Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»дейна€ борьба в Ѕоливии в 20-30-е годы XX века — »стори€

»дейна€ борьба в Ѕоливии в 1920-1930-е годы

Ћогическим завершением социально-экономических процессов первой четверти ’’ века и изменений социально-классовой структуры общества в Ѕоливии стал глубочайший кризис господствующей идеологии. ќтказ общества от усто€вшихс€ представлений и концепций привел к Ђидейной революцииї, завершившей идейные поиски поколени€ 20-30-х годов. »деологи€ нар€ду с общественным разделением труда составл€ет один из главных элементов структуры общества. »деологи€ Ч это не только идеи, но и отражающа€с€ в ней материальна€ практика, привычки, обычаи, образ жизни, это основа жизни гражданского общества, а идейный кризис, кризис менталитета €вл€етс€ главной составл€ющей структурного кризиса и возможного политического и социального переворота. »дейна€ революци€ 30-х годов в Ѕоливии была одним из основных факторов, решающим образом повли€вших на формирование боливийского национал-реформизма, на политическую практику режима Ђгосударственного социализмаї. Ѕез идейного переворота 30-х годов были бы необъ€снимыми не только режим Ђгосударственного социализмаї, но и революци€ 1952-1953 гг.

ѕримечательным €влением идейных баталий конца 20-х Ч начала 30-х годов был тот факт, что еЄ главными действующими лицами были ведущие государственные и политические де€тели изучаемого нами периода боливийской истории. –ечь идет о лидерах движений и партий, министрах, депутатах, то есть о политической элите страны, идейные поиски которой напр€мую были св€заны с практическими вопросами государственной и общественной жизни страны в 30-е годы. ¬ этой св€зи нам представл€етс€ особо важным рассмотрение основных проблем идейной борьбы в Ѕоливии в этот период ее истории.

»ме€ сильно выраженный национальный оттенок, идейные процессы в Ѕоливии были тесно св€заны с общей тенденцией развити€ общественной мысли континента.  ак и в других странах Ћатинской јмерики, перва€ четверть ’’ века в Ѕоливии прошла при господстве позитивизма и либерализма. ¬ этот период позитивизм был прогрессивным €влением в общественной мысли. ≈го антиклерикальна€ направленность и либеральные принципы политического устройства были революционным шагом по сравнению с постколониальными, в основном каудильистскими методами правлени€ в Ѕоливии в XIX веке. »деи  онта, “эна, –енана стали очень попул€рными, их книгами зачитывалась боливийска€ образованна€ публика. ѕропагандистами их идей были Ѕенхамин ‘ернандес, прозванный боливийским  онтом, и крупный историк и мыслитель √абриэль –ене ћорено. ѕозитивисты были убеждены, что прогресс неизбежен, и что естественные законы жизни путем эволюции приведут к совершенному общественному укладу. √лавными постулатами либерально-позитивистской идеологии были невмешательство государства в экономическую жизнь общества, полна€ свобода действий ее субъектов, вера в естественные законы развити€, экономический детерминизм с его неизбежностью прогресса, хоз€йственного роста и самосовершенствовани€ общественного устройства.

Ћибералы не видели своеобрази€ развити€ Ѕоливии, кроме отсталости и, как они полагали, неспособности имеющегос€ в наличии человеческого материала, то есть индейцев, к прогрессу. Ётот Ђматериалї предсто€ло либо исправить, либо ликвидировать. ÷елью было попасть в поезд Ђэкономического и социального прогрессаї. ќни ориентировались исключительно на ≈вропу и считали своей задачей обеспечить в Ѕоливии победу европейских законов и стандартов экономического и социального развити€. ≈стественным союзником либералов был иностранный капитал и империализм. ѕо их убеждению, только европейское присутствие и вли€ние, могли гарантировать превращение Ѕоливии в современную страну. ќтказ от всего национального и самобытного был положен в основу идеологии и политической стратегии либеральной партии.

¬месте с тем, внутри позитивизма и либерализма в первое дес€тилетие ’’ века формировались новые течени€. ¬ латиноамериканской литературе под вли€нием поэта –убена ƒарио возникает модернистска€ школа, представленна€ в Ѕоливии такими выдающимис€ художниками слова, как –икардо ’аймес ‘рейре, ‘ранц “амайо, √ригорио –ейнольдс. ќтход€ от сентиментализма в поисках нового слова, новой красоты, они создавали свою эстетику, котора€ не ограничивалась литературой. »х вли€ние на общественную мысль в целом было огромным.

Ќи либерально-позитивистские концепции, ни литературный модернизм не давали ответа на волновавшие боливийскую интеллигенцию вопросы. √лавным было отношение к истории собственной страны, к культурно-исторической самобытности и неповторимости латиноамериканских стран. ¬нутри либерализма стали возникать течени€, отходившие от основных постулатов позитивизма в анализе национальных реалий. —реди таких Ђбелых воронї были выдающиес€ писатели и мыслители Ѕоливии: јльсидес јргедас, ‘ранц “амайо, ». ѕруденсио Ѕустильо, ’айме ћендоса. »х работы не были пон€ты современниками.  ниги ј. јргедаса Ђќбща€ истори€ Ѕоливииї, Ђ аудильо-варварыї и другие вызывали возмущение и протест, ‘. “амайо вовсе не был пон€т, и его работы не были удостоены внимани€ публики. »деи “амайо должны были подождать два дес€тилети€, чтобы стать предметом жарких дискуссий.  ниги ». ѕруденсио Ѕустильо мало кто покупал.

Ёто были выдающиес€ мыслители, литераторы, журналисты, философы. –убен ƒарио так писал о них: Ђя имел возможность познакомитьс€ со столь значительными боливийцами как... ‘ранц

“амайо, чь€ мужественна€ молодость была полна мудрости, как јргедас, шествовавший по пути триумфов, как доктор ’айме ћен-доса, которого вскоре на нашем континенте, возможно, назовут новым √орькимї.»менно эти философы и литераторы подготовили концептуальный кризис либерализма и позитивизма. ќни были предвестниками индеанизма и национализма в Ѕоливии 20-30-х годов.

ѕравление либералов, сопровождавшеес€ подлогами на выборах и подавлением оппозиции, фактическое установление диктатуры привело к разочарованию многих боливийских интеллигентов в догматах демократии. ». ѕруденсио Ѕустильо, не покида€ позиций позитивизма, за€вл€л о крахе идей ‘ранцузской революции, главным образом, ее основ Ч демократии и индивидуализма. ќн симпатизировал русской революции, так как видел в ней попытку создани€ Ђинтегральнойї, преодолевающей недостатки традиционной, демократии. »деи ». ѕруденсио наносили серьезный удар по либерально-позитивистской идеологии, так как поставили под сомнение жизненность и функциональность ее основополагающих постулатов.

’айме ћендоса (1874-1939 гг.), создатель философского направлени€ так называемой Ђмистики землиї, в начале века обратилс€ к теме индейца и окружающего его жизненного пространства. ќн исходил из чисто позитивистских взгл€дов о вли€нии среды обитани€ на человеческую жизнеде€тельность, но в отличие от господствовавшего тогда преклонени€ перед ≈вропой и западной цивилизацией воспевал индейца и природу јльтиплано. ќн был мистическим пессимистом; созерца€ жизнь своей страны, восторгалс€ и печалилс€ одновременно. ќн писал о Ѕоливии: ЂЁто печаль ставша€ землейї. »спользу€ поэтические образы, он писал о вечности и индейце аймара: люди на јльтиплано сделаны словно из камн€, камень же не умирает, а превращаетс€ в терпение и врем€.

¬ его книге ЂЌа земл€х ѕотосиї главные персонажи Ч ветер, горы, пампа. ѕорождение этой земли Ч индеец, и только с ним св€зано гр€дущее величие Ѕоливии,Ч утверждал он. ћендоса спорил с теми, кто объ€вл€л Ѕоливию Ђгеографическимї казусом. ќн за€вл€л о своей вере в страну и ее жителей, подтвержда€ это примерами величи€ истории и культуры древних народов кечуа и аймара. ћендоса был одним из первых, кто решительно отошел от европоцентристского понимани€ исторического процесса.

»ндеец как главное действующее лицо национальной действительности был в центре внимани€ јльсидеса јргедаса (1879-1946). јргедас Ч уникальна€ фигура в истории Ѕоливии ’’ века. явл€€сь одним из немногих признанных за пределами Ѕоливии писателей и историков, он активно участвовал в политической борьбе, немалую роль в которой сыграли его работы. Ќа 30-е годы приходитс€ пик его карьеры: он становитс€ лидером Ћиберальной партии, участвовал в выборах, его открытые обращени€ к власти, к президентам через газеты становились важным событием политической жизни.

ј. јргедас дебютировал на литературном поприще рассказами Ђ¬ата-¬атаї и Ђѕисагуаї, в которых сразу про€вилс€ его интерес к самобытной культуре индейских народов и к исторической тематике. ќн был первым боливийским писателем, который в своих произведени€х затронул тему индейца. ≈го повести и рассказы отличались €рким колоритом и свежестью. ќднако Ђобразованна€ї публика в Ѕоливии не обратила внимани€ на молодого писател€. јргедас уехал в ≈вропу и жил в ѕариже 20 лет. ¬ ≈вропе к нему пришла писательска€ слава.

¬ 1909 г. вышла наделавша€ много шума его книга ЂЅольной народї. ќна имела общеконтинентальный резонанс и была благожелательно восприн€та интеллигенцией за пределами Ѕоливии. »звестный уругвайский мыслитель ’осе Ёнрике –одо писал автору после прочтени€ этой книги: Ђ“о зло, которое так открыто и честно ¬ы описываете, свойственно не только Ѕоливии, оно присуще в большей или меньшей степени всей »спаноамерике... ¬ы называете свою книгу ЂЅольной народї, а € бы назвал ее ЂЌарод-ребенокї.

¬ этом социо-культурологическом эссе ј.јргедас рассматривал три основные темы: психологи€ расы, политическа€ практика и историческа€ судьба Ѕоливии. јргедас подчеркивал, что Ѕоливи€ Ч это, прежде всего индейска€ страна. ќн описывал чудовищную нищету и отсталость боливийской деревни, бесчеловечно эксплуатируемой высшими классами и государством. ќднако жалость, сострадание и протест против жестокости общества в отношении индейца сочетались с признанием лишь негативной роли индейских народов в истории страны. ¬ его описании индеец предстает пассивным, жалким существом, в котором нет ни желаний, ни страстей. ¬прочем, метис был дл€ него во сто крат хуже индейца. ћетис, чоло, Ч активный участник политической жизни, которую јргедас ненавидит и презирает. ƒл€ него чоло Ч это воплощение лени, варварства, алкоголизма и прочих пороков. „оло объедин€ет худшие черты обеих рас. Ћевый социолог и писатель  . ћединасели так характеризовал взгл€ды ј. јргедаса: Ђ ак ЂЅольной народї, так и его другие книги по истории сверх меры переполнены расовыми и кастовыми предрассудками.ї

¬ своем многотомном труде Ђ»стори€ Ѕоливииї ј. јргедас обрушилс€ на чоло, эгоизм и низкие страсти толпы, плебса. ¬ истории Ѕоливии он видел лишь торжество варварства и деградацию образованных классов. ѕредательство, мелочный эгоизм правителей, опиравшихс€ на низкую в своих потребност€х и страст€х толпу, чоладу, завели страну в политический и социальный тупик. Ђ»стори€ Ѕоливииї ј. јргедаса Ч это многотомна€ хроника преступлений и низостей чоло, толпы, главной опоры власти тиранов и военных диктаторов. Ђ» его ЂЅольной народї, и его исторические книги, Ч писал исследователь его творчества –.—аламанка, Ч бичуют, ран€т, обижают. јргедас хотел изыскать лекарства, которые бы вылечили болезни, которые он обнаружил у своей страны, и в этом он потерпел самое большое поражение... ≈го книги разделили страну. ƒо сего дн€ его книги борютс€, сражаютс€ и ссор€т боливийцев: они нас разделили на тех, кто с јргедасом, и кто против негої.

—трастные, протестующие против эксплуатации и варварства страницы ЂЅольного народаї были наполнены пессимизмом и неверием в собственную страну. ¬се, что ј.јргедас встречал в Ѕоливии, приводило его в уныние. ќн не видел никакой исторической перспективы дл€ своей страны, если она не избавитс€ от Ђиндейского атавизмаї. ј.јргедас полностью следовал доминировавшему тогда негативному мнению относительно жизнеспособности индейских народов. ¬месте с тем, он впервые показал стране, что ее отсталость и Ђварварствої были вызваны не внешними услови€ми, а были следствием внутренних дефектов, падени€ морали и отсутстви€ благородных устремлений в обществе.

¬идный боливийский литературовед, историк, а также крупный политический де€тель эпохи Ђгосударственного социализмаї, один из лидеров —оциалистической партии, министр иностранных дел в правительстве ’. Ѕуша, Ёнрике ‘инот справедливо писал об исторических трудах ј. јргедаса: Ђ≈го истори€ пессимистична, он считал необходимым показать это героическими метафорами, чтобы упрекнуть Ђбольной народї за его ошибки и недостатки. ѕоскольку в целом, он не анализирует причин стольких несчастий..., его выводы историка не предлагают никакого способа решени€ проблемї.

ѕоступательный ход всемирной истории јргедас противопоставл€лс€ боливийской действительности. ќн ставил свою страну за рамки общечеловеческого прогресса и цивилизации. — поэтической нежностью и печалью он описывал свою родину: Ђѕампа зимою похожа на море, но это мертвое море, без волн, без волнени€, отталкивающее, враждебное... «десь чувствуетс€ покинутость, одиночество, здесь нет места мечте и свободе. ѕоэтому здесь нет поэтовї. јргедас стремилс€ показать, что того прогресса, о котором говор€т позитивисты, в Ѕоливии нет, скорее есть патологическа€ обреченность расы и страны.

¬ер€ в непобедимость и неизбежность прогресса, ј.јргедас глубоко переживал отсталость своей страны. ќн был убежден, что дл€ перемен в Ѕоливии, дл€ всеохватывающей реформы достаточно его моральных назиданий.  ак писал его биограф √уставо јдольфо ќтеро: Ђјргедас прежде всего был писателем-моралистом, а не философом или мыслителемї. Ќе будучи пессимистом по своим взгл€дам и остава€сь контианцем и либералом, јргедас нанес самый ощутимый удар по идее прогресса, по позитивистскому историческому оптимизму.

—воей пессимистической враждебностью к боливийской истории, јргедас в глазах прогрессивной интеллигенции снискал репутацию реакционера и ретрограда, превратилс€ в символ олигархической, расистской, колониалистской идеологии. ћолодые интеллектуалы-бунтари разных политических направлений выбрали его мишенью посто€нных нападок. Ћидер крайних левых, вли€тельный политик и писатель “.ћароф буквально преследовал его по всему миру, посыла€ ему свои и чужие отнюдь не дипломатические и порой просто грубые и гр€зные статьи и фельетоны, которые оскорбл€ли и унижали писател€. Ќационалистическа€ молодежь југусто —еспедес, ‘ернандо ƒиес де ћедина (оба - крупные политические де€тели режима Ђгосударственного социализмаї) посто€нно нападали на него в прессе, что вызывало горькие письма писател€ к своим оскорбител€м. ѕри этом ими забывалс€ огромный интеллектуальный вклад јргедаса, который он сделал, хот€ и вопреки своей воле, в разрушение либерально-позитивистской идеологии.

≈сли сочинени€ јргедаса вызвали негодование и протест Ђобразованнойї публики, то вышедшее в свет в 1910 г. собрание статей ‘ранца “амайо (1878-1956), объединенное в книгу под названием Ђ—оздание национальной педагогикиї, было едва замечено и удостоилось нескольких равнодушных рецензий. “амайо не был пон€т, его читатель еще не по€вилс€. ќднако уже через дес€ть лет его идеи повсеместно завладели умами молодежи, стали главной темой дискуссий в философских и политических кружках и клубах. ѕовсюду по€вл€лись сторонники и последователи его идей, развивавшие их в неожиданном и нежелательном дл€ самого “амайо политическом направлении. ј еще через 20 лет эту книгу уже называли Ђ≈вангелиемї боливийского национализма и индеанизма.

“амайо родилс€ 20 феврал€ 1879 г. в аристократической семье, ведшей свое генеалогическое древо от перуанских касиков, признанных двор€нами в 16 веке при  арле V. ≈го отец, »саак “амайо, был одним из авторов конституции 1879 г. –одители назвали его ‘рансиско, но затем он прин€л немецкое звучание своего имени, ‘ранц. Ёто было не случайно. ≈го преклонение перед немецкой философией и культурой нашло отражение не только в изменении собственного имени на тевтонский лад, но и в самом литературном творчестве молодого поэта и писател€. ¬ молодости он посв€тил себ€ поэзии, примкнул к модернистам и перен€л их стиль и манеру письма.

¬ политике “амайо слишком часто мен€л свои симпатии к отдельным де€тел€м, остава€сь при этом всегда в р€дах ортодоксальных либералов. Ќачав как €рый сторонник президента

». ћонтеса, затем он перешел в оппозицию к прав€щей партии. “амайо был журналистом, депутатом, министром, основал две газеты: Ђ‘игарої и Ђ—вободный человекї. ѕри правительстве Ѕ.—ааведры он стал представителем страны в Ћиге наций, где пыталс€ привлечь внимание великих держав к проблеме выхода Ѕоливии к морю. ¬месте с “омасом ћануэлем Ёлио и ƒаниэлем —анчесом Ѕустаманте он был одним из основателей в 1910 г. –адикальной партии, сто€вшей на позици€х либеральной ортодоксии. ѕоддерживал, а затем боролс€ с —ааведрой и —илесом. ¬ период правлени€ —аламанки он был выдвинут на пост президента и даже победил на выборах, но президентом так и не стал из-за военного переворота, лишившего ƒ.—аламанку власти как раз в период между выборами и вступлением в должность. ѕосле свержени€ —аламанки в 1934 г. он временно уходит с политической сцены.

 нига Ђ—оздание национальной педагогикиї (1910) была сборником статей “амайо в газетах Ћа-ѕаса, в которых автор вел полемику с ‘илипе √усманом, представителем нормалистской школы в педагогике. Ѕоливийский историк –.—авалета ћеркадо так отмечал значение этой работы: Ђѕоэзи€ “амайо превратила его жизнь в торжественный акт. Ќо и приговорила его к одиночеству. ѕеред лицом той среды, которую он любил и презирал, в поисках легкой оригинальности она утратила свою подлинность и выгл€дела несравнимой с таким про€влением его таланта как Ђ—оздание национальной педагогикиї, с этой мощной, органичной и блест€щей прозой, хот€ он сам считал еЄ вторичным, но котора€ на деле €вл€лась продолжением самой жизни автораї. ¬ этой работе ‘. “амайо поставил р€д вопросов национальной жизни, казавшихс€ в тот момент чисто риторическими. ¬ центре его внимани€ были проблемы формировани€ национального характера, новой морали, образовани€ и воспитани€. ‘. “амайо считал их самыми насущными дл€ развити€ Ѕоливии.

¬ формировании индивида и народа, согласно ‘. “амайо, наибольшее значение имеют историческое прошлое и окружающа€ среда. ќн писал: Ђ«емл€ формирует человека, и в этом смысле земл€ €вл€етс€ не только пылью человеческих следов, но и воздухом, которым дышат, и физическим окружением человека... ¬ земле надо искать высшую причину человеческих мыслей, дел, моралиї. “амайо описывал землю своей родины в жестких, скупых, но сильных красках. ќдиночество Ч вот главна€ характеристика ландшафта у “амайо, который тем самым как бы одухотвор€ет природу. јльтиплано не создано дл€ жизни, враждебно человеку и животным. ¬ этой картине жестокой природы по€вл€етс€ особенный человек Ч индеец-аймара. Ђ”никальна€ земл€ дала уникальную расуї.

ƒл€ “амайо главное богатство Ѕоливии Ч это индеец. ќн, по его мнению, обладает главным Ч энергией. ѕовтор€€ ‘ихте, “амайо утверждал, что главное в понимании судьбы страны Ч это человек, вз€тый как совокупность энергии и воли. ƒл€ ‘. “амайо Ђвол€ї предшествовала Ђмыслиї. ¬ол€ и энерги€ Ч вот основа и начало жизни. ¬ его сборнике стихов Ђѕритчи IIї (1924 г.) есть строки: Ђ„то прежде всего обновл€ет творца и мысль, так это Ч энерги€ї. Ёнерги€ Ч это высша€ человеческа€, социальна€ и историческа€ реальность. »ндеец Ч это огромна€ концентраци€ внутренней энергии. ЂЁнергию нельз€ купить, ее ни откуда не привезти, ее нельз€ скопировать, и именно энерги€ Ч это то, что, есть в наших венахї. Ђѕо своей жизнестойкости, по своему непревзойденному энергетическому безусловному превосходству, по своей крови, индейска€ раса, кажетс€, предназначена к тому, чтобы выжить и остатьс€ в историиї.

“амайо открыто за€вл€л, что все в боливийском обществе основано на труде индейца. Ђ»ндеец дл€ государства, дл€ общества означает все. Ќадо признать, индеец €вл€етс€ источником 90 процентов национальной энергииї. Ѕелый (потомок европейцев), пользу€сь своим техническим и историческим превосходством, завоевал јмерику и индейца. ќднако у него нет жизненных сил, обуславливающих историческое и социальное творчество. ≈динственный выход дл€ белого Ч это метисаци€, сли€ние с индейцем, чтобы получить от него энергию и силу.

ѕо мнению ‘.“амайо, белый, креол, обладает знани€ми и культурой, но что они значат дл€ нации, жизненна€ энерги€ которой не вли€ет на историю и судьбу страны. »ндеец противостоит белому, как вол€ и энерги€ противосто€т разуму и интеллекту. Ђ»нтеллект Ч это не присуща€ индейцу характеристика, она не определ€ет его сущностиї Ч пишет “амайо. » это не недостаток, а главное преимущество индейца перед белыми и метисами. Ќет нужды искать в индейце декадентские настроени€, неврастению, интеллектуальные пороки. »ндеец физически, интеллектуально здоров и морально силен. ¬се это дает индейцу моральное и физическое превосходство. “амайо возводил индейца в ранг высшей расы, котора€ должна стать биологической основой формировани€ боливийской нации.

“амайо указывал и путь формировани€ нации, или как он чаще писал, национального характера. –ечь шла об образовании, не о простом просветительстве, а о создании собственной национальной педагогики, в основе которой лежало бы осознание нацией особой судьбы и своей миссии в мире. ќсновными принципами национальной жизни он объ€вл€л силу, энергию, волю и национальный эгоизм.

¬ то врем€ когда преобладали позитивистские взгл€ды о неограниченном, поступательном развитии, о предопределЄнности прогресса человечества, “амайо, не отрица€ самоценности прогресса, отошел от позитивистского понимани€ законов общественной жиз-ни: он противопоставл€л науке Ч интуицию, разуму Ч энергию и жертву. “амайо писал: ЂЌужно создать новые общественные и экономические критерии дл€ перестройки нации, котора€ таковой еще и не €вл€етс€, нужно создать, как говорил Ќицше, шкалу новых ценностей, более гуманных, более рациональных, более пон€тных, более эгоистических с точки зрени€ нацииї. “амайо выступил против либерального демократизма, интеллектуализма и позитивистского универсализма. Ётим господствовавшим в то вре-м€ идейным принципам были противопоставлены волюнтаризм и радикальный индеанизм.

ћессианизм, антиевропеизм про€вл€лись в те годы не только в искани€х латиноамериканских философов. ¬ ≈вропе дес€тилетие спуст€ эти взгл€ды будут в законченной форме сформулированы Ўпенглером и  айзерлингом, которые станут идолами боливийской радикально мысл€щей интеллигенции. ≈ще до по€влени€ шпенглеровского Ђ«аката ≈вропыї ‘.“амайо провозгласил индейскую расу основой возрождени€ Ѕоливии и всего остального мира.

Ѕезусловно, “амайо внес огромный вклад в преодоление европоцентризма и позитивизма в боливийской общественной мысли. Ѕудучи, как выразилс€ о нем крупный боливийский историк и социолог –.—авалета ћеркадо, enfant terrible либерализма, в своих иде€х он был выше собственных политических пристрастий. ƒаже его абстрактна€ мессианска€ проповедь была всего лишь перевернутой социал-дарвинистской, позитивистской схемой: на место белого он просто поставил индейца. » вместе с тем, боливийцы чт€т ‘ранца “амайо в одном р€ду с создател€ми философии индоамериканизма ¬.јй€ де Ћа “орре, ћ.”гарте, ’.¬асконселосом. ѕодлинна€ заслуга “амайо заключалась в том, что он выступил против Ђидеологической иностранщиныї, против Ђидеологической колонизацииї, обращалс€ к теме земли, к индейцу.

’от€ “амайо не был пон€т современниками и осталс€, как выразилс€ боливийский философ √.‘ранкович, Ђодиноким мыслителем и эстетом, укрывшемс€ в замке из слоновой костиї, его вли€ние на общественную мысль в 30-е годы невозможно переоценить. ≈го работы стали отправной точкой идейных поисков интеллигенции в 20-е годы не только в Ѕоливии, но и за ее пределами. ’. .ћариатеги интересовалс€ трудами “амайо. Ќекоторые его работы были опубликованы в 1926 г. в журнале Ђјмаутаї, сыгравшем огромную роль в по€влении нового поколени€ философов и социологов как в ѕеру, так и в Ѕоливии.

јргедас и “амайо своими работами, порой помимо своей воли, подрывали господствующие позиции либерализма и позитивизма в обществе. »х идеи пр€мо и косвенно оказали решающее вли€ние на подготовку идейной революции в Ѕоливии, предпосылки которой стали прослеживатьс€ с середины 20-х годов.

¬ 20-е годы в среду боливийской интеллигенции проникали новые идеи из ≈вропы. —оциализм и марксизм вызвали большой интерес среди молодежи, особенно среди студенчества. ѕрин€та€ в 1928 г. ”ниверситетской федерацией Ѕоливии Ђƒеклараци€ принциповї была выдержана в чисто марксистском духе. ’от€ в дальнейшем студенчество почти поголовно увлеклось иде€ми Ўпенглера,  айзерлинга, “амайо, марксизм завоевал себе многочисленных сторонников.  роме того, в Ѕоливии марксизм переплеталс€ с индеанистскими иде€ми. “акого рода эклектический симбиоз представл€л собой Ђмарофизмї.

“ристан ћароф (насто€ща€ фамили€ √уставо ј.Ќаварро) родилс€ в —укре в 1898 г. ≈щЄ очень молодым человеком включилс€ в политическую борьбу, активно участвовал в Ђреспубликанскомї перевороте 1920 г. и был близок к лидеру республиканцев, а затем и президенту Ѕоливии Ѕ.—ааведре. ќчень рано Ќаварро зан€лс€ литературно-публицистической де€тельностью. ≈го перва€ повесть Ђ√ражданскиеї, опубликованна€ в 1918 г., была плакатной защитой политического направлени€, представленного Ђреспубликанизмомї —ааведры. ¬ этом произведении он дал потр€сающую картину упадка и внутреннего распада боливийского либерализма, цинично попиравшего свои собственные идейные принципы. ќн писал: ЂЌичто в государстве не прогнило так, как полици€. Ќет ничего столь низкого и преступного, чего бы мы здесь не нашли: воровство, подлог, лесть, ложь, откровенный разбой, пытки и бандитизм - всЄ это р€дитс€ в тогу закона. ќсобенно мученически страдает оппозици€, попада€ в руки жестоких притеснителей,.. а во врем€ выборного фарса услуги этих негод€ев ещЄ более востребованы, чтобы получить необходимый власти результатї. «атем по€вились более зрелые литературные произведени€. ѕовести Ђ—етонио ѕиментаї, Ђѕросвещенный городї содержали резкую критику общественного стро€ латиноамериканских стран. ≈го работы ЂЁкспериментї, ЂЎефї отмечены литературной зрелостью, но главным в них были злободневность темы и сила убежденности автора.

«а активное участие в Ђреволюцииї Ѕ.—ааведра назначил его на должность консула Ѕоливии в √авре (‘ранци€). ѕребывание в ≈вропе полностью изменило его жизнь. √уставо ј.Ќаварро попал в —тарый свет, когда ему было 25 лет. ѕослевоенный революционный подъем и интеллектуальные поиски европейской интеллигенции произвели на него огромное впечатление. ¬ ≈вропе он вошел в круг прогрессивной латиноамериканской интеллектуальной эмиграции. ¬месте с »нхеньеросом, ”намуно, ”гарте, ¬асконселосом, јстуриасом и јй€ де Ћа “орре он стал основателем ЂЋатиноамериканского союзаї, созданного в ѕариже 29 июл€ 1925 г. јнтиимпериалистическа€ и радикально лева€ позици€ √.ј.Ќаварро была несовместима с дипломатическим постом.

— середины 20-х годов он полностью посв€щает себ€ литературно-публицистической и политической де€тельности. ≈ще в 1921 г. он придумывает себе экстравагантный псевдоним “ристан ћароф. ¬ интервью, данном в 1967 г., он так рассказывал об этом: ЂЁто было в ѕариже, где-то в 1921 г. я написал книгу ЂЌаивный американский континентї и, будучи консулом, должен был подписать ее псевдонимом, что, разумеетс€, € хотел сделать под именем »ван, но мой испанский друг ƒариус ‘орти убедил мен€ прин€ть им€ “ристанї.   имени он присоединил, как ему казалось, русофильскую фамилию ћароф. яркий, ироничный памфлетист левой ориентации привлек к себе внимание јнри Ѕарбюса и –омена –олана, активно пропагандировавших коммунизм и русскую революцию. ј.Ѕарбюс обратилс€ к “. ћарофу с восторженным письмом по поводу одной из его статей. ћежду ними установились дружеские отношени€. ƒружба с ј. Ѕарбюсом, который писал вступительные статьи к книгам ћарофа, способствовала переориентации его идейных поисков от латиноамериканского модернизма к марксизму и коммунизму. —воих друзей-писателей ј.Ѕарбюс стремилс€ привести к  оминтерну, и ћароф увлекаетс€ русским марксизмом и коммунизмом.

ѕервой книгой “.ћарофа, имевшей общеконтинентальный резонанс, была Ђ—праведливость »нкиї, изданна€ в Ѕрюсселе в 1926 г. ¬ этой книге он цитировал ћаркса, Ћенина, писал о русской революции. “.ћароф утверждал, что общеприн€тые идеи о неизбезности прохождени€ странами континента того же самого пути, что прошла ≈вропа дл€ достижени€ капиталистического процветани€, €вл€ютс€ иллюзией, ибо ведет лишь к подчинению американскому империализму и стагнации. ѕо его мнению, континент самой судьбой предназначен, и главное, уже готов к переходу к социализму и коммунизму. ќн писал: Ђјмериканский континент -это континент, созданный дл€ социализма, который даст на его почве самый плодотворный результатї. » больше всех подходит дл€ социализма Ѕоливи€. ¬о-первых, потому что основна€ масса населени€ - индейцы, сохран€ющие в своей исторической пам€ти и в общинной организации основы инкского коммунизма. ј во-вторых, это Ч богатейша€ по своим ресурсам страна, способна€ обеспечить благососто€ние своего населени€. “о, на что ≈вропе понадобились века, а именно подготовка к прин€тию коммунизма, Ѕоливи€ имеет от природы, от своего исторического прошлого.

ƒл€ “. ћарофа коммунизм Ч это, прежде всего, режим имущественного равенства, отсутстви€ паразитических классов, свободного труда. Ѕолее того, следу€ логике восстановлени€ инкского наследи€, он готов пожертвовать демократией и свободами, €вл€ющимис€ дл€ него ничем иным как пустым звуком и спекул€тивной демагогией прав€щих креольских классов. Ќадо отметить, что “. ћароф при всей поверхностности своих взгл€дов на коммунизм верно подметил его суть: тоталитарное отношение ко всем сферам экономической и общественной жизни. ќни утверждал, что дл€ триумфа коммунизма мало провести реформы и изменить экономические и общественные основы жизни, необходимо полностью подчинить жизнь индивида и общества единым чувству и мысл€м, а вс€ка€ половинчатость и Ђлиберальничаниеї приведут лишь к поражению и разочарованию. ѕримером такого тотального (или как он пишет Ђцелостногої), хоть и не демократического общества был инкский коммунизм.

ѕереход к социализму дл€ “. ћарофа сводилс€ лишь к национализации природных богатств. ќн предлагал ввести монополию внешней торговли во избежание ограблени€ страны иностранным капиталом, что создаст, как он писал, национальный капитал. ‘актически речь шла о государственном капитализме, при этом мало пон€тно, как это сочеталось с социализмом. ¬первые здесь “. ћароф сформулировал исторический лозунг Ђземлю Ч индейцам, рудники Ч государствуї. Ёта Ђмагическа€ї формула сделала “. ћарофа общеболивийским лидером. ”же через год после опубликовани€ Ђ—праведливости »нкиї –абочий конгресс в ќруро проходил под этим лозунгом.

’от€ “. ћароф не отличалс€ особой глубиной анализа или целостностью взгл€дов, но в некоторых своих работах он высказывал новаторские идеи и художественно €рко формулировал суть проблем: также как и ћариатеги он обратилс€ к индейцу, как основе национальной жизни Ѕоливии. “. ћароф идеализировал инкский Ђкоммунистический стройї, видел в нем будущую модель боливийского общества. ќтсюда, прошедша€ сквозь все ранние произведени€ его испанофоби€ и идеализаци€ индейской самобытно-сти. ќднако постепенно в его работах индеанистские воззрени€ стали сочетатьс€ с марксистскими установками. ¬ целом, взгл€ды ћарофа были очень противоречивы и непоследовательны. — одной стороны, его считают одним из основоположников левого индеанизма, а с другой Ч часто упрекали в том, что его видение боливийской действительности всегда было европейским и отчужденным.

“. ћароф проповедовал латиноамериканскую солидарность и общеконтинентальную антиимпериалистическую революцию. ќн верил в особый латиноамериканский социализм: ЂЌаш пр€мой путь - это идти к чисто американскому коммунизму со своими отличительными чертами и особыми свойствамиї. ќднако в этом вопросе он противоречил самому себе: на одной странице писал о латиноамериканском братстве и об очищающей революции, а на другой, уже не верил в дружбу соседних народов из-за груза конфликтов и противоречий между ними. ѕорой это выгд€дело просто анекдотично: как Ђнасто€щийї боливийский патриот он не мог допустить мысли о дружбе и единении с „или, Ђограбившейї его родную Ѕоливию, аннексировав “ихоокеанское побережье. ¬ применении к общеконтинентальной солидарности он писал: Ђ≈сли бы в ёжной јмерике не было „или, царил бы мир, и в тыс€чу раз быстрее был бы достигнут идеал американского единстваї. ¬ своих умонастроени€х он оставалс€ националистом, а марксистска€ терминологи€ лишь прикрывала своеобразие его социальных проектов.  роме того, революционна€ агитаци€ “. ћарофа сочеталась с глубоким скептицизмом и пессимизмом, выражавшихс€ в уповании лишь на моральное совершенствование и просвещение народа.

¬ 1935 г. “. ћароф издал в Ѕуэнос-јйресе, имевшую большую попул€рность в Ѕоливии и других странах континента, книгу Ђ“рагеди€ јльтипланої. ¬ этой книге “. ћароф развивал некоторые свои идеи, высказанные в его предыдущих работах. ќн вновь поставил в центр своего социально-политического анализа индейский вопрос. ƒела€ ссылку на ћариатеги, “. ћароф подчеркивал, что суть индейской проблемы состоит не в просвещении коренного населени€ јмерики, о чем писали и говорили политики и писатели, так называемые индеанисты, а в реальном их освобождении через возвращение земли, отн€той у индейской общины в период колонии и креольской республики. “. ћароф по-прежнему считал, что индеец €вл€етс€ коллективистом и социалистом по своей природе, и поэтому станет основой построени€ нового стро€ в Ѕоливии. «адача революционеров, писал он далее, Ђсоздать из индейца авангард, выступающий в союзе с горнорудным пролетариатом и студентамиї.

–ешение всех национальных проблем “. ћароф видел в осуществлении программы социалистических преобразований. √лавное в ней Ч это национализаци€ горнорудной промышленности, нефти, железных дорог. ќн был убежден, что осуществить это возможно лишь насильственными методами, то есть после революции. ¬ этой книге “. ћароф впервые излагал марксистскую программу революции: аграрна€ реформа, ликвидаци€ латифундий и последующа€ затем коллективизаци€ сельского хоз€йства, обобществление средств производства и индустриализаци€. ¬ противном случае, пишет он далее, исполнитс€ исторический приговор странам, опаздывающим в своем развитии, и они останутс€ вечно потенциально богатыми, а реально нищими и всегда подчиненными империализму. “. ћароф, пожалуй, был одним из первых, высказавших в те годы столь пессимистическое и во многом пророческое суждение.

¬ Ђ“рагедии јльтипланої “.ћароф изложил свою часто цитируемую и критикуемую схему социальной структуры Ѕоливии. ќн выделили три класса в боливийском обществе: белых, метисов и индейцев. Ѕезусловно, его иде€ о существовании только этих трех классов отличаетс€ индеанистско-псевдомарксистским упрощением реальной картины. „то было удачным как литературна€ метафора, не выдерживало критики научной социологии. «а эту теорию “. ћароф был критикуем всеми. » все-таки, сами боливийцы прочитывали в этой литературной по форме близкую к действительности формулу. “.ћароф четче и резче, по-марксистски, сформулировал то, о чем писали практически все боливийские индеанисты в этот период.

¬ Ђ“рагедии јльтипланої “. ћароф св€зал борьбу за новую Ѕоливию с противосто€нием капитализму и империализму. ќн писал: ЂЌациональна€ частна€ собственность не может развиватьс€ иначе, как попада€ в лапы иностранного империализма. —обственность, как и инициатива, должны стать общественнымиї. “. ћароф сформулировал задачи антиимпериалистической, антифеодальной революции, главными движущимис€ силами которой должны были стать рабочие и кресть€не-индейцы, революции, направленной против касты белых эксплуататоров, наследников испанских конкистадоров, а также против империализма.

“. ћароф этой книгой дал начало целому общественному движению, левому индеанизму, искавшему пункты соприкосновени€ и синтеза с марксизмом. —ам же “. ћароф, несмотр€ на марксистскую риторику, все более склон€лс€ к умеренному индеанизму. ¬ вышедшей в тоже врем€, что и Ђ“рагеди€ јльтипланої, статье, его многие высказывани€ перекликались со взгл€дами умеренных и даже правых индеанистов. ¬ некоторый местах буквально создаетс€ впечателение, что читаешь ненавидимого и презираемого самим “. ћарофом за его исторический пессимизм и пораженчество јльсидеса јргедаса. “ак он пишет: Ђ∆изнь в Ѕоливии бесцветна, сера, тускла. Ќет больших талантов, также нет творцов. ƒаже нет крупных бандитов. ¬се средне, приземлено, бескрасочної.

ћароф (марофизм) завоевал много сторонников среди леворадикальной интеллигенции, студенчества, профсоюзных лидеров страны. ≈го страстна€ антиимпериалистическа€ пропаганда создавала предпосылки возникновени€ вли€тельного левонационалистического и левомарксистского политических направлений. «начительным было вли€ние “. ћарофа на формировавшеес€ в 20-е годы индеанистское направление общественной мысли Ѕоливии. —ам “.ћароф играл важную роль в политической борьбе в 30-е годы.

¬ середине 20-х годов работы испанского философа ’.ќртеги-и-√ассета стали подлинным откровением дл€ боливийской интеллигенции, прежде всего, студенческой молодежи. ¬ли€ние ќртеги-и-√ассета в Ћатинской јмерике было исключительно сильным, и "этому вли€нию были подвержены также и те, кто не соглашалс€ с конкретными высказывани€ми философа по поводу американской истории". Ѕоливийска€ интеллигенци€ восприн€ла от ортегианства критику европоцентризма. ѕозитивисты же интересовались глобальными процессами, всегда исходили из обобщенного представлени€ о мире и человеке. ќртега-и-√ассет отрицал либерально-позитивистский подход к человеку как унифицированному, Ђуниверсальномуї, Ђмассовомуї €влению. ќртега-и-√ессет восстал в защиту индивида, человека, против человечества, универсальности. ѕротивопоставление массы и личности у ќртеги нашли свой отклик у боливийцев в самоутверждении своей индивидуальности перед лицом Ђевропейскойї универсализации. «ащита личности у ќртеги-и-√ассета оправдывала индивидуальность, самобытность культуры и истории.

»з исторической концепции ќртеги-и-√ассета наибольший интерес вызвали теори€ поколени€ и пон€тие кризиса. »з этой теории боливийска€ интеллигенци€, прежде всего, студенчество усвоили призыв к осознанию новым поколением неподлинности своей культуры. ќртегианска€ мысль о противосто€нии подлинной и ложной культуры была дл€ боливийцев отражением их повседневной двойственной реальности сосуществовани€ бело-метисного и индейского миров. Ћидер студенческого движени€ Ё.Ѕальдивьесо, один из идеологов Ќационалистической партии, а в будущем один из идеологов режима Ђгосударственного социализмаї в соответствии с ортегианской схемой выдвинул лозунг Ђстать поколением столети€ основани€ республикиї. Ќовое Ђпоколение столети€ї ставило перед собой цель боротьс€ с либеральной Ђантикультуройї с тем, чтобы воссоздать республику, подлинно независимое государство. ќртегианство было исходным пунктом в формировании националистического движени€ в период президентства Ё. —илеса.

Ѕунтом Ђнового поколени€ї против старых элит и традиционного общества была де€тельность молодых активистов партии ЂЌационалистический союзї  . ћонтенегро, ј. —еспедеса, ј. √усмана, Ё. Ѕальдивьесо, игравших ведущие политические роли в период Ђгосударственного социализмаї в 30-е годы. ¬ их р€дах формировалось идейное направление Ђреволюционного национализмаї, боливийска€ разновидность национал-реформизма, превратившегос€ в 40-50-е годы в господствующую идеологию в Ѕоливии.

Ќационализм возник из критики либерализма как политической доктрины и позитивизма как идеологии. ћолодые интеллектуалы  . ћонтенегро, ј. √усман, ј. —еспедес в начале 20-х годов публиковали статьи в журнале Ђјрте и трабахої (»скусство и труд), где выступали с критикой основ либерализма и европоцентризма. »деалом  . ћонтенегро €вл€етс€ Ѕоливи€ с единой, не разделенной на касты и расы нацией. ”же в этих ранних работах ћонтенегро заметно его преклонение перед авторитаризмом, его враждебность как коммунизму, так и либерализму. ¬ 20-е же годы в своих литературных произведени€х, он резко критиковал господствующие либерально-позитивистские представлени€. ”же в его ранних работах содержалс€ зародыш национализма и антидемократизма. ¬ 20-е годы эти идеи (или скорее их предпосылки) еще не соединились с философскими взгл€дами “амайо и индеанизмом. »х синтез составил основу теории Ђреволюционного национализмаї, боливийской разновидности национал-реформизма.

 онец 20-х годов в Ѕоливии ознаменовалс€ острым кризисом господствующей социал-дарвинистской, либерально-позитивистской идеологии. »нтеллигенци€ жадно впитывала новые идеи и концепции общественного развити€.  ак нигде в Ћатинской јмерике, в Ѕоливии огромной попул€рностью пользовались Ўпенглер и  айзерлинг с его верой в мессианское предназначение континента. ¬след за д'јннунцио, ќртегой-и-√ассетом, ”намуно, ”гарте, Ўпенглер и  айзерлинг становились новыми идолами молодежи. ¬ августе 1929 г.  айзерлинг посетил Ѕоливию, где на его лекции стекались толпы студентов и интеллигенции. —трана жила напр€женной интеллектуальной жизнью. —тарые либерально-позити-вистские идеи были безвозвратно сданы в архив.

‘илософска€ и социологическа€ литература входила в моду. »здавались труды, вдохновл€емые иде€ми Ўпенглера. ѕроисходило новое открытие ‘. “амайо, росла попул€рность ’. ћендосы и ј. јргедаса. ‘илософские поиски и €ростные дискуссии о сущности боливийского общества, о пут€х дальнейшего развити€ пока затронули лишь интеллектуальную элиту. ѕостепенно отвлеченные философские и социологические споры стали объектом широкого общественного внимани€. Ѕоливийцы ощущали ущербность и неполноценность своей политической системы и общеприн€той идеологии, оправдывающей еЄ существование.

¬ 30-е годы теоретические споры вышли из кабинетов ученых и приобрели политическое значение. ¬след за периодом вызревани€ новых идей и концепций общественного развити€, пришло врем€ самого идейного переворота, когда отвлеченные философские и социальные теории окончательно оформились в законченные идеологические парадигмы, предлагавшие обществу определенные пути развити€. ‘ормировались новые пон€ти€ и определени€, и, главное, Ч общественно значимые цели и задачи развити€, постепенно становившиес€ признанными и общеприн€тыми. √егемони€ переходила к той части общества, котора€ становилась носителем, пропагандистом и практиком этих новых идей. —овершалась идейна€ революци€, пролог общественно-политического переворота.

ѕоражение в войне в „ако наложило свой трагический отпечаток на идейные поиски интеллигенции, придав привкус горечи осознанию боливийцами своего одиночества в мире. ƒл€ того, чтобы стать нацией, во всей своей самобытности и неповторимости, нужно было зан€тьс€ самими собой, прежде всего, познать свою национальную природу и сущность. Ётой задаче посв€тила себ€ боливийска€ интеллектуальна€ элита.

¬ поисках национальной самобытности боливийцы встречали созвучие своим иде€м во взгл€дах Ўпенглера и  айзерлинга. ѕоследний восторгалс€ пейзажами јльтиплано, говорил об особом предназначении Ѕоливии. ¬ыступа€ в Ћа-ѕасе в 1929 г., он за€вл€л: ЂЅоливи€, возможно, сама€ древн€€ часть человечества; нет лучшего ощущени€ будущего, как отдаленное прошлое, ибо во времени нет концаї.  айзерлинг призывал обратитьс€ к так называемым телуристическим тайным силам земли. ѕоклонники  айзерлинга вновь открывали дл€ себ€ идеи “амайо и ћендосы, видевших в земле, окружающей среде решающий фактор формировани€ человека, расы, нации.

¬ 30-е годы в Ѕоливии возникла вли€тельна€ философско-лите-ратурна€ школа: телуризм, близка€ индеанизму, концепци€м ’.ћендосы и ‘.“амайо. »деи Ўпенглера, “амайо, ћендосы были развиты телуристами: в философии –оберто ѕруденсио и ”мберто ѕальса, в историографии ‘.јвила, в литературе и поэзии  .ћединасели, ‘.ƒиес де ћедина и ѕримо  астрилью, в живописи и скульптуре —. √усманом де –охас и ћариной Ќуньес дель ѕрадо, в музыке Ёдуардо  аба.

¬ 30-е годы ’.ћендоса в своих последних работах, четко сформулировал основы телуризма или, как он называл свою теорию, Ђмистики землиї. јктивно участвовал в политической жизни в 30-е годы, занималс€ публицистической де€тельностью, выступал с лекци€ми, сотрудничал с марксистским Ѕоливийским социологическим институтом, ставшим кузницей кадров новых левых партий. ≈го работы, нар€ду с трудами ‘.“амайо стали философской методологической базой всех исканий индеанистского и националистического направлений как общественной мысли, так и антилиберальных направлений в политике. ’. ћендоса видел в земле, в среде обитани€ основу самобытности страны, условие бессмерти€ боливийской нации. ќн писал: Ђ—реда создает человека. »ли иными словами Ч человек Ч ничто иное, как среда, запечатленна€ в личности. ¬ода, которую мы пьем, воздух, которым дышим, свет, который нам светит, продукты питани€, поддерживающие нас, Ч все они ежедневно воспроизвод€тс€ в наших мысл€х, эмоци€х, воле, действии. ћы считаем, что действуем по своей инициативе, а на самом деле лишь подчин€емс€ императиву нашей среды обитани€. —реда определ€ет ритм, а горы, леса диктуют нормы нашей жизни. Ќи далека€ звезда на небе, ни скромна€ травинка на земле не остаютс€ безучастными к определению нашего жизненного динамизма... —реда Ч кузница расы, демиург наций; она формирует св€зи, объедин€ющие разрозненные человеческие группы, она дает им родной воздух, создает традиции, вершит историюї. ’. ћендоса развивал идею Ђнезаконченностиї, молодости боливийской нации, формирование которой ещЄ далеко от своего завершени€. Ёту идею вз€ли на вооружение национал-реформисты  .ћонтенегро, ј.—еспедес и другие. ¬ философии взгл€ды ’. ћендосы развили –. ѕруденсио и ”. ѕальса.

¬ 30-е годы, после войны в „ако, в политических и интеллектуальных кругах Ѕоливии видную роль играл университетский профессор истории –оберто ѕруденсио. ¬месте с вернувшимис€ с войны оппозиционно настроенными Ђветеранами „акої и студентами он создал националистическую группу Ђ∆елезна€ звездаї, ставшую вли€тельной политической силой. ¬ 1939 г. он основал журнал Ђ оль€суйої, превратившийс€ в трибуну национализма и индеанизма.

¬ 1928 г. –.ѕруденсио опубликовал ЂЌовую концепцию жизниї, своего рода антилиберальный, антирационалистический манифест. ќн следовал иррационализму Ўопенгауэра и телуризму ћендосы. ќтправна€ точка его концепций состо€ла в понимании жизни как импульса, прыжка во времени, вызова миру. –азмышл€€ над судьбой своей страны он пришел к убеждению, что Ђчувствої земли, географи€, пейзаж формируют человека и общество.  ультура дл€ него Ч лишь формальное выражение иррационального, телуристического. ќн искал биологическую силу, волю, способную создать новый культурный цикл, который выведет Ѕоливию к величию. ¬след за “амайо такую силу он видел в индейце.

¬ середине 30-х годов нар€ду с –. ѕруденсио крупным теоретиком телуризма становитс€ ”мберто ѕальса. ”. ѕальса был одним основателей Ќационалистической партии, идеолог Ђгосударственного социализмаї. ¬ 1936 г. он публикует книгу Ђѕересмотр нашего исторического прошлогої, а после выхода в свет в 1939 г. работы Ђ„еловек как методї, он становитс€ лидером нового философского направлени€, которое полностью вытеснило позитивизм из науки и интеллектуальной жизни.

√лавна€ иде€ ”. ѕальса состо€ла в абсолютизации Ђдуха землиї как носител€ географического императива, воздействующего на индивид и общество и обуславливающего форму и образ жизни человека. ќн ставил в центр внимани€ человека как выразител€ духа земли, телуристических сил. ≈го иде€ Ђчеловека как метода исходила из концепции Ђчеловека-космосаї немецкого философа Ўелера, дл€ которого человек был мерой и олицетворением вселенной. ¬след за “амайо, ћендосой и  айзерлингом он видел в земле Ђкосмическую энергиюї, без которой человек неспособен познать свой мир и душу.

”. ѕальса ставил главный вопрос, волновавший его сограждан: что значит быть боливийцем? » в поиске ответа на этот вопрос он обращалс€ к раскрытию феномена национальной культуры.  ультура дл€ него Ч это переход от хаоса и беспор€дка к особенному, индивидуальному (самобытному) и гармоничному (с окружающей средой). ќн прин€л как аксиому идею Ўпенглера о конце ≈вропы и призвал к поиску самобытных основ жизни боливийского народа.

ƒл€ ѕальса нет универсальной культуры, как и нет универсального гуманизма или универсального человека.  аждый человек и культура Ч социогеографичны. »ндоамериканский человек по-своему чувствует и думает. Ётот человек немыслим вне его св€зи с землей.  ак и дл€ “амайо, у ”.ѕальса индеец €вл€лс€ наиболее св€занным с землей индивидом и социумом. —ледовательно, дл€ обретени€ собственного Ђ€ї боливийцы должны обратитьс€ к духу јнд и к Ђкосмической энергииї индейской расы. — обидой на весь мир писал ”. ѕальса о своей стране: ЂЅоливи€ Ч велика€ страна, Ѕоливи€ Ч прекрасна€ страна, Ѕоливи€ Ч богата€ страна, но в душу всел€етс€ отча€ние от сознани€, что миллионы людей на земле даже не подозревают, что это велика€, прекрасна€ и богата€ странаї.

”. ѕальса искал национальную идею, способную объединить народ во им€ достижени€ величи€ Ѕоливии. ѕример такой идеи он усматривал в национал-социализме. ”. ѕальса был восторженным поклонником тоталитарных режимов, ибо видел в них концентрацию воли и энергии миллионов людей во им€ Ђидеалов нацииї. ƒаже после краха третьего рейха он продолжал верить в звезду √итлера и его миссию в немецкой истории. “ак, в 1946 году он писал: Ђ„тобы ни говорили о √итлере и √ермании, € уверен, что если бы немцы не были убеждены в необходимости расширени€ жизненного пространства и не верили бы в способность фюрера успешно завоевать его, если бы эта иде€ не проникла бы в сердце каждого немца, то не было бы этого страшного последнего бо€ 1945 года...ї »деи ”.ѕальса стали теоретической базой идеологии Ђгосударственного социализмаї.

–аботы телуристов были окончательным разрывом интеллектуальной элиты с либерально-позитивистским прошлым.

ќни преодолевали глубоко укоренившийс€ европоцентризм как в теории, так и в общественной и политической жизни. ѕрактические выводы идеологов нового поколени€ боливийских политиков были разнообразны: отталкива€сь от идей телуристов многие эволюционировали к индеанизму и Ђреволюционному национализмуї, а в их иррационализме находили оправдание корпоративизма и фашизма.

»ррационализм и волюнтаризм предлагали новые перспективы социального развити€, разрывали со всем Ђпозитивнымї прошлым, с демократией, либерализмом и даже с христианскими ценност€ми. “елуристы и их последователи руководствовались ницшеанской формулой: ЂЅог умерї. »х взгл€ды не были экстравагантным чисто боливийским изобретением, иррационализм глубоко поразил общественную мысль в —таром свете. ¬ 1930 г. “омас ћанн в речи Ђѕризыв к разумуї утверждал, что иррационализм ’’ века подн€л на щит силы бессознательного, силы, твор€щие смутное, темное, отрица€ дух и разум, в противовес ему восхвал€€ тьму души, слепую волю и инстинкт. »з этого почти религиозного почитани€ земли, природы, почвы многое было восприн€то в ≈вропе национал-социализмом, а в Ћатинской јмерике различными направлени€ми радикального национализма. ¬олюнтаризм отрицал надсубъектную силу и смысл истории, предполагал способность политических вождей нации управл€ть историческим процессом, что представл€лось боливийцам единственной возможностью преодолеть порочный круг зависимости и отсталости их страны.

“акие последователи телуризма, как  .ћединасели, пытались развить идеи “амайо, обраща€сь к Ќицше и Ѕергсону. ќни отошли от примитивных рассуждений  айзерлинга, приблизившись по своим взгл€дам к экзистенциалистам и феноменологистам. »ндоамериканизм, восприн€тый ими из теорий перуанского апризма, воспринималс€ как идейна€ альтернатива западной цивилизации. ќни проповедовали создание вселенской культуры на основе метизации и мистического переживани€ Ђкосмического духа землиї, индеанизации всех сторон жизни страны..

»ндеанизм по€вилс€ как реакци€ на модернизм, как поиск художественной искренности и простоты, необходимость приблизитьс€ к реали€м национальной жизни. ’от€ индеанизм как самосто€тельное идейное направление возник еще в 20-е годы, лишь период после окончании войны в „ако это течение общественной мысли приобрело политическое звучание и стало играть заметную роль. ¬след за ‘. “амайо индеанисты видели в кечуа и аймара биологическую основу нации, призывали к изучению индейской культуры. ѕервоначально оформилс€ литературный индеанизм, самыми €ркими и ранними представител€ми которых были ј.јргедас (его перва€ костумбристско-индеанистска€ повесть Ђ¬ата ¬араї увидела свет еще в 1904 г.), и чуть позднее  .ћединасели, ’.Ћара. ѕомимо философско-литературного и политического направлений в индеанизме было еще третье Ч просветительское, внутри которого боролись две школы: коллективистска€ и нормалистска€.

¬о главе коллективистского направлени€ в просветительском индеанизме встали учител€-энтузиасты Ё.ѕерес, “. лауре, супруги  астро Ћейге. ¬ период правлени€ военных-социалистов в 30-е годы основоположенник этого движени€ Ё.ѕерес занимал важные посты в министерствах труда и просвещени€, активно поддерживал режим, был одним из основателей —оциалистической рабочей партии (ѕ—ќЅ). 2 августа 1931 г. Ё.ѕерес создал первую школуайлью в ¬арисате (недалеко от Ћа-ѕаса). Ё.ѕерес считал, что Ѕоливи€ Ч это индейска€ страна, где господствует бело-метисное меньшинство. ≈го идеалом был инкский коллективизм. Ўкола представл€ла собой форму единени€ труда, просвещени€, коллективизма. Ё.ѕерес стремилс€ Ђсоздать школу с боливийской душой, основанную на инкских социальных принципахї. —вою теорию он, вдохновл€€сь иде€ми ‘. “амайо, назвал Ђпедагогикой освобождени€ї.

’от€ внешне олигархи€ объ€вл€ла эксперимент Ё.ѕереса коммунистической и подрывной акцией, она терпела его, предпочита€ просветительскую де€тельность революционной пропаганде левых партий. ¬ период глубокого идейного кризиса олигархи€ противилась проникновению в Ѕоливию новых идей «апада, что совпадало с устремлени€ми Ё.ѕереса, который проповедовал изол€ционизм, отказ от всего европейского, передового или отсталого, дл€ него одинаково чуждого боливийской жизни.

¬ своем письме √расиано —анчесу, директору департамента по индейским делам ћексики, в феврале 1938 г. Ё.ѕерес писал: ЂЌаша доктрина и философи€, с одной стороны, опираетс€ на доиспанскую культуру, а с другой, ориентируетс€ на организацию современных, основанных на коллективизме автономных €чеек, на восстановление инкского землеустройства на принципах общины-айльюї. ќн отрицал революцию и восстани€, счита€, что только община и школа-айлью может привести к решению всех социально-экономических проблем индейца.

Ё. ѕерес не поддерживал призывов к аграрной реформе и перераспределению земли. ≈му были чужды планы социального переустройства деревни. ќн писал: Ђ¬ Ѕоливии нет проблемы земли, а есть нехватка населени€ї. »ндеанизм Ё.ѕереса был утопическо-консервативным. ќн противоставл€л мир европейской капиталистической цивилизации города общинному индейскому. Ѕольше всего он бо€лс€ смешени€ этих двух противоположностей и разрушени€ индейской цивилизации, основанной на общине. ≈е консерваци€ была возможна лишь при определЄнном изол€ционизме, а школа-айлью была формой воспроизводства общинной жизни и защиты индейца от внешнего мира и капитализма.

¬ движении просвещени€ индейцев противоположные Ё.ѕересу позиции занимали сторонники озападнивани€ индейского мира, его испанизации. ќдин из идеологов этого течени€ –афаэль –ейерос в феврале 1937 г. в одной из полемических статей писал: Ђ√лавное Ч передать в руки индейца новые сельскохоз€йственные оруди€ труда, научно адаптировать его к новой экономической жизни, привить новые привычки и стандарты. ¬се это должна сделать школа... Ќет ни такого помещика, ни такого торговца, которым не было бы выгодно такое просвещение индейца, ибо оно лишь увеличит производство и их доходыї. ¬ 1936 г. –.–ейерос создал школу Ђ”тамаї в  акиавири. Ќесмотр€ на официальную поддержку его движение просуществовало недолго.

ƒвижение индейского просвещени€, работы учителей-индеанистов оказали значительное вли€ние на идеологические споры того времени. »ндеанизм становитс€ все более неоднородным течением. ¬ его рамках формировалось два противосто€щих направлени€: консервативно-расистское и революционное. —реди революционных индеанистов выдел€лс€  . ћединасели, журналист и литературовед, автор многочисленных работ по социокультурной проблематике. ¬ 30-е годы он активно занималс€ политикой. Ѕыл одним из руководителей Ќародного фронта

ѕотоси, руководившего этим городом. ¬ 1938 г. был избран в ”чредительное собрание, в котором был одним из лидеров –абочего блока.

¬ поражении Ѕоливии в войне в „ако  . ћединасели увидел Ђконец расыї белой олигархии, крах прав€щих кругов страны. ѕессимистический взгл€д на насто€щее Ѕоливии  . ћединасели выразил известной фразой, звучавшей как приговор: Ђ—трана великих гор и высочайших вершин дала мелких, ничтожных людейї. Ќациональна€ катастрофа означала дл€ каждого боливийца личный, индивидуальный крах.  . ћединасели глубоко чувствовал личную трагедию и безысходность в стране без будущего. ¬ его философии Ђиндивидуальное я терпит поражение там, где не реализуетс€ национальное яї.

¬ отличие от своих пессимистических и иррационалистских предшественников ћединасели видел в индеанизме революционную идеологию формировани€ нового человека. ≈го учител€ми в большей степени были перуанцы  . ћариатеги и ’. ”риэль √арси€, нежели “амайо или боливийские телуристы.  . ћединасели идеализировал инкский строй, проповедовал борьбу за нового индейца, призыва€ все боливийское общество повернутьс€ к нему лицом. ќн писал: Ђѕроблемы индейца Ч это скорее, проблема отношени€ боливийцев к индейцу. » от того, как мы ее решим, будет зависеть наше будущее существованиеї.  . ћединасели отошел от патерналистского и консервативно-литературного идеализма, и вслед за ћариатеги призывал решить прежде всего социально-экономические проблемы деревни, а значит, всей страны: ЂЌеобходимо безотлагательно разработать социальные требовани€ индейца, пути его вовлечени€ в жизнь страны и его культуризацииї. –еволюционный индеанизм поставил в политическую повестку дн€ индейский и аграрный вопросы, от решени€ которых уже не могла уклонитьс€ ни одна серьезна€ парти€.

“еоретические философские и литературно-культурологические изыскани€ индеанизма легли в основу новых вли€тельных политических течений: национал-реформизма и разнообразных течений боливийского марксизма и социализма.

Ќаиболее вли€тельным течением был Ђреволюционный национализмї, боливийска€ разновидность национал-реформизма. ≈го идеологи  . ћонтенегро, ј. —еспедес, ¬. √евара јрсе, ¬. ѕас Ёстенссоро они за€вл€ли о своей приверженности индеанизму, индоамериканизму јѕ–ј и даже марксизму. Ќа боливийскую интеллигенцию огромное вли€ние оказал индоамериканизм перуанской јѕ–ј. ќдин из ее идеологов ћануэль ј. —еоане в 1927 г. посетил Ѕоливию и написал книгу ЂЋевый взгл€д на Ѕоливиюї. ¬ ней остро ставились вопросы национализации оловодобывающей промышленности и проведени€ аграрной реформы. ћногие апристские тезисы были восприн€ты и вошли в идейный арсенал Ђреволюционного национализмаї.

»деологом этого политического движени€ стал  . ћонтенегро. ќн был одним из основателей —оциалистической конфедерации, пришедшей в 1935 г. на смену Ќационалистической партии. ≈сли националисты признавали либеральные принципы демократии, то  . ћонтенегро и его социалисты выступали с позиции агрессивного национализма и подавлени€ Ђэгоистических интересовї личности во им€ высших интересов нации. ƒемократи€ виделась им лишь преп€тствием в движении к величию Ѕоливии. »х идеалом стали авторитарные и тоталитарные методы управлени€, подчинение масс, подавление либеральных свобод и демократии.

 . ћонтенегро сформулировал концепцию Ђнациональной революцииї. ќн утверждал, что в Ѕоливии со времени колонии существует два противоположных полюса Ч Ђнаци€ї и Ђантинаци€ї. Ёту терминологию (антинаци€ или анти-родина, antipatria)  . ћонтенегро заимствовал у испанских фалангистов, которые, в свою очередь, перен€ли ее у немецких нацистов. — завоеванием независимости страны наци€ (народ) осталась подавленной антинацией (олигархией). ћежду олигархией и империализмом ставилс€ знак равенства.

ќстрие своей критики  .ћонтенегро направил против либерально-позитивистской идеологии. ќн утверждал, что олигархи€ пыталась привить на боливийской почве европейское правосознание, которое, однако, не соответствовало местным, автохтонным, Ђподлинно национальнымї принципам жизни. ќн отрицал возможность применени€ в Ѕоливии каких-либо европейских доктрин и концепций общественного устройства.  .ћонтенегро писал: ЂЋиберальна€ идеологи€, к которой прибегал режим, идеологи€ исключительно европейска€; она была нав€зана народу, €вл€лась одним из про€влений иностранного господстваї.

ЂЌациональна€ революци€ї, согласно его концепции, носит лишь политический, а не социальный характер, ибо речь идет об освобождении всей нации, а не отдельного класса, от внешнего, колониального угнетени€. ќлигархи€ превратилась в Ђсверхгосударствої, подчинив себе подлинное государство, узурпировав его суверенитет. Ќационалисты, призывал  . ћонтенегро, должны направить против него основной удар. ƒл€  . ћонтенегро революци€ заключалась в восстановлении суверенитета нации, отстранении олигархии от власти, решении антиимпериалистических задач. –еволюци€ принималась как Ђконсервативный актї, восстанавливающий метафизически понимаемую историческую справедливость, освобождающий государство, то есть нацию, от господства Ђсверхгосударстваї, олигархии.  . ћонтенегро считал пролетариат передовым руководителем нации, однако лишенным будущего, если он не придет к сли€нию с другими классами. ѕо мнению  . ћонтенегро, олигархи€ разобщила народ, ввергла его в пучину классовой борьбы. ќтсюда тезис о том, что Ђолигархи€ мешает единству народаї. —ледовательно, народ вновь обретет единство в Ђнациональной революцииї, котора€ создаст гармоническое общество без противоречий и классовой борьбы.

 . ћонтенегро и ј. —еспедес в своих журналистских, исторических и литературных работах, их сподвижники из —оциалистической партии периода военного-социализма в своих программах и в политической практике формулировали основные принципы революционного национализма. ядро будущей партии Ќационалистическое революционное движение (ћЌ–), образованной в 1941 г., стала газета ЂЋа  альеї, начавша€ выходить в свет в 1936 г.

Ќе все Ђромантическиеї националисты периода —илеса перешли вместе с ћонтенегро на позиции антидемократического и агрессивного Ђреволюционного национализмаї. ћногие под вли€нием индеанизма и университетской реформы склон€лись к марксистским и лево-социалистическим иде€м. Ѕлизкими к умеренным националистам и индеанистам были взгл€ды одного их €рких политиков тех лет, самого молодого министра в правительстве ’.Ѕуша јльберто —елада ¬альдеса, умершего в возрасте 37 лет в 1939 г. ќн был автором книги Ђ оль€суйої (1933 г.), в которой проводил идею преемственности древней инкской цивилизации и современной боливийской нации. Ѕольшое вли€ние на его взгл€ды оказала книга ‘ернандо де Ћос –иоса Ђ√уманистическое существо социализмаї, главна€ иде€ которой состо€ла в необходимости соединить демократию и свободу либерализма с социальной справедливостью социализма.

ј. —елада активно пропагандировал идеи Ђгуманистического социализмаї. ќн утверждал: Ђћы верим в социализм, мы боремс€ за последовательную и разумную перестройку страны на социалистических основах... Ќельз€ быть по насто€щему ни националистом, ни революционером, не будучи социалистомї. —елада пыталс€ примирить непреход€щие ценности демократии и либерализма с агрессивным национализмом. ќднако в эпоху кризисов и борьбы крайних позиций такие примир€ющие идеи не имели успеха. ≈го де€тельность и идеи оказали большое вли€ние на содержание новой боливийской конституции, прин€той  онституционной ассамблеей в 1938 г. ќн пользовалс€ доверием президента ’.Ѕуша, а его идеи служили теоретическим оправданием реформ Ђгосударственного социализмаї.

¬ конце 20-х Ч в 30-е годы в Ѕоливии наблюдалось повальное увлечение марксизмом. »з „или и јргентины поступали книги Ћенина, Ѕухарина, “роцкого. ѕроблемы марксизма и социализма дискутировались повсюду, от профсоюзных собраний в горнорудных поселках до университетских кафедр. ћарксистска€ терминологи€ нашла отражение в философских и социологических работах представителей самых разнообразных течений.

ќднако, если революционный национализм и индеанизм открыто отрицали либерально-позитивистскую традицию, в частности в виду ее европоцентричности и интернациональности, марксизм стал убежищем либеральной интеллигенции. ¬ чистом виде либерализм умер. ≈го редкие представители группировались вокруг карликовых партий и консервативных организаций, не имевших никакого идейно-политического воздействи€ ни на массы, ни на интеллигенцию. ћарксизм же стал фактическим наследником либерализма, ибо более всего был близок к нему в прин€тии таких фундаментальных положений, как универсализм, интернационализм, исторический оптимизм, экономический детерминизм и рационализм. ¬ Ѕоливии прослеживаетс€ преемственность между марксизмом и либерализмом наиболее четко. ¬нутри боливийского марксизма в 30-е годы сформировалось два антагонистических крыла: троцкизм и Ђлиберальныйї марксизм.

“роцкизм в Ѕоливии св€зан с именами “. ћарофа и ’. јгирре √айнсборга. ¬о врем€ „акской войны “. ћароф открыто выступал с антивоенных позиции. ¬ 1934 г. он создал в јргентине марксистскую группу Ђ“упак јмаруї. ¬ декабре 1934 г. она объединилась с ЂЅоливийской левойї ’.јгирре √айнсборга, а в июле 1935 г. в  ордобе состо€лс€ съезд этих групп, образовавших –еволюционную рабочую партию (ѕќ–) во главе с “. ћарофом. ѕарти€ провозгласила себ€ марксистко-ленинской. ¬се основатели партии высказывались в поддержку “роцкого. Ќа съезде присутствовал генеральный секретарь  омпартии ѕарагва€ ќскар  рейдт, что свидетельствовало о стремлении коммунистов промосковской ориентации повернуть идеологическую направленность новой боливийской партии в прокоминтерновское русло. ”частие ќ.  рейдта в съезде должно было также символизировать интернациональную солидарность боливийских и парагвайских левых в борьбе против войны в „ако.

 роме того, в феврале Ч марте 1936 г. в журнале Ђ ларидадї, выход€щем в Ѕуэнос-јйресе, прошла полемика между ќ.  рейдтом и “.ћарофом, суть которой сводилась к отстаиванию политики Ќародного фронта первым, и защите стратегии пролетарской революции в Ѕоливии вторым. Ќа первых порах в отношении ѕќ–, котора€ изначально придерживалась протроцкистских позиций, коммунисты проводили весьма умеренную линию, что никак не соответствовало их общей установке на непримиримую борьбу с троцкистами.

ѕосле войны в „ако “.ћароф возвращаетс€ в Ѕоливию, где наде€лись, что с его приездом начнетс€ социальна€ революци€ или, по крайней мере, будет создана массова€ пролетарска€ парти€. ќднако, персоналистский, каудильистский стиль руководства ѕќ– приводит “. ћарофа к конфликту с ’.јгирре, ѕќ– и троцкизмом. ≈го очередной политический вираж, на этот раз от троцкизма, вполне объ€сним. “. ћароф несмотр€ на свою политическую жизнь в марксистском движении, собственно никогда марксистом не был. ≈го идеалом была массова€ рабоча€ парти€ с размытыми идеологическими границами, без жестких доктринальных установок, типа лейбористской в јнглии. ќн не был ни троцкистом, ни сталинистом, ни марксистом. ≈го поведение было во многом типичным дл€ леворадикальной интеллигенции в Ћатинской јмерике.  рупнейший боливийский троцкистский историк и политический де€тель √. Ћора признавал, что в Ћатинской јмерике к троцкистам чаще всего шли не те, кто хотел боротьс€ со —талиным за Ђчистотуї марксистско-ленинских идей против их бюрократического извращени€, а те, кто по сути выступали против марксизма, и со временем покидали р€ды троцкизма. ≈сли ћароф отошел от троцкизма, то ’. јгирре √айнсборг олицетвор€л верность марксистко-ленинским тезисам о пролетарской революции в Ѕоливии. “роцкизм сохранил свое значительное вли€ние благодар€ таким €рким фигурам как “. ћароф, ’. јгирре √айнсборг, ќ. Ѕаррьентос (“омас ”арки), ј. ¬аленси€ ¬ега (»ван  есвар), √. Ћора. ¬ли€ние троцкизма объ€сн€етс€ также отсутствием серьезной просоветской коммунистической партии и преобладанием Ђлиберального марксизмаї в среде левых сил. ¬се эти факторы позволили троцкизму сохран€ть вли€тельные позиции в рабочем и студенческом движении многие годы.

ЂЋиберальный марксизмї в Ѕоливии в конце 30-х годов стал вли€тельным политическим течением. ≈го идеологами были видные философы и экономисты ’.ј. јрсе, –. јнай€, ћ. Ѕонифас, ј. ”ркиди и другие. ¬ 20-е годы это были лидеры студенческого движени€, примыкавшие к левому крылу националистов. — установлением Ђгосударственного социализмаї ’.ј. јрсе и –.јнай€ были советниками министерства труда, а ћ. Ѕонифас и ј. ”ркиди возглавл€ли Ћевый фронт  очабамбы.

” Ђлиберальных марксистовї не было четкой концепции революции. ¬ли€ние ортегианства сказалось на их воспри€тии диалектики и формационной доктрины марксизма. Ћидеры этого течени€ считали, что Ѕоливи€ должна пройти полный цикл капиталистического развити€ подобно странам «ападной ≈вропы и —Ўј, прежде чем по€в€тс€ предпосылки дл€ проведени€ социалистических преобразований. Ёто положение выводилось из известной гегелевской триады как основного диалектического принципа развити€. ѕо их мнению, Ѕоливи€ должна была пройти длительный процесс изменений: тезису Ч господству империализма и полуфеодального латифундизма противостоит антитезис Ч антифеодальна€ революци€, а их синтезом будет победа буржуазных отношений и вызревание следующего этапа.

ЂЋиберальные марксистыї сохран€ли преемственность с либерально-позитивистской идеологией. Ётим объ€сн€етс€ их значительное вли€ние среди традиционных средних слоев. ¬месте с тем, марксистска€ терминологи€, а главное, социальные цели были столь отличны от либеральных, что не следует преувеличивать охранительную тенденцию этого течени€. ¬ конечном итоге, даже в этой форме марксизм разрушал существовавшие идеологические установки, призыва€ к политической и экономической реформе и проповеду€, пусть в урезанном виде, классовую борьбу.

¬тора€ половина 30-х годов в Ѕоливии ознаменовалась идейной революцией в обществе. »ндеанизм, национализм, марксизм полностью разрушили существовавшие идеологические стереотипы. »дейна€ борьба в боливийском обществе в 30-е годы была неразрывно св€зана с политической. “е же действующие лица, та же тематика дискуссий. Ѕез идейного переворота в умонастроени€х большинства боливийцев, подготовленного интеллигенцией в конце 20-х Ч в начале 30-х годов, было бы невозможно проведение каких-либо радикальных преобразований в обществе. ѕолитическа€ дискусси€ 30-х годов оперировала пон€ти€ми и терминами, выработанными в ходе идейной революции.

»дейна€ революци€ привела к формированию гегемонии новых политических сил, определ€вших вектор развити€ страны на новом историческом этапе. »дейный кризис привел к Ђкризису легитимацииї, что в первую очередь, затронуло господствующую идеологию, осв€щавшую функционирование политического аппарата, а также формы и методы вмешательства государства в экономическую жизнь.

»дейна€ борьба в Ѕоливии в 1920-1930-е годы Ћогическим завершением социально-экономических процессов первой четверти ’’ века и изменений социально-классовой структуры общества в Ѕоливии стал глубочайший кризис господствующей идеологии. ќтк

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  урсова€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  урсова€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»деологическа€ архитектура в ———–, утверждение новых параметров
»деологи€ и практика белого движени€
»ммиграци€ в —Ўј в XIX веке
»мператор, дума и правительство в ѕервой мировой войне
»мпери€ хуннов
»нгерманланди€ ’VII-’VIII веков
»нквизиционный процесс в —редневековой ≈вропе: положительный и отрицательный опыт становлени€ западной цивилизации
»оахим ‘лорский.  нига о согласовании ¬етхого и Ќового заветов
»ран под властью сефевидов
»ркутские благотворители XVIII Ц начало XX вв.: исторический портрет

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru