Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»нтеграционные технологии в моделировании школьных предметов — психологи€, педагогика

—емыкина ≈. Ќ.

"’ороших методов существует ровно †столько, сколько существует †хороших учителей".

ƒ. ѕойа

»нтеграционные процессы стали жизненно необходимы дл€ нашего общества, глубоко дифференцированного и специализированного. »нтегративный подход получает все большее распространение в гуманитарной науке и крайне актуальным представл€етс€ его включение в процесс школьного образовани€. —овременный этап в развитии педагогической мысли - это врем€ интеграции (если вспомнить латинскую основу integer- целый), врем€ объединени€ разработок по педагогике и психологии, объединени€ подходов научных и подходов творческих, достаточно искусственно разделенных на предыдущих этапах.

÷елью педагогики €вл€етс€ развитие гармоничной личности, с четкой гражданской и нравственной позицией, хорошо адаптированной в современной жизни, многообразной, сложной, наполненной порой неоднозначными и противоречивыми фактами и событи€ми. »менно в ней предстоит ориентироватьс€ современному школьнику и задача педагогической науки вооружить его инструментарием целостного адекватного воспри€ти€ мира.

ѕоэтому необходимо разгл€деть, сформулировать и применить на практике те законы интегративного человеческого быти€, которые существуют в реальности. ќсобенно это касаетс€ предметов гуманитарного цикла, таких как истори€, москвоведение и ћ’ , направленных на развитие де€тельного и творческого воспри€ти€ и осмыслени€ человеческой культуры.

ѕедагогика всегда ставила перед собой как одну из важнейших задач - задачу нравственного воспитани€, о которой нельз€ забывать и сейчас. Ќо так как главной целью в традиционной школе €вл€етс€ трансл€ци€ знаний(об этом красноречиво говор€т показатели по которым провер€ют и контролируют работу школы это «”Ќы), то этот путь, исключающий по сути моральный и нравственный аспект, не дает возможности сформировать гармонично развитую личность. ¬едь личность, не наученна€ интегрировать знани€ и нравственную сферу, не способна€ эмоционально откликатьс€ на полученную информацию, улавливать моральный аспект в полученных знани€х, не может быть гармоничной. ј без моральной оценки и критического отношени€ к себе и окружающим сложно сформировать гражданскую позицию. Ќравственный аспект может быть присвоен только в случае эмоционального переживани€.  райне важна интеграци€ педагогики и психологии, так как две эти науки непосредственно зан€ты разработкой приемов, методов, подходов, направленных на развитие человека. ѕоэтому нам представл€етс€ важным обратить внимание на необходимость сотрудничества этих наук в процессе разработки интегративных подходов к обучению.

¬ школьной практике насто€щего времени существует проблема перегрузки учащихс€, нехватки времени на всеобъемлющий образовательный процесс. ¬ыходом из этой ситуации может стать такой интегративный подход к построению процесса преподавани€ предметов гуманитарного цикла, который позволит: с одной стороны, глубже изучить эти предметы за счет того, что они будут преподаватьс€ интегративно (а значит: те учебные часы, которые разбросаны по разным предметам в небольшом количестве, можно проработать в единый комплекс глубоко раскрывающий нужную тему и модульно включать его, вы€вл€€ глубинные взаимосв€зи исторических, культурных, социальных процессов, лежащих в основе этих учебных предметов); с другой стороны, освободившеес€ врем€ может быть успешно использовано дл€ творческой де€тельности самих учащихс€.

ƒл€ примера возьмем учебный план 8 класса по предметам гуманитарного цикла дл€ образовательного учреждени€:

Х »стори€ 2 часа (68 часов в год);

Х ћосквоведение 1 час (34 часа в год);

Х »«ќ 2 часа (68 часов в год);

Х ќсновы обществознани€ 1 час (34 часа в год);

Х ћ’  1 час (из школьного компонента, если есть така€ возможность).

¬ определенных темах на каждом из этих уроков речь идет о культуре, искусстве, даютс€ нравственные оценки, но так как в каждом предмете этих часов мизерное количество и все проходит достаточно обзорно (не затрагива€ эмоциональной стороны воспри€ти€, не остаетс€ времени на рефлексию и присвоение).

ѕри умелом профессионально выстроенном интегративном подходе возможно создание образовательной среды, котора€ объединит в себе не только отдельные предметы и даже не циклы предметов, а создаст многоуровневую интеграцию школы и общества. ¬ этом случае ребенок будет гармонично переходить из одной структуры образовани€ в другую, будет с легкостью находить пути личной реализации в современном, не враждебном ему обществе. » тогда жизнь в ее многообразии будет давать человеку возможности к посто€нному творческому развитию и самосовершенствованию.

¬ наше врем€ главные открыти€ происход€т на стыке наук, методов, жанров, стилей. ѕедагогическое творчество имеет интегративное содержание, так как состоит из р€да взаимосв€занных компонентов. „то же такое интегративный подход? Ёто целостна€ система обучени€, котора€ в итоге функционировани€ дает системные знани€ и умени€. ÷елостность большинством ученых понимаетс€ как результат интеграции отдельных частей (ј.√. јфанасьев, ¬.Ќ. —адовский, ¬.—. “юхтин и др.). —ущность интегративности системы раскрываетс€ в определении ».ѕ. яковлева, сделанном на основе анализа научной литературы: Ђпод целостной системой можно понимать хорошо организованную, управл€емую систему с развитыми внутренними и внешними св€з€ми. », чем органичнее единство многообрази€ св€зей с их организацией, упор€доченностью, тем она целостнее и тем лучше, эффективнее она функционируетї (яковлев ».ѕ. »нтеграционные процессы в высшей школе. Ћ.: Ћ√”, 1980 г., с. 6). »з данного определени€ следует, что эффективность функционировани€ системы зависит от управлени€ ею и интеграции, составл€ющих систему компонентов. ѕричем Ђинтеграци€ стремитс€ св€зать все элементы и централизовать управление, чтобы система в целом функционировала с максимальным эффектомї (яковлев ».ѕ. с. 9).  омпоненты интегративной системы должны быть взаимосв€заны, а процесс Ц управл€ем.  роме того, она предполагает целостность. ÷елостную систему следует определ€ть Ђкак совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее част€м, компонентамї (јфанасьев ¬.√. —истемность и общество, ћ.: ѕолитиздат,1980, с. 24)

ѕри этом ¬.√.јфанасьев подчеркивает, что интеграци€ не исключает специфику и определенную самосто€тельность отдельных частей интегрированного целого. Ќаличие специфики и самосто€тельности у элементов делает выполнимыми принципы интеграционных процессов: взаимодополнение, функциональное соответствие. —огласно принципу дополнительного соответстви€ элементы взаимодополн€ют друг друга, интегрируютс€ в единое целое. ” более универсальных элементов больше возможностей дл€ взаимодополнени€, они быстрее могут перестраивать взаимосв€зи в измен€ющихс€ услови€х, сохран€€ целое. ƒанна€ характеристика позвол€ет пон€ть механизм эффективности интегративного содержани€ учебного предмета: объедин€€ универсальные дл€ многих гуманитарных учебных дисциплин элементы нравственных, художественных, эмоциональных навыков и знаний можно получить надежно функционирующий учебный процесс, в рамках которого происходит усвоение содержани€. —ледовательно, дл€ конструировани€ интегративного содержани€ учебной дисциплины допустимы только элементы, универсальные в определенной области де€тельности.

—истемообразующим фактором учебного процесса в целом и каждой учебной дисциплины в отдельности €вл€ютс€ цели. ¬ процессе интеграции содержани€ учебного предмета важен синтез целей всех предметов, участвующих в интеграции, их соотнесенность друг с другом. ј нам важна, кроме того, главна€ воспитательна€ составл€юща€-развитие нравственной сферы школьника. »значально так должны формулироватьс€ цели, чтобы нравственный аспект был соотнесен с другими компонентами всех учебных предметов.

ƒругим системообразующим фактором в решении проблемы интеграции €вл€етс€ существование общих дл€ многих наук и искусства объектов и предметов изучени€ (Ѕ.ћ. едров, ћ.√.„епиков). ќтсюда следует, что интеграци€ учебного материала в ходе конструировани€ содержани€ учебного предмета возможна лишь тогда, когда имеютс€ общие объекты и предметы учебно-познавательной де€тельности учащихс€. ѕоскольку условием функционировани€ педагогического процесса €вл€етс€ обмен де€тельностью между педагогом и учащимис€, то виды де€тельности €вл€ютс€ также системообразующим фактором интеграции содержани€ учебных предметов, и в эти виды де€тельности мы об€заны включить рефлексию по поводу нравственной, гражданской составл€ющей учебного предмета.

—ледующим фактором системообразующих св€зей €вл€етс€ использование общих методов науки, (искусства) ( едров Ѕ.ћ., „епиков ћ.√.). Ётот вид интеграции особенно важен в педагогическом процессе, осуществл€ющемс€ в рамках учебного предмета, так как позвол€ет вводить в содержани€ инвариантные дл€ данной области культуры методы познани€ и изучени€.

»нтегративные св€зи в зависимости от функций дел€тс€ на внутренние и внешние. ¬нутренние св€зи отражают взаимопроникновение направлений, осуществл€ющихс€ в рамках отдельной дисциплины. ¬нутренние интегративные св€зи называютс€ внутрипредметными. ¬нешние св€зи способствуют объединению различных дисциплин в комплексы и системы, которые называютс€ межпредметными.

ѕроцесс интеграции имеет свои особенности, ¬.√. јфанасьев показывает, что процесс конструировани€ интегративного содержани€ осуществл€етс€ при помощи определенным образом организованной процедуры соединени€ информации нескольких учебных дисциплин. ¬ результате этого могут быть получены такие новые знани€ теоретического и прикладного характера, которые невозможно получить средствами одного предмета.

“аким образом, интеграци€ содержани€ образовани€ может осуществл€тьс€ внутрипредметно и межпредметно. ¬нутрипредметна€ интеграци€ предполагает формировани€ новой учебной дисциплины, имеющей интегративный характер и собственный предмет изучени€.

»нтегративное содержание учебного предмета Ц это сли€ние науки, искусства, методики, психологии и т.д., невозможность одного знани€ без другого, невозможность одного предмета без знаний другого, в отличие от пон€ти€ Ђмежпредметные св€зиї, когда знани€ одних предметов используетс€ дл€ изучени€ других.

—уществует несколько проблем в преподавании предметов гуманитарного цикла сегодн€:

большое количество программ;

переход на преподавание истории в школе по принципу концентрумов привел к тому, что темы, которые дл€ многих школьников сложны даже в 10-11классе, школьники должны освоить в 8-9 классах. ќтсюда следует, что ученики не осваивают большое количество исторических текстов, пон€тий и т.п. ј, значит, не осваивают содержание предмета; не присваивают нравственные и знаниевые составл€ющие гуманитарных учебных предметов.

ѕоэтому, в современной школе необходима технологизаци€ учебного процесса дл€ того, чтобы присвоение содержани€ учебного материала и нравственной составл€ющей учебных предметов гуманитарного цикла было полнее и распростран€лось на всех учеников, а не только на уже мотивированных. ћной создана и опробована не один год технологи€ интегрированного урока гуманитарного цикла. —оздание уроков в этой технологии достаточно трудоемкий, сложный и многоплановый процесс:

‘ормулировка проблемы в соответствии с темой урока;

¬ыбор эмоциональной составл€ющей урока и поиск в зависимости от нее визуального и текстового р€да;

—оставление канвы урока;

ƒраматургическа€ проработка урока (определение зав€зки, разв€зки, кульминационной точки урока);

ѕодбор материала дл€ урока: текстов, видеоматериалов, слайдов и т. д;

—ведение идеи урока и внешних составл€ющих в цельную систему;

ѕроведение св€зующих нитей урока с другими темами учебного курса;

ѕодготовка раздаточного материала (распечатка текстов и т.д.);

—оздание визуального соответстви€ (подготовка класса к уроку),

но когда этот путь пройден, создан цикл уроков, то дл€ учител€ наступает, можно сказать, пора счасть€, так как давать такие технологичные уроки не только намного проще, но и интереснее всем и учителю и, конечно же, в первую очередь ученикам.

Ётот урок можно провести с п€того и по одиннадцатый. “олько в зависимости от возраста нужно подобрать разный содержательный материал. ≈сли стихи «аболоцкого рассчитаны на 8-классников и выше, то дл€ младших детей можно подобрать соответствующие их пониманию и мироощущени€ стихотворные и прозаические тексты.

“ема: ќт сочувстви€ к состраданию.

÷ель урока: эмоционально проникнутьс€ темой урока, сделать акцент на значимости этой темы в жизни любого человека.

’од урока: на доске

»дет отрывок из к/ф „. „аплина Ђќгни большого городаї (начало фильма).

”читель задает вопрос: как вы думаете, какие эмоции испытывает герой „аплина к слепой девушке (ученики предлагают разные варианты, все они записываютс€ на концах стрелочек)?

ј как вы думаете, какое чувство включает в себ€ все эти эмоции, базируетс€ на них?

¬ качестве подсказки, учитель пишет на доске или вывешивает цитату:

Ќам не дано предугадать, как слово наше отзоветс€,

» нам† Е даетс€, как нам даетс€ благодать!

ƒа, действительно это сочувствие.

ћне бы хотелось посв€тить наш урок этому пон€тию. ј к вам у мен€ просьба подумать в течение урока над тем, какой можно дать эпиграф ему, а в конце нашего диалога мы обсудим ваши предложени€, эпиграф может быть и отрывком из фильма и картиной и текстом и музыкальным отрывком и не об€зательно чьим-то но и вашим. ƒоговорились?

„то же такое сочувствие? Ќа доске: со Ц чувство (вместе чувствовать)

ѕриставка Ђсої в русском €зыке значит соучастие, вместе делание.  акие еще слова с этой приставкой можно записать:

согласие,

сопереживание,

сознание,

сострадание иЕ(все записываютс€ на доске),

создавать,

созидать. —озиданье - несовершенный вид от глагола создавать, творить.

–еб€та, скажите, пожалуйста, почему автор поэтической строки считает, что сочувствие даетс€ как благодать (благодать в древнерусском €зыке это благо даваемое от Ѕога, высший дар, помощь, свыше ниспосланна€ сила)

—равните: Ќет ни в чем вам благодати

— счастием у вас разлад.

ј.—. ѕушкин.

-√де про€вл€етс€ сочувствие, в каких отношени€х? (в любви, в дружбе, в несчастье, в страдании, в бедах, в радостиЕ)

-Ћегко ли сочувствовать другим люд€м?

- ому сочувствовать легче и при€тней (близким, незнакомым, случайным попутчикам)?

-ѕочему именно им?

-’отим ли мы сочувстви€ и от кого?

-ќт кого?   кому?

—оединить стрелочками одинаковые позиции.

-ѕочему в правой колонке меньше слов, чем в левой?

≈сли мы хотим сочувстви€ от других людей, то и сами должны уметь и хотеть сочувствовать люд€м.

ѕредлагаетс€ каждой группе пакет стихотворных текстов, нужно выбрать ассоциативно стихи, в которых в той или иной форме присутствует сочувствие, (группы зачитывают стихи или отрывки из них, лучше если работа будет индивидуальной (присутствие личного эмоционального опыта), обсуждение этих отрывков.

-ћы при обсуждении говорили с вами, о том, что сопричастность может быть и в горе, в несчастье, и это чувство мы называем сострадание. ¬ русском €зыке корень этого слова: страда, что это такое? (т€жела€ работа на поле летом от зари до зари). «начит сострадание это т€желый труд и в первую очередь труд душевный.

-’отим ли мы этого т€желого труда дл€ себ€?

-∆дем ли мы его от окружающих людей, наших близких, нужен ли нам их труд? (обсуждение)

-–еб€та, как вы думаете, почему в современном русском €зыке сочувствие и сострадание (SOS-страдание) стали практически синонимами?

-ѕочему сочувствие и сострадание мы воспринимаем как участие в несчастье, в беде. ѕочему мы не говорим: Ђя сочувствую тебеї, когда у человека радость?

-ƒавайте посмотрим еще один отрывок фильма ЂЅыл мес€ц майї (финальные сцены) просмотр и обсуждение отрывка.

Ќаш диалог подходит к концу, какой же эпиграф может быть у него? (обсуждение).

—пасибо вам за урок, до свидань€.

“ексты к уроку Ђќт сочувстви€ к состраданиюї

Ќиколай јлексеевич

«аболоцкий

—“»’ќ“¬ќ–≈Ќ»я

1932-1958

∆≈Ќј

ќткинув со лба шевелюру,

ќн хмуро сидит у окна.

¬ зеленую рюмку микстуру

≈му наливает жена.

 ак робко, как пристально-нежно

Ѕолезненный светитс€ взгл€д,

 ак эти кудр€шки потешно

Ќа тощей головке вис€т!

— утра он все пишет да пишет,

¬ неведомый труд погружен.

ќна еле ходит, чуть дышит,

Ћишь только бы здравствовал он.

ј скрипнет под ней половица,

ќн брови взметнет, - и тотчас

√отова она провалитьс€

ќт взгл€да пронзительных глаз.

“ак кто же ты, гений вселенной?

ѕодумай: ни √ете, ни ƒант

Ќе знали любви столь смиренной,

—толь трепетной веры в талант.

ќ чем ты скребешь на бумаге?

«ачем ты так вечно сердит?

„то ищешь, копа€сь во мраке

—воих неудач и обид?

Ќо коль ты хлопочешь на деле

ќ благе, о счастье людей,

 ак мог ты не видеть доселе

—окровища жизни своей?

1948 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с.214)

∆”–ј¬Ћ»

¬ылетев из јфрики в апреле

  берегам отеческой земли,

ƒлинным треугольником летели,

”топа€ в небе, журавли.

¬ыт€нув в серебр€ные крыль€

„ерез весь широкий небосвод,

¬ел вожак в долину изобиль€

—вой немногочисленный народ.

Ќо когда под крыль€ми блеснуло

ќзеро, прозрачное насквозь,

„ерное зи€ющее дуло

»з кустов навстречу подн€лось.

Ћуч огн€ ударил в сердце птичье,

Ѕыстрый пламень вспыхнул и погас,

» частица дивного величь€

— высоты обрушилась на нас.

ƒва крыла, как два огромных гор€,

ќбн€ли холодную волну,

», рыданью горестному втор€,

∆уравли рванулись в вышину.

“олько там, где движутс€ светила,

¬ искупленье собственного зла

»м природа снова возвратила

“о, что смерть с собою унесла:

√орный дух, высокое стремленье,

¬олю непреклонную в борьбе, -

¬се, что от былого поколень€

ѕереходит, молодость, к тебе.

ј вожак в рубашке из металла

ѕогружалс€ медленно на дно,

» зар€ над ним образовала

«олотого зарева п€тно.

1948 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с. 215)

 ќ√ƒј ¬ƒјЋ» ”√ј—Ќ≈“

—¬≈“ ƒЌ≈¬Ќќ…

 огда вдали угаснет свет дневной

» в черной мгле, склон€ющейс€ к хатам,

¬се небо заиграет надо мной,

 ак колоссальный движущийс€ атом, -

¬ который раз томит мен€ мечта,

„то где-то там, в другом углу вселенной,

“акой же сад, и та же темнота,

» те же звезды в красоте нетленной.

» может быть, какой-нибудь поэт

—тоит в саду и думает с тоскою,

«ачем его € на исходе лет

—воей мечтой туманной беспокою.

1948 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с. 218)

ѕ–»ЅЋ»∆јЋ—я јѕ–≈Ћ№

  —≈–≈ƒ»Ќ≈

ѕриближалс€ апрель к середине,

Ѕил ручей, упада€ с откоса,

ƒень и ночь грохотал на плотине

ƒерев€нный лоток водосброса.

«десь под сенью др€хлеющих ветел,

»з которых люба€ Ц калека,

я однажды, гул€€, заметил

Ќезнакомого мне человека.

ќн сто€л и держал пред собою

Ќепочатого хлеба ковригу

» свободной от груза рукою

ѕерелистывал старую книгу.

Ћоб его бороздила забота,

» здоровьем не выдалось тело,

Ќо упорна€ мысли работа

√лубиной его сердца владела.

ѕробежав за страницей страницу,

ќн вздымал удивленное око,

Ќаблюда€ ручьев вереницу,

”стремленную в пену потока.

¬ этот миг перед ним открывалось

“о, что было незримо доселе,

» душа его в мир поднималась,

 ак дит€ из своей колыбели.

ј грачи так безумно кричали,

» так €ростно ветлы шумели,

„то, казалось, остаток печали

ќтнимать у него не хотели.

1948 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с. 220)

— ¬ќ«№ ¬ќЋЎ≈ЅЌџ… ѕ–»Ѕќ–

Ћ≈¬≈Ќ√” ј

—квозь волшебный прибор Ћевенгука

Ќа поверхности капли воды

ќбнаружила наша наука

”дивительной жизни следы.

√осударство смертей и рождений,

Ќескончаемой цепи звено, -

¬ этом мире чудесных творений

—коль ничтожно и мелко оно!

Ќо дл€ бездн, где лет€т метеоры,

Ќи большого ни малого нет,

» равно беспредельны просторы

ƒл€ микробов, людей и планет.

¬ результате их общих усилий

«ажигаетс€ плам€ ѕле€д,

» кометы лет€т легкокрылей,

» быстрее созвездь€ лет€т.

» в углу невысокой вселенной,

ѕод стеклом кабинетной трубы,

“от же самый поток неизменный

ƒвижет тайна€ вол€ судьбы.

“ам € звездное чую дыханье,

—лышу речь органических масс

» стремительный шум созидань€,

—толь знакомый любому из нас.

1948 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с.224)

ѕќ–“–≈“

Ћюбите живопись, поэты!

Ћишь ей, единственной, дано

ƒуши изменчивой приметы

ѕереносить на полотно.

“ы помнишь, как из тьмы былого,

≈два закутана в атлас,

— портрета –окотова снова

—мотрела —труйска€ на нас?

≈е глаза Ц как два тумана,

ѕолуулыбка, полуплач,

≈е глаза Ц как два обмана,

ѕокрытых мглою неудач.

—оединенье двух загадок,

ѕолувосторг, полуиспуг,

Ѕезумной нежности припадок,

ѕредвосхищенье смертных мук.

 огда потемки наступают

» приближаетс€ гроза,

—о дна души моей мерцают

≈е прекрасные глаза.

1953 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с.238)

Ќ≈”ƒј„Ќ» 

Ќа дороге, пустынной обочиной,

√де лежат золотые пески,

„то ты бродишь такой озабоченный,

”мира€ весь день от тоски?

¬он и старость, как ведьма глазаста€,

ѕритаилась за ветхой ветлой.

÷елый день по кустарникам шаста€,

Ќаблюдает она за тобой.

“ы бы вспомнил, как в ночи походные

∆изнь тво€, загора€сь в борьбе,

–уки девичьи, крыль€ холодные,

ѕоложила на плечи тебе.

ћилый взор, истомленно-внимательный ,

«алил светом всю душу твою,

Ќо подумал ты трезво и тщательно

» вернулс€ в свою колею.

 репко помнил ты старое правило Ц

ќсторожно по жизни идти.

ќсторожна€ мудрость направила

∆изнь твою по глухому пути.

ѕролетела она в одиночестве

√де-то здесь на задворках села,

Ќе спросила об имени-отчестве,

¬ золотые дворы не ввела.

ѕоистратил ты разум недюжинный

ƒл€ каких-то бессмысленных дел.

ќбраз той, что сидела жемчужиной,

ѕотускнел, побелел, отлетел.

¬от теперь и ходи и рассчитывай,

—умасшедшие мысли та€,

ƒа смотри, как под тенью ракитовой

”смехаетс€ старость тво€.

Ќе дорогой ты шел, а обочиной,

Ќе нашел ты пути своего,

ќсторожный, всю жизнь озабоченный,

Ќеизвестно, во им€ чего!

1953 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с. 242)

” √–ќЅЌ»÷џ ƒјЌ“≈

ћне мачехой ‘лоренци€ была,

я пожелал покоитьс€ в –авенне.

Ќе говори, прохожий, о измене,

ѕусть даже смерть клеймит ее дела.

Ќад белой усыпальницей моей

¬оркует голубь, сладостна€ птица,

Ќо родина и до сих пор мне снитс€,

» до сих пор € верен только ей.

–азбитой лютни не берут в поход,

ќна мертва среди родного стана.

«ачем же ты, печаль мо€, “оскана,

÷елуешь мой осиротевший рот?

ј голубь рветс€ с крыши и летит,

 ак будто опасаетс€ кого-то,

» зла€ тень чужого самолета

—вои круги над городом чертит.

“ак бей, звонарь, в свои колокола!

Ќе забывай, что мир в кровавой пене!

я пожелал покоитьс€ в –авенне,

Ќо и –авенна мне не помогла.

1958 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с. 293)

* * *

я воспитан природой суровой,

ћне довольно заметить у ног

ќдуванчика шарик пуховый,

ѕодорожника твердый клинок.

„ем обычней простое растенье,

“ем живее волнует мен€

ѕервых листьев его по€вленье

Ќа рассвете весеннего дн€.

¬ государстве ромашек, у кра€,

√де ручей, задыха€сь, поет,

ѕролежал бы всю ночь до утра €,

«апрокинув лицо в небосвод.

∆изнь потоком свет€щейс€ пыли

¬се текла бы, текла сквозь листы,

» туманные звезды светили,

«алива€ лучами кусты.

», внима€ весеннему шуму

ѕосреди очарованных трав,

¬се лежал бы и думал € думу

Ѕеспредельных полей и дубрав.

1953 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с.240)

√ќ–ќƒќ 

÷елый день стирает прачка,

ћуж пошел за водкой.

Ќа крыльце сидит собачка

— маленькой бородкой.

÷елый день она таращит

”мные глазенки,

≈сли дома кто заплачет Ц

«аскулит в сторонке.

ј кому сегодн€ плакать

¬ городе “арусе?

≈сть кому в “арусе плакать Ц

ƒевочке ћарусе.

ќпротивели ћарусе

ѕастухи да гуси.

—колько ходит их в “арусе,

√осподи »сусе!

Ђ¬от бы мне такие перь€

ƒа такие крыль€!

”летела б пр€мо в дверь €,

Ѕросилась в ковыль €!

„тоб глаза мои на свете

Ѕольше не гл€дели,

ѕетухи да гуси эти

Ѕольше не галдели!ї

ќй, как худо жить ћарусе

¬ городе “арусе!

ѕетухи одни да гуси,

√осподи »сусе!

1953 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с. 294)

Ќј «ј ј“≈

 огда, измученный работой,

ќгонь души моей исс€к,

¬чера € вышел с неохотой

¬ опустошенный березн€к.

Ќа гладкой шелковой площадке,

„ей тон был зелен и лилов,

—то€ли в стройном беспор€дке

–€ды серебр€ных стволов.

—квозь небольшие рассто€нь€

ћежду стволами, сквозь листву,

Ќебес вечернее си€нье

 идало тени на траву.

Ѕыл тот усталый час заката,

„ас умирани€, когда

¬сего печальней нам утрата

Ќезавершенного труда.

ƒва мира есть у человека:

ќдин, который нас творил,

ƒругой, который мы от века

“ворим по мере наших сил.

Ќесоответстви€ огромны,

» несмотр€ на интерес,

Ћесок березовый  оломны

Ќе повтор€л моих чудес.

ƒуша в невидимом блуждала,

—воими сказками полна,

Ќезр€чим взором провожала

ѕрироду внешнюю она.

“ак, веро€тно, мысль нага€,

 огда-то брошена в глуши,

—ама в себе изнемога€,

ћоей не чувствует души.

1958 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с.298)

Ќ≈ ѕќ«¬ќЋя… ƒ”Ў≈ Ћ≈Ќ»“№—я

Ќе позвол€й душе ленитьс€!

„тоб в ступе воду не толочь,

ƒуша об€зана трудитьс€

» день и ночь, и день и ночь!

√они ее от дома к дому,

“ащи с этапа на этап,

ѕо пустырю, по бурелому,

„ерез сугроб, через ухаб!

Ќе разрешай ей спать в постели

ѕри свете утренней звезды,

ƒержи лент€йку в черном теле

» не снимай с нее узды!

 оль дать ей вздумаешь поблажку,

ќсвобожда€ от работ,

ќна последнюю рубашку

— теб€ без жалости сорвет.

ј ты хватай ее за плечи,

”чи и мучай дотемна,

„тоб жить с тобой по-человечьи

”чилась заново она.

ќна рабын€ и царица,

ќна работница и дочь,

ќна об€зана трудитьс€

» день и ночь, и день и ночь!

1958 г. Ќ.ј. «аболоцкий (с.300)

¬ прошлом году со мной приключилась беда. Ўел по улице, поскользнулс€ и упал... ”пал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Ѕыло это примерно в семь часов вечера. ¬ центре города, на  ировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

— большим трудом подн€лс€, забрел в ближайший подъезд, пыталс€ платком ун€ть кровь.  уда там, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. » говорить-то не могу Ц рот разбит.

–ешил повернуть назад, домой.

я шел по улице, думаю, что не шата€сь. ’орошо помню этот путь метров четыреста. Ќароду на улице было много. Ќавстречу прошли женщина с девочкой, кака€-то парочка, пожила€ женщина, мужчина, молодые реб€та, все они вначале с любопытством взгл€дывали на мен€, а потом отводили глаза, отворачивались. ’оть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...

Ѕоль путала сознание, но € понимал, что, если л€гу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через мен€, обходить. Ќадо добиратьс€ до дома. “ак никто мне и не помог.

ѕозже € раздумыва€ над этой историей. ћогли ли люди прин€ть мен€ за пь€ного? ¬роде бы нет, вр€д ли € производил такое впечатление. Ќо даже если и принимали за пь€ного Ц они же видели, что € весь в крови, что-то случилось Ц упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хот€ бы, в чем дело? «начит, пройти мимо, не вв€зыватьс€, не тратить врем€, сил, Ђмен€ это не касаетс€ї стало чувством привычным?

— горечью вспомина€ этих людей, поначалу злилс€, обвин€л, недоумевал, потом стал вспоминать самого себ€. Ќечто подобное Ц желание отойти, уклонитьс€, не вв€зыватьс€ - и со мной было. ”лича€ себ€, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов, уровень снижени€ нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматьс€. ѕерсонально виноватых нет.  ого винить? ќгл€нулс€ Ц и причин видимых не нашел.

–аздумыва€, вспоминал фронтовое врем€, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. »з твоей части, из другой Ц было невозможно, чтобы кто-то отвернулс€, сделал вид, что не заметил. ѕомогали, тащили на себе, перев€зывали, подвозили...  ое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Ќо не о них речь, мы сейчас Ц о главных жизненных правилах той поры.

я не знаю рецептов дл€ про€влени€ необходимого всем нам взаимопонимани€, но уверен, что только из общего нашего понимани€ проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. ќдин человек Ц €, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнутьс€ ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

( ƒ.ј. √ранин из очерка Ђќ милосердииї)

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

—емыкина ≈. Ќ. "’ороших методов существует ровно †столько, сколько существует †хороших учителей". ƒ. ѕойа »нтеграционные процессы стали жизненно необходимы дл€ нашего общества, глубоко дифференцированного и специализированног

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

ѕсихологическа€ профилактика конфликтов в коллективе
 ак вручать и принимать подарки
 ак полюбить чтение?
ѕсихологическа€ характеристика дошкольного возраста
 ак помочь ребенку избежать комплексов из-за собственной внешности
ѕсихологическа€ характеристика младшего школьного возраста
„то скрывает внутренний мир маленького телезрител€?
¬озрастна€ психологи€. Ќачало жизни человека
ќ тендеци€х развити€ европейского и российского образовани€
ќдиночество ребенка в семье

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru