Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»мпери€ хуннов — »стори€

ѕосмотреть видео по теме  урсовой работы

 урсова€ работа

Ќа тему: Ђ»мпери€ хунновї


—одержание

¬ведение

√лава 1. ¬озникновение государства хуннов

√лава 2. ’оз€йство и общественна€ жизнь хуннов

√лава 3. ¬елика€ импери€ хуннов и ее соседи

√лава 4. »стоки кыргызской государственности

«аключение

—писок использованной литературы


¬ведение

 

»стори€ кыргызского народа уходит своими корн€ми в глубокую древность и сегодн€, в период коренных изменений и преобразований, особенно остро стоит необходимость изучени€ и знани€ истоков происхождени€ нашего народа, так как без полного понимани€ истории своей –одины невозможно объективно оценить насто€щее и определить дорогу в будущее.

»менно на примере великих исторических событий, участником которых был кыргызский народ, подвигов древних баатыров Ц богатырей, слов мудрых мыслителей, всегда воспитывалась у молодых людей любовь к –одине, гордость за ее прошлое и стремление прин€ть участие в строительстве ее будущего. ј таких примеров в истории кыргызского народа множество. » многие из них нашли отражение в таком дивном шедевре, как эпос Ђћанасї. »м охвачена Ц даже по самым малым меркам Ц тыс€челетн€€ истори€ кыргызского народа, истори€ его борьбы за свободу, независимость своей –одины, единство своего народа. Ќе случайно наш ѕрезидент предложил в основу дальнейшего развити€  ыргызстана положить семь заповедей ћанаса.

¬ данной курсовой работе мы постарались осв€тить важнейший период становлени€ кыргызского народа в эпоху империи хуннов, зарождени€ первой исторической общности тюркских племен, существовавшей в 1-5 вв. н. э., на территории современной ÷ентральной јзии.

ѕоскольку нынешний год объ€влен годом праздновани€ 2200 лети€  ыргызской государственности, мы посв€тили последнюю главу работы осв€щению основных этапов становлени€ древней кыргызской государственности.

»стори€ человеческого общества Ц закономерный объективный процесс. » истори€ кыргызского народа и государства наход€тс€ в неразрывной св€зи с мировом историческим процессом.

Ѕлагопри€тные услови€ дл€ общественного развити€ возникают тогда, когда есть политическа€ стабильность, независимость государства. ј противосто€ние с соседними государствами, беспрерывные войны, завоевательные походы крупных империй тормоз€т общественное развитие. ’орошо понима€ это, наши предки издревле стремились жить в дружбе с соседними народами и странами. Ётому подтверждение Ц посольства кыргызов в эпоху хуннов, ¬еликого “юркского и  ыргызского каганатов. “акую традицию любви к миру сейчас продолжает наше молодое суверенное государство.


1. ¬озникновение государства хуннов

’унны Ч исторические предки тюрков. ќбщими предками народов, говор€щих сейчас на родственных тюркских €зыках, были хунны. (ќдну из их ветвей этого народа, поселившуюс€ в ≈вропе в IV-V вв. н.э., европейцы называли гуннами). ѕервую историческую государственность всех тюркских народов также создали хунны.  ультура, обр€ды и обычаи, политический опыт хуннов оказали своЄ воздействие почти на все тюркские племена.

’унны, основавшие кочевую империю в ÷ентральной јзии, начина€ с IV-V вв. до н. э. были северо-западными сосед€ми государств, занимавших территорию по берегам реки ’уанхе в ƒревнем  итае. ј на северо-западе от хуннов проживали предки древних кыргызов и родственных им тюркских племЄн. ¬се они в середине I тыс€челети€ до н. э. жили первобытно-общинным строем.

Ќа восток от хуннов рассел€лись рода, входившие в племенную общность дунху. ќни €вл€лись древними предками народов, говор€щих на монгольском €зыке. Ќа западе сосед€ми хуннов были племена юэчжи. ёэчжи говорили на одном из индоевропейских €зыков.

ћы не знаем, как называли себ€ сами эти племена: их названи€ дошли до нас в китайских источниках, Ч они и стали традиционными в исторической науке.

’унны и китайские государства.

¬ первой половине I тыс€челети€ до н.э.хуннов отдел€ли от китайских владений другие кочевые племена. ѕоэтому китайцы преимущественно описывали более знакомые им племена (к примеру, племена,известные под названием Ђджунї, в XI-IV вв. до н. э. вели с китайцами изнурительные, опустошительные войны, нанос€ им т€жЄлые потери).

¬ мирные времена хунны в китайских источниках не упоминаютс€. Ќачина€ с IV в. до н. э., хунны стали сосед€ми мелких китайских царств. ¬ III в. до н.э. одному из китайских полководцев удалось разгромить вторгшихс€ в  итай хуннов. Ќо эта победа не остановила набеги кочевников. —о второй половины 2 века до н.э. конные войска хуннов беспрестанно вторгались в северо-западные китайские владени€.

— середины 4 в. до н.э. (359 г.) в небольшом царстве ÷инь, расположенном в среднем течении реки ’уанхе, начали проводитьс€ реформы. Ёто государство на северо-западе  ита€ быстро укрепилось. ¬ 246 г. до н. э. там на престол взошЄл 13-летний »н „жан. ¬ 228-221 гг. до н. э. он сумел завоевать все мелкие китайские царства и объ€вил себ€ ÷инь Ўихуан-ди Ч первым императором цинской династии (умер в 210 г. до н.э.).

÷инь Ўихуан-ди продолжил реформы по укреплению централизованной государственной власти. ѕо всему  итаю были проведены единые письменные, денежные и налоговые реформы, разработаны система мер, положение о гражданстве, законодательстве и вооруженных силах. ѕосле этого ÷инь Ўихуан-ди объ€вил войну своему самому могущественному врагу Ч хуннам, которые в то врем€ были расселены на территории современной ¬нутренней ћонголии (начина€ с 1947 г. автономный район ¬нутренн€€ ћонголи€,  Ќ–), в »ншане и ќрдосе. ¬ 215 г. до н. э. 300-тыс€чное китайское войско побеждает хуннов ќрдоса, а на следующий год китайские войска занимают северный берег ’уанхэ (∆Єлтой –еки).

¬ цел€х действенной защиты от нашествий хуннов ÷инь Ўихуан начал строить ¬еликую китайскую стену. „тобы это мощное оборонительное сооружение не осталось безлюдным, к ней были переселены люди из внутренних районов  ита€ и созданы 44 новые области.

¬елика€ китайска€ стена, сохранивша€с€ до наших дней, несмотр€ на смену династий в  итае, в III-I вв. до н. э. служила прочной северной границей  ита€, предохран€€ его от набегов кочевников.

¬елика€ китайска€ стена была прот€жЄнностью в 4 тыс€чи км, высотою в 10 м. „ерез каждые 60-100 м располагались караульные вышки. ќднако эта стена не сумела сохранить ÷инскую империю. Ќепомерное увеличение налогов, отвлечение тыс€ч кресть€н от полевых работ на ее строительство, вызвали недовольство различных слоев населени€. ѕосле смерти ÷инь Ўихуан-ди вспыхнуло восстание, и его государство было разрушено. ќдин из предводителей восстани€, Ћю Ѕан, в 207 г. до н. э. захватил столицу  ита€ „анъань и в 206 г. до н. э. объ€вил себ€ императором √ао-÷зу, основав династию ’ань.

ѕравитель хуннов Ч Toy ћан (“умен). Ќам неизвестно, кто сто€л у истоков образовани€ племенного союза хуннов. ј первым единоличным хуннским правителем был Toy ћан (так свидетельствуют китайские источники, сохранившие нам им€ этого человека.) ќн носил царский титул Ч шаньюй. ¬о времена правлени€ “умен-шанью€ хунны оказались между могущественными дунху и юэчжами. Ёто было в последней четверти III в. до н.э. ¬ 215 г. до н. э. “умен-шаньюй потерпел поражение от китайского войска. ”знав, что хунны обессилели, правитель юэчжей потребовал от “умен-шанью€ сына в заложники. “ак старший сын “умен-шанью€, ћаодунь (ћодэ) оказалс€ у юэчжей.

” “умен-шанью€ был еще один любимый - младший сын. ≈сли бы юэчжи убили ћодэ, то его брат стал бы наследником.  онечно же, отец не мог предположить, что ћодэ будет любить не только свободу и волю, но и станет талантливым государственным де€телем, который сумеет усилить мощь всего государства хуннов.

¬осстание ћодэ. ¬ один из дней “умен-шаньюй собрал войско, которое вновь обрело былую мощь, и пошЄл против юэчжей. ”знав об этом, ћодэ тайно выбрал быстроногого иноходца и ускакал к хуннам. Ётот побег был своеобразным образцом отваги и принес ћодэ уважение и любовь многих хуннов. “умен-шаньюй выделил своему старшему сыну часть войска.

ћодэ начал обучать своЄ войско меткой стрельбе из лука со свист€щими стрелами. ѕостепенно он пополнил свой отр€д дисциплинированными, беспрекословно выполн€ющими приказ, воинами.  ак свидетельствуют китайские источники, в один из дней он выстрелил из лука свист€щей стрелой в своего самого любимого иноходца, предупредив перед этим, что казнит каждого, кто не последует его примеру. », действительно, казнит воинов, которые не осмелились выстрелить в любимого кон€ своего предводител€.

ѕозже ћодэ пускает свист€щую стрелу в свою любимую жену. » снова казнит всех тех, кто не выполнил этот его приказ. Ќаконец, во врем€ охоты ћодэ стрел€ет из лука в кон€, на котором восседает его родной отец. Ќе дрогнул ни один из его воинов: наученные горьким опытом прошлого, все они пустили свои стрелы в кон€ шанью€.

Ќаде€сь на такую отменную подготовку, ћодэ решилс€ выступить против отца.  огда он пустил свист€щую стрелу в “умен-шанью€, все его воины тут же направили свои стрелы в правител€ хуннов. Ёто событие произошло в 209 г. до н. э.

„тобы не потер€ть свою власть, он убил младшую жену “умен-шанью€ и еЄ сына, всех людей, которые были преданы его отцу, а сам объ€вил себ€ шаньюем хуннов.

Ђ«емл€ Ч основа государства...!ї —лухи о перевороте в ставке хуннов дошли до их закл€тых врагов на востоке Ч дунху. ”веренные, что ослабевшие хунны исполн€т любое их требование, правители дунху, воспользовавшись таким удобным случаем, потребовали от ћодэ-шанью€ отдать им пограничную территорию.

—облюда€ обычай своей эпохи, ћодэ-шаньюй созвал —овет старейшин и познакомил их с требованием повелител€ дунху. ƒл€ шанью€ хуннов был об€зательным в ту эпоху учет мнени€ большинства старейшин при решении вопросов войны и мира. ќпаса€сь могущества дунху и не жела€ быть с ними в ссоре, большинство старейшин советовали своему вождю отдать дунху те владени€, которые они просили. ќни объ€сн€ли это тем, что погранична€ полоса земли абсолютно бесплодна, на ней нельз€ пасти скот, поэтому она бесполезна дл€ хуннов. Ётот совет вызвал гнев у ћодэ-шанью€.  ак записал китайский историк —ыма ÷€нь, ћодэ-шаньюй раздражЄнно ответил своим советникам: Ђ¬едь земл€ - основа государства, как же можно еЄ отдать!ї ќн отдал приказ казнить всех старейшин, которые советовали ему уступить землю дунху. Ќа деле это означало, что отныне —овет старейшин тер€ет свое значение. ѕосле этого происшестви€ в число советников входили лишь те, кто не перечил шаньюю, давал совет, который совпадал с его замыслом, поддерживал и беспрекословно выполн€л его приказы. Ўанъюй превратилс€ в правител€ с абсолютной властью.

ѕоходы и завоевани€ ћодэ-шанью€. ћодэ-шаньюй, сосредоточив всю полноту власти в своих руках, сразу же приступил к усилению боеспособности своего войска, увеличению его численности. «на€ его решительность и жестокость, вожди племен хуннов спешили €витьс€ к нему со своим войском по первому вызову.

¬ойска ћодэ-шанью€ внезапно напали на владени€ дунху. ƒунху кочевали в южной ћанчжурии и горах Ѕольшого ’ингана. ѕоход ћодэ-шанью€ был успешным, войска дунху были разгромлены. »х правитель попал в плен и был убит. ’унны захватили много пленных и многочисленный скот.

–асправившись со своим врагом на востоке, ћодэ-шаньюй Ђнаправил поводь€ своего кон€ї на запад. ёэчжи, жела€ спастись от хуннов, были вынуждены бежать дальше на запад.

¬ 205-204 годах до н. э. ћодэ шаньюй покорил еще р€д соседних племен и совершил свой первый поход в  итай.

¬ 203-201 годах до н. э. хунны продолжали свои походы на север и северо-запад. ¬ китайских источниках повествуетс€ об участии в этих походах других племЄн, которые были выходцами из древних владений тюркских родов. “аким образом, хунъюй, куйеше, динлины, проживающие на территории —еверо-«ападной ћонголии и —а€но-јлта€, кыргызы, расселившиес€ на севере-востоке “€нь-Ўан€ и на территории ƒжунгарии, входили в состав крупной империи ћодэ-шанъю€.

2. ’оз€йство и общественна€ жизнь хуннов

 очева€ жизнь. ’унны, как повествуют китайские историки, занимались кочевым скотоводством. Ќеобозримые просторы ÷ентральной јзии были наиболее благодатными пастбищами дл€ скота. ’унны мен€ли пастбища в горизонтальном направлении, точнее говор€, €вл€лись кочевниками, перемещающимис€ из одного места на другое по равнине (сравните, кыргызы, жившие в горных местност€х, летом поднимались на джайлоо, поздней осенью спускались на зимовку, т. е. перемещались в вертикальном направлении Ч из долин в горы и обратно).

ќсобое значение дл€ хуннов имело коневодство. Ћошади €вл€лись не просто рабочим скотом, но и были неоценимы в военных действи€х и на охоте. ÷енным питательным продуктом было их м€со и кумыс. ƒл€ хуннов, которые перемещались вдоль и поперЄк по таким пустын€м, как јлашань и √оби, огромную помощь в качестве рабочего скота оказывали также и верблюды.  ак и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, €ков и коров.

ќбщество. ќснову общества хуннов составл€ли роды и объедин€ющие их племена. –ассел€лись роды там, где были удобные пастбища. —уд€ по китайским источникам, поселени€ хуннов назывались Ђбулої (его можно сравнить с кыргызским словом ЂбюлЄї (Ђсемь€ї)). –одственные племена хуннов располагали свои поселени€ близко друг к другу, образу€ сообщества. ” этих племен общими были не только их происхождение, но и обр€ды и обычаи, религиозные пон€ти€ и представлени€, €зык.   сохранению обычаев и верований, отличающих одно плем€ от другого, стремилась и знать, и простые кочевники, воспитанные на преклонении перед традици€ми.

ќбщественный строй. ¬ конце III в. до н. э. происход€т большие изменени€ в хуннском обществе. —охранив многие традиции первобытнообщинного стро€, хунны сумели приспособить их к изменившимс€ услови€м жизни.

Ќапример, хунны сохранили деление по родам. Ќо теперь уже было четыре рода, выдел€вшихс€ своим аристократизмом и политическим вли€нием. Ёти роды во времена ћодэ-шанью€ китайские источники называли хойанъ, лань, сюйбу. —ам шаньюй мог быть только выходцем из рода люанъди. »з трех других аристократических родов он мог брать себе жен.

ѕостепенно у хуннов формируетс€ наследственна€ знать, котора€ теперь держит в своих руках богатство и власть, а в III в. до н.э. возникает и государство.

”правление государством хуннов.  итайские источники свидетельствуют, что хунны подраздел€лись на две части: правое крыло и левое крыло.

¬о главе государства сто€л шаньюй. ѕервоначально его избирали старейшины знатнейших родов, впоследствии власть шанью€ стала наследственной. Ўаньюй руководил войском во врем€ войн, определ€л внешнюю политику государства, а также выполн€л об€занности верховного жреца: каждый год приносил жертву “енгри (Ќебу) и дважды в день совершал официальные поклонени€ —олнцу и Ћуне.

ƒо эпохи ћодэ правитель племенного союза хуннов носил только титул шаньюй. —уд€ по запис€м —ыма ÷€н€, слово Ђшаньюйї означало Ђвеличавыйї, или, точнее, Ђвеличавый, как Ќебої.

— возникновением крупной державы, жела€ подчеркнуть свою самодержавную власть, правитель хуннов прибавил к этому титулу дополнительный эпитет Ч Ђƒух, одарЄнный небомї. ј в письмах ћодэ и его сына Ћаошань-шанью€ к китайскому императору даютс€ такие титулы: Ђ¬еликий шаньюй хуннов, ниспосланный небом...ї (ћодэ), Ђ–ождЄнный Ќебом и «емлЄй, великий шаньюй хуннов, ниспосланный —олнцем и Ћунойї (Ћаошань).

«десь китайское словосочетание ЂЌиспосланный Ќебомї €вл€етс€ дословным переводом термина Ђƒух ¬севышнегої. ѕотому у тюрок, в том числе у кыргызов, небо называли Ђ Єкї, а его хоз€ина Ч Ђ“енирї, Ђ“енгриї. —лова Ђ Єкї и Ђ“енирї использовались как синонимы.

»мператорский титул хуннов Ђшаньюй Ч дух ¬севышнегої был унаследован тюрками: они называли своего хана Ђкаганом, сотворЄнным ¬севышнимї.

Ќачина€ с эпохи ћодэ, лична€ власть шанью€ приблизилась к абсолютной. ќб этом €рко свидетельствует тот факт, что шаньюй, несчита€сь с мнением —овета старейшин, прин€л решение об ответе на ультиматум дунху. ј вот когда власть шанью€ слабела, то возрастала роль решений —овета старейшин и другой аристократии.

”правл€ть государством шаньюю помогали 24 человека Ч старейшины родов и правители областей.  аждый из них имел титул, который передавалс€ по наследству внутри рода. “ак, важнейшим титулом был Ђчжуки-кн€зьї: его обычно носил наследник престола. ѕоскольку он предводительствовал левым крылом (восточным) то можно сделать вывод, что именно племена восточного крыла играли важнейшую роль в политической истории хуннов. «атем шли Ђлули-кн€зьї, Ђвеликий военачальникї, Ђвеликий дувейї, Ђвеликий данхуї. ¬се они были представител€ми рода шанью€ и имели свои дружины по 10 тыс€ч человек.

 ак записал китайский историк ‘ань ≈, самые могущественные и авторитетные четыре вельможи (по двое из левого и правого крыла) носили звание Ђчетыре рогаї (Ќа востоке Ђрогї всегда считалс€ признаком счастливой судьбы. Ќе случайно в историю восточных народов јлександр ћакедонский вошел с прозвищем Ђ«у-л- арнайнї Ч Ђƒвурогийї, т.е. Ђ—частливейшийї).

 роме вельмож, в управлении государством участвовала родова€ знать и чиновники, назначаемые центральной властью.

“акой пор€док управлени€ государством унаследовали и более поздние тюркские кочевые державы.

—обственность на землю. —овременники писали, что каждый хунн, Ђоблада€ отдельным отрезком земли, перекочЄвывал с одного места на другое, выбира€ богатое травой и водой пастбищеї. Ћичной собственности на землю, конечно же, не было ни в империи хуннов, ни в более поздних тюрко-монгольских кочевых государствах.

Ќо и общественна€ (родова€ и племенна€) собственность на землю, начина€ с ћодэ-шанью€, практически исчезает: с этих пор земл€ €вл€етс€ государственной собственностью. —лова ћодэ-шанью€ Ђ«емл€ Ч основа государстваї стали важнейшим принципом отношени€ к земле и у хуннов, и у их исторических наследников Ч кочевых центральноазиатских тюркских народов.

 ак глава государства, шаньюй раздавал право управлени€ отдельными земл€ми своим сыновь€м, родственникам, доверенным лицам, знати могущественных родов. ј они, в свою очередь, раздавали эти владени€ небольшими част€ми уже местной знати, котора€ делила свои участки на еще более мелкие части и раздавала их своим подчиненным. », наконец, простым кочевникам доставалось в наследство только право перекочЄвки с одного пастбища на другое. “акой системы использовани€ пастбищ кочевые державы придерживались веками.

’унны и закон. ѕравила общественной жизни древних хуннов переходили из поколени€ в поколение и основывались на адате Ч обычае, обычном праве. ƒл€ китайцев Ђих законы казались простыми и легко выполнимымиї. Ћица, совершившие т€жкие преступлени€, карались смертной казнью. «а мелкие преступлени€ выжигали клеймо на лицах. —удьба тех, кто был осуждЄн, решалась в течение дес€ти дней.¬месте с вором наказывалась вс€ его семь€, их семейное имущество конфисковывалось.

¬ эпоху усилени€ власти шанью€ по€вились законы, защищавшие государственные интересы. Ќапример, те, кто нарушал воинскую дисциплину, опаздывал к началу военных действий, или совершал другие поступки, направленные против интересов государства хуннов, наказывались смертной казнью.

¬ажную роль в жизни хуннов занимало ремесло. Ѕыли хорошо развиты такие виды ремесел, сырье дл€ которых давало основное зан€тие хуннов Ч скотоводство Ч выделка кожи, шитьЄ удобной кожаной обуви, изготовление вещей из рога, кости. Ќаходила широкое применение овечь€, верблюжь€, козь€ шерсть. ¬ 1924 г., во врем€ путешестви€ ѕ.  .  озлова, на территории ћонголии в местности Ќоин-”ла было найдено захоронение аристократов Ч хуннов. —реди вещей при раскопках кладбища Ќоин-”ла были найдены бела€ кошма и ширдак - орнаментированный войлок.  роме орнамента на них были нанесены рисунки животных в движении. ќрнаменты хуннов были заимствованы другими тюркскими народами, в их числе кыргызами, при ткании ковров, украшении ширдаков и войлоков, вышивке.

’унны преимущественно жили в юртах. Ёти юрты, напоминавшие своей формой перевЄрнутую вверх дном пиалу, были очень удобны при перекочЄвке с одного пастбища на другое.

Ќо, занима€ огромные территории, хунны включили в свой состав племена и народности, проживающие в разных природных услови€х. ѕоэтому часть хуннского населени€ проживала в земл€нках и домах, сделанных из брЄвен.

—ами хунны, €вл€ющиес€ представител€ми кочевой цивилизации ÷ентральной јзии, также постепенно начали осваивать традицию строительства домов и городов.

ƒревние хунны хорошо усвоили гончарное дело. √ончарные издели€ Ч посуда дл€ хранени€ зерна, воды, молока, кумыса, блюда, глин€ные горшки, корчаги Ч лепились не только вручную, но и изготавливались на гончарном круге.

¬ ремесле хуннов особое место занимало ювелирное дело. ќни умели оправл€ть драгоценные камни в золото и серебро, в совершенстве освоили чеканку, могли выгравировать рисунок или орнамент на серебр€ной поверхности.

∆изненно важной отраслью хоз€йства хуннов было искусство лить€ металла. ќни плавили железо, ковали из гор€чего металла наконечники стрел и копий, различные виды оружи€, необходимые дл€ повседневной жизни вещи. Ѕыло широко распространено литьЄ изделий из бронзы.

ќхота €вл€лась не только видом хоз€йства, но и школой воинской подготовки. ¬о врем€ охоты кочевник-хунн приобретал выносливость, ловкость, наблюдательность, училс€ скрывать свои следы, метко стрел€ть. ќхота давала дополнительный источник пищи. ” хуннов использовалась облавна€ охота, а также был возможен индивидуальный охотничий промысел с помощью лука, силков или с помощью ловчих птиц.

ѕод вли€нием оседлых соседних племЄн у хуннов получило развитие местах, они брались за соху, выращивали зерно. –учные каменные зернотЄрки, глин€ные сосуды дл€ хранени€ зерна, зубь€ сохи этой эпохи свидетельствуют о том, что земледелие получило развитие в империи хуннов.

Ќачина€ с эпохи хуннов, определЄнна€ часть тюрских народов стала земледелие. ƒл€ работы на пол€х использовались пленные или же те, кто добровольно поселилс€ во владени€ хуннов. “акже некотора€ часть хуннов вела полуосЄдлый образ жизни. ∆ив€ в удобных дл€ земледели€ сочетать кочевое скотоводство и земледелие.

–елигиозные поверь€ и представлени€. ’унны поклон€лись синему Ќебу. —лово Ђ“енирї (Ђ¬севышнийї), означающее ЂЌебої, было унаследовано кыргызами от хуннов. —лово Ђ“енирї в одно и то же врем€ означало и небо, и его духа-хоз€ина. —читали, что “енир может вмешатьс€ не только в судьбу отдельно вз€того человека, но и в судьбу всего государства, может ниспослать благоденствие, а может и наказать. ¬ыражение Ђѕусть поможет ¬севышний!ї (Ђ“енир жалгасынї) до сих пор употребл€ют верующие кыргызы.

Ќар€ду с Ќебом хунны поклон€лись и другим богам Ч —олнцу, Ћуне, сзвЄздам, «емле Ч очагу жизни, духам предков. ’унны верили в уществование загробного мира. ¬о врем€ общего курулта€ высшей знати хунны приносили жертвы богам. » шаньюй ежедневно поклон€лс€ —олнцу и Ћуне.

¬нутрисемейные отношени€. ћужчина был хоз€ином семьи, семь€ имела патриархальный характер. —лова мужа и отца были законом дл€ жены и детей.  ак видно на примере “умен-шанью€, те, кто был богат и знатен, обладали правом иметь две и более жены. ѕо обычаю, наследником шанью€ назначалс€ старший из его сыновей.

≈сли умирал старший брат, то на его вдове женилс€ младший брат, это было незыблемым обычаем. ƒелалось это дл€ того, чтобы сохранить в роду детей и богатства (не отдавать приданое вдовы ее роду). ¬едь жену можно было вз€ть только из другого рода или племени.

—емейные отношени€ в эпоху хуннов, как и р€д других €влений общественной жизни, оставили свой след в истории многих тюркских народов.

√осударство хуннов занимало обширное пространство от —еверного  ита€ до центрального “€нь-Ўан€; имело хорошо продуманную систему управлени€; в его состав входили многочисленные народы и племена, которые получили, наход€сь в составе хуннской державы, первые уроки государственной жизни, использовав их впоследствии, при создании собственных государств.

 

3. ¬елика€ импери€ хуннов и еЄ соседи (II в. до н. э.)

ћодэ-шаньюй и император  ита€ √ао-цзу. ѕокорив соседние кочевые народы или же изгнав их с родных земель, основатель империи хуннов ћодэ-шаньюй вновь собрал свое грозное войско и двинулс€ на север.

ќснователь династии ’ань Ћю Ѕан (его императорский титул-√ао-цзу), победил во внутренней междоусобной войне,  итай вновь стал единой империей, но неожиданное нашествие хуннов с севера поставило китайцев в трудное положение.

¬ойска ћодэ-шанью€ двинулись вглубь империи и прошли от границы 200 километров, покорив крепость ћан. Ёто было зимой 200 г. до нашей эры.

¬ свою очередь,  итай также стал собирать армию. ¬о главе ее встал сам император √ао-цзу Ч талантливый полководец.

«асада в Ѕайдэне. ѕередовую часть китайского войска ћодэ решил разгромить хитростью. ѕритворно отступа€, ћодэ-шаньюй отошел к горе Ѕайдэн, и, преследу€ его, отборна€ часть китайского войска во главе с императором √ао-цзу угодила в засаду. √ао-цзу и его войско в течение семи суток без пищи и сна должны были отбивать атаки хуннов. Ќо затем ћодэ приказал прекратить сражение.

—трем€сь объ€снить происшедшее, китайские историки сохранили дл€ нас легенду о том, что √ао-цзу тайно, через своего гонца послал жене ћодэ-шанью€ ценный подарок и портрет китайской девушки-красавицы. ’анша, опаса€сь, что шаньюй женитс€ на этой девушке-кита€нке, уговорила мужа сн€ть окружение.

Ќа самом же деле жестокий и кровожадный повелитель хуннов, который ради своей политической победы без сожалени€ умертвил родного отца, отпустил китайское войско по другой причине Ч он чувствовал, что у него не хватит сил дл€ победы, если на подмогу окружЄнным придут свежие отборные войска непри€тел€. ѕоэтому-то он и решил не продолжать сражени€ Ч и открыл проход из окружени€ дл€ китайской армии. ”целевшие китайские воины прошли через него с нат€нутыми и обращенными в сторону хуннов луками. Ќо все же √ао-цзу пришлось заключить с ћодэ мирный договор.

Ђƒоговор, основанный на мире и родствеї. ¬ 198 г. до н. э., после переговоров между двум€ государствами, был составлен и подписан Ђдоговор, основанный на мире и родствеї. Ётот договор, сохран€вший свою силу на прот€жение примерно шестидес€ти лет, фактически сделал  итай зависимым от государства хуннов. —огласно договору, одна из знатных девушек из императорского рода должна была стать второй женой ћодэ-шанью€.  итай также был об€зан отправл€ть хун-нам шелка и другие материалы, вина, рис и другие виды продуктов.

∆ела€ поставить в зависимость хуннов, вельможи советовали √ао-цзу: Ђ∆ивой ћодэ, конечно же, будет вашим з€тем. ј когда он покинет этот мир, сын вашей дочери станет шаньюем. ¬ообще, разве когда-нибудь внук бывал ровней своему дедушке? “аким образом, найдЄтс€ путь без вс€кой войны и кровопролити€ постепенно поработить хунновї.[1] —огласившись с этими доводами, √ао-цзу всЄ же вместо своей дочери посылает к шаньюю хуннов девушку из простой семьи. ѕодарки, отправл€емые ежегодно из  ита€ хуннам, на самом деле дл€ династии ’ань были не чем иным, как довольно т€желой данью.

¬ 192 г. до н. э., через три года после смерти √ао-цзу, ћодэ-шаньюй направил письмо вдове императора, Ћойхоу, требу€, чтобы она вышла за него замуж. ѕонима€, что  итай не готов к войне с хуннами, императрица стерпела обиду. ќна предпочла Ђне заметитьї оскорбительное предложение и продолжала исправно платить дань. —реди прочих даров императрица послала ћодэ-шаньюю восемь лошадей, запр€женных в две великолепных императорских кареты. “олько в 166-162 гг. до н. э. Ђдоговор, основанный на мире и родствеї, был нарушен хуннами.

¬ойна с юэчжами. ћодэ-шаньюй поставил своей целью уничтожить одного из самых опасных соперников хуннов Ч государство юэч-жей. —начала хунны покорили усуней, расселенных на северо-западе. ѕравитель усуней был убит, а его сыну, воспитанному ћодэ, впоследствии присвоили титул гуньмо и поставили правителем усуней. ”суни, завис€ от хуннов, вынуждены были помогать им в борьбе с юэчжами.

ѕокорив  итай, ћодэ-шаньюй направил своЄ войско на юэчжей, которые занимали р€д земель, исконно принадлежавших хуннам. «ат€жна€ война с юэчжами продолжалась и после того, как основатель ¬еликой империи хуннов ћодэ-шаньюй скончалс€ в 174 г. до н. э.

ѕрестол унаследовал сын ћодэ, Ћаошань-шаньюй, (правил с 174 по 161 гг. до н. э.). —воим долгом Ћаошань-шаньюй считал успешное завершение войны с юэчжами. ќстатки больших юэчжей перебрались в ¬осточный “уркестан и —емиречье, а после усуни заставили их уйти еще дальше на запад. ¬ середине II в. до н. э. юэчжи перешли через —ыр-ƒарью и достигли долины јму-ƒарьи. ¬129г. дон.э. они разгромили √реко-Ѕактрийское царство и основали  ушанское государство. Ёто государство, которое сначала охватывало территорию Ѕактрии (часть современного јфганистана и приграничные с ним южные области ”збекистана и “уркмении), затем расширило свои границы до северо-западной »ндии.

ёэчжи Ч китайское название племен, основавших  ушанское царство. —ами они говорили на €зыке индоевропейской группы и называли себ€ Ђтохарыї. ѕоэтому со II в. до н. э. нова€ территори€ расселени€ этих племен стала называтьс€ “охаристан. Ёпоха расцвета династии ’ань,котора€ более полувека платила дань хуннам, начала усиливатьс€, эпоха ее расцвета приходитс€ на 140-87 гг. до н. э., на период правлени€ дальновидного политика Ч императора ”-ди. ќн сумел восстановить сильную императорскую власть. ”чение  онфуци€, в котором важнейша€ роль отводилась пользе государства, было провозглашено основой государственной политики. Ќо слова  онфуци€ о запрете захватнических войн не убедили ”-ди. ѕодготовив по образцу хуннов конницу, способную совершать быстрые переходы на большие рассто€ни€, он стремилс€ хот€ бы наполовину освободить своЄ государство от т€желой зависимости от хуннов.ƒипломатическа€ де€тельность и первое путешествие „жан -÷€н€. ∆ела€ провести в жизнь старый китайский принцип Ч Ђпобеждать варваров руками других варваровї император ”-ди решил сначала найти юэчжей, которых из их исконных владений вытеснили в неизвестном направлении хунны, и заключить с ними военный союз против хуннов. ƒл€ этой миссии был избран офицер „жан-÷€нь. ¬ сопровождении ста человек он отправилс€ в далЄкий путь. ƒо этого у китайцев не было никакого представлени€ о западных территори€х ¬осточного “уркестана. ¬ качестве незаменимого помощника, переводчика и проводника „жан-÷€ню служил человек по имени “аны, хунн по происхождению.

¬ 138 г. до н. э. „жан ÷€нь выехал из столицы  ита€ на северо-запад.  ак только посольство оказалось на земл€х хуннов, оно попало в руки врагов. Ќо сын шанью€ √унчена (правил в 161-126 гг. до н. э.), смилостивилс€ над пленниками. „жан ÷€н€ даже женили на девушке из хуннской знати, и она родила ему сына. ¬ течение дес€ти лет наход€сь в плену, „жан ÷€нь собирал сведени€ о хуннах и их сосед€х, изучал территорию их расселени€. Ћишь в 128 г. до н. э. части посольства во главе с „жан ÷€нем и его другом “аны удаетс€ бежать. ќни сумели добратьс€ до государства усуней, побывав в его столице -городе „игу. ѕройд€ через Ќарын, „жан ÷€нь достигает государства ƒавань в ¬осточной ‘ергане, затем приезжает в государство  ангюй, расположенное по среднему притоку —ыр-ƒарьи. «атем, достигнув долины реки «еравшан, добираетс€ до государства юэчжей (тохаров). Ќо юэчжи к тому времени захватили юг —редней јзии, поэтому их правитель отказалс€ войти в военный союз с китайцами, не жела€ вновь вт€гиватьс€ в длительную и сложную войну с хуннами.

¬ 127 г. до н. э., возвраща€сь в  итай, „жан ÷€нь вновь попал в плен к хуннам. » лишь через год, совершив еще один побег, он вместе с семьЄй и другом “аны возвратилс€ на родину.

≈сли посольска€ часть миссии „жан ÷€н€ потерпела крах, то в научно-географическом и торгово-экономическом отношени€х его путешествие было необычайно важным. ќн проложил дл€  ита€ путь в впоследствии, в течение полутора тыс€челетий, св€зывал ¬осток и «апад. ѕо ¬еликому Ўелковому пути караваны верблюдов перевозили не ¬осточный “уркестан и —реднюю јзию и доказал, что в »ндию есть более короткий путь чем тот, которым вынуждены были пользоватьс€ китайцы раньше. ¬о врем€ своего первого путешестви€ он прошЄл 25 тыс€ч ли (около 15 тыс€ч км) пути.

ѕутешествие „жан ÷€н€ €вилось истоком ¬еликого ЎЄлкового пути, который только товары Ч благодар€ ему народы получили возможность узнать друг о друге, обмен€тьс€ своими хоз€йственными и культурными достижени€ми.

Ђƒоговор, основанный на мире и родствеї в первой половине II в. до н. э. преимущественно нарушали Ђшаньюи, осенЄнные ¬севышнимї Ч ћодэ, Ћаошань и √унчен. »мператор ”-ди в первые годы своего правлени€ не осмеливалс€ нарушить этот договор.

Ќо в 133 г. до н. э. китайцы почувствовали свою силу и решили покончить с зависимостью от хуннов. „ерез своих разведчиков они подстрекали хуннов напасть на город ћан. ¬ засаде около этого города китайцы разместили 300-тыс€чное войско. ’унны же собрали дл€ осады города около 100-тыс€ч человек. Ќо по пути к городу хуннам удалось захватить в плен одного из китайских военачальников, который выдал √унчен-шаньюю план засады. “айна китайцев была раскрыта и хунны сумели избежать разгрома.

”-ди, готовый нарушить договор, всЄ же не сразу решилс€ выступить в поход. Ётому преп€тствовало стихийное бедствие Ч изменение в 131 г. до н. э. ’уанхэ своего естественного русла, что привело к гибели многих людей. Ќо уже в 129 г. до н. э. ”-ди запретил китайским купцам вывозить товар дл€ хуннов и, чтобы проследить за исполнением своего приказа, выделил четыре тужена всадников (в одном тумене было 10 тыс€ч воинов). — этого момента противосто€ние китайцев и хуннов приобретает открытый характер.

Ќо до смерти (126 г. до н. э.) √унчен-шанью€ хунны ни в чЄм не уступали китайцам.

¬ 128 году до н.э. они дошли до ѕекина и возвратились, захватив в плен 3 тыс€чи человек.  огда китайский военачальник ¬эй ÷ин зан€л ќрдос, хунны в ответ сумели захватить часть ¬еликой  итайской стены.

ѕосле смерти √унчэн-шанью€, в ставке хуннов началась ожесточЄнна€ борьба за престол.

Ћули-кн€зь левого крыла »чисе сам себ€ объ€вил шаньюем. —ын √унчена ёйби скрылс€ в  итае и умер на чужбине.

»чисе быстро восстановил пор€док в государстве и даже в 126 г. до н.э. совершил поход на северо-восток  ита€, а один из его военачальников сумел разрушить построенную китайцами в захваченном ќрдосе крепость Ўофан. Ќо это были последние крупные успехи хуннов: они уже не могли противосто€ть набиравшей силу империи ’ань.

Ќачина€ с 124-123 гг. до н. э. ожесточенные, кровопролитные войны между хуннами и китайцами переместились на землю хуннов (современные монгольские степи).

ƒл€ этого времени показательны судьбы двух правителей западных владений Ч ’унье и —учу. ¬о врем€ похода 121 г. до н. э. они потерпели поражение: погибли или же попали в рабство дес€тки тыс€ч их людей. –азгневанный »чисе-шаньюй вызвал их в ставку. ∆ела€ избежать наказани€, эти вельможи решают перейти на сторону  ита€. Ќо из-за разногласий ’унье убивает —учу, берет в плен его старшего сына и сам переходит на сторону китайцев. ¬ельможи и военачальники, перешедшие на сторону  ита€, спаса€ свою жизнь или же добровольно, и позже оставл€ли горький след в политической истории своего народа. ј старший сын —учу »зинь ћиди (34-86 гг. до н. э.) сначала был рабом-конюхом, затем попалс€ на глаза ”-ди и был вз€т на службу во дворец. ѕо завещанию ”-ди он вместе с другими доверенными лицами помогал несовершеннолетнему императору „жао-ди и возглавл€л государственную †††††††† канцел€рию.

»тоги века. »стори€ свидетельствует, что во II в. до н. э. хунны властвовали во всей ÷ентральной јзии и в приграничных с ней обширных област€х. — империей хуннов, ставшей в первые шестьдес€т лет этого века центром цивилизации кочевников, вынуждена была считатьс€ китайска€ династи€ ’ань, котора€ платила дань и отдавала в жены шанью€м девушек из императорского рода.

¬ эпоху расцвета империи хуннов в еЄ состав входили также такие родственные хуннам племена, как кыргызы, динлины, усуни, что заложило основы дл€ формировани€ тюркской исторической общности.

«авоевание огромных территорий, приведшее к усилению самосто€тельности удельных правителей, образование самосто€тельных государств такими племенами, как, например, усуни, посто€нные военные действи€, междоусобна€ борьба знати оказали своЄ отрицательное воздействие на жизнь империи хуннов.

ѕриход к власти в  итае реформаторов, проведение ”-ди военной реформы, опиравшейс€ на внутренние хоз€йственные, социальные, политические изменени€, породили дл€ хуннов внешнюю угрозу. ¬ последнюю четверть II в. до н.э. военные действи€ переместились на землю хуннов.

“еперь хунны были вынуждены боротьс€ за сохранение своего государства.¬месте с тем, II в. до н. э. стал свидетелем тесного взаимодействи€ оседлых народов и кочевых племен, по€влени€ значительных достижений в общественной, политической, культурной жизни всех народов еще ÷ентральной јзии.

4. »стоки кыргызской государственности

 

ƒревн€€ –одина кыргызов. —амым св€щенным местом на земле дл€ любого народа €вл€етс€ его ќтечество, –одина. »менно она даЄт возможность развити€ и сохранени€ его как народа.

»звестно, что в истории есть народы, которые живут вблизи территории, на которой проживали их предки; но также есть и такие народы, которые в результате миграции далеко ушли от своей прародины.

¬ какую из этих групп вход€т кыргызы? ќни издавна жили в ÷ентральной јзии. Ќо Ђпространство ÷ентральной јзииї подразумевает огромную территорию - от востока »рана до северного  ита€ и от ёжной —ибири до “ибета и ѕакистана.  ыргызы на прот€жении своей истории взаимодействовали практически со всеми народами, насел€вшими эти земли.

–ода, носившие название Ђкыргызї, сначала образовывали племенные объединени€, затем стали народом, у которого было своЄ государство, границы которого также охватывали многие земли. Ќо где же находилась сама€ древн€€ –одина кыргызов?

—уществуют разные точки зрени€ на расположение прародины кыргызов. ќдни ученые считают, что кыргызы издавна жили на ≈нисее, а затем переселились на “€нь-Ўань, смешавшись с обитавшими здесь древними народами Ч потомками саков и усуней.

ƒругие, в том числе известный кыргызовед, академик ¬. ¬. Ѕартольд Ч доказывают, что кыргызы обитали в районе озера  ыргыз-Ќур ещЄ до нашей эры. ј это значит, что –одиной древних кыргызов €вл€лась северна€ сторона ¬осточного “€нь-Ўан€.

—амое интересное и изученное врем€ в истории древних кыргызов -это период с 56 по 49 гг. до н. э. »менно в это врем€ кыргызы и их соседи подн€ли восстание, бор€сь за свою независимость.  итайский историк Ѕань √у пишет, что в результате кыргызы, динлины и уцзе создали не завис€щие от хуннов Ђтри ханстваї.

Ёто первое упом€нутое в истории кыргызское ханство было расположено на территории ¬осточного “€нь-Ўан€, севернее современного китайского города ћанас и горной гр€ды Ѕоро-’оро, на западе пустыни ƒзосотин-Ёлисун. ≈сли учесть, что кочевники совершали перекочЄвки на многие сотни километров, то можно утверждать, что весь север ¬осточного “€нь-Ўан€ был исконной территорией кыргызов и их исторических соседей.

≈сть предположени€, что, воспользовавшись политической раздробленностью хуннов, кыргызы восстановили своЄ государство на “€нь-Ўане. » в III - V веках нашей эры кыргызы жили в ¬осточном “€нь-Ўане.

’оз€йство древних кыргызов. ќ хоз€йстве древних кыргызов китайские историки не дают пр€мых сведений. Ќо, скорее всего, основным видом хоз€йства кыргызов было скотоводство, так как они жили по соседству с хуннами на востоке и усун€ми на западе и также вели кочевой образ жизни.

— другой стороны, пример народов ¬осточного “уркестана, которые преимущественно занимались земледелием, мог иметь значение и дл€ образ жизни. ќтдельные джатакчи могли заниматьс€ земледелием, се€ть хлеб. » в знаменитом эпосе Ђћанасї есть упоминание о том, что кыргызы ¬осточного “уркестана учатс€ пахать и засевать землю. Ёти эпизоды из эпоса, сохранившего древние предани€, достойны внимани€. ƒа и когда кыргызы поселились на ≈нисее, одним из видов их хоз€йственной де€тельности было земледелие.

Ўироко распространены были различные виды ремесел. ¬ыделка кожи и пошив обуви, вал€ние войлока, работа с металлом дл€ производства оружи€, изготовление ювелирных изделий - достигли высокого уровн€ развити€. ѕрактически все вещи, изготавливаемые ремесленниками, были не только удобны в употреблении, но и богато орнаментированы.

ќбщественный строй. Ќет точных сведений, на какой ступени общественного развити€ сто€ли древние кыргызы до конца III в. до н. э. “олько условно можно предположить, что в те времена кыргызы входили в какое-то крупное племенное объединение. ј в 201 г. до н. э. китайские хроники впервые зафиксировали самоназвание этого племени г€ньгунь - так передано иероглифами слово Ђкыргызї.

— конца III в. до н. э. кыргызы входили в состав могущественного государства хуннов. ¬о главе их был поставлен наместник, который собирал налоги и при необходимости пополн€л кыргызами войско хуннов. Ќачина€ с этого времени усиливаетс€ общественное неравенство среди кыргызов.

ќснову народа составл€ли простые кочевники. ќбщественное богатство производили вольные скотоводы, ремесленники и земледельцы. —равнива€ жизнь кыргызов и их соседей, известную нам по письменным источникам, можно предположить, что кыргызы также знали рабство - но оно было мало развито.

 ыргызы делились на племена, которые, в свою очередь, делились на роды. ќднако постепенно родова€ община смен€етс€ у кыргызов соседской, а в плем€ входили представители не только близких родов, но и совсем не родственных племен и народов. Ќо так как каждое плем€ имело свою территорию, то оно было основой управлени€ обществом и военной организации кыргызов.

“аким образом, в конце III Ч начале II вв. до н.э. кыргызы сто€ли на таком уровне развити€, который позвол€л создать собственную государственность.

»стоки кыргызской государственности. √осударства кочевников обычно возникали либо благодар€ по€влению талантливого человека, способного сплотить народ (как это было с хуннами Moдэ- шаньюе), либо на окраине уже ранних государств, существовавших империй, а затем добивались независимости. Ќо в любом случае правител€ми становились опытные, умные, красноречивые находчивые люди, обладающие способност€ми к воинскому искусству. „аще всего это были старейшины племени или предводители родов. ќни были освобождены от повседневных т€гот бытовой жизни, т€желой физической работы и могли всЄ свое врем€ посв€щать изучению земель, воинского искусства, наблюдению за соседними родами и племенами. —тарейшины же других племен входили в созываемый врем€ от времени властителем —овет старейшин.

Ќет точных сведений о том, было или не было у кыргызов самосто€тельного государства перед покорением их ћодэ-шаньюем. Ќо если до этого времени кыргызы и не достигли такого уровн€, чтобы создать своЄ государство, то в эпоху хуннов они стали соучастниками политической истории народа, который, как и они, вЄл кочевой образ жизни, имел родственный €зык. ¬хождение в состав хуннскои державы позволило кыргызам на практике усвоить способы политического управлени€ обществом, что имело положительное значение дл€ его дальнейшего развити€. ¬ эпоху могущества хуннов кыргызы оставались в государстве хуннов.

¬ начале I в. до н. э. шаньюй хуннов управл€л подвластными кыргызами с помощью наместника. Ћи Ћину шаньюй хуннов присвоил титул чжуки-кн€зь западного крыла. ѕотомки Ћи Ћина и его хуннской жены правили кыргызами от поколени€ к поколению и отличались от них чЄрными волосами, чЄрными глазами и смуглым лицом.

¬ 90 г. до н. э. под командованием Ћи Ћина кыргызы собрали войско, присоединились к армии хуннов и выступили против крупной китайской армии под предводительством Ћи √уанли Ёршинского. ѕоследний этап этих военных действий окончилс€ сражением возле вершины яньжань горной гр€ды ’ангай. ¬ этой войне объединились хунны, кыргызы, динлины, турпанцы и китайска€ арми€, несмотр€ на свою мощь, была разгромлена. “аким образом, кыргызы в эту эпоху были зависимы от хуннов и выступали совместно с ними и другими народами против общих врагов.

Ќачина€ с 58 г. до н. э. среди хуннов обостр€етс€ борьба за престол. «авоевав власть, ’уханье-шаньюй отдаЄт приказ убить чжуки-кн€з€ западного крыла, которой был не на его стороне. «ападные хунны восстали против ’уханье-шанью€ и объ€вили кн€з€ Ѕосуйтана (он носил титул жичжо-кн€з€) чжуки-шаныоем. ќсенью 58 г. правители еще двух хуннских родов объ€вили себ€ шанью€ми, и, преследу€ их, Ѕосуйтан чжуки-шаныой загнал их во владени€ кыргызов.

¬ 56 г. до н. э. ’уханье-шаньюй разбил войско Ѕосуйтана чжуки-шанью€, который был вынужден покончить с собой.

¬ это же врем€ кыргызска€ знать объ€вл€ет командующего войсками ”цзи-шанью€, находившегос€ тогда среди кыргызов, главным шаньюем всей империи хуннов. (в конце 58 г. до н. э. ”цзи-шаньюй впервые объ€вил себ€ шаньюем, но вскоре отрЄкс€ от своего титула в пользу „ели-шанью€, хот€ ни один из них не принадлежал к прав€щему роду, выходцами из которых €вл€лись все шаньюи хуннов).

”цзи-шаньюй начал боевые действи€. ѕрежде большинство знати не поддержало ’уханье-шанью€, но на этот раз положение изменилось и он быстро добилс€ победы. ”цзи-шаныой был схвачен и приговорЄн к смертной казни.

’от€ зате€ с ”цзи не удалась, кыргызы продолжали выступать против хуннов. ¬ конце 56 г. до н. э., когда вновь вспыхнула борьба хуннов западного крыла против ’уханье-шанью€, динлины и кыргызы добились политической самосто€тельности.

 ыргызы на прот€жение относительно долгого времени (около полутора веков) входили в состав хунского государства и были прекрасно осведомлены об основополагающих принципах государственности. ѕравление семьи Ћи Ћина (который к тому же обладал китайским опытом военного и административного управлени€) территорией кыргызов (перва€ половина I в. до н. э.), также не могло не оказать своего вли€ни€ на политическую де€тельность кыргызской знати.

“аким образом, в конце III в. до н. э. древние кыргызы вошли в состав хуннской империи. » лишь с 56 г. до н. э. берЄт своЄ начало эпоха образовани€ кыргызами национальной государственности.

—тарший родной брат шанью€ ’уанье ’уттуус, не удовлетворившись титулом чжуки-кн€з€ восточного крыла, в 56 г. до н.э. подн€л восстание, объ€вив себ€ „жичжи-шаньюем. ¬ отличие от своего брата он стремилс€ проводить независимую от  ита€ внешнюю политику. Ђ„жичжи двинулс€ вперед, напал на усуней и нанес им поражение. «атем на севере он напал на ”цзе, и он покорилс€ его власти. ¬след за этим он послал войска на запад, разбил цз€нгуней, а на севере принудил сдатьс€ динлинов. (“ак „жичжи ) присоединил к себе три владени€.ї[2]

 ыргызы в I-VI вв. н. э. ¬есьма скудны сведени€ в восточных источниках о кыргызах I половины I тыс€челети€ н. э.

¬ это врем€ название племени кыргызов в китайских источниках передавали не иероглифами цз€ньгунь (по-старому Ч г€нь гунь), а цигу (или же хэгу). Ђ’агас (’€ргас Ц кыргыз) Ц есть древнее государство ’€ньгунь. ќно лежит от  ами на западе, от ’арашара на севере, подле Ѕелых гор. ∆ители перемешались с динлинами. ¬ладение ’агас некогда составл€ло западные пределы хуннов.ї[3] ≈ще раньше происходило подобное смешение между кыргызскими и хуннскими племенами.

¬ V в. тюркские народности јлта€, ¬осточного “€нь-Ўан€, посто€нно вели войны с жуань-жуанами (жужанами), которые переселились туда из —еверного  ита€.

— VI в. на ≈нисее кыргызы восстановили свой каганат, продолжив традиции государственности, возникшие еще до нашей эры.


«аключение

 ыргызы - один из самых древних народов ÷ентральной јзии. ѕри изучении древней истории любого народа основой служит археологические, этнографические, письменные источники, народные сказани€, родословна€, былины и легенды.

 итайска€ летопись ЂЎицзиї среди покоренных хуннами племен, в 201 году до н. э. называет их владени€ √эгунь (или √€ньгун). Ётот китайский иероглиф точно передает слово Ђкыргызї. Ёто и есть известное первое упоминание этнонима Ђкыргызї в истории. [4]

¬ конце первого тыс€челети€ до н. э.- в первой половине 1тыс€челети€ н. э. в ‘ерганской долине существовало государство известное по китайским источникам как ƒа-ёань, по восточно-иранским как ѕаркана.

Ёто была развита€ дл€ своего времени оседло-земледельческа€ культура, она просуществовала шесть столетий. ¬о II-I вв. до н. э. оно было известно как государство, имеющее более 70 селений и городов, с высокоразвитым хоз€йством. —толицей был г. Ёрши (у совр. с. ћархабат). Ќа территории современного  ыргызстана это единственный пример существовани€ античного рабовладельческого государства.
√осударство хуннов занимало обширное пространство от —еверного  ита€ до центрального “€нь-Ўан€; имело хорошо продуманную систему управлени€; в его состав входили многочисленные народы и племена, которые получили, наход€сь в составе хуннской державы, первые уроки государственной жизни, использовав их в последствии при создании собственных государств.
ѕутешествие „жан ÷€н€ начальника превратной стражи императорского дворца  ита€, €вилась истоком ¬еликого Ўелкового пути, который в последствии, в течении полутора тыс€челетий, св€зывал ¬осток и «апад. ѕо ¬еликому Ўелковому пути караваны верблюдов перевозили не только товары - благодар€ ему народы получили возможность узнать друг о друге, обмен€тс€ своим хоз€йственными и культурными достижени€ми.
¬ эпоху расцвета империи хуннов в ее состав входили также такие родственные хуннам племена, как кыргызы, динлины, усуни, что заложило основы дл€ формировани€ тюркской исторической общности.
¬ эпоху хуннов они стали участниками политической истории народа, который, как и они, вел кочевой образ жизни, имел родственный €зык. ¬хождение в состав хуннской державы позволило кыргызам на практике усвоить способы политического управлени€ общества, что имело положительное значение дл€ его дальнейшего развити€.
“аким образом, кергызы в эту эпоху были зависимы от хуннов и выступали совместно с другими народами против общих врагов.
 ыргызы на прот€жении относительно долгого времени (около полутора веков) входили в состав хуннского господства и были прекрасно осведомлены об основополагающих принципах государственности, что в последствии послужило основой дл€ создани€  ыргызкого  аганата.

—писок использованной литературы

1.         √умилев Ћ.Ќ. ’унну. (—тепна€ трилоги€) Ц —анкт- ѕетербург 1993.

2.         Ѕактыгулов ƒж.—., ћомбекова ∆. . »стори€ кыргызов и  ыргызстана с древнейших времен до наших дней.-Ѕишкек, 1999.

3.         Ѕичурин Ќ.я.(»акинф). —обрание сведений о народах, обитавших в —редней јзии в древние времена.-ћ.-Ћ., “.I, 1950

4.         Ѕеринштам ј.Ќ. »збранные труды по археологии и истории кыргызов и  ыргызстана.-Ѕишкек, “.I, 1997

5.         Ѕартольд ¬.¬. »збранные труды по истории кыргызов и  ыргызстана.-Ѕишкек, 1996.

6.         јман √азуев. Ќа берегах яксарта: »стр. ѕовесть. –ассказы. ‘., 1990.

7.         ’рестомати€ по истории  ыргызстана (с древности до XX вв.) / —ост. ¬.ј. ¬оропаева,-Ѕишкек, 1997.

8.         Ѕегалиев. —.». Ѕорубашев. Ѕ.». ћажитов. —.». »стори€  ыргызстана (учебное пособие дл€ поступающих в ¬”«ы) Ѕишкек 1996.

9.         јсанканов. ј.ј., ќсмонов. ќ.ƒж. »стори€  ыргызстана (с древних времен до наших дней). ”чебник дл€ ¬”«ов., Ѕишкек , 2002.



[1] »з† Ђ»стории† ранней династии ’аньї составленной Ѕань √у в 1 в. до н. э. (ƒокументальные материалы)

[2] »з Ђ»стории ранней династии ’аньї , составленной Ѕань √у† в I в. до н. э.

[3] Ѕичурин Ќ.я.(»акинф) —обрание сведений о народах, обитавших в —редней јзии в древние времена. Цћ., т.1, 1950

[4] јйдаркул  аана. Ѕегалиев —.». Ѕорубашев Ѕ.». ћажитов —.». »стори€  ыргызстана (учебное пособие дл€ поступающих в ¬”«ы) Ѕишкек 1996.

 урсова€ работа Ќа тему: Ђ»мпери€ хунновї —одержание ¬ведение √лава 1. ¬озникновение государства хуннов √лава 2. ’оз€йство и общественна€ жизнь хуннов √лава 3. ¬елика€ импери€ хуннов и ее соседи √лава 4. »стоки кыр

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  урсова€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  урсова€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»нгерманланди€ ’VII-’VIII веков
»нквизиционный процесс в —редневековой ≈вропе: положительный и отрицательный опыт становлени€ западной цивилизации
»оахим ‘лорский.  нига о согласовании ¬етхого и Ќового заветов
»ран под властью сефевидов
»ркутские благотворители XVIII Ц начало XX вв.: исторический портрет
»стоки и сущность "€понского экономического чуда"
»стоки и финал демократизации русской армии
»стоки императорского культа
»сторико-психологический портрет императора ѕавла I
»сториографи€ —толыпинской аграрной реформы в Ѕеларуси

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru