База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Женская эмансипация как фактор развития международного физкультурно-спортивного движения 1860 - 1920 гг. — Физкультура и Спорт

(исторический аспект)

Е.А. Истягина-Елисеевa

В конце XIX в. стало ясно, что положение женщин, их социальный имидж в обществе не соответствуют требованиям нового века и нуждаются в серьезной коррекции. Дискриминация "прекрасной половины человечества" во всех сферах общественной и политической жизни, пренебрежение к правам и свободам женщин справедливо вызывали недовольство существующим положением. В этот период быстрыми темпами развивается и набирает силу феминистическое движение, возникшее еще в 18-м столетии. В конце XIX - начале XX вв. в русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется и ее телесный имидж в целом (именно телесность является символом гендерной дифференци ации и источником мифа об "ограниченных возможностях слабого пола"). Соответственно меняется и отношение к ее потенциальному участию в международном физкультурно-спортивном и олимпийском движении. А это в более широком смысле ассоциировалось со свободами социально-политического характера и проявлением равноправия женщин. В поствикторианскую эпоху феминистическое движение значительно расширило географические границы, организационно оформилось и потеряло значительную часть эмоциональной стихийности первого этапа. Идея улучшения индивидуального и общественного положения женщин стала захватывать сознание все более широкого круга передовых людей.

Общественное сознание способствовало тому, что в XIX в. в ведущих странах Западной Европы произошла заметная перемена взглядов на социальное назначение женщины. Во Франции, Англии, Германии, США активизировалась борьба за уравнение в правах женщин и мужчин.

Женская эмансипация характеризуется как один из наиболее проблемных аспектов индустриальной фазы общественного развития, а феминизм XIX века определяется как объединение женщин с целью достижения полного и фактического равноправия с мужчинами. Процесс интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности в XIX - начале XX вв. был крайне противоречив и мучительно труден.

Например, несмотря на то что впервые женское радикальное движение оформилось в Англии еще в 1866 г., реальных шагов к политической и социальной эмансипации женщин не было сделано до 20-х г. XX в., когда в ряде стран был официально признан политический статус женщин. О том, насколько острым было противостояние, ярко свидетельствуют 53 года борьбы американских феминисток: от первого государственного референдума избирательного права в Штате Канзас до заключительной ратификации 19-й поправки в 1920 г. В течение этого времени было проведено 56 референдумов мужчин-избирателей, 480 кампаний, для того чтобы заставить законодательные органы представить проект поправок избирательного права, 47 кампаний, чтобы получить государственное конституционное соглашение для конституционного оформления избирательного права женщин, 277 кампаний, чтобы получить официальное согласие правящих партий, и так далее.

История включения женщин в различные сферы общественной жизни, в том числе спортивное движение, демонстрирует тяжелую и затяжную борьбу с гендерными предрассудками, развернувшуюся в середине XIX - начале XX вв. в Европе и Америке.

На фоне этого противостояния остро проходили дискуссии об интеллектуальной и биологической состоятельности женщин. Миф об ограниченных возможностях слабого пола и традиционные представления о фемининности значительно затрудняли процесс вступления женщин на международную физкультурно-спортивную арену.

Наука второй половины XIX в., призванная обеспечить объективный и прогрессивный подход к различным видам телесно-двигательной практики, на деле легитимизировала патриархатную структуру. Научный метод рассматри вался как рациональное замещение существующего некритического взгляда на женщину и ее назначение. Теоретики образования, политические деятели, врачи, юристы и т.д. приводили научные аргументы, чтобы оправдать традиционное мнение о женщинах как жертвах собственной биологии.

Социальный дарвинизм - наиболее влиятельная концепция XX в. - и ключевое выражение "естественный отбор" определили позицию большинства в отношении роли и назначения женщины в обществе: материнство - самая высокая функция женщины, неотъемлемый фактор процветания нации.

С позиций социального дарвинизма и позитивизма большинство представителей науки и образования единодушно противостояли попыткам женщин добиться социального равноправия. Доктор Эдвард Кларк в США и Доктор Генри Маудслей в Англии стали классиками "научной" концепции о физиологически обусловленных ограничениях физической, умственной и социальной активности женщин. Доктор Роберт Барнес (1887), разъясняя преобладающую в научных кругах точку зрения, утверждал: "Функции овуляции, беременности, лактации и менопаузы по очереди доминируют в женском организме, истощая его и не оставляя достаточных для иной деятельности энергетических ресурсов". В 1887 г. председатель Британской Медицинской Ассоциации предложил, чтобы в интересах социального прогресса и улучшения человеческой расы образование и другие виды активности были запрещены конституцией как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровый результат. Научный подход такого рода сопровождался солидными статистическими выкладками.

Несмотря на то что теоретики не занимали столь непримиримой позиции по отношению к женскому вопросу, влияние дарвинизма и его "закона природы" несомненно. Так, Герберт Спенсер, часто интерпретируемый как либерал в своих представлениях о роли и месте женщины, в действительности также консервативен. В 1861 г. он утверждал, что различия между полами могут быть более понятны, принимая во внимание pаннюю задержку индивидуального развития женщины (в отличие от мужчины), подтверждая тем самым непригодность их к политической и активной социальной жизни. В своем труде "Принципы биологии" (1867), он доказывал, что чрезмерный умственный труд негативно влияет на физиологическое развитие и детородные функции женщин. Спенсер был убежденным сторонником моногамной нуклериальной семьи, считая необходимым ограничить возможности любой деятельности женщины для того, чтобы вся ее энергия посвящалась ребенку и домашнему быту, так как только такой уклад является наиболее эффективной формой человеческой организации.

Такая точка зрения господствовала в конце XIX в., серьезно затрудняя полноценное участие женщин в международном физкультурно -спортивном движении. Наиболее активно процессы эмансипации протекали в Соединенных Штатах Америки, где к началу века существовало более 1000 женских клубов. В Европе значительно затрудняло борьбу женщин за равные возможности, в частности в сфере физической культуры и спорта, активное противостояние сильных религиозных конфессий. Например, в Германии в 1913 г. конвенция епископов запретила участие юношей и девушек в смешанных соревнованиях.

Однако женщины не оставляли надежд и усилий занять достойное место на международной спортивной и олимпийской арене: организовыва ли собственные спортивные общества и федерации, участвовали в различных соревнованиях, пытались найти оригинальные методики физического воспитания девушек. Так, в 1906 г. состоялся первый официальный женский Чемпионат мира по фигурному катанию, проведенный в Давосе (Швейцария) по инициативе Международного Союза Конькобежцев (I.S.U.). Эти соревнования стали образцом для проведения многочисленных национальных открытых чемпионатов по этому виду спорта, как то: чемпионаты Германии 1911, Австрии 1913, США 1914 гг.

Интересно, что в Великобритании в подобных состязаниях участвовали и женщины, и мужчины. Такое "смешанное" первенство просуществовало до 1927 г., и за это время женщины пять раз удостоились высшей награды. Первой спортсменкой, завоевавшей золото открытого чемпионата Великобритании, стала Мэдж (Флоренс) Сайерс (победительница 1903 и 1904 гг.). Она же завоевала высшие награды на Чемпионате мира для женщин в 1906 и 1907 гг., а также олимпийское золото в 1908 г. - в одиночном катании и бронзовую медаль - в парном. Ранее, в 1902., Мэдж Сайерс стала второй в неофициальном открытом Чемпионате мира, организованном в Лондоне под патронажем знаменитого спортсмена, 10-кратного чемпиона мира Ульриха Сальхова.

Основанная в 1908 г. Международная Федерация Плавания (F.I.N.A.) стала одной из немногих спортивных ассоциаций, занявших либеральную позицию по отношению к женскому спорту. В 1911 г. Международная Федерация Плавания активно поддерживала усилия швейцарских и английских спортсменок, добивавшихся включения плавания в программу Олимпийских игр в Стокгольме в 1912 г. Наибольшее распространение этот вид спорта получил у американских спортсменок. В этой связи нельзя не упомянуть о Шарлотте Эпстейн (1884 - 1934) - известной общественной деятельнице, которая много сделала для развития женского спорта в Соединенных Штатах. Ш. Эпстейн основала в 1914 г. Национальную Женскую Лигу Спасения, и осенью того же года благодаря активным действиям Лиги Любительский Атлетический Союз (Amateur Athletic Union) официально начал регистрировать женские состязания по плаванию. В 1916 г. Союз организовал первый женский национальный чемпионат для женщин, который включал 6 упражнений вольным стилем на различные дистанции, однако в этом же году была сделана неудачная попытка провалить участие спортсменок в соревнованиях по плаванию со стороны этой же организации. В 1917 г. г-жа Эпстейн основала в Нью-Йорке Женскую Ассоциацию Плавания в надежде улучшить существующее положение вещей и вывести женские состязания из-под контроля агрессивно настроенных "промужских" организаций. Очень скоро клуб стал лидером женского плавания в Соединенных Штатах, и в 1918 г. его спортсменки внесли свой вклад в список мировых рекордов.

Несмотря на то что в начале века закостене лый в отношении женского спорта этикет несколько изменился, широкая общественность крайне негативно относилась к тому, чтобы женщины занимались "традиционно мужскими" и "противоречащими самой женской природе" видами спорта, например легкой атлетикой.

Женское освободительное движение выразилось, в частности, в стремлении освоить все новые виды спорта, продемонстрировав тем самым свое социальное равноправие и биологическую полноценность. Доказывая свое право и способность заниматься различными видами спортивной деятельности, спортсменки встречали непонимание не только со стороны большинства своих неспортивных сограждан, но, что самое удивительное, со стороны самих основателей современного олимпийского движения (Пьер де Кубертен, Эвери Брендедж). Разногласия дали повод к тому, что проблема легкой атлетики стала предметом Педагогической Конференции 1925 года. Материалы конференции были опубликованы под названием "Женское участие в легкой атлетике" ("Women's Participation in Athletics"). Теоретические выводы предписывали сдерживать развитие легкой атлетики в течение следующих лет.

Первая часть заключительного отчета кратко рассматривает потенциально положительное влияние занятий спортом на женский организм:

"Две основных точки зрения должны быть обстоятельно исследованы в связи с этой наиболее сложной проблемой, которая день ото дня становится все более актуальной. С одной стороны, мужчины и женщины имеют одно происхожде ние… Несмотря на некоторую разницу в строении скелета и мускулатуры, в целом организм мужчины и женщины функционирует одинаково. Нервная и кровеносная системы имеют лишь незначительные отличия. Женщины адаптируются в современном мире. Это дает возможность говорить о том, что физкультурно-спортивная деятельность может быть благоприятна как для мужчин, так и для женщин...".

Однако далее тон медицинского отчета меняется. В духе господствовавшей в XIX в. теории о физиологически обусловленной ограниченности организма поддерживалось мнение о том, что занятия легкой атлетикой могут негативно отразиться на репродуктивном потенциале женщины. Участники конференции при этом подтверждали, что занятия "традиционно женскими" физическими упражнениями полезны и безопасны. Ссылаясь на опыт Древней Спарты, говорилось об особой необходимости физических нагрузок для девушек в возрасте от 13 до 18 лет.

Медицинский отчeт Педагогической конференции раскрыл общие тенденции развития женского спорта под патронажем официальных организаций. Аргументируя свои действия приведeнными доказательствами, МОК и IAAF ограничивали женское участие в главном виде олимпийской программы - лeгкой атлетике - в течение следующих лет.

Эвери Брендедж - один из наиболее влиятельных членов МОКа (ставший в 1952 г. президентом) - после берлинских Олимпийских игр резко высказался в отношении некоторых женских соревнований: "Я сыт по горло этими женщинами, состязающимися в легкой атлетике… [Их] очарование равно нулю. Сколь привлекательны девушки, занимающиеся прыжками в воду и плаванием, настолько же неэффектно и даже отталкивающе выглядели легкоатлетки".

История легкой атлетики наглядно иллюстрирует борьбу женщин с гендерными стереотипами, неприятием нового "активного" имиджа женщины.

Наиболее успешно защищали свои позиции американки - на раннем этапе современная легкая атлетика тесно связана с судьбой феминисток США. Уже в 1905 г. в США былo сообщено o 14 женских легкоатлетических рекордах. Следует отметить, что информация о спортивных соревнованиях и результатах - скудная и отрывочная.

Кроме Соединенных Штатов легкой атлетикой активно занимались дамы царской России, Швеции, Германии и Австрии. Германия впервые в Европе провела женские соревнования по этому виду спорта (1904). Национальные рекорды в этой стране стали фиксироваться лишь в 1920 г.

Важнейшим событием стало основание Женской Спортивной Ассоциации, которая боролась за признание женских легкоатлетических соревнований и включение их в олимпийскую программу. Так, основательница Ассоциации Элис Миллье, представляя всех женщин, занимающихся легкой атлетикой, потребовала отмены предписания МОК, которое препятствовало их участию в Играх. В противовес позиции МОК спортсменки стран Европы и Северной Америки, возглавляемые Женской Спортивной Ассоциацией, провели спортивную встречу в Монте-Карло в 1921 г. Программа включала соревнования в беге на 60, 250, 800 м, эстафетный бег на 80 и 300 м, барьерный бег на 74 м, прыжки в длину, прыжки в высоту, метание копья и толкание ядра. Обширная программа состязаний (10 видов) в Монте-Карло послужила основой и образцом для организации следующих международных встреч. Расширение женского спортивного движения сделало актуальным необходимость его четкой структуризации. В связи с этим была создана Международная Спортивная Женская Федерация (FSFI), усилиями которой стали возможны проведение международных соревнований (в том числе легкоатлетических) и пропаганда женского спорта по всему миру.

В середине 20-х годов в развитии женского спорта возникают острые противоречия: передавая законодательные возможности спортивным ассоциациям, где правление состояло из одних мужчин, женское спортивное движение (и это наиболее ярко иллюстрирует пример лeгкой атлетики) теряет свою самостоятельность, с трудом отвоeванные позиции. Постепенно женская проблематика отодвигается на второй план. Наметившиеся тенденции вызывали опасения: например, спортсменки Великобритании стали открыто высказываться в пользу раздельного развития и контроля мужского и женского спорта:

"Мы глубоко убеждены, что смешение мужских и женских состязаний вообще, и на Олимпийских играх в частности, негативно влияет на наше движение. Мы должны развиваться самостоятельно…" (Lovesay P. The Official Cetenary of the Amateur Athletic Assoсiation, Enfield: Guiness Superlatives, 1980).

Действительно, в "смешанных" спортивных ассоциациях женщины не имели сильных позиций и не могли последовательно проводить свою политику, так как были сравнительно немногочис ленны. Гендерно обусловленные стереотипы об ограниченных физических возможностях женщины, о неприемлемости нового "маскулинного" образа женщины-спортсменки не могли не отразиться на темпах развития женского физкультур но-спортивного движения.

В 1922 г. в Париже FSFI организовала собственные альтернативные Женские Олимпийские игры. Название впоследствии было изменено на Всемирные Женские игры, так как МОК заявил свои права на эксклюзивное использование термина "олимпийские". Всемирные Женские игры имели свое продолжение в 1926 г. в Готтенбурге в Швеции, где участвовало 10 стран, затем в Праге (17 стран). Последние, IV Игры проводились в 1934 г. в Лондоне (19 стран). Соревнования имели неожиданно громкий успех, поразив современников масштабностью.

После проведения Всемирных Женских игр игнорировать далее женский спорт было невозможным. Очевидным стал и тот факт, что женские легкоатлетические соревнования собирают "толпы" зрителей (особо акцентировалась легкая атлетика, так как именно этот вид являлся "визитной карточкой" Олимпийских игр в мужской программе и участие женщин вызывало наиболее острые дискуссии).

Опираясь на женские клубы, FSFI во всем мире поддерживала женское спортивное движение. Национальные первенства, "женские олимпиады" вызывали растущий интерес спортсменок всего мира. Президент FSFI Элис Миллье обратилась к сессии МОКа (1935) с меморандумом, в котором просила исключить женские состязания из программы олимпиад. При этом она ссылалась на то, что проведение соревнований по женским видам спорта является исключительной задачей FSFI. К счастью, МОК с заслуживающей внимания дипломатической тонкостью отразил эту акцию, получившую широкую поддержку со стороны прессы.


(исторический аспект) Е.А. Истягина-Елисеевa В конце XIX в. стало ясно, что положение женщин, их социальный имидж в обществе не соответствуют требованиям нового века и нуждаются в серьезной коррекции. Дискриминация "прекрасной половины человече

 

 

 

Внимание! Представленная Статья находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Статья по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте
К вопросу совершенствования методологии прогнозирования задач спорта (на примере плавания)
Возраст спортивных достижении
Разработка методологии индивидуальной спортивно-технической подготовки в дзюдо
Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке)
Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования
Влияние предпочтений вида профессиональной деятельности на выбор специальности студентами вузов
Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии
Эволюционный подход в системе оценки адаптивных возможностей организма человека
Понятие "физическая готовность" в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru