Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стори€ экономики — »стори€

ѕосмотреть видео по теме  онтрольной работы

—одержание.


1.   Ќј„јЋќ –ј«¬»“»я ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ —“–ќ»“≈Ћ№—“¬ј »††† ≈√ќ ¬Ћ»яЌ»≈ Ќј Ё ќЌќћ» ” —“–јЌ «јѕ. ≈¬–ќѕџ.

2.–ј«¬»“»≈  јѕ»“јЋ»—“»„≈— ќ√ќ ” Ћјƒј ¬ —≈Ћ№— ќћ ’ќ«я…—“¬≈ –ќ——»» ¬ ѕќ–≈‘ќ–ћ≈ЌЌџ… ѕ≈–»ќƒ.

3.ќ—Ќќ¬Ќџ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я Ѕёƒ∆≈“Ќџ’ —–≈ƒ—“¬ ¬ ÷ј–— ќ… –ќ——»».

4. Ё“јѕџ » ќЅЏ≈ “џ Ќј÷»ќЌјЋ»«ј÷»» ¬ —ќ¬≈“— ќ… –ќ——»».

5. –≈‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ Ё ќЌќћ» » яѕќЌ»» 1947-1970√√.

6. ѕ–»„»Ќџ «јћ≈ƒЋ≈Ќ»я “≈ћѕќ¬ Ё ќЌќћ»„≈— ќ√ќ –ј«¬»“»я ———– ¬ 70-80√√.

 

Ћ»“≈–ј“”–ј.


1.                Ќачало развити€ железнодорожного строительства и его вли€ние на экономику стран западной европы.

ѕерва€ парова€ железна€ дорога Ћиверпуль - ћанчестер была открыта в 1830 г. — этого времени началось быстрое развитие железнодорожного транспорта. «атем железнодорожное строительство начали одна за другой европейские страны:

1832-1833 гг.- ‘ранци€, —ен-Ётьен-Ћион, 58 км;

†1835 г.- √ермани€, ‘юрт - Ќюрнберг, 7 км;

1835 г.- Ѕельги€, Ѕрюссель-ћехельн, 21 км;

1837 г.- –осси€, —анкт-ѕетербург-÷арское —ело, 26,7 км.

¬о ‘ранции перва€ железна€ дорога была построена в 1832 г. между Ћионом и —ент-Ётьеном. ¬ 30-х годах железнодорожное строительство расширилось. ¬ 40-х годах оно получило правительственную поддержку. ¬ 1844 г. был прин€т специальный закон о поощрении железнодорожного строительства. ¬ 1859г. ѕравительство гарантировало дивиденды железнодорожных компаний. ƒержател€м акций железных дорог гарантировалась прибыль в 4%. ¬се эти меры способствовали расширению железнодорожного строительства.

√ермани€ в 1840г. занимала второе место, а в 1880г. Ц первое место в ≈вропе по длине рельсового пути. ѕо относительной плотности она уступала лишь Ѕельгии и јнглии. ¬ 1840-1870гг. железные дороги строились на средства государства и частных акционерных обществ. «а 1865 Ц 1875гг. в ѕруссии государственные железные дороги выросли на 41%, а частные† - на 103%. ¬ конце 70-х годов казна начала выкупать частные дороги (в 1919г. только 6,1% всех железнодорожных линий находилась в частной собственности). ѕричины огосударствлени€ железных дорог носили как политический,† так и фискальных характер. ƒивиденды частных дорог в 60-е годы составл€ли 15-20%, что служило стимулом дл€ железнодорожных компаний к расширению сети, а это, в свою очередь, способствовало росту промышленности.

√осударство при постройке железных дорог получало дополнительные средства за счет выпуска железнодорожных займов. Ѕанковский и промышленный капитал охотно помогал государству, поскольку железнодорожное строительство €вл€лось одним из источников его обогащени€.

∆елезнодорожный транспорт отличалс€ быстротой движени€, непрерывностью и всепогодностью, гаранти€ми сроков доставок и дешевизной перевозок, что делало его преимущества в сравнении с другими видами перемещений того времени очевидными

∆елезные дороги содейство≠вали вовлечению в товарооборот новых райо≠нов, они привели к росту специализации районов и усилению торговли между ними, они упрочили св€зь хоз€йства страны с мировым рын≠ком.

∆елезнодорожное строительство сильно содействовало и раз≠витию промышленности, особенно металлургической, машино≠строительной и угольной, поскольку железные дороги предъ€в≠л€ли этим отрасл€м непрерывно растущий спрос на рельсы, паро≠возы, вагоны, топливо и т. д. ѕостройка железных дорог усилила сбыт промышленной продукции как внутри страны, так и на внешнем рынке. Ќаконец, строительство железных дорог имело большое стратегическое значение.


2.                –азвитие капиталистического уклада в сельском хоз€йстве† –оссии в пореформенный период.

 

¬ пореформенный период в стране в целом ускорилось развитие сельского хоз€йства. ¬ наибольшей степени это касалось частных, или, как их еще называли, владельческих земель. „астными владельцами высту≠пали представители всех слоев российского общества, землю могли приобретать и иностранцы. —редний размер частного землевладени€ в –оссии в конце XIX в. составл€л 115 га на од≠но хоз€йство (дл€ сравнени€: в јнглии Ч 23 га, во ‘ранции Ч 8 га, в —Ўј - 55 га).

¬ движении земельной собственности отмечалась основна€ тенденци€: наиболее активно покупали землю кресть€не, а продавали Ч двор€не, за вторую половину XIX в. размер дво≠р€нского землевладени€ уменьшилс€ почти в два раза. Ёто сви≠детельствовало о перестройке сельского хоз€йства страны на капиталистический лад.

ƒл€ сельскохоз€йственного производства, организованного на частных земл€х, было характерно стремление использовать наемную силу, примен€ть усовершенствованные оруди€ и ма≠шины, удобрени€, в том числе и искусственные, производить продукцию на рынок. “аким образом, в массе своей это были †хоз€йства, развивающиес€ по фермерскому пути.

ќднако частные земли составл€ли только четверть всех земель, участвующих в сельскохоз€йственном производстве. ƒве† четверти составл€ли общинные земли, принадлежащие не конкретному кресть€нину, а кресть€нской общине в целом: община выступала как коллективный собственник земли.

–оль общины в жизни кресть€н укрепилась после отмены крепостного права. Ѕез разрешени€ общины кресть€нин не мог получить паспорт и уйти из деревни, не мог получить свой на≠дел в собственность и свободно им распор€жатьс€. ќбщина распредел€ла и перераспредел€ла землю между кресть€нами, и основой ее политики было желание уравнительности, равных условий дл€ всех: каждому должна была достатьс€ часть хоро≠шей, средней и неплодородной земли. Ёго приводило к чересполосице Ч кресть€нска€ семь€ могла владеть дес€тками крошечных кусочков в разных местах. Ќеизбежным итогом чересполосицы был принудительный севооборот: община диктовала †кресть€нину, какую культуру ему се€ть на каком поле, опреде≠л€ла сроки посева и уборки урожа€.

–езультатом такой организации земледели€ на общинных земл€х были незаинтересованность кресть€н в труде, низкое качество обработки почвы, низка€ урожайность и товарность. ƒава€ шанс слабым хоз€йствам выжить Ч освобожда€ их на врем€ от налогов, помога€ в обработке полей, община сдержи≠вала развитие потенциально сильных хоз€йств. “ормоз€ща€ роль общины стала настолько очевидной в середине 90-х годов XIX в., что правительство приступило к работе по подготовке новой аграрной реформы, реализаци€ которой в жизнь про≠изошла уже в XX в.


3.                ќсновные направлени€ использовани€ бюджетных средств в царской –оссии.

√осударственные расходы обыкновенного бюджета группирова≠лись по министерствам и главным управлени€м, имеющимс€ тогда в –оссии. ¬ самосто€тельные статьи расходов были вынесены плате≠жи по государственным долгам, затраты на содержание император≠ского дома, высших государственных учреждений, —инода. ѕлате≠жи по внутреннему и внешнему государственным долгам не были разделены. “ака€ группировка позвол€ла пр€тать некоторые непро≠изводительные расходы, например военные. Ќо даже несмотр€ на это, дол€ пр€мых военных расходов, проходивших в основном по ¬оенному и ћорскому министерствам, посто€нно росла. ѕосто€нно росли и затраты, св€занные с содержанием аппарата управлени€, проходившие в основном по ћинистерству внутренних дел, ћинистерству ёстиции, высшим государственным уч≠реждени€м и —иноду.

ƒол€ непроизводительных расходов в бюджете посто€нно уве≠личивалась. ¬ 1913г. она составл€ла 59% всей расходной части бюд≠жета.

  производительным расходам относились казенные затраты, направл€емые на развитие государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (медицины, образовани€, культу≠ры и т.д.). —амой крупной статьей среди расходов на развитие соци≠альной сферы были расходы на просвещение. ¬ 1913 г. они выросли по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза, но в то же врем€ составл€ли всего 4,3% расходов бюджета.

–осси€ имела большой государственный долг, который значи≠тельно вырос в начале XX в. —оответственно росли и рас≠ходы бюджета по его обслуживанию.

¬ расходную часть чрезвычайного бюджета включались следую≠щие виды расходов: погашение займов; средства, ассигнуемые на сооружение и выкуп железных дорог, портов; всевозможные чрез≠вычайные расходы, в том числе св€занные с перевооружением ар≠мии, ликвидацией последствий войны и неурожаев и др.


4.                Ётапы и объекты национализации.

 

Ётапы национализации.

¬ ходе национализации промышленности можно выделить три этапа:

1-й этап Ч до весны 1918г. Ќационализаци€ на этом этапе шла стихийно. ѕо разным причинам одно предпри€тие за другим пе≠реходило в собственность государства. ѕредпри€ти€ национали≠зировались или потому, что были оставлены без управлени€ хоз€≠евами и администрацией, бежавшими от советской власти, или потому, что хоз€ева и администраци€ саботировали решени€ со≠ветской власти. Ќа этом этапе предпри€ти€ национализировались в основном решени€ми рабочих комитетов. ќни брали управле≠ние в свои руки, сообщали об этом в центр, а центр только под≠тверждал национализацию.

2-й этап - с марта по июнь 1918г. “еперь национализаци€ шла уже организованно, под руководством ¬—Ќ’. ќт национализации отдельных предпри€тий государство перешло к национализации целых отраслей промышленности. ¬ первую очередь было объ€в≠лено о национализации нефт€ной и сахарной промышленности. Ќефт€ной Ч потому что в этой отрасли действовали тресты, наи≠более высокоорганизованные монополии, аппарат которых мож≠но было использовать дл€ организации государственного управ≠лени€. —ахарной Ч потому что она находилась преимущественно в руках помещиков, которым принадлежали посевы сахарной свек≠лы; и национализаци€ этой промышленности непосредственно вытекала из декрета о земле. ¬прочем, эта национализаци€ была преимущественно декларативной: основные районы нефт€ной и сахарной промышленности находились вне сферы, контролируе≠мой советской властью.

3-й этап началс€ в июне 1918г., когда декретом была объ€влена национализаци€ всей крупной промышленности, т.е. всех пред≠при€тий с капиталом свыше 1 млн. руб.

»здание декрета не означало, что все крупные предпри€ти€ сразу, автоматически перешли в руки государства. —оветское го≠сударство тогда издавало именно декреты, а не законы. ƒекрет Ч нечто среднее между законом и воззванием. »здава€ декреты, госу≠дарство не поручало их исполнение конкретным органам, поэтому их выполнение определ€лось конкретной расстановкой сил на местах.

¬ апреле 1918г. была объ€влена национализаци€ внешней тор≠говли: отныне внешней торговлей могло заниматьс€ только государство. ¬прочем, в это врем€ —оветское государство находи≠лось в экономической изол€ции, его вообще не признавали как государство, поэтому декрет о национализации внешней торгов≠ли имел лишь принципиальное значение дл€ будущего.

ќбъекты национализации.

ѕервым в руки нового государства перешел –оссийский государ≠ственный банк. Ёто не было национализацией, поскольку он и преж≠де был государственный. јкционерные банки пока оставались в соб≠ственности прежних хоз€ев. Ќо, поскольку логика революции тре≠бовала ликвидации капиталистической собственности,† декретом от 14 декабр€ 1917г. была объ€влена национализаци€ всех банков в стране и государственна€ банковска€ монополи€. ѕрин€то считать, что это было ответом на саботаж администрации банков, котора€ наруша≠ла соглашение с государством. ¬ ходе национализации акционер≠ные банки закрывались или становились отделени€ми Ќародного банка, как теперь стал называтьс€ бывший √осударственный банк.

¬торым актом в деле национализации и стала национализаци€ транспорта, т.е. железных дорог, морского и речного флота. Ќационализацию железных дорог облегчало то обсто€тельство, что важ≠нейшие дороги и прежде находились в государственной собствен≠ности. ѕравда, ¬икжель Ч ¬сероссийский исполнительный ко≠митет профсоюза железнодорожников, выступил против больше≠виков и объ€вил забастовку. ќднако к лету 1918 г. национализа≠ци€ транспорта была закончена.

5.                –еформирование экономики японии 1947-1970гг.

 

ѕромышленное производство в японии к концу войны сокра≠тилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем.† ќднако† уже с 1950г. по 1970г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%.

¬ чем заключаютс€ причины хоз€йственных успехов японии ?

1). ќсобый характер и особые услови€ обновлени€ основного капи≠тала. ¬ японии степень военных разрушений потре≠бовала особенно полного обновлени€ основного капитала.

“ехническое перевооружение €понской промышленности и св€занные с ним структурные изменени€ можно разделить на два этапа. —о второй половины 50-х гг. начинаетс€ освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. ¬ эmom период промышленность японии переключаетс€ с трудоемких отраслей производства на капиталоемкие, т.е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталов≠ложений, высокой квалификации рабочих.

— середины 60-х гг. началс€ второй этап перестройки Ч пере≠ход к кибернетизации производства, к наукоемким отрасл€м.

—корость технической перестройки повышало то обсто€тель≠ство, что вместо самосто€тельных научно-технических разработок япони€ пошла по пути приобретени€ у других стран их научно-тех≠нического опыта, покупки патентов и лицензий. Ёто оказалось де≠шевле и быстрее.

2). ќсобые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. «десь до сих пор в хо≠з€йство инвестируетс€ около трети валового национального про≠дукта. ѕри этом 70% капиталовложений делаетс€ не за счет при≠были самих промышленных корпораций, а за счет банковского кредита.

ќколо трети капиталовложений составл€ют Усбережени€ част≠ных лицФ.

ƒл€ японии характер≠но пожизненное прикрепление работника к предпри€тию. Ёто при≠крепление обеспечиваетс€ эконо≠мическими факторами. «аработна€ плата начинающего работни≠ка относительно низка, но она увеличиваетс€ ежегодно надбавка≠ми за выслугу лет, так что рабочий в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чем начинающий рабочий.

 роме того, в €понской промышленности большое внимание удел€етс€ социально-психологическим факторам. јдминистра≠ци€ принимает меры дл€ сплочени€ членов трудового коллекти≠ва, дл€ организации семейного отдыха.

3). ¬ысокий удельный вес расходов на развитие хоз€йства св€зан и с низкими военными расходами. —огласно €понской конституции во≠енные расходы не могут превышать 1 % валового национального про≠дукта. ќни растут, потому что растет сам национальный продукт.

4). Ќаконец, объ€снение высоких темпов роста €понской про≠мышленности было бы неполным без анализа особенностей государ≠ственного регулировани€ экономики. ¬ японии государству принад≠лежит более трети основных производственных фондов, 20% ва≠лового национального продукта производитс€ по государственным заказам. „ерез государственный бюджет проходит 30% валового национального продукта.

Ёкономическим планированием занимаетс€ орган, который так и называетс€ Ч У”правление экономического планировани€Ф. «десь считают, что планирование хоз€йства должно быть делом тех, в чьих руках реально находитс€ хоз€йство.

–азрабатываютс€ планы двух видов Ч общегосударственные и отраслевые. ÷ель общегосударственных планов Ч обеспечить оп≠ределенные темпы роста. ƒл€ достижени€ этой цели план намеча≠ет по каждой отрасли объем капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. ÷ель отраслевых планов Ч ликвидиро≠вать слабые места €понской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хоз€йства, которые не могут обойтись без государственной помощи. ≈сли общегосударственные планы обеспечиваютс€ част≠ными инвестици€ми, то отраслевые Ч государственными.

6.                ѕричины замедлени€ темпов экономического развити€ ———– в 70Ц 80 гг.

ќфициально лини€ на продолжение реформы сохран€лась, но фактически в управлении экономикой про€вл€лась двойственность прин€ти€ решений. «а€вл€€ о развитии хозрасчета и самосто€тель≠ности, предпри€ти€м выдавались все более детальные задани€, рег≠ламентировались все доходы и расходы. ”сложн€лась организаци≠онна€ структура производства. ќбразовывались ¬сесоюзные произ≠водственные объединени€ (¬ѕќ), подчин€вшиес€ министерствам, что зачастую создавало удобства только вышесто€щим органам Ч у них уменьшалось число контролируемых объектов. Ёффективность производства при этом не росла, а многие предпри€ти€ стали ра≠ботать хуже.

ќтход от идеи полного хозрасчета привел к снижению эконо≠мической ответственности предпри€тий за результаты своей де€≠тельности, что особенно про€вл€лось в кредитной сфере. —ледстви≠ем этого стал опережающий рост кредитных вложений по сравне≠нию с ростом валового продукта и доходов бюджета в дев€той и дес€той п€тилетках. ћатериальные запасы предпри€тий росли быс≠трее объемов производимой продукции, отража€ снижение эффек≠тивности производства. –ост запасов финансировалс€ за счет кре≠дитов при снижении доли собственных оборотных средств.

ќтход от действительного хозрасчета заметно сказалс€ на росте незавершенного строительства. «а период 1965Ч1980 гг. "незавер≠шенка" выросла почти в 5 раз. ¬ обороте оказалась масса платежных средств без соответствующего материального обеспечени€.

ќтказ от радикальных преобразований вел к кризису в эконо≠мике, который стал очевиден к середине 70-х годов. ќднако начав≠шийс€ мировой энергетический кризис (мировые цены на нефть подскочили в 20 раз), а также активное освоение нефт€ных и газо≠вых богатств —ибири отодвинули его на несколько лет.

ќсновной доход приносил экспорт топлива из —ибири. Ќефте≠доллары использовались дл€ закупки зерна, машин и оборудовани€, товаров народного потреблени€. “олько за годы дев€той п€тилетки импорт машин вырос в 4 раза. ќднако вместо роста народнохоз€й≠ственной эффективности наблюдались снижение производительно≠сти труда и фондоотдачи, усиление инфл€ции и всеобщего дефи≠цита.

ѕосто€нно снижалось потребление населением продуктов пита≠ни€, одежды, обуви, падал жизненный уровень. ¬ услови€х всеобщего дефицита в 1977 г. были введены талонно-распределительна€ система на некоторые виды продуктов питани€ и внутренн€€ рас≠продажа товаров на предпри€ти€х.

ѕроводимые реформы носили пропагандистско-косметический характер. ќрганизовывалось "массовое" движение "«а качество", "«а экономию и бережливость", лозунгом эпохи стало выражение "Ёкономика должна быть экономной". јкцентиру€ внимание на необходимости повышени€ эффективности производства, п€тилет≠ние планы стали называть п€тилеткой "качества", п€тилеткой "ин≠тенсификации" и т.д.

ѕо оценке независимых экспертов, в 70-е годы вообще не на≠блюдалс€ рост производительности труда, а в начале 80-х годов она снизилась на 8%. Ёкономика была построена таким образом, что повышать производительность труда было невыгодно дл€ предпри≠€ти€, так как это влекло† за собой повышение плановых заданий.

—тали очевидны отрицательные долгосрочные тенденции: сни≠жение рождаемости, ухудшение экологии, дефицит ресурсов. Ѕога≠тые месторождени€ сырь€ в обжитых районах истощались, а осво≠ение новых, как правило, менее богатых и удобных дл€ добычи, требовало огромных капитальных вложений.

Ёкстенсивна€ экономика себ€ исчерпала, необходимо было ре≠ально переходить к интенсивным формам хоз€йствовани€. ƒл€ это≠го требовалась смена экономической модели.

Ћ»“≈–ј“”–ј.

1.   ¬ерт Ќ. »стори€ советского государства. 1900Ч1991 гг. /ѕер. с
франц. Ч ћ.: ёридическа€ литература, 1992.

2.   ¬ощанова √.ѕ., √одзина √.—. »стори€ экономики. ”чебно-
практическое пособие. Ч ћ; ‘инстатинформ, 1999.

3.   »стори€ мировой экономики. ’оз€йственные реформы 1920Ч1990 гг.: ”чеб. пособие / ѕод редакцией ј. Ќ. ћарковой. - M.: «акон и
право ёЌ»“», 1995.

4.   “имошина “.ћ. Ёкономическа€ истори€ –оссии. ”чеб. пособие.
ћ., 1988.

5.   Ёкономика зарубежных стран.  апиталистические и развивающиес€ страны: ”чеб. пособие дл€ экономических вузов. /ѕод ред. ¬.ѕ.
 олесова, ¬.‘. ∆елезоваидр. Ч ћ.: ¬ысша€ школа, 1990.

—одержание.1. Ќј„јЋќ –ј«¬»“»я ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ —“–ќ»“≈Ћ№—“¬ј »††† ≈√ќ ¬Ћ»яЌ»≈ Ќј Ё ќЌќћ» ” —“–јЌ «јѕ. ≈¬–ќѕџ. 2.–ј«¬»“»≈  јѕ»“јЋ»—“»„≈— ќ√ќ ” Ћјƒј ¬ —≈Ћ№— ќћ ’ќ«я…—“¬≈ –ќ——»» ¬ ѕќ–≈‘ќ–ћ≈ЌЌџ… ѕ≈–»ќƒ. 3.ќ—Ќќ¬Ќџ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я »—ѕќЋ№«ќ¬ј

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»стори€ экономики –оссии
»стори€ экономических учений
»тоги ¬торой ћировой войны дл€ ———–
≤нкорпорац≥€ ”крањни в державну структуру –ос≥йськоњ ≥ јвстр≥йськоњ ≤мпер≥й
≤стор≥ософськ≥ новац≥њ ’≤’ ст.
≤стор≥€ ”крањни
 азахстан в период правлени€ јблайхана
 азачество и его роль в общественно-политическом развитии ”краины
 ак изменилс€ характер исторического развити€ –оссии под вли€нием иноземного нашестви€ и ига
 акие экономические противоречи€ ведущих стран привели к началу первой мировой войны

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru