Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

∆изнь и творчество ».ѕ.ѕавлова — Ѕиографии

 


на тему:

У∆изнь и творчество ».ѕ.ѕавловаФ

†††††††

†††††††††††††††


††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† —оставил: ученик 9√ класса

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††  олдышев ћ.¬

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ѕроверил: учитель истории

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† †††††††††¬орончихинаќ.ё

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ќценка:


†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

†††††††††††††††††††††††††††††


–€зань 1999г.

ѕлан:

1.    ¬ведени円†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ††††††††††††††††††††††††††††††††c.2

2.    –одственники ».ѕ.ѕавлова††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† c.3-4††††

ј) ѕриход ѕетра ƒмитриевича ѕавлова в –€зань††††††† c.3

Ѕ)¬оспоминани€ ».ѕ. ѕавлова о своих УпредкахФ.†††††††† c.3

¬)ќбустройство личной жизни ѕ.ƒ. ѕалова в –€зани. c.3-4

√)ќписание некоторых членов семьи ”спенских.††††††††† c.4

ƒ)–ождение у супругов первенца »вана.††††††††††††††††††††††† c.4

3.    ѕерва€ непри€тность в жизни »вана ѕетровича.††††† c.4-5

ј) ѕомощь крестного и ее значение.†† †††††††††††††††††††††††††††c.5

4.    ”чеба ». ѕ. ѕавлова.††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† c.5-6

ј) ѕривычка »вана записывать мысли.†††††††††††††††††††††† c.5-6

Ѕ) Ќаставление отца о книгах††††††††††††††††††††††††††††††††††††† c.6

¬) ”чеба в семинарии.†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† c.6

√) »зучение исторических личностей.††††††††††††††††††††††††† c.6

5.    «накомство с —ерафимой ¬асильевно醆††††††††††††††††††††† c.7

6.    ѕоступление в ћедико-’ирургическую академи.†††† †††c.7

7.    ѕолучение звани€ приват-доцента.†††††††††††††††††††††††††††† c.8

8.    “ри ветви физиологи膆††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† c.8-21

††† ј) ‘изиологи —ердечно-сосудистой† системы.†††††††††††† c.8-9.

Ѕ) ‘изиологи€ пищеварен舆†††† ††††††††††††††††††††††††††††††††††††c.9-13

¬) ‘изиологи€ высшей нервной де€тельности.††††††††† c13-21

9.    ќтношение ».ѕ.ѕавлова к революци€м 1917 года††† c21-23

10.  ћое мнение о научной де€тельности ». ѕ. ѕавлова c23

11.  —писок используемой литературы† †††††††††††††††††††††††c.24

12.  ѕриложени円†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† c.25


††††††††††††† ¬ведение

я написал реферат по истории на тему У∆изнь и де€тельность академика »вана ѕетровича ѕавловаФ, дл€ того, чтобы познакомитьс€ с его де€тельностью и получше узнать о нем,† как о моем земл€ке. ¬ процессе составлени€ реферата € посетил пам€тные места, св€занные с† именем академика. ќдним из наиболее понравившихс€ мест был дом-музей »вана ѕетровича ѕавлова. я прослушал всю экскурсию, а после попросил экскурсовода ответить на мои дополнительные вопросы. ј также прочел около дес€ти книг посв€щенных пам€ти »вана ѕетровича и его де€тельности.

ќдна из наиболее используемых книг дл€ составлен舆 реферата - это книга —ерге€ ¬оронина У∆изнеописание »вана ѕетровича ѕавловаФ. ¬† книге собранны воспоминани€ и автобиографи€ »вана ѕетровича.

††† «десь же использовалась книга ≈лены —апариной Уѕоследн€€ тайна жизниФ в ней автор† подробнее останавливаетс€ на творческой де€тельности ».ѕ.ѕавлова.

ѕомимо этих книг, дл€ описани€ дома, семьи и увлечени€х »вана ѕавлова, € использовал книгу ј.¬.„ечнева УЌа родине академика ».ѕ.ѕавловаФ

“акже € исользовал книги јстарать€на и Ѕалдановской. ¬ них авторы описывают детство, учебы и немного творческой де€тельности.

¬ томах ѕавлова очень подробно описываетс€ труды и его личное мнение о них а также перспективы на будующие.

¬ книге ѕавловой, описываетс€ ее личные воспоминани€ о дн€х жизни и работы академика.

ѕомимо книг, € также работал с журналами, например журнал УЌЋќФ и У“ехника молодежиФ в них авторы „ерненко и его коллеги рассказывают об отдельных эпизодах жизни академика а также его отношению ко всему происход€щему в мире.

» это лишь небольша€ часть той работы которую € проделал дл€ написани€ данного реферата.

Е¬ 1840 году из села  ривопол€нье –аненбургского уезда пришел в –€зань с котомкой за плечами ѕетр ѕавлов. ¬се его предки трудились на земле. ¬месте с тем €вл€лись низшими членами церковного причта. ƒмитрий, деревенский пономарь, умно воспользовалс€ возможностью послать трех своих сыновей, в том числе и ѕетра, в семинарию учитьс€.

¬от как вспоминает своих УпредковФ »ван ѕетрович: УЕƒмитрий (отец ѕетра), јрхип, ћокей, ѕавел, откуда и произошла наша немудрена€ фамили€. ћой отец хорошо помнил свою генеалогию и передал ее мне. ѕо его рассказам, мой дед (ƒмитрий) был очень умный и дельный человек. Ёто можно видеть и в том факте, что он провел трех своих сыновей через семинарию.  ажетс€, их трое только и было: »ван, »ван и ѕетр (мой отец).

—тарший был насто€щий богатырь. ѕро него мой отец рассказывал, что в кулачных бо€х р€занских молодцов против окрестных кресть€н он был главарем бойцов с городской стороны. ’орошим здоровьем владели и остальные брать€ - другой д€д€ »ван и мой отец.

Ќо нормальна€ жизнь моих д€дей довольно скоро оборвалась, благодар€ их беспор€дочности. ќба сделались сельскими св€щенниками по окончании семинарии. Ќо скоро подверглись духовным карам (монашество, расстрижение и т.д) за пристрастие к алкоголю. —тарший, проделавший этот стаж, скоро заболел и умер от легочной болезни, веро€тно - последстви€ кулачных боев. ¬торой д€д€ долго жил и оставил по себе во мне €ркую пам€тьЕФ

¬ 1846 году ѕетр ƒмитриевич окончил –€занскую духовную семинарию. ѕреподавал греческий €зык и латынь сначала в —копинском, потом в –€занском духовном училищах. ¬скоре брак с ¬арварой »вановной

__________

1.    є3. ст. 27

”спенской† обеспечил ему место в бедном окраинном приходе и крышу над головой в доме тест€ на Ќикольской (так называлась улица ѕавлова). —емь€ ”спенских не отличалась своим здоровьем и силой как семь€ ѕавловых. ¬арвара »вановна была безграмотной, что не мешало, однако, быть ей умной женщиной. ќтец ¬арвары »вановной, был св€щенником в –€зани при церкви Ќиколы долгошей (по форме церкви). ѕо словам ¬арвары, он не ладил с начальством. ј кроме того, был крут и т€жел в семье. ќн умер.. на его место, как это было в обычае духовенства того времени, женившись на его дочери, и поступил ѕетр ƒмитриевич.

14 сент€бр€ по старому стилю, 26 сент€бр€ по новому стилю 1849 года у супругов ѕавловых родилс€ первенец »ван, названный в честь дедушки со стороны матери. ќн был здоровый, веселый мальчик, проводил врем€ в играх с меньшими брать€ми. ќхотно помогал матери, мыл чайную посуду и умывал меньших братишек, а отцу помогал в его садовых работах. ƒо того ѕетр ƒмитриевич все никак не мог собратьс€ с силами и выстроить себе дом. –адостное событие поторопило. ѕерва€ годовщина мальчика ознаменовалась тем, что семь€ переехала в домик с мезонином, купленный ѕетром ƒмитриевичем за полцены по соседству. ƒомик был старый. ¬ день переезда его еще ремонтировали. јкадемик ѕавлов впоследствии описал запомнившиес€ на всю жизнь детали переселени€:

УЕ Ќо странное дело- € как будто помню мой первый визит в этот дом, где прошло затем все мое детство до юношества включительно. —транность заключаетс€ в том, что этот визит сделал € на руках у н€ни, то есть был, веро€тно, годовалым или около того ребенком!ЕФ ѕам€ть его с детства была феноменальна!

¬ восемь лет »ван ѕетрович упал с высокого помоста, на котором он раскладывал на зиму €блоки. ”пал он на

__________

1. є3.ст.25

каменный пол. ”шиб оказалс€ с очень серьезными последстви€ми. ћальчик стал бледнеть, худеть, плохо спал и совсем потер€л аппетит. „то повредил он при падении, осталось неизвестным, так как доктору его не показывали, а лечили домашними средствами: парили в бане, растирали муравьиным спиртом, поили кирпичным чаем. Ќо мальчик не поправл€лс€ и до того ослабел, что брать€ прозвали его УлутошкойФ.

  счастью, приехал к ним в гости его крестный- игумен “роицкого монастыр€. ”вид€ своего крестника в таком жалком состо€нии, он вз€л его к себе в монастырь, где и продержал год с лишком.

”мный старик прежде всего стал усиленно питать крестника €йцами, молоком, курами, а перед обедом давал рюмку слабого вина. ѕо утрам занималс€ с ним гимнастикой. Ћетом заставл€л его плавать, ездить верхом и играть в городки, а зимой разгребать снег и кататьс€ на коньках.  роме того, мальчик всегда помогал своему крестному в его работах в большом монастырском саду и огороде, причем все исполн€л также внимательно и аккуратно, как его руководитель.

¬елико было вли€ние этого старика на детскую душу. ќбразованный крестный своими рассказами и чтением любознательному ребенку пробудил в нем любовь к книге и умственным зан€ти€м. ѕервой книгой,† которую крестник получил в подарок, были басни  рылова. ѕочти всю книгу знал он на пам€ть и любовь к  рылову сохранил до конца жизни.

Ќачав читать, ¬ан€ ѕавлов надоедал всем рассказами о прочитанном. ¬от однажды, когда у крестного была спешна€ работа, мальчик, особенно надоедал ему† своими разговорами о У вартетеФ.  рестный дал ему тетрадь и карандаш и сказал:

-      У..“ы расскажи все этой тетрадке. “еперь € зан€т, а завтра прочту все, что ты напишешьЕФ

___________

1. є3 ст.22†††† 2. є3 ст.23

— этих пор »ван ѕетрович полюбил письменно выражать свои мысли.

ѕо возвращении мальчика домой крестный не оставл€л его своими заботами. ќн поставил в саду гимнастику дл€ него и убедил отца строго следить за упражнени€ми ребенка. —ам же выписал он дл€ всех детей книги. “ут надо отметить еще совет отца, который приобща€ детей к чтению, старалс€ выработать у них особое отношение к книгам. ” него на этот счет существовала сво€, проверенна€ опытом, метода. „тение не забава, а дело, по€сн€л он. „итать книги надо по нескольку раз, и уж во вс€ком случае два раза. “олько так можно пон€ть и запомнить. »ван ѕетрович не забывал этого до конца своей жизни.

ѕетр ƒмитриевич мечтал о том, чтобы сын, как и он, посв€тил себ€ церкви. ѕоначалу судьба »вана ѕавлова так и складывалась: почти с восьми лет он научилс€ читать и писать, в одиннадцать лет он поступил в –€занское духовное училище, а затем в духовную семинарию. »ван ѕетрович был одним из лучших учеников. ¬ыдвинулс€ он благодар€ своей начитанности, хорошему изложению мыслей и критическому отношению к прочитанному. √оды его учебы совпали с бурным развитием естествознани€ в –оссии. Ѕольшое вли€ние на мировоззрение ѕавлова оказали идеи великих русских мыслителей революционеров-демократов ј. ». √ерцена, ¬. √. Ѕелинского, Ќ. √. „ернышевского, труды публициста-просветител€ ƒ. ». ѕисарева, который своими пламенными стать€ми оказывал громадное вли€ние на умственное развитие »вана ѕетровича. ћолодежь простаивала целыми часами на улице под дождем и снегом, чтобы получить в библиотеке вновь поступивший журнал. ј такж円 труд "отца русской физиологии" ». ћ. —еченова Ц "–ефлексы головного

__________

1. є9 ст.10

мозга". ”влекшись естественными науками, ѕавлов в 1870 году поступил в ѕетербургский университет. «анима€сь на естественном отделении физико-математического факультета. ќн работал в лаборатории под руководством известного физиолога ». ‘. ÷иона, где выполнил несколько научных исследований. ј в 1875 году совет университета наградил его золотой медалью за работу "ќ нервах, заведующих работой в поджелудочной железе".

»ван ѕетрович ѕавлов познакомилс€ с —ерафимой ¬асильевной  арчевской в 1878 году, когда ему было двадцать дев€ть лет. ≈й же всего восемнадцать. –азница довольно существенна€, но она не бросалась в глаза Ц возможно потому, что —ерафима была девушкой крупной и на вид более взрослой, чем ее года. ј »ван ѕетрович, несмотр€ на окладистую бороду, был невысокого роста, худощав, моложав из-за своих удивительно €сных глаз, заразительного смеха и юношеской застенчивости, а также немного хромал, в движени€х был быстрый и резкий.

ѕо окончании университета »ван ѕетрович поступил на третий курс ћедико-хирургической академии и одновременно работал в лаборатории профессора физиологии  . Ќ. ”стимовича. «а врем€ прохождени€ курса в академии ѕавлов провел р€д экспериментальных работ, за совокупность которых был награжден золотой медалью. 1879 году ѕавлов окончил академию и был оставлен при ней дл€ дальнейшего усовершенствовани€. “огда же по приглашению выдающегос€ хирурга —. ѕ. Ѕоткина, он начал работать в физиологической лаборатории при его клинике. ¬ ней ѕавлов проработал около 10 лет, фактически руковод€ всеми фармакологическими и физиологическими исследовани€ми.

«ащитив в 1883 году диссертацию на степень доктора

__________

1.є5 ст. 53

медицины, ».ѕ. ѕавлов получил звание приват-доцента ¬оенно-медицинской академии. ѕроработав 45 лет в стенах этого института, он выполнил главные исследовани€ по физиологии пищеварени€ разработал учение об условных рефлексах.

¬ 1897 году ». ѕ. ѕавлов опубликовал свой знаменитый труд Ц "Ћекции о работе главных пищеварительных желез", ставший настольным руководством физиологов всего мира. «а этот труд в

1904 году ему была присуждена Ќобелевска€ преми€.

“руды ». ѕ. ѕавлова получили признание со стороны ученых всего мира. ѕри жизни ему были присвоены почетные звани€ многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, университетов и различных обществ. ј в 1935 году на 15 ћеждународном конгрессе физиологов »ван ѕетрович был увенчан почетным званием "старейшины физиологов мира". Ќи до, ни после него, ни один биолог не удостаивалс€ такой чести.

¬ своей научной де€тельности »ван ѕетрович ѕавлов Ц разрабатывал три основные ветви физиологии: физиологи€ высшей нервной де€тельности, физиологи€ сердечно-сосудистой системы (кровообращени€) и физиологи€ пищеварени€.

¬ течение первого периода научной де€тельности ѕавлов преимущественно занималс€ изучением физиологии сердечно-сосудистой системы.   этому времени относитс€ его диссертаци€ "÷ентробежные нервы сердца", в которой впервые было показано существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабл€ющих де€тельность сердца теплокровных животных. Ќа основании своих исследований ѕавлов высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает свое

__________

1.є4 ст. 143††† 2.є4 147

действие на сердце путем изменени€ обмена веществ в сердечной мышце. –азвива€ эти представлени€, »ван ѕетрович в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы.

”же в работах по физиологии кровообращени€ про€вились высокое мастерство, новаторский подход ѕавлова в проведении эксперимента. ѕоставив перед собой задачу, изучить вли€ние приема жидкой и сухой пищи на кров€ное давление собаки, он смело отходит от традиционных острых опытов на наркотизированных животных и ищет новые приемы исследовани€. »ван ѕетрович приучает собаку к опыту и путем длительной тренировки добиваетс€ того, что без наркоза представл€етс€ возможным отпрепарировать тонкую артериальную ветвь на лапе собаки и в течение многих часов повторно регистрировать кров€ное давление после различных воздействий. –ешение этой задачи €вилось зарождением метода хронического опыта.

Ќар€ду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы ѕавлов занималс€ изучением некоторых вопросов физиологии пищеварени€. Ќо систематические исследовани€ в этой области он начал проводить только в 1891 году в лаборатории »нститута экспериментальной медицины. ќсновной идеей в этих работах, также как в исследовани€х по кровообращению, была иде€ нервизма, заимствованна€ ѕавловым от —. ѕ. Ѕоткина и ». ћ. —еченова. ќднако изучение регул€торной функции нервной системы (в процессе пищеварени€) у здорового животного не могло быть осуществлено при методических возможност€х, которыми располагала физиологи€ того времени.

—озданию новых методов, новых приемов в физиологии ѕавлов посв€тил р€д лет. »м были разработаны специальные операции на органах пищеварительного тракта и введен в практику метод

__________

хронического эксперимента, позволивший изучать де€тельность пищеварительного аппарата на здоровом животном. ¬ 1879 году »ван ѕетрович впервые в истории физиологии произвел операцию, в результате которой получил посто€нную фистулу поджелудочной железы. ¬округ одно из двух ее протоков он вырезал небольшой участок кишки, а образовавшиес€ в кишке отверсти€ зашил; вырезанный кусок он вшил в кожную рану так, чтобы сок мог по протоку вытекать наружу. ƒругой проток железы оставалс€ на месте. ѕо этому протоку сок продолжал изливатьс€ в кишку, и нормальное пищеварение не нарушалось. „ерез некоторое врем€ рана зажила, и ученый приступил к дальнейшим опытам.

ќпераци€ сделанна€ ѕавловым, коренным образом отличалась от тех, которые обычно производились дл€ изучени€ различных отделов пищеварительного тракта. ¬первые по€вилась возможность изучать на здоровом животном выделение одного из пищеварительных соков в чистом виде Ц без примеси пищи. —обаки с фистулой поджелудочной железы жили в ѕавловской лаборатории годами.

„тобы изучить работу слюнных желез, ѕавлов вместе со своим учеником √линским разработал новый способ операций, который позвол€л в любой момент собрать чистую слюну без примеси пищи.

—люна выдел€етс€ в полость рта по специальным выводным протокам. Ќадо было направить не в полость рта, а наружу. ƒл€ этого конец протока одной из слюнных желез вместе с небольшим кусочком слизистой оболочки рта ѕавлов отделил от соседних тканей. «атем через отверстие, проделанное в стенки полости рта, он вывел конец протока наружу и прикрепил его к коже. ”же через несколько дней после операции конец

__________

протока, окруженный слизистой оболочкой, хорошо приживилс€ и позволил приступить к опыту.

–абота слюнных желез оказалась очень сложной и разнообразной. — изумительной точностью и посто€нством железы отвечают на различные раздражени€.

Ќо ». ѕ. ѕавлов не ограничилс€ этими опытами и вместе со своей сотрудницей Ўумовой-—имановской сделал своей подопытной собаке, уже имевшей фистулу желудка, еще одну дополнительную операцию: обнажил верхнюю часть пищевода, перерезал его, вывел оба конца наружу и укрепил их по кра€м раны.

ѕосле операции пища, которую съедала собака, вываливалась наружу через отверстие перерезанного пищевода. —обака с фистулой желудка и перерезанным пищеводом несколько часов подр€д могла глотать одну и ту же пищу и не насыщатьс€ ею. ѕри таком мнимом кормлении, как и предполагал великий ученый, из фистулы желудка выдел€лс€ совершенно чистый желудочный сок, не смешанный ни с пищей, ни со слюной. “аким образом, он смог доказать, что работа желудочных желез подчинена нервной системе и управл€етс€ ими. ќтпрепарированное животное становилось, по выражению ѕавлова "неистощимой фабрикой" желудочного сока. ќно может выдел€ть через фистулу каждый день по 300-400, а иногда и до 700 мл желудочного сока без вреда дл€ своего здоровь€. ¬ станках сто€ло 10 собак. «а 6-7 часов мнимого кормлени€ они давали несколько литров сока, который использовалс€ дл€ лечени€ людей при некоторых желудочных заболевани€х.

ѕровед€ опыт с мнимым кормлением Ц наиболее выдающимс€ опытом в физиологии 19 в., ѕавлов оставил далеко позади зарубежных коллег и даже самого –. √ейденгайна, чей авторитет в то врем€ был признан

__________

1. є3ст.124 2.є3ст.124 3.є3ст.124 4.є3ст.125 5.є3ст.125

всеми в ≈вропе, и к которому сам »ван ѕетрович совсем недавно ездил набиратьс€ опыта. ”спех в этом опыте окончательно переключил его на исследование пищеварени€.

¬ то врем€ многие критики ѕавлова настаивали на том, что мнимое кормление Ц не насто€щее. Ќадо было найти способ собирать чистый желудочный сок в то врем€, когда пища находитс€ в желудке.

Ќемецкому физиологу √ейденгайну удалось вырезать небольшой кусок желудка и сделать из него " мешок " с пришитым к† коже отверстием. “аким образом, желудок был разделен на две части. ¬ одну, большую часть по-прежнему через пищевод попадала пища и затем, продолжалс€ дальнейший, нормальный процесс пищеварени€, друга€, меньша€ часть была полностью отделена от большого желудка и не сообщалась с ним. “акой обособленный или изолированный желудок имеет только один выход Ц через отверстие в брюшной стенке, через которое выдел€етс€ наружу чистый желудочный сок.  азалось, что теперь задача полностью решена: малый желудочек отразит работу всего желудка. —обира€ из маленького желудка сок и исследу€ его состав и свойства, можно подробно проследить за работой большого желудка. ќднако опыт не удалс€. ћаленький желудочек работал неправильно. “ак, например, опыты с мнимым кормлением всегда сопровождались большим отделением желудочного сока, а, между тем из маленького желудка не выдел€лось ни одной капли. ѕавлов предположил, что при его отделении были перерезаны нервные волокна. "Ќадо устранить этот недостаток, Ц говорил ѕавлов. Ц » тогда маленький изолированный желудок будет точно, как зеркало, отражать работу большого желудка".

¬месте со своим помощником доктором ’ижиным, »ван ѕетрович долго и настойчиво разрабатывал новый

__________

1.є3 ст.129† 2.є3 ст. 131

способ операции. », в конце концов, после нескольких неудачных опытов, добилс€ успеха: изолированный желудок был сделан так искусно, что небыли повреждены не только кровеносные сосуды, но и нервы. —остав желудочного сока в большой и малой част€х оказалс€ одинаков. “еори€ ѕавлова целиком и полностью была подтверждена на практике. Ёто была насто€ща€ научна€ победа. “еперь ни какой критик не мог ни в чем упрекнуть его.   нему пришла всемирна€ известность, и известность эта была заслуженной.

ќпыты на собаках с павловским изолированным желудком показали, что желудочные железы, так же как и слюнные реагируют на характер поступающей в желудок пищи и соответственно мен€ют свою работу.

 аждый опыт начиналс€ с кормлени€ животного определенным количеством того или иного продукта, например м€са хлеба или молока. ќказалось, что переваривающа€ сила сока, т. е. скорость, с которой он действует на содержащиес€ в пище белки, неодинакова при кормлении разными пищевыми продуктами. "∆елудочные железы, Ц писал ѕавлов, Ц работают с большой точностью, дава€ на пищу вс€кий раз столько нужно дл€ данного материала по раз установленной норме".

»зуча€ де€тельность сердца, провод€ опыты по исследованию работы пищеварительных желез, »ван ѕетрович неизбежно встречалс€ с воздействием внешних условий, со св€зью организма с окружающей его средой. Ёто привело ученого к исследовани€м, создавшим новый раздел в физиологии и обессмертившим его им€. ¬ысша€ нервна€ де€тельность Ц вот над изучением чего начал работать ѕавлов и работал до конца своей жизни.

ѕри изучении работы слюнных желез ». ѕ. ѕавлов заметил, что собака выдел€ет слюну не только при виде

__________

1.є3 ст. 140

пищи, но и если услышит шаги человека, несущего ее, или при действии других различных раздражителей св€занных с ее приемом. –ассматрива€ сущность этого €влени€, »ван ѕетрович сумел, опира€сь на высказывани€ —еченова о рефлекторной природе всех про€влений де€тельности головного мозга, пон€ть, что феномен психической секреции дает возможность физиологу объективно изучать так называемую душевную де€тельность.

"ѕосле настойчивого обдумывани€ предмета, после нелегкой умственной борьбы € решил, наконец, Ц писал ѕавлов, Ц и перед так называемым психическим возбуждением остатьс€ в роли чистого физиолога, т. е. объективного внешнего наблюдател€ и экспериментатора, имеющего дело исключительно с внешними €влени€ми и их отношени€ми". »ван ѕетрович назвал безусловным рефлексом посто€нную, врожденную св€зь внешнего агента с ответной на него де€тельностью организма, в то врем€ как св€зь временную, образующуюс€ в течение жизни, Ц условным рефлексом. ¬ обоих случа€х эта св€зь устанавливаетс€ через нервную систему, причем у высокоорганизованных животных условные рефлексы образуютс€ при об€зательном участии коры головного мозга. ѕри выработке условных рефлексов происходит замыкание св€зей между нейронами разных областей коры, имеющими разное функциональное значение. ¬следствие этого возбуждение клеток коры, ранее безразличное в отношении той или иной де€тельности организма, начинает вызывать возбуждение тех корковых нейронов, которые относ€тс€ к данной де€тельности. “ак, световое раздражение, обычно никакого отношени€ к пищевым рефлексам не имеющее, может быть† превращено в агент, вызывающий слюноотделение, если это раздражение

__________

1. є7 ст.67

несколько раз предшествует кормлению. “аким образом, происходит выработка новых рефлекторных актов Ц условных рефлексов на раздражени€, €вл€ющиес€ сигналами предсто€щего действи€ агентов.

— введением метода условных рефлексов отпала необходимость строить догадки о внутреннем состо€нии животного при действии на него различных раздражителей. ¬с€ де€тельность организма, исследовавша€с€ ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной дл€ объективного изучени€. ќткрылась возможность познавать опытным путем св€зи организма с внешней средой. —ам же условный рефлекс сделалс€ дл€ физиологии, по выражению ѕавлова, "центральным €влением", пользу€сь которым оказалось возможным все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую де€тельность больших полушарий. ¬первые ѕавлов сообщил об условных рефлексах на четырнадцатом ћеждународном медицинском конгрессе в ћадриде.

¬ течение долгих лет »ван ѕетрович вместе с многочисленными сотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной де€тельности. Ўаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой де€тельности, вы€сн€лись взаимоотношени€ между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекани€ процессов возбуждени€ и торможени€ в коре. Ѕыло установлено, что эти процессы наход€тс€ в тесной и неразрывной св€зи, способны широко иррадиировать, концентрироватьс€ и взаимно действовать друг на друга. Ќа сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по ѕавлову, вс€ анализаторна€ и синтезирующа€ де€тельность коры больших полушарий. Ётими представлени€ми была

__________

1.є7ст. 71

создана физиологическа€ основа дл€ изучени€ де€тельности органов чувств, которое до ѕавлова было построено в основном на субъективном методе исследовани€.

√лубокое проникновение в динамику корковых процессов позволило »вану ѕетровичу показать, что в основе €влений сна и гипноза лежит процесс внутреннего торможени€, широко иррадиировавший по коре мозга и спустившийс€ в подкорковые образовани€.

ѕодробные исследовани€ сп€щих людей показали, что сон Ц циклическое €вление. ќбычный восьмичасовой сон состоит из 4-5 циклов, закономерно смен€ющих друг друга.  аждый цикл включает в себ€ две фазы: фазу медленного и фазу быстрого сна. —разу после засыпани€ развиваетс€ медленный сон. ќн характеризуетс€ урежением дыхани€, пульса, расслаблением мышц. „рез 1-1,5 часа медленный сон постепенно смен€етс€ быстрым, который длитс€ 10-15 минут. «атем начинаетс€ новый цикл медленного сна. Ёти наблюдени€ легли в основу работ ѕавлова о сне и гипнозе, и послужили средством формировани€ и изучени€ "экспериментальных неврозов".

»сследование условных рефлексов, вырабатываемых на раздражение рецепторов различных органов, позволило изучить все функции организма в их зависимости от де€тельности коры мозга при самых разнообразных услови€х жизни организма. »сследование формировани€ условных рефлексов, происход€щего на глазах экспериментатора, позволило также по - новому осветить вопрос о механизме рефлекторной де€тельности.

Ѕезусловные рефлексы хот€ и €вл€ютс€ врожденными, однако, некоторые посто€нно повтор€ющиес€ и биологически дл€ данного вида наиболее важные условные рефлексы могут при определенных услови€х

__________

1. є8 ст 105 2. є8 ст.105 3.є8 ст.105 3.є8 ст.105

наследственно закрепл€тьс€ и переходить, в конце концов, также в безусловные рефлексы. ѕри исследовании условных рефлексов было установлено, что особи одного вида могут различатьс€ по типу нервной системы. “ип нервной системы, в определенной мере отража€ свойства, приобретаемые по наследству, в то же врем€ складываетс€ и под вли€нием условий жизни особи. ¬оспитыва€, например, разных щенков одного помета в различных услови€х, исследователи наблюдали изменение типа нервной системы. Ѕыло доказано, что эти изменени€ определ€ютс€ вли€нием факторов внешней среды.

ќсновными принципами рефлекторной теории ѕавлов считал принцип детерминизма, принцип структурности и принцип анализа и синтеза. ѕринцип детерминизма устанавливает полную обусловленность материальными причинами всех €влений в организме, в том числе и высшей нервной де€тельности. »зучение функций коры головного мозга позволило ѕавлову настолько точно познать законы, управл€ющие условно-рефлекторной де€тельностью, что стало возможно в значительной степени управл€ть этой де€тельностью у животных (собак) и заранее предсказывать, какие изменени€ произойдут при тех или иных услови€х. ѕринцип структурности устанавливает, что все нервные процессы €вл€ютс€ результатом де€тельности определенных структурных образований Ц нервных клеток, и завис€т от свойств этих клеток. ќднако, если до ѕавлова свойства различных клеток и клеточных групп центральной нервной системы рассматривались как посто€нные, то »ван ѕетрович в учении об условных рефлексах показал, что свойства этих клеток измен€ютс€ в процессе развити€. Ћокализаци€ функций в коре головного мозга не должна, поэтому трактоватьс€ только как распределение в пространстве клеток с

__________

различными свойствами. ѕринцип анализа и синтеза устанавливает, что в процессе рефлекторной де€тельности происходит, с одной стороны, дробление окружающей природы на огромную массу отдельно воспринимаемых €влений, а с другой Ц превращение одновременно или последовательно действующих раздражителей (различного характера) в комплексные. √рубый анализ может быть осуществлен уже низшими отделами нервной системы, так как раздражени€ разных рецепторов, кажда€ группа которых воспринимает определенные воздействи€ среды, вызывает лишь определенные безусловные рефлексы. ќднако высший анализ, благодар€ которому возможно существование животного организма в посто€нно измен€ющейс€ среде, осуществл€етс€ корой головного мозга и основан на способности образовывать условные рефлексы а также, на способности к дифференцировке раздражителей.

C представлением об аналитической и синтетической де€тельности коры мозга, ѕавлов представл€л всю кору полушарий как совокупность анализаторов. јнализаторы €вл€ютс€ целостными структурными и функциональными образовань€ми, включающими в себ€ периферический Ц воспринимающий отдел (рецепторы), проводниковый отдел (центростремительные нервные волокна и все образовани€ центральной нервной системы, передающие возбуждение от рецепторов в кору головного мозга.) и корковый отдел, осуществл€ющий высший анализ и синтез всех воспринимаемых организмом раздражений. ¬ этом представлении де€тельность рецепторов рассматриваетс€ в единстве с де€тельностью центральной нервной системы. ѕавлов различал зрительный, слуховой, вкусовой, обон€тельный, кожный, двигательный и внутренний анализаторы. ¬ результате

__________

де€тельности анализаторов отдельные раздражители, исход€щие из внешней среды, и их комплексы могут вступать в св€зь с любыми формами жизнеде€тельности организма. ¬се "произвольные" движени€ представл€ют собой результат де€тельности двигательного анализатора, который функционирует на основе врожденных рефлексов, вызываемых раздражением этих рецепторов, а также рефлексов, выработанных на раздражение зрительных, слуховых и других рецепторов. —обрав огромный материал, характеризующий нервную де€тельность животных, ѕавлов распространил принципы рефлекторной теории на человека.

»зуча€ качественные отличи€ высшей нервной де€тельности человека по сравнению с животными, он выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности: первой Ц общей у человека и животных, и воспринимающей непосредственное воздействие, сигналы внешней среды, и второй Ц свойственной только человеку, речевой системе. —лова, по мнению ѕавлова, Ц это как бы сигналы сигналов. ¬ своих представлени€х о второй сигнальной системе он рассматривал реакции на слова, слышимые, видимые (читаемые) и произносимые, как результат выработки особых условных рефлексов. Ёти условные рефлексы второй сигнальной системы возникают при произнесении слов на основе раздражений рецепторов органов речи Ц мускулатуры губ, щек, гортани.

»мпульсы, вызванные раздражением рецепторов органов речи, поступают в корковый отдел двигательного анализатора и св€зывают эти раздражени€ временной св€зью, с одной стороны, с раздражени€ми слухового (а при чтении Ц зрительного) анализатора, с другой Ц с раздражени€ми, производимыми воздействием €влений природы,

__________

обозначаемых словами, на различные рецепторы организма. ѕавлов подчеркивал, что в этих вторых сигналах действительности мы имеем способ св€зи человека с окружающей его социальной средой, средство "межлюдской сигнализации".

ѕавлов рассматривал сознание человека в неразрывной св€зи с речью и установил, что механизмы высшей нервной де€тельности, выработки и торможени€ условных рефлексов определ€ют и развитие речи. ¬тора€ сигнальна€ система функционирует на основе первой, т. е. на основе воздействи€ на организм человека €влений природы, обозначаемых словами. Ёто позволило распространить принцип детерминизма на специфичные дл€ человека высшие формы нервной де€тельности. “аким образом, павловский принцип детерминизма, характеризующий всЄ учение о рефлексах, получил высшее развитие в представлени€х о второй сигнальной системе, €вл€ющихс€ первым шагом в естественно научном изучении высших сторон мозговой де€тельности, св€занных с €влени€ми сознани€.

’арактерной чертой павловского учени€ €вл€етс€ св€зь с практикой. ‘изиологи€ всегда представл€лась ѕавлову как теоретическа€ дисциплина, €вл€юща€с€ основой всей практической медицины. ‘изиологический синтез, указывал »ван ѕетрович, совпадает и отождествл€етс€ с медициной, так как овладение физиологическими позвол€ет целенаправленно на них воздействовать. ¬ы€снение природы определенных патологических состо€ний в услови€х эксперимента позволило ѕавлову устран€ть или см€гчать их. “ак, он впервые достиг длительного сохранени€ жизни собак после перерезани€ обоих блуждающих нервов, разработал способы борьбы с последстви€ми потери больших количеств желудочного сока, разработал

___________

приемы воспроизведени€ экспериментальных неврозов и их излечени€. Ѕудучи, таким образом (вместе с  лодом Ѕернаром), основоположником экспериментальной терапии, ѕавлов вместе с тем дал исключительный по ценности материал дл€ клиники теми своими исследовани€ми, которые установили нормальный ход физиологических €влений. ¬се современные методы лечени€ болезней пищеварительного тракта основаны на исследовани€х ѕавлова. ѕри лечении нарушений де€тельности нервной де€тельности, в частности высшей нервной де€тельности, огромное значение приобрели павловские исследовани€ об охранительном значении торможени€, которые положены в основу так называемой сонной терапии.

ѕавловское физиологическое учение Ц €вилось дл€ того времени выдающейс€ научной, революционной работой. ¬се €влени€ в организме павловское учение трактует как посто€нно измен€ющиес€ и развивающиес€, все процессы рассматриваютс€ им в их взаимосв€зи; организм изучаетс€ как часть природы, наход€ща€с€ в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. ¬озникновение качественно новых €влений в организме понимаетс€ как результат развити€, накапливани€ качественных изменений. Ќаучные достижени€ ѕавлова оказали революционное вли€ние на представлени€ того времени об организме человека. ќни на практике показали, что границ познани€ не существует. «начение исследований »вана ѕетровича трудно переоценить, так как его учение об условных рефлексах совершило насто€щий переворот в физиологии того времени и остаетс€ актуальным и сейчас, на его исследовани€х в области пищеварени€ основаны практически все современные методы лечени€, его работы по изучению кровообращени€ также очень значительны.

‘евральскую революцию 1917 года ѕавлов

___________

приветствовал восторженно, но ќкт€брьскую встретил с т€желым чувством, счита€, что –осси€ погибла. » опасени€ его начали быстро оправдыватьс€. Ќаучна€ работа† сворачивалась. Ќе хватало подопытных животных, препаратов, научных инструментов. Ќеоднократно в квартиру »вана ѕетровича €вл€лись чекисты. Ўесть золотых медалей, полученных ученым за свои труды, они конфисковали. ≈го Ќобелевска€ преми€, положенна€ в банк, была национализирована. ѕавлову советовали уехать за границу, но он отказалс€: на семидес€том году жизни трудно было бросить лаборатории, оставить сотрудников и учеников. ќднако положение в ѕетрограде все ухудшалосьЕ

“ерпению ѕавлова пришел конец. ¬ июне 1920 года он обратилс€ в Ќаркомпрос и —овнарком с просьбой разрешить ему уехать из –оссии. »ван ѕетрович откровенно говорил, что не приемлет тот Усоциальный опытФ, который провод€т большевики и который, по его мнению, Уничего не даст, кроме политической и культурной гибелиФ.

–азрешени€ покинуть –оссию »ван ѕетрович не получил, а в €нваре 1921 года —овнарком прин€л постановление об улучшении условий жизни и работы академика ѕавлова. ≈му и его жене предоставл€лс€ спецпаек, Уравный по калорийности двум академическимФ.

Ѕольше вопроса об эмиграции »ван ѕетрович не поднимал, и все же строптивый академик еще не раз причин€л беспокойство власт€м. ¬ 20-е годы ему разрешили съездить за границу. ќн побывал в ‘инл€ндии, ‘ранции и јнглии.

»ван ѕетрович, в самом деле был обеспечен всем. ¬ 1934 году правительство наградило его премиальным автомобилем. ”ченый стал ездить на шикарном УЋинкольнеФ и все чаще говорить €зыком, ранее дл€ него

__________

1. є10 ст.3† 1. є10 ст. 3

совершенно не свойственным. ¬† 1935 годы , за год до смерти, он сказал советскому послу в јнглии: Уѕожалуй, вы , большевики, своего добьетесь . я раньше в этом сомневалс€, но сейчас уверен Ц вы выиграете. јх, как хотелось бы еще пожить!Ф.

†ќ его заслугах и достижени€х можно говорить очень долго, ведь трудно найти человека сделавшего дл€ физиологии и медицины столько же, сколько сделал »ван ѕетрович ѕавлов. ќн считал физиологию и медицину неотделимыми друг от друга науками. ѕод его вли€нием формировались крупные школы терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии.

я думаю, что учение ѕавлова на сегодн€ остаетс€ одним из самых актуальных разработок в области физиологии и медицины и на основе его теории будет сделало еще не один шаг вперед в области биологии и медицины. » поэтому никак нельз€ забывать, что именно он был первым лауреатом Ќобелевской премии и в этом году исполн€етс€ 150 лет со дн€ рождени€ »вана ѕетровича ѕавлова. » об€зательно необходимо чтить пам€ть о нем и гордитьс€ тем, что мы живем в стране таких замечательных ученых как ».ѕ. ѕавлов.

___________

1.є10 ст. 3

 

††††††† —писок используемой литературы:

 

1.            јсрат€н Ё.ј. У»ван ѕетрович ѕавлов 1849-1936.гФ

††††† »зд-во: УЌаукаФ ћосква 1974

2.            Ѕалдановска€ ¬. У” мен€ была нежна€ матьФ††††††††† »зд-во: ѕриокска€ газета от 16 фев. 1996 г.

3.            ¬оронин —.† У∆изнеописание »вана††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

†††††††††††††††††††††††††††††† ѕетровича ѕавловаФ†

††††††††† »зд-во: У—оветский писательФ†††

†††††††††††††††††††††††††† Ћенинградское отделение 1984г.

4.            ѕавлов ».ѕ. ѕолное собрание трудов том 1.

5.            ѕавлов ».ѕ. ѕолное собрание трудов том 2

6.            ѕавлов ».ѕ. ѕолное собрание трудов том 5

7.            ѕавлова —. ¬. У»з воспоминанийЕФ

††††† »зд-во: УЌовый мирФ є3 за 1946г.

8.            —апарина ≈.¬ Уѕоследн€€ тайна жизниФ†††

†††††††† »зд-во: Ућолода€ гварди€Ф††††††††††††††††††††

†††††††††††††††††††††††††††††††††† ћосква 1983 г.

9.            ј.¬. „ечнева УЌа родине академика††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† †

†††††††††††††††††††††††††††††††† ».ѕ. ѕавловаФ

†††††††† »зд-во: Ућосковский рабочийФ ћосква 1982 г.

10.          „ерненко √. У»ван ѕетрович ѕавловФ в журнал円†††††

†††††† УЌЋќФ-У алейдоскопФ за 15 марта 1999г, є11

11.          У“ехника молодежиФ є9 за 1963г.

ѕриложение

†††††††††††††††††††† ††††††“ипы ¬ысшей Ќервной ƒе€тельности

†††††††††††††††††††††††††††††††† |†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† |



††††††††††† †††††††††††††††слабы醆††††††††††† †††††††††††††††††††††††††††††††††сильный

††††††††† †††††††††††††††††††††|†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† |

†††††††††††† меланхолиꆆ ______________________

†††††††††††††††††††††††††††††††††††† |††††††††††††††††††††† |††††††††††† †††††††|



†††††††††††††††††††††††† уравновешенны醆††††† не уравновешенны醆 энергичный

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† |††††††††††††††††††††††† |†††††††††††††††† |

†††††††††††††††††††††††††††††††† ††††††††††††холериꆆ††† флингматик

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† подвижны醆†††††††††††††††††††††††††††††

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† |

†††††††††††††† †††††††††††††††††††††††сонгвиник

†††


»з всех предложенных мне тем дл€ написани€ реферата по истории € выбрал тему ''∆изнь и творчество академика ».ѕ. ѕавлова'', потому что в этом году исполн€етс€ 150 лет со дн€ его рождени€ а также потому, что† он† мой земл€к и великий ученый нашего века.

ќ его заслугах и достижени€х можно говорить очень долго, ведь трудно найти человека сделавшего дл€ физиологии и медицины столько же, сколько сделал »ван ѕетрович ѕавлов. ќн считал физиологию и медицину неотделимыми друг от друга науками. ѕод его вли€нием формировались крупные школы терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии.

» € рад, что –€занцы† св€то помн€т своих земл€ков. ярким примером того €вл€етс€ воздвигнутый в центре города пам€тник ».ѕ.ѕавлову, его именем названы р€занский медицинский институт и одна из улиц города, открыт мемориальный музей усадьба академика ».ѕ.ѕавлова, на здани€х школы-гимназии є2 (бывшее духовное училище), музе€ ¬ƒ¬ (бывша€ духовна€ семинари€) установлены мемориальные доски.

Ј     ¬ процессе составлени€ реферата € посетил пам€тные места, св€занные с† именем академика. ќдним из наиболее понравившихс€ мне мест был дом-музей »вана ѕетровича ѕавлова. я прослушал всю экскурсию, а после попросил экскурсовода ответить на мои дополнительные вопросы. я также посетил р€д библиотек и прочел около дес€ти книг посв€щенных пам€ти »вана ѕетровича и его де€тельности.

ќдна из наиболее используемых книг дл€ составлени€ моего реферата - это книга —ерге€ ¬оронина У∆изнеописание »вана ѕетровича ѕавловаФ. ¬† книге собранны воспоминани€ »вана ѕетровича и† его автобиографи€.

«десь же использовалась книга ≈лены —апариной Уѕоследн€€ тайна жизниФ в ней автор† подробнее останавливаетс€ на творческой де€тельности ».ѕ.ѕавлова.

ѕомимо этих книг, дл€ описани€ дома, семьи и увлечени€х »вана ѕавлова, € использовал книгу ј.¬.„ечнева УЌа родине академика ».ѕ.ѕавловаФ.† ј также много другой любопытной литиратуры.

Ј     —оставл€€ реферат € составил план и разделил его на три основные части.

ѕерва€ часть- это введение и биографи€ »вана ѕетровича. ¬ этой части € останавливаюсь на детстве, юношеских годах и увлечени€х юного академика.

26 сент€бр€ по 1849 года у супругов ѕавловых родилс€ первенец »ван, названный в честь дедушки со стороны матери. ќн был здоровый, веселый мальчик, проводил врем€ в играх с меньшими брать€ми. ќхотно помогал матери, мыл посуду и умывал меньших братишек, а отцу помогал в его садовых работах.

¬ восемь лет »ван ѕетрович упал с высокого помоста. . ”шиб оказалс€ с очень серьезными последстви€ми. ћальчик стал бледнеть, худеть, плохо спал и совсем потер€л аппетит. „то повредил он при падении, осталось неизвестным, так как доктору его не показывали, а лечили домашними средствами.

  счастью, приехавший к ним в гости его крестный,† увидел своего крестника в таком жалком состо€нии и вз€л его к себе в монастырь, где и вылечил его.

ѕетр ƒмитриевич мечтал о том, чтобы сын, как и он, посв€тил себ€ церкви. ѕоначалу судьба »вана ѕавлова так и складывалась: почти с восьми лет он научилс€ читать и писать, в одиннадцать лет он поступил в –€занское духовное училище, а затем в духовную семинарию. √оды его учебы совпали с бурным развитием естествознани€ в –оссии. Ѕольшое вли€ние на мировоззрение ѕавлова оказали идеи великих русских мыслителей революционеров-демократов ј. ». √ерцена, ¬. √. Ѕелинского, Ќ. √. „ернышевского, труды публициста-просветител€ ƒ. ». ѕисарева, который своими пламенными стать€ми оказывал громадное вли€ние на умственное развитие »вана ѕетровича. ј такж円 труд "отца русской физиологии" ». ћ. —еченова Ц "–ефлексы головного мозга"

Ј     ѕожалуй наиболее большую часть моего реферата составл€ет творческий путь или три ветви физиологии. ¬ ней € подробно описываю труды и открыти€ ученого в области физиологии.

¬ своей научной де€тельности »ван ѕетрович ѕавлов Ц разрабатывал три основные ветви физиологии: физиологи€ высшей нервной де€тельности, физиологи€ сердечно-сосудистой системы (кровообращени€) и физиологи€ пищеварени€.

Ј     ¬ течение первого периода научной де€тельности ѕавлов преимущественно занималс€ изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. »ван ѕетрович приучал собаку к опыту и путем длительной тренировки добивалс€ того, что без наркоза представл€етс€ возможным отпрепарировать тонкую артериальную ветвь на лапе собаки и в течение многих часов повторно регистрировать кров€ное давление после различных воздействий. –ешение этой задачи €вилось зарождением метода хронического опыта.

Ј     Ќар€ду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы ѕавлов занималс€ изучением некоторых вопросов физиологии пищеварени€. ¬ 1879 году »ван ѕетрович впервые в истории физиологии произвел операцию, в результате которой получил посто€нную фистулу поджелудочной железы. ќпераци€ сделанна€ ѕавловым, коренным образом отличалась от тех, которые обычно производились дл€ изучени€ различных отделов пищеварительного тракта. ¬первые по€вилась возможность изучать на здоровом животном выделение одного из пищеварительных соков в чистом виде Ц без примеси пищи. —обаки с фистулой поджелудочной железы жили в ѕавловской лаборатории годами.

Ќо ». ѕ. ѕавлов не ограничилс€ этими опытами и вместе со своей сотрудницей он сделал своей подопытной собаке, уже имевшей фистулу желудка, еще одну дополнительную операцию: обнажил верхнюю часть пищевода, перерезал его, вывел оба конца наружу и укрепил их по кра€м раны.

ѕосле операции пища, которую съедала собака, вываливалась наружу через отверстие перерезанного пищевода. —обака с фистулой желудка и перерезанным пищеводом несколько часов подр€д могла глотать одну и ту же пищу и не насыщатьс€ ею. ѕри таком мнимом кормлении, как и предполагал великий ученый, из фистулы желудка выдел€лс€ совершенно чистый желудочный сок, не смешанный ни с пищей, ни со слюной. “аким образом, он смог доказать, что работа желудочных желез подчинена нервной системе и управл€етс€ ими. «а достижени€ в области пищеварени€ ».ѕ.ѕавлов в 1904 году был убостоен звани€ ларуеата Ќобелевской премии. ѕричем он был первым из физиологов удостоенных столь высокого звани€.

Ј     ¬ысша€ нервна€ де€тельность Ц вот над изучением чего работал ѕавлов до конца своей жизни. »ван ѕетрович назвал безусловным рефлексом посто€нную, врожденную св€зь внешнего агента с ответной на него де€тельностью организма, в то врем€ как св€зь временную, образующуюс€ в течение жизни, Ц условным рефлексом. ¬ обоих случа€х эта св€зь устанавливаетс€ через нервную систему. √лубокое проникновение в динамику корковых процессов позволило »вану ѕетровичу показать, что в основе €влений сна и гипноза лежит процесс внутреннего торможени€. ѕодробные исследовани€ сп€щих людей показали, что сон Ц циклическое €вление. ќбычный восьмичасовой сон состоит из 4-5 циклов, закономерно смен€ющих друг друга.  аждый цикл включает в себ€ две фазы: фазу медленного и фазу быстрого сна. —разу после засыпани€ развиваетс€ медленный сон. ќн характеризуетс€ урежением дыхани€, пульса, расслаблением мышц. „рез 1-1,5 часа медленный сон постепенно смен€етс€ быстрым, который длитс€ 10-15 минут. «атем начинаетс€ новый цикл медленного сна. Ёти наблюдени€ легли в основу работ ѕавлова о сне и гипнозе, и послужили средством формировани€ и изучени€ "экспериментальных неврозов".

Ј     ј заключительной частью моего реферата, €вл€етс€ отношение ».ѕ.ѕавлова к революции† и мое личное отношение к нему.

‘евральскую революцию 1917 года ѕавлов приветствовал восторженно, но ќкт€брьскую встретил с т€желым чувством, счита€, что –осси€ погибла. » опасени€ его начали быстро оправдыватьс€. Ќаучна€ работа† сворачивалась. Ќе хватало подопытных животных, препаратов, научных инструментов. Ќеоднократно в квартиру »вана ѕетровича €вл€лись чекисты. Ўесть золотых медалей, полученных ученым за свои труды, они конфисковали. ≈го Ќобелевска€ преми€, положенна€ в банк, была национализирована. ѕавлову советовали уехать за границу, но он отказалс€: на семидес€том году жизни трудно было бросить лаборатории, оставить сотрудников и учеников. ќднако положение в ѕетрограде все ухудшалосьЕ

“ерпению ѕавлова пришел конец. ¬ июне 1920 года он обратилс€ в Ќаркомпрос и —овнарком с просьбой разрешить ему уехать из –оссии.

–азрешени€ покинуть –оссию »ван ѕетрович не получил, а в €нваре 1921 года —овнарком прин€л постановление об улучшении условий жизни и работы академика ѕавлова. ≈му и его жене предоставл€лс€ спецпаек, Уравный по калорийности двум академическимФ. Ѕольше вопроса об эмиграции »ван ѕетрович не поднимал.

¬† 1935 году , за год до смерти, он сказал советскому послу в јнглии: Уѕожалуй, вы, большевики, своего добьетесь . я раньше в этом сомневалс€, но сейчас уверен Ц вы выиграете. јх, как хотелось бы еще пожить!Ф.

ѕосле написани€ данного реферата € оправдал поставленные перед собой цели у€снил дл€ себ€, что и на сегодн€шний день учение ѕавлова остаетс€ одной из самых актуальных разработок в области физиологии и медицины и на основе его теории будет сделан еще не один шаг вперед в области биологии и медицины. » поэтому никак нельз€ забывать, что именно он был первым из физиологов удостоенных звани€ лауреата Ќобелевской премии и в этом году исполн€етс€ 150 лет со дн€ рождени€ »вана ѕетровича ѕавлова. » об€зательно необходимо чтить пам€ть о нем и гордитьс€ тем, что мы живем в стране таких замечательных ученых как ».ѕ. ѕавлов.

† на тему: У∆изнь и творчество ».ѕ.ѕавловаФ ††††††† ††††††††††††††† ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† —оставил: ученик 9√ класса ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††  олдышев ћ.¬ ††††††

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ ƒипломна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ ƒипломна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru