Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стори€ европейского образовани€. —тановление средневековой системы воспитани€ — психологи€, педагогика

ћеньшиков ¬. ћ.

–аннее —редневековье

VIII век стал временем первого заметного подъема образовани€ «ападной ≈вропы. ¬едущую роль в этом процессе сыграли  арл ¬еликий (749Ц814) и јлкуин (735Ц804), который был приглашен  арлом дл€ организации образовани€ в его империи (ќ педагогической де€тельности  арла ¬еликого и јлкуина см.: [39; 194; 195; 425 и др.]). ¬идимо, с этого времени начинает складыватьс€ вместе с классическим феодальным обществом, состо€щим из трех сословий, и типичное средневековое воспитание.

¬ качестве важнейших форм воспитани€ «ападной ≈вропы в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.

Ќародное воспитание Ц это воспитание большинства населени€ «ападной ≈вропы, воспитание земледельцев и ремесленников, которое осуществл€лось в процессе освоени€ опыта жизнеде€тельности этих сословий. —о временем оно стало включать в себ€ и первоначальное образование, которое давалось в школах при церкв€х.

–ыцарское (военное) воспитание в своей классической форме сложилось в ’ЦXI вв. и в определенной мере было оппозиционным народному и церковному воспитанию. ќно имело свое содержание (семь рыцарских искусств); свои формы, свои возрастные периоды: с 7 до 14 лет Ц паж, с 14 до 21 Ц оруженосец, в 21 год происходило посв€щение в рыцари. ќбучение дл€ рыцар€ считалось не об€зательным, и потому неграмотный рыцарь не был редкостью.

¬оспитание двор€нской женщины помимо освоени€ чисто женских зан€тий (рукоделие, вышивание и т.д.) предполагало и обучение. ќно давалось либо в монастыр€х (воспитание девочек из богатых семей в монастыр€х было обычной практикой того времени), либо под руководством св€щенника.

–елигиозное (школьное) образование. ƒо конца —редних веков ÷ерковь играла главную роль не только в духовной, но и в интеллектуальной жизни «ападной ≈вропы. » духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сослови€м и всем членам общества. » именно ей принадлежит главна€ роль в организации образовани€, которое также было открыто дл€ всех сословий, особенно после XI века, когда католическому св€щенству было запрещено вступать в брак.

¬ этот период не только складываетс€ нова€ организаци€ образовани€, в которой просматриваетс€ будуща€ целостна€ система образовани€ от элементарной школы до высшей и значительно расшир€етс€ само образование, но и предлагаютс€ новые технологии обучени€.

ќбучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три Ц четыре года. Ќачиналось оно с заучивани€ 50 псалмов на латинском €зыке. «атем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали учитьс€ читать по слогам (буквосослагательный метод). Ќаучившись читать, ученик приступал к письму и счету. Ѕольшое место в обучении отводилось пению. ќбучение велось на латинском €зыке, сложными были методы обучени€ письму и счету, да к тому же педагогическа€ подготовка учител€ оставл€ла желать лучшего. ѕоэтому многие ученики едва справл€лись даже с курсом начального обучени€.

Ђ»зучением латыни (основного €зыка письменности) начинаетс€ новый этап обучени€ Ц не все умевшие читать были способны понимать написанное на чужом латинском €зыке. Ќачинали с элементарных правил грамматики, с простейших фраз нравоучительного содержани€, написанных ритмическим стихом, затем читали сборники латинских букв. ѕараллельно шло интенсивное усвоение €зыка Ц от учеников требовалось говорить друг с другом по латыни на некоторые темыї. ѕосле этого приступали к чтению латинских авторов.

 арл ¬еликий пыталс€ дать всеобщее образование всему населению империи. — этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, а св€щенники должны были содержать эти школы и учить людей. ѕравда, школы не стали повсеместным €влением, а уровень образовани€, даваемого в них, нередко не шел дальше знани€ двух молитв Ц Ђќтче нашї и Ђ—имвол верыї.

ѕри  арле была усовершенствована работа монастырских и кафедральных школ. Ёти школы были двух типов: внешние и внутренние. ¬нешние школы предназначались дл€ мир€н, как правило детей знатных родителей; внутренние Ц дл€ детей, которые либо вынуждены были жить при монастыр€х, либо готовились к будущей духовной службе.

Ѕольшое значение дл€ развити€ культуры и образовани€ в —редние века имели организованные јлкуином высшие школы. ¬ 790 г. така€ школа, получивша€ название академии, была открыта при резиденции  арла в јхене. ¬ ней училс€ сам император, его дети и приближенные. «десь проходили ученые споры и дискуссии. ¬торую высшую школу јлкуин открыл в “урском монастыре. ќна состо€ла из ученой школы, где изучали семь свободных искусств, и трех специальных отделений: богословского, юридического и медицинского. ѕодобные школы стали открыватьс€ и в других государствах ≈вропы.

¬ школах, дающих более высокое образование, нар€ду с запоминанием, широко использовалс€ вопросно-ответный метод, и тогда же, видимо, начала складыватьс€ важна€ форма не только обучени€, но и всей жизни средневековой школы Ц диспут.

ƒл€ средневекового образовани€ большое значение имели сочинени€ јлкуина по богословию и философии, его учебники философии, арифметики, грамматики, логики, диалектики, которые оставались одними из главных учебников вплоть до эпохи ¬озрождени€.

“аким образом, благодар€ де€тельности  арла, јлкуина и других де€телей этой эпохи был дан мощный импульс развитию образовани€, благодар€ которому была отчасти усовершенствована, отчасти создана вновь в определенной мере целостна€ и жизнеспособна€ система образовани€. Ѕлагодар€ трудам јлкуина было также значительно усовершенствовано и расширено содержание средневекового образовани€. ѕримечательно, что импери€  арла распалась почти сразу же после его смерти, а система образовани€, созданна€ в его эпоху, просуществовала в разных государствах ≈вропы едва ли не до Ќового времени, народна€ церковно-приходска€ школа Ц вплоть до ‘ранцузской революции, а в некоторых государствах и до начала XX века. –асширение образовани€ было вызвано нуждами государства, его социально-экономическими, идеологическими потребност€ми: большой империи требовалась едина€ идеологи€, а ее могли обеспечить церковь и школа. ¬ то же врем€ причиной Ђживучестиї созданной системы образовани€ оказалась ее целесообразность, ее вписанность в систему средневекового общества.

—реднее —редневековье: становление школы как автономного социального института в «ападной ≈вропе. —холастика

— XIЦXII вв. начинаетс€ новый период развити€ западноевропейского образовани€, который можно определить как начало функционировани€ образовани€ в качестве самосто€тельного института общества.

√овор€ о развитии западноевропейской школы в этот период, можно назвать многих выдающихс€ де€телей, которые внесли заметный вклад в обоснование идеологии и становление этой системы образовани€, наиболее €ркое выражение нашедшее в схоластической культуре. —реди них: ѕьер јбел€р, јнсельм  ентерберийский, √уго —ен-¬икторский, »оанн —елсберийский, јльберт ¬еликий, –оджер Ѕэкон, ¬инсент из Ѕове, ‘илипп Ќаварский, ‘ома јквинский, Ёгидий –имский и др.

јнсельм  ентерберийский (1033Ц1109). ќдин из видных представителей схоластики. ќказал большое вли€ние на развитие средневековой педагогической мысли, прежде всего формированием представлений об идеальном человеке.

ѕьер јбел€р (1079Ц1142). ‘илософ и поэт. ќткрыл в 1113 г. школу. ќдин из видных основоположников схоластики и создатель идеала добродетельного человека.

√уго —ен-¬икторский (1097Ц1141). јвтор дидактических трудов, наиболее известным из которых €вл€етс€ Ђƒидаскалионї. ¬ыступал за широкое развитие образовани€. —читал, что содержание образовани€ должно включать не только духовное, но и светское знание: математику, физику и т.п.

»оанн —елсберийский (ок. 1115Ц1180). Ѕыл сторонником широкого изучени€ античного наследи€. Ѕольшое значение придавал изучению грамматики, котора€ должна была €вл€тьс€, по его мнению, основой всего содержани€ обучени€. ѕисал о пут€х, услови€х, методах и средствах обучени€.

јльберт ¬еликий (1193Ц1280). јвтор трактата Ђќб обучении детей благородных особї. ¬ нем он показал содержание, формы и методы воспитани€ знатных людей.

–оджер Ѕэкон (ок. 1214Ц1292/94). ќдин из основоположников индуктивного и экспериментального методов познани€. ≈го идеи оказывали заметное вли€ние на развитие индуктивной философии, а через них и на практику обучени€.

¬инсент из Ѕове (ок. 90 гг. ’ѕ в. Ц ок. 1264). јвтор знаменитого педагогического трактата Ђќ наставлении детей знатных гражданї, в котором он изложил основы системы воспитани€ и обучени€ ребенка, их содержание и методы.

‘илипп Ќаварский (1195 Ц ?). »звестен своей книгой Ђ„етыре возраста „еловекаї, в которой изложил свои взгл€ды на воспитание человека.

‘ома јквинский (1225/26Ц1274). ¬ своих философско-теоретических сочинени€х отразил идеологию и мировоззрение западноевропейского общества этого периода, дал целостную систему схоластического знани€. ≈го труды имели основополагающее значение дл€ разработки содержани€ образовани€ и многих проблем воспитани€ и обучени€ в «ападной ≈вропе.

Ёгидий –имский (1245/47Ц1316). јвтор одного из знаменитых педагогических трудов Ђќ правлении государейї, в которой oн представил систему воспитани€ и обучени€ детей от рождени€ до совершеннолети€.

¬ трудах этих де€телей получили решение следующие педагогические проблемы: обоснование системы образовани€ и воспитани€, соответствующей новым социальным услови€м. ќтсюда идеи необходимости построени€ образовани€ в соответствии с конкретными социокультурными услови€ми, возрастом и индивидуальными особенност€ми ребенка, выработка нового содержани€ образовани€, идеалом которого стала схоластика. ѕри этом школьное содержание прошло громадный путь развити€ от системы Ђсеми свободных искусствї с достаточно ограниченным кругом знаний до очень сложной системы схоластического знани€, включавшей в себ€ и коренным образом переработанные традиционные предметы, например логику, и целый р€д новых предметов.

¬ажнейшим событием, определившим дальнейшее развитие западноевропейского образовани€, стало открытие школ вне стен церкви. — одной стороны, в ≈вропе продолжает функционировать и развиватьс€ система церковных школ от начальных до высших. ќтметим, что большинство великих де€телей культуры ≈вропы того времени вышли именно из церковных школ: Ќиколай  узанский, Ќиколай  оперник и др. — другой стороны, началом нового этапа в образовании можно считать открытие в XI в., в —алерно  онстантином јфриканским первой медицинской школы, созданной по законам цеховой организации, котора€ получила право выдавать патент на осуществление медицинской де€тельности. — XII в. в разных странах ≈вропы стали по€вл€тьс€ школы (от народных до университетов), которые имели определенную автономию от церкви.

Ќародные (элементарные) школы открывались мастерами грамоты. ¬озможно, они стали по€вл€тьс€ в ≈вропе с возникновением городов. ќдни из них были официально признаны церковью, другие Ц городскими власт€ми. ќбучение в таких школах велось, как и в церковных, на латинском €зыке. — XII в. некоторые школы пытались учить чтению и письму на родном €зыке, но эти попытки преследовались власт€ми.

√ильдейские и цеховые (ремесленные) школы стали открыватьс€ с упрочением гильдий и цехов. ќни давали более широкое, чем в народной школе, образование. Ѕольшое внимание здесь удел€лось изучению латинского €зыка, который, будучи международным €зыком того времени, был необходим купцам дл€ торговли. ƒавались здесь и специальные знани€, например по бухгалтерии.

”ченые школы давали общее образование. ’от€ здесь должны были обучать семи свободным искусствам, чаще всего дело ограничивалось изучением латинского €зыка, знание которого позвол€ло учитьс€ в университете.

”ниверситеты стали открыватьс€ в ≈вропе с XII в. и сразу же превратились в центры культуры, философии, науки, литературы, образовани€ и просвещени€ (хот€ нередко в университетах царил консерватизм).

ќбычно университет состо€л из нескольких факультетов. Ќо об€зательны были артистический и один из трех высших факультетов: богословский, юридический или медицинский.

Ќа артистическом факультете изучали семь свободных искусств; основу содержани€ образовани€ на высших факультетах составл€ли: на богословском Ц Ѕибли€, труды отцов церкви и философов, особенно јристотел€; на юридическом Ц церковное право и законы ёстиниана; на медицинском Ц труды јвицены.

¬начале человек поступал на артистический факультет, на котором училс€ в течение нескольких лет и последовательно сдавал экзамены на звание бакалавра и магистра. ѕосле этого он мог поступать на один из трех высших факультетов, где обучение продолжалось еще несколько лет. ќбучение заканчивалось сдачей экзаменов и защитой диссертации на звание доктора богослови€, права или медицины.

¬ университете, в принципе, мог учитьс€ любой человек, знающий латинский €зык, поскольку все обучение велось на этом €зыке. —амо обучение было бесплатным, но платили за сдачу экзаменов.

«начение университета в жизни города было велико, так как университет €вл€лс€ центром культуры, да и давал определенные материальные выгоды. јвторитет его был высок. Ќапример, ѕарижский университет выступал судьей в спорах между папами и корол€ми. Ёто позвол€ло университетам на прот€жении веков сохран€ть автономию.

”ниверситеты «ападной ≈вропы были трех типов: университеты, устроенные по образцу ѕарижского университета; италь€нские университеты; английские университеты.

ѕарижский университет состо€л из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. ќн управл€лс€ корпорацией преподавателей, которые из своей среды выбирали деканов факультетов и ректора. Ѕольшинство университетов ≈вропы создавались по образцу ѕарижского университета.

»таль€нские университеты были самыми свободными университетами ≈вропы, их управление осуществл€ли сами студенты, выбира€ из своей среды деканов факультетов и ректора, сами же студенты приглашали профессоров дл€ чтени€ лекций.

ѕервые английские университеты возникли на базе монастырских школ в ќксфорде и  ембридже. √лавным отличием английских университетов от других состо€ло в том, что здесь шло фактически индивидуальное обучение: здесь студенты обучались в группах по два-три человека.

ѕрогресс образовани€ в этот период был вызван ростом городов, усложнением социальной жизни, развитием культуры; особенно изменилось университетское содержание образовани€ Ц в него включаютс€ новые науки, творени€ античных и арабских авторов. ¬ то же врем€ в «ападной ≈вропе, начина€ с XII Ц XIII вв. идет создание своей образовательной культуры, философи€ и логика станов€тс€ важнейшими предметами университетского обучени€.

“аким образом, с XI в. в «ападной ≈вропе начинает складыватьс€ автономна€ средневекова€ система образовани€, состо€ща€ из Ђначальныхї школ (народные, цеховые, гильдейские), Ђсреднихї (ученые школы) и Ђвысшихї школ (университеты).

—ущественно изменились, усовершенствовались либо были созданы вновь и технологии обучени€, особенно в ученой и высшей школе. “ак, в ученой школе стали по€вл€тьс€ элементы нагл€дности, занимательности. — XIII в. в школе стали примен€ть новые методы обучени€. ¬ этот период Ђактивно использовались и развивались такие методы, как подача материала в логической последовательности; более широкое использование нагл€дности (в частности, иллюстрации задач в учебниках ‘ибоначчи), широкое использование объ€снений, текстов не на латыни, а на родном €зыке, что также было знамением времени и значительно облегчало обучение; приемы формировани€ творческой де€тельности, основанные на развитии фантазии и воображени€; широко использовалась стихотворна€ форма подачи материала, облегчающа€ запоминаниеї.

–ождение высшей школы потребовало создани€ новых форм обучени€, важнейшими из которых стали лекции и диспуты.

Ћекции были двух видов Ц Ђоб€зательные (ординарные) утренние и краткие (повторительные) вечерние. ќрдинарные лекции предполагали длительный методический анализ каждой главы читаемого сочинени€... ѕреподавател€м запрещалось диктовать слушател€м свои объ€снени€, лектор должен был говорить в обычном темпе, а студенты Ц полагатьс€ на свою пам€ть. ѕосле лекции студенты собирались, чтобы вместе воспроизвести и запомнить ее содержаниеї.

ƒиспуты были частым и значимым €влением в жизни всего общества, а поэтому в университетах им придавалось большое значение. —уществовали самые разные виды диспутов: от учебных, где студенты спрашивали преподавател€ и одновременно учились на его ответах, до научных, на которых проходили защиты диссертаций или сталкивались в дискусси€х крупнейшие философы и теологи.

”ниверситет рождает и такую форму обучени€, как экзамен. Ёкзамены проходили в устной форме и давали право на получение ученой степени.

“ехнологии обучени€ были тесно св€заны с организацией образовани€ и, в зависимости от форм обучени€ были различны: так, в италь€нских, французских, германских университетах преобладали лекции, а в английских Ц индивидуальна€ работа.

“аким образом, рождение городов и городской культуры привело к по€влению нар€ду с традиционной церковной Ц новой, автономной системы образовани€, благодар€ чему, по сути, сложилось как бы две Ђсистемы образовани€ї. јвтономные школы (как это было с ѕарижским университетом) постепенно становились все более независимыми от ÷еркви, и наибольший прогресс образовани€ в это врем€ отмечалс€ именно в светской школе, хот€ наиболее видные мыслители этой поры, и даже эпохи ¬озрождени€ почему-то выходили из церковных школ.


ћеньшиков ¬. ћ. –аннее —редневековье VIII век стал временем первого заметного подъема образовани€ «ападной ≈вропы. ¬едущую роль в этом процессе сыграли  арл ¬еликий (749Ц814) и јлкуин (735Ц804), который был приглашен  арлом дл€ организации обра

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru