Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стоки и истори€ развити€ паблик рилейшнз — »здательское дело и полиграфи€

 оролько ¬.

“рудно сказать, к каким временам восходит зарождение ремесла паблик рилейшнз. Ќаверное, никто не сможет по€снить, кто €вл€етс€ его основателем, в какой стране оно впервые возникло. » это не удивительно, ведь паблик рилейшнз стро€тс€ на усили€х не только убеждать людей, но и вли€ть на их поведение. ѕоэтому можно предположить, что попытки установить св€зи с общественностью так же древни, как и сама цивилизаци€. „тобы жить в обществе, люд€м необходимо было поддерживать определенный минимум согласи€, и это согласие, как правило, достигалось путем межличностной и групповой коммуникации. Ќо, как известно, достижение согласи€ требует не одних лишь актов обмена информацией, но и наличи€ такого важного фактора, как умение убеждать, вли€ть. ‘актор убеждени€ и сегодн€ остаетс€ движущей силой паблик рилейшнз. „тобы убедить других, современные практики данной сферы нередко пользуютс€ тактикой, к которой тыс€челети€ми прибегали государственные и политические де€тели.

ѕам€тники, разнообразные формы монументального искусства древнего мира €вл€ютс€ свидетельствами первых попыток вли€ть на людей. ѕирамиды, статуи, храмы, гробницы, живопись и древние пам€тники письменности Ч все это примеры увековечивани€ и обожествлени€ правителей, сила которых покоилась на религиозных убеждени€х. ƒревние искусство и литература тоже прославл€ли героические де€ни€ полководцев и вождей, преподнос€ их публике как богов или подобных богам. –ечи вождей или тех, кто стремилс€ к ним принадлежать, не случайно были исполнены высокого красноречи€, ведь готовились они с применением риторики (ораторского искусства) как одного из основных средств убеждени€.

¬ыдающийс€ мыслитель античности јристотель (384Ч322 гг. до н.э.) считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добь-ешьс€ ее благосклонности или же симпатии к себе. ¬ известном трактате Ђ–иторикаї Ч первой научной разработке проблем ораторского искусства Ч он вводит пон€тие этоса, под которым подразумевалось отношение публики к оратору как важнейша€ предпосылка успеха его речи.

ƒругой выдающийс€ представитель античности, государственный и политический де€тель ƒревнего –има, блест€щий оратор ÷ицерон (106Ч43 гг. до н.э.) в своих трудах по риторике особое значение удел€л изучению психологии, интересов, вкусов публики. ѕо его мнению, задача оратораЧэстетически тешить публику, вли€ть на волю и поведение людей, уметь подвигнуть их к активной де€тельности.

”же в ƒревней √реции мыслители стали много писать о внимании к желани€м публики, что свидетельствует о том значении, которое они придавали общественному мнению, хот€ сам этот термин и не употребл€лс€. –€д идей и выводов, существенно напоминающих современное толкование общественного мнени€, можно встретить в политической лексике ƒревнего –има »менно римл€нам принадлежит крылатое выражение Ђvox populi Ч vox deiї (глас народа Ч глас божий).

–ассмотрение ранних форм и методов ремесла св€зей с общественностью, вли€ни€ на людей, убеждени€ их поможет нам глубже пон€ть современное состо€ние паблик рилейшнз, путь, пройденный ими в своем развитии. »сторический анализ свидетельствует, что паблик рилейшнз вобрали в себ€ разнообразные виды техники и различные технологии вли€ни€, убеждени€, доказавшие свою эффективность на прот€жении многих веков. ѕомимо риторики, можно сослатьс€ на использование символики, разного рода лозунгов. —тоит напомнить и о двух других отобранных и проверенных историей способах вли€ни€, а именно, скульптуре и монетах, которые широко и эффективно использовались и продолжают использоватьс€ в политических цел€х начина€ примерно с IVЧIII столети€ до н.э.

»стори€ человечества доказывает, что инструментарий вли€ни€ на общественность широко примен€лс€ при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, организации поддержки политических партий, распространении религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, попул€ризации событий и людей. » действительно, многое из того, чем пользуетс€ современное общество в сфере паблик рилейшнз, не ново. ѕиэрмены ныне отта-чивают свое мастерство, обраща€сь к историческому опыту, накопленному предшественниками.

¬ ƒревней √реции превыше всего ценилось умение общатьс€, вести споры, убеждать собеседника. Ћучшие ораторы, как правило, были наиболее веро€тными кандидатами в лидеры. ƒл€ достижени€ еще большего признани€ политические де€тели √реции нередко обращались к софистам (специалистам по обучению мудрости и красноречию) с просьбой помочь им в словесных батали€х. —офисты зачастую и сами собирались перед публикой в амфитеатрах в определенные дни и прославл€ли, превозносили достоинства тех или иных кандидатов, претендовавших на высокие политические посты. ¬еро€тно, уже со времен софистов практика вли€ни€, убеждени€ была св€зана с умением вести дебаты и соблюдать правила этики. Ѕолее того, это были уже первые попытки того, что мы ныне называем лоббированием Ч стремлени€ повли€ть на законодателей с помощью эффективного использовани€ методов и приемов коммуникации, убеждени€ логикой суждений.

»скусство публичного диалога в его словесной форме св€зывают с именем древнегреческого философа и воспитател€ —ократа. »менно он и его ученики разработали комплекс основ диалогической формы обсуждени€ определенного предмета и поиска истины, заложив фундамент функциональной эффективности демократического диалога. —реди таких основ признание уникальности каждого из партнеров и их принципиального равенства друг перед другом; возможные расхождени€ и оригинальность точек зрени€; ориентаци€ каждой из сторон на понимание и активную интерпретацию своего мнени€ другой стороной; взаимообогащение позиций участников диалога. «аслуживают внимани€ и представлени€ древних мыслителей о социальном управлении как своеобразном равноправном диалоге. Ќапример, јристотель и ѕлатон считали, что средства управлени€ людьми должны быть не только уместными, но и широко известными как тем, кто управл€ет, так и тем, кем управл€ют. ¬ дальнейшем мы увидим, что эти принципы в той или иной степени примен€ютс€ в современной практике паблик рилейшнз.

¬ыдающимис€ мастерами техники вли€ни€ на массы были римл€не, в частности ёлий ÷езарь. ¬с€кий раз перед военными битвами он добивалс€ народной поддержки с помощью распространени€ специально подобранных обращений и проведени€ театрализованных представлений. Ќе случайно во врем€ первой мировой войны из-вестный  омитет общественной информации —Ўј ( омитет  рил€) обратилс€ к опыту ёли€ ÷езар€, чтобы пробудить патриотизм американцев и добитьс€ поддержки политики президента —Ўј ¬ильсона. ћожно сказать, что способы ведени€ психологической войны, которые особенно широко стали использоватьс€ в XX веке, были разработаны еще во времена ƒревнего –има

Ёлементы психологической войны встречаем и в другие исторические времена ¬ 1095 году папа ”рбан II, прилага€ огромные усили€ дл€ подготовки войны против мусульманского халифата, разослал послание по своей информационной сети Ч через кардиналов, архиепископов, епископов и св€щенников, Ч в котором участие в этой св€щенной войне провозглашалось служением божьим, заслуживающим отпущени€ всех грехов. ѕапа римский предоставл€л христианам того времени единственный в их жизни шанс посетить св€щенные места ќн также обещал всем, кто примет участие в крестовом походе, не только отпущение грехов, но и сокровища Ђврагов верыї с богатого ¬остока ќн подчеркивал: Ђ∆ивущие в горе и бедности, там будут в радости и богатствеї. »спользованный тут прием психологического воздействи€ не мог остатьс€ незамеченным современными пиэрменами.

√ораздо позднее, в 1622 году, в борьбе против –еформации ¬атикан под руководством папы √ригори€ XV создал специальную конгрегацию, призванную Ђпомочь удержать веруї и сохранить церковь, Ч Ђ онгрегацию пропаганды верыї. »менно тогда вошло в обращение пон€тие Ђпропагандаї, первоначально не носившее негативного оттенка и означавшее стремление церкви информировать людей о преимуществах католицизма ќтметим, что и теперь еще ¬атикан имеет в своем распор€жении мощный и разветвленный аппарат по св€з€м с общественностью. –уководитель этого ведомства имеет в церковной иерархии ¬атикана высокий ранг архиепископа.

—воеобразный и уникальный опыт демократических св€зей с общественностью имела и ”краина. ”же во времена  иевской –уси распространенными были народные вече. ѕервые сведени€ о вечевых собрани€х наших предков встречаютс€ у византийского историка ѕрокопи€ еще в IV столетии. ¬ече пользовались правом обращатьс€ к кн€зю, решать хоз€йственные вопросы, объ€вл€ть войну и устанавливать мир. Ћюди собирались на звон вечевого колокола, чтобы посоветоватьс€ и прин€ть коллективное решение.

— возникновением украинского казачества в XV ст. важным и уникальным институтом св€зей с общественностью стала казацка€ рада. ќна представл€ла собой общее собрание казаков, высший орган власти в «апорожской —ечи, где обсуждались политические, военные, хоз€йственные, судебные, дипломатические, административные и другие вопросы. —о временем такие советы стали созыватьс€ по всей ”краине, на них приглашались и активно участвовали в обсуждении жизненно важных проблем все казаки определенной местности. ≈ще одним высшим органом власти в «апорожской —ечи с XVI по XVIII ст. была сечева€ рада. ќна решала важнейшие вопросы: участие казачьего войска в войне, прием послов, выборы кошевой старшины, распределение войск, угодий и т.д. ѕраво участвовать в сечевой раде имели все казаки. ƒе€тельность этих органов Ч €ркое свидетельство не только развити€ демократии в казачьей республике, но и уникального отечественного опыта установлени€ св€зей между казацкими органами власти и общественностью ”краины.

–емесло, практика и тактика св€зей с общественностью на всем прот€жении истории цивилизации в значительной мере определ€лись развитием средств коммуникации и распространени€ информации, техническими возможност€ми общества ѕон€тно, что возможности эти не идут ни в какое сравнение с XX веком, когда паблик рилейшнз все более стали полагатьс€ на электронные средства коммуникации -телеграф, телефон, факсимильную св€зь, телексы, спутниковую св€зь, кино, радио и телевидение, а теперь еще и компьютерные сети.

Ѕезусловно, тактика и методика современных паблик рилейшнз вошли в арсенал пиэрменов не вчера ≈ще до наступлени€ времен индустриального общества и расцвета промышленной революции человечество обогатила эпоха ¬озрождени€, на авансцену истории вышла –еформаци€, был открыт Ќовый —вет. Ёти событи€ исторического значени€ расширили горизонты человечества, позволив ему по-новому оценить себ€ и окружающий мир.

ѕериод доиндустриального общества также отмечен ростками эпохи становлени€ средств массовой информации: в 1438 году »оганн √утенберг основал типографию и разработал новую технологию типографского процесса на основе печатных форм с использованием отдельных подвижных литер. Ёто открытие оказало глубочайшее вли€ние на развитие человеческой культуры. ќно наконец-то вооружило сферу св€зей с общественностью возможност€ми печатать книги, массовыми тиражами издавать газеты, распростран€ть любую пе-чатную продукцию. ѕодобные носители информации, безусловно, существовали и до этого, однако никогда ранее они не печатались так быстро, не распростран€лись столь масштабно и не вли€ли в одно и то же врем€ и одним и тем же информационным содержанием на столь огромную аудиторию.

«арождение основ профессии паблик рилейшнз в јмерике

√лубоко разобратьс€ в сути современной системы св€зей с общественностью, пон€ть ее принципы и социальные функции практически невозможно, не совершив экскурса в историю становлени€ паблик рилейшнз на американском континенте, не изучив опыта, накопленного обществом, с самого начала стремившегос€ сбросить оковы сословных и политических традиций —тарого —вета ќсновы профессии паблик рилейшнз зарождались тут одновременно с борьбой американских патриотов за независимость и установлением республиканских демократических форм правлени€ в отличие от европейских, монархических.

—ердцевиной американской революции в ее человеческом измерении €вились апелл€ци€ к общественному мнению и вли€ние на него, целенаправленное использование каналов коммуникации и стремление привлечь на свою сторону каждого индивида  олонисты и их лидеры изначально стремились убедить в необходимости избавитьс€ от колониальной зависимости не только р€довых эмигрантов и беженцев из јнглии и других стран ≈вропы, но даже монархов старого континента.  огда попытки убедить английского корол€ √еорга III в необходимости уравн€ть в правах колонистов и жителей метрополии ни к чему не привели, колонисты в своей борьбе соединили в одно целое силу оружи€, пера и слова.

’от€ професси€ паблик рилейшнз как особа€ и отдельна€ от других в те времена еще не сформировалась, однако тактика и приемы этого ремесла стихийно, но неуклонно развивались. Ћидеры борцов јмерики за независимость не упускали ни единого случа€, чтобы подхлестнуть наступательные действи€, заручившись поддержкой своих новых политических планов со стороны общественности. ƒл€ этого использовались разнообразные пропагандистские средства: пресс-бюллетени, газеты, встречи с геро€ми освободительного движени€, лозунги, символы, риторика, паблисити, не говор€ уже о митингах, парадах, выставках, поэзии, песн€х, комиксах, салютах и др.

јмериканские патриоты использовали малейшую возможность, чтобы интерпретировать то или иное событие в свою пользу. ярким примером этого могут послужить событи€ 5 марта 1770 года. ¬о врем€ одной из обычных в то врем€ уличных стычек были убиты п€теро жителей Ѕостона ќднако американска€ пресса подала этот случай как ЂЅостонскую бойнюї, организованную, €кобы, английскими военными, и провозгласила ее варварской акцией, чтобы разжечь ненависть к британцам. ≈сли же не хватало событий, которые можно было бы эксплуатировать, патриоты без колебаний создавали их искусственно. “ак, например, 6 декабр€ 1773 года, переодевшись индейцами, группа американцев-патриотов проникла на британское судно, сто€вшее в Ѕостонской бухте, и сбросила в море груз с чаем. —обытие, названное ЂЅостонским чаепитиемї, было сфабриковано с целью привлечени€ внимани€ общественности, главным образом дл€ того, чтобы повли€ть на эмоции публики. Ёто, веро€тно, первый в истории јмерики классический пример организации псевдособыти€ и использовани€ принципа пресс-посредничества в св€з€х с общественностью.

—реди главных организаторов подобных событий и их целенаправленного освещени€ прессой был —амуэль јдаме Ч один из вождей американской революции. »нтуици€ подсказывала ему, что именно пресса может стать мощнейшим оружием зарождающейс€ нации. јдаме неустанно работал над тем, чтобы пробудить, а со временем и определенным образом сориентировать общественное мнение. ќн исходил из того, что большинство населени€ руководствуетс€ скорее чувствами, чем разумом, и что общественное мнение Ч это результат потока событий и того, как их понимают и интерпретируют люди, активно занимающиес€ политикой. ќн всегда был готов сам создавать событи€, лишь бы достичь поставленной цели.

—тоит подчеркнуть, что, несмотр€ на отдельные факты искусственного нагнетани€ эмоций вокруг некоторых событий, основоположниками принципов, которыми и сегодн€ пользуютс€ в сфере паблик рилейшнз, €вл€ютс€ —амуэль јдаме и его соратники по руководству борьбой јмерики за независимость. Ѕлагодар€ их творческим находкам, новым подходам к мобилизации общественного мнени€ была продемонстрирована эффективность целого р€да приемов и методов св€зей с общественностью, вошедших в арсенал современных паблик рилейшнз:

Х необходимость создани€ организации, способной возглавить кампанию и сплотить людей (такими организаци€ми были бостонска€ группа Ђ—ыновь€ свободыї, основанна€ в 1766 году; Ђ орреспондентские комитетыї, зародившиес€ в Ѕостоне в 1775 году);

Х использование символики, оказывающее эмоциональное воздействие (например, Ђƒрево свободыї);

Х использование лозунгов, преподнос€щих сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихс€ стереотипов (к примеру, лозунг: Ђ—вобода или смертьї);

Х организаци€ событий, привлекающих внимание общественности, провоцирующих дискуссии и тем самым структурирующих общественное мнение (например, упом€нутое уже ЂЅостонское чаепитиеї);

Х опережение оппонента в интерпретации происшедшего, чтобы изложенна€ первична€ оценка событи€ была восприн€та как единственно правильна€ (ЂЅостонска€ бойн€ї);

Х необходимость посто€нного и непрерывного использовани€ в ходе кампании всех возможных, каналов вли€ни€ на общественное мнение и пропаганды новых идей и убеждений.

“акие подходы к св€з€м с общественностью, к более эффективному общению с населением оказались намного результативнее действий метрополии, полагавшейс€ не столько на пропагандистскую работу, сколько на существующее в то врем€ колониальное право и давление военной силы. Ќе случайно в услови€х войны јмерики за независимость эмоционально окрашенные политические баталии оказались более плодотворными, нежели сражени€ с использованием огнестрельного оружи€. »сторики американской революции привод€т такой факт: однажды, услышав стрельбу британцев под Ћексингтоном, исполненный творческой энергии јдаме многозначительно воскликнул: Ђќ, какое же это славное утро!ї. ќн и его друзь€-пропагандисты не упустили шанса, чтобы нанести еще одно морально-политическое поражение своим противникам.

—ледующим важным этапом в развитии инструментари€ паблик рилейшнз в —Ўј стал период создани€ американской конституции. Ѕорьба вокруг нее, как известно, развернулась между федералистами и их противниками. ќна велась на страницах прессы в виде статей, памфлетов и произведений других литературных жанров с целью †убедить публику в необходимости ратификации конституции. јмериканские политические лидеры јлександр √амильтон, ƒжеймс ћедисон и ƒжон ƒжей, вз€в общий псевдоним ѕаблиус, писали и рассылали в ведущие редакции газет пламенные воззвани€ в поддержку конституции. ¬се эти письма (а их было 85) впоследствии были изданы как единый документ под названием Ђѕисьма федералистаї. ќни и в наше врем€ используютс€ дл€ интерпретации положений американской конституции.

–аскрыва€ содержание этих пропагандистских усилий основателей американской демократии как одного из примеров наиболее удачных св€зей с общественностью, американский историк јллан Ќэвинс писал: Ђƒостижение общенационального одобрени€ конституции €вилось по сути делом паблик рилейшнз, и √амильтон, с его острым инстинктивным пониманием ситуации, забот€сь о конституции, учитывал молчаливую покорность мысл€щих людей; поэтому он и делилс€ с ними своими мысл€ми... –аз необходимость в конституции встала перед страной, быстрота, с которой незамедлительно начал действовать √амильтон, €вилась прекрасной иллюстрацией хороших св€зей с общественностью. ќн отдавал себе отчет в том, что если в мысл€х людей образуетс€ вакуум, его заполн€ют невежество и глупые мысли. Ќельз€ тер€ть врем€, предоставл€€ точные факты и обоснованные идеиї (NevinsAllan. The Constitution Makers and the Public, 1785Ч1790. Ч N.Y.: Foundation for Public Relations and Education, 1962. Ч P. 10).

ѕосле прин€ти€ конституции борьба вокруг нее не утихла, особенно по вопросам прав личности, защиты ее от пос€гательств правительственных учреждений. ѕодготовленные ћедисоном первые дес€ть поправок к конституции под общим названием ЂЅилль о правахї были одобрены в 1791 году. Ёти поправки имели чрезвычайное значение дл€ становлени€ паблик рилейшнз как профессиональной системы. јмериканские историки утверждают даже, что ЂЅилль о правахї, на основании которого гражданину гарантировались политические права и свободы, можно считать своеобразной ратификацией практики паблик рилейшнз.

¬ этом кроетс€ велика€ истина. ¬от почему смело можно сделать вывод: только в обществе, где личность пользуетс€ всей гаммой гражданских прав и свобод, где человек воспринимаетс€ как индивидуальность, на поступки которой можно повли€ть лишь поощрением, убеждением, личной заинтересованностью, а не при-казом или подчинением тотальной воле государства или коллектива, только там и тогда возникает историческа€ потребность в новой атмосфере отношений между людьми, между государством и гражданами, между организацией и общественностью, то есть объективна€ необходимость в развитии профессионального института паблик рилейшнз.


 оролько ¬. “рудно сказать, к каким временам восходит зарождение ремесла паблик рилейшнз. Ќаверное, никто не сможет по€снить, кто €вл€етс€ его основателем, в какой стране оно впервые возникло. » это не удивительно, ведь паблик рилейшнз стро€

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

ѕаблик рилейшнз в повседневной жизни
«арождение и развитие телевизионной критики в контексте отечественной литературной культуры XX века
—осто€ние паблик рилейшнз в ”краине
јроматизированные лаки
“вердый переплет входит в мир Ђцифрыї
Ѕиговальные каналы и их использование
HYDROMAT, Sperr&Lechner Ц трехсторонн€€ обрезка
»нституционализаци€ паблик рилейшнз в —Ўј
»нформационные поводы и формирование медиаповестки дн€ в —ћ»
ѕринципы и функции паблик рилейшнз

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru