База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Конфликты: их классификация и причины возникновения — психология, педагогика

     КОНФЛИКТ (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение про­тивоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая ли­бо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо проти­воположные цели или средства их достижения в данных обстоятель­ствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов воз­можного конфликта и его объект. Однако, чтобы К. начал развиваться, необхо­дим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя ин­тересы другой стороны.

     Если проти­воположная сторона отвечает тем же, К. из потенциального перехо­дит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опо­средованный, конструктивный стаби­лизирующий или неконструктивный. В ка­честве субъекта взаимодействия в К. может выступать как отдельное лицо (внутриличностный  К.), так и два    или несколько лиц (межличностный К. - это ситуации, возникающие между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, представлениях, спо­собах поведения и др.). В зависимости от конф­ликтной ситуации выделяются меж­групповые К., межорганиза­ционные К., классовые К., межгосударствен­ные К., межнациональные К.

 Личностный конфликт – внутриличностное противоречие, воспринемаемое и эмоционально переживаемое человеком (мотивационные (борьба мотивов), когнитивные (борьба несовместимых противоречий), ролевые конфликты (противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности),разновидность ролевого конфликта: межролевые (когда разные ролевые позиции несовместимы) и внутриролевые (когда имеются  противоречия, возникающие требованиями роли и возможности человека));

Внутриличностные (или просто личностные)  К., как правило, бывают  порождением стремлений субъекта.Такие  конфликты представ­ляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или, по меньшей мере, трудносовместимыми) интересами, потребностями,  представлениями, ролями и т.д. человека, например, конфликт между желанием и чувством долга или между необходимостью совмещения  служебных и семейных обязанностей.

Не­конструктивный межличностный К. возникает, когда один из оп­понентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стре­мится психологически подавить портнера, дискредитируя и унижая. Обычно это вызывает яростное сопротив­ление другой стороны, диалог сопро­вождается взаимными оскорблени­ями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются меж­личностные отношения.

Конструк­тивным (продуктивным) межличностный  конфликт  может  быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых ар­гументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения.

Выделяют:

1) соперничество (противоборство), сопровождаю­щееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направ­ленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

2) компромисс -урегулирование разно­гласий через взаимные уступки;

3) избегание, заключающееся в стрем­лении выйти из конфликтной ситуа­ции, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

4) приспособление — тенденция сгла­живать противоречия, поступаясь своими интересами;   Данный вид конфликта позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально- психологических процессов: например в рабочем коллективе данный вид конфликта, обусловленный  предметно- познавательной деятельностью их членов, создают  интеллектуальную эмоциональною напряженность, которая способствует поиску продуктивных решений поставленных проблем.

В межгрупповых конфликтах в качестве субъектов  выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.

 Развитие  конфликта  обычно идет в следующей по­следовательности:

 а) постепенное усиление участников К. за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

    в) повышение конфликтной актив­ности участников, изменение харак­тера К. в сторону его ужесточе­ния, вовлечения в  конфликт  новых лиц;

г) нарастание эмоциональной на­пряженности,  сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников К.;

д) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликта в целом.

  По времени действия конфликты делятся на: кратковременные, длительные, затяжные (тупиковые).

По степени управляемости: на  управляемые, плохо управляемые, неуправляемые.

Психологи, изучающие конфликтологию создали 3 теории, концепции соц. возникновения конфликтов:

МОТИВАЦИОННАЯ (в основе борьба мотивов и интересов);

КОГНИТИВНАЯ (познавательная); конфликт возникает, когда осознаются причины, ведущие к этой ситуации;

ДЕЯТЕЛЬНОСНАЯ ( противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни человека);

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru

     КОНФЛИКТ (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение про­тивоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая ли­бо противоречивы

 

 

 

Внимание! Представленный Доклад находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавался, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальный Доклад по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru