Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»нтеллектуальна€ готовность детей к школьному обучению — психологи€, педагогика

ѕосмотреть видео по теме ƒоклада

–ащикулина ≈. Ќ.

ѕосто€нно увеличивающийс€ поток разноплановой информации требует особого внимани€ к развитию мыслительных способностей детей. ¬о многом это зависит от правильной подготовки ребенка к школьному обучению с учетом созревани€ всех функций организма, становлени€ качественных новообразований во всех сферах: физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

»нтеллектуальна€ готовность к школьному обучению рассматриваетс€ нами как соответствующий уровень внутренней организации мышлени€ ребенка, обеспечивающий переход к учебной де€тельности. Ёто предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и €влений, овладевать мыслительными операци€ми: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др.  роме того, в процессе учебной де€тельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные св€зи между предметами и €влени€ми, разрешать найденные противоречи€, что играет важную роль в овладении системой научных пон€тий и обобщенных способов решени€ практических задач в школе.

ћы исходим из того, что мышление человека функционирует в соответствии с трем€ основными принципами: природосообразности, культуросообразности и дополнительности. ѕринцип природосообразности соответствует "первой природе" человека (где доминируют образность. созерцательность, иррациональность, интуици€), позвол€ет учесть, что процесс мышлени€ подчин€етс€ законам природы, про€вл€етс€ в его активном творческом характере, направленном на получение глубоких знаний не только о закономерност€х объективной реальности, но и о законах возникновени€, изменени€ и развити€ самого мышлени€.

ѕриродосообразный характер детского мышлени€ определ€етс€ прежде всего преобладанием целостного эмоционально-чувственного познани€ мира, особой формы отражени€ действительности посредством эмоциональных образов (Ћ.—. ¬ыготский, ј.¬. «апорожец,  . . ѕлатонов, √.’. Ўингаров и др.).

ќсобенности природосообразного характера детского мышлени€ предполагают значимость аналогий, в основе которых Ч иде€ сходства между различными €влени€ми действительности, способность к переносу известного в малоизвестные €влени€.

ѕринцип культуросообразности соответствует "второй природе" человека, определ€ющей общую направленность де€тельности и поведени€ с учетом собственного и накопленного предыдущими поколени€ми социального опыта. —огласно культурно-исторической теории Ћ.—. ¬ыготского, исследовани€м ј.Ќ. Ћеонтьева, ƒ.Ѕ. Ёльконина и др., ребенок в процессе своего развити€ активно проникает в окружающий мир человеческих отношений, усваива€ общественные функции людей, выработанные нормы и правила поведени€, что отражаетс€ в мышлении ребенка, оказывает вли€ние на его направленность в контексте определенной культуры, включа€ в работу принцип культуросообразности.

¬ соответствии с принципом дополнительности взаимодействие природосообразного и культуросообразного принципов ведет к их относительно устойчивой асимметричной гармонии в мышлении ребенка, с доминированием природосообразного, эмоционально-чувственного, интуитивно-образного начал.

јнализиру€ природу мышлени€ дошкольника, необходимо остановитьс€ на характеристике его форм. “радиционно формы мышлени€ детей дошкольного возраста выдел€ют в контексте основных видов де€тельности: нагл€дно-действенное, нагл€дно-образное, логическое (ј.¬. «апорожец, ј.ј. Ћюблинска€, √.». ћенчинска€ и др.).

Ќагл€дно-действенное мышление ребенка (—.Ћ. Ќовоселова, Ќ.Ќ. ѕоддъ€ков) характеризуетс€ как разновидность практического мышлени€, основным признаком которого €вл€етс€ неразрывна€ св€зь мыслительных процессов с практическими действи€ми. Ќагл€дно-образное мышление дошкольника это решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами (Ћ.ј, ¬енгер, ј.¬. «апорожец, ј.ј. Ћюблинска€). Ћогическое мышление ребенка дошкольника традиционно отождествл€етс€ с речевым, словесным, но односторонность такого подхода доказана в исследовани€х Ћ.ј. ¬енгера, Ћ.Ћ. √уровой, ».—. якиманской и др. ƒействительно, логика ребенка, все формы логического мышлени€ (пон€ти€, суждени€, умозаключени€) имеют образный фундамент.

–азрабатыва€ показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, мы основывались на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышлени€ (–. јрнхейм, Ћ.ћ. ¬еккер, Ћ.ј. ¬енгер и др.), а также вышеуказанных принципах мышлени€.

 роме того, мы учли идею Ќ.Ќ. ѕоддъ€кова о саморазвитии детского мышлени€. ≈го модель когнитивной сферы включает два полюса: на одном Ч устойчивые, €сные, стабильные знани€ пон€тийного типа, на другом Ч гибкие, подвижные психические образовани€, наход€щиес€ в процессе становлени€. —аморазвитие детского мышлени€ происходит в том случае, когда каждый шаг мышлени€, с одной стороны, что-то про€сн€ет, образует новые устойчивые €сные знани€, с другой Ч €сное знание служит основой возникновени€ новых, диффузных, "не€сных знаний", правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта.

“акой подход к разработке показателей развити€ интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребенка. ¬о-вторых, такое сочетание критериев позвол€ет учесть специфику мышлени€ детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.

¬ процессе развити€ интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положени€:

Х учет целостности, асимметричной гармонии всех форм мышлени€ дошкольников в организации полноценного процесса познани€. ѕонимание его с точки зрени€ самодвижени€, саморазвити€ ребенка. Ёто требует внимани€ педагога не только к содержанию материала, но и к процессу развити€ пон€тий, способам и формам организации познавательной де€тельности детей;

Х процесс познани€ сущности (пон€ти€) имеет два аспекта: логико-дискурсивный Ч осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, св€занный с догадками, озарени€ми, имеющий в основе образные процессы мышлени€. ¬ св€зи с этим, пон€тие Ч это "процесс и итог осознани€ и интуитивного чувствовани€ сущности объекта или субъекта, св€занный с эмоциональными переживани€ми";1

Х пон€тие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Ёти свойства пон€ти€ имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, св€занные с доминированием в них образных и эмоциональных компонентов;

Х учет эмоционального отношени€ ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познани€. ¬ажным про€влением познавательного интереса €вл€ютс€ вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимани€. ѕоэтому так значима обоснованна€ и правильна€ постановка вопросов педагогом, направл€ющего мысль ребенка на самосто€тельный поиск ответов;

Х методы развити€ интеллектуальной готовности к школьному обучению опираютс€ на единство образа, слова и действи€ в де€тельности ребенка с использованием знаково-символических средств как св€зующего звена образного и вербального компонентов мышлени€. ¬ этом должны быть задействованы различные виды де€тельности с опорой на ведущую де€тельность и творчество ребенка;

Х интеллектуальна€ готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной де€тельности ребенка. «десь важно учесть ступени, этапы познани€. ѕоследовательность или этапность развити€ пон€тий дошкольников может быть различной. Ёто зависит от содержани€ изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребенка, уровн€ овладени€ пон€тием.

ƒанные положени€, основанные на принципах развивающего обучени€, способствуют реализации преемственности дошкольного и начального образовани€, основой которой €вл€ютс€ следующие направлени€ развити€ ребенка 3 - 10 лет.

Х ѕсихические новообразовани€: рефлекси€ как осознание себ€ и своей де€тельности; произвольность, воображение, познавательна€ активность, понимание и оперирование знаково-символическими средствами.

Х —оциальное развитие: осознание социальных прав и об€занностей, взаимодействие с окружающим миром.

Х ƒе€тельностное развитие: приоритет ведущей де€тельности с опорой на творчество.

Х √отовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов.2

–еализаци€ данных направлений даст необходимый результат только в услови€х личностно-ориентированного образовани€, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировоспри€тию, ми-ровидению.3

“акое образование содержит де€тельностный фундамент, опираетс€ на принципы "психологической педагогики" (4), имеет диалогический, размышл€ющий, понимающий, сопереживающий характер. ¬о многом это определ€етс€ личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышлени€.

ѕоказатели интеллектуальной готовности

ќбразный компонент

1. —пособность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета.

2. «рительна€ пам€ть на образной основе.

3. —пособность обобщать имеющиес€ представлени€ о предмете (€влении).

4. –азвитие мыслительных операций аналогии, сравнени€, синтеза.

5. Ёвристичность мышлени€.

¬ербальный компонент

1. —пособность перечисл€ть различные свойства предметов, выдел€ть из них су- щественные.

2. —лухова€ пам€ть на речевой основе.

3. —пособность обобщать множество единичных пон€тий при помощи знакомых или самосто€тельно подобранных терминов.

4. –азвитие мыслительных операций классификации, анализа.

5.  ритичность мышлени€.

—писок литературы

1. √ранатов √.√. ћетод дополнительности в развитии пон€тий (педагогика и психологи€ мышлени€). ћагнитогорск, 2000. —. 1.

2. ¬иноградова Ќ.‘. —овременные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звень€ми системы образовани€ // Ќачальна€ школа. 2000. є 1. —. 7 Ч 12.

3. √ершунский Ѕ.—. ‘илософи€ образовани€ дл€ XXI в. ћ. 1997.

4. «инченко ¬.ѕ. ѕринципы психологической педагогики // ѕедагогика. 2001. є б. —. 9 Ч 17.

–ащикулина ≈. Ќ. ѕосто€нно увеличивающийс€ поток разноплановой информации требует особого внимани€ к развитию мыслительных способностей детей. ¬о многом это зависит от правильной подготовки ребенка к школьному обучению с учетом созревани€ всех

 

 

 

¬нимание! ѕредставленный ƒоклад находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалс€, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальный ƒоклад по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

÷ерковно-приходска€ народна€ школа
«начение физики дл€ формировани€ мировоззрени€ учащихс€
¬оспитательные возможности естественнонаучных предметов
∆изнь человека как сохранение и развитие одаренности
—ознательное отношение к бессознательному
Ќовое врем€ - новые дети?
ƒуховно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости
–азмышлени€ о воспитании
—емейные принципы школьного воспитани€
 акие доводы убеждают людей

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru