношения к производству причисляются к промышленно-производственному персоналу или включаются в непроизводственную группу и относятся к той или иной категории работающих.
В непроизводственную группу включаются работники заводских подсобных хозяйств, культурно-бытовых, спортивных и детских учреждений, числящихся на балансе предприятия. Прямого отношения к производству работники непроизводственной группы не имеют, но результаты их труда в значительной мере определяют социально-культурные и жилищно-бытовые условия на предприятии, а от этого зависит уровень текучести кадров, что, в свою очередь, влияет на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Большая часть работников нашего предприятия относится к промышленно-производственному персоналу. Это работники, принимающие непосредственное участие в выполнении основных технологических процессов, а также обеспечивающие основное производство всеми видами энергии, топливом, занятые транспортным и ремонтным обслуживанием, а также выполняющие функции управления производством.
В зависимости от характера участия в производстве промышленно-производственный персонал делится на следующие категории:
1. Рабочие – сотрудники, занятые созданием материальных ценностей и оказанием производственных и транспортных услуг.
· Основные – непосредственно выполняющие основные технологические процессы;
· Вспомогательные – рабочие цехов вспомогательного производства и рабочие, обслуживающие основных производственных рабочих в цехах основного производства.
2. Служащие – работники, составляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание.
· Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятия, его структурных подразделений и их заместители по должностям ОКПДТР[1], имеющие код категории 1;
· Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами;
· Инженерно-технические работники – работники, выполняющие функции технического и организационного руководства.
3. Младший обслуживающий персонал – работники, не принимающие участия в производственном процессе и не обслуживающие его, но необходимые для общего функционирования организации.
4. Работники охраны.
Наибольший удельный вес в составе промышленно-производственного персонала имеют основные производственные рабочие, которые выполняют на предприятии работы, относящиеся к разным видам производств. На нашем предприятии велика также доля вспомогательных рабочих, обеспечивающих различные виды обслуживания: транспортное, складское, энергетическое, ремонтно-механическое и ремонтно-строительное, инструментальное, хозяйственно-бытовое и др. Производственные рабочие (основные и вспомогательные) имеют разные профессии, специальности и различную квалификацию.
Профессия – это относительно постоянный вид трудовой деятельности, обусловленный общественным разделением труда и требующий от работника целенаправленной специальной подготовки (например, токарь, слесарь, сварщик и т.д.).
Специальность – это более узкий вид трудовой деятельности, который характеризуется дальнейшим разделением трудовых функций в пределах самой профессии (например, токарь-револьверщик, слесарь-трубопроводчик, газорезчик и др.)
Квалификация выражает степень профессиональной подготовленности рабочего, его способность к выполнению работ той или иной сложности и характеризуется с помощью квалификационных разрядов, присваиваемых рабочим. В судостроении для аттестации рабочих используется шесть квалификационных разрядов.
Инженерно-технические работники и служащие в зависимости от профессиональной подготовки имеют различную квалификацию и специальности.
Инженерно-технические работники и служащие выполняют различные функции управления и в зависимости от опыта работы и квалификации занимают различные должности в аппарате управления.
Рабочие (основные и вспомогательные) составляют более 60% промышленно-производственного персонала. При этом доля вспомогательных рабочих достигает 35% общей численности рабочих, что объясняется, в частности, тем, что труд вспомогательных рабочих мало механизирован.
Инженерно-технические работники и служащие составляют 25% численности промышленно-производственного персонала. Прочие категории работающих составляют незначительный процент в численности промышленно-производственного персонала.
Формы и системы оплаты труда
Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы от количества и качества затраченного труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда. Основное их значение – обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты, а также повышение заинтересованности рабочих в эффективном труде.
Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная формы оплаты.
При повременной оплате мерой труда является отработанное время, а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или окладом за фактически отработанное время. Заработная плата подсчитывается по формуле:
где ЗП – заработная плата; ТС – тарифная сетка присвоенного рабочему квалификационного разряда; РВ – фактически отработанное время.
При сдельной оплате мерой труда считается выработанная рабочим продукция, и заработок зависит от количества и качества произведенной продукции, так как при данной системе заработная плата начисляется за каждую единицу продукции исходя из установленной сдельной расценки. Заработок рассчитывается по формуле:
где ЗП – заработная плата рабочего; СР – сдельная расценка за единицу продукции; ВП – количество изготовленной продукции.
Выбор сдельной и повременной форм оплаты труда зависит от ряда факторов: характера применяемого оборудования, особенностей технологического процесса, организации производства и труда, требования к качеству продукции, использованию трудовых и материальных ресурсов.
Наиболее распространенной системой оплаты труда основных производственных рабочих на нашем предприятии является сдельно-премиальная оплата. Сдельно-прогрессивная и аккордная системы применяются ограниченно. Широкое применение этих систем может привести к отрицательным экономическим последствиям – опережению темпов роста средней заработной платы по отношению к темпам роста производительности труда, увеличению себестоимости, перерасходу фонда заработной платы.
Профессия рабочего |
Количество |
Тарифный разряд |
Заработная плата |
∑ |
распиловщик |
7 |
4 |
8 640,00р. |
60 480,00р. |
регулировщик |
4 |
5 |
9 720,00р. |
38 880,00р. |
резчик металла |
6 |
4 |
8 640,00р. |
51 840,00р. |
4 |
2 |
6 720,00р. |
26 880,00р. |
|
ремонтировщик |
5 |
5 |
9 720,00р. |
48 600,00р. |
2 |
2 |
6 720,00р. |
13 440,00р. |
|
рихтовщик |
4 |
4 |
8 640,00р. |
34 560,00р. |
3 |
2 |
6 720,00р. |
20 160,00р. |
|
рубщик |
7 |
4 |
8 640,00р. |
60 480,00р. |
сборщик |
15 |
4 |
8 640,00р. |
129 600,00р. |
10 |
6 |
10 980,00р. |
109 800,00р. |
|
сварщик |
13 |
3 |
7 620,00р. |
99 060,00р. |
7 |
4 |
8 640,00р. |
60 480,00р. |
|
сверловщик |
8 |
5 |
9 720,00р. |
77 760,00р. |
слесарь-механик |
6 |
6 |
10 980,00р. |
65 880,00р. |
слесарь-монтажник |
6 |
6 |
10 980,00р. |
65 880,00р. |
слесарь-сборщик |
6 |
6 |
10 980,00р. |
65 880,00р. |
станочник |
7 |
6 |
10 980,00р. |
76 860,00р. |
3 |
3 |
7 620,00р. |
22 860,00р. |
|
столяр |
9 |
5 |
9 720,00р. |
87 480,00р. |
судокорпусник-ремонтник |
10 |
6 |
10 980,00р. |
109 800,00р. |
такелажник |
5 |
4 |
8 640,00р. |
43 200,00р. |
токарь |
8 |
5 |
9 720,00р. |
77 760,00р. |
транспортировщик |
3 |
3 |
7 620,00р. |
22 860,00р. |
трубогибщик |
4 |
6 |
10 980,00р. |
43 920,00р. |
уборщик |
10 |
2 |
6 720,00р. |
67 200,00р. |
установщик |
6 |
6 |
10 980,00р. |
65 880,00р. |
2 |
4 |
8 640,00р. |
17 280,00р. |
|
фрезеровщик |
6 |
5 |
9 720,00р. |
58 320,00р. |
чистильщик оборудования |
6 |
3 |
7 620,00р. |
45 720,00р. |
2 |
2 |
6 720,00р. |
13 440,00р. |
|
штамповщик |
7 |
4 |
8 640,00р. |
60 480,00р. |
электромеханик |
5 |
6 |
10 980,00р. |
54 900,00р. |
электромонтажник |
6 |
6 |
10 980,00р. |
65 880,00р. |
электросварщик |
6 |
6 |
10 980,00р. |
65 880,00р. |
2 |
4 |
8 640,00р. |
17 280,00р. |
|
электрослесарь |
8 |
6 |
10 980,00р. |
87 840,00р. |
эмалировщик |
5 |
3 |
7 620,00р. |
38 100,00р. |
изолировщик |
5 |
5 |
9 720,00р. |
48 600,00р. |
мачтовик-антенщик |
4 |
5 |
9 720,00р. |
38 880,00р. |
медник |
7 |
3 |
7 620,00р. |
53 340,00р. |
парусник |
4 |
3 |
7 620,00р. |
30 480,00р. |
плотник |
7 |
5 |
9 720,00р. |
68 040,00р. |
3 |
4 |
8 640,00р. |
25 920,00р. |
|
проверщик судовой |
4 |
6 |
10 980,00р. |
43 920,00р. |
разметчик |
4 |
6 |
10 980,00р. |
43 920,00р. |
автоматчик |
9 |
3 |
7 620,00р. |
68 580,00р. |
арматурщик |
8 |
5 |
9 720,00р. |
77 760,00р. |
автоматизаторщик |
7 |
2 |
6 720,00р. |
47 040,00р. |
балансировщик |
7 |
3 |
7 620,00р. |
53 340,00р. |
бригадир |
12 |
7 |
12 420,00р. |
149 040,00р. |
вальцовщик |
6 |
5 |
9 720,00р. |
58 320,00р. |
водитель автомобиля |
4 |
4 |
8 640,00р. |
34 560,00р. |
водитель погрузчика |
6 |
6 |
10 980,00р. |
65 880,00р. |
вырубщик детали |
7 |
6 |
10 980,00р. |
76 860,00р. |
газорезчик |
4 |
4 |
8 640,00р. |
34 560,00р. |
газосварщик |
7 |
6 |
10 980,00р. |
76 860,00р. |
2 |
3 |
7 620,00р. |
15 240,00р. |
|
гибщик судовой |
6 |
5 |
9 720,00р. |
58 320,00р. |
гончар |
7 |
5 |
9 720,00р. |
68 040,00р. |
гравер |
5 |
4 |
8 640,00р. |
43 200,00р. |
градуировщик |
5 |
3 |
7 620,00р. |
38 100,00р. |
грузчик |
7 |
1 |
6 000,00р. |
42 000,00р. |
3 |
2 |
6 720,00р. |
20 160,00р. |
|
гуммировщик металлоизделий |
6 |
5 |
9 720,00р. |
58 320,00р. |
дворник |
5 |
1 |
6 000,00р. |
30 000,00р. |
дефектоскопист |
3 |
6 |
10 980,00р. |
32 940,00р. |
доводчик |
10 |
4 |
8 640,00р. |
86 400,00р. |
заготовщик |
7 |
3 |
7 620,00р. |
53 340,00р. |
3 |
5 |
9 720,00р. |
29 160,00р. |
|
заточник |
5 |
4 |
8 640,00р. |
43 200,00р. |
контролер |
3 |
5 |
9 720,00р. |
29 160,00р. |
кочегар |
3 |
3 |
7 620,00р. |
22 860,00р. |
красильщик |
4 |
2 |
6 720,00р. |
26 880,00р. |
2 |
5 |
9 720,00р. |
19 440,00р. |
|
крепильщик |
5 |
4 |
8 640,00р. |
43 200,00р. |
кузнец |
20 |
4 |
8 640,00р. |
172 800,00р. |
курьер |
3 |
1 |
6 000,00р. |
18 000,00р. |
лакировщик |
3 |
2 |
6 720,00р. |
20 160,00р. |
1 |
4 |
8 640,00р. |
8 640,00р. |
|
литейщик |
5 |
4 |
8 640,00р. |
43 200,00р. |
люковой |
4 |
7 |
12 420,00р. |
49 680,00р. |
мастер-наладчик |
3 |
5 |
9 720,00р. |
29 160,00р. |
машинист |
3 |
4 |
8 640,00р. |
25 920,00р. |
монтажник |
12 |
3 |
7 620,00р. |
91 440,00р. |
14 |
6 |
10 980,00р. |
153 720,00р. |
|
наладчик |
5 |
5 |
9 720,00р. |
48 600,00р. |
настройщик |
4 |
4 |
8 640,00р. |
34 560,00р. |
оператор |
7 |
3 |
7 620,00р. |
53 340,00р. |
3 |
5 |
9 720,00р. |
29 160,00р. |
|
осмоторщик |
4 |
3 |
7 620,00р. |
30 480,00р. |
отделочник |
10 |
4 |
8 640,00р. |
86 400,00р. |
отладчик |
4 |
2 |
6 720,00р. |
26 880,00р. |
плавильщик |
6 |
4 |
8 640,00р. |
51 840,00р. |
приемщик |
4 |
2 |
6 720,00р. |
26 880,00р. |
радиомеханик |
4 |
5 |
9 720,00р. |
38 880,00р. |
радиотехник |
4 |
5 |
9 720,00р. |
38 880,00р. |
раскройщик |
8 |
4 |
8 640,00р. |
69 120,00р. |
4 |
6 |
10 980,00р. |
43 920,00р. |
|
Итого |
574 |
5 220 120,00р. |
Баланс рабочего времени одного работника |
||||
№№ строк |
Показатель |
Единицы измерения |
Отчет |
План |
1 |
Календарный фонд рабочего времени |
дни |
365 |
365 |
2 |
Выходные и праздничные дни |
дни |
105 |
105 |
3 |
Рабочие дни |
дни |
260 |
260 |
4 |
Невыходы на работу |
дни |
41,5 |
32,3 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
очередные и дополнительные отпуска |
|
24,5 |
23,1 |
|
отпуска по беременности и родам |
|
1,5 |
1 |
|
выполнение государственных и общественных обязанностей |
|
4,3 |
3,1 |
|
по болезни |
|
8,8 |
4 |
|
по разрешению администрации |
|
1,4 |
1,1 |
|
прогулы |
|
0,9 |
— |
|
целодневные простои |
|
0,1 |
— |
5 |
Явочное время |
дни |
218,5 |
227,7 |
6 |
Средняя продолжительность рабочего дня |
часы |
8 |
7,98 |
7 |
Внутрисменные простои |
часы |
0,01 |
— |
8 |
Перерывы в работе |
часы |
0,03 |
0,03 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
кормящих матерей |
|
— |
0,01 |
|
подростков |
|
0,01 |
0,01 |
|
сокращение рабочего дня для лиц занятых особо вредным и тяжелыми работами |
|
0,08 |
0,06 |
9 |
Фактическое число рабочих часов в день |
часы |
7,9 |
7,9 |
10 |
Реальное (эффективное) рабочее время за год |
часы |
1726 |
1799 |
Себестоимость продукции
Для каждого процесса производства необходимы предметы труда, орудия труда и рабочая сила. Кроме того, всякий общественный труд нуждается в управлении. Стоимость потребленных средств производства, оплата труда рабочих, расходы по управлению и обслуживанию производства, а также расходы по реализации готовой продукции образуют себестоимость продукции.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию готовой продукции.
Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.
Виды себестоимости
Состав полной себестоимости |
||||||||
Полная (коммерческая) себестоимость |
||||||||
Заводская (производственная) себестоимость |
Внепроизводственные расходы |
|||||||
Цеховая себестоимость |
Стоимость контрагентских поставок и работ |
Специальные расходы |
Общезаводские расходы |
|||||
Технологическая себестоимость |
Общехозяйственные расходы |
|||||||
Стоимость основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.д. |
Заработная плата основных производственных рабочих и отчисления на социальные нужды |
Расходы, связанные с работой оборудования |
||||||
Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство. В смете собираются затраты по общности экономического содержания.
Смета – сводный обобщающий документ, по которому исчисляется себестоимость продукции.
Ценообразование
Цена – денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на остальные виды товара, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
1. Классификация цен по степени регулируемости.
· Регулируемые цены;
· Фиксированные;
· Свободные.
2. Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота.
· Оптовые цены на продукцию промышленности;
· Цены на строительную продукцию;
· Закупочные цены;
· Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
· Розничные цены;
· Тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
· Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
3. Другие классификации.
· Аукционная цена;
· Биржевая цена;
· Договорная цена;
· Единые, или поясные цены;
· Региональные цены.
Цена на продукцию нашего предприятия не регулируется государством и, следовательно, являются свободными.
Наше предприятие использует нейтральную стратегию ценообразования, т.к. определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства, включая среднюю норму прибыли в отрасли, по формуле
где С – себестоимость продукции; Р – средняя норма прибыли на рынке.
Следовательно, цена на единицу продукции нашего завода составляет 2.265.212.221,56 рублей (два миллиарда двести шестьдесят пять миллионов двести двенадцать тысяч двести двадцать один рубль пятьдесят шесть копеек).
Прибыль и рентабельность
Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между выручкой и затратами.
Прибыль валовая – разность между совокупностью доходов и расходов фирмы до уплаты налогов.
Чистая прибыль – остаток валовой прибыли после уплаты установленных законодательством налогов.
Рентабельность продукции – показатель эффективности производства, определяемый отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости (в процентах).
Рентабельность капитала – отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
Рентабельность производства – показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Прибыль нашего предприятия при реализации двух судов в год составляет:
Чистая прибыль составляет:
Рентабельность производства:
Рентабельность продукции:
Рентабельность капитала:
Планирование
Планирование – это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
На нашем предприятии используется ретроградный способ планирования (руководство предприятия выбирает стратегию).
Содержание плана
1. Производственный план
Наше предприятие производит продукцию по заказам клиентов. В настоящее время наше предприятие имеет заказ на постройку 5 судов.
2. План по труду и кадрам
В ближайший год предприятие не собирается увеличивать или уменьшать состав кадров организации, т.к. данного количества работников достаточно для выполнения производственной программы.
3. План материально-технического снабжения
В настоящее время наше предприятие не испытывает проблем с поставками материалов и других комплектующих, поэтому предприятие намеревается и дальше сотрудничать с нынешними поставщиками.
4. План по издержкам, прибыли и рентабельности
Т.к. предприятию заказаны 5 одинаковых судов, то на изменение прибыли будет влиять только инфляция, которая закладывается в структуру издержек.
5. Финансовый план
Предприятие не имеет финансовых проблем, поэтому потребности в заемных средствах не испытывает.
6. План капитального строительства
Предприятие в следующем году планирует построить за свой счет дом отдыха для работников предприятия. Этот проект обойдется в 50000000 рублей.
Финансовые ресурсы предприятия
Финансовые ресурсы предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта, и отражают процесс образования, распределения и использования его доходов.
Финансовые ресурсы предприятия обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками и другими организациями.
Один из основных источников финансовых ресурсов предприятия является первоначальный капитал, который формируется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала.
Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму – форму выручки.
Одно из направлений использования выручки – формирование амортизационного фонда. Он образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов примет денежную форму. Размер амортизационного фонда нашего предприятия составляет 686805555,5 рублей.
Наше предприятие занимается благотворительной деятельностью и для этих целей на предприятии существует благотворительный фонд, размер которого составляет 1% от чистой прибыли предприятия и равен 14964151 рублей. Денежные средства из этого фонда расходуются на финансовую поддержку детских домов и адресную помощь детям инвалидам.
Особенностью распределения прибыли акционерных обществ является формирование резервного фонда, который создается для покрытия убытков акционерного общества и используется, если прибыли отчетного года недостаточно для выплаты доходов по ценным бумагам. Резервный фонд не может быть менее 10 и более 25% размера оплаченного уставного капитала. На нашем предприятии этот фонд составляет 75000000 рублей, что является 15% размера уставного капитала.
Фонд накопления существует на предприятии для накопления средств для возможного расширения производственной деятельности и для покрытия разницы между доходами и расходами при возможной отрицательной прибыли. Этот фонд составляет 5% от чистой прибыли, и составляет 74820755,49 рублей.
Дивидендный фонд по решению совета директоров в текущем году составляет 200000000 рублей. На каждую привилегированную акцию 50% ее первоначальной стоимости, т.е. по 6250 рублей на акцию, и соответственно 62500000 рублей на 10000 привилегированных акций. На обыкновенные акции 137500000 рублей, соответственно на одну акцию приходится 275 рублей.
Фонд потребления составляет 394824647,79 рублей, и расходуется на заработную плату, закупку оборотных средств и т.д. в следующем периоде.
Нераспределенный остаток прибыли в 50000000 рублей по решению совета директоров решено направить на строительство дома отдыха для работников предприятия.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с деятельностью российского судостроительного предприятия с момента выбора его организационно правовой формы до организации производства, реализации продукции, анализа результатов работы и выбора направлений дальнейшего развития. Я в этой работе показал организацию производственных процессов судостроения, технической подготовки производства, работы вспомогательных цехов и хозяйств, показал основы планирования и управления, продукции и организации технического контроля. Рассмотрел вопросы научной организации и нормирования труда, организации заработной платы и материального стимулирования, технико-экономического и оперативно-производственного планирования.
Рассмотренное в данной курсовой работе предприятие является рентабельным, т.к. прибыль предприятия больше его затрат на производство продукции.
Выполнение данной курсовой работы потребовало глубоких знаний в разных вопросах курса экономики организации. Выполнение этой работы закрепило пройденный мной материал, и значительно облегчило подготовку к экзамену.
[1] ОКПДТР – Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Институт «Калининградская Высшая Школа Управления» Кафедра экономических методов управления КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Экономика организации (предприятия)» Тема работы: Экономическое моделирование деятельности
Ценовая политика и экономическое обоснование потока по пошиву женского комплекта
Анализ использования основных средств
Фирма: теория и практика в России
Организация и планирование предприятия химической чистки
Зарождение теории потребительского поведения
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ хозяйственной деятельности ООО "Тист"
Анализ хозяйственной деятельности ОАО Мясокомбинат "Пятигорский"
Анализ хозяйственной деятельности МП "ТИСТ"
Расчет технологической себестоимости на изделие шкафа с годовой программой 2800 штук
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.