Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стори€ пожарной охраны Ќово-Ќиколаевска — »стори€

ѕосмотреть видео по теме  онтрольной работы

—одержание

¬ведение

1. —ибирь в начале ’’ века

2. »стори€ пожарной охраны Ќово-Ќиколаевска

3. Ќ.ћ. “ихомиров и ƒобровольное пожарное общество

«аключение

—писок литературы


¬ведение

“радиционно истори€ городов рассматривалась через призму приобретени€ или изменени€ их функций, сопровождавшихс€ изменением численности населени€ и развитием инфраструктуры (жилье, соцкультбыт, коммуникации). ќднако этот основополагающий принцип игнорировалс€ применительно к советскому времени, когда развитие городских поселений искусственно прив€зывалось к политической истории с выделением таких этапов как гражданска€ война, восстановительный период, ¬елика€ ќтечественна€ война 1941-1945 гг. и т.д. ѕри этом игнорировались как раз качественные параметры и достижени€ западной экономической географии и истории в изучении урбанизации и городов. Ќе избежала подобного подхода и истори€ Ќовосибирска.

ѕопытку исправить сложившеес€ положение представл€ет предлагаема€ периодизаци€ истори€ Ќовониколаевска Ц Ќовосибирска с позиций изменени€ его функций. — этой точки зрени€ можно выделить следующие этапы: 1. 1893 Ц февраль 1917 г.; 2. 1917 Ц июнь 1941 г.; 3. 1941 Ц конец 50-х гг.; 4. конец 50-х Ц конец 80-х гг.; 5. последнее дес€тилетие (1989 Ц 1999). Ќесмотр€ на разнообразие функций, выполн€емых городом в разное врем€, две константы составл€ли стержень его жизнеде€тельности. ѕрежде всего посто€нно возрастающее значение Ќовосибирска как транспортного узла. ¬ рамках первого этапа Ц сооружение “рансиба, јлтайской железной дороги, судоходство по крупнейшей водной магистрали «ападной —ибири Ц ќби, на втором Ц реконструкци€ “рансиба, сооружение железной дороги »нска€ Ц ѕроектна€ (на  узбасс); в послевоенный период Ц электрификаци€ “рансиба, организаци€ авиационного сообщени€; конец 50-х Ц конец 80-х гг. характеризуетс€ превращением города в центр авиационных перевозок «ападной —ибири (открытие в 1963 г. “олмачевского аэропорта), сооружением автодорог с твердым покрытием до Ѕарнаула,  емерово, “омска, Ћенинск- узнецкого, наращиванием перевозок в ќбь-»ртышском бассейне в св€зи с освоением «ападно-—ибирского нефтегазового комплекса; в истекшем дес€тилетии завершилось строительство автотрассы на ќмск, начались работы по сооружению обходной с севера автомагистрали.  роме того, истори€ города целиком укладываетс€ в процесс становлени€ в –оссии индустриального общества. ѕричем его начало и завершение (1-й и 5-й этапы) осуществл€лось в рамках рыночных (капиталистических) отношений, вернее, в обстановке перехода к ним.

ѕервый этап нам представл€етс€ особенно важным, так как именно в это врем€ происходит зарождение основных предпри€тий и сообществ, в том числе и зарождении пожарного общества.

÷ель данной работы Ц рассмотреть пожарную безопасность Ќовониколаевска в дореволюционный период.

«адачи:

-          рассмотреть вопросы развити€ —ибири в начале ’’ века;

-          изучить историю пожарной охраны Ќово-Ќиколаевска;

-          вы€вить вклад Ќ.ћ. “ихомиров в создание ƒобровольного пожарного общества.


1. —ибирь в начале ’’ века

  началу XX в. —ибирь представл€ла собой противоречивую картину. Ёто была земл€ несметных природных богатств и более зажиточного, чем в ≈вропейской –оссии, населени€. ¬ то же врем€ это был край чиновничьего своеволи€ (ведь здесь не было земства), край каторги и ссылки. ѕромышленность здесь была менее развита, чем в ≈вропейской –оссии, ниже был и уровень просвещени€ и здравоохранени€. ќсвоение огромного кра€ тормозилось, прежде всего, его отдаленностью и слабым развитием путей сообщени€.

— экономическим подъемом в —ибири происходит рост городского населени€: если в 1897 г. оно составл€ло 393 тыс. человек, то к 1913 г. выросло до 1 млн. ѕриблизились к 100-тыс€чному рубежу или превзошли его ќмск, “омск, »ркутск. ¬ св€зи со строительством “ранссиб: по€вл€ютс€ новые города Ч Ќовониколаевск, “атарск, “айга, Ѕоготол и другие.

ќсобенно удивительна судьба Ќовониколаевска, возникшего в 1893 г. как поселок строителей железнодорожного моста, через ќбь. ¬ 1903 г. Ќиколай II утвердил преобразование поселка Ќовониколаевского в "безуездный город" “омского уезда. –одившись на пересечении торговых путей, будуща€ столица —ибири росла невиданными темпами. Ќедаром город уже и тогда называли "—ибирским „икаго". ƒо 1914 г. численность его населени€ удваивалась каждое п€тилетие. «а два дес€тилети€ своего существовани€ Ќовониколаевск заметно выдвинулс€ среди сибирских городов, стал главным центром сибирского мукомоль€.

—амым крупным событием начала XX в. в истории —ибири стало завершение строительства —ибирской железной дороги, которую нередко называли ¬еликим сибирским путем, а ныне кратко именуют “ранссибом. —троительство последнего участка этой магистрали Ч  ругобайкальского Ч было завершено в 1904 г.

—овременников поражали масштабы этой стройки, предприн€той по повелению императора јлександра III. ¬ начале XX в. —ибирска€ магистраль стала самой прот€женной железной дорогой не только в –оссии, но и в мире: ее обща€ длина достигала 8 тыс. километров. —ложнейшими техническими сооружени€ми €вились мосты через великие сибирские реки. √рандиозный мост через ќбь у села  ривощеково (в районе современного Ќовосибирска) воздвигнут по проекту талантливого инженера и ученого Ќ. ј. Ѕелелюбского; мост через ≈нисей в  расно€рске имел шесть пролетов по 144 метра, в 1900 г. он был удостоен в ѕариже золотой медали.

≈ще большее вли€ние оказало проведение железной дороги на сибирское сельское хоз€йство. — ее вводом в действие из ÷ентральной –оссии в —ибирь устремились миллионы кресть€н в поисках свободной и обеспеченной жизни. — 1896 по 1913 г. в —ибирь переселилось более 3 млн. человек.

ѕоскольку теперь стоимость перевозок сократилась в 5Ч6 раз, стало экономически выгодным вывозить за границу не только меха, драгоценные камни и металлы, но и продукты сельского хоз€йства.  ак говорили современники, сибирские недра и леса уступили первенство пол€м и лугам, а меха и золото Ч хлебу и сливочному маслу (экспорт этого скоропорт€щегос€ продукта стал возможен только благодар€ сооружению железной дороги).

„то же представл€ла собой —ибирь в последнее годы императорской –оссии? Ќесмотр€ незначительный экономический подъем, она оставалась преимущественно аграрным краем: примерно 2/3 всей валовой продукции в, регионе давало сельское хоз€йство и лишь 1/4 Ч промышленность. —ущественную роль в общероссийском масштабе играли только некоторые отрасли горной промышленности (в 1913 г. 65%, всего золота, 25% свинца, 8% угл€ дала —ибирь). ¬ —ибири трудилось чуть более 1% рабочих страны, дававших 1,5Ч2% валовой продукции российской промышленности. ћестную промышленность представл€ли главным образом две отрасли: горна€ и пищева€, причем последн€€ преобладала (составл€ла 8/10 обрабатывающей промышленности). ¬ ней наиболее сильным было мукомольное производство. ¬ то же врем€ почти не развивались машиностроение и химическа€ промышленность.

  1917 г. —ибирь, сосредоточив 7% населени€ –оссии, давала 16,6% валового сбора хлеба, располагала 8,3% длины железных дорог, 7,5% пароходов, 5,5% торговых заведений страны, т, $. имела довольно развитое сельское хоз€йство, средние транспорт и торговлю и слаборазвитую промышленность.

«начительные перемены происходили в культуре сибир€ков, их образовании, хот€ и здесь край еще отставал от средних показателей –оссии. ѕо переписи населени€ 1897 г., среди сибир€ков грамотных числилось лишь 12,4%, а в стране 21,1%. –ост образовани€ ускор€етс€ в предреволюционное дес€тилетие, чему способствовало введение демократических свобод и подъем общественно-культурных запросов народа.   1920 г. из тыс€чи жителей в возрасте от восьми лет и старше грамотных было в —ибири 275 человек, в ≈вропейской –оссии Ч 434 человека. ¬ажно, что подн€лс€ уровень образовани€ наименее грамотной части населени€ —ибири Ч сельских жителей. ≈сли в 1897 г. грамотными в среднем были 9% кресть€н, то в 1920 г: их стало 17,7%. «а 1894Ч1911 гг. количество школ в регионе увеличилось на 167,2% (в –оссийской империи Ч на 66,2%). ќднако охват первоначальным обучением на 1 €нвар€ 1915 г. составил в —ибири 39%, в то врем€ как в среднем по стране 51%. –азрыв сокращалс€, —ибирь быстро догон€ла –оссию, но разница еще оставалась немала€.

—охран€ющеес€ в начале XX в. отставание —ибири по р€ду показателей экономического, политического и культурного развити€ дает основани€ историкам говорить о том, что в положении этого региона были черты "полуколонии" или "колонии в экономическом смысле". “акое положение во многом сохранилось и в последующие дес€тилети€, вплоть до нашего времени.

Ѕыстрому росту численности населени€ в 1893 Ц февр.1917 г. (1894 г. Ц 1093 чел., 1903 г.- 27,7 тыс.чел., 1912 г. Ц 63,5 тыс. чел, 1917 г.- 69,8 тыс. чел) способствовало железнодорожное строительство и специализаци€ города как торгово-распор€дительного центра юго-восточной части «ападной —ибири. ѕо€вление и развитие поселени€ совпало и ускор€лось начавшейс€ в –оссии индустриализацией как стадии экстенсивного роста механизированного производства, а после промышленного переворота оформлением рынков товаров, капиталов и рабочей силы. Ќовониколаевск до революции представл€л, по терминологии западной экономической географии, город с преобладанием третичных видов де€тельности, не св€занных с первичной добычей сырь€ или его обработкой (1). ќн предлагал разнообразные услуги в трех сферах: транспорт и св€зь, торговл€, прочие (финансово-кредитные и страховые учреждени€, гостиницы и наем жиль€, зрелища и развлечени€, медицина, образование, прочие виды профессионального обслуживани€). ¬ то же врем€ до 1917 г. здесь практически отсутствовали органы государственного управлени€ (безуездный статус), хот€ уже в 1910 г., в св€зи с обсуждением в 3-й √осударственной думе закона о введении в —ибири земства, городское самоуправление ходатайствовало о выделении Ќовониколаевска в особую земскую единицу (2).

ƒоминирование перечисленных функций отразилось и на облике Ќовониколаевска, более высоком уровне комфортного проживани€ в нем по сравнению с другими городами региона. ѕроехавший через —ибирь в 1904 г. и двое суток проведший в нем св€щенник ћ.¬.—ребр€нский охарактеризовал Ќовониколаевск как "большой город с сорока тыс€чами жителей, чудным собором, еще трем€ церкв€ми, прекрасными школами, магазинами... пр€мо по американски".

Ёкономическую основу поселени€ составл€ли 1,5 тыс. торговых заведений, 300 товарных складов. √рузооборот по железной дороге увеличилс€ с 1,8 млн. пудов (28,8 тыс. т.) в 1900 г. до 35 млн. пудов (560 тыс. т.) в 1913 г. ѕеревозки по ќби обслуживали 12 частных пароходств, а грузооборот местной пристани (20 млн. пудов или 320 тыс.т. в 1913 г.) уступал в бассейне только ќмску (4). –азвитию торгово-транспортной функции способствовало открытие товарной биржи (1909), городского торгового корпуса, отделений 6 крупных российских банков. ¬ 1909 г. казначейством выдаетс€ 2325 промысловых свидетельств на право заниматьс€ торгово-промышленной де€тельностью, в 1910 г. Ц 2828.

2. »стори€ пожарной охраны Ќово-Ќиколаевска

Ќа втором дес€тилетии своего существовани€ Ќово-Ќиколаевск стал играть заметную роль во всех сферах социально - экономической жизни «ападной —ибири. Ѕлагодар€ удачному географическому расположению город превращалс€ в торгово-транспортный центр кра€. √рузооборот станции ќбь к 1913 году вырос до 30 млн. пудов, что составл€ло 11,3% грузооборота всей —ибирской железной дороги. Ѕольшое количество грузов отправл€лось водным путем. √рузооборот Ќовониколаевской пристани в 1913 году превысил 20.млн. пудов. ќсновную часть грузов, отправл€вшихс€ по железной дороге и реке ќбь составл€ли продукты сельского хоз€йства. ƒл€ перевозки грузов в городе существовали более дес€тка транспортных контор, более 12 частных судовладельческих фирм. ѕромышленное значение Ќовониколаевска было гораздо скромнее его торговой роли. ќколо 70% производства местной промышленности приходилось на мукомолье. ћельницы строились многоэтажными, что позвол€ло распредел€ть в них машины так, что все продукты переходили от одной операции к другой полуавтоматически или автоматически. Ќа переработке хлеба основывалась и пивоваренна€ промышленность. ¬ городе действовали 2 пивзавода и солодовенный завод в Ѕуграх ”льмана и Ўевеса. ѕредпри€ти€ по обработке металла были представлены заводом "“руд" и заводом товарищества "ѕетерс и ¬ерман". ѕиломатериалы дл€ местных нужд поставл€ли два лесозавода.  роме этих предпри€тий, достаточно крупных, по тем меркам, в городе действовали сотни мелких ремесленных предпри€тий. ¬ыгодное расположение Ќовониколаевска, его быстрое экономическое развитие превратили город в опорный пункт русского и иностранного капитала. «десь находились отделени€ —ибирского “оргового Ѕанка, √осударственного банка, –усско-јзиатского банка и р€да других.

Ѕыстрый рост экономики Ќовониколаевска сказалс€ на численности и составе население города. ѕо данным полицейского управлени€ на 1 €нвар€ 1912 года в городе проживало 63552 человека: 32560 мужчин и 30992 женщины. 70% населени€ Ќовониколаевска были выходцы из кресть€н. ¬торыми по численности - 25% были мещане.  упцы, промышленники, чиновники составл€ли 1,8% всего населени€.

— каждым годом Ќовониколаевск набирал силу. 1 €нвар€ 1909 года он получил права в объеме полного городового положени€. Ёто означало вступление города в новую фазу своего развити€. »збираетс€ городска€ ƒума и ее исполнительный орган городска€ управа, состо€ща€ из городского головы, секретар€ и 3 членов ”правы. √ородской голова возглавл€ет и ƒуму и ”праву, координиру€ их работу. √ородска€ ƒума и ”права занимаютс€ вопросами благоустройства, образовани€, здравоохранени€, городской торговлей и т.д. ¬ городскую думу было избрано 40 гласных, в основном представители зажиточной части населени€. ѕервым городским головой был избран ¬ладимир »пполитович ∆ернаков. » сразу же вопросы городского благоустройства стали основными в де€тельности городской ƒумы и ”правы. —ами предприниматели - члены ƒумы понимали, что без освещени€, водопровода, хороших дорог, дальнейшее развитие города невозможно. ѕожар 11 ма€ 1909 года лишь осложнили решение этих проблем, и в то же врем€ показал, что решать их надо немедленно. ≈ще в €нваре 1909 года ƒума обсудила вопрос об устройстве в городе водопровода и электрического освещени€. ѕрелагалось при выработке проектов учесть опыт “омска. ¬ 1910 году проект водопровода был заказан фирме "Ќептун" в ћоскве, а затем и инженеру ј.√. Ќиколаеву. ¬ 1911 году оба проекта были отправлены в “омск профессору “омского технологического института ≈. ј. «убатову. ѕроект ј.√. Ќиколаева был признан неудовлетворительным. ѕосле этого ƒума решила заказать проекты 3 фирмам и затем выбрать лучший. ѕобедитель, помимо платы за работу, получал приз в 3000рублей. ѕредполагалось начать строительство водопровода в 1912 году. —тоимость строительства определ€лась в 600 тыс€ч рублей. “аких денег у города не было, и ƒума пыталась вз€ть кредит у военного ведомства в 100 тыс. рублей при условии, что от городского водопровода пройдет ветка в сторону воинских казарм.   сожалению, вопрос с водопроводом так и не удалось решить еще много лет.

"¬р€д ли найдетс€ в –оссийской империи другой какой-либо город исключительный рост которого представл€л бы такой громадный интерес, как общий рост города Ќово-Ќиколаевска, €вл€ющийс€ небывалым примером в истории развити€ городов –оссии" - такими словами начал свое выступление 1 €нвар€ 1913 года √олова Ќово-Ќиколаевска “омской губернии ¬. ∆ернаков.

"... ≈го рост напоминает рост городов јмерики, и поэтому он правильно получил кличку јмериканского города. ¬сего 20 лет тому назад в том месте, где возник город, насчитывающий дес€тки тыс€ч жителей, рос сосновый непроходимый бор: ќбща€ картина роста города дает полное основание предполагать, что через несколько лет город Ќово-Ќиколаевск превзойдет численностью населени€ и своим благоустройством все города —ибири..."

Ќовониколаевск 1917 г.


¬ насто€щее врем€ Ќовосибирск (бывший Ќово-Ќиколаевск) - один из ведущих городов —ибири и численность его населени€ более полутора миллионов человек. √ород продолжает расти и вверх и вширь и чем быстрее развиваетс€ город и промышленность, чем больше насчитываетс€ населени€, тем больше происходит пожаров. Ёто давно известный факт.

—ерьезным подспорьем в деле противопожарной обороны в те далекие времена были добровольные пожарные общества, которые с 1861 года стали возникать в разных городах –оссии.

1897 года жители Ќово-Ќиколаевска после очередного пожара обратились к губернатору “омской губернии с прошением об организации добровольного пожарного общества, предоставив на утверждение протокол 1-го собрани€ общества, смету расходов на приобретение инвентар€, проект устава.

"...Ќочью с 4 на 5 июн€ с.г. про€вившийс€ пожар в поселке Ќовониколаевском всем присутствующем на пожаре с неотразимой €сностью доказал, что наша неподготовленность к подобным общественным бедстви€м грозит нам окончательным разорением. Ќа начавшийс€ пожар все сбежавшиес€ люди €вились в беспомощном растер€нном виде с пустыми руками.

ќтсутствие дисциплины, отсутствие машин, бочек с водой, ведер, топоров и других необходимых огнетушащих снар€дов дали огню распространитс€ на соседние дома, и только благодар€ благопри€тному ветру, относившему силу огн€ на прилегающую площадь мы остались спасенными от всеобщего разорени€.

Ќа основании изложенного мы все покорнейше просим разрешени€ ¬ашего превосходительства на образование с насто€щего дн€ из —реды нашей временного вольного противопожарного общества, разрешение на открытие среди нас добровольной денежной подписки, необходимого дл€ приобретени€ нужных инструментов, разрешени€ на собрание жителей дл€ составлени€ из них дружин, необходимых дл€ правильного и скорого тушени€ пожаров.

ѕри этом, имеем честь представить ¬ашему ѕревосходительству протокол 1-го собрани€ учредителей противопожарного общества, список выбранных членов, смету предсто€щих расходов на образование необходимого инвентар€ и проект ”става временного вольного пожарного общества".

1897 года - день удовлетворени€ просьбы жителей поселка Ќовониколаевский. »менно этот день считаетс€ ƒнем рождени€ пожарной охраны г. Ќовосибирска.

¬ 1900 году на службе добровольного пожарного общества состо€ло 17 служителей с небольшим обозом. ётились они в тесном помещении р€дом с конюшней, неподалеку от церкви јлександра Ќевского. –овно через год на этом же мете было построено здание добровольного пожарного общества.

—лужба пожарных была односменной, т€желой. –абочий день начиналс€ в 5 - 6 часов утра и длилс€ 16 часов. ѕосле подъема пожарные становились на молитву, затем чистили лошадей, кормили их, производили уборку помещений. «аканчивалс€ рабочий день в 9 часов вечера молитвой. ¬ стужу и зной пожарные возвращались в неблагоустроенное общежитие, где р€довые размещались в помещении конюшен, нередко вместе с лошадьми.

ѕожарные очень любили лошадей, подбирали их по масти, присваивали им мудреные клички. Ќапример: "√олубь", "јкулька", "‘уксман".

ќсновным видом оповещени€ о пожаре был сигнал с вышки наблюдени€ - каланчи. ќ пожаре узнавали не по телефону, а по дыму. «аметив с каланчи дым или зарево, каланчист кричал вниз дежурному по караулу, а сам бил в колокол. ¬ызов дополнительных сил дл€ тушени€ пожаров осуществл€лс€ подъемом шаров на каланче, их количество указывало на сложность пожара.

—пуст€ практически 10 лет с момента подписани€ разрешени€, 11 июн€ 1906 года, было построено 1-е пожарное депо на два конно-бочечных хода. ¬ 1909 году в городе было уже три пожарных части: "¬окзальна€", "«акаменска€" и, ƒобровольного пожарного общества.

¬ этом же году город постигло страшное бедствие. –азразившейс€ огненной стихией было уничтожено 22 квартала, около 800 домов. ќбщий убыток составил свыше 5-ти миллионов рублей золотом.

Ќачало пожара в Ќовониколаевске, ул.  аинска€, 11 ма€ 1909 г.

—уд€ по вы€снению полицейского дознани€, во дворе дома кресть€нина Ўапа, арендованного √нусиным на ул.  аинской, находилась избушка, переделанна€ из бани.  рыши на этой избушке не было, а труба из потолка выходила всего на три кирпича. Ќа рассто€нии полутора аршин от трубы находилась дверь на сеновал. –€дом с сеновалом сто€л амбар, в котором хранились рогожи, мешки, мочало и бочки со скипидаром.

“рагические истории подчас начинаютс€ довольно буднично. ћог ли кресть€нин √нусин, разогрева€ на печке смолу дл€ своей лодки, подумать, что в результате такого невинного зан€ти€ выгорит почти весь Ќово-Ќиколаевск?

¬ тот день во дворе кресть€нина Ўапа топилась печь и искры из трубы под порывами ветра летели в открытую дверь сеновала. —оседка арендатора - яковлева, увидев это, закричала сквозь щель забора, что бы погасили огонь в печи. ќгонь был потушен, а дверь на сеновал закрыта. Ќо из искры, в пр€мом смысле слова, возгорелось плам€.

–овно в 2 часа дн€ загорелась крыша сеновала. »скры полетели в соседние дворы. ¬ основном этот момент и определил размеры трагедии. ¬едь в то врем€ дома в городе были в основном покрыты соломой. »скры, попада€ на крышу, в считанные минуты превращались в €зыки пламени. ѕочти мгновенно все скученные постройки оказались в огне. ќт высокой температуры стали рватьс€ бочки со скипидаром. Ќад улицами  аинской, ¬ознесенской,  олыванской повисли темные €довитые тучи дыма.

Ќеописуема€ паника охватила людей.

«апылали окресные постройки на јлександровской, ћостовой, —пасской, а через час - прилегающие кварталы:  ривощекинский, ¬оронцовский, Ћоговской. ¬есь город зат€нуло заревом огн€.

ƒружина ƒобровольного пожарного общества не смогла остановить огонь. ќн вскоре перекинулс€ на депо и конюшни. ¬спыхнула тесова€ каланча и рухнула, накрыв гор€щими обломками пожарный обоз с его бочками и лестницами. ”далось спасти только телефонную станцию, да пожарный колокол.

ѕрибывшие остальные пожарные обозы других команд оказались бессильными в борьбе с разбушевавшейс€ стихией огн€.

 олокольный звон јлександрово-Ќевской церкви, испуганное ржание лошадей, паровозные гудки, лай и завывание дворовых собак смешались с причитанием женщин, плачем детей. «ловещий огонь пожирал все, что могло гореть. ѕожар не щадил ни дерев€нных построек, ни кирпичных купеческих домов. ќгонь подбиралс€ все ближе к базарной площади...

 ак писали тогда “омские "√убернские новости": "ѕечальна€ картина погоревшего города. ¬место 22-х кварталов виднелась пустошь с безобразными остовами печей, с обгоревшими деревь€ми, массой костров в волнах синего дыма..."

ј ведь перед тем, как случитьс€ трагедии, городской брандмейстер докладывал власт€м: "¬ городе необходим водопровод, не хватает артезианских колодцев, около домов нет баков с водой. ¬се это может печально кончитс€...".

“ак оно и случилось. Ќово- Ќиколаевска€ трагеди€ по своим масштабам была такой же, как опустошительные пожары в ћоскве,  иеве, —уздале, и ¬ладимире, когда города выгорали целиком.

Ќесчастье граждан потр€сло императора. √олова города ¬. ∆ернаков в докладе писал: "Ќеобходимо отметить, что в постигшем городе бедствии, особенно милостивое участие прин€л ≈го »мператорское ¬еличество √осударь »мператор, приказав отпустить бесплатно дл€ беднейших жителей лесной строительный материал из  абинета ≈го ¬еличества".  роме того, и многие города –оссии пришли на помощь Ќово-Ќиколаевску значительными денежными пожертвовани€ми.

ѕожар длилс€ несколько суток. Ѕыло уничтожено огнем 794 дома, без крова остались 6 тыс. человек. ќбщий убыток от пожара более 5 млн. руб. ѕожарище посетил томский губернатор Ќ.Ћ. √ондатти, оказавший большую помощь в ликвидации последствий пожара. —траховые общества выплатили горожанам компенсацию за убытки в размере 2 млн. руб., на 100 тыс. руб. государство отпустило погорельцам леса, 20 тыс. руб. было собрано пожертвований и 150 тыс. руб. ссуды на восстановление получил город из казны. Ќесчастье подтолкнуло городские власти к активным действи€м по благоустройству города, развитию городского хоз€йства. √ородские власти стали строго спрашивать с домовладельцев за соблюдение противопожарных правил при застройке усадеб. Ѕыли прин€ты меры по развитию пожарного дела в городе, но все равно этого €вно было мало. ¬ 1910 г. в городе имелось 4 пожарные каланчи, 6 насосных машин и 12 телег с бочками. ѕосле пожара, отстраива€ свои дома заново, многие горожане стали строить их из кирпича. ¬ городе действовало около 40 кирпичных сараев и кирпичный завод.


3. Ќ.ћ. “ихомиров и ƒобровольное пожарное общество

»з истории Ќовосибирска было незаслуженно вычеркнуто им€ одного из замечательных представителей первопроходцев ¬еликого —ибирского пути Ќикола€ ћихайловича “ихомирова, который внес свой солидный вклад в дело основани€ города.

¬ книге "¬ековой путь на службе ќтечеству" говоритс€ следующее: "≈го старани€ми была построена пожарна€ каланча Ц дл€ часто горевшего дерев€нного Ќово-Ќиколаевска объект чрезвычайно важный". ƒолгое врем€ пожарный обоз находилс€ на территории начальника IX участка службы пути. "“ихомировска€ ограда" - так долго еЄ называли. ј. Ѕрат приводит выписку из одного документа: "ћилостивый √осударь, Ќиколай ћихайлович! ќбщее собрание членов Ќовониколаевского ѕожарного общества 8-ого феврал€ 1899 года единогласно избрало ¬ас ѕочетным „леном пом€нутого обществаЕ". “акже он подробно рассказывает о каланче, которую €кобы построил Ќ. ћ. “ихомиров: " ирпична€ пожарка была выстроена в виде корабл€ с капитанской будкой и высоченной трубой-каланчой, на которой крупными буквами вывели девиз: "ќдин за всех, и все за одного!".

¬ книге "100 лет пожарной охране" говоритс€ о том, что Ќ.ћ.“ихомиров действительно был инициатором создани€ ƒобровольного пожарного общества (ƒѕќ), помог жител€м посЄлка направить повторное обращение к томскому губернатору с просьбой выделить средства дл€ борьбы с пожарами и утверждаетс€, что здание пожарного депо, где позже разместитс€ телефонна€ станци€, было создано в 1903 году, когда “ихомирова уже не было в живых. Ќа фотографии осв€щени€ здани€ в 1903 году депо нет той самой каланчи с надписью, это было совершенно другое здание. ј на фото ƒѕќ 1987 года вообще нет никакой каланчи. ¬ книге "¬ремЄн св€зующа€ нить", рассказывающей об истории создани€ городской телефонной сети, сообщаетс€, что ƒобровольное пожарное общество занималось устройством сети общего пользовани€.

ƒо 1903 года в Ќово-Ќиколаевске не было каланчи, а “ихомиров умер в 1900-м. ¬ 1903 построили на средства ƒѕќ и пожертвовани€ горожан здание депо, которое позже арендовала перва€ телефонна€ станци€. Ёто здание находилось на территории современной фабрики "—инар".  аланча, которую €кобы построил “ихомиров, как утверждал ј. Ѕрат, находилась там, где сейчас стоит стоквартирный дом. ƒействительно, там была каланча с той самой надписью "ќдин за всех, и все за одного", но она была построена лишь в 1906 году на средства города. »нтересно, что в городском краеведческом музее утверждают, что “ихомиров построил в 1897 году кирпичную каланчу.

“аким образом, Ќиколай ћихайлович в 1897 году не строил каланчу, а просто организовал ƒобровольное пожарное общество. Ётим Ќ.ћ.“ихомиров буквально спас Ќовониколаевск. ¬едь дерев€нный город посто€нно страдал от пожаров, гибли сотни людей, скот, сгорало имущество.

«дание депо ƒобровольного пожарного общества

“акже примечателен тот факт, что Ќиколай ћихайлович, как создатель ƒобровольного пожарного общества, имеет косвенное отношение к телефонизации города. —овершенно €сно, что де€тельность “ихомирова в этой области должна заслуживать особого внимани€ и почЄта.

ѕолитика государства по отношению к добровольным организаци€м начала осознанно формироватьс€ со второй половины XIX в. и весь дореволюционный период посто€нно подвергалась существенной трансформации. ѕодобные действи€ самодержави€ €вл€лись ответом на расширение общественного движени€ и его наметившуюс€ политизацию. ¬ свою очередь, и де€тельность организаций становилась реакцией на действи€ власти. ѕроследить эволюцию их взаимоотношений можно по регламентации рассматриваемых объединений.

¬ государственно-иерархической структуре организации €вились стихийными наростами уже существующих институтов культуры, просвещени€ и образовани€. ƒейству€ в рамках устава, эти общества формально были освобождены от вмешательства в свои дела государства. ќно должно было лишь утверждать устав, регистрировать объединение и получать годовые итоговые отчеты. ќднако, несмотр€ на эти требовани€, чиновники посто€нно отмечали свою недостаточную осведомленность о количестве и характере де€тельности существующих формирований.

ѕравовое регулирование общественной де€тельности не успевало за быстрым созданием и изменением условий существовани€ добровольных формирований. ¬ целом, рассмотрев юридический статус общественных организаций в государственной структуре, необходимо отметить, что они прочно зан€ли в ней свою нишу. Ёто произошло вопреки официальной позиции властей, поскольку отношени€ в системе "государство-общество" в дореволюционный период так и не стали партнерскими. ƒанное обсто€тельство ставит под сомнение концепцию о существовании гражданского общества в –оссии


«аключение

¬ начале века –осси€ сто€ла перед историческим выбором. ѕеред ней открывались два принципиально разных пути. — одной стороны, созревали возможности дл€ выхода страны на путь цивилизованного развити€ на основе ускоренного экономического роста, см€гчени€ социальных контрастов, демократизации политического стро€. — другой Ч возрастала опасность революционного взрыва, порожденного противоречи€ми российской действительности.

¬ силу комплекса экономических, социальных, политических, психологических причин реализовалс€ второй вариант исторического развити€ Ч наиболее т€желый и мучительный. Ќо этот путь не был фатально предопределенным: в –оссии было немало ростков иной жизни. ѕоэтому можно сказать, что первые дес€тилети€ XX в. стали дл€ нашей страны не только временем выбора, но и временем упущенных шансов.

—ибирь принадлежала к числу регионов страны, где предпосылки дл€ более благопри€тного варианта исторического развити€ созревали, быть может, интенсивнее, чем в ≈вропейской –оссии. Ёто про€вл€лось в высоких темпах экономического роста, которые впечатл€ют и сегодн€. Ёто выражалось в формировании определенного "среднего сло€" населени€, что было результатом массового переселени€, развити€ кооперации, благотворительной де€тельности предпринимателей. «десь более успешно изживались острые социальные контрасты и противоречи€, по€вилась масса энергичных, де€тельных людей, преображавших край.

  началу всероссийской смуты в —ибири уже просматривались контуры новой –оссии Ч –оссии, какой она могла стать, если бы удалось использовать имевшиес€ в начале XX в. возможности.

—пецифической чертой функционировани€ торгово-распределительного комплекса во врем€ первой мировой войны становитс€ превращение Ќовониколаевска в кооперативную столицу —ибири.   1917 г. здесь действовали крупные кооперативные центры: —ибкредитсоюз, отделение ћосковского народного банка, центральна€ контора "«акупсбыта", обьединившего в 1916 г. снабженческо-сбытовые союзы всего региона (28 районных организаций с 2 млн. пайщиков). ќбъединение начало работу с капиталом в 10 млн. руб., а к концу 1917 г. оно имело собственный капитал в 22,5 млн. руб. из них паевой Ц 19,9 млн. ¬ то же врем€ в промышленном отношении город €вно отставал от своих более старших собратьев. “ак, в 1907-1910 гг. по численности промышленных рабочих (2,3 тыс.) он уступал “юмени (3,6 тыс.), ќмску (4,8 тыс.), “омску (4,7 тыс.), Ѕарнаулу (4,3 тыс.),  расно€рску (6,7 тыс.), »ркутску (2,8 тыс.), „ите (3,2 тыс.).

≈ще один уникальный (не повтор€вшийс€ в последующем) штрих дореволюционного этапа развити€ Ќовосибирска относитс€ к повседневной де€тельности городского самоуправлени€ (думы и управы). ќбобщенно его можно свести к следующему принципу: эффективно действующим общественное управление может быть только при наличии прочного экономического фундамента. “ак, доходна€ часть городского бюджета на 1913 год исчисл€лась в 1140 тыс. руб. и ни копейки из государственной казны. √ород на свои нужды зарабатывал средства самосто€тельно. Ќаиболее существенной статьей доходов (523,5 тыс. руб.) €вл€лс€ сбор с домовладельцев, 243,5 тыс. давал доход от эксплуатации городского имущества (земл€, торговый корпус, выгоны, карьеры и т.д.), 194,1 тыс. приносили городские сооружени€ (перевоз через ќбь, кирпичный завод, электростанци€, две аптеки и т.д.)


—писок литературы

1.         ¬ековой путь на службе ќтечеству. Ц Ќовосибирск, 1989.

2.         ¬ремЄн св€зующа€ нить. Ц Ќовосибирск, 1987.

3.         √ефнер ќ.Ќ. —ибирские города в описании ћитрофана —ребр€нского //  ультура городов –оссии. ћатериалы третьего всероссийского научно-практического семинара. »шим Ц ќмск, 1997

4.         «верев ¬.ј.,  узнецова ‘.—. »стори€ —ибири: XVII Ч начало XX века. Ц Ќовосибирск, 2003.

5.         »супов ¬.ј.,  узнецов ».—. »стори€ —ибири. Ц Ќовосибирск, 1999.

6.         ћатериалы √јЌќ, ф.ƒ-97, оп.1, д.199 "а", л.1.

7.         ћатериалы √јЌќ, ф.ƒ-97, оп.1, д.136, лл.77-98.

8.         ћатериалы √јЌќ. ‘. ѕ-2, оп. 1, д. 832.

9.         Ќовосибирск. 100 лет. —обыти€. Ћюди. // –егиональные процессы в —ибири в контексте российской и мировой истории. ћатериалы всероссийской научной конференции. Ќовосибирск, 1998.

10.       100 лет пожарной охране. Ц Ќовосибирск, 1999.

—одержание ¬ведение 1. —ибирь в начале ’’ века 2. »стори€ пожарной охраны Ќово-Ќиколаевска 3. Ќ.ћ. “ихомиров и ƒобровольное пожарное общество «аключение —писок литературы ¬ведение “радиционно истори€ городо

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru