Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»сторические услови€ возникновени€ кейнсианства и его место в мировой экономической мысли — »стори€ экономических учений

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† √руппа: 4 Ц 10 Ц 98 Ѕ”Ѕ

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† студент:††† «аболотный

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† јлександр†† Ёдуардович

†††††††††††††††††††††††††† ††††††††††††††††††††††††††адрес:†† г. «апорожье,

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ул. ћира† д. 10, кв. 18

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† телефон: 33 Ц 16 Ц 77

††††††††††††††††††††††  ќЌ“–ќЋ№Ќјя† –јЅќ“ј

††††† по дисциплине:† истори€ экономических

†††††††††††††††††††††††††††††† учений

††††† факультет: дистанционное обучение

††††† специальность:†††† Ѕ”Ѕ

††††† отделение:†††††† бакалаврат

††††† ѕреподаватель консультант:

†††††††††††††††††††††††††† ћј”ѕ†† ††††††††††††††††2000.

††††††††††††††††††††††††††††††† † ¬ј–»јЌ“ 5

1. »сторические услови€ возникновени€ кейнсианства и его место в мировой экономической мысли

I. »сторические услови€ возникновени€ кейнсианства

 ейнсианство Ц экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулировани€ экономики посредством широкого использовани€ государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействи€ на рыночный механизм.

¬ CC ст. «ападна€ экономическа€ теори€ рыночного развити€ выступала с неоклассическим направлением, которое продолжало определ€ть специфику второго классического положени€. Ќо со временем ситуаци€ кардинально изменилась под вли€нием двух определ€ющих тенденций развити€.

¬о-первых, в св€зи с победой ќкт€брьской революции 1917 г. в –оссии, а после второй мировой войны подобных революций в р€де стран ¬осточной ≈вропы, в  итае и других странах јзии и на  убе марксизм тоталитарного направлени€ стал единым безальтернативным течением в странах командно-административной системы, остава€сь одним из течений в других странах мира. ¬месте с тем в рыночных странах приобрЄл дальнейшее развитие марксизм социал-демократического направлени€. ¬ странах командно-административной системы услови€ преп€тствовали развитию творческого марксизма. ќднако практика первого периода существовани€ командно-административной системы показала эффективность активного вмешательства государства в экономические процессы. Ћишь со временем роль государства в экономической жизни была сведена к абсурду.

¬о-вторых, уже в 30-е годы небывалую ранее остроту приобрели кризисные процессы в экономике и экономической рыночной теории «апада. —уществовала потребность в новой рыночной теории, котора€ бы убедительно объ€снила существование таких €влений, как массова€ безработица, длительный спад производства, существование неиспользованных производственных мощностей и т.д., и указала возможные пути выхода из кризисного состо€ни€ без уничтожени€ рыночных основ хоз€йствовани€.

¬-третьих, определенные новые теоретико-методологические подходы к анализу рыночного хоз€йства заложил Ц институционализм. Ёти подходы заключались в рассмотрении вли€ни€ Ђинституцийї, под которой понимаетс€ какое-либо стойкое объединение людей дл€ достижени€ определЄнных целей.(семь€, парти€, государство и т.д.), на общество, в том числе и на экономику. ѕри этом государственна€ власть рассматривалась как про€вление скоординированной де€тельности различных прослоек и групп общества. ¬згл€ды институционалистов послужили критическому расшатыванию ортодоксии второй классической ситуации и заложили определЄнные возможности нового подхода к анализу рыночной экономики на новом этапе еЄ развити€. ”казанные взгл€ды институционалистов были генетически и логически св€заны с теорией бюрократии, авторитета и† власти, разработанной выдающимс€ немецким ученым ћ. ¬ебером (1864-1920).

ћировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушилс€ с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. ѕоэтому именно в 1929-1933 гг. закончилс€ период Ђскрытогої развити€ экономики, то было врем€ конца целого р€да старых и открыти€ новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы. »ными словами, 1930 г. положил предел тому типу роста который был характерен дл€ CIC в. и тщетно пыталс€ сочетать старые, традиционные приемы использовани€ пространства и материи с инновационными механизмами.

≈сли Ђсилаї неоклассической теории конца CIC - начала CC в. распростран€лась главным образом на микроэкономический анализ, то в услови€х нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегос€ всеобщей безработицей, стал необходим и иной Ц макроэкономический анализ, к которому в частности, обратилс€ один из величайших экономистов нынешнего столети€ английский ученый ƒжон ћейнрад  ейнс.

—ущественна€ потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы ƒжона ћейнрада  ейнса Ђќбща€ теори€ зан€тости, процента и денегї (1936). ѕосле этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последовател€ми теории  ейнса.

 ак следствие в экономической науке, по словам ћ. Ѕлауга, Ђв 30-х годах ма€тник качнулс€ в обратном направлении: озабоченность проблемой совокупного эффективного спроса заставила многих экономистов согласитьс€ с  ейсом в том, что Ђполное доминирование рикардинского подхода на прот€жении 100 лет было катастрофой дл€ прогресса экономической наукиї.

»так, мировой экономический кризис 1929Ц1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследователей, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, ибо основное их содержание Ц это государственное регулирование экономики в рыночном хоз€йстве. — тех пор берет свое начало нацеленное на решение этих проблем это теоретическое направление. ќно опираетс€ на учение ƒж. ћ.  ейнса, и его последователей и называетс€ кейнсианским (кейнсианство).

II. Ёкономическое учение ƒж. ћ.  ейнса и его последователей

II. I Ёкономическое учение ƒж. ћ.  ейнса

ƒжон ћейнрад  ейнс (1883-1946) Ц выдающийс€ ученый экономист современности. ќн училс€ у не менее именитого ученого, основател€  ембриджской школы ј. ћаршалла. Ќо не стал его наследником, едва не затмив славу своего учител€.

—воеобразное осмысление последнего самого длительного и т€желого экономического кризиса 1929-1933 гг., отразилось в совершенно неординарных в тот период положени€х изданной ƒж. ћ.  ейнсом книги Ђќбща€ теори€ зан€тости, процента и денегї (1936). Ёто произведение принесло ему чрезвычайно широкую известность и признание, поскольку оно уже в 30-е гг. послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в р€де государств ≈вропы и —Ўј.

ѕо оценкам многих экономистов, Ђќбща€ теори€ї  ейнса €вилась поворотным пунктом в экономической науке CC в. и во многом определ€ет экономическую политику стран и в насто€щее врем€.

¬от как, в частности, в этой св€зи высказывалс€† известный экономист современности ѕ. —амуэльсон: Ђќбща€ теори€їЕ ужасно написанна€ книга, она плохо организованнаЕ она полна иллюзий и путаницыЕ  огда еЄ одолеешь, то оказываетс€, что анализ в ней очевиден и в то же врем€ нов.  ороче говор€, это работа гени€ї.

√лавна€ нова€ иде€ Ђќбщей теорииї состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не €вл€етс€ совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную зан€тость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Ќоваторство экономического учени€ ƒж. ћ.  ейнса в методологическом плане про€вилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самосто€тельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании концепции о так называемом эффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе. ќпира€сь на собственную Ђреволюционнуюї по тем временам методологию исследовани€,  ейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрени€м утверждал о необходимости недопущени€ с помощью государства урезани€ заработной платы как основного уровн€ ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности к сбережению растЄт гораздо медленнее доходов.

¬ методологии исследовани€  ейнса учитываетс€ немаловажное вли€ние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство и психологи€ людей (предопредел€юща€ степень осознанных взаимоотношений хоз€йствующих субъектов). ¬месте с тем кейнсианское учение €вл€ет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направлени€ экономической мысли, поскольку и сам ƒж. ћ.  ейнс, и его последователи, следу€ идее Ђчистой экономической теорииї, исход€т из приоритетного значени€ в хоз€йственной политике общества прежде всего экономических факторов, определ€€ выражающие их количественные показатели и св€зи между ними, как, правило, на базе методов предельного функционального анализа, экономико-математического моделировани€.

ƒж. ћ.  ейнс не отрицал вли€ние меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулировани€ экономических процессов.

¬ упом€нутой Ђќбщей теорииї ƒж. ћ.  ейнса отчетливо прослеживаетс€ мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходовани€ средств, поскольку в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором Ц могут быть направлены на увеличение спроса и зан€тости.

ћежду тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и зан€тости населени€ может рассматриватьс€ как целесообразный экономический эффект. ѕоследний, получивший название эффект мультипликатора, означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.

ƒалее он приходит к выводу о том, что Ђпринцип мультипликатора позвол€ет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебани€ инвестиций, составл€ющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебани€ совокупной зан€тости и дохода, которые характеризуютс€ гораздо большей амплитудойї. Ќо, по его убеждению, Ђхот€ в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, вли€ние колебаний в размерах инвестиций на зан€тости окажетс€ много сильней в богатом обществе, т.к. можно предположить что именно в последнем текущие инвестиции составл€ют гораздо большую долю текущей продукцииї.

»тогом своего исследовани€  ейнс считал создание теории, котора€ Ђуказывает на жизненную необходимость создани€ централизованного контрол€ в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативеЕ √осударство должно будет оказывать своЄ руковод€щее вли€ние на склонность к потреблению частично путЄм соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и возможно, другими способамиї, ибо Ђименно в определении объЄма зан€тости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующа€ система оказалась непригоднойї. ¬от почему, по убеждению  ейнса Ђучреждение централизованного контрол€, необходимого дл€ обеспечени€ полной зан€тости, потребует конечно, значительного расширени€ традиционных функций правительстваЕ Ќо всЄ же остаютс€ широкие возможности дл€ про€влени€ частной инициативы и ответственностиї.

Ёффективность регулировани€ государством экономических процессов, согласно  ейнсу, зависит от изыскани€ средств под государственные инвестиции, достижени€ полной зан€тости населени€, снижени€ и фиксировани€ нормы процента. ќн при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироватьс€ выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращатьс€ возрастанием зан€тости и падением нормы процента. »наче говор€, по концепции  ейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестици€м, к росту уровн€ инвестиционного спроса, что в свою очередь расшир€ет границы зан€тости, ведЄт к преодолению безработицы. ѕри этом исходным дл€ себ€ он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности Ђвместо посто€нных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в услови€х полного использовани€ ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличени€ зан€тости факторовї.

II. II “енденции в современном кейнсианстве. ¬клад последователей  ейнса в экономическую теорию

¬ современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американска€, св€занна€ с именами р€да экономистов —Ўј, и европейска€, св€занна€ прежде всего с исследовани€ми французских экономистов.

¬ числе американских последователей учени€ ƒж. ћ.  ейнса чаще всего упоминаютс€ Ё. ’ансен, —. ’аррис, ƒж. Ѕ.  ларк и др. ќпира€сь на учение ƒж. ћ.  ейнса они считали целесообразным увеличение налогов с доходов населени€ (до 25% и более), увеличение размеров государственных займов и выпуска денег дл€ покрыти€ расходов государства (даже если это увеличит инфл€цию и дефицит государственного бюджета).

≈щЄ одним Ђдополнениемї в кейнсианство €вилась Ђзаменаї метода перманентного регулировани€ частных и государственных инвестиций на метод маневрировани€ государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры. “ак, например, в периоды подъЄма экономики инвестиции ограничиваютс€, а в период замедлени€ или спада Ц увеличиваютс€ (несмотр€ на возможный бюджетный дефицит).

Ќаконец, если  ейнс в своей теории опиралс€ на принцип мультипликатора, который означает, что рост доходов сопровождаетс€† снижением роста инвестиций, то в —Ўј (по теории Ё. ’ансена) был выдвинут дополнительный принцип Ц принцип акселератора, означающий, что рост доходов в конкретных случа€х может и увеличивать инвестиции. —мысл дополнени€ в следующем: некоторые виды оборудовани€, машин и механизмов имеют сравнительно длительный срок производства, и ожидание этого срока психологически вли€ет на расширение производства требуемого оборудовани€, превышающих реальный срок, а значит растЄт и спрос на инвестиции.

Ёкономисты ‘ранции (‘. ѕерру и др.) сочли необ€зательным положение  ейнса о регулировании ссудного процента как средства стимулировани€ новых инвестиций. ѕолага€, что именно корпорации с преобладанием доли государственной собственности €вл€ютс€ доминирующей и координирующей силой общества.

¬ 50-е гг. возникли так называемые неокейнсианские теории роста, основанные на учете системы Ђмультипликатор Ц акселераторї и моделировании экономической динамики с использованием характеристик взаимосв€зи накоплени€ и потреблени€.

√лавными представител€ми упом€нутых теорий экономического роста стали ≈всей ƒомар (р. 1914) и –оберт ’аррод (1890-1978). »х теории (модели) объедин€ет общий вывод о целесообразности посто€нного устойчивого темпа экономического роста как решающего услови€ динамического равновеси€ экономики, при котором достижимо полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.

ƒругим положением модели ’аррода-ƒомара €вл€етс€ признание предпосылки о посто€нстве в длительном периоде таких параметров, как дол€ сбережений в доходах и средн€€ эффективность капиталовложений. » третье сходство состоит в том, что оба автора достижение динамического равновеси€ и посто€нного роста считали не автоматически возможным, а результатом соответствующей государственной политики, т.е. активного государственного вмешательства† в экономику.

ќтличительные признаки в модел€х ≈. ƒомара и –. ’аррода обусловлены лишь некоторым различием в исходных позици€х построени€ модели.

¬месте с тем и ≈. ƒомар и –. ’аррод едины в своих убеждени€х о действенной роли инвестиций в обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей, полага€, что рост дохода способствует увеличению зан€тости, котора€ в свою очередь предотвращает возникновение недогрузки предпри€тий и безработицу. Ёто убеждение €вл€етс€ выражением безусловного признани€ этими авторами кейнсианской концепции о зависимости характера и динамики экономических процессов от пропорций между инвестици€ми и сбережени€ми, а именно, опережающий рост первых Ц причина повышени€ уровн€ цен, а вторых Ц причина недогрузки предпри€тий, неполной зан€тости.

III. ¬клад ƒж. ћ.  ейнса в экономическую теорию

 ак уже упоминалось, произведение ƒж. ћ.  ейнса Ђќбща€ теори€ї, €вилось поворотным пунктом в экономической науке CC в. и во многом определ€ет экономическую политику стран и в насто€щее врем€.

“еори€  ейнса возникла на том этапе когда в экономическом кризисе находилось большинство стран мира, и тщетные попытки сочетать старые традиционные приЄмы использовани€ пространства и материи с инновационными механизмами не приводили к ожидаемому результату.

ѕотребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы  ейнса. ≈го теори€ была подхвачена современниками и успешно применена дл€ выхода многих стран из сложившегос€ экономического кризиса. ћасса последователей учени€  ейнса, опира€сь на его труд, создавали новые модели экономического роста и дополн€ли положени€ теории ƒж. ћ.  ейнса.

“аким образом, кейнсианство представл€ет собой учение ƒж. ћ.  ейнса, подхваченное и дополненное его учениками и последовател€ми, о необходимости и значимости государственного регулировани€ экономики.

¬ чем же заключалась новизна экономической теории  ейнса? Ќовое не об€зательно лежит на поверхности, как, например, концепци€ потребительской функции, мультипликатора или спекул€тивного спроса. ѕоистине новыми качествами экономической теории  ейнса было стремление: во-первых, иметь дело с агрегированными величинами и на самом деле свести всю экономику к функционированию четырЄх взаимосв€занных рынков (товаров, труда, денег и облигаций); во-вторых, сосредоточитьс€ на краткосрочном периоде и свести анализ долгосрочных периодов, который был в центре внимани€ его предшественников, к проблеме веро€тности вековой стагнации; в-третьих, возложить всю т€жесть приспособлени€ к мен€ющимс€ экономическим услови€м скорее на объЄм выпуска продукции, нежели на цены. ¬клад Ђќбщей теорииї в экономическую теорию состо€л не просто в том, что объект анализа был перенесЄн с де€тельности фирм и домашних хоз€йств на изменение агрегатных величин, и даже не в том, что  ейнс поставил в центр макроэкономической теории доход и зан€тость вместо денег и цен, а в том, чтобы сформулировать теорию в форме моделей, в которых ключевые переменные и взаимосв€зи были выражены таким образом, что их можно было квантифицировать и провер€ть. —тимулы, которые дала Ђќбща€ теори€ї дл€ создани€ провер€емых моделей экономического поведени€, €вл€етс€ одной из причин успеха кейнсианской революции.

  концу второй мировой войны эконометри€ стала наиболее динамичной отраслью экономической науки, а кейнсианские или неокейнсианские модели имеют очень важное, и при этом растущее, значение дл€ работ эконометриков. ¬ысочайша€ дань уважени€, котора€ может быть выражена экономисту, заключаетс€ в том, чтобы признать, что экономическую теорию невозможно представить без него.

2.  ого считают основателем исторической экономической школы в √ермании?

††††††††† ј) ‘. Ћиста; Ѕ) ¬. –ошера; ¬)  .  ниса.

ќтвет: ‘. Ћиста.

‘ридрих Ћист (1789-1846) был наиболее видным идеологом немецкой буржуазии первой половины CIC в. ќсновное сочинение ЂЌациональна€ система политической экономииї (1841). ÷ентральное место в системе Ћиста зан€ли его теори€ производительных сил и учение о стади€х хоз€йственного развити€ нации. Ћист обвин€л классиков в том, что они €кобы игнорировали задачу развити€ производительных сил, став€ в центр своих исследований материальные богатства или меновые ценности и ограничива€сь анализом лишь человеческой де€тельности, результатом которой €вл€ютс€ материальные ценности.

ќсобенности политэкономии √ермании, наметившиес€ у Ћиста, получили наиболее полное отражение в публикаци€х представителей старой исторической школы, сложившейс€ в √ермании в 40-50-х годах CIC в. –одоначальниками этой школы были ¬. –ошер (1817-1894), Ѕ. √ильдебранд (1812-1878) и  .  нис (1821-1898).

ќбщие контуры Ђисторического методаї в политической экономии впервые наметил ¬. –ошер в сочинении Ђ раткие основы курса политической экономии с точки зрени€ исторического методаї (1843).

—истематическое изложение методологических позиций старой исторической школы дал  .  нис в своей книге Ђѕолитическа€ экономи€ с точки зрени€ исторического методаї (1853).

3. ”кажите экономиста, изобразившего графически зависимость между налоговой ставкой и объЄмом поступлений в бюджет:

а) ћ. ‘ридмен; б) ј. Ћаффер; в) ј. ‘иллипс.

ќтвет: ј. Ћаффер.

јмериканский экономист ј. Ћаффер обосновал пр€мую зависимость между прогрессивностью налогообложени€, национальным производством и доходом бюджета и отобразил эту зависимость в так называемой кривой Ћаффера.

¬ соответствии с теорией Ћаффера повышение налогов до определЄнного уровн€ способствует повышению доходов бюджета, поскольку оно не подрывает стимулов к экономической де€тельности и инвестиционной активности. «а этой границей начинаетс€ так называема€ запрещенна€ зона шкалы налогообложени€. Ќалоговые ставки, что принадлежат к этой зоне не стимулируют предпринимателей к увеличению накоплений, инвестиций и объЄмов производства.

—писок использованной литературы

1.  

2.  

3.  

4.  ейнс ƒж. ћ. ќбща€ теори€ зан€тости, процента и денег. Ц ћ.: ѕрогресс, 1978. Ц 494 с.††††††††

5.  лимко √.Ќ., Ќестеренко ¬.ѕ. ќсновы экономической теории: ѕолит-экономический аспект Ц  .: јкадеми€, 1998. Ц 464 с.

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† √руппа: 4 Ц 10 Ц 98 Ѕ”Ѕ †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† студент:††† «аболотный †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† јлександр†† Ёдуардович †††††††††††††††

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»стори€ экономических реформ в –оссии
ќсновные тенденции в развитии мирового капиталистического хоз€йства в конце XIX начале XX века
“еори€ свободного предпринимательства
Ёкономическое учение —мита (≈кономiчнi вченн€ —мiта)
 ооперативное движение в –оссии XIX-XX вв
Ёкономическое учение ƒ.–икардо
√енезис индустриального общества 16-18 вв.
јвстрийска€ (¬енска€) школа школа экономических учений
Ёволюци€ классической школы в јнглии (взгл€ды “.–. ћальтуса, ƒ.—т. ћилл€, Ќ. ”. —ениора)
ƒеньги: функци€ и роль в рыночной экономике

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru