курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.
Культурология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур.
Предмет – культура, взятая как целостное тявление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития.
Культурология – изучает закономерности
возникновения и развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и
взаимозависимость отдельных культур, отличающиеся пространственно-временными,
социально-политическими и прочими характеристиками.
Теория культуры исследует культуру как систему социальных феноменов и как
социальный процесс.
Культурология – комплексная научная дисциплина, базирующаяся:
·
·
· - философия культуры)
·
·
·
Культурология
сформировалась как отдельная самостоятельная
дисциплина уже в 20 веке.
Впервые термин культурология
был использован немецким ученым Оствальдтом (1909г.),
который обосновал необходимость системного подхода к исследованию культуры.
В настоящее время культурологию рассматривают как методологическую основу всего комплекса наук о культуре.
Задачи культурологи:
Методы исследования:
2. Культура как общественное явление: понятие, сущность.
Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку –«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность).
Это
· период античности (2 тыс. до н.э. – 4 век н.э.)
· Эпоха средневековья (конец 5 века – 14 век)
В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер.
Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.
· Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 – 1-я половина 17 века в культуре появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).
· - начало Эпоха Нового времени (сер.17 – начало 20 вв.) - начало буржуазных революций в Европе)
Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17в. – Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18в. – I трети 19в. – Гердером, Кантом, Гегелем.
Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего.
Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека..
Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения – звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком.
Гегель явился автором теории «абсолютного духа».
Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен.
Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть).
В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным.
Ницше – автор теории сверхчеловека, где он выступает против морали коллективной за мораль индивидуальную. Сверхчеловек – это тот, кто смог подняться над коллективной моралью, следуя своей индивидуальной морали.
Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство…). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).
3. Структура и функции культуры.
Структурно делится
·
По
субъекту – носителю (отдельный
человек, коллектив, нация, народ, этнос, человечество (на разных этапах).
Субкультура
– это автономная культура определенной социальной группы со своими
нормами и ценностями (молодежная субкультура).
Аккультурация
– это процесс вхождения индивида в общество, приобщение к культуре (эмиграция).
·
По
видам - в основе лежат виды
человеческой деятельности: материальная, духовная, социальная.
Материальная
культура – это сфера материально преобразующей деятельности человека и
ее результаты:
- культура производства (техника,
орудия, технологии)
- культура быта
- культура жилища
- культура человеческого
тела (физическая культура)
- культура труда (труб экономиста)
Духовная культура – сфера духовная
деятельности и ее результаты:
- культура правовая
- культура нравственная
(этическая)
- научная
- педагогическая
- художественная
- эстетическая
Духовная культура – это
соответствие уровня развития личности
уровню развития общества (Джордано Бруно)
Духовная культура формирует
интеллектуальные качества личности
Социальная культура – отражает
отношения, возникающие между людьми в обществе(на уровне государства,
диктатуры, демократии).
·
По
уровням
1. массовая - элитарная
2. официальная –
андеграунд
3. обыденная -
специализированная
·
По характеру.
1. профессиональная культура
– это совокупность знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения своих
служебных обязанностей.
2. общая культура –
соответствие уровня развития личности, общества потребностям времени
·
По
содержанию – выделяют три блока:
1. КОСНИТИВНЫЙ – включает в себя
ценности культуры как материальные, так и опредмеченные
духовные (на основе какой-либо находки мы делаем выводы о всей эпохе)
2. праксеологический - включает в себя социальные институты, занимающиеся созданием,
сохранением и распространением культурных ценностей
3. регулятивный
- включает в себя социальные
институты, регулирующие взаимоотношения людей (отношения между людьми на Западе
и Востоке разные)
Можно взять временные параметры – прошлое, настоящее, будущее.
Функции культуры:
духовенство - человек
пытается принести пользу
бюргерский тип- трудолюбие, усердие
ренессанский тип - нововременные тип – стремится к
нововведениям
3.
функция социальной памяти (информативная)
смысл – каждое поколение, вступая в жизнь,
осваивает достижения предшествующих поколений ( Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель)
4. гносеологическая
(познавательная) - реализуется
через научный поиск.
20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные
технологии, клонирование).
5. компенсаторская (защитная) – способствует
выживаемости человека, реализации его творческих возможностей (религия, наука,
искусство).
Диана Гурцкая – слепая певица
6. аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные ценности в жизни
7. функция катарсиса (очищение) -
религия – исповедь, исповедуясь человек очищается
искусство - музыка - слушая музыку
снимается стресс
живопись – человек очищается и оздоровляется
8. игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли
9. семистическая (знаково-языковая)
Язык – средство фик5сации, хранения, переработки, трансляции культурной
информации.
Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства.
10. интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) - религия, политика.
11. Этическая
Культура формирует этические нормы (10 заповедей) – религия, искусство
12. Эстетическая – формирует представление о красоте (мифология, искусство)
Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления.
Официальная культура – это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д.
Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:
Андеграунд
– это не особо строгие правила
компоненты культуры поведения человека
Обыденная
культура - например, кто-то
лечится сам
Специализированная
культура – например, кто-то лечит людей.
5. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры.
Типология – учение о видовых различиях культуры,
культурно-исторических типах.
Единой общепринятой типологии культуры не существует, т.к.нет единого критерия,
по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции
типологии культуры.
Основные подходы систематизации культуры:
Существуют различные
концепции построения типологии культуры.
Концепция Сорокина в работе
«Человек, культура, общество» - выделяет три основных типа культуры:
Концепция К.Ясперса в работе «Смысл и назначение истории» - выделяет две эпохи:
В это время жили в Индии – Гаутама – основоположник 1-ой мировой религии – буддизма, Гиппократ – основоположник медицины, Евклид – геометрия.
Концепция Ницше
в работе «Рождение трагедии в духе музыки» - выделяет в культуре
2
начала, опираясь на образы богов античной мифологии
6. Культура во времени и пространстве.
Теория Гегеля, Маркса и Энгельса, Вебера.
Данная концепция исходит из следующих положений:
Впервые данная концепция была предоставлена в трудах Гегеля в работе «Феноменология духа» - Человек рассматривается как существо духовное, сущностью «духа» выступает стремление человека к свободе.
Гегель выделяет 3 типа культуры (в зависимости от степени познания свободы)
1 тип – восточный
– происходит только осознание свободы, ему присущи естественность, природность.
Форма государственного устройства – деспотия. Деспотия – первый шаг к свободе
для всех через свободу для одного.
2 тип – античный –
границы свободы расширяются, человек отделяется от природы, происходит
возвышение человеческой личности.
Формируются принципы демократии (например, Афины – правами обладали
10% рожденных свободными мужчин, женщины не считались равноправными).
3 тип – германо-христианский - преодолеваются недостатки предшествующих периодов, идея равенства выражается в христианстве.
Концепция Маркса и Энгельса (формационная концепция)
Основой культуры является труд, характер труда и способ распределения материальных благ определяют тип формации, от низших ступеней к высшим:
- первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический
Концепция Вебера в работе «Протестантская этика и дух капитализма»
Вебер делает попытку создать идеальную модель развития человечества, выделяет три типа культуры:
1.
2. харизматитческий – общество подчиняется воле одного лидера- период реформации – протестантская этика
3.
7. Цивилизационные теории развития культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)
Данная концепция исходит из следующих положений:
Основоположник данной концепции – Николай Данилевский, работа «Россия и Европа» 1869год
Эта работа появилась в связи со спором западников и славянофилов о путях развития России. Он противопоставляет Россию Западу.
Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов (10+1отдельно)
…….и др. + 1 – славянский
Данилевский является основоположником панславизма – провозглашает единство славянских народов и единую культуру славян.
3 стадии культурного развития типа в концепции Данилевского:
1. этнографическая – закладываются основы типа (традиции и др)
2. государственная – формируются типа государственного устройства (диктатура)
3. цивилизационная – в полной мере проявляются все задатки типа
Основы одного типа не могут быть переданы насильственно другому.
Концепцию Данилевского продолжил Шпенглер.
Концепция Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы» 1914-1915гг
Европа переживает стадию гибели духовной культуры (закат, упадок).
Шпенглер выделяет 8 сложившихся цивилизаций:
Шпенглер считал, что каждый культурно-исторический тип в своем развитии проходит 2 стадии:
В качестве пробуждающейся
культуры Шпенглер рассматривал русско-сибирский тип культуры ( к.19 –
нач.20века – «Серебряный век» русской культуры.
В русской культуре он видел спасение духовных основ европейской культуры.
Концепция Арнольда Тойнби
Работа «Постижение истории» 1934-1961г.
Он сформулировал закон возникновения и гибели цивилизации.
Тойнби под цивилизацией понимал социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, имеющий четко выраженные параметры технологического развития, основу которого составляет религия.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию – индо-буддийскую, китайско-конфуционную, православная основная (Греко-византийская), православная русская и др.
8. Культура и цивилизация.
Соотношение понятий культуры и цивилизации.
Выделяются следующие точки зрения:
4. В современном мире термин «цивилизация» имеет следующие
значения:
- унитарное – эталон прогрессивного
развития человечества.
- стадиальное значение – это этап прогрессивного развития человечества (аграрное à индустриальное à постиндустриальное)
- локально-историческое значение – социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками.
Культура – это творческая деятельность, она созерцательна.
Цивилизация – переход от творчества к самой жизни, работе по переустройству земли (люди изменяют мир в реальности), она действенна, прагматична.
Культура - религиозна, символична (у истоков культуры стоит религия)
Цивилизация - не религиозна , не символична
Культура – вечна, основана на традициях, обычаях.
Цивилизация (с лат.гражданский, городской, общественный) – футуристична. т.е.отбрасывает старое
Культура - элитарна, аристократична, основана на качестве
Цивилизация – массова, демократична, основана на количестве
Культура – органична
Цивилизация – технична, механична
Культура – национальна
Цивилизация – интернациональна, т.е. устраняет национальные перегородки.
9. Отечественные и зарубежные школы культурологии.
Отечественные:
·
Московская
школа – 14 – 16 века – наследники Киева и Владимира организовали эту
школу, предусматривали Летописание наряду с Псковом и Тверью,
перенесли кафедру митрополита Киприяна в Москву,
требовали создавать рассказы с библейскими сюжетами.
Характер этой школы – исторический и назидательный
После победы в Куликовской битве прославляли воинов и положили на музыку «Сказание о Мамаевом побоище» – автор Афанасий Рязанет
Монастыри активно входят в жизнь
В Москве в монастырях было создано более 400 летописей
Заселение брошенных земель и возведение монастырей считалось подвигом
Сергей Радонежский создал Троицкий монастырь
В литературе А,Никитин «Хождение Афанасия Никитина за
три моря»
Повесть о Петре и Ефронии Муромских о любви супругов
·
Школа
живописи и архитектуры в Пскове и Новгороде
Школа приглашала художников из Византии. Всех приезжих греков называли Феофанами.
Были созданы – икона Борис и Глеб – символ братолюбви
икона Божья Матерь Донская –
ее с собой брал в походы Дмитрий Донской
икона
А.Рублева - Спас, лик Иисуса Христа и
Троица
· Новгородская школа архитекторов
Постепенно отошли от строительства
больших однокупольных храмов к мальньким,
обслуживающим улицы.
В Москве строится Кремль – венец русских царей
Во Владимире построен Успенский Собор
Зарубежные школы :
10. Диалог в культуре.
Диалог – это связь создателя с публикой, художник со зрителем, артист со зрителем, литератор читателем и т.д.
. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Речь идет не о сиюминутном признании.
Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.
Также рассказать о языке культуры.
11. Язык культуры. Культура как мир знаков и значений.
Система языков культуры:
· пластические языки, фиксирующие жест в природных материалах –
конкретно-изобразительный и орнаментально – архитектонический (абстрактный)
· письменные языки - словесный и нотный
Специфика языкового общения
· Языки специализированной коммуникации (производственной и социально-организационной)
· Языки обыденного повседневного общения
· Языки художественного общения
12. Культура и личность. Роль культуры в социализации личности.
Инкультурация – это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни определённого типа культуры. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке – в способах устной речи, письма и чтения. В целом процесс инкультурации происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык, ценностно смысловые ориентиры, общественные идеалы, процедуры развития творческой деятельности, система коллективного знания, системы и способы передачи и распространения информации и знаний, этические нормы, картина мира. Процесс инкультурации зависит от сочетания данных элементов и протекает по-разному в различных культурах.
Социализация – это процесс выработки человеком социальных норм и правил жизнедеятельности. Результатом социализации должно стать развитие активной, полноценной личности в обществе
В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социо-культурного опыта, обретение социальных ролей.
К основным факторам социализации следует отнести: экономические условия жизнедеятельности, социальные отношения, этнические, религиозные и культурные особенности.
Семья, школа, Вуз, СМИ, помогают приобрести необходимые навыки, знания, культурные нормы и традиции.
Существует множество разных трактовок процесса социализации:
· Тарт – принцип подражания,
· Парсонс – вбирание информации о значимых,
· Смелзер – приобретение людьми опыта и ценностей, а также передача опыта от поколения к поколению.
· Другие – непрерывный процесс обучения и роста.
Суть социализации состоит в том, что личностная или частная и социальная сферы находятся в процессе постоянного взаимодействия и взаимоопределения в процессе обучения и роста человека.
Процесс социализации как удовлетворение потребностей:
· ексуальных, обеспечивающих физическое становление и жизнь человека
·
·
·
·
Эстетическая культура человека:
·
компоненты культуры поведения человека
Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:
13. Культура и творчество.
14. Искусство в системе культурных ценностей.
Искусство – специфический способ целостного самоутверждения человеком своей сущности, спосод формирования «человеческого» в человеке.
Характерные черты искусства:
·
·
·
· Коммуникативность (средство общения между людьми)
·
·
Социальные функции искусства
·
·
·
·
·
Теории происхождения искусства:
·
·
·
·
·
Классификация видов искусств:
Стили в искусстве : - романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, натурализм, и в 20 веке – модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм.
15. Религия как феномен культуры.
Религия в переводе с латинского – связь!
Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы:
Ряд исследователей относят к ранним формам религии и магию.
Магия – комплекс ритуальных действий с целью оказания влияния на сверхъестественные силы для получения материального результата.
Магия подразделяется:
·
·
Магия являлась первой попыткой подчинить себе окружающий мир. Способствовало развитию коллективных форм труда, выживаемости людей.
Функции религии можно проследить через функции культуры:
·
·
·
· Человекотворческая
·
16. Наука в системе культуры.
Нововведения в технологиях неизбежно приводят к значительным качественным изменениям в культуре. Уже с середины 20 века происходят события, изменившие отношение человека к человеку, к самому себе и природному миру. Это открытия – компьютеры, атомная и водородная бомбы, биохимия живой клетки, кризис городов (вода, отходы, воздух), разрушение природной среды, выход в космос, нарушение озонового слоя и т.д. приводят к необратимым последствиям.
Экономика 20века носит инновационный характер. Возрастает роль информационных технологий, без которых теперь прогресс невозможен. Появление новых информационных технологий приводит к изменению социального культурного порядка развития. Современные новые технологии становятся принципом, вокруг которого формируется новая научно-технологическая рациональность, основанная на знании.
Новые технологии оказывают влияние на формирование личности, семьи, образа жизни.
Катастрофическое сокращение энергетических ресурсов, обострение глобальных экономических проблем и т.д. привели к глобальной необходимости информации.
Этот факт отразился в понятии «информационного взрыва». Именно в овладении «информационным взрывом» и видится возможность дальнейшего прогресса в развитии человеческой цивилизации.
Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.
17. Природа и культура. Исторические этапы взаимодействия.
Экология – ( от греч. дом, жилище) – наука о среде обитания человека.
Обычно используется в значении – учение об окружающей природной среде, состоянии природной среды, подвергающейся уничтожению, разрушению со стороны человека (последствия технической активности).
Загрязнение природы, поражение среды обитания человека – это не проблема природы, а проблема человека, его культуры.
Культура – основная проблема, характеризующая отношение человека и природы, так как культура, как результат человеческого труда, в то же время способ человеческой жизнедеятельности.
Культура характеризует то состояние, тот уровень развития, которого достигло общество во взаимодействии с природой.
Что же делать в технический век нам?
Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.
В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.
Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.
Природа важнее сиюминутной технической выгоды.
18. Техника как феномен культуры.
Особенности формирования культуры 20в.:
Глобальные проблемы:
Что же делать в технический век нам?
Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.
В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.
Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.
Природа важнее сиюминутной технической выгоды.
Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.
19. Противоречия НТР: сущность современного экологического кризиса. Роль культуры в решении экологических проблем.
Экология – ( от греч. дом, жилище) – наука о среде обитания человека.
Обычно используется в значении – учение об окружающей природной среде, состоянии природной среды, подвергающейся уничтожению, разрушению со стороны человека (последствия технической активности).
Загрязнение природы, поражение среды обитания человека – это не проблема природы, а проблема человека, его культуры.
Культура – основная проблема, характеризующая отношение человека и природы, так как культура, как результат человеческого труда, в то же время способ человеческой жизнедеятельности.
Культура характеризует то состояние, тот уровень развития, которого достигло общество во взаимодействии с природой.
Что же делать в технический век нам?
Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.
В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.
Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.
Природа важнее сиюминутной технической выгоды.
20. Социальная роль интеллигенции в развитии культуры: история и современность.
«Дух есть ……..интеллигенция» - Гегель
«Родовые» признаки интеллигенции
Декабристы – ради идеи улучшения жизни человечества потеряли все привилегии и в Сибирь, а их жены бросили все и уехали с ними.
Интеллигенция первой реагирует на малейшие колебания в обществе,
компоненты культуры поведения человека
Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:
Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась.
Схема исторических моделей культурного человека:
·
·
·
· Широкое образование, планетарное мышление, культурный плюрализм
Японский специалист Масуда, развивая концепцию информационного общества, выдвинул идею появления нового человека – человека интеллигентного. Он считает, что мозг, сознание человека есть высший этап эволюционного развития. Именно используя мозг как высшее интеллектуальное устройство, человек мог победить всех своих биологических конкурентов. Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.
21. Традиции и новации в культуре.
Новаторство и традиции – две стороны процесса развития культуры.
Устойчивость, «инерционность» в культуре – это традиции. В традиции элементы культурного наследия – идеи, ценности, обычаи, обряды и т.д. – сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры – это
Благодаря им человечество развивается, не «изобретая велосипед», а используя достигнутый опыт.
Культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества.
Единство традиций и обновления – универсальная характеристика любой культуры.
Далеко не всякое новаторство является фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе творческого содержания. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Речь идет не о сиюминутном признании.
Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.
Общества делятся по соотношению традиций и новаторства на:
· Традиционные, традиции господствуют над творчеством, отклонения от норм не приветствуются, отрицаются
· Современные – ценностью является обновление, новаторство, индивидуальность, истинный художник или ученый – всегда создатель нового, общество пронизано « 1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания. Культурология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур. Предмет – культура, взятая как целостное тявление
Есть ли особенности у женской речи?
Религиозно – философские взгляды Лютера
Теория языкознания
Билеты по межкультурной коммуникации
Преферанс во всех видах
Классификация имен
Свадебный обряд в Тамбовской области
Флоренский Павел Александрович
Вышивка крестом
My favourite TV programme
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.